16 января 1872 г. Собор Константинопольского патриархата лишил сана митрополитов Илариона Ловчанского и Панарета Пловдивского, а епископа Илариона Макариопольского (который ранее уже был лишен сана) отлучил от Церкви . Эти архиереи были фактическими вождями болгарского церковного движения. Однако эти канонические наказания опять-таки были проигнорированы болгарами. 11 февраля 1872 г. состоялись выборы первого Болгарского экзарха. Избранным оказался епископ Ловчанский Иларион. Это избрание вызвало недовольство султанского правительства. Поскольку епископ Иларион был отлучен от Церкви решением Вселенского патриархата, его избрание на должность экзарха рождало новые осложнения во взаимоотношениях с греками. Потому 16 февраля епископ Иларион отказался от должности экзарха, ссылаясь на старческую немощь. На его место был тогда же избран митрополит Видинский Анфим, который и стал реально первым Болгарским экзархом . Вскоре он прибыл из Видина в Константинополь, где был торжественно встречен столичными болгарами. 27 апреля 1872 г. патриарх Анфим VI созвал в Патриархии очередной Собор, который предписал Болгарскому экзарху Анфиму явиться на суд в Патриархию в течение 30 дней. Однако митрополит Анфим не подчинился этому требованию. Более того, 11 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, в болгарском храме в Константинополе был торжественно прочитан акт о независимости Болгарской Церкви. Этот документ заслуживает внимания. В нем заявление о провозглашении церковной независимости было предварено определенной историко-канонической апологией. Здесь говорилось, что Болгарская автономная архиепископия была учреждена Константинопольским патриархатом еще в 870 г. Впоследствии она стала независимой патриархией. В XIII в. существование Болгарского патриаршества в Тырново было одобрено всеми Восточными патриархами. Кроме того, параллельно с Тырновской патриархией существовала независимая архиепископия «Охридская и всея Болгарии», также признанная всеми Поместными Церквами. Константинопольский патриархат упразднил обе эти Церкви – и Тырновский патриархат, и Охридскую архиепископию. Однако решение об упразднении Охридской архиепископии было принято султаном «как истинным и законным царем». Присоединение болгарских епархий к Константинопольской Церкви произошло в силу решения султана. И теперь султан издал фирман, которым возродил автономный Болгарский округ – Болгарский экзархат. Болгары приняли этот фирман как законный документ, разработали устав экзархата и избрали экзарха. Однако Константинопольские патриархи Григорий и Анфим не только выступили против фирмана, но и стали налагать на болгарских архиереев незаконные канонические наказания. Болгар же они обвинили в расколе и даже в ереси. Потому дальнейшее подчинение патриархии «наносит ущерб религиозному чувству и нравственному состоянию [болгарского] народа».

http://bogoslov.ru/article/6176739

Сам Анфим раскаялся в своем поступке, решился сложить с себя звание патриарха и явился тайно к Кириллу, чтобы испросить у него прощение 346 . Французский посланник, узнав об этом, немедленно пригласил к себе Анфима и начал сильно упрекать его в робости и малодушии, стараясь подействовать на него то льстивыми обещаниями, то угрозами 347 . «Побежденный этими хитростями, Анфим, – рассказывает Смит, – уступил и решился удержать свой сан» 348 . Но обстоятельства вдруг переменились: покровитель Анфима и враг Кирилла Лукариса великий визирь Гуссейн был отставлен от должности. Объятый страхом Анфим, – по рассказу Смита, – ночью вторично отправился к Кириллу Лукарису, сознав свою вину, униженно просил у него прощения и совершенно отказался от сана» 349 . Кирилл Лукарис братски простил его. Анфим удалился после того на Афонскую гору, где провел остаток дней своих в молитвенном уединении в монастыре свят. Афанасия 350 . Кирилл Лукарис в сентябре 1624 года вторично был объявлен Константинопольским патриархом 351 . Но при всех тревогах, которые пришлось испытать Кириллу Лукарису в этот краткий период его патриаршества, он не забывает о страждущей от козней иезуитских юго-западной Руси: он старается об устройстве в ней братства, подробно определяя устав его, заботится о заведении школ, указывая мельчайшие подробности их организации. В 1623 году Кирилл Лукарис своею патриаршею грамотою утвердил Луцкое 352 братство. Эта грамота содержит в себе мудрый устав его для утверждения братства 353 . В этой грамоте он пишет: «По дару Духа Святаго и по власти, данной нам от Господа и Избавителя нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов и богоносных отцов, имея всякое распоряжение во вселенской церкви Его, не только в духовенстве, от Духа Святаго руками пастырства нашего поставленном, но также и между светскими людьми, по знамени Христову именующимися и почитающими себя членами тела церкви, желаем мы, чтобы все они, соединением в союзе любви Христовой, участь Христовых учеников наследовали; и в обществе своего чина будучи, евангелие Христово, друг другу содействуя, собою исполняли, и братством любви себя именовали, доказывая то пред всеми, как верные Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

