Датой основания церкви Спаса на Сенях является 1675 год. Об этом рассказывает надпись, расположенная на храмозданном кресте: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавца...». Храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1730 и 1758 годах церковь Спаса на Сенях вместе со всем Архиерейским домом пострадала от пожаров, во время которых сгорели деревянные перекрытия. Архитектор Сергей Ухтомский, присланный для восстановления Архиерейского дома, предложил заменить во всех церквях деревянные кровли на несгораемые металические перекрытия. Работа затянулось на несколько десятков лет и только в 1781–1783 годах церковь Спаса на Сенях получила перекрытия из кованного железа, произведенного на сибирских заводах. В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. В Спасской церкви и других храмах Ростовского кремля перестали проводить богослужения. Помещения были переданы в гражданские ведомства, в них разместили соляные и винные склады. Вследствие этого уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Кровля и фундамент не ремонтировались, сырость разрушала кирпичную кладку. В 1850–1851 годах Архиерейский дом посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, а также будущая императрица Мария Александровна. Царские особы нашли древние строения в ужасающем состоянии и пожелали видеть их обновленными. В 1852 году начался процесс передачи зданий Ростовского кремля обратно церкви. В 1860 году по инициативе ростовского купца И. И. Хранилова церковь Спаса на Сенях была частично отреставрирована на деньги местного купечества. Была заменена кровля и обновлена стенопись. Капитальные работы по реставрации храма были начаты только в 1891 году. Деньги на реставрацию церкви Спаса на Сенях пожертвовал Ростовскому кремлю томский купец В. И. Королев. Были проведены капитальные работы по восстановлению церковных сводов и алтаря. Также под руководством художника В. В. Лопакова были возобновлены росписи на стенах и отреставрированы иконы храма.

