А что в которой церкви какие утвари и в книгохранительнице книги и в ризнице и в казне всякие монастырские казны и иных всяких заводов, и то писано в сих книгах. I В монастыре Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, церковь Воскресения Христова деревянная с трапезою, и с келарскою, и служнею, и с папертьми. Местных образов: По правую сторону царских дверей образ Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, обложен серебром в басму, венцы чеканные золоченые. Образ Пречистые Богородицы с Превечным младенцем и еже именуется Троеручица, писана на празелени, на большой кипарисной доске, письмо Грецкое. Образ Всемилостивого Спаса седящий на престоле, писан на празелени, по полям оклад басемной. На левой стороне царских дверей образ Пречистые Богородицы Успения, писан на празелени. Образ Пречистые Богородицы Иверские, обложен серебром, оклад канфареной золоченый, у Богородицы и у Превечного Младенца венцы серебряные, гладкие золочены, в венцах пятнадцать камнев розных цветов, пять в репьях, у репьев сорок две жемчужины. Образ Пречистые Богородицы Умиление, письмо Греческое на кипарисе. У трапезы на паперти: У южных дверей: На полотнах писано образ Страшного Суда, да Афонская Гора, Иверской монастырь, перевод Греческой. Да в той же паперти образ Спасов, по сторонам Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча да два Ангела. Образ Всемилостивого Спаса, писан на празелени, длина пол третья аршина. Образ Пречистые Богородицы с Превечным Младенцем, длина то ж. Позади трапезы келарская хлебодарня и служня, прирублены к трапезе, мщены. А церковь , и трапеза, и келарская, и хлебодарня и служня, покрыты тесом. На церкви крест и глава опаяны белым железом. II Церковь каменная Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, не совершена. А в эту церковь вход с полуденную сторону двои, а в северную одна дверь с затворы деревянными. А в той церкви три придела освящены. Один место нарицаемое Голгофа, на котором распят Христос. Другой в прежних переписных книгах Лужецкого монастыря Келаря Старца Гордиана да Подьячего Сергия Миронова, в 187 (1679) году написан Пресвятые Богородицы Одигитрии, а по нынешнему досмотру и подписи тот предел Темница, в ней же удержан бысть Христос от Пилата, дóндеже приготовлены бысть вещи о распятии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается " в вотчине же государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны село Хрепели, а в нем церковь Преображение Спасово " . В 1629 и 1630 гг. " Спасо новаго монастыря, что на Кутицах вотчина погост Хрепели, на реке Шаче, а на погосте церковь Преображение Господне да другая церковь теплая с трапезою ветха арх. Михаила, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение мирское, а у церкви двор попа Ивана Иванова, двор попа Логина, двор дьячка Загрязки Иванова, двор пономаря Калинки Ильина, двор проскурницы Марьицы, крестьянских и бобыльских 3 двора " . В 1631 г. упоминается " сельцо Хрепели, а в нем храм клетчатой во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа да другой храм теплой с трапезою во имя Архистратига Михаила, а в них божие милосердие книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье да в селе ж двор попа Логина, двор церковнаго дьячка Гараски, двор пономаря Илейки, двор просвирницы Федосьицы, да в селе ж у Спаса на хрепелях крестьянских 3 двора " . Вероятно, это раннее по времени описание села, несмотря на дату приложения печати - 1631 год. [Прим. сост.] В 1646 г. " в погосте Хрепелях поп Алимпей Михайлов, поп Нефедей Иванов с братом попом Петром, пономарь Онашко Костянтинов, двор пуст понамарской вышел во крестьяне, просвирня Марьица, да у нея живут в кельях на милостыне 3 человека, в погосте 3 двора крестьянских " . В январе 1676 г. " подана к подписке Буевския осады Шачебольскаго стана отчины Новоспасскаго монастыря села Домнина погоста Хрепелей церкви Преображения Господня грамота попа Иуды Мефодиева, подал тое ж церкви поп Федор Мефодиев " . В 1695 г. - церковь " Преображение Спасово в вотчине Спаса Новаго монастыря на погосте Хрепелях на реке Шаче " в Судиславльской десятине. В октябре 1723 г. " Алексей Иванов сын Ивин в Синод. Казен. приказ писал: " в прошлом 1721 г. в марте месяце повелено было построить церковь Спаса Преображения, а в приделе Знамения Пр. Богородицы и по тому челобитью дан мне указ, а по тому указу вышеобъявленная церковь и придел построены и к освящению изготовлены совсем и прошу для освящения дать указ, чтобы освятить настоящую церковь Всемилостиваго Спаса Преображения, а в приделе Введения Пр. Богородицы Костромскаго Богородицкаго собора протопопу Андрею Иванову и для освящения к нему протопопу послать указ и выдать антиминс " .

