И. принимал активное участие в этом процессе, контактируя со всеми сторонами. В дек. 1866 г. ему удалось добиться ухода несговорчивого патриарха Софрония III, но сменивший его Григорий VI также не был склонен идти на уступки болгарам. В сент. 1866 г. И. представил Горчакову проект создания единого Патриаршего Синода из представителей всех национальных правосл. Церквей, находящихся на территории Османской империи, включая Болгарскую Православную Церковь (БПЦ), но российский Святейший Синод отверг это предложение. В янв. 1867 г. И. представил в МИД новый проект, включавший создание Болгарского Экзархата, подчиненного К-полю, на территории, где жили болгары (в т. ч. со смешанным населением), с центром в Тырнове. После долгих уговоров патриарх Григорий VI согласился на этот проект, однако ограничил границы Экзархата 12 епархиями в Сев. Болгарии. Проект не понравился Порте, к-рая видела в создании Экзархата признание болгар самостоятельной нацией. Но активная позиция И., предупреждавшего о возможности восстания в Болгарии в случае отказа Порты учесть требования болгар, подтолкнула турок принять идею. В февр. 1870 г. был издан фирман султана, к-рый узаконивал создание Болгарского Экзархата. В него вошло 30 епархий с болг. населением, в остальных 15 епархиях со смешанным населением предполагалось провести плебисцит: при согласии 2/3 жителей они могли присоединиться к Экзархату. Однако примирить болгар и греков И. не удалось. Радикальные представители болг. общины сочли уступки недостаточными и потребовали включения в состав Экзархата епархий во Фракии и в Македонии, что вызвало протест греков. Болг. представители прекратили переговоры, а 11 мая 1872 г. болг. экзарх Анфим I (Чалыков) провозгласил автокефалию БПЦ. К-польский патриарх Анфим VI созвал Собор глав правосл. Церквей, на к-ром 16 сент. 1872 г. представители БПЦ и вся Церковь в целом были объявлены схизматиками. Др. важным для посольства вопросом было присутствие Русской Церкви в Палестине. Большой заслугой И. было предотвращение разрыва Русской и Иерусалимской Церквей.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Один из первых и могущественнейших средств к возрождению болгарской народности было учреждение народных болгарских училищ. В 1835 году, стараниями В. С. Априлова и Н. Е. Палаузова открыта была в Габрове первая народная болгарская школа, и первым учителем в ней был архимандрит Неофит Рыльский из братии Рыльского в Болгарии монастыря 9 . С этого времени народные училища в Болгарии стали размножаться довольно быстро. «С 1835 года доселе, – писал болгарин 3. П. Княжеский 27 ноября 1858 года архимандриту Петру, – открыто в Болгарии до 80 и более народных училищ ланкастерской методы, в том числе и несколько уездных " 10 Сам Княжеский был одним из первых деятелей и насадителей народного образования в Болгарии. По словам свидетельства, выданного ему Ески-загрской народной общиной 20 ноября, 1859 года, Княжеский еще с юношества посвятил себя народному образованию и был учителем в Тернове, но потом оставил эту должность и, для усовершенствования себя в науках, отправился в Россию, откуда возвратился в 1848 году в Ески-Загру и здесь до 1854 года преподавал в главной школе славянскую грамматику, географию, священную историю, пространный катихизис, русский язык, и другие предметы. Кроме того, он посещал и другие смешанные и женские школы и присутствовал на экзаменах в школах других городов, отправил в Россию для образования и приготовления к учительскому званию двух мальчиков и двух девочек, Александру и Анастасию Михайловых, из коих первая в последствии времени преподавала в Акоржанском женском училище, а вторая – в училище св. Димитрия 11 . В последствии времени г. Княжеский проектировал устройство, насчет средств нашего Св. Синода, одной семинарии для юношества духовного звания и одного пансиона или сиротского учебного заведения для бедных и сирот девочек 12 . В Хаскиойском училище с 1848 года был учителем иеромонах Афанасий Чолаков, окончивший в этом году курс наук в Одесской семинарии; он убит был в 1852 году по дороге в Ески-Загру 13. В Филиппополе, благодаря пожертвованиям и патриотизму болгарина Стояна Феодорова Чалыкова, лица в то время влиятельного между турками, 1 сентября 1850 года была открыта болгарская школа, имевшая своей задачей приготовлять юношей к званию учителей и священников. Главным начальником этой школы был Найдем Геров, впоследствии занявший пост русского вице-консула в том же городе 