Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I [болг. Йосиф] (Йовчев Лазар Радев; 5.05.1840, Калофер - 20.06.1915, София), экзарх Болгарский в 1877-1915 гг. В 5 лет остался сиротой, воспитывался старшей сестрой Радой и ее мужем. Начальное образование получил в 4-классном уч-ще в Калофере. С нояб. 1861 г. учился в греч. Большой народной школе, в 1862-1864 гг.- во франц. коллеже католич. ордена лазаристов, расположенных в пригородах К-поля. На средства калоферской церковной общины и болгар из Калофера, проживавших в К-поле, учился в Сорбонне: в 1864-1867 гг.- на философско-лит. фак-те, а в 1867-1870 гг.- на юридическом. Отказался от должности учителя в родном городе, в нояб. 1870 г. начал юридическую практику в К-поле. В 1871 г. сотрудничал с газ. «Македония», в 1871-1872 гг. редактировал ж. «Читальня» (Читалище) и публиковал свои статьи и переводы. 12 янв. 1872 г. стал секретарем-писарем Св. Синода Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 23 сент. 1872 г. принял монашество, на следующий день был рукоположен во диакона. Через месяц был избран на Одринскую кафедру, но Высокая Порта не подтвердила его избрание. 1 дек. того же года назначен протосинкеллом Болгарского Экзархата, 25 дек. рукоположен во иерея, 6 янв. 1873 г. возведен в сан архимандрита. С апр. по окт. 1873 г. объехал болг. земли для решения ряда административно-церковных вопросов. С сент. 1874 до окт. 1875 г. управлял Видинской епархией. 18 янв. 1876 г. был избран на Ловчанскую кафедру, 2 февр. в болг. храме св. Стефана в К-поле был хиротонисан во епископа и поставлен Ловчанским митрополитом. 2 мая прибыл в епархию. За неск. месяцев объехал всю епархию, привел в порядок епархиальное делопроизводство. Иосиф I (Йовчев), экзарх Болгарский. Фотография. Нач. XX в. Иосиф I (Йовчев), экзарх Болгарский. Фотография. Нач. XX в. После вынужденной отставки Анфима I (Чалыкова) И. 24 апр. 1877 г. был избран Болгарским экзархом, при этом до кончины оставался титулярным митрополитом Ловчанским.

http://pravenc.ru/text/673639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК II [болг. Калиник], митр. Нишский (1869-1872). К. стал последним ставленником К-польской Патриархии на Нишской кафедре, т. к. в 1870 г., согласно фирману тур. султана, эта епархия вошла в состав Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). Управление кафедрой было осложнено конфликтом К. с архим. Виктором ( Чолаковым; впосл. митрополит Нишский). Последний при поддержке Болгарского экзарха Анфима I (Чалыкова) оттеснил К. от епархиальных дел и участия в управлении Экзархатом. К. жаловался в К-польскую Патриархию, обвинял архим. Виктора в сребролюбии, среди преимущественно сербской паствы распространял слухи о проболг. настроениях противника и его намерениях упразднить использование сербского языка в школах и в церковном обиходе. Зимой и весной 1872 г. в К-поле К. подписал ряд посланий Синода К-польской Патриархии, осуждающих действия Болгарского экзарха Анфима и др. болгарских иерархов, а также окружное послание Вселенского патриарха и Вселенского Синода от 13-15 мая о низложении экзарха Анфима (Борбите на българите от Варненска и Преславска епархия за църковна независимост, 1840-1879: Док-ти и мат-ли. Варна, 2002. С. 235). В июне иерархи Болгарского Экзархата по просьбе жителей Ниша утвердили архим. Виктора Нишским митрополитом. Однако К. как «Нишский митрополит» принял участие в Соборе греческих иерархов, прошедшем с 29 авг. по 17 сент. 1872 г. в К-поле, и подписал окружное послание Собора от 16 сент. (см.: Там же. С. 250), согласно которому все болгарские иерархи были извержены из сана, а на Болгарскую Церковь наложена анафема (т. н. греко-болгарская схизма). Дальнейшая судьба К. неизвестна. Арх.: София. Архив Синода БПЦ. Священый Кодикъ на синодалних деяний на 1872: Записници са Ф. 2. Оп. 1. Д. 2б. Бр. 7, 25, 26, 42, 48; Протокол на екзархиските писма 1872. Ч. 2. Оп. 1. Д. 5. Бр. 128/151. Ист.: Борбите на българите от Варненска и Преславска епархия за църковна независимост, 1840-1879: Док-ти и мат-ли. Варна, 2002. С. 216, 218, 228, 236, 254. Лит.: Маркова З. Българската екзархия, 1870-1879. София, 1989. С. 54, 120-123, 134, 246, 288; Азбучник. 