Акт примирения подписали Исарис, его родственники и свидетели, а также Фессалоникийский митрополит Дорофей и «слуги» державного и святого царя Димитрий Ангел, протонотарий Никита Сотирион Маникаисти и великий хартуларий Ласкарис Метохит, состоявшие, вероятно, и вселенскими судьями. 709 Затем, в г. Лариссе обязанности «вселенского судьи ромеев» исполнял местный митрополит Антоний. Сведение об этом содержится в указе от 1362 г. царя и самодержца Сербии и Романии Стефана Душана относительно привилегий Метеорских монастырей Преображения Господня и Св. Троицы. Стефан Душан в своем указе предписал, чтобы эти обители беспрепятственно владели виноградниками, нивами и всем, что у них есть, по силе грамоты, данной им Ларисским митрополитом, кафолическим судьей ромеев кир Антонием. 710 Были вселенские судьи и на острове Лимносе, как это видно из послания патриарха Антония IV от мая 1395 г. к Лимносскому архиепископу относительно иеродиакона Иоанна, который обвинялся в убийстве своей жены. Судебное о нем дело рассматривалось вселенскими судьями о. Лимноса, которые в своем письменном решении ( το κρισιμγραφον) признали его невиновным в преступлении. Архиепископ Лимноса, в свою очередь, представил патриарху прошение ( αναφορ), в котором также высказался в пользу невиновности иеродиакона Иоанна. Поэтому патриарх и Св. синод постановили, что Иоанн может быть возведен в сан пресвитера, имеет право взять от тестя своих детей и приданое жены и заботиться о них, а тесть не должен беспокоить его своими притязаниями. 711 Прочную организацию институт вселенских судей получил и в Трапезунтской империи, под управлением «Великих Комнинов». Здесь деятельность вселенских судей отчетливо выступает во второй половине XIV в. Так, в 1367 г. священник прихода Хортокопия Георгий вместе со своим зятем Царуга, который пользовался большим влиянием, завладел двумя участками пахотной земли в этом селе, которые принадлежали соседнему монастырю св. Иоанна Предтечи, именуемому Завулон, или Вазелон. Тогда игумен монастыря иеромонах Никодим обратился с жалобой к судье всей области Мацуки ( κριτς πσης Ματσοκας).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского 24 марта, 2019. Новостная служба Труды святителя Григория – богословская и философская база для объяснения такого феномена, как христианская святость. Значение этого святого для православного богословия невозможно переоценить. 4 марта. ПРАВМИР. Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Труды святителя Григория – богословская и философская база для объяснения такого феномена, как христианская святость. Значение этого святого для православного богословия невозможно переоценить. Житие Родился будущий святитель в 1296 г ., образование получил в Константинополе. После ранней смерти своего отца,  сенатора Константина, происшедшей в 1301 г ., Григорию выпало находиться под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша жил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Несмотря на все это, Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру.  Около 1316 г ., в возрасте 20 лет, он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Он начал привыкать к великим подвигам, еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г ., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

Закрыть Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 24.03.2008 301 Время на чтение 23 минут Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Портал Богослов.Ru публикует статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: " И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы " . Несмотря на все это Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г. в возрасте 20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Привыкать к великим подвигам он начал еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

И сам Палама, когда около 1356 г. выступал против Никифора Григоры, ученика Метохита, не без гордости вспоминал о своих занятиях с великим гуманистом и напоминал читателю, что некогда Метохит публично оценил его знание Аристотеля: «Если бы сам Аристотель предстал нам во плоти, он похвалил бы его» 731 . Совершенно очевидно, что в человеке, подобном Метохиту, византийские монахи не только не видели подпавшего под анафему, но даже считали образцом для некоторых из его учеников. С другой стороны, такой духовный писатель, как, например, Феолипт, митрополит Филадельфийский, выдающийся лидер византийского исихазма, мог в одно и то же время быть и духовным наставником Григория Паламы 732 и близким другом семейства Хумнов, молодое поколение которых в 40-е гг. принадлежало к антипаламитскому лагерю. Только в 1337 г., т. е. в начале переписки между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским, проблема возникла вновь и едва ли не сразу стала предметом ожесточенных споров. Не пытаясь охватить все ее составляющие, попробуем обрисовать ведущие фигуры духовного и аскетического возрождения первых лет эпохи Палеологов и понять, почему традиция, которую они представляли, в конце концов вошла в конфликт с византийским гуманизмом. Историки XIX – начала XX в. обычно представляли споры XIV столетия как результат появления в Византии нового «движения» или духовной школы, называемой «исихазмом», или «паламизмом». Его возникновение было связано с именем прп. Григория Синаита , житие которого, написанное Каллистом, патриархом Константинопольским, было опубликовано в 1894 г. И. Помяловским 733 . В своем сочинении, выдержанном в стиле панегирика, Каллист неизменно преувеличивает роль Григория и полагает, что до его прибытия на Афон традиция «чистой молитвы» на Святой Горе и во всем византийском мире была едва ли не забыта, что именно Григорий ее воскресил. Это житие оказалось основным аргументом для всех тех, кто утверждал, что исихазм – специфически синайская форма духовности и что до XIV столетия Византия исихазма не знала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X - н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