http://sobory.ru/article/?object=39502

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам. Источник: http://www.abramtsevo.net/guidway/charch.html Маленькую домашнюю церковь Мамонтовых часто называют игрушечной, так не похожа она на иные храмы. Построена церковь Спаса Нерукотоврного Образа в 1882 году по проекту В. Васнецова, но в создании внутреннего убранства принимали участие Репин, Врубель, Поленов и другие художники абрамцевского сообщества. Первоначально проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице, что под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырёхскатную кровлю. Вход в портал в главном западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. Над порталом - изображение " Спаса Нерукотворного " работы Поленова. С восточной стороны располагались три апсиды. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление, который не был завершён. Работу над окончанием поленовского проекта продолжил уже Виктор Васнецов. По рисункам Васнецова мозаичный пол выполнен со стилизованным цветком и датой строительства 1881-1882. Внутри храма - яркие краски, разноцветные коврики, диковинный орнамент на окнах и на клиросе. Для ликов святых в алтаре позировали, как и для большинства полотен, здесь создававшихся, дети Мамонтовых. В 1892 году в церкви поставили печь, изготовленную по рисунку М. А. Врубеля. В 1891-1892 годах ризницу храма перестроили под часовню над могилой сына Мамонтовых Андрея по проекту Васнецова и потом, после ряда печальных смертей, это место стало фамильной усыпальницей Мамонтовых. В 1918 году в часовне захоронили и самого Савву Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=00084

По материалам: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Дошедшее до нас здание Спасо-Преображенского собора было построено на месте одноимённого каменного храма, сооруженного в 1364–1365 гг. по инициативе новгородских купцов, который сменил еще более древний храм, известный с 1163 года. Археолог П.Д. Малыгин и искусствовед А.М. Салимов предполагают, что уже в домонгольский период церковь Спаса в Новом Торге была каменной. Археологические исследования 1997 года с восточной стороны дошедшего до нас собора Спаса XIX века показали, что из построек XIII-XIV веков собор в Торжке был самым большим храмом в Новгородской и соседней с ней землях. В 1372 году во время пожара при разорении Торжка тверским князем Михаилом Александровичем в нём сгорели или задохнулись в дыму многие жители Торжка. В 1406 году в храме были погребены князь Симеон Вяземский и его жена Иулиания, убитые в Торжке князем Юрием Смоленским. В Писцовой книге 1625 г. есть описание собора Спаса: «да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим да в том же храме придел Пречистая Богородице Одигитрия муромская да три колоколы больших, да четвертый колокол большой взяли мирские люди на город для осадного времени, да два колоколы зазвонные, да два колокольчики маленькие; да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирилла древен , а строение-де царя Симеона». В Писцовой книге 1686 г. такое сообщение о соборе: «В Торжку внутри городе. Соборная церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Да в той же соборной церкви погребена благоверная княгиня Улияния князя Вяземского супруга. У той же соборной церкви колокольня деревянная шестиугольная, шатровая, на ней шесть колоколов, большой колокол весом пятьдесят четыре пуда, другой сорок пуд, третий весом тридцать пуд, да два колокола по три пуда, жалованье великих государей. А около тое соборной церкви и кладбища по длиннику двадцать две сажени».