http://sobory.ru/article/?object=00590

ворот лав­ры, у крепостного вала. Несомненно существовал в XI ст. и в 1072 г. встре­чается имя Германа, игумена святого Спаса. В 1138 г. «преставися Еуфимия Володимерна, и положена бысть на Берестовем у св. Спаса». В 1157 г. «преставися благоверный князь Гюрги Володимерич, в Кыеве, и положиша и в церкви у Спаса св. на Берестовом». В 1158 г. «преставися Киеве Гюрги Володимирич, кн. Киевский, месяца мая 15, в среду на ночь, а заутра в четверг положиша у монастыри святого Спаса». В 1172 г. «преставися благоверный кн. Глеб Кыевьскый Гюргевич, и положиша и у св. Спаса на Берестовем, идеже ле­жит отец его Гюрги». В 1185 г. «Кн. Всеволод... хотя поставити Луку, смиренного, духом кроткого, игумена св. Спа­са на Берестовем.». В 1230 г. «прииде же с нима игумен пречестного мона­стыря св. Спаса Киеве на Берестовем Петр Акерович». Надобно полагать, что он был возобновлен и после разру­шения города Батыем, так как в на­чале XV ст. упоминаются архим. Спас­ские Тимофей и Феодосий, бывшие на­местники митрополитов. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 245; Ратшин, 138; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 204; “Кратк. ист. опис. Киевопечер. лавры”, 1817 г., 290, 291, 292; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 184; А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 179; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 46; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 139, с видами церкви; “Указатель свят. и священ. достопам. Киева”, 1867 г., 138; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30, 16, Макарий, “Ист. Р. Ц.”, I, 55 (опис. церкви), 73 (стенн. живопись); II, 91 (крат. истор.); III, 34 (еписк. Лука), 42 (В. кн. Юрий Долгорукий), 245 (избрание св. Луки); V, 93 (наместн. митрополитов); “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 29 (надпись над внутренними две­рями); 1872 г., VII, 217 (возобновленный храм Спаса); “Временник Общ. ист.”, 1851 г., IX, 53 (в 1138 г. погребена в м-ре Евфимия Владим.); “Полн. собр. лет.”, I, 78 (перенес. мощей св. Бо­риса и Глеба; игум. Герман 1070 г.), 133 (по­гребена Евфимия Владимировна 1138 г.), 149 (погреб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В свои храмовые праздники многие ярославские приходские церкви принимали икону Спаса Нерукотворного (вместе с чудотворной иконой Толгской Богоматери, когда та находилась в кафедральном Успенском соборе). Порядок был такой: накануне праздника горожане направлялись из своего храма с крестным ходом в собор, брали Толгскую святыню, а на обратном пути присоединяли к торжественному шествию образ Спаса. Кроме того, икону Нерукотворного Спаса ставили в определенные дни и в торговых рядах, и в домах горожан. Ежегодно в храмовый праздник, 24 мая, из Спасо-Пробоинской церкви совершался крестный ход с наиболее чтимыми чудотворными иконами города - Нерукотворного Спаса, Толгской и Смоленской Богоматери. Этот крестный ход был официально установлен по просьбе горожан в 1867 г., текст ходатайства приведен в книге священника Иоанна Соловьева: «24 мая 1612 года обретен был образ Нерукотворенного Спаса, и в то число совершен был крестный ход кругом Земляного города с чудотворными иконами Нерукотворенного Спаса и Богоматери Толгской. Граждане города Ярославля, в воспоминание этого дня, желали бы и ныне каждогодно совершать крестный ход из Спасо-Пробоинского храма, если не кругом всего Земляного города, то, по крайней мере, кругом того места, которое занимал Ярославль в 1612 году. А так как известно, что город Ярославль граничил тогда с восточной стороны р. Волгою, с южной - Которостию, с северной и западной - земляным валом, который проходил от нынешнего Семеновского съезда к Власьевской башне и от сей последней к Угличской до р. Которосли, - то ярославское градское общество, дабы сохранить навсегда в жителях Ярославля память бывшего в помянутый день чудодейственного хода и последующих затем чудесны знамений от образа Спасителева, и постановило: просить Епархиальное начальство, чтобы оно разрешило каждогодно 24 мая совершать крестный ход из Спасо-Пробоинской церкви вокруг того места, где был земляной вал, а именно: по набережной к Стрелецкому бульвару, оттуда по Стрелецкой улице к Спасскому монастырю, а от монастыря берегом р. Которости к Спасонагородской церкви, отсюда же по Пробойной линии на Ильинскую площадь и в местную церковь». Среди подписавшихся под «сим приговором» имелись имена потомственных почетных граждан Ярославля, купцов первой и второй гильдий, оставивших значительный след в истории города - Вахрамеевых, Оловянишниковых, Пастуховых, Соболевых, Дунаевых и др.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Деледино. Церковь Спаса Всемилостливого. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь Спаса Всемилостивого в селе Деледино, возведённая в 1804-1845 годах на средства прихожан, является незаурядным памятником архитектуры зрелого классицизма, одной из лучших приходских церквей первой половины XIX века на территории Тверской области. Храм построен по проекту выдающегося зодчего, основателя архитектурного стиля классицизм в России И.Е. Старова. Церковь одноглавая, трёхпрестольная, с трапезной и ярусной колокольней. Основной объём храма представляет собой массивную ротонду на четверике, увенчанную невысоким куполом с главкой. Тёплые приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. В советское время церковь была закрыта, разорена, венчания сломаны. В трапезной сохранились потолочные росписи XIX в. В настоящее время храм осстанавливается силами местных жителей и на благотворительные пожертвования. Тверским региональным общественным фондом «Восстановление церкви Спаса Всемилостивого с. Деледино» (председатель правления Фонда А.П. Орлов) здесь выполнена часть первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. В 2009 г. восстановлен купол основного объёма, установлен крест. В храме возобновлены службы. Колокольня и трапезная находятся в аварийном состоянии. Одним из жертвователей на восстановление Спасо-Преображенского храма является внук последнего священника Спасской церкви А.А. Тодорский. 16 июля 2013 г. восстанавливаемый храм Спаса Всемилостивого с. Деледино посетил Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский, и ознакомился с жизнью общины и ходом восстановительных работ. По материалам официального сайта Тверской епархии Построенный в 1821 г., храм Спаса Всемилостивого является выдающимся памятником провинциальной архитектуры. История храмового комплекса насчитывает не одно столетие. Подав в 1777 г. прошение на имя тверского епископа Арсения, делединские священнослужители и прихожане высказали пожелание выстроить новый храм во имя Всемилостивого Спаса на месте уничтоженной в «давние годы от молнии» Михаиловской (Пятницкой) церкви. Церковь построили, но 18 мая 1801 г. она сгорела. Пожар был настолько значителен, что огонь перекинулся на стоящие вблизи строения. В итоге «без остатку» сгорело «шесть крестьянских дворов… со всем имуществом и господский скотный двор с принадлежащими ему пятью избами и на гумне построенная рига с тремя овинами».

