И мне невольно пришло в голову, что если бы хоть на одну службу перевезти сюда иконостас, да пригласить нашего архиерея с хором невских или чудовских певчих, – какое было бы дивное богослужение, при сильном резонансе под сводами св. Софии, на открытой, обширной солее. Ах, когда-то в св. Софии раздастся священная песнь православных: «Да воскреснет Бог!» Любящему святую православную веру посетителю Царьграда стоит съездить в Царьград только за тем, чтобы насладиться святилищем св. Софии» 31 . Церковь Хора (Кахрие-джами) Другой христианской святыней Константинополя является церковь Хора (ныне она называется Кахрие-Джами 32 , что означает по-турецки «мечеть победы»). Расположенная вблизи Адрианопольских ворот (Эдирне капысы), церковь первоначально находилась вне древних стен Константинополя, откуда и происходит ее название («хора» означает «в деревне» или «за городом»). При постройке феодосиевых стен церковь вошла в черту города. После собора св. Софии это наиболее значительный памятник византийского искусства; дошедшие до нас мозаики XIV в. последовательно повествуют о евангельских событиях. Главным украсителем Кахрие-Джами считается первый министр императора Андроника – Феодор Метохит, не пожалевший средств для украшения столь дорогими памятниками церкви «Кахрие». Во время взятия Константинополя турками мусульмане обратили храм в мечеть и закрыли мозаики краской. В 60-х годах XIX столетия мечеть была отремонтирована, и мозаики очищены по приказанию султана Абдул-Азиза, который отличался религиозной терпимостью и считал себя (по отзывам историков) сторонником и покровителем искусства. Интересные соображения по поводу этого храма высказал в 1876 году начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) : «По трактатам мы имеем давнее право (чуть ли даже не долг) выстроить в Константинополе свой монастырь. Чем строить вновь, нельзя ли купить у Его Величества Абдул-Азиз хана мечеть Кахрие? Несмотря на ее драгоценные мозаики, я бы предпочел выпросить вместо нее бывшую церковь Пантократора 33 (Килися-джамиси), наилучшее константинопольское здание христианское после св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Андроник II находил гораздо больше прелести в занятиях литературой и музыкой, нежели в грохоте сражений, а высшие государственные посты при нем занимали люди сугубо гражданские – например, астроном и физик Никифор Хумн и философ Феодор Метохит. Делами армии заведовал воинственный сын  и соправитель автократора Михаил IX Палеолог. Современники отмечали телесную красоту, величественность и несомненную одаренность Андроника П. Он покровительствовал наукам, открыл в Константинополе «Царскую школу» – подобие университета, при его дворе в чести были просвещенные люди. В 1297 г. византийцы заняли Диррахий, и это стало их последним военным успехом при Андронике Старшем. Около 1300 г. он вмешался в конфликт между Венецией и Генуей на стороне последней. Генуэзцы потерпели поражение, и Палеологу пришлось уплатить значительную контрибуцию венецианцам. В начале XIV столетия у империи появился еще один грозный западный враг – король Франции Филипп IV Красивый. Французский монарх замыслил организовать новый крестовый поход против Византии, и, хотя дальше планов не пошло, послушный его воле папа Климент V в 1307 г. отлучил Андроника от церкви. Как и отец, Андроник II поддерживал мир с монголами. Его дочь Мария стала женой хана Тохты. Слабая и плохо обеспеченная (опрометчиво полагая, что лучше будет сберечь казну, Андроник II уменьшил содержание морских и сухопутных вооруженных сил до минимума), византийская армия оказалась не в состоянии справиться с набегами турок и сербов. Император решил нанять крупный воинский контингент за рубежом, посчитав, что наемники обойдутся дешевле организации своих войск. По всей Европе тогда гремела слава о каталонской тяжелой пехоте, альмугаварах, чьи спаянные суровой дисциплиной отряды обладали высокими боевыми качествами. К ним и обратился император, пообещав за услуги высокую плату. В 1303 г. рать каталонцев во главе с кондотьером Рожером де Флор прибыла в Константинополь. Переправившись в Малую Азию, каталонцы в нескольких сражениях уничтожили огромные силы турок, и обескровленные полчища мусульман отхлынули на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Таким образом, Никифор Григора осознал необходимость дополнения гносеологии Аристотеля платоновским учением об идеях, что не только созвучно взглядам античных неоплатоников, но и в некоторой степени было продиктовано интересом эпохи, когда такое «органическое объединение (Платона и Аристотеля. – С. К.) остается характернейшим явлением для всего возрожденческого неоплатонизма» 36 . Хотя, несомненно, что Григора искажает и перефразирует Аристотеля, который говорит не о восприятии, но об аподиктических и диалектических посылках силлогизмов 37 , нельзя оставить без внимания наблюдение Г.