Константинопольский Патриарх Григорий VI ни за что не хотел принимать фирман и попытался обратиться ко всем Поместным Православным Церквам, рассчитывая на их поддержку. Но болгары не отступали от своих требований, и Григорий был вынужден уйти на покой. Его преемник Анфим VI (1871 – 1873) занял более гибкую позицию: он пошел на мирные переговоры с болгарскими представителями, обещая им признать в будущем самостоятельность Болгарской Церкви. В результате жесткой борьбы с Константинопольской Патриархией, в 1872 г. болгарам удалось избрать своего первого Экзарха – им стал епископ Ловчанский Иларион. Через 5 дней из-за своих немощей он отказался от этого поста. На его место был избран митрополит Видинский Анфим (1872 – 1877), выпускник Халкинской школы и Московской Духовной Академии, в сан иеромонаха рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым) . Экзарх Анфим продолжил переговоры с Константинополем, но все было тщетным. Тогда 11 мая 1872 г. 1872 г. Анфим провозгласил Болгарскую Православную Церковь автокефальной. Константинополь ответил протестом, объявил о низложении Анфима, о лишении его священства, сподвижники Экзарха – митрополитам Ловчанскому Илариону и Пловдивскому Панарету – объявлялись отлученными от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предавался геенне огненной и вечной анафеме. Кроме того, Константинопольский Патриарх на Поместном Соборе 16 сентября 1872 г. осудил «филетизм», то есть племенное (народное) деление в Православии, а Болгарскую Церковь объявил схизматической. Греки рассчитывали на то, что схизма напугает болгар, но она еще сильнее закрепила обособление болгар от Вселенской Патриархии. Православная Полнота (Иерусалимский Патриарх Кирилл II, епископат Антиохийской, Румынской, Сербской, Русской Церквей) не приняла этих прещений Константинополя. С первых же дней Экзархат принялся за духовное руководство болгар и их сплочение. Церковные иерархи занялись устройством епархий, развитием народного образования (например, открытие в 1870-х гг. училищ в Рыльском монастыре, Тернове, Самокове), духовно-культурное утверждение болгарской нации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия суть вопрошения ваша и ответи наши. И Господь мира и утешения, Иже разстоящая совокупляй во едино и то жде соединение веры, да даст благодать пребыти единомыслию сему Церквей наших даже до скончания века нерушиму. Прешедшая убо погрешения да простит Господь нами, малейшими Своими рабы, во исправление же, да дарует преспеяние и ращение в лучьшая. Молитеся же и о нас, братие, да избавимся от мучителства мирскаго и от беднаго утеснения, еже страждем. Якоже и мы непрестанно молим Бога, да утвердит в мире богоугодном царствие ваше победою победоносною на враги Его; архиерейство же ваше да наставит всегда на пути спасителныя в Самом Христе Бозе, Ему же слава и держава вовеки. Аминь. Константинополский патриарх утверждает выше реченная. Смиренный митрополит Кесарийский Анфим. Смиренный митрополит Ефесский Игнатий. Смиренный митрополит ираклийский Мефодий. Смиренный митрополит Ки...цкий Анфим. Смиренный митрополит Никомидийский Кирилл. Смиренный митрополит Халкидонский Гавриил. Смиренный митрополит Никейский Григорий. Смиренный митрополит Адрианопольский Неофит. Смиренный митрополит филиппопольский Гавриил. Смиренный митрополит Прусийский Клим. Смиренный митрополит Анхиальский Иоаким. Смиренный митрополит Терновский Дионисий. Смиренный митрополит Месемврийский Дамаскин. Смиренный митрополит Селунский Феоклист. Смиренный митрополит Мелениский (?) Феофан. Смиренный митрополит Митилинский Григорий. Смиренный митрополит Мефимский Анфим. Смиренный митрополит Варнский Анфим. Смиренный митрополит Визинский Григорий. Смиренный митрополитСозополский Митрофан. Смиренный митрополит Мидийский Христофор. Смиренный митрополит Силиврийский Мелетий. Смиренный митрополит Писидийский Силвестр. Смиренный архиепископ Приконийский Иеремиа. Смиренный митрополит Коринфский Григорий. Смиренный епископ Раидитцкий Кирилл. Смиренный епископ Метрский Тимофей. Смиренный епископКалиопольский Мелетий. Мелетий Сириг, священномонах и учитель Великия церкве, иже и сложив настоящее сочинение повелением пресвятейшаго и вселенскаго патриарха, господина Паисеа, и всего сущаго с ним святаго собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Αθναι, 1874. Э. П. Б. Собор 1872 г. Собор, объявивший Болгарскую Церковь схизматической. 