В византийской империи финансы были всегда не в порядке (как и у нас в России). Финансовая система совпадала с индиктионами. Когда у нас составляют государственные росписи, то распределяют баланс годовых доходов и расходов; дефициты стараются всячески покрыть. В Византии императору представлялись счеты необходимых предстоящих годовых расходов, император утверждал и передавал это дело четырем префектам, чтобы сообразно с определенными расходами добыты были доходы. Префекты, разделивши общую сумму расхода на 4 части, передавали диэцезальным начальникам и т. д. в нисходящем порядке до начальника епархии. Чем больше было епархий в диэцезе, тем больше приходилось дробить общую сумму расхода, но установилось почему-то странное воззрение, что тогда и податей можно собрать больше, когда провинций будет в диэцезе больше. С этим обстоятельством связана вся неприятная для Василия В. история. В 371 г. Каппадокия была разделена на две (гражданских) провинции: в Тиане епископом был Анфим, в Кесарии — Василий. Но Анфим надеялся быть самостоятельным митрополитом, если его епархия будет платить отдельно от Кесарии подати. Произошел между ними спор о границах митрополии. На границах митрополии находилась гора св. мученика Ореста, с которой кесарийская кафедра получала доходы. Анфим захватил ее чуть ли не с бою и объявил себя митрополитом. Василий старался удержать единство митрополии и, чтобы доказать это фактически, поставил епископа в пределах Анфима, в ничтожный город Сасимы, и пожертвовал для этой цели Григорием Богословом, выражаясь при этом, что для него весь мир был бы достойнейшею епископиею. И это обстоятельство испортило всю жизнь Григория Богослова. Для характеристики отношений между Анфимом и Василием В. следует прибавить еще одно. Чтобы оправдать себя, Анфим говорил, что не следует платить дани неправославным, (разумея под ними Василия В.), и хотел захватить Кесарию. Анфим не был арианином и естественно предположить, что он стал на точку крайних монотеистов в духе Савеллия. Но домашний этот спор скоро улегся, и между ними восстановились дружественные отношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Исповедав, дал Анфиму разрешение в грехах и, благословив его, написал ему разрешительную грамоту. Анфим и то сказал Максиму, что он, по затруднительным случаям, нужды ради и гонения и тесноты обстояния, рукоположен епископом Лукою не лично, но заочно, подобно тому, как Федим епископ рукополагал св. Григория в сан архиепископа Новой Кесарии. — Действительна ли моя хиротония, — спрашивал он старца митрополита, — и что должно мне делать, чтобы она была совершенна? — Для этого, — советовал Мисаил, — надо, чтобы митрополит какия-либо области благословил тебя с рукоположением и молитвами, не хиротонисуя вторично, ибо, как человек дважды не родится, так и хиротония не повторяется. Анфим просил Мисаила совершить над ним этот обряд, но тот уклонился, говоря, что это должно сделать правительствующему митрополиту, сидящему на престоле своем, а ему, Мисаилу, того сделать не можно, потому что он с своей митрополии сошел и в Драгомирне пребывает на покое. И советовал ему обратиться к Иакову, митрополиту молдавскому, в Яссах пребывающему, «во еже приняти от него действительное благословение». На Иакова Мисаил указал, по всей вероятности, потому, что монастырь Драгомирна, где происходила беседа его с Анфимом, находился тогда в епархии ясского митрополита. «И многу пользу и рассуждение приях от его святыни», — говорил после Анфим о Мисаиле. Но, опасаясь ли старообрядцев Забахлуевского предместья, не надеясь ли на Иакова, Анфим и теперь в Яссы не поехал, а воротился в свою Ветрянку. А может быть, он и то соображал, что так как Ветрянка, где он жил, и весь Буджак (ныне Бессарабия) принадлежали к епархии браиловского, а не ясского митрополита, то уж лучше и правильнее просить руковозложения у него, у браиловского. Кстати же он вскоре и прибыл в Хотин, обозревая свою митрополию. Звали этого митрополита Даниилом, жил он в монастыре при городе Рени и, как отзывался о нем в 1757 году ясский митрополит русскому агенту, посланному в Молдавию для разведываний об Анфиме, «человек был ученый, постоянный и всякой чести достойный, которому по его благочестию знатная епархия поручена».