Но главным предметом архипастырских трудов Григория VI был греко-болгарский вопрос, возникший в 1860 году и к его времени достигший высшей степени своего развития. Этот вопрос при Григории был решён в неблагоприятном для греческой патриархии смысле. Потеряв надежду удержать болгар в подчинении греческой церкви и не желая служить орудием запальчивых ревнителей греческой народности, Григорий в августе 1871 года отказался от кафедры. Вообще, второе патриаршество Григория VI было менее благоприятно по своим результатам, чем первое, и даже в некоторых отношениях вызывает порицания со стороны греков 13 . Удалившись с престола, Григорий поселился в том же селении, где жил и раньше, здесь и скончался в 1881 году и погребён в местном храме Архистратига Михаила. После первого удаления святейшего Григория на покой, патриарший престол занял Анфим IV, который патриаршествовал также дважды (1840–1841 и 1848–1852 гг.). Анфим Вамвакис был родом из Константинополя, получил здесь достаточное образование, состоял учителем греческой школы в приходе Диплокиония, а потом протосинкеллом патриархии и митрополитом Иконии, Лариссы и Никомидми. В звании патриарха он пользовался любовью народа за кротость своего нрава, и его первое низложение с престола вызвало среди греков большое волнение. Из деяний его можно указать окружное послание, освобождающее священников от присяги, которую они могут заменять свидетельством своей иерейской совести. Анфим скончался в 1878 году на острове Принкипо. Преемником Анфима IV после первого его патриаршества был Анфим V 1841–1842), митрополит кизический, родом из города Редесто. Он был человек строгий и разумный в административной своей деятельности; в звании патриарха он и скончался и был погребён в храме Живоносного Источника. После кончины Анфима V, на патриаршую кафедру был избран Герман VI, который занимал её дважды (1842–1845 и 1852–1853 гг.). Герман родился в Константинополе в 1790 году, служил сперва при патриаршем храме, в 1826 году был избран митрополитом видинским, а в 1835 году – деркским. Он не получил систематического образования, но был большой любитель науки и просвещения, памятником чего служит и ныне существующая богословская школа на острове Халки, в монастыре Святой Троицы, основанная Германом в 1844 году. Кроме того, он отличался большой ревностью в благе греческой церкви и народа, нестяжательностью и добротой. В первое патриаршество он издал несколько распоряжений, из коих главное запрещало митрополитам хиротонисать новых епископов без крайней необходимости, лишь для титула. Во второе своё патриаршество Герман построил вне стен Константинополя национальный греческий орфанотрофий (сиротский дом) и украсил патриарший храм. Он скончался 16 сентября 1853 года и был погребён в храме Живоносного Источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По сему вернее с месяцесловом Василия читать здесь в наших святцах Марции вместо Марии. Пр. Анфим (в греч. минеях). В неаполитанском календаре IX в. 6 июня положена память св. Анфима епископа. Мазохий не мало положил труда для решения вопроса: кто был сей Анфим. Он думает, что это был пресвитер мученик римский, что 11 мая в древних римских мартирологах, не справедливо к неополитанском названный епископом. Но, без сомнении, это пр. Анфим пресвитер монастыря Снудеев в Царьграде, что ныне в греческих памятниках. Что он именно разумеется в неаполитанском календаре 6 июня, об этом с достоверностию можно заключать на основании синайского 1 месяцеслова западновосточного также IX века, сей месяцеслов во многом сходен с неаполитанским, в нем 7 июня есть св. Анфим и называется преподобным. Сей святой также находится в западно-восточном криптоферратском Еклогадионе. В цареградском монастыре Снудеев совершалась память Ермила и Стратоника 13 января Дю-Канж IV. 161. Кириак диакон. На западе он считается одним из 14 пособников: к нему прибегают против злых духов. Муч. Кодрат . В медицейских и туринских минеях ныне положена память муч. Кодрата; без сомнения он же в Петровем синаксаре и других 9 июня, в студийских минеях и других 12 июня. В печатных греч. синаксарях он опущен. Кто же сей Кодрат? В студийских минеях 12 июня (Синод. 