По материалам сайта Солнечногорского благочиния . Каменный храм в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , двухэтажный, окруженный гульбищем. Построена в 1759 на средства П.И.Лопухина, владевшего селом с 1742 г. и похороненного здесь же. Обновлялся в XIX в. при Львовых, владельцев села с 1807 по 1917 г. Верхний престол - Всемилостивого Спаса, нижний - Смоленской иконы Божией Матери; в колокольне - придел свт.Николая Чудотворца. Главная достопримечательность- великолепный первоначальный резной пятиярусный деревянный иконостас верхней церкви, Царские врата которого украшены барельефными скульптурами евангелистов на архитектурном фоне. В советское время церковь не закрывалась. Церковь Спаса Всемилостивого по адресу: г.Солнечногорск, Спасская ул, 12/1 (бывш.с.Спасская Слобода), является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Кирилл Аминов, 21 апреля 2015 г. Солнечногорская земля, словно жемчугом, богато украшена куполами святых православных храмов. Вот уже более двух с половиной веков на окраине подмосковного города Солнечногорска возвышается церковь Всемилостивого Спаса, расположенная некогда на территории села Спасское-Тешилово, а ныне в микрорайоне ЦМИС города Солнечногорска. 14 августа 2019 года храм Всемилостивого Спаса вместе с престольным праздником отмечает своё 260-летие. Архитектура Спасской церкви чрезвычайно своеобразна и восходит к образцам конца XVII века. Это хороший образец барокко: двухэтажная кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, окружена гульбищем. Кирпичное оштукатуренное здание с трёхчастно-осевой композицией, представляет собой пример интересной двухъярусной архитектуры с высоким подклетом, свойственной для барочных храмов. Нижняя церковь Смоленской иконы Божией Матери была зимней, верхняя Спаса Всемилостивого - летней. В 1853 году решено было расширить нижнюю церковь для доступа в храм большего числа желающих помолиться, особенно в праздничные дни. Летняя церковь изначально была обведена галереями с открытыми арками, позднее замурованными. Симметричная прямоугольному алтарю трапезная соединяет основное здание храма с трёхъярусной колокольней. Декор церкви также характерен для московского барокко: наличники с " ушами " , пилястры с рустовкой и т. д. На месте старинной деревянной церкви в честь святителя Николая Чудотворца, уничтоженной в смутное время, в 1759 году был возведён каменный храм, который мы видим сегодня. Построил храм владевший в то время селом Спасское-Телешово Пётр Иванович Лопухин - двоюродный брат первой супруги царя Петра I.

http://sobory.ru/article/?object=07927

«В настоящей Рождества Христова: 1) Всемилостивый Спас, 2) Рождество Христово, 3) Введение Пр. Богородицы – (все эти три иконы местные, размер каждой из них: 1,5х1 арш.), 4) Алексей Митрополит и Феодор Стратилат (писаны на одной доске), 5) Флор, 6) Лавр (разм. 1,5х1,5 арш.), 7) Царские двери с сенью и кзымзы (разм. 4х2 арш.), – починены. Северные и южные двери с изображением архидиаконов (разм. 2х1 арш.), запрестольный образ Божией Матери и Распятие (1х1 арш.), над местными образами первого пояса – в середине образ Всемилостивого Спаса (3х2 арш.) и по сторонам восемь икон апостолов (3х1 арш.), во втором поясе десять образов праздников (1,5х1 арш.), в третьем – в середине образ Знамения Богоматери (2,5х1 арш.) и по сторонам восемь икон – пророков (2,5х1 арш.), в четвертом поясе образ Господа Саваофа (2,5х2 арш.) и по сторонам восемь икон праотцев (2,5х1 арш.), – переписаны вновь. В пределе Казанской Богоматери: образа Всемилостивого Спаса, Казанской Богоматери, Алексея Человека Божия и Марии Египетской, Николая Чудотворца, Парасковеи, нареченныя Пятницы, – все эти шесть икон (1,5х0,75 арш.) починены; в первом поясе над местными иконами образ Всемилостивого Спаса и по сторонам 11 образов – апостолов (1,5х0,5 арш.) и во втором поясе десять образов праздников (1х0,75 арш.) и запрестольный образ Богоматери – написаны вновь. В пределе св. Николая Чудотворца: образ Николая Чудотворца (1,5х0,75 арш.) – починен; местные иконы – Всемилостивого Спаса, Богоматери Одигитрии, Василия Великого (1,5х0,75 арш.), царские двери с сенью и с кзымзом (4х2 арш.), в первом поясе – над местными иконами – образ Всемилостивого Спаса (1,5х1 арш.) и по сторонам десять образов апостолов (1,5х10 арш.), в верхнем поясе десять образов праздников (1х0,75 арш.) и запрестольный образ Богоматери (1х0,5 арш.) – написаны вновь. В трапезе: образа пророка Илии, Воскресения Христова (1х0,5 арш.) и Модеста патриарха (1х0,5 арш.), – починены; Всемилостивого Спаса, Покрова Богоматери, Всем скорбящим радости, Троицы, введения во храм (1,5х1 арш.), Власия, Георгия (1,5х0,5 арш.) и двенадцать шестилистовых икон написаны вновь 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г. После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