-Г. Бека, что «отрицание аподиктического заключения предвосхищало ту абсолютную трансцендентность божественной сущности, которую, только немного позднее, Палама ясно воспринял в ее своеобразии» 38 . Как уже отмечалось, философские опровержения Николая Кавасилы (Cabas. 531.167) формальны. В целом автор псогоса, не высказывая собственной мировоззренческой позиции, старается «поймать» своего ученого противника на мнимых противоречиях путем подбора цитат и не заинтересован в каком-то философском споре. Однако он сам предпочел значительную часть текста посвятить анализу философских проблем. Это обусловлено, скорее всего, сохраняющимся престижем «высокой образованности» 39 , ценностями прежней интеллектуальной среды. Ведь именно философии так успешно обучает Григора горожан и молодежь Фессалоники (Cabas. 532.195–197). В силу этого было необходимо опровергнуть обвинения в невежестве против основателя паламизма, в том, что Палама не использует «никакой научной методы» (Greg. 287.20) и «от себя принимается строить силлогизмы в отношении недоступного силлогизмам» (Greg. 277.8–9). Ведь именно в отсутствии философского образования – главная, по мнению Никифора Григоры, причина неверного истолкования Паламой сочинений отцов церкви 40 . Интересно, что как раз в это время (1356–1358) в одном из своих произведений против Никифора Григоры Григорий Палама вспоминает, что когда он (Палама) был семнадцатилетним, Феодор Метохит похвалил его знание Аристотеля. Филофей Коккин повторяет этот факт в энкомии Паламе 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Первый – то, что чаще всего называют христианским гуманизмом или просто «византийским гуманизмом» (поскольку расплывчатости в терминологии избежать не удается) 52 . Речь идет не просто о знакомстве с богатством античной науки и образованности, не только о систематических занятиях studia humanitatis 53 , но об их превращении в фактор мировоззрения и – как следствие – о размытости религиозного сознания и толерантности; говоря кратко – о таком сочетании языческого и христианского элементов в миросозерцании одного деятеля культуры, когда античное поглощает и элиминирует христианское. К этому стану принадлежат Феодор Метохит, Никифор Хумн, Никифор Григора, Варлаам Калабрийский, Георгий Гемист Плифон, Виссарион Никейский, Фома Магистр и др. Представители этого направления добились определенных успехов в риторике, филологии и прочих науках, но «...в область философской проблематики византийские гуманисты, пожалуй, не внесли ничего особенно нового как по сравнению с предыдущими веками истории Византии, так и по сравнению с античностью» 54 . Поэтому данное течение «антично-христианского» гуманизма, быть может, было бы правильнее – вслед за Г. Хунгером 55 – назвать классицистическим (или классицизирующим). Кружкам гуманистов этого типа, при их определенной эзотеричности и элитарности 56 , не хватало ферментов духовной закваски, которая могла бы стать подлинно народной идеологией. Таковой в Византии оставалось традиционное Православие 57 . Деятельность же гуманистов – начиная, по меньшей мере, с Михаила Пселла и Иоанна Итала 58 – явилась апогеем развития второго из диалектически сопряженных в византийской культуре течений, ориентированного на светскую философию и науку. Это был своего рода «антитезис» по отношению к «тезису» традиционной православной культуры. Синтеза искали многие – это была проблема, поставленная самой эпохой... В памяти деятелей культуры той поры уже были прекрасные образцы: с одной стороны, деятельность Великих Каппадокийцев и Немезия в IV в.; с другой – более аскетический и упорядоченный в строго христианском духе свод богословия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Новый; греч. Ιωννης, Ιωννης Νος] (2-я пол. X - нач. XI в.), прп. Фракийский (без дня памяти). Единственным источником сведений об И. является Житие, написанное Феодором Метохитом (BHG, N 2192). Оно сохранилось в последней части рукописи, содержащей небольшие риторические сочинения этого автора (Vindob. Phil. gr. 95. Fol. 364r - 373r). В тексте Жития имеется обширная лакуна (между Fol. 369v и 370r), к-рая была частично восстановлена И. Шевченко уже после публикации Жития И. Делеэ (текст глав 8a - 8c за счет неверного соединения листов приводится в рукописи на Fol. 355r-v). Из вступления следует, что Метохит приступил к работе над Житием в г. Дидимотихе во Фракии по просьбе насельников некоего неназванного мон-ря, основанного И. Это произошло во время ссылки Метохита после свержения его покровителя имп. Андроника II Палеолога (24 мая 1328). На основании косвенных данных можно заключить, что работа над Житием была завершена уже после возвращения Феодора Метохита в К-поль в 1330 г. ( Š ev encko. 