http://sobory.ru/article/?object=01140

В следующем 1671 г. снова встречаемся с подобным же заказом: троицкие иконописцы пишут на «готовых хвойных кипарисовых досках» следующие иконы: «Спаса Нерукотворенного в лицах, Вседержителя в лицах, Хвалите Господа с небес, Всяко дыхание да хвалит Господа, Достойно есть на 4 части, Пятидесятные праздники», всего 12 икон. Другие иконы были розданы по городам, а часть писалась в Москве. Но работа эта не была признана удачною и затянулась с мая 1671 по 1673 гг.: именно троицкие иконописцы, выражаясь словами граматы. «государев указ поставили в оплошку» и написали образа Спасовы «в силах, а не в лицах», т.е. с изображениями небесных ангельских сил, взамен изображений из жития, что и повело за собой переписку 3-х образов (Спаса, Вседержителя и Достойно). По новому указу, предписывалось у Нерукотворенного Спаса написать «чудеса со Авгарем царем», у Вседержителя – притчи евангельские, сколько вместится «против Благовещенского Спасова образа, а в средине написать Спасов образ, на престоле сидящий, и у престола Богородицу и Предтечу, позади престола два архангела». Но и во второй раз были приняты только два образа, а потребовалось переписать вновь два же образа: Спаса и Вседержителя, так как, по осмотре в Москве, оказалось, что они написаны «средним письмом», вследствие чего в лавру посылаются уже ознамененные доски, а материалы приказано брать из монастырской казны, «для того, что те образы написаны сродним письмом». А относительно других, более сложных икон, власти монастыря прямо заявляют, что «иконописцы написали их на одной доске, а особо образ Всякое дыхание мастера без переводу написать не домыслятся, да и на одной из присланных досок не назнаменено, только подписано по местам – писать образ Спаса Вседержителя стоящий, а на полях евангельские притчи; и троицкие иконописцы без переводу назнаменить и написать того образа не домыслятся и переводы у себя не сказывают» 40 . Все это дело об иконах и переписки между Сергиевым монастырем и Москвою наводят на мысль, что лаврские иконники, если и считались искусными в писании образов, то более с технической стороны и по известному шаблону; в то же время они не были привычны к составлению более сложных композиций и не имели у себя богатого выбора переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/troitski...