11 февр. 1872 г. тур. правительство дало разрешение на избрание экзарха Болгарии, что стало началом греко-болг. церковной распри. 16 февр. 1872 г. экзархом был избран митр. Видинский Анфим I (Чалыков) . Согласно фирману, изданному правительством в 1870 г., был образован особый церковный округ - Болгарский Экзархат; фирман определял границы Экзархата: кроме перечисления ряда городов было объявлено, что жители др. мест, исповедующих правосл. веру, могут подчиниться Экзархату в том случае, если 2/3 населения того пожелают. 17 марта Анфим I прибыл в К-поль. 2 апр. он получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя правосл. болгар, и попытался установить контакт с Патриархией: согласно фирману, глава Болгарской Церкви должен был получить утверждение патриарха, а каждый его приезд в столицу - иметь санкцию патриарха. Однако К-польская Патриархия не признавала законными эти деяния (в своем протесте, адресованном Порте, патриарх Григорий VI еще в 1870 г. категорически отверг фирман, указав, что не признает за султанским правительством права вмешиваться в чисто церковный вопрос). Последовало предложение незамедлительно созвать вселенский Собор. Одновременно патриарший синод обратился с посланием к болг. народу, в к-ром осуждал фирман как акт незаконный и неканонический. Отправил он и послания др. автокефальным Церквам с просьбой о поддержке. Ответы Русской и Сербской Церквей не оправдали надежд Патриархии. Несмотря на вмешательство гражданской власти посредством издания фирмана, требования болгар были признаны справедливыми и не противоречащими церковным канонам. Официально Экзархат был провозглашен независимым 11 мая, в день равноапостольных Кирилла и Мефодия; экзарх Анфим I совершил торжественную литургию. В ответ Патриархия 13 мая объявила экзарха низвергнутым, сослуживших ему архиереев - отлученными. После того как Порта приняла отставку патриарха Григория VI на Патриарший престол взошел Анфим VI.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Анфим ободрился; но обстоятельства вдруг переменились: покровитель Анфима, друг иезуитов и враг Кирилла Лукариса, великий визирь Гуссейн был отставлен от должности. К этому присоединилось еще то, что о заточении Кирилла узнал английский король Uakob I . Преданный до страсти богословским ученым занятиям, Uakob I -й обращался к Кириллу Лукарису за разными древними рукописями, находившимися на востоке, уважал Кирилла за его обширный познания, и высоко ценил его характер и нерасположение к латинянам, – ко всему этому король был крайне взволнован бедственным положением Кирилла, и сейчас же дал предписание своему посланнику Томасу Ру (Roue), находившемуся при турецком дворе, чтоб он, от его имени, ходатайствовал о возвращении Кирилла Лукариса. Томас явился к паше и заявил ему желание английского короля, обещая при этом, в случае неисполнения его желания, прервать все сношения английского двора с турецким. Паша испугался и дал приказание – возвратить Кирилла Лукариса. Видя такую перемену обстоятельств, Анфим, объятый страхом, ночью отправился к Кириллу испросить себе прощение. Святитель братски простил его. Анфим удалился после того на афонскую гору, где провел остаток дней своих в молитвенном уединении в монастыре св. Афанасия, – а Кирилл Лукарис вторично был объявлен константинопольским патриархом – в сентябре 1624 года. 217 Нельзя не заметить о той радости, с какою встречен был возвращавшийся из заточения любимый патриарх православными жителями Константинополя. Народ, вышедший к патриарху на встречу, день и ночь толпился в Галате – предместье столицы, где остановился на время ревнитель православия, низложенный иезуитами. Все желали видеть его и получить от него благословение. Сам Анфим прибыл сюда раскаяться пред ним в своем поступке, и испросить у него прощение. 