Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН МАМЕРТ [Клавдиан Экдиций Мамерт; лат. Claudianus Mamertus] († 473/4), лат. христ. богослов. Род. в 20-х гг. V в. в г. Вьенна (ныне Вьен, Франция), получил образование в Лугдуне (ныне Лион) вместе со св. Сидонием Аполлинарием , к-рый вспоминал, как они с К. М. слушали проповеди св. Евхерия , еп. Лугдунского († ок. 450). К. М. был рукоположен во пресвитера и стал помощником своего брата, св. Мамерта, еп. Вьеннского (451/2-471/2), который поручил ему обучать клириков. К. М. получил хорошее философское и риторическое образование, был знаком с творениями классических и христ. авторов (блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского, свт. Григория Богослова ). Геннадий Массилийский (Марсельский) отмечал способность К. М. к риторике и его полемический дар (ad loquendum artifex, ad disputandum subtilis). Сидоний в письме Петрею, племяннику К. М., восхвалял его как философа и ритора ( Sidon. Apol. Ep. IV 11). Возможно, К. М. было посвящено толкование на Екклесиаста книгу , написанное Сальвианом Массилийским (Геннадий называл адресатом этого сочинения некоего Клавдия, еп. Вьеннского - Gennad. Massil. De vir. illustr. 68). Эпитафию К. М. составил Сидоний Аполлинарий ( Sidon. Apol. Ep. IV 9). Геннадий Массилийский в перечне церковных писателей (2-я пол. V в.) называет К. М. автором трактата «О состоянии души» («О сущности души» - De statu animae, De substantia animae) ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 84). Сочинение посвящено Сидонию Аполлинарию, который в предисловии именуется бывш. префектом (praefectorius). Т. о., трактат был написан между 468 г., когда Сидоний Аполлинарий был префектом Рима, и 470 г., когда он был возведен на епископскую кафедру в г. Арверн (ныне Клермон-Ферран). В соч. «О состоянии души» К. М. полемизировал с Фавстом , еп. г. Рейи (Регий; ныне Рьез), к-рый в послании некоему епископу доказывал, что Божество не подвержено страданию и что души ангелов и людей телесны ( Faust.

