Феодор Метохит, великий логофет и месадзон  Андроника II, справедливо считается главным предтечей и фактическим основателем византийского «гуманизма» в XIV столетии. В этом качестве его фигура привлекла в последнее время внимание ученых . Он был учителем Никифора Григоры , вероятно, самого выдающегося антипаламита после 1347 г. Правда, нет свидетельств, что сам Метохит когда-нибудь участвовал в каких-либо конфликтах с монахами. Более того, Григорий Палама в трактате против Григоры в 1356-1358 гг. вспоминает, что когда ему было семнадцать (т. е. около 1313 г.), Метохит похвалил его знание Аристотеля . Этот эпизод упоминается в «Энкомии» патриарха Филофея в честь Паламы, написанном около 1368 г. Очевидно, личность и ученая эрудиция Метохита продолжали пользоваться уважением в паламитских кругах, откуда следует, что церковные зилоты, которые с помощью Кантакузина пришли к власти в Византийской Церкви, по сути, не были настроены враждебно по отношению к «светской мудрости» как таковой, но только по отношению к богословской позиции относительно богопознания, занятой, во имя этой «мудрости», Варлаамом и Григорой. Подобный вывод можно сделать из того факта, что паламиты XTV века выказывали уважение к такому авторитету и притом явному «гуманисту» по характеру и воспитанию, как патриарх Григорий Кипрский (1283-1289), поскольку он поддерживал понятие о «вечном проявлении» Духа от Сына, т. е. учение о «нетварных энергиях», защищаемое Паламой . Подобным образом, когда Палама перечисляет прежних учителей «чистой молитвы» и душевно-телесного призывания имени Иисуса, мы находим в его списке вместе с именем патриарха Афанасия I имя Феолепта Филадельфийского . Если строгого монаха Афанасия действительно можно считать образцом церковных зилотов XIV века и никоим образом не «гуманистом» , то Феолепт Филадельфийский выступал соперником как Григория Кипрского, так и Афанасия, будучи тесно связан с семьей Хумнов, одной из опор антипаламизма между 1341 и 1347 гг. Эти факты показывают, что не следует считать религиозные споры XIV столетия прямым продолжением дебатов, разделявших Византийскую Церковь в конце XIII в., например, проблемы унии или арсенитского раскола. На протяжении царствования двух первых Палеологов проблема «гуманизма» не стояла на повестке дня. Она появляется только мимоходом в диспуте между Варлаамом и Паламой (1337-1341) и только по причине нападок Варлаама на монашескую духовность. Победа Паламы означала, что дело «независимого» гуманизма в Византии проиграно. Правда, новых анафем против «мирской мудрости» в Синодике не появилось, но выдающиеся представители «гуманизма» — Варлаам, Никифор Григора, Димитрий Кидонис — помянуты по именам как враги Церкви и Православия .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Проблемы начинались только тогда, когда философы приступали к богословию. Апофатическая традиция в Византии была очень сильной. Ее признанные богословы основывали свою точку зрения на том, что Бог непознаваем. Они полемизировали, избегая, где возможно, догматических определений, за исключением тех случаев, когда речь шла об основах вероучения. В этом случае они спорили активно, защищая буквальную точность определений. До того как Иоанн Дамаскин написал свой основополагающий труд о вере, не было предпринято попыток систематизировать богословие, но даже он оставил многое недосказанным. Более осторожные из философов держались в стороне от богословских споров. Отец византийской учености XIV в. Феодор Метохит, великий логофет при благочестивом императоре Андронике II, интересовался всеми отраслями гуманитарных и прочих наук. Но и он не претендовал на то, чтобы быть самостоятельным мыслителем, говоря, что великие умы прошлого уже все сказали, и ничего нельзя к этому добавить. Такая точка зрения очень часто встречалась в Византии. На самом деле, Метохит все же дает ей своеобразное толкование, вводя в свои комментарии отражение собственного опыта. Он рекомендует своим ученикам читать всех античных философов, включая скептиков; ибо, как он подчеркивал, всякое человеческое знание, обоснованное эмпирически, может быть оспорено аргументами, основанными на противоположном взгляде. Изучение истории, к которому он активно призывает, показывает, как разнообразен может быть человеческий опыт. Но, хотя его советы могли привести к инакомыслию, с точки зрения Церкви, он тщательно ограничивает свой интерес к философии предметами, основанными именно на человеческом опыте. Когда он касается богословия, то придерживается апофатического метода. Он признает границы человеческого разума и считает, что разум не может быть свободен от ошибок, за исключением тех случаев, когда он вдохновлен Богом. С одобрением цитирует Метохит суждение Платона о том, что трудно постичь Бога и невозможно выразить Его постижение словами, понятными для других.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан? 5 мин., 24.08.2020 Поделиться Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны. Захват турками Константинополя в 1453 году В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети. Мечеть Кахрие Джами. Около 1908 г. Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов. Второй — после Софии Константинопольской Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах. Фото Димитрия Ковинова Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу. Фото Алексея Лидова Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства. Отстоял честь греческих мастеров