218 Сношения Лукариса с Россиею были не безуспешны: каждый раз его послы отправлялись из России с богатою милостынею. Царь Михаил Феодорович и патриарх российский Филарет дарили послов Лукариса золотыми и серебряными вещами – кубками, камками и объярями, соболями, куницами, бархатом и деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Говорят, что в Иверском монастыре жил слепорожденный монах, чье имя было Анфим. Услышав о чудесах иконы Владычицы нашей Богородицы «Портаитисса», производимых ею по всему миру, он стал молиться ей об излечении от слепоты и стал настолько почитать икону «Портаитисса», что попросил иконописца написать ее для него. Согласившись, иконописец начал готовиться. Но каждый раз, когда он пытался приступить к делу, руку его как будто охватывал холод. Через несколько дней отец Анфим, решив, что икона уже готова, отправился к иконописцу, и тот рассказал ему, что каждый раз, когда он начинает писать, его руки немеют так, что он не может работать. Когда отец Анфим услышал это, он встал на колени и усердно принялся умолять Богородицу, чтобы брат написал Ее святую икону. Божия Матерь не оставила без внимания его мольбу. Икона появилась на доске сама, без вмешательства иконописца, и открылись глаза у Анфима, так что он смог увидеть лики Пречистой и Господа нашего Иисуса Христа. Это событие стало известно всем. Отец Анфим узрел икону собственными глазами, безмерно наслаждаясь своим видением; потом глаза его затуманились снова, и он стал таким же, как прежде. В скиту Керасья жили два пожилых подвижника, Иоанн и Феодосий. Им было назначено послушание – вырезать деревянные ложки. Они в короткое время сделали их так много, что смогли наполнить ими два мешка, и тут по Промыслу Всецарицы прибыл торговец из Румынии и все их купил. В день святого Георгия келлия святого Георгия на Карулях отмечает свой престольный праздник. Эта история случилась во время такого праздника где-то между 1930 и 1935 годами. Примерно 20–25 русских и греческих подвижников собрались для бдения, но у них не оказалось рыбы к празднику. Отец Зосима, весьма благочестивый и простой монах, который любил людей и был самым милосердным среди всех русских подвижников Афона, предложил им рыбачить в том месте, где они находились, так как их домик был расположен на краю обрыва над морем. «Но как мы можем ловить рыбу без крючка или приманки?» – отвечали другие.

http://pravoslavie.ru/41650.html

Это Божественное Причащение отец Анфим запомнил на долгие годы. Божественная радость сопровождала его много дней и ночей. У него было чувство, что он словно в боготканные одежды облекся в Самого Господа и Спасителя нашего… В конце третьей недели отец Анфим окончательно поправился. Отец Паисий простился с ним и ушел! Исчез! С того дня он никогда его больше не видел! Во время одного праздника в скиту отец Анфим встретил отца Григория и поблагодарил его за то, что он, несмотря на тяжелую дорогу, пришел, чтобы причастить его. – А когда это было? – спросил отец Григорий. – Зимой, когда я был болен… – Это был не я, – ответил он. – Но тогда кто это был? И кто был отец Паисий?… – Давай, расскажи мне, что произошло? Отец Анфим рассказал ему все… И вот, что ответил ему отец Григорий: – Послушай, благословенная душа! Это был твой Ангел… Тебе его послала Пресвятая Богородица… Восславь Бога и все… Так просто и необъяснимо совершилось великое чудо 725 . Кто причастил отца Анфима и чем, об этом мы никогда не узнаем. Судьбы Господни – бездна великая. «Человек создан для служения, для того чтобы приносить Своему Богу Творцу благодарность и славословие и служить ему… И в этом продолжительном приношении и Служении соединиться с Богом, освятиться и жить! Множество триединых даров даны ему. Первоначальные дары Божественного Священство были даны человеку, чтобы он мог иметь с Богом литургическую связь, связь служения… Ум первых людей, их речь, воля, свобода, благо, безгрешность, незлобивость, целомудрие, чистота, безмятежность, счастье через желание направлены на служение святому Богу. Это причащение вместе с Ангелами, которое имели Адам и Ева вместе с Богом, было литургической связью: связью служения. В этом служении «образ» человека – его душа – стремится изо всех сил к «подобию». Так, мы с уверенностью заявляем, что это тесное общение и соединение, которое имели первые люди с Богом, было богослужением. (Богослужение и есть общение с Богом!) Следовательно, жизнь их в Раю была богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Они, узнав о старообрядческом епископе, живущем в Хотинской Рае обратились к нему, прося приехать к ним и у них, в Гребенях, построить и освятить церковный причет. Вместе с просьбою кубанцев, посланцы привезли Анфиму приглашение и от крымского хана, в заведывании которого находились кубанцы. Анфим с радостью принял сильно льстившее его самолюбию приглашение и немедленно собрался в путь. Приехав в Крым, он прежде всего явился к тамошнему православному архиепископу Гедеону, жившему в Херсонесе, что близ нынешнего Севастополя. Это крайне не понравилось сопровождавшим его гребенским кубанцам, которые