http://pravoslavie.ru/40001.html

Н. Г. участвовал в реконструкции мон-ря Хора под рук. Метохита (1316-1321) ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 1045-1046) и преподавал его сыну и дочери христианскую и языческую философию (Ibid. Vol. 1. P. 309). В 20-х гг. XIV в. Н. Г. уже был известен как ученый и пользовался покровительством Андроника II Палеолога, к-рому его представили в 1321 г. Вскоре Н. Г. был рекомендован на пост хартофилакса храма Св. Софии, но он отверг это предложение, сославшись на юный возраст и на то, что хочет полностью посвятить себя науке. В 1324 г. он выступил с проектом календарной реформы, предложив новые методы вычисления пасхалии, но проект не был принят (Ibid. P. 364-371). Несмотря на то что в 1326 г. Н. Г. участвовал в посольстве к кор. Сербии Стефану Урошу III, он не стремился к карьере ни при дворе, ни в ведомстве Великой ц. Вместо этого Н. Г. посвятил себя научным трудам и преподаванию, став во главе кружка интеллектуалов, сформировавшегося при монастыре Хора в К-поле. Положение Н. Г. и Метохита пошатнулось, когда в гражданской войне 1321-1328 гг. одержал победу Андроник III Палеолог. Покровитель Н. Г. Андроник II лишился влияния, Метохит был отправлен на 2 года в ссылку, а Н. Г. остался без имущества. Примерно в это же время скончался дядя Н. Г. Иоанн (Ibid. P. 428-429). При этом Н. Г. позволили проживать в мон-ре Хора (по словам самого Н. Г., в связи с тем, что все знали о его принципиальном нежелании вмешиваться в политику). По поручению учителя он принял на себя заботу об обширной б-ке Метохита, к-рая была передана мон-рю. Об отношениях Н. Г. с его учителем в этот момент свидетельствует поэма Метохита «Советы мудрому Никифору Григоре, и О [моих] собственных сочинениях» ( Š ev enko I., Featherstone J. Two Poems by Theodore Metochites//GOTR. 1981. Vol. 26. P. 1-46). Н. Г. сохранил привязанность к Метохиту и в последние годы его жизни, когда тот вернулся в К-поль, лишенный прежней славы и влияния, и принял постриг с именем Феолипт. Н. Г. тяжело переживал кончину учителя (13 марта 1332) и занимался посмертным изданием его трудов.

http://pravenc.ru/text/Никифор ...

Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Новоспасском монастыре – Получается очень интересная иконография. Насколько она традиционна? – История церковного искусства знает подобные иконы. К примеру, довольно распространены изображения Спаса Нерукотворного, который держат ангелы. А традиция писать на иконах не прославленных в лике святых людей пришла к нам из Византии, где на иконах, фресках и мозаиках помещали изображения благодетелей храмов, предстоящих перед Христом или Божией Матерью. Они обычно изображаются в гораздо меньшем масштабе, нежели основные фигуры, без нимбов и коленопреклоненными, молящимися. Из наиболее известных византийских образцов – это мозаика XIV века в храме монастыря Хора близ Константинополя. На ней изображен Феодор Метохит, ктитор, который построил его. Он трогательно держит эту церковь в руках и склоняется перед Спасителем, как бы протягивая Ему свой дар. Владимирская икона Пресвятой Богородицы – Практика делать список, чтобы ставить его на место чудотворной иконы, была распространена в старину? – Да. Кстати, именно благодаря ей появились два очень интересных списка Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Как известно, она пребывала во Владимире, который тогда являлся центром Северной Руси. В XV веке столица стала постепенно переходить в Москву: переехал Митрополит, княжеский двор. Икона в то время находилась то в одном городе, то в другом. Соответственно, пока чудотворный образ был в Москве, во Владимире на его место ставили список, и наоборот. Есть предположение, что эти списки создавали, ни больше ни меньше, Андрей Рублев и Даниил Черный. Сейчас икона, которую приписывают преподобному Андрею, находится в Художественном музее во Владимире, а икона письма Даниила Черного – в Успенском соборе Московского Кремля. – Рассматривая оригинал Владимирской иконы и её списки, созданные великими иконописцами, замечаешь существенную разницу между всеми тремя иконами. – Так и должно быть, ведь список – это не копия. В древности не было практики копирования. Создание списка предполагает точное соблюдение иконографии изначального образа: положения фигур, композиции, цветового строя.

http://pravoslavie.ru/153933.html

(Migne, s- gr. t. 141, oratio 1, col. 1032– 1137). Здесь, после патристических экскурсов, по существу высказывается незаурядная мысль, которую вообще редко можно встретить во всей контроверсе: «необходимо быть Св. Духу Отца чрез Сына, чтобы Троица имела связность и была нераздельна Сама в Себе и чтобы в Ней не было ни разделения, ни расхождения. Если не так, то как же сохранится единство Св. Троицы? Каково же будет отношение между Отцом и Сыном?.. Что же остается? Не иначе Дух Св. определяется к бытию (πφυκεν το εναι), как чрез Сына от Отца, чтобы т. о. Св. Троица понималась нераздельно и связно» (1084). «Если Дух всегда нераздельно соприсутствует Сыну и Его нельзя помыслить вне отношения к Сыну, ясно (!), что Он чрез Него получает Свое бытие. Если же нет, что препятствует мыслить Сына без Духа, а Духа Св. без Единородного?» (1085). Boramio II доказывается на основании отцов тожественное значение δι и κ (col. 1145 сл.) Рассматривается подробно соблазнительный вопрос о подделках в рукописях отцов, который играет такую роль в дебатах Флорентийского собора. В итоге выставляется утверждение: «итак, никто из всех не говорил, чтобы Дух Св. исходил из одного только (κ μνου) Отца, но многие из святых говорят об исхождении Духа Св. и от Сына» (с. 1233). К числу последователей Векка относится и разделивший с ним заточение (при Андронике) диакон Георгий Метохит (его полемика с Максисом Планудом: Mg. t. 141, с. 1276– 1307, и Митрофаном Критским; с. 1308–1405). Он также настаивает, что нигде в Священном Писании и у отцов не сказано, что... «Отец есть единственный изводитель Св. Духа» (1376). Центральное место в истории вопроса занимает полемика двух патриархов: низверженного Иоанна Векка и вскоре после того вступившего на патриарший престол Георгия (Григория) Кипрского (еще недавнего униониста). Полемика с обеих сторон ведется в крайне запальчивом и резком тоне, с ненужным многословием, с щедрыми отлучениями и анафематствованиями (особенно со стороны п. Григория) на простое различие богословских мнений, но в ней подводится догматический итог пневматологической работы XI – XIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