1961. P. 295, N 1). Поскольку Житие было написано спустя 3 столетия после кончины святого (известно, что И. жил во времена имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025)), оно содержит мало биографических и исторических деталей. И. род. в крестьянской семье в селении близ Дидимотиха. С юных лет И. внимал словам Свящ. Писания, а затем решил оставить родителей и стать отшельником. Он принял иноческий постриг, удалился в пустынное место и выкопал небольшую пещеру, где стал подвизаться, подражая прор. Илии и св. Иоанну Предтече. В течение мн. лет он питался кореньями и травами, пил только воду, одеждой ему служил власяной хитон. Однажды некий сановник случайно обнаружил пещеру И. Узнав о жизни подвижника, сановник стал уговаривать его основать монастырь. И., не желая оставить уединение, скрылся. В поисках нового жилища он встретил некоего монаха, к-рый велел И. выполнить просьбу сановника. И. возвратился на прежнее место и основал мон-рь, в к-рый сразу стало стекаться множество подвижников. Он возложил обязанности по управлению монастырем на благочестивого иеромонаха, имевшего большой жизненный опыт, а сам вновь удалился в уединенное место. Однако после смерти 1-го игумена братия уговорила И. возглавить мон-рь. Но и в эти годы И. имел обыкновение уходить в пустынное место, оставляя обитель на попечение своих учеников. Нек-рых из них И. в старости стал брать с собой. Мон-рь разросся, и церковь не могла вмещать насельников, но у И. не было средств для постройки нового, большого храма, к тому же он боялся, что не успеет завершить строительство до своей кончины. В это время по Промыслу Божию в мон-рь прибыл некий чиновник из К-поля и пожертвовал деньги на постройку. Вскоре после завершения строительства церкви И. скончался. На могиле святого стали совершаться чудеса (изгнание нечистых духов и исцеление от тяжких недугов).

http://pravenc.ru/text/469015.html

“Во время намаза закроют занавесками”. Под ударом — два главных византийских памятника XIV века в Турции Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам 11 ноября, 2019 Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам «Высший Административный суд Турции постановил, что кабинет министров в 1945 году не имел права превращать в музей стамбульскую мечеть Кахрие Джами», — написал у себя в фейсбуке Сергей Иванов, доктор исторических наук, специалист в области истории Византии и древней истории славян. Профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ. Что это означает для византийских фресок и мозаик XIV века, которые находятся в бывшей церкви монастыря Хора? Кахрие Джами – турецкое название византийской церкви монастыря Хора, расположенной в Стамбуле, которая сейчас представляет собой музей. Чем знаменит памятник, и что ему может грозить, если турецкие власти примут решение превратить музей в действующую мечеть, рассказывает Сергей Иванов.  Сергей Иванов — Сергей Аркадьевич, почему этот памятник важен для современного мира? — Это самый полный из имеющихся на сегодняшний день византийских столичных памятников XIV века, где сохранилась большая часть декораций, причем и в виде фресок, и в виде мозаик, и в виде каменной резьбы. Это высокое искусство Палеологовской  Византии: ктитором монастыря был Феодор Метохит, придворный советник и друг императора Андроника II Палеолога, обладавший практически неисчерпаемыми финансовыми возможностями. Понятно, что при украшении этого храма были собраны лучшие художественные силы. И получившийся результат определяет наше представление о поздневизантийском искусстве. — А если говорить о значимости памятника, в частности, для России? — Он важен нам еще и потому, что был открыт для науки русским искусствоведом Федором Шмитом — сотрудником Русского археологического института в Константинополе. Он был первым человеком, который еще в 1902 году написал книгу об этом памятнике — тогда Кахрие джами была действующей мечетью и изучать можно было лишь небольшую часть декораций. Уже  по стопам Шмита позднее пошел американский филантроп Томас Виттемор, друг президента Ататюрка, убедивший его превратить в музей Святую Софию, а потом и Кахрие джами. Он много занимался реставрацией, вообще в этот памятник вложены огромные усилия большого количества историков искусства и реставраторов. Будет ужасно, если этот процесс пойдет вспять и эта декорация снова начнет закрываться, при том, что столько усилий потрачено на то, чтобы ее раскрыть.