И такой безобразный поступок остался совершенно безнаказанным 53 . В последующее время сравнительное благополучие во внешнем положении иерусалимской церкви нарушалось крупными злоупотреблениями турецких властей и народа в области того modus’a vivendi христиан, который установился в Турции под влиянием покровительства единоверной России. Сионская церковь , как и остальные православные церкви греческого востока, опираясь на защиту и помощь великой северной христианской державы и её могущественных и любвеобильных царей, сравнительно спокойно прожила вторую половину XIX столетия и мирно переступила его грань... Первым иерусалимским патриархом XIX века был Анфим (1788–1808 гг.). Он был родом из Месопотамии, в детстве был привезён в Иерусалим и здесь учился под руководством иерокирикса и дидаскала иерусалимской школы Иакова, человека просвещённого. Анфим в совершенстве изучил греческий язык и весь курс наук, а также языки арабский, персидский и турецкий и сделался одним из образованнейших мужей своего времени. Вступивши на патриарший престол, он особенное внимание обратил на просвещение своей паствы и, свободно владея разговорной речью туземного православного населения, имел большой успех. Он пользовался за свою образованность уважением и султана Селима III, с которым неоднократно беседовал по делам своей церкви, живя, большей частью, в Константинополе. В спокойное время своего патриаршества блаженнейший Анфим обновил иерусалимские монастыри св. Екатерины, св. Евфимия и патриарший и украсил церковь свв. равноапостольных Константина и Елены, а также содействовал обновлению сирийского монастыря Богородицы, именуемого Сайданайским. Во время нашествия французов на Палестину, иерусалимская церковь терпела бедствия не только от них, но и от арабов-мусульман и турок, которые были крайне озлоблены на всех христиан и мстили за французский погром тем, что разоряли и грабили православные монастыри и церкви, налагали на них денежные подати и беспощадно взыскивали их, заключали христиан в тюрьмы, а иных и убивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Митрополия угро-вахнийская. Валашский господарь пригласил (1359 г.) в Валахию для заведывания церковными делами видзинского (в нынешнем кавказском крае) митрополита Иоакинфа Критопула, подведомого константинопольскому патриарху, и просил тогдашнего вселенского патриарха Каллиста I (1350– 62 г. и 1365 – 69 г.) признать Критопула митрополитом всей Угро- влахии, с тем, чтобы он состоял в зависимости от константинопольской Великой церкви. Патриарх дал на то свое согласие. Но чрез 11 лет открыта была (1370 г.) в Валахии и другая митрополия – северинская. Кафедру эту занял брат Иоакинфа Критопуло, Анфим. Оба они зависели от константинопольского патриарха, и первый, называясь митрополитом всей Угрии и сопредельных областей, заведывал нынешнею большою Валахиею, а второй, называясь митрополитом части Угровлахии, заведывал малою Валахиею. Кафедра первого была сперва в Арджисе, потом в Торговище, кафедра второго в Северине. Но вскоре северинская митрополия перемещена была из Валахии в Трансильванию, а в Валахии вместо неё учреждена была епископия 518 . Вот имена угро-влахийских митрополитов: 1. Иоакинф Критопул (1359– 1380 г.). 2. Харитон. 3. Афанасий. 4. Анфим Бритопул. 5. Макарий. 6. Нифонт, занимавший два раза константинопольскую кафедру (1488– 90 и 1499 г.). – После вторичного низложения с патриаршего престола, он приглашен был воеводою Раду IV (1493– 1508 г.) в Угровлахию; здесь много помогал воеводе в устройстве дел церковных и гражданских, имел благотворное влияние на улучшение нравов бояр и народа и скончался на Афоне, в монастыре св. Дионисия, 90 лет от роду. Он причислен к лику святых, и память его совершается в день кончины 11 августа 519 . 7. Максим, скончавшийся (1516 г.) в Крушедоле, также причислен к лику святых. 8. Макарий. 9. Варлаам. 10. Иоанникий. 11. Ефрем. 12. Даниил. 13. Евфимий. 14. Серафим в конце XVI века: он первый стал титуловаться архимитрополитом. 15. Евфимий 11. 16. Лука. 17. Григорий. 18. Феофил. 