1993. С. 167; Српски jepapcu. 1996. С. 80-81, 274; М. Виктор, еп. нишки//Српски биографски речник. Нови Сад, 2006. 2. С. 203-204. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1320055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИСУРСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Клисурски манастир], жен., во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, Видинской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 9 км от г. Берковица, в предгорьях Стара-Планины. Монастырь (первоначально был посвящен свт. Николаю Чудотворцу) возник ок. 1240 г. В XV в. был разорен турками и долго находился в запустении. В 1742 г. восстановлен, в 1789 г. вновь разрушен, но вскоре обновлен. В 1862 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, по указу берковицкого паши Юсуфа храм был сожжен дотла, ок. 120 чел., монахов и мирян, замучены. В 1867 г. по благословению Софийского митр. Дорофея (Спасова) восстановление обители начал архим. Анфим (Дамянов), к-рый на личные средства приобретал для нее земельные участки (в кон. 80-х гг. XIX в. ей принадлежало 8,5 тыс. кв. м полей и 4 тыс. кв. м лесных угодий). В мон-ре архим. Анфим основал школу, мн. выпускники к-рой стали священнослужителями. В память о погроме 1862 г. новый храм в 1891 г. был освящен во имя слав. просветителей. В 2008 г. по благословению митр. Видинского Дометиана (Топузлиева) К. м. из мужского был преобразован в женский. В 2014 г. в нем проживают игумения мон. Таисия и 6 насельниц. В обители действует иконописная мастерская, иконописцы придерживаются традиции охридской иконописной школы. В монастыре создан музей церковной истории, большинство экспонатов к-рого посвящено служению Болгарского экзарха и митр. Видинского Анфима I (Чалыкова) и истории Видинской епархии. Большая 3-нефная крестово-купольная ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1887-1890), увенчанная куполом на 8-гранном барабане, расположена в центре двора, образованного хозяйственными строениями. Она имеет украшенный портиком открытый притвор, к углам которого примыкают 2 колокольни. В храме находится резной иконостас работы Стойчо Фандакова, иконы письма Николая Образописова. В 1936-1937 гг. храм был расписан художниками Г. Богдановым и Г. Желязковым. В 1998 г. перестроена небольшая часовня во имя свт. Николая Чудотворца (1867). К. м. является 4-м по величине монастырем в Болгарии, объявлен памятником культуры. Лит.: Стойчев С. П. Историята на Клисурския манастир св. Кирил и Методий. Враца, 1913; Неофит (Караабов), митр. Видинска епархия: Историческо минало и съвременно състояние. София, 1924; Павел (Стефанов), архим. Клисурският манастир и неговият възстановител//Църковен вестн. София, 1990. Бр. 36. 4 окт. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841449.html

уч-ща. Нек-рые митрополиты были малообразованы и рукополагали неграмотных священников только ради получения платы за хиротонию. Имена епископов Видинской кафедры за XV-XVI вв. не сохранились, а их список XVII-XIX вв. крайне неполон. Последнего из них, митр. Паисия, К-поль был вынужден в нач. 1868 г. отозвать из-за народных волнений. В 60-х гг. XIX в. жители Видина образовали Церковно-училищную общину, к-рая признала своим церковным начальством управу Болгарской Церкви в К-поле в лице еп. Макариопольского Илариона и приняла решение о недопущении в будущем на кафедру греч. ставленников. Все богослужебные книги на греч. языке были изъяты и заменены на слав. Было установлено празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. Вместо греч. уч-ща открылось болгарское, начала работу б-ка болг. лит-ры «Цвет». Т. о. было положено начало возрождению церковного просвещения. В апр. 1868 г. К-польская Патриархия назначила на кафедру болгарина по происхождению митр. Анфима (буд. Анфим I (Чалыков) , к-рый через 7 месяцев под влиянием Церковно-училищной общины вышел из-под юрисдикции К-поля. В 1872 г., при учреждении Болгарского Экзархата и избрании митр. Видинского Анфима экзархом, В. е. вошла в состав новой церковной структуры. 