http://foma.ru/hram-hrista-spasitelja-mo...

Участники занятий во дворце приобретали и нравственное преуспеяние, и умножение знания, и усовершенствование в красноречии, и искусство правильно рассуждать. Отсюда все выходили обогащённые познаниями, все приносили прекрасные плоды под покровительством царя, «подобно тому, как птицы прекрасно поют при утреннем зефире». Среди придворных учёных были свои и Демосфены, и Платоны, и Сократы. «Анаксагор говорил, – продолжает свою речь Григора, – что тот ум премудр, который всем управляет и всему бывает причиной. Но и ты, царь, при всей удивительной мудрости, управляешь всеми делами государства и, при необыкновенном уме, всех верно ведёшь к совершенству» (Там же, I, 329). Если даже иметь в виду, что Григора преувеличил личные дарования и заслуги Андроника в области просвещения, то и при этом остаётся немалая доля правды, так как и другие византийские писатели – Георгий Пахимер и патриарх Григорий Кипрский – отметили выдающееся красноречие императора и его сильный ум, а затем имеются и дополнительные сведения о подъёме в его царствование духовного просвещения. Григора свидетельствует, что византийские архиереи этого времени были, в своём большинстве, люди учёные, знатоки церковных канонов (Там же, I, 174). Из лиц светских, отличавшихся выдающимся богословским образованием, были известны министры Феодор Метохит и Иоанн Гликис (Григора, I, 186). Метохит достиг «вершины всякой учёности», был как бы «живая библиотека», написал «множество полезных книг» (Там же, I, 265), а Гликис был писателем изящным, остроумным и плодовитым (Там же, I, 187). Метохит «сделал наследником своей учёности» историка Никифора Григору, который, в свою очередь, обучал его сына и дочь, объяснял им трудные места, встречавшиеся в книгах как светского, так и духовного содержания, и «ночь этих мест обращал в день» (Там же, I, 300). Григора, изучивший риторику, философию с богословием и астрономию, а потом примкнувший к кружку учёных, группировавшихся около басилевса, имел и свою школу, которую посещали многочисленные ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет Основой изображения Первоверховных Апостолов является апокриф «Деяния Павла и Феклы», датируемый вторым веком. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяние его сине-желтое.В руках Апостол Петр обычно держит свиток с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью, и ключи ( Мф. 16:19 ). Описание Еще раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла. Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Изображение апостола Петра расположено перед входом в наос. Святой Петр представлен в традиционном одеянии – в жёлтом плаще и синем гимати. Его фигура представлена очень мощной, черты лица классическими со спокойным и уверенным взглядом, правильными чертами лица. В левой руке Апостол держит ключи, а в правой свиток – знак учительства. В данной мозаике бросается в глаза архаизм: фигура Апостола отличается довольно приземистыми пропорциями, она лишена легкости и элегантности, столь типичных для образов палеологовской живописи. Создавшие эту мозаику мастера явно подражали каким-то более старым образцам. Цветовая палитра также кажется несколько скупой, архаизированной – здесь мы видим явное стремление использовать приемы, характерные для комниновского периода. Здесь лишний раз убеждаешься в том, насколько большую роль играли в византийском искусстве старые образцы, обычно толкавшие художников на путь канонических «иконных» решений. История Авторы мозаик неизвестны, но известен вдохновитель и заказчик. Феодор Метохит (1270-1332), писатель, поэт, ученый, тонкий знаток античной литературы и философии, человек широчайших интересов (он занимался, в том числе, и астрономией). Будучи близким другом императора Андроника II Naлeoлora, он занимал высокую должность великого логофета (придворного советника и казначея). Метохит покровительствовал монастырю, и в 1316-1321 годах по его заказу в церкви Хора были созданы мозаики. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 63  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/sv-apostol-petr/