Летопись упоминает о сооружении соборной церкви Спаса на Бору в 1527 году и об освящении оной Митрополитом Даниилом в присутствии В. К. Василия Иоанновича. Остатки каменного фундамента и дубовые сваи, открытые недавно при планировании Кремля и при копании рвов под фундамент нового дворца, свидетельствовали о существовании дубового тына и келлии, а человеческие остовы и каменные гробы, найденные близ этой церкви, обнаружили прежнее кладбище. В XVI веке у Спаса на Бору были хоромы, где жил Казанский Царь Александр Сафагиреевич 591 . Во время ужасного пожара в 1554 году, когда, по сказанию летописей, «все освященныя церкви и честныя иконы и Царский двор и полаты и многие стяжание и посады все огнем погорели,» и Спасопреображенская церковь вероятно подверглась одинакому жребию и была возобновляема, как показывают ее стены и своды, носящие на себе следы переделок; к ней пристроены были с северной и южной стороны приделы, из коих последний во имя Св. мученика Гурия, Самона и Авива напоминает таковой же придел в Софийском Новгородском соборе. В ружной книге 1631 года означены следующие приделы у Спаса на дворце: 1) Трех исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона чудотворца, 4) Великомученика Мины и 5) Св. Михаила Архангела. При них священно и церковнослужители состояли на Государевом жалованьи. Из Стоглава VII г. видно, что у Спаса на Царском двор бывала ранняя обедня в час дня для Царских служебников. В записке о Царском дворе 1611 и 13 годов показано, что «в церкви Преображения на дворце служит Протопоп; весь дворец, ключники и стряпчие, и сытники, и приспешники и повара тут приходят, и рано для их служба живет, чтоб отправясь, шли всяк на свой приспех, к Царскому столу готовить» 592 . Когда Двор перенесен был в новую столицу, тогда церковь сия пришла в запустение; о чем свидетельствуют нам слова И. Кирилова в 1727 г.: «пятая соборная церковь Спас на Бору, самая старинная, крыта медью, сквозь которой кровли лес порос» 593 . После разрушительного пожара 1737 г., когда погорели у Спаса на Бору кровли и окна, также частию и внутренность, эта церковь была возобновлена повелением Императрицы Анны Иоанновны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Семиярка. Церковь Всемилостивого Спаса. Спасская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1820 и 1825. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бескарагайский рйон, с. Семиярка (б. станица Семиярская) Координаты: 50.88962, 78.314754 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Семиярка – один из старейших населенных пунктов Прииртышья. В дореволюционный период станица Семиярская состояла из собственно станичного поселения, в административное подчинение которому входили казачьи поселки: Черный, Лебяжий, Подпускной, Кривинский. В станице имелось почтово-телеграфное отделение. Семиярская входила в состав Семипалатинского уезда Семипалатинской области. В настоящее время Семиярка – одно из сел Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области. В 1825 году усердием и трудами казаков 7-го полка Сибирского линейного войска в станице Семиярской была построена каменная (кирпичная) церковь Всемилостивого Спаса (в честь празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Креста Господня – 1-го Спаса – 14 августа н.с.). Сохранились сведения, что в начале XX века причт храма состоял из священника Николая Быстрова и псаломщика Николая Кондрацкого. В дальнейшем Николаю Быстрову суждено будет сыграть заметную роль в истории обновленчества в крае. В середине 30-х гг. XX века он уже в сане протоиерея занимает важную должность настоятеля Градо-Устькаменогорского Покровского собора, а также и благочинного обновленческой группы приходов. В период его настоятельства община обновленцев из-за своей малочисленности не в силах была содержать здание большого собора. Поэтому обновленцы передали Покровский собор местным властям, получив взамен приспособленное, небольшого размера помещение, впоследствии также закрытое. Интересно, что одним из первых настоятелей Усть-Каменогорского Покровского молитвенного дома, открытого в 1945 году, был брат Николая Быстрова – митрофорный протоиерей Григорий Быстров. После установления советской власти в крае Спасская церковь станицы Семиярской продолжала оставаться действующей до 1929 года, когда она была закрыта одновременно с несколькими десятками церквей на территории современной области.

http://sobory.ru/article/?object=15374

В храме очень тонко проведена игра вертикальных и горизонтальных членений, хорошо сочетаемая с волнообразными кривыми арочных завершений фасадов и куполов. Тяжелый низ его массива членят только плоские двухуступчатые ниши. Их ритм дополняют мощные плоские лопатки, которые выше хор переходят в пучковые, что облегчает верх здания. Спокойная величавость масс собора прекрасно гармонирует с изящным декором: нишами, полуколонками, арочным венчанием барабанов куполов и меандровым фризом, проходящим узенькой строчкой ниже уровня пят сводов центрального нефа и трансепта. В храме поражает удачное сочетание строгости и живописности, больших масс и деталей. Ритм плоских арочных ниш низа здания, подхваченный маленькими нишами-арочками, расположенными на уровне хор, развивается затем в неторопливом, спокойно размеренном шаге больших арок-закомар и, наконец, завершается в изящных арочках, венчающих барабаны куполов. Указанные особенности ставят собор Спаса на особое место в истории зодчества XI в. Следует учесть, что он принадлежит к наиболее ранним храмам Древней Руси. Он был сооружен после Десятинной церкви в Киеве и церкви Богородицы в Тмутаракани и начат постройкой позже Софийского собора в Киеве. Неизвестно, какова была архитектура Десятинной церкви, но что касается ее плана, то он был трехнефным, шестистолпным. Планово-пространственная структура собора Спаса не имеет аналогий в византийской архитектуре. Мастера, возводившие собор Спаса в Чернигове, принадлежат к киевской архитектурно-строительной школе. В пользу этого говорит техническая особенность смешанной кладки его стен, выполняемой в два приема: вначале производилась как бы черновая, а затем отделочная, когда утопленный ряд плинф прикрывался раствором, тщательно выровненным и подрезанным; пирамидальная композиция куполов, а также архитектурные формы и декоративные элементы - ниши, профилированные наружные пилястры, пучковые пилястры (лопатки) в верхней части фасадов и меандровые орнаменты. Своеобразием архитектуры собора Спаса является противоречивость между ярко выраженной крестовокупольностью его объемно-пространственной структуры, выявленной возвышающимися сводами центрального нефа и трансепта, и базиликальностью внутреннего пространства, раскрытого в глубину в направлении центральной апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=01656