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Еще забыла Вам сказать, что в Столовом вагоне всё было разрушено при катастрофе 17-го октября, только осталась невредима икона Нерукотворенного Спаса, даже не повредилось стекло. И. Ф. Кони представлялся Государю и был поражен его благодушием. Вот Господь посылает нам православную В. Княгиню 2513 в лице невесты В. К. Павла Александровича. —547— Погода у нас очень плохая и вечером, хотя с фонарем, а очень затруднительно мне ходить в церковь . Квартира моя холодна, и я бедствую в этом отношении; большое неудобство и железные печи, к которым я не привыкла совсем. Нечего говорить, что вода не проведена и нет никаких удобств, но, не смотря на всё это, я благодарю Господа день и ночь, что Он, Милосердый, привел меня сюда вдали от людей и молвы, потому что уединение просветляет ум, упраздняет от всякой суеты и дает безмятежное счастье». В ответ на это писал я от 3-го числа: «Получивши строгое запрещение приветствовать Вас «крылатым» словом, как выразился раз покойный Владыка Филарет в письме к покойному Государю, я хотел было предстать пред Вашим Превосходительством, в день вашего ангела, с книжным приношением, но и в этом воспрепятствовала мне почтовая контора. Адресованную на станцию Сергиево посылку с книгою на ваше имя на почте не приняли, потому что «Сергиево» – полустанок-де, а не станция. Итак, если Вам угодно будет получить от меня в дар новую книгу: «Письма Митрополита Филарета к Высочайшим Особам и другим лицам», извольте указать мне верный путь и надежный способ к доставлению Вам моего дара. Душевно благодарю Вас за сообщение мне разных известий. Особенно интересна весть о милом ответе Великой Княжны на вопрос К. Н. Посьета». 2-го числа скончался в Видине (в Болгарии) первый болгарский экзарх Анфим 2514 (в мире Афанасий Михайлович Чалыков, род. в 1816 г.). Почившего иерарха я знал лично в Москве, где он жил некоторое время по окончании курса в 1854 г. в Московской духовной академии. 3-го числа получил письмо из Казани от архимандрита Зилантова монастыря Сергия (Василевского). Он писал от 26-го ноября:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Стойчев Димитр; 8.01.1837, София - 14.06.1907, Самоков), митр. Самоковский Болгарской Православной Церкви. Начальное образование получил в Софии у даскала Захария Крушева. В 1852-1853 гг. учитель в г. Берковица. В 1853 г. уехал в Стамбул. С сент. 1855 по 1862 г. в богословской школе на о-ве Халки учился вместе с буд. Доростольско-Червенским митр. Григорием (Немцовым) и митр. Варненским и Преславским Симеоном (Попниколовым) . 27 марта 1863 г. в Стамбуле, в храме св. Георгия, патриархом К-польским Иоакимом II пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во диакона и назначен помощником главного секретаря К-польской Патриархии. 30 нояб. 1870 г. К-польским патриархом Горигорием VI рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен главным секретарем Патриархии. 1 мая 1872 г. отказался от должности и перешел в Болгарский Экзархат. 25 мая того же года в храме св. Стефана в Стамбуле хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Самоковской митрополии - это была 1-я хиротония епископа болг. происхождения, к-рую совершили болг. архиереи экзарх Болгарский Анфим I (Чалыков) , еп. Макариопольский Иларион, митр. Пловдивский Панарет и Кюстендилский Иларион. Управляя митрополией, Д. противодействовал протестантской пропаганде, в 1874 г. стал инициатором строительства здания для богословского уч-ща (открыто в 1876). В 1875-1878 гг. постоянный член Свящ. Синода Болгарского Экзархата в К-поле. В 1876-1877 гг. временно управлял Софийской митрополией. Основное внимание уделял церковным делам, воздерживался от конфликтов со светскими властями и от церковно-гос. споров, возникших в 1878 г. В 1879 г. представитель в Учредительном народном собрании. В 1883-1891 гг. управлял Пловдивской митрополией. С 1889 г. член Свящ. Синода, в 1892-1902 гг. председатель Свящ. Синода. В кон. 1902 г. ушел на покой, проживал в Самокове. Похоронен в храме во имя свт. Николая в Самокове. 13 дек. 1907 г. Самоковская митрополия была упразднена, ее церкви вошли в юрисдикцию Софийской митрополии. Лит.: Църковен вестник. София, 1908. 3. С. 34-35; Цанков С., прот. Българската правосл. Църква от освобождението до настояще време. София, 1939. С. 43-44; Цацов Б. Архиереите на Българската правосл. Църква. София, 2003. С. 140-141. С. Илчевски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180345.html

