Порхов. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения построена в 1670 г. Действует. Впервые Преображенская церковь упоминается в никоновской летописи в 1399 году «убиен был князь Роман Юрьевич на Шелоне и положен бысть тело его у святого Спаса в Порхове». В Писцовой книге Шелонской пятины 1584-1585 годов упоминался Спасо-Преображенский монастырь и каменная церковь Спаса Преображения и приделом Одигитрии Тихвинской. В рукописи 1739 года сказано, что церковь построена на «кострех». Некоторые исследователи полагают, это означает, что она расположена на древнем кургане-захоронении, другие производят слово «костер» от латинского «каструм» - «укрепление, замок».  Согласно клировым ведомостям церковь перестроена в 1772 г. иждивением генерал- майора Петра Максимовичам Пантелеева. Храм двухапсидный, двустолпный. Объемы основного четверика разделены столбами. Над прямоугольным притвором ярус четырехгранной колокольни с арочными оконными проемами в каждой грани. Колокольня увенчана четырехгранным куполом с крестом на шпиле.  Действует.  Информация: http://www.pskovgrad.ru; http://skobari.ru; http://www.pskov-eparhia.ellink.ru Преображенская церковь в Порхове Церковь расположена в самом городе, на небольшом холме, в окружении городской застройки. Это двух апсидный храм с притвором и колокольней над ним и крыльцом, поставленный на подклет. К основному объему четверика с востока примыкают полуцилиндры апсид (обе одинаковой высоты), с запада - объем притвора с ярусом колокольни и каменное одновсходное крыльцо, верх которого зашит тесом. Вход в церковь на западном фасаде. Дверной проем с арочной перемычкой, над ним - фрагмент наличника. На южном и северном фасадах церкви -  дверные проемы, ведущие в подклет, южный с лучковой перемычкой, северный - с плоской, оба без наличников. Фасады имеют подкровельный карниз простого профиля, который опоясывает четверик, притвор и апсиды, идентичный карниз и на колокольне. Фасады четверика членятся оконными проемами (по три на южном и северном фасадах) с арочными перемычками, оформленными полными рамочными наличниками (в виде четверти и валика с капительками) с замковым камнем. Над оконными проемами расположены декоративные ниши меньшего размерами, также с наличниками в виде валиков с гирьками. Оконные проемы апсид с лучковыми перемычками, наличники их аналогичны наличникам четверика. Подклет имеет узкие горизонтальные оконные проемы без декора, низкие оконные проемы апсид идентичны им.