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. На Первом Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта). Храм Христа в Хоре Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывший Константинополь). Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которая сейчас называется мечетью Карийе (Kariye), находится в довольно глухом районе, неподалеку от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi) и руин Влахернского дворца. Греческое «хора» (как и турецкое «карийе»), означает «пригород» или «загородная местность» и свидетельствует о почтенной древности обители: она была основана в IV или в самом начале V века далеко за пределами города Константина. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в ныне существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось. Главное сокровище этой небольшой церкви — это мозаики и фрески, которыми храм был украшен между 1315 и 1321 годами. Заказчиком росписей был великий логофет (первый министр) императора Андроника II Федор Метохит. Это был необычайно разносторонний человек — философ, знаток античности, литератор, астроном. Метохит был прихожанином Хоры, а под конец жизни принял здесь постриг. Мозаики и фрески — не единственный его вклад: в монастыре его стараниями была собрана одна из самых лучших библиотек Константинополя. В настоящее время церковь работает как музей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-xramy-tur...

Рубрики Коллекции Кто такие ктиторы и почему их изображают на иконах? 1 мин., 15.07.2021 Поделиться Ктитор — греческое слово, означающее «основатель». Так называли тех, кто строил на свои средства храмы и обители, заказывал для них фрески, иконы, утварь. Сегодня мы называем таких людей благотворителями. Ктитор не просто жертвовал, а деятельно участвовал в жизни храма или монастыря. При византийском императоре Юстиниане I ктиторство оформили законодательно. В храмах Византии мы встречаем первые образы жертвователей, молящихся или подносящих храм Христу или Богоматери. Зачем ктиторы заказывали свои изображения? Так они выражали сопричастность к обустройству священного места. Жертвователи хотели сохранить память о своем вкладе, а также рассчитывали, что здесь будут молиться за них при жизни и после смерти. Портреты в храме выражают прежде всего религиозные чувства: крепкую веру, любовь ко Христу и надежду на спасение — вхождение в Царство Небесное. Христос с ктитором Феодором Метохитом. Монастырь Хора, 1316–1321 Интересны портреты ктиторов в монастыре Хора в Константинополе. На мозаиках, созданных b XIV веке по заказу Феодора Метохита, сохранилось его изображение. Феодор Метохит был великим логофетом, говоря современным языком — премьер-министром. На ктиторском изображении он преподносит модель церкви Христу. Феодор Метохит не забыл о своих предшественниках. В храме находится мозаичный деисус, где изображены всего две большие фигуры — Христа и обращенной к нему Богоматери. К их ногам припадают Исаак Комнин и Мария Деспина Монгольская — византийская принцесса, отданная в жены золотоордынскому хану. После возвращения в Константинополь Мария Деспина приняла постриг с именем Мелания. На ктиторских портретах видим молитвенное обращение обычных земных людей ко Христу, Богородице или святым. Эти образы притягивают и с чисто человеческой стороны: интересно узнавать, кем были эти люди, каким было их мировоззрение, как они мыслили себя в Церкви. Сегодня ктиторские портреты встречаются редко, современной церковной культуре они несвойственны. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-ktitory-i-poche...

Успение Пресвятой Богородицы Деталь мозаики Мраморные облицовки Дверной проем Капитель с ангелом Мозаики экзонартекса Мозаика Христос Вседержитель Мозаика Христос Вседержитель Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Мария Палеологиня Детали мозаики Мозаика экзонартекса: Деисис Экзонартекс Апостол Петр. Мозаика Апостол Павел. Мозаика Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Иоанн Креститель и Христос Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудо в Кане Галилейской Превращение воды в вино Рождество Христово Христос исцеляет Петрову тещу Христос исцеляет Христос исцеляет Избиение младенцев Христос и Богородица Параклисий Параклисий Параклисий Страшный Суд: Христос и Богородица Воскресение Христово: деталь Святители. Фреска Святители. Фреска Фрески У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 марта, 2024 9 марта, 2024 9 февраля, 2024 27 января, 2024 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxri...

