Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шуйский-Спасский монастырь — женский, в городе Шуе Владимирской губернии. Сюда в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря в Шуе. Ныне в городе существует Спасская церковь с часовнею, построенною в память избавления от моровой язвы в 1654 г., когда из 1170 жит. умерло 560 челов. в продолжении времени от 1 сент. по 12 окт. В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что он зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря. До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартоминскому монастырю. В 1764 году упразднен. Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест. Часовня церкви Спаса Нерукотворного Образа в Шуе. Кирпичная часовня, стоявшая с севера от Спасской церкви. Приземистая кубическая постройка под куполом с главкой. Была сооружена для хранения большого креста, поставленного в память эпидемии 1654 г., перестроена в 1-й пол. XIX в. Снесена в 1930 г. Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

http://sobory.ru/article/?object=27998

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Пенза. Кафедральный собор Спаса Всемилостивого (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Благовещения Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской , Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1824. Колокольня - 1790-1799; в 1882 устроен храм в архиерейском склепе. Год утраты:1934 (взорван) Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, в сквере им. М.Ю. Лермонтова к югу от восстановленного кафедрального собора (Соборная пл., д. 3) Координаты: 53.183208, 45.013445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. В 2010-2019 гг. в непосредственной близости от места утраченного собора возведён новый кафедральный собор Спаса Всемилостивого , близко воспроизводящий облик предшественника Карта и ближайшие объекты Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу. К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов. В 1665-66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

http://sobory.ru/article/?object=47830

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах. Церковь Спаса в рядах Карта и ближайшие объекты Бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный, отштукатуренный. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко, особенно это ярко выражено в верхних ярусах колокольни. Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в рядах. Согласно Костромской писцовой книге 1628 года в " новом городе " Костромы, где располагался торг, находились " места церковные Всемилостиваго Спаса происхождение Честнаго Креста и Рождества Пречистыя Богородицы " . В 60-х годах 18 века попечением купца Стефана Семёновича Белова здесь был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени - пятиглавый, бесстолпный, одноапсидный - освящение которого состоялось в 1766 году. В начале 90-х годов 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов; одновременно, по-видимому, имевшуюся прежде колокольню разобрали, а взамен её над юго-западными воротами выдающийся зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул новую колокольню в стиле позднего барокко. В 1803-1808 годах к храму пристроили тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 20 века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня - древнего письма,богато украшенная золотом,серебром,жемчугом и драгоценными камнями и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта,с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни,Спасская церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня были воссозданы (авторы проекта - архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников), однако кресты на храме установили лишь в 1992 году. В 1986 г. в Спасской церкви размещался выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=00382