http://pravenc.ru/text/1841195.html

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Банников А. В., Каспаров А. И., Пржигодзкая О. В. Житие Святого епископа Цезария. Vita Sancti Cæsarii episcopi. О житии Цезария Основной источник, рассказывающий нам о жизни и деяниях Цезария Арелатского, – Житие Цезария (Vita Cæsarii), составленное по просьбе Цезарии Младшей, аббатисы Арльского женского монастыря, которая, возможно, была его племянницей. В этом монастыре житие было закончено спустя семь лет после смерти Цезария. Над его созданием трудились пять священнослужителей, которые были лично знакомы с Цезарием. Свой труд они разделили на две книги, и в целом он выдержан в хронологической последовательности жизни Цезария. Первая книга была выполнена тремя местными епископами: епископом Тулона Киприаном, епископом Узеса Фирмином и епископом Вивенцием 847 . Она охватывает период жизни Цезария от рождения до церковного собора в Оранже (529 г.) и письма папы Бонифация (531 г.). По большей части в ней освящены основные события жизни Цезария: его церковная карьера от монаха до епископа Арля, его нововведения в церковной жизни, административные и проповеднические дарования, а также отношения с епископами и варварскими королями. Авторами второй книги были клирики Арльской церкви, монах Мессиан и дьякон Стефан, которые меньше знали эту сторону его жизни. Эту книгу можно разделить на три части. Первая (II, 2–36) включает топосы о повседневной жизни святого и рассказы об излечении и изгнании нечистой силы благодаря его вмешательству. Вторая часть (II, 38–44) содержит рассказы о чудесах, свершившихся уже после смерти Цезария, и чудодейственности его мощей. Третья часть (II, 45–50) хронологически продолжает первую книгу с момента перехода Арля под власть франкского короля Хильдеберта (536 г.) и завершается описанием последних дней жизни Цезария и его похорон 848 . Авторы жития просят у своих читателей не критиковать их «стиль изложения за грамматику и отсутствие красноречия», что, безусловно, представляет собой литературный штамп, которому отдали должное и Иларий, и Иероним, и Августин, и Сидоний Аполлинарий, и сам Цезарий. Текст, хотя и далек от идеала поздней латинской литературы, написан образованными людьми на достаточно правильной латыни как по грамматике, так и по стилю. Это и неудивительно. Ведь Южная Галлия оставалась одним из наиболее романизированных регионов Западной Европы, в частности, в Арле в VI в. большинство прихожан были грамотны и могли сами читать Библию 849 . И хотя авторы жития отличаются друг от друга и по социальному статусу и, возможно, по образованию, этот момент не сильно сказывается на самом тексте, а имеющиеся различия не существенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПРАЗИЙ [Капрасий; лат. Caprasius; франц. Caprais] († после 433), св. (пам. зап. 1 июня), отшельник, один из основателей Леринского мон-ря (впосл. аббатство Лерен на о-ве Сент-Онора, архипелаг Лерен, Франция). Наиболее подробные сведения о К. содержатся в «Слове о жизни св. Гонората», составленном св. Иларием , еп. Арелатским (Арльским), вскоре после кончины св. Гонората († 429/30). Согласно св. Иларию, братья Венанций и Гонорат решили вести аскетический образ жизни, оставили родину (Галлию) и отправились на Восток. По пути они встретили старца-подвижника К. и «приняли его как руководителя в Господе и хранителя своей юности», «всегда называли отцом, считая его своим отцом во Христе». Вместе они отплыли на Восток, чтобы подвизаться с прославленными аскетами. Но когда они достигли Греции, Венанций внезапно скончался, после чего Гонорат принял решение вернуться в Галлию. Поселившись на Леринских о-вах, он основал мон-рь. По свидетельству св. Илария, К. также подвизался на Леринских о-вах и вел «ангельский образ жизни», за что «Христос причисляет его к Своим друзьям». Ко времени составления «Слова...» К. был еще жив (Sermo sancti Hilarii de vita sancti Honorati. 11-15). Свт. Евхерий († ок. 450), ученик св. Гонората и впосл. епископ Лугдунский (Лионский), в посвященном св. Иларию соч. «Похвала пустыне» упоминал среди насельников Леринского мон-ря «достопочтенного по своей строгости Капразия, равного древним святым» ( Eucherius. De laude eremi. 42). Сидоний Аполлинарий († ок. 490) называл К. в числе леринских монахов, прославившихся подвигами и святостью ( Sidon. Apoll. Carm. XVI 110-114//MGH. AA. T. 8. P. 241). В Житии Илария Арелатского сообщается о том, что «святой Капразий... вел ангельскую жизнь на островах». Узнав о его тяжелой болезни, Иларий поспешил на Леринские о-ва и бросился к ногам отшельника, умоляя «великого обитателя пустыни» (tanto eremi incolae) помянуть его в Царстве Небесном (Vita sancti Hilarii episcopi Arelatensis. 12). В этот период Иларий занимал епископскую кафедру в Арелате (429/30-449), во время посещения мон-ря его сопровождали епископы Максим из г. Рейи (ныне Рьез) и Теодор из г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), к-рые были возведены на кафедры в 433 г. Т. о., К. скорее всего скончался после 433 г.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН [франц. Julien] (IV в.?), мч. (пам. зап. 26, 28 или 30 авг.), пострадал в сел. Бриват (ныне г. Бриуд, Франция). Мученичество (Passio) И. известно в неск. редакциях. Древнейшая (BHL, N 4540; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 879-881) составлена, вероятно, в посл. четв. V или в нач. VI в. и предназначалась для чтения в день памяти И. К этой редакции восходят более поздние версии Мученичества, в к-рых почти не содержится дополнительных сведений об И. (см.: Leclercq. 1927. Col. 400-401). Так, в одной из версий (предположительно VI в.- BHL, N 4542; изд.: PL. 71. Col. 1103-1106) история И. изложена в общих чертах и со значительными сокращениями. Повествование о кончине И., основанное на его Мученичестве, включено в соч. «Страдание и чудеса святого мученика Юлиана» ( Greg. Turon. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris. 1), к-рое составляет 2-ю ч. «Книги о чудесах» Григория Турского . Об И. и его почитании в Галлии упоминают Сидоний Аполлинарий , Венанций Фортунат и др. авторы V-VI вв. Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Согласно Мученичеству (редакция BHL, N 4540), христианин И. жил в г. Вьенна и состоял на военной службе под началом трибуна Ферреола , также христианина. Узнав о том, что презид Криспин намерен преследовать христиан, Ферреол посоветовал И. покинуть город и искать убежище. И. пришел в обл. Арверния (ныне Овернь) и поселился у престарелой вдовы неподалеку от языческого святилища. Когда воины обнаружили, где скрывается И. и стали допрашивать вдову, мученик вышел к ним и велел им исполнить приказ императоров. И. встал на колени и произнес молитву. Воины отрубили ему голову и забрали ее с собой для устрашения христиан, живших во Вьенне. Рядом с местом расправы над И. язычники поклонялись идолам. Два старика унесли тело мученика и похоронили его в сел.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Слово святого Илария о жизни святого Гонората, епископа Арелатского Пролог Как следует говорить о Гонорате 1 .1. Вы знаете, возлюбленные, о дне, освященном всеобщей печалью верующих, который для меня до тех пор, пока Господь дарует мне время этой бренной жизни, будет хотя и всегда тягостным от горечи, но полным великолепия. Ведь в этот день святой памяти предстоятель этой церкви Гонорат, славный не только своим именем 135 . «Ведь куда бы ни пришел Гонорат. необходимо, чтобы там была и слава». Подобную игру значений личных имен Гонората и св. Максима Регийского (Maximus – " Великий») использует также Сидоний Аполлинарий: «Чтимый, как Гонорат, и великий, как Максим» (Сапп. XVI. Eucharisticum ad Faustum Reiensem episcopum).1, но и добродетелью и священством, освободился от тела. Что бы я ни добавил к предыдущей фразе, это может считаться несообразным. 2. В самом деле, сказать ли мне: «Переселился к звездам» 136 , – но ведь даже пока он оставался на земле, он был причислен к светлейшим звездам Божиим. Сказать ли мне: «Предстал Христу», – но когда же он не предстоял Ему в своей жизни? Ведь вся его жизнь была наполнена этим возгласом Илии: Жив Господь, пред Которым я стою ныне 137 . Сказать ли мне: «Оставил земное», – но его жительство, как говорит Апостол, всегда было на небесах 138 . 3. Подобным образом все, что я имею в мыслях из того, что надлежит сказать о таком муже, по причине самого величия своего не находит достойного выражения. Радость [за него] подавляет скорбь. И сладостно вспомнить такого мужа; и мучение не властно над ним. Иларий раздираем между стремлением к похвале Гонорату и к скорби о его утрате 2 .1. Итак, две вещи меня влекут: с одной стороны, благодать его подвигов побуждает меня к речи, с другой – всеобщая потеря влечет к рыданиям. Поэтому простите мне, если из-за этих двух раздирающих мою душу чувств действие моих уст, как бы порабощенное двум господам 139 , окажется недостойным [своего предмета]. Что бы ни воздвигала память в отношении похвал, все это поглощается скорбью утраты. 2. Хотя бы я обладал ясностью ума, и хотя бы язык мой легко и покорно служил мысли, неужели могла бы и тогда моя речь вознести ему похвалу обильнее той, какую питаете вы в своих чувствах? Нет никого, как я думаю, кому бы не представлялось величие этого мужа выше того, какое может изобразить чье-либо обильнейшее красноречие. 140 . Итак, поскольку, как говорит Писание: Память праведных с похвалами вечна 141 , и никто не может вспоминать без похвалы людей, славных заслугами, и я изложу, насколько это возможно, кое-что из того, что о нем чувствуют с любовью ваши сердца. Как бы то ни было, моим попыткам будут помогать ваши чувства, и все, что тяжело для изложения моему языку, пусть выскажут себе ваши сердца собственными мыслями. Причины, побуждающие автора к речи