http://sobory.ru/article/?object=00267

Иоанн Данилович любил свою домовую или придворную обитель больше всех других монастырей, – наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Здесь же давался приют и корм нищим и убогим 2 . Незадолго до своей кончины Иоанн Данилович и сам принял, по обычаю того времени, в своей Спасской обители иночество. Сын и преемник его по великокняжескому престолу, Симеон Иоаннович Гордый в 1350 году пристроил к церкви Спаса придел и притвор – трапезу, который служил усыпальницею для князей и княгинь 3 до построения Архангельского собора и Вознесенского женского монастыря; 4 а по ду ховному завещанию супруги его – вышепомянутой Анастасии были росписаны внутренние стены церкви старейшиною иконников Гойтаком с греческими и русскими учениками. По примеру отца своего, Симеон также принял в этой обители пострижение в монашество с именем Созонта. В нашествие Тохтамыша Спасская великокняжеская обитель подверглась разорению: ее архимандрит Симеон, вместе с братиею, по гиб от меча татар. С восстановлением города, она была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала, пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей. Благочестивый герой Донской завещал своим детям «давать ежегодно Спасскому монастырю на Спасов день оброк 15 рублей». Великие князья Василий Димитриевич (в седьмой год княжения которого в Спасской обители было погребено тело просветителя и первого епископа Пермского св. Стефана) и Василий Васильевич Темный жаловали богатые вклады в Спасский монастырь на помин своих родителей и родственников. Великий князь Иоанн III Васильевич, положивший прочное основании единодержавию и величию России, – так что сын его Василий III Иоаннович стал уже называться самодержавным царем Московского государства, – после свержения монгольского ига, желая расширить царские палаты, в 1490 году перенес Спасскую обитель на новое место – в «загородье, – под Москвою рекою на горе Крутице», где она существует и поныне» под именем «Спаса на новом» (месте) или Новоспасского монастыря, но уже в черте города, равно как и вышепомянутый Данилов монастырь; церковь же «Всемилостивого Спаса» обратил в придворную соборную церковь с мирскими иереями и протопопством, которая теперь известна под именем придворного собора Спаса на бору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Прекрасная цветная изразцовая печь XVIII века была разрушена. В июне 1934 года Н.Г. Бекряшев требует от горсовета произвести ремонт здания Вознесенской церкви и организовать ее постоянную милицейскую охрану. В мае 1937 года он вновь поднимает вопрос об охране и ремонте церкви Вознесения. Огромными усилиями Н. Г. Бекряшев остановил гибель Вознесенского храма и добился начала ремонта. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа принадлежит к числу самых древних церквей города. В XIII веке она уже существовала, так как жившие в то время Иоанн и Мария Устюжские были погребены при Вознесенской церкви. К сожалению других подтверждений древности Вознесенской церкви не найдено. Первое упоминание о Вознесенском храме находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. «На площади у торгу церковь Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковъ Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да въ пределе Воздвижение честнаго креста Господня, древяна клецки на подклетехъ, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье Далее идет речь еще о двух храмах, имеющих непосредственное отношение к Вознесенской церкви. «…на площади жъ у торгу противъ Спаскихъ воротъ церковь поставлена ново Воскресение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа о 5 верхахъ, да въ пределе церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа образъ Нерукотворенной, а въ другомъ пределе церковь царевича Дмитрия Моск. чуд., да теплая церковь Ивана Богослова, да въ пределе жъ Никола чуд., да Иванъ Златоустъ, древяна клецки, а въ церкви образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье 28 апреля 1634 года во время большого пожара Вознесенская, Богоявленская и Ново-Воскресенская церкви сгорели. В «Летописи Великоустюжской» А. А. Титова написано: «1649 г. Былъ сильный (четвертый) пожаръ въ Устюге; сгорели церкви: Вознесенская, Иоанно-богословская и Варваринская и несколько лавокъ на торговой площади близъ Вознесения.

http://sobory.ru/article/?object=00248

Кроме главного, освященного в честь Спаса Нерукотворного Образа, в храме было еще два престола: южный — во имя Архангела Михаила, и северный — великомученика Димитрия Солунского. Храм окружал древний погост. В 1930 г. храм закрыли, и более 60 лет он пустовал, подвергаясь осквернению. В 1980-е гг. была разобрана опора колокольни и создалась угроза ее обрушения. Перед возвращением храма верующим специальная комиссия признала его ограниченно годным к реставрации, которая началась в 1996 г. усилиями вновь созданной православной общины. Восстановительные работы завершены в 2001 г. В селе Спасском-Никулине издревле существовала церковь во имя Всемилостивого Спаса, уничтоженная неизвестно когда и по какому случаю. Под 1629 г. значится: «в селе место попово, дьячково, проскурнино, пашни церковной земли 12 четвертей в поле, сена 10 копен». В этом селе была построена новая церковь во имя Преображения Господня. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа 1678 г. записано: «января в 21 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, по челобитью Степана Борисовича Челищева, обложена вновь на Москве новопостроенная в Московском уезде, в Перемышльской волости, в вотчине его, Степана Челищева, в селе, что было сельцо, Спасское, Микульское тож, церковь Преображения Спасова, а на ту церковь положено дани… по указной статье 12 алтын 2 деньги, заезда гривна. 28 января те деньги платил Степан Челищев. Впредь те деньги имать и писать церковь Преображения Спасова в вотчине Степана Челищева, в селе Спасском, Микульское тож, на речке Руденке». Спасская церковь в том же порядке писалась в приходных книгах казенного приказа по 1740 г. В 1683 г. в селе Микульском церковь Всемилостивого Спаса деревянная, клетцки. В 1704 г. церковь Спаса Нерукотворенного образа, в 1722 г. – каменная. Село Спасское, Микульское тож, по писцовым книгам 1628 – 37 гг. находилось Московского уезда, Перемышльской волости «за Енаклычом Чеботаевым, Андреем и Федором Челищевыми – старинная их вотчина, что было за Борисом Ивановичем Челищевым, а в селе 2 двора вотчинниковых с деловыми людьми, да на другой стороне речки Руденке 3 двора бобыльских». Потом этим селом владели: Михаил и Василий Челищевы 1663 – 73 гг., Степан Челищев 1678 г. и князь Ф. И. Дашков 1693 г.