167) есть служба, по коей он был камнями отягчаем, ногтям стружен, свещами поджигаем, страдал на древе, наконец усечен. Другие мученики с ним слышали ангелов поющих. В евангелии Румянцов. Музея 80 июня 12 показана местность его деятельности или кончины или мощей после кончины: иже в Риндаке – το ν τ Πυνδκ. Тоже в Нанианском месяцеслове XI века с недопискою слова: Риндак. Города Риндака География не знает. Но была река Риндак в Малой Азии; ныне она Лупати или Лупад; в древности она была в Мизии на границах с Вифиниею. В некоторых памятниках смешиваются два лица апостол Кодрат, пострадавший в Магнезии и мученик Кодрат, пострадавший при Декии и Валериане (у нас 10 марта) в селении близ реки Риндака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святой Кирилл Иерусалимский говорит нам, что в его время священник побуждал причащающегося христианина, когда еще влага от Причастия Крови Господней находится на устах, приложить три пальца к устам и ими освятить глаза, уши, лоб и руки 724 . Этот обычай был отменен, потому что часто выполнялся с небрежением; к тому же есть «плат», красная ткань, которой причащающиеся оттирают уста. Каждый раз, когда верующие причащаются, певчие поют: «Вечери Твоея тайныя днесь…» «Во светлостех святых Твоих…» И в Пасхальные дни: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуйа». 190.  Один монах по имени Анфим подвязался в монастыре примерно 20 лет. Затем, с благословения своего игумена и старца ушел в пустыню. На протяжении примерно 10 лет он был совершенно один, и это были очень тяжелые годы. Гораздо позже он стал получать помощь от двух других братьев. На девятом году, зимой, он сильно заболел. У него поднялась высокая температура. Он мучился без огня, без горячего чая, без какой-либо помощи три недели. Однажды утром стукнула дверь и послышалось «молитвами святых отец…». Едва он, обессиленный, успел сказать «Аминь», вошел молодой монах, очень просто одетый, с лицом, сияющим необычайной чистотой… – Отче Анфим, я принес тебе немного рыбы. Приготовим уху, чтобы ты немного поправился… Гость наклонился и поцеловал ему руку. Затем он зажег огонь и, когда келья немного согрелась, стал варить рыбу. Когда еда была готова, он позаботился о больном, прибрал в двух комнатах отца Анфима. Сделав растирания, он дал ему горячего чаю и накормил супом… Так продолжалось две недели, и постепенно отец Анфим начал выздоравливать. Монах сказал, что его звали отцом Паисием и что он подвизался далеко в пустыне. Отец Анфим, когда оправился от болезни, стал приглядывать за молодым монахом и заметил, что во всем у него порядок: он опрятен, исполняет свое правило, бодрствует, поститься и т. д. Однажды утром монах спросил отца Анфима, не хочет ли он причаститься. Тот согласился. На другой день, когда еще не рассвело, пришел всем известный отец Григорий Духовник, и причастил его. Ему помогал отец Паисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После обедни в келье игуменьи собрались все здешние архиереи, кроме лидского, севастийского и неаполийского, и прочее духовенство. По обычаю, подано было варенье, потом ликер и, наконец, кофе. По окроплении розовою водою все разошлись по домам. По дороге я зашел в католический монастырь и осмотрел в нем церковь и все здание, но в келлии меня не вводили. Монастырь устроен хорошо. Церковь изрядная. Есть в ней хорошие картины. Особенно мне понравилась картина явления Господа Марии Магдалине. Господь на облаке, несущемся по земле; Мария хочет обнять его ноги. Весь день проведен мною в выписке нужных сведений из книги патриарха Досифея о патриархах иерусалимских. Известия вечерние суть следующие: 1) Из Газы получено известие от христиан, что тамошние турки жгут их домы. Гонимые просят защиты и помощи. 2) Архимандрит Никифор, служивший сегодня переводчиком для лидского архиепископа Кирилла в разговоре с еврейским хахам-баши, передал о. Григорию в келлии Анфима то, что этот хахам-баши сообщил, именно: «здесь получено известие еврейским обществом, что родственник Ротшильда, Монфиори, едет в Иерусалим для поддержания еврейского здешнего общества против англиканского епископа Александра и будет здесь строить синагогу, больницу для евреев и училища. На расходы Ротшильд ассигнует 1000 золотых лир и Монфиори 1000 золотых флоринов 3) Англиканской миссией обращены уже 10 еврейских семей; но все они были бедные и бесчестные, по мнению самих же евреев. 