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как историк он оставил заметный след в медиевистике. Проф. И.М.Гревс считал его самым выдающимся своим учеником. Уже в первых опытах заметна особенность его как исследователя: академическая основательность соединяется с литературным мастерством. Это проявилось в двух его ранних работах, посвященных галльскому поэту и епископу Сидонию Аполлинарию: Сидоний Аполлинарий, как представитель культуры V века (ЖМНП, 1908, 1-2) и Магнаты конца римской империи (сб. «К двадцатилетию учено-педагогической деятельности И.М.Гревса», СПб.,1911). Серия статей, посвященных исследованию францисканского Зерцала совершенства (Speculum perfecionis и его источники, — ЖМНП, 1908, 7; 1909, 5; 1910, 1), показывает его способность к тонкому анализу текста. Его капитальный труд Очерки религиозной жизни Италии в XII и XIII вв. был оценен рецензентами (среди них и И.М.Гревсом) как незаурядное явление. Хотя эта монография по внешней форме строго академична, в книге можно встретить психологически яркие, мастерски созданные, портреты выдающихся представителей итальянской средневековой духовности: Франциска Ассизского и его учеников: Бернардо, Массео, Анджело и др. Чтение этого труда не оставляет сомнений, что это изучение истории духовной жизни с особым вниманием к религиозным чувствам и мистическому опыту людей позднего средневековья давало Л.Карсавину возможность осмыслить и систематизировать собственное мировоззрение. Позже в письме от 29 марта 1927 г. к прелату А. Якштасу-Дамбраускасу Л.Карсавин писал: «И раз уже Вы отнеслись столь внимательно к моим работам, я уверен, что Вы не откажете мне в беседе с Вами и в строгой критике моих взглядов. Ведь я сам пришел к осознанию православия благодаря моим работам над историей средневекового католичества и средневекового католического богословия» (цит. по: Повилас Ласинскас. Русские историки-эмигранты в Литве: Л. П. Карсавин). Важным этапом в процессе становления собственного учения была его работа Католичество. Общий очерк (Пг.,1918). В этой книге заметны контуры будущего учения о всеединстве (сама идея воспринята у В.С.Соловьева): в исторически данных формах христианства Л.Карсавин видит проявления абсолютной истины вселенского христианства. Принятие такой позиции логически неизбежно приводит к оправданию существующих разделений в христианстве. Стушевываются принципиальные отличия православия и инославия. Свои историософские взгляды Л.Карсавин реализовал в книге Культура средних веков. Общий очерк (Пг.,1918). Автор пытается выявить главные черты духа истории и найти в различных формах европейской средневековой культуры выражение единой психической стихии.