19. Стефан: его старанием переведена была с греческого на румынский язык и напечатана (1652 г.) на его счет в Торговище Кормчая книга, называемая по румынски ЭндрвПтаре леджий, которая и доселе употребляется в обоих княжествах. 20. Игнатий. 21. Стефан II. 22. Феодосий. 23. Анфим II, из грузин, в 1705 г. из иеромонахов еп. рымникский, а в 1706 г. митрополит угровлахийский: он был муж ученый и имел свою типографию, но по злобе Николая Маврокордато лишен (1716 г.) кафедры и на пути в заточение умерщвлен турками. 24. Даниил П. 25. Георгий. 26. Стефан II. 27. Григорий П. 28. Филарет. 29. Досифей. 30. Дионисий Волк. 31. Григорий IV. 32. Нифонт I (в 1852– 67 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Он не отличался трезвой жизнью и целомудрием и был даже заподозрен в похищении денег Козельского монастыря. Опасаясь суда, Епифаний бежал из Киева. Но потом снова вернулся сюда и, по благосклонности архиепископа, был допущен к занятиям в его канцелярии. Пользуясь этим положением, он украл принадлежавшие киевскому архиепископу печати и составил на имя ясского митрополита Георгия подложные письма: одно от имени киевского архиепископа – с просьбою поставить Епифания во епископа, а другое – от имени Чигиринских граждан, будто бы желающих иметь его епископом. Посредством этих подложных документов, скреплённых краденными печатями, и при помощи подарков, он успел уговорить митрополита Георгия и получил архиерейство (22 января 1724 г.); но вскоре был взят русским правительством, лишён сана, незаконно полученного, и сослан в Соловецкий монастырь. Отсюда Епифаний бежал и хотел пробраться за границу, но опять был пойман, высечен плетьми, лишён монашеского звания и приговорён к ссылке. Тогда ветковские раскольники, внимательно следившие за ходом его дела, отбили его у конвойных солдат, увезли на Ветку и приняли (в 1734 г.) в качестве действительного епископа. Но Епифаний епископствовал у них недолго. Вскоре сами они возымели сомнение относительно его, и между ними начались взаимные неудовольствия. Неизвестно, чем бы окончились эти неудовольствия, если бы Епифаний дольше пожил на Ветке; но в 1735 г., при разорения Ветки, он был схвачен русским правительством и препровождён в Киев, где скоро заболел и умер в соединении с православною Церковью 72 . Кроме Епифания у раскольников было ещё два лжеепископа – Афиноген и Анфим. В тесной связи с историей Афиногена стоит история третьего раскольнического лжеепископа Анфима. Анфим был монах Кременского монастыря на Дону. Он был человек быстрого ума и довольно начитанный, но в высшей степени своенравный, упрямый и гордый. Сначала Анфим выдал себя за священника и стал отправлять священнические службы в построенной им церкви, но потом, не довольствуясь поповством, захотел сделаться епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Второй выпуск «Истории» распадается на две части: в первой, обнимающей время с 1847 по 1848 г., автор рассматривает устроение церковных и общественных дел в Белой Кринице и распространение священства ещё при жизни Амвросии в ней, до удаления его в Цилли, вторая часть передает сведения о Белокриницких делах и об устроении иерархических дел до смерти инока Павла (с 1848 по 1854 г.), этого главного основателя и правителя Белокриницкой митрополии, преподобного отца-инока Павла-великого», как его охарактеризовал Пафнутий, бывший еп. Коломенский (стр. 513 прим. 297). Из первой части мы узнаём весьма важное обстоятельство, именно, что патр. Константинопольский Анфим, узнав об удалении м. Амвросия из Константинополя куда-то в Австрию и, совершенно не подозревая о его переходе к раскольникам, в грамоте от 14 октября 1846 г. на имя православного Карловицкого митроп. Иосифа писал, что Амвросий за своё бегство подлежит суду и не может канонически совершать архиерейские священнодействия. Тоже м. Анфим повторил в марте 1847 г., (стр. 119–121); значит, Амвросий действовал в Б. Кринице, уже будучи запрещён в священнодействии. Узнаём далее, что и при непосредственном сношении через грамоту п. Анфим не предлагал м. Амвросию, по возвращении его в Константинополь, «лучшей епархии», как говорят и пишут раскольники, а только обещал ему «свою любовь ж расположение» (стр. 130). А в этом громадная разница. – Находим в книге г. Субботина и любопытные подробности о том, как долго и как недоверчиво и подозрительно относились к м. Амвросию старообрядцы всех мест. Первый поп, напр., был поставлен уже только в мае месяце: а до этого Павел всё приготовлял как намеченного им кандидата, так и прихожан на счёт православия самого Амвросия, так и от него имеющей произойти иерархии (стр. 44–45). За границу же в Россию поп был поставлен только 15 июня (стр. 62). Сам период времени, взятый автором для обследования, не дал ему