148 Митрополит Анфим (Чалыков; 1816–1888) – первый экзарх Болгарского экзархата; выпускник Одесской духовной семинарии и Московской духов ной академии со степенью магистра богословия (1856); с 1857 г. занимал пост смотрителя в русской посольской церкви в Константинополе; преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской богословской школе, ректором которой стал в 1865–1868 гг. 149 Вифиния – историческая область на северо-западе Малой Азии; один из основных центров переселения славян в период Византийской империи. 150 Естественное следствие непоследовательности самого «посвящения в стихарь». В греческом Требнике положены только два чина посвящения в низшие степени церковные: 1) чин при посвящении чтеца и певца и 2) чин при посвящении иподиакона. Которое из сих двух посвящений есть наше «посвящение в стихарь»? Оно выше первого и не достигает полноты последнего. Не касаюсь предмета с канонической стороны. Желаю только объяснить, отчего наши «причётники» остались при одних подрясниках. Стихарь отнял у них церковнический плащ, поставивши их выше прислужников храма, изведши из толпы и сопричислив к освящённым. А отказ им в ораре не дал им права на рясу. (А что такое ряса и какое отношение её к стихарю?) (Прим. автора.) 151 Демосфен (384 г. до Р. Х. – 322 г. до Р. Х.) – знаменитый оратор Древнего мира; его наследие составляют более шестидесяти речей, отличающихся благородством мыслей и величественной простотой языка. 154 Анджело Май (1782–1854) – итальянский кардинал и филолог; издатель и исследователь древних текстов. 155 Стефан Византийский (527–565) – философ неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма; грамматик; автор популярного в Византии географического и этнографического лексикона «Этника», созданного в 525–535 гг. и посвящённого императору Юстиниану I. 156 Бандури, дон Анзельм (1671–1743) – бенедиктинец византолог, трудами которого в числе прочих изданы рукопись об истории Константинополя Imperium orientale, описание римских и византийских монет Numismata imperatorum romanorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

44 . Анфим Чалыков, из болгар, урожденец из Кирк-клиссе, адрианопольской епархии. Родился в 1816 г. В 1836 г. отправился на Афонскую гору, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 году поступил учиться в халкинское богословское училище и через четыре года окончил там курс первым учеником. После сего он был учителем в училище на своей родине. Отсюда через три года отправился в Смирну, где в евангельской школе определен на должность законоучителя и иерокирикса. Между тем, желая получить высшее духовное образование в России, он просил у св. Синода разрешения поступить в одну из духовных Академий. Получив дозволение, Анфим сперва поступил в херсонскую Семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда отправился в Троицкую Сергиеву лавру, где поступил в студенты Академии и окончил курс со степенью магистра в 1854 году. По окончании крымской войны, он проживал в одном из московских монастырей и в 1857 году уехал в Константинополь, и назначен учителем церковно-славянского и русского языков и церковной истории в халкинском училище. В 1858 году Анфим возведен в сан архимандрита и вскоре после того рукоположен был во архиерея и получил титул митрополита преславского (в Болгарии). В 1863 году он назначен ректором халкинской Семинарии. В 1867 г. переименован виддинским митрополитом; в 1872 г. был избран экзархом болгарским. По поводу тягучего болгарского вопроса, Анфим во время святительского служения терпел множество неприятностей, и великих трудов стоило ему выдержать себя пред лицем озлобленной на болгар патриархии. В начале русско-турецкой войны, в 1877 г. Анфим был низложен Портою и сослан в Ангору (Анкиру). По заключении мира в 1878 г. возвращен из заключения; по болезни, постигшей его вследствие множества беспокойств и огорчений, некоторое время отдыхал на родине, а потом вступил в управление виддинской митрополией, которой управлял до избрания в экзарха. Двадцатого курса (1856) 45 . Хрисанв Ретивцев, магистр. По окончании курса определен профессором костромской Семинарии по классу чтения св. Писания. В монашество пострижен в 1857 г. В сентябре 1858 года переведен в казанскую Академию на должность бакалавра основного и полемического богословия. В 1865 году перемещен в петербургскую Академию на кафедру нравственного богословия; в 1866 г. получил сан архимандрита и определен инспектором Академии. В 1869 г. переведен в петербургскую Семинарию на должность ректора; 29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа астраханского; в декабре 1877 г. переведен на нижегородскую епархию. Напечатанные сочинения его:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