во всяком сближении с православным духовенством видели самое большое нарушение своей веры. Подозрение в том, не придерживается ли Анфим никонианства, запало в душу этим грубым людям, но Анфим был не из таких, чтобы стал обращать на подобные вещи внимание. Гедеон принял его любезно, много беседовал с ним и дал грамоту, которою передавал в его ведение всех старообрядцев, живших в обширной его митрополии, с тем, чтобы он действовал среди них архиерейски, ни от кого независимо. Еще не доезжая Крыма, в Добрудже, где в слободах Славе, Журиловке и Серяковой жили также кубанцы, переселившиеся сюда с своим атаманом Некрасовым и потому называвшиеся «некрасовцами», он встретился с другим старообрядческим архиереем — Феодосием, и поладил с ним. Этот Феодосий был посвящен в сан раскольнического «епископа кубанскаго и терскаго», то есть для оставшихся в Кубани гребенских казаков — архиепископом крымским. Гребенские кубанцы, чувствуя нужду в епископе и слыша, что в других зарубежных местах у одноверцев их есть такие обратились к самому султану, прося его, чтобы он велел патриарху или крымскому архиепископу рукоположить им архиерея. Султан велел Гедеону исполнить желание кубанцев, а им приказал везти в Херсонес выборного человека, которого они считают достойным быть у них архипастырем. Они привезли монаха Феодосия. Гедеон всячески уклонялся от посвящения его, но, когда посланный султаном паша с янычарами вошел в церковь и именем султана велел Гедеону рукоположить его, крымскому владыке делать было нечего, и он неволею рукоположил Феодосия в сан епископа кубанского и терского. Но почему-то Феодосий не остался у гребенских кубанцев, а водворился у кубанцев-некрасовцев, живших в Добрудже.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В другой раз накануне первого октября, когда совершается всенощное бдение в честь Покрова Пресвятой Богородицы, отец Анфим пришел в монастырь святого Пантелеймона едва живой. Встретив известного нам брата, он рассказал ему следующее: " Этой ночью я был возле монастыря Зограф, в пустыне, и молился, стоя на камне. Во время молитвы я узрел, как Божия Матерь сходила с Небес, направляясь в ваш монастырь. Увидев это, я обрадовался и поспешил сюда, чтобы застать Ее здесь и чтобы Она покрыла Своим омофором и меня, грешного, вместе с прославляющими Ее рабами. Но лишь только я отправился в путь, откуда ни возьмись появилась змея, которая бросилась на меня и сильно укусила в ногу. Я понял, что это было просто препятствие, учиненное мне по зависти человеконенавистником, и не придал укусу никакого значения, но поспешил прийти в ваш монастырь " . Брат осмотрел ногу, и, действительно, рана от укуса была серьезной. Великая любовь старца к Богу сделала его нечувствительным к телесной боли. В 1862 году зима на Святой Горе была холодной и снежной. Отец Анфим жил тогда где-то на вершине Афона в пустынном месте в дупле дерева. Снега навалило так много, что он оказался совершенно отрезанным от остального мира. Сорок шесть дней он провел без куска хлеба. Почти всегда перед началом снегопадов он перебирался поближе к монастырю. Когда монахи Пантелеимонова монастыря заметили, что отца Анфима в такую холодную и снежную зиму нет рядом с ними, то забеспокоились. Через сорок шесть дней старец добрался до них, совершенно выбившись из сил и окоченев. Брат, увидев его, от неожиданности и радости закричал: - Ах, отче, это ты? А мы уж думали, что не увидим тебя. Да где же ты был все это время? - А-а-а, сидел в дупле, - ответил старец с улыбкой. - И что ты там ел? - спросил брат. - Брат мой Виктор, сколько я претерпел от бесов и холода, - один Бог знает. Но святой Иоанн Креститель явился мне и спас меня от смерти. Один раз отец Анфим не появлялся на протяжении пяти месяцев. Монахи не знали, что произошло, беспокоились и строили различные догадки, думая, что, вероятно, кто-то из них его обидел и тому подобное. Духовник монастыря знал одного пустынника, к которому отец Анфим имел особое доверие, и попросил его узнать причину столь длительного его отсутствия. Этот пустынник спросил об этом отца Анфима, и тот ответил: " Пока меня будут там превозносить и почитать как святого, я не буду туда ходить... Когда я был там в последний раз, один иеромонах упал мне в ноги и говорит: " Молитесь, отче святый, обо мне, грешном, чтобы мне спастись вашими молитвами... " - Видишь? Как я теперь могу туда ходить, когда меня там почитают как святого? "