http://pravoslavie.ru/6821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРСАВИН Лев Платонович (30 нояб. (в нек-рых источниках 1 дек.) 1882, С.-Петербург - 20 июля 1952, пос. Абезь, Коми АССР), религ. философ, историк. Биография и эволюция взглядов Жизнь К. можно подразделить на несколько периодов: петербургский (1882-1922), берлинский (1922-1926), парижский (1926-1927), литовский (Каунас - Вильнюс, 1927-1949) и лагерный (Абезь, 1949-1952). При всей целостности научного творчества К. каждый из периодов характеризуется определенными интеллектуальными приоритетами, неотъемлемыми от его творческой биографии. Петербургский период К. происходил из семьи балетного танцовщика Платона Константиновича Карсавина и Анны Иосифовны (урожд. Хомяковой; внучатой племянницы А. С. Хомякова ); был родным братом балерины Т. П. Карсавиной (о детстве К. см.: Карсавина. 1971). В 1892 г. поступил в с.-петербургскую 5-ю гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью, затем поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906 г. окончил ун-т с золотой медалью (тема дипломного сочинения: «Аполлинарий Сидоний как представитель падающей Римской империи и как исторический источник»), был оставлен при кафедре всеобщей истории (занимался у И. М. Гревса). С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого об-ва, в частной жен. гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном уч-ще технического рисования А. Л. Штиглица. 11 окт. 1908 г. избран на должность преподавателя всеобщей истории на Высших жен. курсах сроком на 1 год; руководил работой семинара по истории францисканства (см. Францисканцы ), в 1909 г. избран секретарем секции всеобщей истории Исторического об-ва, начал преподавать в Филологическом ин-те и Политехникуме и получил место постоянного преподавателя на Высших жен. курсах. В 1910 г. был послан за границу (Париж, Рим, Портофино, Флоренция) для написания магистерской диссертации. По возвращении в Россию в июне 1912 г. назначен в июле того же года приват-доцентом С.-Петербургского ун-та (вел просеминарий по истории ересей XII-XIII вв.). В этом же году опубликована магистерская диссертация К. «Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII веках», к-рая была защищена 12 мая 1913 г.