289 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 2; докум. 1–3, и д. 1861 г., 4241; лл. 26–31. Копия с сего докум. имеется в библ. с. п. б. д. акад., лл. 149–154, в особом сборнике бумаг митрополита Филарета. 290 Настоящая записка препровождена митр. Филаретом к князю С.Н. Урусову, впоследствие письма его, от 12 августа, за 4604, при коем была доставлена митрополиту депеша князя А.Б. Лобанова-Ростовского, 142. 293 Анфим (Чалыков) родился в 1816 г. в Кирк-Клиссе, адрианопольской еп. В 1836 г. отправился на Афон, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 г. поступил в халкинское богословское училище и, по окончании здесь курса, занимал в разных местах учительскую и законоучительскую должности. Желая получить высшее духовное образование в России, он сперва поступил в херсонскую семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда – в московскую духовную академию, где окончил курс в 1854 г. с степенью магистра. По возвращении из России на свою родину, он в 1858 г. возведен был в сан архимандрита и затем рукоположен в сан епископа, с званием митрополита преславского. В 1872 г. был избран экзархом болгарским, а в 1877 г. низложен и сослан в Ангору (Анкиру), откуда в 1878 г. был возвращен. (Ист. моск. д. акад. И. Смирнова, стр. 447). 294 «Паисий, по прибытии в г. Плевно, был отвергнут народом, и должен был прибегнуть к содействию местных властей для того, чтобы поселиться в епископском доме. Тамошний мюдир принял сторону преосвященного, и до такой степени возбудил против себя насильственными поступками народ, что дело кончилось возмущением, во время которого пострадала сама личность мюдира. Он немедленно уведомил об этом виддинского пашу, который, чрез два дня, прибыл в Плевну с четырьмя эскадронами кавалерии и двумя пушками и усмирил мятеж, при чем убиты четыре человека христиан и более двадцати человек арестованы». См. 95, m.III; док. 120-а. 295 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, m.II; докум. 102–104. Подлин. наход. в деле канц. Св. Синода 1860 г., 2-го отд., 1 ст., по наст. Реестру, 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Проект Ивана Чалыкова и Георгия Каприева, первые результаты которого были опубликованы еще в 2005 г. , начинается – с социологической точки зрения – теорией действия и синергии, развитой в рамках византийской философии. Проект ориентирован на ее приложение в контексте современных социологических программ и особенно actor-network theory и sociology of regimes of engagement, релятивизирующих установленный анализ человеческих действий (human actions) и социальный детерминизм, основанный на субъект-объектной схеме. Речь идет о методичном применении этого учения, открывающего новое измерение в проблематике в сравнении с современными философскими и социально-научными концепциями. Проект основывается на трех основных пунктах: 1) «двойная природа» действия сущности, которую еще Аристотель подразделял на «каузальные или же инструментальные действия» (движения) и «экзистенциальные действия» (энергии в собственном смысле); 2) развитие в Византии понимания πστασις, περιχρησις и связанной с ними συνεργα; 3) характерно интерпретированное понятие ξις. С их помощью ставится опыт пояснения эмпирично устанавливаемых различий между способами действий субъектов. Акцент делается на энергийном обмене между ипостасями, которым релятивизируется социальная каузальность. При этом утверждается наличие некоей энергийной асимметрии, зависящей от того, которая из ипостасей имеет инициативу в соответствующий момент синергийного процесса, причем под деятелями в этом процессе понимаются не только человеческие ипостаси. Тезис авторов гласит, что эта новооткрытая социологическая перспектива расширяет ресурсы нашего понимания человеческого действия. Это особо ценно для анализа так мало исследованных или просто пренебрегаемых феноменов как сопротивление, устойчивость, длительность и инновация. Так понимается возможность их рассмотрения самих по себе, без редукции к отклонениям или переносам, или даже толкования в духе некоей нездоровой социологической мистики. Кроме этого, проверяемо анализируются взаимодействия межу человеческими и нечеловеческими деятелями, причем социальная роль последних вводится в поле зрения научных социальных исследований.