4) Монах Анфим уверял, что отпечаток другой правой стопы Спасителя вознесшегося, по наущению православных, унесен был православными работниками из Омаровой мечети при починке оной и теперь хранится в монастыре Св. Феклы. Работники, нашедши этот камень со св. отпечатком, выбросили его вместе с мусором за ограду и потом унесли его в патриархию, откуда он и поступил в монастырь Феклы. Это содержится в тайне между православными. 5) Монах Анфим, который служит вместо кормила для здешнего синода, говорил о. Григорию, что ежели евреи будут иметь свою защиту в Ротшильде и Монфиори, то крайне нужно было бы и им иметь здесь защитника со стороны России (В это время какой-то диакон моргал, мигал одним глазом о. Григорию и тем дал знать, что не надобно верить Анфиму). Впрочем, прибавил Анфим, назначение сюда духовной русской миссии едва ли было бы полезно. Ибо если случится какая-либо размолвка между греческим и русским духовенством, то от этого произойдет соблазн в народе, пожалуй, враги или чернь будут говорить, что или русские, или греки – еретики, не согласны между собою во мнениях и правилах. Притом в случае какого-либо переворота политического, напр. в случае войны России с Турцией, падет подозрение и даже гонение на духовенство Гроба Господня. «Нас убьют, а храм сожгут, говорил Анфим, за то только, что русские будут жить вместе с нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Здесь он построил старообрядческую слободу Маяки, что ныне город Херсонской губернии. Он и умер впоследствии в Маяках и похоронен там. До сих пор жители этой слободы, считая Феодосия святым, благоговейно чтут могилу этого «епископа кубанскаго и терскаго». Анфим прибыл к некрасовцам в слободу Славу вместе со всеми своими присными: с дьякониссами, с попами Иосифом и Матвеем Буркиными и всем клиром церковным. Сначала он поладил с казаками и, кажется, даже успел помирить с ними Феодосия, освятил для них церковь, наставил попов и дьяконов столько, сколько им хотелось. Некрасовцы тоже были довольны Анфимом и предложили ему поселиться у них и быть «архиепископом всего православия». Анфим не заставил долго просить себя и церковь в слободе Славе сделал своей митрополией, наименовав ее «соборною церковью всего православия». Самых горячих своих приверженцев он пристроил к этой церкви. Матвея Буркина сделал «экономом соборныя церкви всего православия», а брата его Иосифа «логофетом». Сам же принял на себя звание «архиепископа всех старообрядцев», живущих в подданстве турецкого султана и крымского хана. На собор, бывший по этому случаю 20 апреля 1755 года в Славе, приезжал из Маяков и Феодосий. С епископами, находившимися на предгориях Кавказа, на реке Кубани, снеслись заблаговременно, и от них получено было согласие на возведение Анфима в сан «архиепископа». Но Анфим недолго ладил с некрасовцами. Своим характером, своим стремлением подчинить себе всех атаманов до такой степени, чтобы не могли они без его воли ничего предпринимать, своими высокомерными выходками он возбудил всеобщее на себя неудовольствие; притом же отношения его к дьякониссам были слишком явны и производили большой соблазн между Игнат-казаками, которые хотя и не отличались скромностью и целомудрием, однако не могли терпеть соблазна, производимого их архипастырем. Но всего более раздражали их отзывы Анфима о православных греческих архиереях. Мы уже видели, как он искал благосклонности митрополитов ясского, браиловского, редовуцкого, крымского; это узнали некрасовцы и были тем крайне недовольны.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