http://pravenc.ru/text/Карсавин.html

Алцим Экдиций [лат. Alcimus Ecdicius Avitus] (ок. 450, Овернь, Центр. Франция - ок. 518 или 525), свт. (пам. зап. 5 февр.), еп. Вьеннский. Род. в галло-рим. патрицианской семье; среди его родственников были западнорим. имп. Авит Эпархий (455-456), Сидоний Аполлинарий (430-488), неск. сенаторов. Кроме А. у его отца Изикия , еп. Вьеннского, и матери Ауденции было еще двое детей: Аполлинарий , впосл. еп. Валенции (ок. 453 - ок. 520 до 534), и дочь Фусцина, в 12 лет давшая монашеский обет. А. получил блестящее образование, был женат и имел сына. После кончины отца овдовевший к тому времени А. был избран его преемником на кафедре Вьенна. Это было сложное время для правой веры и рим. культуры в Юж. Галлии: в варварском королевстве бургундов (443-532) процветало арианство , по стране волнами прокатывались войны, сложно складывались отношения с Вост. Римской империей (см. Акакианская схизма ). В это время на ряд ключевых епископских кафедр взошли молодые, образованные и деятельные пастыри: брат А. Аполлинарий, Викторий Гренобльский, Вивентиол Лионский и др., с к-рыми А. поддерживал активную переписку. Из нее сохранилось ок. 90 писем, где обсуждаются в основном вопросы церковной дисциплины. А. настаивал на необходимости назначения пресвитеров епископом, отказывая в этом праве народу (Ep. 66), на принятии в общение с сохранением сана священников, бывших еретиками и перешедших в правую веру (Ep. 26); с др. стороны, он убеждал не использовать в богослужебных целях церкви и часовни, оставленные еретиками (Ep. 6), советовал сохранять принцип дисциплина аркана (Ep. 26). Активная пасторская деятельность святителя обеспечила ему широкую известность. Во время поездок в Бургундию А. установил тесные отношения с кор. Гундобадом, сын и наследник к-рого Сигизмунд под влиянием Вьеннского епископа обратился из арианства в правую веру вместе со всем своим народом, что было закреплено на проходившем под председательством А. Соборе в Эпаоне (517). А. подчеркивал исключительный авторитет Рим. кафедры ап. Петра, о чем свидетельствует его знаменитая фраза: «Если папа Города подвергается сомнению, то не епископ, а само епископство окажется поколебленным» (Ep. 34). Он также весьма способствовал восстановлению отношений с К-полем (Ep. 87; Ep. 36). Вьеннский епископ был грозным врагом совр. ему ересей: арианства, полупелагианства (Ep. 4), евтихианства (Epp. 2-3) и др.

http://pravenc.ru/text/62774.html

(ок. 453, Вьенна - ок. 520 до 534, Валенция), свт. (пам. зап. 5 окт.), еп. Валенции (совр. Валанс, Юж. Франция). Основными источниками сведений об А. являются его переписка с братом, свт. Авитом Вьеннским (ок. 450 - ок. 518 или 525), произведения Авита и житие, написанное анонимным автором, к-рый называет себя современником святителя (издатель жития М. Круш, однако, датирует его нач. IX в. (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 194-203)). А. род. в галло-рим. патрицианской семье, его отцом был свт. Исихий , еп. Вьенны (совр. Вьен); среди родственников А. - свт. Сидоний Аполлинарий (430-488), имп. Зап. Римской империи Авит Эпархий (455-456) и неск. сенаторов. А. получил блестящее образование во Вьенне у св. Клавдиана Мамерта . Принял епископскую кафедру ок. 487 г. Вместе со свт. Авитом боролся с ересями арианства и пелагианства ; преодолел церковный раскол в епархии, начавшийся при его предшественнике еп. Максиме, низложенном по обвинению в манихействе . А. участвовал в церковных Соборах в Эпаоне (517) и Лугдуне (516-523). По свидетельству «Хроники» Адона Вьеннского , А. прославился также даром чудотворений. В житии описано, как во время засухи по молитвам святителя открылся источник воды. После Эпаонского Собора, к-рый осудил знатного вельможу Стефана, женившегося на свояченице, кор. бургундов Сигизмунд , разгневанный этим решением, сослал А. в мест. Сардиния в окрестностях Лугдуна (совр. Лион). Вскоре после этого король тяжело заболел и исцелился только тогда, когда прикоснулся к одежде А. и вернул святого из ссылки. Заранее извещенный о приближении смерти, А. совершил паломничество к мощам мч. Генесия в г. Арелат (совр. Арль), по дороге молитвой прекратив бурю на р. Рона, а затем отправился в Массилию (совр. Марсель), где также совершил неск. чудес. Во время тяжелой болезни А. некий Перигорий пытался убить святителя, но руку убийцы внезапно парализовало, и он не мог двигать ею, пока А. не исцелил его. Мощи святого первоначально хранились в ц. апостолов Петра и Павла возле Валенции, в VII в. были перенесены в ц. св. Стефана, в 1060 г.- в церковь, посвященную А. В XVI в. мощи А. были утоплены в Роне гугенотами.

http://pravenc.ru/text/75618.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010