Спаса Нерукотворного пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спаса Нерукотворного пустынь - православный мужской монастырь в Калужской области. Возвращен Церкви в 1991 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей - Свято-Введенская Оптина Пустынь. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше. Там, где сегодня - село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домонгольской поры. Примечательны и события, предшествующие строительству в Клыково храма в честь Нерукотворного Образа Господня. В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар - церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных. В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Спаса_Нерукотв...

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь - в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие «ляхов» обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 г., находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Литовский пан Пац, не дойдя до города тридцати километров, остановился, чтобы отдохнуть и подготовить войско к нападению. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали. Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей захотели устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и, придя в город, поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь, неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было. По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

http://sobory.ru/article/?object=00816

1 . Икона Спаса. Имеет в вышину 1 арш. 10 ½, верш., в ширину 1 арш. 2 верш. Само изображение Спаса XVII–XVIII в., но золоченый оклад ее с 12 рельефными по каймам медальонами святых древний. Святые эти суть – слева: Петр, Матфей и Лука; справа: Павел, Марк и Иоанн; вверху Богоматерь, этимасия, Иоанн Креститель; внизу: Георгий Победовосец, Димитрий и Феодор. Надписи их одного характера со следующею надписью на нижней кайме: «Творец и обладател всего сущего, Христе Боже, пришедый на землю для спасения людей, сопричисли в день оный великий суда к сонму одесную Тебя стоящих меня, украсившую лик Твой, Русудан». Характер письма надписи несомненно XI–XII в. Об этой Русудани см. и следующий 2. 2 . Икона Богоматери. Имеет вышины 1 арш. 3 верш., ширины 14 верш., ризу золотую чеканную с поясным изображением Богородицы без младенца. Надпись ее на нижней кайме одинакового письма с надписью на иконе Спаса 1. «Пречистая Богородица, будь ходатайцею пред Сыном Твоим в великий день суда диопалт-диопале Русудани, на злато которой окован сей лик Твой и прими приношение мое». Конечно, эта та самая Русудан, которой фресковый портрет вместе с супругой ее Нианиею Кахаберидзе и сыном их рачинским Эриставом Рати представлен на стене церкви влево от алтаря. Здесь Рати назван «строителем святаго храма сего». Впрочем, письмо надписей под ними, сделанное алфавитом мхедрули, XVIII в. Об этих лицах см. мнение по поводу надписи на иконе Спаса в Никорциминде 6. 3 . Икона Спаса. Одинакового размера с иконой Божией Матери 2 и также хорошо сохранившаяся, как и первая. Спас правой рукою благословляет, а левой держит раскрытое евангелие с греческим текстом. На нижней кайме ее: «Христе Боже, пришедший в мир для избавления рода людского, избави от наказания в день суда и меня рачинского Эристава Рати, оковавшего лик Твой». Ср. и следующий 4 . Образ Распятия. Само Распяте позднее, остальное украшение его чеканное, серебряное, позолоченное, обветшалое с полупопорченной на нижней кайме надписью, которая гласит, что образ сей создан... Рати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Цибикнур. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое известное ныне упоминание о Цибикнуре датируется 1723 годом. Население его в то время состояло из ясачных крестьян-мари, в селе было 42 дома и проживало 107 душ мужского пола. Храм в честь Спаса Нерукотворного в Цибикнуре построили в 1765 году на средства царевококшайского купца 1 гильдии И.А. Пчелина. Иван Андреевич был третьим представителем купеческого рода Пчелиных, вел торговлю пиломатериалами, тесом, красной юфтью и хмелем, который вывозил во многие города Российской империи. Цибикнурская церковь была каменной, с колокольней и тремя престолами: главный освятили в честь Спаса Нерукотворного (храмовый праздник 29 августа по новому стилю), левый придел — во имя великомученика Георгия Победоносца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В состав прихода входили деревни Кюшнур, Ошламучаш, Сосновая, Савкино Поле, Поланур, Куптур, Энгерумбал, Шихмамат, Пюкшерме, Эсекайкино, Нюхта и другие. Сюда же до 1900 года относилось и село Шойбулак, где впоследствии выстроили храм в честь Святой Троицы. Во второй половине XIX века Спасская церковь пришла в ветхое состояние. Для сбора средств на ремонт храма создали приходское попечительство, собравшее 2070 рублей. Большую часть этой суммы составили деньги, пожертвованные прихожанами, но поступали средства и от духовенства и верующих соседних сел. За понесенные труды всем членам приходского попечительства было объявлено архипастырское благословение через публикацию в «Известиях по Казанской епархии». Особым образом отметили заслуги тогдашнего настоятеля Спасского храма священника Ксенофонта Преображенского и старшины Вараксинского волостного правления Петра Филипповича Борисова. Ремонт церкви был начат по указу Казанской Духовной консистории от 1 марта 1868 года. На время работ все три престола сняли. Ремонт в приделах завершился в 1869 году, престол во имя Георгия Победоносца освятили 16 февраля, а Благовещенский – 17 августа. На освящение главного престола в честь Спаса Нерукотворного благочинный Иоанн Рождественский получил благословение 14 ноября 1870 года.