Размещение «Спаса на престоле» и «Апостолов Петра и Павла» в двух симметричных проемах алтарной преграды XI в. в Софии Новгородской маловероятно еще и потому, что эти иконы не являются симметричными по смыслу. В первоначальном убранстве храма должны были быть и другие иконы. Мы предполагаем, что в новгородском Софийском соборе было четыре крупных иконы, одинакового размера, и располагались они не в алтарной преграде, а, скорее всего, у западных граней четырех предалтарных столбов, по линии. разделяющей алтарные компартименты и пространство наоса, т. е. так же. как «фресковые иконы» в Софии Киевской. Рассмотрим каждую из четырех новгородских икон – две реально сохранившихся и две предполагаемых. «Спас на престоле» («Спас Златая риза») В 1561 г. икона была вывезена из Новгорода и с тех пор находится в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. От «Спаса» осталась древняя доска и на ней живопись 1699–1700 гг.. повторяющая древнюю с весьма необычной иконографией 364 . Письменные источники содержат весьма веские свидетельства в пользу того, что традиционное место «Спаса на престоле» было у южного предалтарного столба. В «Повести о чудном видении Спасова образа, какой явися благоверному царю греческому Мануилу «еже он же написа», в ее так называемой Волоколамской редакции созданной до 1526 г., речь идет о глубокой, легендарной древности, то ли XI то ли XII в. Описывается святыня Софийского собора – «образ милосерднаго Спаса, иже на иконе написан стоит в церкви снятый Софии столпе па правом клиросе уютом риза и икона утворена, а лице, и руце, и нозе от вапов, яко же горазди изографа верят 365 ». Имеется в виду, бесспорно, икона «Спас Златая риза», стоявшая у южного предалтарного столпа. Те перемены, которые, возможно, производились в иконостасе в 1509 г., когда были расширены праздничный и деисусный ряды, и был, вероятно, написан пророческий ряд, не обязательно касались нижнего, местного ряда, о составе и характере которого мы вообще мало знаем. Но даже если и касались, они не могли затронуть «Спаса на престоле», иначе Повесть о Спасовом образе не описала бы икону как стоящую в древности на правом клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Представители братии Н. П. м. отмечены в качестве покупателей и пользователей продукции Московского Печатного двора. Известен Октоих 1631 г. с владельческой записью, упоминающей «Спаса Новаго монастыря, что на Москве архимандрита Иосифа Иванова сына» и содержащей указание на то, что книга «келейная, а не монастырская» ( Слуховский М. И. Рус. б-ка XVI-XVII вв. М., 1973. С. 57) - прямое свидетельство наличия в обители келейных книг. В 1632 г. были «Спаса Нового монастыря архимориту Иосифу проданы 3 Псалтыри большия печати в тетратех». Позднее он, тезоименитый ему старец Н. П. м. и «черный поп» обители Варлаам приобрели еще по экземпляру этого издания ( Поздеева, Пушков, Дадыкин. 2001. С. 374, 375, 377). Как отмечают исследователи, келарю мон-ря старцу Феоктисту (Калединскому) было продано 8 экз. 1-го тома (1642) и 20 - 2-го тома (1643) Пролога, др. келарю, старцу Ефрему (Квашнину),- 10 экз. Пролога 1643 г. (Там же. С. 132). 9 и 16 янв. 1650 г. стряпчий Н. П. м. Артемий Токмачёв приобрел 2 экз. Соборного уложения, 17 янв. покупателем этого же издания был «поп монастырского подворья Василий»; 10 мая «черный поп» мон-ря Иоасаф купил книгу Ефрема Сирина; 31 авг. «Спаса Нового монастыря черному диакону Иокиму» было продано Евангелие толковое повседневное; 3 сент. «черный поп» Н. П. м. Сильвестр купил экземпляр книги «Маргарит» (Читатели. 1983. С. 67, 72, 74, 107, 111, 119). 4 марта 1651 г. экземпляр Евангелия толкового приобрел архим. Н. П. м. Никон (Там же. С. 112), 9 сент. 1656 г. архим. Иосиф купил 10 экз. 2-го издания Служебника ( Поздеева, Пушков, Дадыкин. 2007-2011. Кн. 1. С. 322). В июне 1662 г. старцу обители Паисию был продан Пролог, 10 экз. Пролога приобрел архим. Иосиф и 2 экз.- ризничий Феодосий (Там же. Кн. 2. С. 396-397). 3 сент. 1663 г. «Спаса Нового монастыря бывшему архимариту Иосифу» было продано 5 экз. Шестоднева, а 7 окт.- экземпляр того же издания - диакону обители Александру (Читатели. 1983. С. 158, 160). 16 марта 1664 г. старец Иона (Жемчужный) приобрел 3 экз. печатной Библии (Там же. С. 148). Сохранился сборник переводов иером. Епифания Славинецкого 1665 г., который, судя по записям, вскоре после выхода в свет стал собственностью «Спаса Нового монастыря чернова попа Иосифа Богданова», а в окт. 1669 г. уже от др. лица поступил в качестве вклада в Маровскую пуст. Нижегородского у. (Книги кириллической печати XVI-XVII вв. в фондах Нижегородской областной б-ки: Кат. Н. Новг., 1992. 292. С. 105). Старец из Н. П. м. Матвей в нояб. 1652 г. указом патриарха Никона был назначен книжным справщиком ( Поздеева, Пушков, Дадыкин. 2007-2011. Кн. 1. С. 241-242). Архив

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Затем священник говорит: «Диаконе, приступи». Священник и диакон совершают земной поклон и даже читают коленопреклоненную молитву перед престолом, особенно усердную молитву. Обычно говорят молитву «Ослаби, остави, прости...» или молитву своими словами. Некоторые говорят: «Се, приступаю...». Диакон говорит, целуя и поклоняясь престолу: «Преподаждь ми, владыка, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник берет частицу Тела Христова и говорит, скажем, так: «Александру, свяшеннодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа в Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в Жизнь Вечную». И вкладывает в руки диакона частицу Святого Тела Христова. Диакон целует руку священника и благоговейно становится сбоку от престола. После этого священник берет другую частицу и читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», которую мы обычно слышим перед причастием. Потом «Вечери Твоея Тайныя». Затем произносит: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), Священнику, во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную». И вместе с диаконом и с сослужащими причащается Тела Христова. Если служит епископ, то он причащается первым сначала Тела Христова, потом от Чаши, потом причащает священников и диаконов. Если служат несколько священников, то сначала причащаются все священники, а потом уже все диаконы. После того как все причастились Тела Христова, священник берет в руки Чашу со словами: «Честный и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюса аз, раб Божий, священник (имя), во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь». Обычно священник отпивает от Чаши трижды со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом целует Чашу со словами: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». И дальше говорит: «Диаконе, приступи». Подходит диакон со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему. Преподаждь ми, Владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник из своих рук дает ему причаститься от Чаши трижды – так же, как причащался сам. Если служит епископ, то он причащает так священника и диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Том содержит статьи о Сочинской и Туапсинской епархии , Сочинском монастыре во имя Святой Троицы и великомученика Георгия Победоносца, Сочинской Крестовой пустыни, монастыре Сошествия Святого Духа Орловской митрополии , Спаса Преображения соборе в Переяславле-Залесском, Спаса Преображения соборе в Чернигове, Спаса Преображения храме на Берестове в Киеве, Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужском монастыре в Вологодской области, Ставропольской и Невинномысской епархии , Ставропольском Иоанно-Мариинском женском монастыре и о конфессиональной ситуации в Ставропольском крае. Одна из статей содержит рассказ об иконе «Споручница грешных». Особо отметим статью о Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре . Читатели смогут подробно узнать об его истории, библиотеке и скриптории, хозяйственной и миссионерской деятельности, святых мощах, чтимых иконах и подвижниках благочестия, а также о Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре . Подробная статья посвящена Нерукотворному Образу Спасителя (Спасу Нерукотворному), плату с запечатленным на нем ликом Иисуса Христа. Статья содержит раздел по истории реликвии, о нерукотворных образах и их рукотворных списках, о чудотворениях Мандилиона, о пребывании Нерукотворного Образа в Константинополе, о влиянии Спаса Нерукотворного на храмовую иконографию византийского мира, об иконах Спаса Нерукотворного в Византии и Древней Руси и т.д. Внимание читателей привлечет статья о Союзе воинствующих безбожников, действовавшем в СССР в 1925-47 гг. Тема старообрядчества представлена в томе энциклопедии материалом о «Спасовом согласии» беспоповцев, возникшем в XVII в. Том содержит подробную статью о спиритизме. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора   протопресвитера Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности, в нем содержатся биографии деятелей Церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И.В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами Русской Православной Церкви. Она несомненно будет полезна для учащихся вузов и школ. В материале о И.Е. Старове рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма. Тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском.