http://sobory.ru/article/?object=00781

Церковь Спаса Нерукотворного Образа - это квадратный в плане храм с полукруглым алтарём, двумя небольшими притворами - с севера и с юга и трапезной, над которой расположена трехпролётная звонница. Основной объем церкви завершается четырьмя рядами постепенно сужающихся кверху кокошников, над которыми возвышается световой барабан со шлемовидной главой и крестом. Храм спроектировал художник и архитектор С. И. Вашков (1879-1914) - талантливый и любимый ученик В. М. Васнецова. Над входом в храм расположена оригинально устроенная звонница. Долгое время в храме размещалось общежитие. Постоянные богослужения в храме ведутся с 1989 года. В нескольких десятках метров от храма Спаса Нерукотворного находилась деревянная церковь Гребневской иконы Божией Матери (сгорела в 2007 г.), в настощее время выстроена новая, в камне. Помимо необычного архитектурно-планировочного решения, церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме выделяется широким применением в наружной отделке поливной керамики - майолики, более характерной для Ярославского зодчества, нежели Подмосковного. Высокий ломаный фронтон звонницы, тимпаны центральных закомар и кокошников, стены переходной галереи почти до уровня окон богато украшены майоликовыми панно, напоминающими по сдержанному цветовому колориту Врубелевские полотна. К сожалению, некоторые утраченные керамические фрагменты, как, например, в изображениях на центральном фасаде св. Николая Мирликийского и митрополита Алексия, были дополнены масляной живописью. К серьёзным утратам следует отнести черепичное покрытие, сохранившееся только на шлеме главы. В прошлом зелёная черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала, были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма Спаса Нерукотворного - редкого неорусского памятника. http://www.podmoskove.ru/monastir/56_mon.html В начале ХХ столетия в дачном поселке Клязьма (ныне в черте города Пушкино) появились два храма. Но в начале рассказа о клязьменских храмах, стоит обратиться к истории этой местности. 1843 год стал особенным: в Клязьме возникла Образцовая земледельческая усадьба. Здесь на 37 десятинах земли поселились молодые выпускники (выходцы из крестьянских семей) земледельческой школы, открытой по Указу императора Николая I под Петербургом. В этом живописном месте им предстояло заниматься проблемами организации образцовых хозяйств. Это поселение назвали очень лаконично – Хутор. Железная дорога внесла свои коррективы в сельскохозяйственную жизнь: появилась возможность ездить в Москву на заработки и обслуживать новых поселенцев – богатых дачников. Так прогрессивные идеи императора не получили ожидаемого развития.