3 марта 1878 г. Видин был освобожден рус. войсками и по решению Берлинского конгресса 13 июля того же года вошел в состав автономного Болгарского княжества. Границы В. е., сохранившиеся до наст. времени, были определены Уставом Экзархата 1883 г.: г. Видин - епархиальный центр и архиерейские наместничества - в городах Белоградчик, Берковица, Кула и Лом. После возвращения в 1878 г. к управлению В. е. до своей смерти в дек. 1888 г. митр. Анфим особое внимание уделял нравственному и религ. просвещению паствы, объезжал города и села с проповедью. В завещании передал свой дом в Видине жен. епархиальному уч-щу и средства для уже существовавших уч-щ. С 21 марта 1891 по 21 мая 1914 г. В. е. управлял митр. Кирилл (Стоичков) , к-рый начал строительство нового кафедрального собора во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

После поджога храма (1843) был построен новый, но он вмещал не более 100 человек, поэтому был разобран. К 1848 г. мастера из с. Лукова близ г. Струга возвели собор (освящен в день Успения Пресв. Богородицы в 1849) и келейные корпуса ( Снегаров. 1932. С. 448). Внутренний двор Кичевского мон-ря, Македония. Фотография. 2012 г. Внутренний двор Кичевского мон-ря, Македония. Фотография. 2012 г. К. м. славился скрипторием и богатым собранием слав. книг, но все книги по указу митр. Дебарского грека Мелетия в 1848 г. были сожжены, несмотря на попытки игум. Феодосия спасти их, однако богослужение в К. м. насельники продолжали вести на слав. языке ( Снегаров. 1932. С. 448-449). Уцелевшие 2 рукописи (Карнинский Дамаскин кон. XVI в. (Скопье. Б-ка ун-та, см.: Илиевски. 1972) и Четвероевангелие XV в.) монахи подарили А. Ф. Гильфердингу во время его посещения обители ( Карлова М. Ф. Путешествие по Македонии и Албании//ВЕ. 1870. 7. С. 178). Из этого собрания происходит Сборник смешанного содержания 1-й четв. XVII в. (ГИМ. Хлуд. 123), в к-ром имеются единственный список «Болгарской апокрифической летописи» и ряд других редких текстов ( Турилов А. А. Кичевский сборник с «Болгарской апокрифической летописью»: (Датировка, состав и история рукописи)//Старобългаристика. София, 1995. 4. С. 2-39). В мае 1874 г., в день памяти слав. просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, собравшиеся в К. м. священнослужители окрестных храмов на литургии вместо К-польского патриарха помянули Болгарского экзарха Анфима I (Чалыкова) , а после службы игум. Косма и 12 местных священнослужителей подписали акт о переходе из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию Болгарского Экзархата. Летом 1874 г. еще 60 местных священников последовали их примеру. Пытаясь вернуть мон-рь под свой контроль, митр. Дебарский Анфим (К-польская патриархия) в сент. 1874 г. добился ареста игум. Космы (в 1875 бежал, с 1897 митрополит Дебарский Болгарского Экзархата - Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 279) и приказал убить главу болг. общины Дебара архим. Феофила. Болгары в Кичеве основали настоятельство для управления болг. церковными школами и потребовали от Высокой Порты отставки митр. Анфима, но турецкие власти требования не выполнили. Когда К-поль восстановил свое управление, болгары перестали посещать обитель. В 1884 г., при игумене архим. Софронии, обитель окончательно перешла в юрисдикцию Болгарского Экзархата ( Трайчев. 1933. С. 140-142).