Запоздалое предложение нового проекта патриархом Анфимом VI (3-е Патриаршество, 1871-1873) уже не могло остановить ход событий и заменить собой фирман. 11 мая 1872 г. экзарх Анфим I (Чалыков) объявил Болгарскую Церковь независимой. 16 сент. 1872 г. на Соборе с участием вост. патриархов (Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского) и бывших на тот момент в К-поле архиереев была провозглашена т. н. болг. схизма - новообразованная Болгарская Церковь объявлялась раскольнической, уклонившейся в ересь филетизма, с ней прекращалось каноническое общение. Решение о схизме было провозглашено, несмотря на первоначальное несогласие др. вост. патриархов и Кипрского архиепископа; открыто выступил против этого решения только Иерусалимский патриарх Кирилл II. Отлучение, наложенное на Болгарскую Церковь, поставило Россию в крайне затруднительное положение: РПЦ предстояло либо поддержать болгар и порвать отношения с К-полем, либо присоединиться к решению Собора 1872 г. Российский Синод предпочел продолжать осторожную политику, начатую митр. Филаретом, и вовсе уклонился от вмешательства в это дело. Неоднократные попытки со стороны КПЦ вызвать Россию на открытое высказывание своей позиции, предпринимавшиеся в последующие десятилетия, оставались безрезультатными. Тем не менее РПЦ пришлось уклоняться от сослужения рус. духовенства с болгарским, что во многом обусловило охлаждение отношений между обеими Церквами. Редкие нарушения этого правила (напр., случаи сослужения во время русско-тур. войны или при освящении русских храмов в Болгарии) неизменно вызывали бурю негодования в К-поле (см. подробнее в ст. Болгарская Православная Церковь , разд. «Церковь в период Болгарского Экзархата»). После низложения с Патриаршего престола Кирилла II, не подписавшего решение Собора 1872 г., по указу российского имп. Александра II в 1873 г. были секвестированы доходы с бессарабских имений Вост. Патриархатов и греч. мон-рей. С тех пор греч. владельцы земель получали только 2/5 доходов, к-рые передавались им через российское посольство в К-поле и по мере политической надобности могли удерживаться на длительные сроки.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Если бы мы действительно были учениками Христовыми и имели любовь между собой, то собор 1872 г. вышел бы с постановлениями, угодными Святому Духу, и тогда он действительно был бы авторитетным, по-настоящему великим, святым и вдохновляющим церковным Собором. Тогда он отбросил бы эллино- и болгарофилетизм, преодолел бы греко-болгарскую распрю. Вместо того, чтобы внедрять в Церковь национально-политическую ненависть, он внедрил бы в политику греков и болгар христианское братолюбие. И таким образом провалил бы геополитическое divide et impera («разделяй и властвуй») османского правительства. Истинным победителем «собора» 1872 г. был не эллинизм, как считали по близорукости греки, а Мидхат-паша . Истинным победителем стало не Православие, а стратегическая глубина дальновидной турецкой геополитики, оказавшейся самым искусным «экклесиологом». Анфим Первый (Чалыков; 1816-1888) - первый экзарх Болгарского экзархата. Истина о «соборе» познаётся по плодам его. А они ядовитые. В противоположность тому, что утверждает патриарх Варфоломей, именно «Великий и святой собор» 1872 г. в наибольшей степени «посеял зёрна раздора в отношениях между нашими Церквами и во всём Православии, и на десятилетия выстроил стену схизмы, которая, согласно отцам Церкви, представляет собой самый большой грех». Лже-собор своим фарисейством оттолкнул болгар от церковности. Увековечил болгаро-греческую ненависть. Разрушил единство православных народов. И способствовал тому, что Турция осталась в Европе, а Царьград остался в Турции. Что, в свою очередь, илотизировало Константинопольский патриархат и сделало самого патриарха марионеткой властей республиканской Турции. Численность греческого населения Царьграда за один век уменьшилась в 175 раз – с 350 000 душ в 1919 г. до менее 2 000 душ теперь (а в процентном соотношении - в 3 000 раз! – с 31% до 0,01%). Эллинофилетизм противоположен делу патриарха Фотия для Болгарии и славянства, увенчавшегося славянской миссией свв. Мефодия и Кирилла, спасённой и освященной св. Борисом в Золотом веке. Именно поэтому болгары возвышают славянских первоучителей (посланцев Константинополя) в качестве знамени в печальной «церковной борьбе» против фанариотского ига.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/16/ellino...