http://sobory.ru/article/?object=24185

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Церковь Спаса Преображения стала типичной для периода домонгольского зодчества во Владимиро-Суздальском княжестве. Точное месторасположение храма описывается как место, на котором в середине 1164 года великий князь Андрей Боголюбский выстроил для себя собственный княжеский двор, в состав которого входила небольшая церковь, выстроенная из белого камня. Сразу после ее возведения было принято решение об освещении храма в честь Спаса. Спустя некоторое время был основан Златовратский Спасский монастырь, существование которого продлилось вплоть до 1764 года. Первоначально еще деревянный храм Спаса Преображения был четырехстолпным, с тремя апсидами, а также квадратным. Завершение храма было осуществлено при помощи одной небольшой главки. Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н.Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен. На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. В результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01840

Весной 1358 года в Орде произошла смена ханов. Хан Джанибек был убит своим сыном Бердибеком, который и занял престол. Этот год принято считать началом долгих смут в Орде 369 . К новому хану поехали великий князь Иван Иванович и тверской князь Василий Михайлович, которые получили соответственно подтверждения на великое владимирское и великое тверское княжение 370 . В том же 1358 году в Орде побывал князь Всеволод Александрович. Хан Бердибек выдал князя его дяде, от которого Александрович и претерпел «томление велико и бояром и слоугам» 371 . Как видим, со сменой ханов отношение Орды к Александровичам не изменилось. В Орде по-прежнему руководствовались правилом: поддерживать слабых князей, а ветвь Александровичей ордынский хан не без основания считал сильной и противодействующей его власти. Таким образом, в конфликт между двумя ветвями тверских князей были вовлечены не только великий князь, митрополит, Литва, но и Орда. Замок в Каунасе. XIV в. Святитель Алексий, митрополит Московский. Икона. 1580-е гг. (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Симон Ушаков. Преподобный Сергий Радонежский. Икона. 1669 (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Духовная грамота великого князя Семена Ивановича. 1340 (Москва, Государственный Исторический музей) Оклад Евангелия великого князя Семена Ивановича Благовещение. Икона. Конец XIV в. (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374 Феофан Грек. Пантократор. Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Фрагмент фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Троица. Фрагмент фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Серафим. Фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Новгород. Церковь Федора Стратилата на Ручью. 1360–1361 Круглая накладка с изображением святого. Новгород. XIV в. Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. XIV в. Двухсторонняя иконка с изображением святых Георгия и Василия. Новгород. XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего «милостыню от христолюбивых подателей». Второе чудо случилось, когда на обратном пути шествие поравнялось с часовней, где прежде находилась икона: «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Пораженные этим чудом и посчитав его особым знамением, «ибо возлюбил Господь это место», ярославцы решили поставить здесь в честь иконы Спаса Нерукотворного деревянную церковь, срубив и освятив ее в один день, — «обыденную». По преданию, перед чудотворной иконой в числе первых молились Минин и Пожарский. Эпидемия в городе разом прекратилась. И ополченцы смогли отправиться в поход на Москву. Позже церковь не единожды горела, однако образ Спаса сохранялся невредимым. Заступничеству этой иконы ярославцы приписывали и прекращение морового поветрия 1654 года. Позже вместо деревянной была установлена каменная церковь, получившая название ­Спасо-Пробоинской (по названию улицы, на которой находилась). Молодой монастырь Все последующие три столетия икона Спаса Нерукотворного оставалась особо почитаемой в Ярославле. При больших бедствиях горожане прибегали к молитве перед чудотворным образом, все крестные ходы по городу проходили с этой иконой. В 1929 году Спасо-Пробоинский храм был закрыт. Икона оказалась в Ярославском отделении Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), где известный реставратор Николай Брягин составил подробное ее описание. ЦГРМ были закрыты в 1934 году, и икона поступила в собрание Ярославского краеведческого музея. В 1969 году при реструктуризации учреждения культуры она вошла в собрание Ярославского художественного музея. Но уже в то время было сложно определить, тот ли это чудотворный образ или поздний список с него. Второе обретение иконы Спаса Нерукотворного связано с возрождением Спасо-Афанасиевского монастыря в Ярославле. — Это самый последний по времени основания (1615 год) и единственный мужской монастырь в нашем городе, — рассказывает пресс-секретарь Ярославской епархии священник Александр Сатомский. — Восстановление монашеской жизни здесь началось значительно позже, чем в других обителях Ярославля — Толгской или Казанской. В январе 2008 года в возрожденном монастырском храме состоялась первая служба. С этого дня начался отсчет новой жизни обители. Ее главными святынями были частицы мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Но монастырь был исторически связан и с чудотворным образом Спаса Нерукотворного. Ведь именно рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла в часовне он был обретен. В память об этом событии и был учрежден монастырь. Соседний с монастырем Спасо-Пробоинский храм все века своего существования был на особом положении — прихода не имел и находился на общегородском содержании.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5851477...