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Купол с сюжетами, посвященный Христу Вседержителю, находится в самом южном компартименте. Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе). Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова видно в нижнем ярусе купола. В верхнем ярусе компартимента и парусах – множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа Описание Мозаики церкви Кахрие-Джами традиционно относят к искусству палеологовского Ренессанса, который характеризуется изящество образов, акцентом на их одухотворенности, особой светоносностью, где свет и цвет являются основными художественными характеристиками. Образ Спасителя в представленной мозаике выполнен с  пластической красотой, Он характеризуется тонкой колористической гаммой, характеризующейся богатыми переливами, светоносностью. Совершенная форма уподоблена объемной скульптуре.Взгляд Спасителя  живой, ясный, конкретный, некрупные черты лица кажутся привычными, все выглядит близким, знакомым, никакого подчеркивания особого достоинства личности нет. И при всем том — поражающая красота иконы. Голова, лицо, руки написаны с пластическим совершенством. В облике Иисуса Христа с одной стороны чувствуется особая одухотворенность, а с другой — здесь нет крайнего аскетизма, телесное начало не умалаяется, а предстает в прекрасном обожествленном виде; все материальное и чувственное поднято на уровень представлений об идеальном. В трактовке образа Спасителя в Кахрие Джами  ставится акцент на милосердии, открытости миру, человечности Спасителя, вместе с тем это и Бог-Судия, в чьей длани заключены судьбы всего человечества. История Мозаики храма Христа Спасителя в Полях монастыря в Хоре  — является жемчужиной византийского искусства. Название ее связано с местом строительства: до возведения Феодосием II ropoдckux стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.     Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos-cerko...

Закрыть Защитник безмолвия 31 марта - Неделя 2-я Великого поста, Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского 30.03.2024 603 Время на чтение 14 минут Отстаивая безмолвие, ни в коем случае нельзя было промолчать Святитель Григорий Палама был выдающимся практиком и теоретиком умного делания. Он защищал учение о Фаворском свете от латинствующих Богословов, претерпел гонения от духовных и светских властей, попал в плен к туркам и закончил жизнь епископом Фессалоникийским, чудотворцем и целителем. У истоков умного делания Будущий святитель родился 1296 году и был старшим сыном благочестивого сенатора Константина Паламы, которому император Андроник Второй доверил воспитание своего внука Андроника Младшего. Отец Григория усердно занимался умной молитвой и последние годы жизни провел в монастыре. Григорий вырос при дворе, получил хорошее среднее образование, обязательное для всякого знатного интеллигента. Один из ученейших людей эпохи, великий логофет Федор Метохит очень высоко оценил его познания в области логики Аристотеля. Но продолжать столь блестяще начатый путь юноша не стал. Он уже дано находился под влиянием афонских монахов и известного учителя безмолвия святителя Филадельфийского Филолепта. И даже подвергал себя разнообразным аскетическим испытаниям, желая понять, сможет ли он стать достойным монахом. В возрасте около 20 лет он склоняет всех членов своей семьи избрать равноангельский путь. Мать и две его сестры принимают постриг в женском монастыре, а сам Григорий с двумя младшими братьями отправляется на Афон, предварительно раздав имущество бедным. По дороге на Святую Гору он останавливается в монастыре на горе Папикион, находящейся на полпути между Константинополем и Фессалоникой, и там у него происходит дискуссия с богомилами о молитве и о почитании Креста. Спор получился столь горячим, что его попытались отравить. Однако юноше удалось убедить их главаря присоединиться к Церкви. На Афоне Григорий становится учеником известного делателя умной молитвы старца Никодима и под его руководством подвизается около трех лет. В это же время в ответ на его пламенные обращения к Господу ему явился святой апостол Иоанн Богослов и пообещал покровительствовать ему всю жизнь. После смерти старца Никодима подвижник переходит в Великую Лавру, а затем в скит Глосса, где поступает под руководство другого наставника - Григория. Здесь или чуть позже в Фессалонике молодой инок познакомится с величайшим тружеником и теоретиком умного делания Григорием Синаитом, окормлявшим иноков скита Магула. Постепенно накапливается духовный опыт. Но около 1325-1326 годов насельники обоих скитов - Глоссы и Магулы вынуждены бежать под защиту крепостных стен Фессалоники от нападений турок и албанцев. Они хотели двинуться на Восток, в Иерусалим, однако святому Григорию явился великомученик Димитрий Солунский и повелел остаться в Фессалонике.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/01/...