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Иаков вторично 1685–1686. Дионисий IV в 4 раз два месяца. Иаков в 3 раз 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II втор, 1691–1693. Дионисий IV в 5 раз 1693–1694. Каллиник II в 3 раз 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан вторично 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремиа III 1715–1726. Калджнин III умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III вторично 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II во 2 раз 1740–1742. Неофит VI во 2 раз 1742–1744. Паисий II в 3 раз 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II в 4 раз 1751–1752, Кирилл V в 2 раз 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I вторично 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит вторично 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V вторично 1806–1808. Каллиник V вторично 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V третично 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824. Хрисанф 1824–1826. Агафангсал 1826–1830. Констанций I 1830–1834. Констанций II 1834–1835. Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий 7 месяцев. Герман IV † 1845 г. Анфнм VI 1845–1848. Анфим IV вторично 1848–1852. Герман IV вторично 1852–1853. Анфо VI вторично 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI вторично 1867–1871. Анфим 1871–1873. Иоакин II вторично 1873– до ныне. Патриархи александрийские По Ле-Кьену и Христианскому чтению 1856 г. и других. Св. Марк 62 . Св. Аниан 62–84. Св. Абилий 84–98. Св. Кердон 98–107. Св. Прим или Ефрем 107–119. Св. Иуст 119–130. Св. Евмений 130–143. Св. Маркиан или Mapk II 143–153. Св. Келадион 153–167. Св. Агриппин 167–179. Св. Иулиан 179–189. Св. Димитрий 189–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Константинопольский Патриарх Анфим VI, избранный на престол в 1871 году, был готов найти пути примирения с болгарской стороной (за что подвергся жесткой критике со стороны проэллинской «партии»). Однако большинство болгар просило султана признать Болгарский Экзархат полностью независимым от Константинопольского Патриархата. Углубление распри привело к тому, что Высокая Порта ввела в действие фирман 1870 года в одностороннем порядке. 11 февраля 1872 года османское правительство дало разрешение (тескере) на избрание экзарха Болгарии. На следующий день Временный смешанный совет избрал экзархом старейшего по возрасту архиерея — митрополита Ловчанского Илариона. Он через 4 дня подал в отставку, ссылаясь на преклонный возраст. 16 февраля в результате повторных выборов экзархом стал Анфим I, митрополит Видинский. 23 февраля 1872 года он был утвержден в новом звании правительством и 17 марта прибыл в Константинополь. Анфим I приступил к исполнению своих обязанностей. 2 апреля 1872 года и получил султанский берат, определявший его полномочия как верховного представителя православных болгар. 11 мая 1872 года, в праздник святых братьев Кирилла и Мефодия, экзарх Анфим I с 3 сослужившими ему архиереями, несмотря на запрещение Патриарха, провел праздничное богослужение, после чего зачитал акт, подписанный им и 6 другими болгарскими архиереями, в котором провозглашалось восстановление независимой Болгарской Православной Церкви. Были поставлены митрополиты Экзархата, 28 июня 1872 года получившие от османского правительства бераты, подтверждавшие их назначение. Кафедра экзарха оставалась в Константинополе до ноября 1913 года, когда экзарх Иосиф I перенес ее в Софию. На заседании Синода Константинопольской Патриархии 13–15 мая 1872 года экзарх Анфим I был лишен сана и низложен. Митрополит Панарет Пловдивский и Иларион Ловчанский отлучены от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предан вечной анафеме; церковным наказаниям были подвергнуты все иерархи, клирики и миряне Экзархата. С 29 августа по 17 сентября 1872 года в Константинополе состоялся Собор с участием иерархов Константинопольского Патриархата (в том числе бывших Патриархов Григория VI и Иоакима II), Патриархов Александрийского Софрония, Антиохийского Иерофея и Иерусалимского Кирилла (последний, однако, вскоре покинул заседания и отказался подписаться под соборными определениями), архиепископа Кипрского Софрония, а также 25 епископов и несколько архимандритов (в том числе представителей Элладской Церкви). Действия болгар были осуждены как основанные на начале филетизма (племенных различий). Все «приемлющие филетизм» были провозглашены чуждыми Церкви схизматиками (16 сентября).