http://isihazm.ru/1/?id=789

Экзарх Анфим ответил, что он не может дать ответа без совещания с своим синодом, и вскоре за тем снова отправил (7 апреля) к патриарху двух болгарских депутатов, с тем, чтобы они узнали мнение свящ. синода относительно просимого экзархом свидания с его святейшеством, и вместе с тем просили его предать забвению посланное к пр. Анфиму письмо, если великая церковь желает соглашения и примирения с болгарами. Святейший Анфим снова потребовал прежде всего от экзарха полного повиновения великой церкви, и решительного осуждения поступков болгарских архиереев и народа. Болгарское собрание постановило (8 апр.) сообщить об этом требовании патриарха правительству высокой Порты, а между тем Анфим в третий раз отправил (12 апр.) к патриарху депутацию по поводу просимого им свидания с патриархом, – и также не имел успеха. Испытав неудачу за неудачей, экзарх обратился к патриарху с новою просьбою: он просил дозволения отслужить в первый день пасхи утреню и литургию в болгарской церкви. Патриарх отказал и в этой просьбе. Экзарх после того еще два раза повторил ту же просьбу, и, не получив удовлетворения, воздержался от служения в день св. Пасхи. Не служили и остальные болгарские архиереи в Константинополе в течении всей светлой седмицы. Наконец экзарх Анфим просил письмом п. Анфима снять церковное наказание с трех низложенных (за совершение богослужения 6 января) болгарских архиереев, потому что осуждение их было незаконно, так как означенные архиереи, по отправлении богослужения, желали оправдаться в своем поступке, но патриарх не допустил их к объяснению, и они таким образом осуждены заочно, без троекратного по закону вызова их к суду. Когда же и эта просьба осталась без удовлетворения, он нашел себя вынужденным произнесть (23 апреля) в церкви речь, в которой, между прочим, сказал, что так как патриархия не обращает внимания на смиренные просьбы его о низложенных архиереях, то он, экзарх, более не признает их низложения действительным. Со своей стороны патриарх созвал (27 апр.) патриарший синод, на котором присутствовали бывший патриарх Григорий VI и некоторые другие архиереи, не входящие в состав синода, для обсуждения упомянутого послания экзарха о болг.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Я сказал: – В прочитанном месте указан, без сомнения, лишь общий путь, который надобно пройти людям для спасения. Я выражусь ещё сильнее; в тех словах из кн. Деяний, какие ты, Анфим, прочёл, не указано, а лишь предполагается самое главное дело, без которого людям нельзя спастись... – Какое же это дело? – возбуждённо спросил Анфим. Вы уж апостолов поправлять зачали... Я заметил: – Нет, Анфим, не поправляем мы апостолов, а стараемся лишь правильно изъяснить их речи. Для этого мы не берём отрывками слов их, а сносим учение апостольское о спасении по разным местам Библии. Таким родом мы добываем полный ответ на занимающий нас вопрос. – Ну, так рассказывайте, что же нужно христианам для спасения прежде всего? – спросил Анфим. Я сказал: – В ответ на твой вопрос я попрошу тебя прочесть 10 гл. кн. Деяний. Там идёт повествование о Корнилии сотнике. Говорится, что Корнилий язычник был муж „благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу“ ( Деян.10:2 ). Вот смотри: Корнилий делал перед Господом даже больше того, что требовали апостолы от христиан в своём соборном послании ( Деян.15:29 ). Однако за одни свои житейские добрые дела Корнилий не спасся. Ему ангел велел позвать ещё Симона Петра, – велел послушать проповедь этого апостола и по ней спасаться ( Деян.10:6 ). Что же сделал ап. Пётр для спасения Корнилия и его родичей? Он „велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян.10:48 ). Значит, для начала нашего спасения мало одних житейских добрых дел, как показывает жизнь Корнилия. Недостаточно для того и одной веры во Христа. Такую веру, такое правое исповедание, как свидетельствует кн. Деяний ( Деян.8:7 ), имел евнух. Но он не спасся до тех пор, пока, по вере, не сошёл в воду для крещения, вместе с диаконом Филиппом ( Деян.8:38 ). Только после крещения он получил Духа Святого ( Деян.8:39 ). Таким образом, для того, чтобы положить начало нашему спасению, необходимо креститься во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ). Крещение же нужно нам для того, чтобы через погружение в воду войти в царство Божие ( Ин.3:5 ), стать членом Церкви Христовой ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010