возможности сообщить многое о русских раскольниках и их отношении к австрийской иерархии. Он говорит об отношении к пошедшей от Амвросия иерархии почти одних лишь московских раскольников и то настолько, насколько это нужно было ему для уяснения того, как распространялось австрийское священство в Руси святой. Интересные подробности он здесь сообщает о двух первых русских раскольничьих архиереях – Софронии и Спиридонии. Тот и другой достигли архиерейства при посредстве хитростей и подлогов; оба они провели и вывели умного и дальновидного инока Павла, причинили ему много хлопот и труда; деяния же первого и доселе раздирают старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каллиник II (в третий раз) Мустафа II (1695) Гавриил III Ахмет III (1703) Неофит II (неутверждённый двором) Киприан Афанасий V Кирилл IV Киприан (во второй раз, 4 месяца) Косма III Иеремия III Каллиник III (без вести пропавший) Паисий Магомет V или Махмут (1730) Иеремия III (во второй раз) Серафим I (10 месяцев) Неофит VI Паисий II (во второй раз) Неофит VI (во второй раз) Паисий II (в третий раз) Кирилл V Паисий II (в четвёртый раз) Кирилл V (во второй раз) Осман III (1754) Каллиник III (6 месяцев и 8 дней) Мустафа III Серафим II Иоанникий III Самуил I Мелетий II Феодосий II Самуил I (во второй раз) Софроний II Абдул-Гамид I Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790) Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во второй раз) Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобожден. Эллинов. 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангелл Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджит-Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861) II. Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 году в Киеве; в 991 году кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 году возвращена в Киев, в 1299 году перенесена во Владимир-на-Клязьму и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV века, вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 году установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 года). Прежний титул «Киевских и всея России» перешёл к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 году восстановлена в Киеве; в 1686 году была присоединена к Московскому патриаршеству.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

1848 года, месяца мая, 6 дня. Подлинное подписали: Анфим, архиепископ Константинополя, нового Рима, и вселенский патриархлюбленный брат и Богомолец; Иерофей, Божиею милостию патриарх Александрии и всего Египта; Мефодий, Божиею милостию патриарх великого града Божия Антиохии и всего востока; Кирилл, Божиею милостию патриарх Иерусалима и всей Палестины. Константинопольский Святейший Синод: Епископы Паисий (Кесарии); Анфим (Ефеса); Дионисий (Ираклии); Иоаким (Кизика); Дионисий (Никомидии); Иерофей (Халкидона); Неофит (Дерков); Герасим (Адрианополя); Кирилл (Неокесарии); Феоклит (Верии); Мелетий (Писсидии); Афанасий (Смирны); Дионисий (Меленика); Паисий (Софии); Даниил (Лимноса); Пантелеимон (Дриинуполя); Иосиф (Ерсекия); Анфим (Воденов). Антиохийский Святейший Синод: Епископы Захария (Аркадии); Мефодий (Емесы); Иоанникий (Триполя); Артемий (Лаодикии). Иерусалимский Святейший Синод: Епископы Мелетий (Петры); Дионисий (Вифлеема); Филимон (Газы); Самуил (Неаполя); Фаддей (Севастии); Иоанникий (Филадельфии); Иерофей (Фавора). (Перевод с греческого) Патриаршее и Синодальное Послание Епископам, Клиру и Пастве (1895 г.) “Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся” ( Евр. 13:7–9 ) 1 . Глубокою скорбью и великою печалью объемлется сердце каждого благочестивого православного человека, искренно ревнующего о славе Божией, когда он видит, как ненавистник добра, человекоубийца искони, завидуя нашему спасению, не перестает сеять на ниве Господней разные плевелы, чтобы заглушить пшеницу. От него и прежде произрастали в Церкви Божией еретические плевелы, которые многоразлично вредили и продолжают вредить спасению во Христе человеческого рода и которые, как худые ростки и гнилые члены, справедливо отсекаются от здорового тела православной кафолической Церкви Христовой. В последующие же времена враг отторг от православной Христовой Церкви и целые народы Запада, внушив епископам Рима дух чрезмерного тщеславия, породившего разные незаконные и противные Евангелию новшества. Но этого мало: римские папы всячески стараются при удобном случае вовлечь в свои заблуждения и кафолическую, непоколебимо на Востоке пребывающую в отцепреданной православной вере Христову Церковь , просто и без проверки преследуя измышленное ими единение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