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Преблагословенная и Препрославленная Матерь и Покровительница наша Пресвятая Богородица непрестанно проявляет попечение и материнскую заботу о Своих возлюбленных чадах, святогорских монахах. Примеры этого благоволения Богоматери неисчислимы. Так, например, во времена пиратских набегов в монастыре Ватопед жил один святой игумен. Когда пираты готовились напасть на обитель, он услышал глас от иконы Пресвятой Богородицы не открывать врата, а поднять тревогу, чтобы все монахи взошли на стены и прогнали врагов. В том же монастыре жил тот благословенный иеродиакон-алтарник 239 , который спрятал икону Пресвятой Богородицы в колодце, где она и была найдена через много лет после возвращения его из варварского плена. Икона так и стояла на воде с горящей лампадой. В монастыре Ватопед преподобническое и богоугодное жительство проводил и преподобный Геннадий Келарь 240 , удостоившийся увидеть чудо Пресвятой Богородицы: как Ее ходатайством пустой сосуд для масла переполнился так, что масло вытекало даже за двери хранилища. Говорят, что в скиту Иверского монастыря был один монах по имени Анфим, слепой от рождения. Он услышал, что от иконы Пресвятой Богородицы «Портаитисса» 241 по всему миру совершаются чудеса, и просил у Нее исцеления. По великому благоговению к этой иконе он попросил одного знакомого иконописца сделать ему с нее копию. Иконописец приготовил для письма доску, но всякий раз, когда он брал карандаш, чтобы набросать эскиз, его рука каменела! Через несколько дней отец Анфим, полагая, что икона уже написана, пришел к иконописцу, чтобы ее забрать. Тот рассказал ему, что, когда он начинал делать эскиз, его руки становились мертвыми, и он не мог работать. Услышав это, отец Анфим упал на колени и, проливая слезы, просил Госпожу нашу Пресвятую Богородицу позволить иконописцу написать Ее святую икону, «Портаитиссу», госпожу и покровительницу Святой Горы. Пресвятая Богородица не презрела его желания, но сначала отверзла ему очи, а потом сотворила так, что икона на доске иконописца написалась без участия человеческих рук, чтобы отец Анфим мог видеть Ее Пречистый лик и лик Господа нашего Иисуса Христа и чтобы об этом чуде узнали во всем мире. После того как отец Анфим исцеленными глазами увидел Ее икону, насладился Ее образом, он снова стал слеп, вернувшись к своему прежнему состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеромонах Анфим (Гощук) Иеромонах Анфим (в миру Нестор Гощук) родился в Ташкенте 6 ноября 1964 года от благочестивых родителей – иерея Димитрия и матушки Анны. После смерти матери отец Димитрий принял монашество с именем Дорофей и был в Ташкенте духовником женских монастырей. Нестор имел еще двух братьев, которые были летчиками. В летное училище поступал и сам Нестор, однако не прошел медицинскую комиссию. В семье царила атмосфера благочестия и безусловного послушания, которыми Нестор руководствовался во всей своей последующей жизни. Примером послушания Нестора родителю может служить такой эпизод. После того как Нестор не прошел медицинскую комиссию в летном училище из-за врожденного заикания, безмерно любящая его бабушка, желавшая во что бы то ни стало, чтобы и ее третий, самый любимый внучек стал летчиком, предложила выпить ему отвар зелья, с помощью которого, как она была уверена, должен был навсегда устраниться дефект речи. Однако отец-священник не одобрил такого способа лечения. И, хотя он прямо и не запретил прибегнуть к такому средству, никакие увещания бабушки не смогли склонить Нестора пойти против воли родителя. После такой неудачи бабушка устроила настоящий погром в доме зятя-пресвитера. Однако Господь вскоре вознаградил юного Нестора за его послушание: вместо летного он поступил в духовное училище – Московскую Духовную семинарию, куда вскоре поступил и его старший брат – летчик Иоанн, который впоследствии, после принятия священнического сана, был настоятелем одного из соборов города Углича. 