http://sobory.ru/article/?object=42772

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасо-Пробоинская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом. Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки. Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами. В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи. Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди. В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь. Основание Спасо-Пробоинской церкви произошло 25 мая 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Начало XVII в. - тяжелейшее для страны время Смуты, польско-литовской интервенции, самозванства: «бедственно было тогда состояние земли Русской… Поляки уже засели в Москве как победители и истребляли последнее имущество разоренных жителей; ежедневные убийства обагряли стогны и поля; трупы непогребенные видимы были на распутиях; жены и девы похищаемы были из недр семейств и с наглою дерзостию лишаемы были чести и жизни; законы опровержены, правосудие уничтожено; Вера попрана, святыня поругана. Все дышало унынием, на все простерся мрак горести и отчаяния».

http://sobory.ru/article/?object=05737

В интерьере четыре мощных пилона переходят в трапециевидные паруса, на которые опирается купол храма, завершённый световой главой. За пилонами - северный и южный притворы с четвертными сводами и угловые ячейки с крестовыми сводами. Алтарь перекрыт гранёной конхой с длинными распалубками. Арки, перекинутые со столбов трапезной, делят трапезную на восемь ячеек с парусными и циркульными сводами. Сохранились роспись клеевыми красками и резной некрашеный иконостас в русском стиле. Храм нуждается в реставрации уникального резного иконостаса, а также росписи летней части храма. По материалам официального сайта Тверской епархии Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного образа – это одна из архитектурных достопримечательностей города Бежецка, что в Тверской области России, расположена по адресу: улица Нечаева, дом 29. Комплекс зданий находится на западной части городского кладбища. Здание кладбищенской церкви Спаса Нерукотворного Образа было сооружено из кирпича в 1895 году. Инициатором возведения стал протоиерей И.И. Преображенский. Когда-то на этом месте стоял деревянный храм. Немного позже была построена трапезная. В 1902 году появилась также и трехъярусная отдельно стоящая колокольня. Примерно в это же время были возведены здания церковно-приходской школы и богадельни, примыкающие к западной стороне оградки. По сторонам церкви находятся небольшие часовни. В 1930-х годах эта обитель была закрыта по приказу советской власти. Тогда же была разрушена колокольня. Снова церковь Спаса Нерукотворного образа в Бежецке была открыта в 1940-х годах. Она действует и сейчас. Каждый день здесь совершаются службы. В праздничные дни осуществляется служение ранней и поздней литургий. 29 августа - престольный праздник бежецкой Спасо-кладбищенской церкви. Церковь Спаса Нерукотоврного образа в городе Бежецке " была вызвана к бытию Екатерининским указом 1771 года о закрытии кладбищ при городских церквах " . Первоначально было решено возвести " над могилами " каменный храм Воскресения Христова. Строителем был избран купец Илья Фёдорович Неворотин. Строительство было начато в 1787 году и закончено в 1796-м. Утварь для храма получена из упразднённой перед тем церкви села Шеломени, согласно желанию потомка ея вкладчиков Карамзиных помещика Зилова. В 1796 году " именитое купечество обще с градским главою Михаилом Лукичем Ревякиным просило храм переименовать и праздновать праздник вместо Воскресения Христова в день Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа августа 16 дня " . Решение было получено, главный престол храма в 1800 году был освящён в честь Нерукотоврного образа. Церковь была приписана к городскому собору. Самостоятельный причт при открытиии кладбищенской церкви не был назначен и богослужения отправлялись всеми городскими священниками по установленной очереди. Порядок этот держался до 1882 года, когда стараниями соборного священника о. И. Преображенского кладбищенская церковь была отписана от городского собора и при ней был учреждён самостоятельный причт.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Литургия 19 августа 2016 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа была совершена в Никольском кафедральном соборе г. Мурманска. За богослужением присутствовала губернатор Мурманской области М.В. Ковтун. По окончании литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил место возведения Мурманского Спасо-Преображенского морского кафедрального собора и осмотрел храм Спаса-на-Водах (церковь Спаса Нерукотворного Образа). Был совершен чин освящения закладного камня в основание Спасо-Преображенского морского кафедрального собора. В завершении визита Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в мемориальном комплексе, посвященном морякам, погибшим в мирное время, и мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Святейший Владыка посетил храм в честь Спаса Нерукотворного Образа г. Кировска Мурманской области и Кировский рудник. На территории предприятия им был заложен камень в основание храма во имя святой великомученицы Варвары покровительницы работников горнодобывающей отрасли. Его Святейшество спустился в шахту на глубину 350 метров и ознакомился с современными технологиями добычи апатит-нефелиновой руды. Из Кировска Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь. 31 августа 2016 года Предстоятель Русской Православной Церкви, сопровождая честные мощи святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, апостола Алтая, ранее пребывавшие в Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, прибыл в Горно-Алтайск. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл проследовал к месту строительства кафедрального собора г. Горно-Алтайска, где в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Рубцовского и Алейского Романа, епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата, епископа Бийского и Белокурихинского Серапиона, епископа Славгородского и Каменского Всеволода, духовенства Алтайской митрополии и Горноалтайской епархии возглавил чин освящения закладного камня в основание собора в честь Всемилостивого Спаса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