Полагают, что эти образа назывались шестилистовыми потому, что на них накладывалось по шести листов золота, если золотили их фон, а пядничными потому, что они измерялись в длину и ширину ручной пядью 76 . В некоторых больших и богатых иконостасах устраивалось и по два пядничных яруса 77 . В маленьких иконостасах число их икон бывало меньше десяти, а в больших – оно доходило от 50 до 100. Так, в Троицкой церкви Юрьегорского (ныне упраздненного) монастыря в олонецкой губ. пядничный ярус в иконостасе состоял всего только из четырех икон: Казанской Богоматери, Тихвинской Богоматери, Сошествия Св. Духа и Богоявления Господня 78 ; а в соборном храме Кирилло-Белозерского монастыря, по описи за 1718 год, в состав этого яруса входило около 50 икон, которые были размещены в следующем порядке: по правую сторону царских врат – образ Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы Одигитрии, Спаса Нерукотворенного, Владимирской Богоматери, Смоленской Богоматери, Спаса Вседержителя, Пр. Богородицы Одигитрии, еще Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Пр. Богородицы Одигитрии с Кириллом чудотворцем на поле, Пр. Богородицы с Превечным Младенцем, окруженной святыми, Феодоровской Богоматери, Пр. Богородицы Одигитрии, Спасителя, к ногам Которого припадают Марфа и Мария, Богоматери на престоле с Превечным Младенцем на руках, а пред Ними в молении св. Никита Новгородский, Богоматери на престоле с изображением св. Троицы наверху и разных святых по сторонам, Успения Пр. Богородицы, Николая Чудотворца, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преп. Онуфрия и Петра Афонских; по левую сторону – Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворенного, Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Спаса Нерукотворенного, Пр. Богородицы Одигитрии, Владимирской Богоматери, Спаса Вседержителя, явления иконы Феодоровской Богоматери, Спасителя на престоле с предстоящими Ему Богоматерию и Предтечею (деисус), Смоленской Богоматери, Кирилла Белозерского, Василия Блаженного, Владимирской Богоматери, Явления Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Чрезвычайный интерес для нас представляют реальные факты истории Ярославля XVII в. В богатейшем городе Поволжья местными цельбоносными святынями считались иконы Богоматери Толгской и Богоматери Смоленской. Однако в начале XVII в., по свидетельству рукописных сказаний кафедрального Успенского собора и Спасопробоинской церкви, в этой связи стал почитаем и образ Спаса 987 . В период смуты, когда Ярославль был временной сголицей Русского государства, город постигла страшная эпидемия язвы. Протоиерею Успенского собора дважды было видение во сне (23 и 24 мая 1612 г.), в котором ему повелевалось взять на крестный ход икону Спаса из древней часовни близ церкви Афанасия и Кирилла. После молебна о спасении и совершения крестного хода в честь образа Спаса построили дерсвянную церковь , и язва вскоре прекратилась. В 1654 г., как отмечалось выше, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, для которой Холмогорец написал икону Спаса Вседержителя, была освящена. В тот же год по всей России свирепствовало страшное моровое поветрие. Ярославль, где смерть буквально «пожинала людей ежечасно... многие домы опустели вновь был спасен крестным ходом с иконами Спаса, Богоматери Толгской и Богоматери Смоленской 988 . Таким образом, предания подтверждают, что в Ярославле XVII в. образ Спаса почитался как избавитель от эпидемий. Напоминание о Кресте (независимо от отождествления его с самим Христом) в текстах молитвенной рамки также может являться отзвуком реальных событий жизни Ярославля. Предположить это позволяет следующий факт. В хронографе ярославского священника Феодора Петрова и в известном трактате Иосифа Владимирова говорится еще об одной спасительной мере, к которой прибегли ярославцы во время мора 1654 г. По повелению митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича был написан «образ честного и животворящего Креста...», поставленный «прямо граду Ярославлю вместо богоспасительного забрала и щита, да не найдет на люди тлетворный ветр... скоро тогда во стране нашей смертоносная язва преста и великое благоденствие и тишина наста» 989 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Воронеж. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты За главным корпусом университета открывается прекрасный вид на склоны холмов и левобережье. С этой наблюдательной площадки начинаются все экскурсии по Воронежу. Прямо перед глазами — две церкви. Об одной из них, Ильинской, речь уже шла. Теперь настал черед второй, Спасской. К ней также можно пройти с правой стороны университета, по улице Фрунзе (прежде она звалась Консисторской; в городской топонимике, кстати, были улицы Покровская, Введенская, Воскресенская, Ильинский съезд, Спасская и др.). Храм отмечает свой престольный праздник 16 августа по старому стилю. Престол именуется так: «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» (крепости) церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Д. И. Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее, но мне кажется, что ближе к истине автор статьи о храме в «Воронежской старине» (1905) Т. Д. Попов. Он отмечал, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображения Господня оставалась особо чтимой в новом храме. С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору «храмосозидательных» средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. С работами, требовавшими тонкого мастерства и тщательного соблюдения технологического цикла, тогда не торопились, премии за досрочную сдачу объекта не причитались. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году.