1 июня 1987 года Нестор был пострижен в монашество с именем Анфим и через месяц рукоположен во диакона Троице-Сергиевой Лавры. Через год его перевели из Лавры во вновь открывшийся в Москве Данилов монастырь, где 9 июля 1989 года отец Анфим был рукоположен в иеромонаха. Имея горячее желание послужить Сыну Божию в земном уделе Его Пречистой Богоматери, иеромонах Анфим 18 июля 1990 года по благословению Патриарха Пимена прибыл на Святую Гору Афон, где по прошествии шести лет за свое благочестие и послушание был избран в соборные старцы монастыря и проходил самые ответственные послушания: архондаричного, регента, эконома, ризничого, антипросопа и эпистата в Священном Киноте Святой Горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13. Еще говорят ученики, что отец Анфим был большим аскетом. Питался только овощами, и то раз в день и очень воздержно. А вино, брынзу и молоко вкушал всего несколько раз в году. Одежду носил ветхую и бедную, печь в келье не топил и никакого имущества не имел, кроме тулупа и трех книг: Часослова, Псалтири и Патерика. Старец никогда не спал на кровати 14. Другим подвигом отца Анфима было всенощное бодрствование. Говорят отцы, что старец никогда не спал на кровати. Закончив вечернюю молитву, он клал сотни земных поклонов, затем дремал часок-другой на коленях под иконами. Проснувшись, продолжал свою полунощную молитву и затем снова дремал часок под иконами. 15. Однажды ему пришлось заночевать в Тыргу Нямце у одного из своих духовных чад, которого он очень любил. Когда старец утешил всех избранными словами от святых отцов, хозяин приготовил ему постель и оставил в комнате одного. На другой день утром постель оказалась совершенно нетронутой. Отец Анфим всю ночь бодрствовал перед святыми иконами. 16. Говорят еще монахи, что ночью в келье отца Анфима всегда было светло, и на всякий час его можно было увидеть молящимся. Иногда, когда сон борол его, он выходил на улицу, обходил несколько раз вокруг кельи и снова заходил. 17. В последние 10 лет старец уже не служил Святую Литургию, но никогда не пропускал служб. Однажды спросил его один из учеников: — Отец Анфим, дай последний совет — Никогда не пропускай церковных служб! — Отец Анфим, дай мне последний совет перед тем, как мы расстанемся. А старец ответил ему: — Никогда не пропускай церковных служб! 18. Достигнув 80-летнего возраста и заболев, отец Анфим предал Богу свою душу 29 августа, в престольный праздник монастыря , прямо во время Святой Литургии. Рядом с собой он положил листок с исповедью, где испрашивал у всех прощения и молитв. Господи, упокой с праведными отца Анфима!  Коммуной в Румынии называется сельсовет, объединяющий несколько сел.  Город Тыргу Нямц — местный районный центр.  Престольный праздник монастыря Секу — Усекновение главы св. Иоанна Крестителя.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Столетний старец скончался в 1872 году.  Старец о. Анфим – болгарин († 1867) О. Анфим родился в городе Софии и в мире был священником. По смерти жены своей, последовавшей около 1830 года, он удалился на Св. Гору, где вначале поселился в монастыре Симоно-Петре, и там принял монашество. С 1841 года он начал юродствовать, но по какой причине он решился проходить такой опасный и многотрудный путь духовной жизни, это осталось неизвестным. О. Анфим любил монастырь св. Пантелеймона, любил слушать русскую службу, а потому часто приходил в Руссик, а иногда и проживал в нем по неделе, и даже более. Любимый приют его был на паперти церковной. О. Анфим всегда старался скрывать свою внутреннюю жизнь, показывая себя неразумным, часто говорил несвязанно, как бы бессмысленно, а иногда без церемоний и побранивался. Когда же замечал, что начинают понимать притчи его и изъявлять ему почтение, тогда, бывало, с намерением наговорит много смешного и уйдет в пустыню и безмолвствует там месяца 2 или 3, или скитается по вертепам и пропастям Афона, а потом опять придет в монастырь. С самого начала его юродства, некоторые в Руссике обратили на него свое внимание и строго следили за образом его жизни. Он не вдруг начал проходить этот путь, но постепенно. Начавши юродствовать, лет 5 он носил обыкновенную одежду, не отказывался от общей трапезы и не скрывался долго в уединении. Но потом, время от времени, он как бы укреплялся и возрастал в самоотвержении, мало-помалу изменял одежду, начал носить худую, а потом и эту пренебрег, стал ходить полунагой, в суконном мешке, прорезав дыры для головы и для рук, и таким образом ходил везде; а после он мешок свой