Палама был великолепным знатоком Аристотеля. Однажды, еще будучи семнадцатилетним юношей, Григорий даже прочел лекцию об Аристотеле во дворце перед императором. Он так всех поразил, что его учитель Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Так что строгое православное учение, каким был исихазм Григория Паламы, опиралось в том числе и на глубокое знание Аристотеля и других античных философов. Палама настаивал на том, что, хотя Бог по своей сущности непознаваем и недоступен, человек имеет возможность приобщения к нетварным Божественным энергиям или Божественной благодати. Тогда человек получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. Поэтому самая высокая цель христианского, монашеского подвига – реальное обожение. При этом по Паламе сущность и энергии Божии существуют неслиянно и нераздельно. В этом сказался высокий антиномизм учения Паламы, не боявшегося диалектических противоречий и руководствовавшегося, прежде всего, обоснованием возможности спасения души. Как сформулировал один современный греческий ученый, исследователь творчества Григория Паламы, «...[различие] непричаствуемой божественной сущности и причаствуемых энергий не отделяет нетварных энергий от божественной сущности, поскольку в каждой энергии является весь Бог, по причине неделимости божественной сущности». Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально, на деле приобщиться к Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати или Божией энергии, то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом. В первом варианте Бог становится познаваемым и доступным, и тогда человек низводит Его до себя, сам по своей сущности становясь Богом. Во втором же случае отрицается возможность действительного (т.е. энергийного) общения с Богом, которое произошло в лице Богочеловека Иисуса Христа. Но Палама, используя аристотелевскую терминологию, выразил самую суть православной веры в то, что человек по благодати может вознестись туда, куда вознесся Христос после Своего Воскресения.

http://foma.ru/energiya-deyatelnost-dejs...

Профессор Екатеринбургской духовной семинарии Д.И. Макаров выступил с докладом «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования», в котором осуществил подробный анализ учения византийского писателя. В своем докладе «Византийское влияние в монастырском уставном творчестве XIX века» настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) представила разбор древних литургических практик святителем Феофаном Затворником. Преподаватель академии, кандидат богословия протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, Патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка», в котором привел подробную историческую справку о деятельности византийского иерарха. Доктор исторических наук, преподаватель академии М.В. Шкаровский в докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920-1930 гг.» рассказал об особенностях творчества русских писателей начала XX века. Доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета О.Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России», в котором рассказала о вкладе княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией. После перерыва конференцию продолжил директор духовно-просветительского центра «Кириллица» (г. Самара) священник Максим Соколов. Он провел практическое занятие «Влияние византийской эстетики на русский и европейский средневековый костюм. Взгляд современного реконструктора» и показал элементы одежды и оружия византийских граждан. Затем кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств В.Б. Казарина прочитала доклад «Современные реплики византийского шитья», в котором рассказала об истории применения византийской вышивки в церковной традиции Руси. Кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии О.А. Джарман выступила с сообщением «Ребенок в представлении византийской медицины». Она рассказала о толковании гуморальной теории византийский врачей, а также об уходе и лечении детей в древних медицинских учреждениях.

http://drevo-info.ru/news/25266.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010