http://sobory.ru/article/?object=08969

Ярославль. Церковь Спаса Преображения на Городу. Церковь Спаса-на-Городу Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения на Городу построена в 1672 г. Название церкви Спаса Преображения на Городу объясняется тем, что в XVII - XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви. Храм построен на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Возведенные у северной стены шатровая церковь с шатровым приделом придают церкви некоторую асимметричность. Постройка с барабанами, увенчанными грузными маковицами, превосходящими по высоте основное здание, типична для ярославских храмов. Главная достопримечательность сооружения - фрески. В 1693 г. церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Федором Федоровым и Иваном Дмитриевым. Старший из них - Лаврентий Севастьянов писал иконы в Федоровской церкви Ярославля вместе со знаменитым Гурием Никитиным. Лаврентий - сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на " государевы работы " в Оружейную палату Московского Кремля. Он в 1640 г. работал над росписью первого в Ярославле посадского храма Николы Надеина. Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь. В четырех верхних - земная жизнь Христа, в пятом и шестом - " История животворящего креста " . Седьмой - орнаментальный фриз. В сюжетах фресок храма, созданного на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта. Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в " святой земле " , напоминают простые деревянные срубы ярославского посада. Престол Спаса Нерукотворного. Крестовокупольный четырехстолпный храм, с пятью световыми главами, тремя апсидами. Композиция с шатровым приделом у восточного прясла северного фасада, шатровой колокольней на северо-западном углу; южный придел сильно перестроен, его оъем вытянут вдоль фасада и перекрыт куполом, с западной папертью. Перестроен в 1680 г. - заложены проемы северной галереи. В 1831 г. перестроен южный придел (уничтожено южное крыльцо), пристроена западная паперть; завершение четверика с пощипцового переделано на четырехскатное.

http://sobory.ru/article/?object=00579

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010