расшил и просто носил его на плечах, и потому его прозвали «чувальником» (от «чувал» – мешок). А в пустыне он и этого лишал себя и ходил вовсе без одежды. Многие получали духовную пользу от него, смотря на сверхъестественное его терпение, а некоторые соблазнялись, считая его безумным. Он многих назидал, исправлял, ободрял и обличал. Касательно жизни своей он был скрытен; очень немногие пользовались его откровенностью; но многие знали, что он имел высокий дар прозорливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди особо чтимых святых - прмц. Параскева (26 июля), покровительница Комотини. Епископы Маронийские Александр (упом. в 344?), Тимофей (упом. в 404; друг свт. Иоанна Златоуста), Докимасий (упом. в 431-459), Иннокентий (упом. в 532-533), Иоанн (упом. в 553). Архиепископы Маронийские Никита (упом. в 879), Феодор (XI в.), Василий (упом. в 1030), безымянный (упом. в 1066), Феодул (упом. в 1079), Феофил (сер. XI в.), Никита (упом. в 1166), Никита (упом. в 1170 или 1177?), Константин (между 1177 и 1186 или упом. в 1191), Пентактен или Зентайла (1186-1196), Иоанн (упом. в 1191/92), безымянный (упом. в 1222 или 1228), Стефан (упом. в 1260), Фома (упом. в 1285 и 1292), Кирилл (упом. в 1295), Даниил (ранее 1315), Феодул (митр. Халкидонский; 1315 - не ранее 1327), Лев (упом. в 1340). Митрополиты Маронийские безымянный (упом. в 1364-1372), Симеон (упом. в 1393), Дионисий (упом. в 1497-1498), Гавриил (митр. Траянопольский или Маронийский, упом. в 1564-1565), Арсений (упом. в 1560-1567), безымянный (упом. в 1565-1580), Каллиник (упом. в 1619), Панкратий (1646-1668), Анания (1675-1683), Неофит (до 1690), Каллиник (1696-1697, 1701-1702, 1714), Гавриил (1721), Даниил (1721), Афанасий (1725), безымянный (1735), Анфим (упом. в 1737 и 1756), Каллиник (1756-1771), Неофит (1771-1789; впосл. патриарх К-польский Неофит VII ), Неофит (1789-1810), Константий (1810-1821), Даниил (1821-1838, впосл. митрополит Филадельфийский), Иоанникий (1838-1839), Анфим (1839-1845, впосл. митрополит Эфесский), Кирилл (1845-1863), Феоклит (Феодосиадис; 1863-1865), Анфим (1865-1877), Иероним (1877-1885), Константин (Вафидис; 1885-1888, впосл. митрополит Серрский), Хрисанф (Иероклис; 1888-1893), Гавриил (Ятрудакис; 1893-1894, ранее митрополит Трапезундский), Иоаким (Валасиадис; 1894-1900, впосл. митрополит Родосский), Константин (Газис; 1900-1902), Николай (Саккопулос; 1902-1914, ранее митрополит Анкирский, впосл. митрополит Кесарийский), Мелиссин (Христодулу; 1914-1921), Хрисанф (Филиппидис; 1922, ранее митрополит Трапезундский, впосл. архиепископ Афинский), Анфим (Саридис; 1922-1939), Спиридон (Аливизатос; 1939-1940), Василий (Константину; 1941-1952), Тимофей (Матфеакис; 1954-1974), Дамаскин (Румелиотис; 1974-2012), Пантелеимон (Мутафис; с 2013 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Не прошло и двух лет, как икона Божией Матери «Скоропослушница» была торжественно перенесена в монастырскую церковь, получившую то же имя. Здесь сразу поселились тридцать монахинь. Обитель стала жить по установлениям святых отцов, которые ввел здесь святой Анфим. Он сам провел остаток дней именно в этом монастыре. Вскоре обитель насчитывала восемьдесят монахинь и быстро сделалась лучшим женским монастырем в Греции. Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в монастырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы. Более тридцати лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни. Дав общине полные божественной мудрости наставления, он отошел ко Господу 15 февраля 1960 г. в возрасте девяноста одного года. Весь остров оплакивал святого. Прп. Анфим и теперь пребывает c верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исцеляя от болезней. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 28 февраля 2012 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 76 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. В это время происходил так называемый обмен населением между Грецией и Турцией после преследований греков в Малой Азии. Огромное количество переселенцев необходимо было устроить. Именно на этом фоне больших практических забот попечение о духовном, т. е. строительство монастыря, могло казаться несвоевременным. — Прим. ред.

http://pravoslavie.ru/51858.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010