власти. Заручившись поддержкой всех недовольных засильем З. и имея в распоряжении гарнизон, Метохит разбил Андрея и вновь поднявшихся на его защиту моряков в кратком и, по уверению Кантакузина, бескровном ночном сражении. Андрей Палеолог бежал к сербам, а затем удалился на Афон; его дом был разграблен народом. З., потерявшие власть и оставшиеся без предводителя, вступили в переговоры с сербами. Стефан Душан подкупил при посредстве З. мн. горожан и установил осаду Фессалоники. Под угрозой сдачи города сербам Алексей Метохит и «филоромейская» партия направили примирительные послания к Кантакузину, извещая о свержении Андрея Палеолога и прося помощи ( Cantacus. Hist. T. 3. P. 108-110). Император направил к Фессалонике своего сына Матфея в сопровождении союзных османских войск своего зятя эмира Орхана, а сам вместе с Иоанном V Палеологом срочно отправился туда морем. Изгнав З., он намеревался вернуться в К-поль, а Иоанна V оставить среди фессалоникийцев (Ibid. P. 113). В кон. осени 1350 г. оба императора прибыли в Фессалонику и при помощи случайно встреченных по пути турок отогнали сербов. Кантакузин созвал народное собрание, на к-ром обвинил З. в сговоре с сербами и обличил не только в развязывании войны против него самого, но и в исконной враждебности к Иоанну Палеологу, за к-рого они притворно боролись, и ко всем соотечественникам. Наиболее видные З. были арестованы и отправлены в К-поль, а прочие изгнаны из города (Ibid. P. 117-118). Вскоре в Фессалонику смог прибыть и свт. Григорий Палама. Политическая и религиозная политика З. Источники крайне скупо упоминают о целях и мероприятиях З., схематично описывая их правление как почти непрерывный мятеж бедноты во главе с наглыми выскочками против «лучших людей». При этом собственно партия З. (τ Ζηλωτικν) последовательно отделяется как в целом от народа (δμος), так и от моряков. И Григора и Кантакузин противопоставляют З. не только наиболее богатых и знатных граждан, но и «средних», подчеркивая, что те присоединялись к мятежникам лишь из-за страха.

http://pravenc.ru/text/199789.html

Пристроенные к церкви с запада два нартекса, а с юга дополнительный неф – так называемый пареклезий – расширили храм. Он превратился из одноглавого в шестиглавый. Перестроенная церковь стала характерна по своей архитектуре для XIV века. Как все византийские здания XIV столетия, она легка, нарядна, изящна. Ее стены декорированы глухими нишами, аркадами, резными орнаментами. Западную стену внешнего нартекса украшает глухая аркада. Ее полуциркульные арки поддерживают тонкие колонки с коринфскими капителями. Внутри пол и нижние части стен облицованы мрамором. В некоторые из окон, и прежде всего в те, которые прорезают стену центральной апсиды, вставлены цветные стекла. Храм, за исключением пареклезия, украшен мозаиками. Мозаика с изображением Феодора Метохита, передающего модель основанного им храма Иисусу Христу, доказывает, что церковь посвящена Спасителю. Однако в одном из своих писем Метохит сообщал, что он декорировал храм во имя не только Христа, но и Богоматери. Иконографическая система живописи подтверждает, что его намерения были осуществлены. Среди мозаик храма нет сцен, которые были столь распространены в монументальной живописи того времени. Здесь отсутствуют сцены Акафиста, Ветхого завета, агиографические сюжеты. Но сцены из жизни Христа и Богоматери занимают основное место в храме. Они развернуты на сводах, парусах, в верхней части стен. В апсиде было помещено не сохранившееся сейчас изображение Богоматери. Феодор Метохит перед Христом. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе Деисус. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе В огромной композиции «Деисуса» на восточной стене внутреннего нартекса отсутствует фигура Иоанна Предтечи, а Христос изображен стоящим, но не сидящим на троне, как обычно. Сцена носит мемориальный характер. Она посвящена памяти тех, кто в свое время заботился о благосостоянии храма. У ног Богоматери стоит, протянув в молитвенной позе к Иисусу Христу руки, Исаак I Комнин. По другую сторону от него, в правой части композиции, также в молитвенной позе и также в меньшем масштабе, чем Христос и Богоматерь, представлена, как свидетельствует надпись, Мария Монгольская, ставшая монахиней Меланией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010