Церковь Спаса на Берестове. Современный вид ЖМП 7 июль 2016 /  21 августа 2017 г. 14:30 церковь созда всея князь святый Владимир КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ И СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР МОГИЛА В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИЕВСКОГО ХРАМА СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ Историческая судьба церкви Спаса на Берестове оказалась непростой. Она не раз переживала периоды упадка и запустения. В 1947 году, когда праздновалось 800-летие Москвы, в храме был установлен памятник-саркофаг скончавшемуся 15 мая 1157 года в Киеве и погребенному в церкви Спаса князю Юрию Долгорукому. Богослужения в храме были возобновлены в середине 1990-х годов. Печально, что к настоящему времени церковь более десяти лет стоит закрытой, потому что нет средств, необходимых для реставрационных работ. Основанная крестителем Руси церковь Спаса на Берестове — усыпальница основателя Москвы князя Юрия Долгорукого, заключающая в себе пространственность исторического времени от святого князя Владимира до святителя Петра Могилы, несомненно, должна быть восстановлена и открыта и как храм Божий, и как исторический памятник. В последние недели ситуация сдвинулась с мертвой точки: киевский благотворитель объявил о финансировании полного цикла реставрационно-восстановительных работ уникального храма-памятника. «Стены едва стоят...» В 1631 году Петр Могила вернул «Спасский кут с церковью мурованною», находившийся тогда во владении униатов. На плане из лаврского издания «Тератургимы» 1638 года была обозначена полуразрушенная церковь Преображения Господня с пояснением, что «построена она святым Владимиром. Сейчас же стены ее едва стоят, щебень покрыл землю» 1 . Обретенную в 1636 году в руинах Десятинной церкви честную главу святого князя Владимира Высокопреосвященный Петр Могила первоначально перенес именно в эту церковь. Восстановленный стараниями Петра Могилы храм Преображения Господня на Берестове был освящен в 1643 году и уже в следующем году расписан приглашенными в Киев греческими живописцами 2 . В сакральном пространстве древнего храма на Берестове воплотилась могилянская концепция — восстановить его как мемориал исторического бытия Русской Церкви. Хронологическое измерение от Крещения Руси до эпохи Петра Могилы изначально было задано настенной летописью храма — двумя ктиторскими надписями. Славянская надпись 1643 года, выполненная в год освящения храма, сообщает: церковь созда и всея князь и самодержец, святый Владимир, во святом крещении По летех же многих и по разорении от безбожных татар произволением Божиим обновися смиренным Петром Могилою, архиепископом, митрополитом Галицким и всея екзархом святого Константинопольского престола, архимандритом Печерским, во славу на Фаворе преобразившегося Христа Бога Слова». В начале второй, греческой, надписи 1644 года стоит имя Петра Могилы: «Петр Могила, архиерей божий, сей храм Господу Владыке соорудил и завершил этот достославный и приснопамятный дом из камня, расписал перстами греков...»

http://e-vestnik.ru/history/spas_na_bere...