http://sobory.ru/article/?object=00461

Глаголющим яко во время мироспасительныя страсти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа принесенную о спасении нашем от него жертву честнаго его тела же и крове яко же архиерею по человеческому о нас бывшу, занеже сам и Бог и жрец и жертва, по славному в богословии Григорию, принесе убо сам Богу и Отцу, не прият же яко Бог со Отцем сам же единородный и Дух Святый, яко сими отчуждают самого же Бога слова и единосущнаго и единоелавнаго сему Утешителя Духа боголепнаго единочестия же и достоинства, анафема. Не приемлющим на всяк день приносимую жертву от приемших от Христа божественных таинствъ священнодействие Святей Троицы приноситися, яко противовещателем отсюду священным и божественным отцем Василию же и Златоречивому, им же соглашают и прочий богоноснии отцы в своих словесех же и писаниях, анафема. Слышащим убо Спаса о священнодействии от него преданном божественных таинств глаголюща: «сие творите в мое воспоминание», не приемлющим же праве воспоминания, но дерзающим гдаголати яко обновляет мечтательно и образно на честном крест от Спаса нашего принесенную жертву своего тела же и крови во общее человеческого естества избавление же и очищение на кийждо день приносимая жертва от священнодействующих божественная таинства, яко же Спас наш и Владыка всех предаде, и сего ради ину быти сию кром совершившияся от Спаса изначала вводящим и ко оной мечтательно и образно возносимую, яко отщетевающим страшного и божественного священнодействия таинство, им же будущия жизни обручение приемлем и сия божественному отцу нашему Иоанну Златоречивому изъясняющу жертвы непременное и едину и туюжде быти глаголющу во многих толкованиях речений великого Павла, анафема. Временная расстояния в примирении человеческого естества к божественному и блаженному естеству живоначальныя и всенетленныя Троицы приразумевающим и привводящим и первее убо единородному слову законополагающим от самого приятия нам примиритися, последи же Богу и Отцу спасительною страстию Спаса Христа, и разделяющим нераздельныя божественных и блаженных отец ради всего таинства смотрения примирити нас себе единородного учащих собою же и в себе Богу и Отцу последовательно же всяко и всесвятому и животворящему Духу, яко новых взыскания и иноплеменник обретателем, анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Но наступают другие времена, и храм " превращается " в памятник архитектуры, который, однако, государство берет под охрану. В 1973 году собор уничтожают: растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б. Ельцина " охраняемый памятник архитектуры " , уже давно не существующий, снимают с охраны государства. В 2000 году на месте храма Нерукотворного Образа был установлен памятный крест, освящение которого совершил 2 июня настоятель кафедрального Свято-Ильинского собора Архангельска протоиерей Владимир Кузив, посетивший Красноборск во время крестного хода по Северной Двине. С того времени утраченная традиция возобновилась. По материалам сайта: www.arhpress.ru. http://arhispovedniki.ru/gallery/ Первое письменное упоминание о Красноборске относится к началу XVII века. «В 1620 году на Юрьеве-Наволоке отдан был на пустом гарном месте дикий лес крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову (Рудачку), с обязательством платить в казну оброка 16 алтын и 3 деньги». Построив свои дома и освоив землю, Ожегов стал получать доходы и в 1627 году на свои средства построил деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного. Постепенно здесь начинают селиться жители из окружающих селений и приезжие. Увеличивающееся селение стало именоваться слободкой, затем посадом. В 1775 году в посаде насчитывалось 102 дома с численностью населения 500 человек, с гостиным рядом в 105 лавок, с широко развитой торговлей. В 1780 году в результате административных преобразований по указу Екатерины II посаду Красный Бор присвоен статус – уездный город Красноборск. В 1781 году утвержден герб города. С сайта Красноборского районного музея: http://krasnoborskmuseum.ru/history.html Церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что в заштатном городе Красноборске, находится на левом гористом берегу реки Северной Двины, при устье речки зовомой Нечмежа. Она остоит от уездного города Сольвычегодска в 70 верстах. Первоначальное существование свое восприяли по явлению нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135-е (1627) при державе Благоверного и Благочестивого Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России. Предание говорит, что образ тот явился в пустом лесистом месте на березе. На том месте тогда и была построена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа. Построена же церковь та неизвестно кем именно, а только летописец говорит так: «есть село нарицаемое Красной бор, в том же селе возграждена церковь деревянна во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7135 Создатель же церкви оной бысть некий муж Боголюбец того же села насельник».