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие. В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

http://pravoslavie.ru/31826.html

103 Анфим (в миру Атанас Чалыков, 1816–1888) – выдающийся болгарский церковнополитический деятель. В 1837 г. принял постриг в Хилендарском монастыре на Афоне, в 1848 г. окончил Халкинскую богослов скую школу; в 1852 г. поступил в Одесскую семинарию; в 1856 г. окончил Московскую духовную академию. С 1857 г. состоял смотрителем русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской школе; ректор школы (1865­1868). В 1861 г. рукоположен в митрополита Преславского. На созванном в 1864 г. в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал права болгарских епархий на независимость от Патриархии. В апреле 1868 г. переведен на Видинскую кафедру. Участник первого болгарского церковно-народного собора в 1871 г. В 1872 г. избран экзархом Болгарским. После освобождения Болгарии в 1879 г. был избран председателем Учредительного собрания в Тырнове. См.: Милков Т Антим първи български екзарх. Пловдив, 1899; Орманджиев И. Антим I български екзарх. София, 1929; Кирилл, Патриарх. Екзарх Антим (1816–1888). София, 1956. 104 Г Бурмов рассказывал мне, что при собрании подписей под протест болгар против униатского движения пригласили подписаться и одного, принявшего унию, объяснив ему, что дело идет о независимости. «Да сколько раз я буду подписываться! – отвечал тот. – Мне все равно, я подпишусь, но вы отвечаете». И подписался. (Прим. о. Антонина.) 105 Пий IX (1792–1878) – римский папа в 1846–1878 гг. При нем был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии и созван I Ватиканский собор, утвердивший учение о безошибочности римского первосвященника. 108 «Византис» ( Βυζαντς) – греческая газета Константинополя, основанная в 1857 г. чиновником Порты Димитрием Ксенисом. В июне 1857 г. она была объединена с газетой Τηλγραφος το Βοσπρου, издававшейся с 1843 г. Константином Адосидисом. До 1871 г. издание фигурировало под обоими названиями; с 1871 г. – как Βυζαντς. Направление газеты в русле реформаторской политики Аали-паши (который в значительной степени финансировал ее издателя, Д. Ксениса) поддерживалось русским посольством. В отношении болгарских требований издание демонстрировало мягкость и уступчивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Душевно благодарю Вас за сообщение мне разных известий. Особенно интересна весть о милом ответе Великой Княжны на вопрос К. Н. Посьета». 2 числа скончался в Видине (в Болгарии) первый болгарский экзарх Анфим 656 (в мире Афанасий Михайлович Чалыков, род. в 1816 г.). Почившего иерарха я знал лично в Москве, где он жил некоторое время по окончании курса в 1854 г. в Московской духовной академии. 3 числа получил письмо из Казани от архимандрита Зилантова монастыря Сергия (Василевского). Он писал от 26 ноября: «По милости Господней сподобился я посильно совершить и второй мой труд, – полную биографию в Бозе почившего приснопамятного первосвятителя Киевского Филарета 657 . В бытность мою недавно в С.-Петербурге сочинение это было принято там с живым и полнейшим сочувствием и благовниманием, начиная с Высокопреосвященнейшего первосвятителя Митрополита Исидора, имени коего оно посвящено, и Его Высокопревосходительства Константина Петровича. Имею честь и утешение представить Вашему Высокопреосвященству экземпляр этого сочинения и прошу не оставить его без благовнимания, какого изволили удостоить Вы и первый мой труд – биографию Антония 658 , архиепископа Казанского.» В ответ на это писал я от 8 числа: «Хотя я, известившись из газет о поступлении в продажу вашего нового литературно-биографического труда о приснопамятном святителе Киевском Филарете, поспешил приобрести его, тем не менее приношу Вам усерднейшую благодарность за доставление мне второго экземпляра вашего ученого произведения. Я принял его, как знак вашей доброй памяти о мне. В свою очередь прошу и от меня взаимно принять препровождаемый при сем экземпляр моего нового издания: «Письма Митрополита Московского Филарета к Высочайшим Особам и другим лицам». 7 числа писал я господину Обер-Прокурору Св. Синода: «Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! Отношением от 4 минувшего нобря за 4 5122, при коем приложена бумага на имя Вашего Высокопревосходительства от крестьянина Вышневолоцкого уезда села Алексеевского Косьмы Иванова, требуются от меня по содержанию сей бумаги сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010