http://sobory.ru/article/?object=28931

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста. Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол. Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Бобрик-Гора. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения (Свято - Преображенский храм) была построена в 1778 году по указанию императрицы Екатерины II по проекту архитектора И. Е. Старова во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Согласно церковным документам, была освящена 22 августа 1878 года. В двадцатые годы прошлого века церковь была закрыта и разграблена. С 1933 по 1991 гг. в здании храма находился музей Подмосковного угольного бассейна и планетарий. В июне 1991 года храм был возвращен верующим и в 1994 году освящен Преосвященным митрополитом Серапионом. В приходе: с. Бобрики, д. Дубовая, д. Задок, д. Клин, д. Лешки, д. Михайловка, д. Моисеевка, д. Никольская, д. Петровка, д. Пучки. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1778 г. Два престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в приделе - во имя Архистратига Михаила.ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 155, 163 страничке храма, на сайте благочиния указано нынешнее посвящение - во имя Преображения Господня, но что заложена она была в 1773 году как церковь " Нерукотворного образа Спасителя " . Ясности, когда именно церковь была переосвящена (?) - из статьи не следует. В 1520 году в Туле был построен каменный Кремль, практически неприступный для того времени. Были возобновлены города Венев, Дедилов, Белев, Одоев, построена Епифань. Населением этих городов были в основном военные " засечники " , которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались освоением этих плодородных земель. Таким же сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший Бобрик-Горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: " На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Гегория поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи... " . В те времена любое поселение начиналось с церкви. Не был исключением и Ходырев Починок. Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привели с собой из северных костромских мест священника, который до постройки деревянной церкви вел службу под навесом возле иконы Спаса Преображённого.