8 . Обращаясь к одной игуменье, старец Иосиф писал: «Когда мы пришли на Святую Гору, то не запирали себя в келье, как делают многие, но искали, плакали, кричали, не проходили мимо ни одной горы, ни одной пещеры, желая найти непрелестного путеводителя и услышать не пустые и праздные слова, а слова жизни. Мы искали душевной пользы, иначе бы эти сокровища ушли в Божии сокровищницы, потухли бы эти светильники и мы бы ходили в кромешной тьме». 9 . В России после революции 1917 года многие монастыри были разорены, многие монахи претерпели пытки, а некоторые скончались от них. Подобный горький опыт пережил и старец Георгий. Согласно повествованию его жизнеописателя, однажды он был заключен в темницу и власти решили расстрелять его вместе с другими. Их одели в белые одежды, связали им руки и повели на место казни. Их Голгофа была страшна, потому что находилась среди скал. Всю группу расстреляли. Старцу досталось три пули. Одна из них попала в медальон из слоновой кости с изображением Божией Матери. Этот образок, доставшийся ему от бабушки, старец всегда носил на груди. Вторая пуля царапнула его по шее, не причинив серьезного вреда. Третья попала по ногам и тоже не нанесла ему серьезной раны. Но поскольку отец Георгий был связан с убитыми веревкой, то упал вместе с ними на скалы. Там он потихоньку освободился и таким образом остался в живых. 10 . Для победы над диаволом старец Анфим совершал великие духовные подвиги. Монахини из его монастыря передали нам то, о чем он сам им рассказывал: «Старец не поддавался нападениям диавола, но, напротив, увеличивал свои подвиги. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Помощница, всегда хранила его своею благодатью. Она оберегала его келью, и от нее однажды он услышал сладчайший глас: «Звери, оставьте Моего монашка». С тех пор демон уже не беспокоил его. В другой раз, будучи еще молодым, о.Анфим испросил у духовника благословение пребывать во бдении столько, сколько будет ему по силам. И он не ложился спать на протяжении 19 дней. Во все это время раз в два дня он вкушал небольшое количество хлеба и пил только воду. Потом подвижник пришел в божественное исступление, дух его был вознесен на небо, где он слышал пение святых Ангелов. Тело свое он видел брошенным на земле. Потом отец Анфим пришел в себя и не говорил ничего, кроме «Господи, помилуй». По прошествии 19 дней он захотел спать и к нему пришел голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Наконец после многих неудачных переговоров с патриархией турецкое правительство решилось само покончить спор между греками и болгарами, – в 1870 году издан был фирман об устройстве церковных дел в Болгарии, по которому полагалось устроить отдельный болгарский экзархат для всех болгарских епархий и с предоставлением права епархиям смешанным присоединиться к экзархату, если все жители их или, по крайней мере, две трети пожелают этого. Патриархия не приняла этого фирмана, болгары приняли и, образовав свой экзархат, в 1872 году торжественно провозгласили независимость Болгарской Церкви от константинопольского патриарха. Первым болгарским экзархом избран был видинский митрополит Анфим, родом болгарин, но получивший греческое образование и первоначально принадлежавший к греческой партии. Константинопольский патриарх Анфим VI, находившийся под влиянием крайних поборников эллинизма, не согласился и теперь на церковную независимость болгар. В том же 1872 году он составил собор, на котором предал отлучению как нового болгарского экзарха и болгарских епископов, так и всех имеющих общение с ними. Болгарский экзархат тем не менее организовался и в 1878 году состоял уже из 15-ти митрополий, не считая епископий. После победоносной войны России с Турцией, поднятой на защиту болгар от турецких жестокостей, Болгария предбалканская в 1878 году получила и политическую независимость под именем Болгарского княжества. Во время войны в 1877 году болгарский экзарх Анфим был низложен турецким правительством и заточен; на место его был избран Иосиф. Теперь Болгарская Церковь , имеющая свою национальную иерархию и независимое церковное управление, сосредоточивает все свои силы на своей внутренней организации – распространение духовного просвещения и особенно приготовление достойных священников составляет ее главную заботу. Остается только восстановить ей общение с константинопольским патриархом. Сербы, просвещенные окончательно христианством в IX веке, начав государственную жизнь, образовали три великие княжества (жупанства): собственно Сербское, Боснийское и Захолмское, получившее впоследствии название Герцеговины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010