58 Сам Анфим уверил, что был действительно поставлен в диаконы и попы воронежским епископом Иоакимом («Очерки поповщ.», стр. 190), но свидетельство его никакими другими известиями не подтверждается и потому крайне сомнительно. Вот что напротив, говорит Алексеев, как по всему видно, знавший Анфима лично: «… любоначальством ослеп, нача себе глоголати попа, о чем до того сведущи его ни в мысли имяху» («Ист. о бегств. свящ.» стр. 65). Андрей Иоаннов также называет его просто «… чернецом, не имевшим никакого посвящения, кроме монашества» («Ист. изв. о раск.», ч. 3, стр. 29). В «Сказании» Анфим также называется простым чернецом. Вот какие сообщаются здесь сведения о его жизни до приезда на Сожу: «Сей Анфим, простый старец воронежского монастыря Каменского (Кременского: ср. «Очер. попов.» стр. 190), и не ведомо каких ради дел взят был в Москву и держался в Синоде три года. И из Синоду тайно бежал и укрывался в Москве у таких же людей, подобных ему, и назывался потом черным… Еще обольстил дом пивовара Михайла Константинова, что на Ольховце, и дочерь его прельстил, еще же и боярыню, и с ними казны много себе получил и сманил их с собою за границу, и на Ветку черным попом приехал, и вселился на Боровицах, в расстоянии от Ветки за четыре версты, и там построил церковь и сам освятил ту церковь, и антиминс в ту его новоустроенную церковь неведомо где он взял, о том не известно». 59 «Многих в причет церковный поставил, и старцев много постриг, такожде и стариц женского полу постриг много, еще и вся архиерейская действовал самовластно («Сказание»). 61 В «Очерках поповщины» приводятся, часто отрывками, части вполне, весьма любопытные документы из «Дела Св. Синода об архиепископе Анфиме». Но по приведенным в этой книге выпискам из дела нельзя определенно решить, действительно ли Анфим получил рукоположение от митрополита Даниила. Известие об этом сообщает в одном из своих писем к ясскому митрополиту Иакову сам же Анфим; но ему, в этом случае, вполне доверять нельзя, и ясский митрополит Иаков, решительно отвергший это показание Анфима, конечно, заслуживает большего доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Множество людей палачи привязывали к лодкам и топили в морской пучине» . Правда, сам Евсевий относит мученическую кончину Анфима к началу Диоклетиановых гонений. Но, как считает церковный историк А.П. Лебедев, «есть все основания утверждать, что Евсевий в этом случае впадает в грубую ошибку. Анфим мученически умер, во-первых, не по воле Диоклетиана, во-вторых, не в 303 году, а много позднее» . В доказательство своей версии А.П. Лебедев приводит такие доводы: «Евсевий еще и в другом месте своей истории упоминает о мученической кончине Анфима, но в этом случае как на одновременного с Анфимом мученика указывает на пресвитера Лукиана антиохийского. А так как сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 312 году, то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Максимине в одном году с Лукианом. Дальше, есть прямой факт, указывающий, что Анфим пострадал в указываемое нами время: Лукиан из темницы в Никомидии пред своей смертью писал к антиохийцам послание такого содержания: “Приветствует вас весь сонм мучеников, возвещаю вам, что Анфим, епископ, сподобился мученической кончины”» . Церковь совершает память епископа Анфима вместе с замученными при Диоклетиане Петром, Горгонием и Дорофеем, а также другими никомидийскими мучениками: диаконом Феофилом, Мардонием, Мигдонием, Индисом, Зиноном, Евфимием и Домной – 3 сентября, а 28 декабря празднуется память 20 тысяч никомидийских мучеников, пострадавших в этом городе в разное время в гонения Диоклетиана, Галерия и Максимина. Недруг Церкви нового времени Э. Гиббон в своих калькуляциях относительно числа христиан, пострадавших в гонение Диоклетиана и его преемников, приходит к заключению, что за десятилетие замучено было приблизительно полторы тысячи человек. Подобный вывод представляется злой насмешкой перед лицом сонма никомидийских мучеников. Для Гиббона церковное предание не имеет ни малейшей достоверности. Но как быть с упоминаемым Евсевием сожжением всех жителей целого города во Фригийской провинции, пускай это был маленький городок и пускай в этом случае более вероятно свидетельство Лактанция, что сожжены были христиане этого города, собравшиеся в церкви, вместе с самой церковью? Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, который собственными глазами наблюдал происходившее тогда в Палестине, писал в книге «О палестинских мучениках», что Максимин, преследуя палестинских христиан, приказал отправить часть из них на рудники в Ливан, а 39 человек казнить усекновением головы (глава 13) .