http://bogoslov.ru/article/2686964

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

Αθναι, 1874. Э. П. Б. Собор 1872 г. Собор, объявивший Болгарскую Церковь схизматической. 11 февр. 1872 г. тур. правительство дало разрешение на избрание экзарха Болгарии, что стало началом греко-болг. церковной распри. 16 февр. 1872 г. экзархом был избран митр. Видинский Анфим I (Чалыков) . Согласно фирману, изданному правительством в 1870 г., был образован особый церковный округ - Болгарский Экзархат; фирман определял границы Экзархата: кроме перечисления ряда городов было объявлено, что жители др. мест, исповедующих правосл. веру, могут подчиниться Экзархату в том случае, если 2/3 населения того пожелают. 17 марта Анфим I прибыл в К-поль. 2 апр. он получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя правосл. болгар, и попытался установить контакт с Патриархией: согласно фирману, глава Болгарской Церкви должен был получить утверждение патриарха, а каждый его приезд в столицу - иметь санкцию патриарха. Однако К-польская Патриархия не признавала законными эти деяния (в своем протесте, адресованном Порте, патриарх Григорий VI еще в 1870 г. категорически отверг фирман, указав, что не признает за султанским правительством права вмешиваться в чисто церковный вопрос). Последовало предложение незамедлительно созвать вселенский Собор. Одновременно патриарший синод обратился с посланием к болг. народу, в к-ром осуждал фирман как акт незаконный и неканонический. Отправил он и послания др. автокефальным Церквам с просьбой о поддержке. Ответы Русской и Сербской Церквей не оправдали надежд Патриархии. Несмотря на вмешательство гражданской власти посредством издания фирмана, требования болгар были признаны справедливыми и не противоречащими церковным канонам. Официально Экзархат был провозглашен независимым 11 мая, в день равноапостольных Кирилла и Мефодия; экзарх Анфим I совершил торжественную литургию. В ответ Патриархия 13 мая объявила экзарха низвергнутым, сослуживших ему архиереев - отлученными. После того как Порта приняла отставку патриарха Григория VI на Патриарший престол взошел Анфим VI.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1872 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1872 года , объявивший Болгарскую Церковь схизматической 11 февраля 1872 года турецкое правительство дало разрешение на избрание экзарха Болгарии , что стало началом греко-болгарской церковной распри. 16 февраля 1872 года экзархом был избран митр. Видинский Анфим (Чалыков) . Согласно фирману, изданному правительством в 1870 году, был образован особый церковный округ - Болгарский Экзархат; фирман определял границы Экзархата: кроме перечисления ряда городов было объявлено, что жители других мест, исповедующих православную веру, могут подчиниться Экзархату в том случае, если 2/3 населения того пожелают. 17 марта 1872 года Анфим I прибыл в Константинополь . 2 апреля он получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя православных болгар, и попытался установить контакт с Патриархией: согласно фирману, глава Болгарской Церкви должен был получить утверждение патриарха, а каждый его приезд в столицу - иметь санкцию патриарха. Однако Константинопольская Патриархия не признавала законными эти деяния (в своем протесте, адресованном Порте, патриарх Григорий VI еще в 1870 году категорически отверг фирман, указав, что не признает за султанским правительством права вмешиваться в чисто церковный вопрос). Последовало предложение незамедлительно созвать Вселенский Собор. Одновременно патриарший синод обратился с посланием к болгарскому народу, в котором осуждал фирман как акт незаконный и неканонический. Отправил он и послания другим автокефальным Церквам с просьбой о поддержке. Ответы Русской и Сербской Церквей не оправдали надежд Патриархии. Несмотря на вмешательство гражданской власти посредством издания фирмана, требования болгар были признаны справедливыми и не противоречащими церковным канонам. Официально Экзархат был провозглашен независимым 11 мая, в день равноапостольных Кирилла и Мефодия; экзарх Анфим I совершил торжественную литургию. В ответ Патриархия 13 мая объявила экзарха низвергнутым, сослуживших ему архиереев - отлученными.

http://drevo-info.ru/articles/13679684.h...