http://pravenc.ru/text/1841175.html

Значительную роль М. сыграл в ослаблении полемики о различии в обрядах присоединения инославных к Православию в Русской и Восточной Церквах, к-рая находилась в центре внимания европ. дипломатической и церковной общественности. Полемика была инициирована брит. дипломатией с целью внести раскол в отношения между Русской и Греко-Восточной Церквами ( Смирнова И. Ю. Полемика о «присоединении инославных» и ее церк.-дипломатич. значение в канун Крымской войны (1850-1852 гг.)//Евразия: духовные традиции народов. 2012. 4. С. 108-131). Во время 2-го путешествия на Восток (1849-1850) при встрече с патриархом Констанцием I (с к-рым М. был лично знаком с 1830) М. поднял вопрос о неперекрещивании католиков и лютеран, поскольку повторное крещение может стать причиной разрыва между Русской и Греческой Церквами. По словам М., он «убедил патриарха», но тот «опасался противудействия своих собратий» (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 4, 4 об.). По желанию патриарха М. представил ему копии грамоты патриарха К-польского Иеремии III царю Петру I Алексеевичу (1718) и ответа вост. патриархов англиканским епископам (1723) о неперекрещивании инославных. Подлинники грамот хранились в Синоде, сделанные с них списки были заверены митрополитами Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Никанором (Клементьевским) и Московским Филаретом (Дроздовым). По вопросам «полемики о неперекрещивании» инославных М. состоял в переписке с диаконом англикан. Церкви У. Палмером, перешедшим в 1855 г. в католичество. В своей кн. «Question religieuse d " Orient et d " Occident» (1856-1859) М. поместил статью о Палмере. М. не остался безучастным к попыткам решения греко-болг. вопроса, ходатайствовал о возвращении из заточения Макариопольского еп. Илариона (Михайловского ; впосл. митрополит Тырновский), во время своего 2-го путешествия на Восток убеждал К-польского патриарха Анфима IV и присутствовавших на встрече митрополитов Никомидийского Дионисия (Котакиса) и Кизического Иоакима (Коккодиса (Курсулудиса); впосл. К-польский патриарх Иоаким II ) не притеснять болгар (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 3 об.- 4). В нач. 70-х гг. XIX в. М. предлагал послу в К-поле гр. Н. П. Игнатьеву направить его на неск. месяцев на Восток, надеясь использовать личные связи для мирного решения вопроса, но получил отказ. М. состоял в оживленной переписке с участниками всех сторон обострявшегося конфликта, приведшего к объявлению болг. схизмы. Небольшая часть переписки М. с патриархом К-польским Григорием VI (до июня 1871), экзархом Болгарии Анфимом I (Чалыковым) , К-польским патриархом Анфимом VI , Иерусалимским патриархом Кириллом II , патриархом Антиохийским Иерофеем , митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) была издана в янв. 1873 г. В книгу вошли 22 письма за период с 1 сент. 1871 по 5 февр. 1873 г. ( Муравьёв. Переписка с Вост. иерархами. 1873). М. призывал к взаимным уступкам и обличал тех, кто в решении церковных вопросов руководствовались житейскими страстями и поощряли проявление национальной неприязни.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

  3. святаго священномученка анфима, епискпа никомидийскаго: И преподобнаго отца нашего феоктиста, спостника великаго евфимиа.   Вечер обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры святых, на 6: Анфима, 3: глас 1. Подобен: Всехвальнии мученцы: И феоктиста, 3: глас и подобен тойже. Слава, анфима, глас 6. Самогласен: священник законен: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, преподобнаго, глас 6: преподобне отче, во всю землю: И ныне, богородичен, или крестобогородичен.   Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодохновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче анфиме, моли Христа бога спастися душам нашим.   Слава, тропарь преподобнаго, глас 8: Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, феоктисте Отче наш, моли Христа бога спастися душам нашим.   И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Утрени , на Бог господь, тропарь анфима, дважды: Слава, преподобнаго: И ныне, богородичен. И обычныя кафисмы: И седальны октоиха: И чтения. Канон октоиха един, со ирмосом на 6: И святым два: анфима, глас 8: и преподобнаго, глас тойже. По 3–й песни, седален анфима, глас 1: Слава, преподобнаго, глас 4: И ныне, богородичен. И чтение. По 6–й песни,   Кондак анфиму, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Во священницех благочестно пожив, и мучения путь скончав, идольская угасил еси служения, поборник быв твоему стаду, Богомудре. темже тя и почитаем ныне тайно вопиюще: от бед избави нас твоими молитвами, приснопамятне анфиме.   И икос: И чтем пролог. По 9–й песни, Светилен октоиха. Слава, святаго. И ныне, богородичен. На стиховне октоиха. Слава, самогласен, глас 4: Никомидийскому великограду: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Литургии , блаженна октоиха на 4: И анфима песнь 3, на 4. Прокимен, глас 6: честна пред господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам господеви: Апостол ко евреем, зачало 334: Братие, поминайте наставники ваша: Аллилуиа, глас 2: священницы твои: Стих: блажен муж: евангелие Иоанна, зачало 36: Рече господь: аз есмь дверь: Причастен: В память вечную:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