После смерти патриарха Исидора в феврале  1350 года Иоанн Кантакузин в надежде обрести мир в Церкви предложил сан патриарха Никифору Григоре   , но тот решительно отказался пойти на компромисс и с помощью учеников продолжал активную агитацию против паламизма. Патриархом стал настоятель афонского монастыря Ивирон ученик прп. Григория Синаита Каллист , который также безуспешно пытался найти компромисс с Григорой. Иоанн Кантакузин в «Истории» упоминает, что именно после смерти Исидора у него с супругой впервые появилось серьезное намерение передать власть Иоанну V и удалиться в монастырь св. Мамы вместе с лучшими друзьями: Николаем Кавасилой и Димитрием Кидонисом . Но возникший конфликт между архонтами Фессалоники пробудил надежды Иоанна Кантакузина на переход города под его власть и заставил его выступить в поход вместе с Иоанном V, сыном Матфеем и османской конницей Сулеймана (сына эмира Орхана). Фессалоника находилась под управлением назначенных Иоанном V архонтов Андрея Палеолога и Алексея Метохита Палеолога. В 1349 году архонты отказались принять свт. Григория Паламу на митрополичью кафедру, поскольку не признавали Иоанна Кантакузина законным императором и не принимали его ставленников. Однако вскоре, ввиду нарастающей серб. опасности, Алексей Метохит сам обратился к Иоанну Кантакузину за помощью. В начале похода турки внезапно были отправлены в Малую Азию распоряжением Орхана, а Иоанн Кантакузин был вынужден нанять 22 пиратских судна для усиления своей армии . Свт. Григорий Палама вскоре занял Фессалоникийскую кафедру, хотя полного контроля над городом Иоанну Кантакузину добиться все же не удалось. Разгоревшийся в 1350 году между Генуей и Венецией военный конфликт привел к блокаде Галаты венецианско-арагонским флотом весной 1351 года. Подозревая Иоанна Кантакузина в содействии венецианцам, галатцы начали обстрел Константинополя из метательных орудий. Византия была вынуждена вступить в войну на стороне Венеции; на стороне Генуи выступил эмир османов Орхан. Но 13 февраля 1352 года венецианский флот был разгромлен, и Византия оказалась лицом к лицу с могущественной Генуей. Взять укрепления Галаты византийцы были не в состоянии и подписали мирный договор, который фактически поставил подвоз продовольствия в столицу под полный контроль Генуи. Эти события, которые современниками непосредственно связывались с правлением Иоанна Кантакузина, значительно подорвали его авторитет в столице.

http://drevo-info.ru/articles/13679443.h...

191 Спустя год, потеряв оставшихся двоих сыновей, убитый горем Синезий в еще большей степени возжелает смерти. Ср.: Письмо 134 (16). 192 Речь идет о Магне – местном аристократе, отвечавшем за сбор налогов в той курии, к которой принадлежал и Синезий. Ср.: Письма 13 (42) и 14 (72). Андроник, будучи сам низкого происхождения, как представитель центральной власти обошелся жестоко и бесцеремонно с представителем власти местной – уважаемым и влиятельным человеком высокого происхождения, что до глубины души возмутило Синезия и как политика, и как человека, и как представителя местной аристократии. 193 Статир – золотая монета классической Греции. Синезий – любитель аттизмов – называет этим словом солид: современную ему золотую монету. 195 Из Письма 14 (72) мы знаем, что Магн, дабы удовлетворить финансовые притязания Андроника, в результате «продал свои земли не людям Андроника, но военному губернатору». Вероятно, подобные ситуации возникали при Андронике нередко: в Письме 15 (79) упоминается некий Левкипп, также вынужденный продать свое имущество. В этом правление Андроника радикально отличается от правления его предшественника Геннадия Сирийца. Ср.: Письмо 7 (73). 196 См. ниже Письмо 13 (42). Там же приводятся упомянутые дерзкие слова Андроника: «Напрасно этот человек надеется на церковь , никто не избегнет рук Андроника, даже если бы сумел с мольбой припасть к коленям Самого Христа!». 197 Ср.: Гомер. Илиада, 4. 443, где аналогичное выражение используется по отношению к Распре, сестре и подруге Ареса. Ср. также: Письмо 15 (79), 7. 199            В оригинале стоят производные от глагола «прясть». До Синезия это выражение не встречается (по крайней мере, в дошедших до нас источниках). Однако позднее мы находим его у многих авторов вплоть до XIV в. (ср., например: Иоанн Филопон. Комментарий на «Физику» Аристотеля, 1.2; Феофилакт Ахридский, РС 126, 2286; Георгий Пахимер. Declamatio, 8; Феодор Метохит. Личные заметки и наблюдения, гл. 26). 204            Высказывание, хорошо известное со времен Платона и широко используемое платониками. Ср.: Платон. Федон, 67b. Синезий и сам не единожды цитирует его. Ср., например: Письмо 79 (137), 49–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010