http://patriarchia.ru/db/text/5960206.ht...

Храмовый Комплекс в с.Усово включает в себя следующие постройки: 1. Пятипрестольный храм соборного типа, единовременно вмещающий 250 человек. Высота храма в кресте 41,3 метра. Общая площадь 724 кв. м. 2. Звонницу (святые ворота) в архитектурном стиле 17 века. Площадь 170 кв. м.. 3. Водосвятную часовню. 4. Дом причта площадью 2200 кв. м. 5. Культурно-просветительский центр площадью 1710 кв. м. 6. Благоустройсво территории площадью 8821 кв. м. 7. Оградная стена по всему периметру храмового комплекса. Храмовый комплекс Спаса Нерукотворного образа села Усово спроектирован архитектором Вячеславом Ижиковым. В своем проекте он опирался на традиционную русскую храмовую архитектуру XI–XVI веков. Для разработки концепции внутреннего убранства, написания икон и составления программы росписи внутренних стен храма был привлечен архимандрит Зинон (Теодор), который работает в древневизантийском стиле, в соответствии с которым и выполнены интерьеры храма. Роспись стен и потолков предполагается выполнить через год после окончания строительства храма. Центром храмового комплекса Спаса Нерукотворного Образа села Усово является четырехпрестольный храм с крестильней, который внешне напоминает церкви XI века, высота его – более сорока метров. Храм, самый большой в Одинцовском районе, может вместить более 250человек. Престол верхнего храма в честь Спаса Нерукотворного образа, престолы нижнего: центральный – в честь Державной иконы Божьей Матери, боковые: в честь священномученика Сергия (Махаева) и преподобной мученицы великой княгини Елизаветы (Романовой). Алтарные преграды выполнены из мраморов трех цветов с медными литыми элементами. Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения и Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Московской области 5 июля 2010 г. Предстоятель Русской Церкви возглавил чин великого освящения Спасской церкви и Божественную литургию в новоосвященном храме. Встречают посетителей комплекса Святые врата с надвратной звонницей, с помещениями иконной и книжной лавок. Кроме этого, в комплекс входят двухэтажный Дом причта, двухэтажный православный Культурнопросветительский центр и Водосвятная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=19316

Затем священник говорит: «Диаконе, приступи». Священник и диакон совершают земной поклон и даже читают коленопреклоненную молитву перед престолом, особенно усердную молитву. Обычно говорят молитву «Ослаби, остави, прости» или молитву своими словами. Некоторые говорят: «Се, приступаю». Диакон говорит, целуя и поклоняясь престолу: «Преподаждь ми, владыка, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник берет частицу Тела Христова и говорит, скажем, так: «Александру, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в Жизнь Вечную». И вкладывает в руки диакона частицу Святого Тела Христова. Диакон целует руку священника и благоговейно становится сбоку от престола. После этого священник берет другую частицу и читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую», которую мы обычно слышим перед причастием. Потом «Вечери Твоея Тайныя». Затем произносит: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), Священнику, во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную». И вместе с диаконом и с сослужащими причащается Тела Христова. Если служит епископ, то он причащается первым сначала Тела Христова, потом от Чаши, потом причащает священников и диаконов. Если служат несколько священников, то сначала причащаются все священники, а потом уже все диаконы. После того, как все причастились Тела Христова, священник берет в руки Чашу со словами: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя), во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь». Обычно священник отпивает от Чаши трижды со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом целует Чашу со словами: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». И дальше говорит: «Диаконе, приступи». Подходит диакон со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему. Преподаждь ми, Владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник из своих рук дает ему причаститься от Чаши трижды — так же, как причащался сам. Если служит епископ, то он причащает так священника и диакона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010