александрийской эры, чем в 529 г. Основываясь на тексте того же перевода, можно думать, что и круглое число лет правления Епифания, помеченное в таблицах и подробнее в тексте, и указание дня смерти его – тоже дело интерполятора. Текст сообщений Кедрина и Зонары подкрепляет это предположение, – Итак, Феофану принадлежит только известие о запятии кафедры Епифанием в 512 г. александрийской эры, т. е. в 520-м году эры нашей, как сказано выше. Свидетельство о смерти Епифания в 537 г. остается, таким образом, одно – Виктора Тунунского, но как одинокое оно не имеет большого значения особенно в виду сказанного выше о достоинстве хронологических показаний этого автора. Анфим. – Феофан 562 и четыре наиболее важных каталога: патр. Никифора, Никифора Каллиста и два Фишера обозначают время правления Анфима цифрой 10 мес. 563 В таблицах летописи Феофана и у Зонары стоит круглое число – 1г., вполне согласное с цифрой, показываемой каталогами 564 . Отсюда цифру δ» μην(4 мес.), стоящую в каталогах Леунклавия, Матвея Кигалы и Филиппа Кипрянина 565 , нужно считать получившеюся путем описки из ι» μην (отд. о каталогах прав. 2-е), а не потому, что составители этих каталогов считали время его правления только до тех пор, когда он стал обвиняться в ереси, как думает Купер 566 . Так как Мина рукоположен 13 марта 536 г. (ниже), то десять месяцев правления Анфима нужно относить к промежутку от начала июня 535 года до 13-го марта 536 г. Десять месяцев получаются не полные, но в каталогах показано, очевидно, круглая цифра по обычаю. Это определение хронология Анфима должно считаться очень прочным особенно в виду авторитетных свидетельств продолжателя Марцеллина и Иоанна Малалы, из которых первый говорит о возведении Анфима в 535 г. и об изгнании в 536 г., а последний только об изгнании тоже в 536 г. 567 У Виктора Тунун-ского для Анфима повторена ошибка, допущенная для Епифания, т. е. возведение его отнесено к 537 году, а изгнание уже совсем не верно к 540 году 568 . В летописи Феофана – подобное же явление: правление и изгнание Анфима приурочено к 529 году александрийской эры, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

С. 518 г. состоялся в пров. Сирия Вторая под председательством еп. Кира Мариамнского. В их соборном послании патриарху Иоанну К-польскому выражена радость по поводу того, что теперь правит правосл. император, и солидарность с решениями К. С. Они также сообщили, что анафематствовали не только Севира Антиохийского, но и его последователя еп. Петра Апамейского (Ibid. Col. 1093-1095). Папа свт. Агапит I , восшедший на Римскую кафедру 13 мая 535 г., в марте 536 г. прибыл в К-поль. Он получил послание от к-польских монахов с жалобами на К-польского патриарха Анфима, бывш. Антиохийского патриарха Севира, бывш. митр. Петра Апамейского и иером. Зооры. Все они находились тогда в столице и, как их обвиняли, действовали в пользу «евтихиан», т. е. монофизитов. Действительно, правосл. еп. Трапезундский Анфим, перемещенный на столичную кафедру в 535 г., вел с Севиром переговоры «унионального» характера. Возможно, речь шла о возвращении к режиму «Энотикона» имп. Зинона. О позиции Анфима судить трудно: сохранились только 4 его письма лидерам монофизитства в переводах на сирийский, сделанных еретиками. Папа Агапит вмешался в ситуацию: низложил Анфима (главным обвинением был переход с одной кафедры на другую, т. е. вина каноническая) и назначил его преемником пресв. Мину. После скоропостижной смерти папы (апр. 536) имп. св. Юстиниан I продолжал исполнять его советы. Патриарх свт. Мина созвал σνοδος νδημοσα; в состав его вошли также епископы и др. клирики из Италии, оставшиеся в городе после смерти папы. Собор имел 5 заседаний, между 2 мая и 4 июня. Большую часть времени заняли поиски Анфима, за которым неоднократно посылали соборные делегации, но они не могли найти его ни в одной из его резиденций. Он получил убежище в покоях имп. св. Феодоры. Догматических дискуссий на Соборе не было. С одной стороны, всех четырех обвиняемых (меньше других Анфима) обличали в нечестии и злочестии (σβεια, κακοδοξα), с другой - эти обвинения не конкретизировались. Обвинение в евтихианстве имело самый общий характер и не достигало цели, т.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010