Протоиерей Московской Николоявленской церкви Стефан Иванович Зернов ( – как давний член академической Конференции, неутомимый деятель в области учения и советования духовного, благотворитель нуждающихся студентов Академии), † 1886 г. окт. 17. С 1879 года: Редактор « Московских Ведомостей» и « Русского Вестника» – Михаил Никифорович Катков (21 сентября – как крепкий охранитель и учёнейший защитник дорогих для русского народа начал православия, самодержавия и народности), † 1887 г. июля 20. Михаил (Иованович), митрополит Сербский (1 октября – как достославно довершивший двадцатипятилетнее служение в сане святительском, великий деятель на пользу православной церкви Сербской и Сербского народа), † 1898 г. февр. 6. Анфим (Чалыков), митрополит Виддинский, бывший экзарх Болгарии ( – как достохвально прошедший двадцатипятилетнее поприще служения церкви Болгарской, доблестный страдалец за свой народ), † в 1888 г. —875— С 1880 года: (22 сентября) Оберн Прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (во уважение к глубоко-сочувственным отношениям его к потребностям Церкви и во уважение к заслугам, оказанным науке руководственными его трудами), † 1907 г. март. 10. Главноуправляющий вторым отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, бывший Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода, князь Сергей Николаевич Урусов (во уважение к благотворному для Церкви участию в управлении её делами и к обширной и многоплодной деятельности законодательной), † 1883 г. янв. 18. Протоиерей Иосиф Васильевич Васильев , Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде (во уважение к многоплодному действованию в пользу православной Церкви во время продолжительного служения ей на Западе Европы, ко многим учёным трудам и к неутомимой деятельности по руководительному направлению дел духовно-учебных заведений), † 1881 г. дек; 27. С 1881 года: (1 октября) Директор Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода Иван Александрович Ненарокомов (во уважение двадцатипятилетнего многотрудного и многоплодного служения его благу духовно-учебных заведений), † 1889 г. дек. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XVIII веке складываются обширные международные связи Киево-Могилянской академии. С 1720-х годов известны случаи отправления выпускников Академии в сербские земли для открытия там школ. Также в Академию на учебу начинают приезжать выходцы с Балкан. По подсчетам профессора протоиерея Федора Титова за первые шесть десятилетий XVIII века в Киевской Академии обучалось 28 сербских студентов . Кроме того, в Академию поступали греки, черногорцы, молдаване, валахи, а также выходцы из Венгрии (жители современной Закарпатской Украины) . Некоторые из выпускников Киевской академии сыграли затем важную роль в возрождении церковной жизни на Балканах. Так, например, окончившие Киевскую школу епископ Дионисий Новакович и архимандрит Иоанн Раич стали наиболее известными сербскими церковными писателями XVIII века . Однако основную массу иностранных студентов в Киеве по-прежнему составляли выходцы из Речи Посполитой. Ежегодно в Академию поступало около сотни православных граждан Польши. После обучения в Киеве эти студенты играли важную роль в сохранении православия в Речи Посполитой. Однако некоторые из них по окончании Академии продолжили свое служение в России. Например, именно таким «иностранным» студентом был святитель Павел Конюскевич, уроженец Галичины, занявший впоследствии Тобольскую кафедру.   XIX – начало ХХ века В XIX веке, в первые десятилетия после проведения реформы духовного образования при императоре Александре I (в 1808–1819 гг.), иностранных студентов в реформированных духовных академиях почти не было. Лишь с 1840-х годов наблюдается процесс притока в Россию выходцев из других Поместных Церквей. Например, как видно из списков выпускников Московской духовной академии, первым студентом-иностранцем здесь стал иеромонах (впоследствии — митрополит) Парфений (Отенов), сын купца из Охрида, закончивший МДА в 1850 году со степенью кандидата богословия. В 1852 году степени кандидата был удостоен в МДА серб Василий Николаевич. Его земляков мы встречаем и среди выпускников 1854 и 1868 годов. В 1852 году в МДА поступил иеромонах Анфим (Чалыков) из Болгарии. Уже в 1854 году он закончил курс обучения со степенью магистра. В 1872 году он стал первым Экзархом Болгарской Церкви, а в 1879 году был избран почетным членом МДА. В 1852 году в МДА был принят и первый представитель Антиохийского Патриархата — сириец, уроженец Дамаска Спиридон Абуд, прежде закончивший Московскую семинарию .

http://bogoslov.ru/article/1432252

Митрополиты Варны: Мефодий (1325), Маркел (1327), Мефодий (ок. 1347), Алексий (1373-1380), Гавриил (1469), Каллист (1484), Акакий (1572-1594), Мелетий (1604), Феоклит (1604-1605), Матфей (1606), Митрофан (1622), Порфирий (1624), Парфений (1624-1632), Мелетий (1635), Парфений (1639), Анфим (1649-1654), Даниил (1656-1657), Никодим (1662), Митрофан (1672), Григорий (ок. 1698), Каллиник (1720-1726), Неофит (1774), Филофей (1780-1797), Паисий (1799-1806), Григорий (1806), Захарий (1817-1821), Филофей (1821-1829), Каллиник (1830), Иосиф (1835-1846), Порфирий (1847-1864) и Иоаким (с 1864). На момент объединения епархий включала Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, 3 мон-ря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика). Основание кафедры в Преславе связано с Крещением кн. Бориса ок. 865 г. Первоначально кафедра находилась в Плиске близ Преслава, в 870 г. была возведена в ранг архиепископии. Первым архиереем был архиеп. Иосиф, прозванный исповедником. В 893 г. княжеский и архиерейский дворы были перенесены в Преслав. В 927 г. Болгарская архиепископия была возведена в ранг Патриархии (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). В кон. Х в. город был захвачен византийцами и сожжен. С приходом к власти Асеней в кон. XII в. был восстановлен. Преславская епархия входила в число епархий Тырновской архиепископии, стоит на 1-м месте при перечислении болг. епархий в Борила царя Синодике . Известны митрополиты Преславские Савва (1263/64), Виссарион (1276/77) и Дорофей (1359). После завоевания Болгарии Османской империей в XIV в. и установления К-польской церковной юрисдикции Преслав оставался одним из епархиальных центров, в 1832 г. был возведен в ранг митрополии. В 1861-1868 гг. Преславской митрополией управлял митр. Анфим I (Чалыков) , активный сторонник независимости БПЦ от К-поля, в 1872 г. ставший 1-м экзархом Болгарского Экзархата. Перед объединением епархия включала Шуменский, Эски-Джумайский (Тырговиштский) и Осман-Пазарский (Омуртагский) округа.

http://pravenc.ru/text/154303.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010