Впрочем, чтобы получить более ясное и полное понятие о древних окладах на иконах и особенно о бывших на них украшениях, обратимся к древним церковным описям. Так например, о бывшем окладе на чудотворной иконе Знамения Божией Матери сказано, что в 1528 году она преосв. архиепископом Макарием украшена кузнью и монистами 341 . В описи Свято-Духова монастыря за 1591 год чудотворная икона Сошествия Св. Духа описывается так: «образ местный Сошествие Св. Духа чудотворный 9 четвертей, обложен серебром басмянным, а у него кузни: крест большой обложен серебром, да две понагии обложены серебром, да понагия с мощми обложена серебром, две золотых, да 15 гривенок серебреных позолоченых» 342 . В описи Николо-Датского упразднённого монастыря за 1604 год храмовая икона св. Николая показана: «образ местный Никола чудотворец, поясной, в деянии, окладной; венец и гривна, и в анфоре (омофоре) кресты и евангелие и зарукавье оклад серебро басменное золочено, а деянье не окладано; да кузни у Николина образа – гривна басменная золочена, да четыре панагии резвые; панагия – резано по черной кости» 343 . В описи Зверина монастыря за 1682 год описываются три остающиеся доселе иконы: «образ местный Покрова Богородицы в деяниях писан на золоте, венец сканной с финифтью, гривенка басменая; у Богородицы и у Спаса и у Архангелов венцы и гривенки серебряные гладкие золочены, у Спаса ожерельицо жемчужное; у Богородицы убрус и ожерельице жемчужные ж; да старого прикладу: цепочка серебреная плетеная, на ней три креста серебреных, в том числе два золоченых, третий белой крест янтарной; серьги одинаки с зелеными камешки, другие серьги двоенки – на цепочки три пронизки. Образ местной положение Богородицы честные Её ризы на окладе; оклад басмен золочен, поля обложены ж; венцы у Богородицы и у Спаса серебреные гладкие золочены, а в тех венцах у Богородицы и у Спаса девять вставок в гнездах, да каменей разных цветов; у того ж образа прикладу: серьги одинаки с каменьем бечетой и с жемчуги, другие серьги одинаки же с бубеньчики и с жемчужки; ожерелье низаное жемчужное, в нём три плащи серебреные золочены; у того же образа в прибыли прикладу: у Спаса ожерельицо жемчужное, да гривенка серебреная золоченая гладкая; у Богородицы почелок низан жемчугом с подвески; а в нем вставка каменье простое разных цветов, да гривенка серебреная гладкая золочена, а в ней три вставки; да зарукавье жемчужное; три креста серебреные белые, два креста костяные в серебре, две пронизки серебряные, копейка золоченая; на том же образе на полях у дванадцати святых венцы серебряные гладкие золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

66 Один из самых древних московских монастырей. Основан святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1365 г. Название получил от церкви во имя Чуда Архистратига Михаила. В Чудовом монастыре был погребен его основатель митрополит Алексий. На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1610 г. там был насильно пострижен в монахи свергнутый Царь Василий IV Шуйский. Спустя два года, во время оккупации Кремля поляками, в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген. В 1905 г. в Чудовом монастыре, в отдельной усыпальнице, был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Чудов монастырь разрушен в 1930 г. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван в ночь на 17 декабря 1929 г. Останки Великого князя в 1995 г. были перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. Главная святыня монастыря – мощи св. митрополита Алексия – ныне находятся в Богоявленском (Елоховском) соборе города Москвы 67 Вновь сооруженный санитарный поезд имени Александры Федоровны отправлялся в армию с Казанского вокзала. Императрица, все подробно осмотрев, собственноручно раздала всему персоналу серебряные образки. 70 Архангельский собор построен в 1505 – 1509 гг. Алевизом Новым. Этот храм служил местом захоронения всех правителей Москвы и России, начиная с Ивана Калиты и до Петра I. 71 Собор во имя Спаса Преображения (храм Спаса на Бору) – построен в 1330 г. Иваном Калитой в Кремле. Собор располагался в юго-западной части Кремля, на высоком мысу Боровицкого холма, возле великокняжеского двора. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1396 г. в нем был погребен святитель Стефан Пермский. В конце XV в. Великий князь Иван III перенес монастырь за город, назвав Новоспасским. Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался. При строительстве Кремлевского дворца в 1830 – 1840-е гг. храм Спаса оказался вписанным в его внутренний двор. Тогда же собор был разобран и собран заново. В 1933 г., в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010