http://pravoslavie.ru/42737.html

При жизни он сотворил много чудес и просиявши «в мире благочестия светом», прославился, как церковный писатель или, по выражению Церкви, «благочестивых догматов наставник и мудрых словес сказатель». Он скончался в 595 г. (сн. 30 авг.). 3 . Священномуч. епископа Никомидийского; по М.В.С. и Х.М.: и с ним мучч. диакона, Дроеа, Петра, Зинна, Домны девы и пострадавших за Христа при Диоклетиане в 302 г. Св. Анфим управлял Церковью во время самого жестокого гонения на христиан при Диоклетиане. Для блага своей паствы он некоторое время скрывался в недальнем от Никомидии селении – Семане и оттуда писал послания к христианам, заключенным в темнице, воодушевляя их к мученическому подвигу. Наконец гонители христиан узнали о местопребывании епископа и послали воинов схватить его. В селении воины случайно встретили самого св. Анфима и стали его спрашивать о том, где скрывается епископ христианский. Обещая воинам указать место нахождения епископа, св. Анфим пригласил их в свой дом, радушно угостил их и потом открыл воинам себя. Тронутые незлобием старца, его радушием и мужеством, воины в смущении стали убеждать св. Анфима скрыться, обещая сказать гонителям, что они не могли найти его местопребывания. Но старец строго христиански отнесся к такому предложению язычников-воинов. Указав им, как грешно поступать против правды и как нечестно им, воинам, допускать обман при исполнении своего долга, он успокоил их тем, что они не виноваты в исполнении возложенного на них поручения, хотя бы и незаконного, и мужественно последовал за ними. И дорогою св. старец не переставал поучать воинов и так расположил их сердца к себе и вере Христовой, что воины, подойдя на пути к одной реке, тотчас пожелали креститься. Отдавшись добровольно в руки врагов, св. Анфим после страшных мучений, сопровождавшихся чудесными знамениями, был усечен мечом. Диакон св. Феофил, по урезании уха, был побит каменьями; св. Дорофей усечен мечом; св. Мардоний сожжен; св. Мигдоний живой засыпан землей; свв. Петр, Индис и Горгоний утоплены в море. Все эти мученики были вельможи и царедворцы. Св. Зинон воин усечен мечом; св. Домна девица, из жрицы языческих богов сделавшаяся ревностной христианкой, за погребение тел этих мучеников, и св. Евфимий, за исповедание Христа, подверглись тоже казни. В службе воспевается только один св. Анфим. См. 28 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Я ответил: – Премудрый Сирах учит нас: „прежде, нежели исследуешь, не порицай: узнай прежде – и тогда упрекай“ ( Сир.11:7 ). Ты, Анфим, ещё не выслушал учения православной Церкви и уже „порицаешь“ нас. Это нехорошо. Святая Церковь наставляет нас, в согласии с апостолом, что язычники, не слыхавшие проповеди о Христе, в случае доброй кончины, спасутся по закону своей совести. Об этом в посл. к Римлянам мы читаем: „когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую“ ( Рим.2:14,15 ). Итак, вот каким образом думаем мы о язычниках. Этого нельзя сказать про христиан, не верующих учению нашего Господа. Те непременно погибнут за своё неверие ( Мк.16:16 ) ... – Учению Господа мы веруем, – сказал Анфим. Я возразил: – „Не всякий, говорящий; Господи! Господи! войдёт в царство Небесное“... ( Мф.7:21 ). Необходимо для спасения не говорить только о Христе, но принадлежать к Телу Его или Церкви. Вне этой