http://sobory.ru/article/?object=38324

В 1731 г. в Синодальном Казенном Приказе производилось дело об освящении придела св. вмч. Георгия при новопостроенной церкви во мя Спаса Нерукотворенного образа. В прошении, поданном 13 октября 1731 г., граф А. М. Апраксин просил разрешения на освящение предела св. вмч. Георгия и выдаче освященного антиминса, и указал, что настоящая церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа еще не достроена. На прошении последовала резолюция казначея Филагрия: «1731 года 18 октября по указу Ее Императорского Величества и по благословению Святейшего правительствующего синода об освящении предельной церкви и выдаче антиминса выдать указ». Того же года 20 октября из Синодального Казенного Приказа выдан указ Большого Успенского собора протопопу Иоанну Максимову велено: предел вмч. Георгия… освятить на выданном антиминсе по новоисправному требнику и освященный антиминс выдать той церкви попу Василию Федорову. 1 мая 1738 г. граф Федор Андреевич Апраксин подал прошение в Синодальный Казенный Приказ об освящении достроенной церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа и выдать освященный антиминс. Резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать о посвящении указ и антиминс. Вениамин епископ Коломенский, 1738 году мая 12 дня». Того же года 12 мая об освящении новопостроенной церкви выдан указ из Синодального Казенного Приказа Большого Успенского собора протопопу Никифору Иоаннову с братиею, по челобитью камергера графа Федора Андреевича Апраксина, велено в Звенигородской десятине, в селе Иславском, построенную церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа освятить ему, протопопу, на выданном из Синодального дома освященном антиминсе. После смерти графа А. М. Апраксина имение в разных уездах досталось его сыну графу Федору Андреевичу, а от него в 1754 г. перешло к его детям Петру, Александру, Николаю, Михаилу, Матвею, Наталье и Александре, между которыми имение было разделено в 1756 г. Дочери Екатерине Федоровне в приданое и сыну Михаилу Федоровичу досталось село Иславское. В 1779 г. жена И. И. Дурново, вдова Пелагея Павловна, купивши село Иславское у графа Апраксина, заложила его жене И. П. Архарова – Анне Яковлевне и за последней 17 июля 1780 г. утверждено определением Вотчинной Коллегии.

http://sobory.ru/article/?object=07293

Камчатская область нуждается в даровании тех же средств, какими три века просвещалась и покорялась Сибирь, т. е. в умножении храмов, приходов, походных миссий, школ с общежитиями для детей бродячих инородцев, больниц для врачевания недугов и мощных организаций для пробуждения дремлющих в инородцах сил и способностей и для воспитания и направления их на святорусское дело края. Жизненно необходимо с помощью Камчатского Православного братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса торжественно завершить трехвековое победное шествие православного просвещения по Сибири. Вся Православная Россия должна крепко помнить, что Нерукотворенный Образ Всемилостивого Спаса много веков предшествует делу нашего государственного строительства. Со знаменем сего Святого Образа подвизались древние наши святые ратоборцы за единодержавие: Александр Невский, Андрей Боголюбский и Феодор Ярославский. С этим образом Православная Русь в XIV и XV веках восторжествовала над дикими варварами Сибири – татарами – и в конце XVI и в начале XVII века над смутами враждебного Православию католицизма. Во имя сего Святого Образа был сооружен первый храм в Тобольске, послуживший колыбелью православного просвещения Сибири. Сей же Святой Образ первый из сибирских святынь прославился в Тобольске в XVII веке чудесами, доселе просвещающими Сибирь. В молитвах перед Нерукотворенным Образом Всемилостивого Спаса черпал воодушевление для своих преобразований царственный попечитель о просвещении Сибири и всей России Петр Великий. Его малый домик, сияющий сим Святым Образом, сделался по благодати и чудесам Всемилостивого Спаса великой колыбелью основанной им императорской столицы – Петербурга. Наконец, как уже выше сказано, в тягостные дни Японской войны царственный потомок великого преобразователя Государь-Император благоизволил духовно подкрепить православное население Дальнего Востока, благословив его Святым Образом «Торжества Пресвятыя Богородицы», на коем в руках Царицы Небесной и Победоносной Путеводительницы Православного Мира красуется начало спасительного иконопочитания и благодатное знамя нашей государственности – Нерукотворенный Образ Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010