http://sobory.ru/article/?object=03809

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Так рядом со Спасо-Пробоинским храмом возник Афанасиевский монастырь. В 1696 г. прихожане, видя, «яко тщету велию претерпевают в лишении храма сего Всемилостивого Спаса от огненного возгорения», решили построить каменную церковь и 5 июня обратились по инициативе земского старосты Ивана Мякушкина за благословением к митрополиту Ростовскому Иоасафу. В ответной грамоте от 26 июня владыка распорядился «на новую церковь кирпич и известь и песок и всякие припасы готовить и построить новую церковь Божию каменную во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа на старом церковном месте, подався немного на восток. А верх бы на той каменной церкви был по чину прочих церквей, а не шатровой, и алтарь сделать круглой тройной, а в церкви по алтарной стене царские двери были [бы] посреди, а по правую их сторону - южные, а [по] левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образ настоящего того [Спаса Нерукотворного] храма, а по левую сторону… в начале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину». Как только была «с помощью всесильного Бога церковь сия создана и всяким благолепием украшена», образ Нерукотворного Спаса поставили справа от царских врат. Сказание завершается словами: «…многие же и поныне источаются от сей святой иконы чудеса во исцеление всяких недугов и скорбей с верою приходящим». В «Книге достопамятностей» храма сохранились имена ярославцев, получивших исцеление от святыни в XIX веке: Иван Семенович Соболев, Александра Ивановна Лопатина, Никанор Васильевич Урядов, и уже в XX - Семен Максимович Лоханин. По преданию, каменная Спасо-Пробоинская церковь была освящена в 1705 г. митрополитом Димитрием Ростовским. Священник Константин Соловьев заметил: «Это предание подтверждается, во-первых, тем, что в храме имеется антиминс, священнодействованный святителем Димитрием; во-вторых, тем, что в 1705 году… святитель был в Ярославле два раза: в июне и в июле».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Спасо-Архангельский храм стройный, двухэтажный, с пристроенной с запада колокольней, через нижний ярус которой – вход в зимнюю церковь, а в летнюю – по высокой лестнице через просторную паперть. В XIX веке звон одиннадцати колоколов разливался по окрестным холмам. При церкви имелась богадельня. Никифоровский храм в 1872 году был упразднен, и все церковное имущество и святыни были перенесены в Спасо-Архангельскую церковь. Особенно почиталась икона Всемилостивого Спаса, шириной в 3 аршина, высотой в 4 аршина с четвертью. Современники отмечали, что он почитался как чудотворный, был обильно обвешен подвесками и очень напоминал образ Спаса из Воскресенского собора. Святыня эта из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит предание, приобретена в XVII веке купцом Ждановым, а затем передана в Спасо-Архангельский храм. Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора. В 1930-е годы храм был закрыт, в нем находилась типография. Судьба его святынь неизвестна, по-видимому, большинство из них для нас утрачены. В храме совершаются богослужения в престольные праздники. Во время крестного хода по Романовской стороне с чудотворной иконой Спасителя из Воскресенского собора у Архангельского храма происходит длительная остановка для отдыха и трапезы паломников. Описание храма приведено по книге «Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – М.: издательство «ОТЧИЙ ДОМ», 2008 Источник: сайт Воскресенского собора (Романово-Борисоглебское благочиние) Церковь Спасо-Архангельская единоверческая, каменная, двухэтажная, приходская. Престолов в ней два: в верхней холодной - во имя Божией Матери Владимирской, в нижней теплой - во имя Спаса. Церковь построена в 1746 г. тщанием прихожан. С 1746 г. по 1855 г. при сей церкви состоял причт православный, ранее церковь именовалась Михаило-Архангельскою и прочих бесплотных сил. В 1855 г. Михаило-Архангельский престол был упразднен и устроен во имя Всемилостивого Спаса, и храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Особо чтимая икона Всемилостивого Спаса. Икона размером вышиной 4 аршина, шириной 2 аршина 15 верш.; написана она, как гласит предание, учеником Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотв.

http://sobory.ru/article/?object=03241

Торжок. Ансамбль собора Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим. Архитектурный ансамбль. Не действует.   Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1822 и 1842. Адрес: Тверская область, Торжокский район, г. Торжок, ул. Медниковых, 5 Координаты: 57.038557, 34.958973 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль собора Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим расположен на берегу реки Тверцы в черте города Торжок по улице Медниковых, 5 в Торжокском районе Тверской области. Первый каменный собор Спаса Преображения возведен в центре новоторжской крепости в 1364 году взамен деревянной одноименной церкви, сожженной татаро-монголами в 1238 году. Храм содержался на средства прихожан и благодетелей, таких как княжна Ирина Мстиславская, царь Симеон, дворяне Иван Урусов, Иван Тыртов, купец Г. Мишурин, Николай Новокщенков. По данным писцовой книги 1625 года, собор имел много ценных икон, был благоукрашен и обеспечен всей церковной утварью. Собор Спаса Преображения с приделами в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим и в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской, построенный в XIV веке, существовал до 1814 года, а позднее был разобран за ветхостью. Строительство ныне существующего каменного собора Преображения Господня начато по разрешению Тверского епископа Мефодия 16 февраля 1812 года по проекту известного архитектора К. И. Росси и продолжалось 10 лет. Для строительства употребляли материалы упраздненных церквей: Жен Мироносиц, Филипповской и Никитской. Холодная церковь во имя Преображения Господня построена в 1822 году, а теплая церковь Входа Господня в Иерусалим - 1842 году. В соборе хранятся церковные документы от 1863 года, метрики - с 1788 года, исповедные - с 1820 года, а также сохранился план на землю. На то время прихожан насчитывалось 159 мужчин и 174 женщины, которые проживали в 49 дворах. В 1930-1931 годах собор был закрыт, разграблен и осквернен. В настоящее время ансамбль собора Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим является памятником архитектуры первой половины XIX столетия и настоящей жемчужиной Тверской земли.

http://sobory.ru/article/?object=21783

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010