Церкви люди, как без корабля во дни всемирного потопа: они гибнут в пучине грехов и страстей ( 1Пет.3:20,21 ). Тонете и вы, сектанты, за своё упорное неверие в Церковь Христову!.. – В Церковь Христову мы веруем и к ней принадлежим, – сказал Анфим. Я переспросил сектантов: – Таким образом вы признаёте, что без истинной Церкви Христовой спастись нельзя? Они, после небольшого раздумья, ответили: – Да, для спасения надобно принадлежать к истинной Церкви Христовой. Я сказал: – Значит, весь ваш прежний разговор был одним недоразумением. Слава Богу, что вы приблизились к истине! А теперь я лишь кратко попрошу вас указать, что вы, действительно, пребываете в ограде Церкви Христовой... – Каким родом это можно показать? – спросил Анфим. – А вот каким, – ответил я. Покажите, что ваше общество устроено по-апостольски? Покажите, кто, как и когда поставил вам для руководства духовными делами епископов, пресвитеров и диаконов? От какого апостола получила начало ваша Церковь ?..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В избрании приняли участие явившиеся в Тернов 38 епархиальных избирателей. Кандидатов было трое: Высокопреосвященные Феодосий и Максим, бывшие Скопийские митрополиты, и Преосвященный Анфим, епископ Брегальницкий, викарий Филиппопольской епархии. Преосвященный Анфим получил полное большинство избирательных голосов (38), Преосвященный Феодосий 20 и Преосвященный Максим 18 голосов. Клир и народ провозгласили избранными кандидатами Преосвященных Анфима и Феодосия. Протокол об избрании и избирательные документы чрез Высокопреосвященного митрополита Василия были представлены Св. Синоду в Софию. Св. Синод в заседании 23 октября рассмотрел произведенное избрание, нашел его законным и правильным, и утвердил избранных кандидатов. Из них Св. Синоду, вместе с экзархом Болгарским, надлежало, согласно 44 § экзархийского устава, избрать одного как канонического митрополита. С этой целью были посланы из Софии в Константинополь два члена Болгарского Синода, митрополиты Вратчанский Константин и Софийский Парфений, чтобы, под председательством экзарха, произвести окончательный выбор. 18 ноября в храме при экзархии, после литургии, блаженный экзарх и уполномоченные синодальные члены приступили к этому выбору. Блаженный экзарх в краткой речи к Высокопреосвященным митрополитам и присутствовавшему в храме народу разъяснил сущность и великое значение акта избрания. Единогласно избранным оказался Преосвященный Брегальницкий Анфим, который 8 декабря прибыл в Тернов, где ему приготовлена была торжественная и сердечная встреча. Последние четыре года состоя викарием Филиппопольской епархии, Преосвященный Анфим с редким умением и достоинством исполнял возлагаемые на него по- —577— ручения по управлению епархией, и своим образованием, характером, скромностью и высокой нравственностью оставил наилучшие воспоминания между духовенством и мирянами целой Филиппопольской епархии, что и выразилось в сердечных проводах его из Филиппополя со стороны митрополита, духовенства и гражданских властей 436 . В лице нового митрополита – говорит софийская «Вечерна Поща» – христианское население первопрестольной и обширной Терновской епархии получает редкого по кротости и учености иерарха, вполне достойного преемника незабвенного митрополита Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010