Считается. что парой к образу верховных апостолов являлась икона Спаса на престоле («Спас Златая риза» 370 ). Образ не сохранил своей первоначальной живописи, между тем его иконография – древняя, более того, она отчасти дает возможность реконструировать отголоски древнего образного содержания иконы. Размеры иконы (236x147 см), увезенной подобно другим новгородским святыням в Москву, в Успенский собор, идеально совпадают со «Свв. Петром и Павлом», древние пропорции обнаруживают соотношения полей и средника иконы. «Спаса Златую ризу», как и «Свв. Петра и Павла», облачал древний серебряный позолоченный оклад 371 византийской работы, «личное» было вставлено в золото «доличного» как в драгоценную одежду, чем, вероятно, объясняется редкое название иконы. Однако «золотоносность» образа, по-видимому, связывалась не только лишь с золотым сияющим окладом, но и с уникальной особенностью живописи, предположительно воспроизведенной в XVII в. Кириллом Улановым в образе, хранимом в Успенском соборе. Одежды Спасителя залиты крупным золотым асистом, что создает сплошное и мощное золотое свечение поверхности доски, да и сами краски, их пигменты оказались смешанными с дисперсным золотом («златом и риза и икона утворена»), а для прокладки там же использовалась золотая основа. Эти исключительные для XVII в. особенности письма теснейшим образом связаны с древней иконографией иконы и, очевидно, восходят к первоначальной живописи Спаса. Евангелие, на весу поддерживаемое Его покровенной левой рукой, раскрыто на тексте Иоанна (8:12) «Аз есм Свет миру. Ходяй по Мне не имат ходити во тме но имаяй свет живота». Текст и тип образа Спаса указывают на один из возможных прототипов иконы – мозаичного Спаса над входом в Св. Софию Константинопольскую, к стопам которого припадает император Лев Мудрый. 372 Уникальной особенностью жеста правой руки Спасителя является то, что Спасителя не благословляет евангельский текст, словно отправляя предстоящего к источнику веры, и даже не касается собственно строчек текста, как это иногда бывает в изображении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1893 г. серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов, принадлежащий к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII в. известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 г. - владельцев кожевенных заводов в Занарье, потомственный прихожанин и благотворитель Богоявленской церкви г. Серпухова, от имени общины выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. Проект храма выполнил известный московский архитектор Р.И. Клейн (1858-1924 гг.). В Серпухове примечательны следующие постройки архитектора: среди жилых домов по проекту Клейна был возведен дом купчихи Мараевой, где сейчас разместился Серпуховский историко-художественный музей. В Серпуховском Высоцком монастыре в 1896 году на средства Н.Н. Коншина построена в византийском стиле церковь во имя Всех Святых с семейной усыпальницей. Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище, находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали...» - писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ». 9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове. Комментарии и обсуждение Навратная колокольня, два дома причта (сторожка и богадельня) были построены в 1893-1896 гг. Комплекс церкви Спаса Неруковорного Образа на Занарском кладбище по адресу: г.Серпухов, ул.Чернышевского, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). В его составе: церковь Спаса Нерукотвоного Образа, ворота парадные с надвратной колокольней, два дома причта.

http://sobory.ru/article/?object=07308

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010