Архимандрит Херувим (Карамбелас), ктитор монастыря Параклит Появлению настоящей книги способствовало желание моего многоуважаемого приснопамятного духовника и старца 8 , который неоднократно говорил: «Собери материал, иди к такому-то пустыннику, общежительному монаху, исихасту, келиоту, послушнику, игумену и делай записи, чтобы составить Афонский отечник». В то же время источником сведений послужили и его собственные воспоминания, и опыт. Хотя мой старец был святогорцем и постриженником скита Святой Анны, однако по не зависевшим от него обстоятельствам он должен был жить вне Святой Горы. Но, несмотря на это, умом и сердцем он постоянно пребывал на Афоне и рассказывал нам о его тайнах, его истории, его величии в византийские времена. Он рассказывал, а мы записывали (вместе с моим возлюбленным и единодушным собратом и сослужителем архимандритом Даниилом Гувалисом), и таким образом появилась серия «Современные старцы Горы Афон» 9 и книга «Из удела Божией Матери. Ностальгические воспоминания» 10 . Достойны упоминания и другие уважаемые приснопамятные отцы, с которыми мы беседовали и которые нам помогли своими рассказами: игумен монастыря Дионисиат Гавриил («дедушка»), игумен монастыря Григориат Виссарион, прежний игумен монастыря Святого Павла Андрей, старец Терентий из братства Данилеев, старец Михаил Кавсокаливит, старец Феодосий из Святого Павла, папа-Афанасий 11 Иверит, старец Лазарь Дионисиат, старец Дамаскин из скита Святого Василия, старец Феофилакт Кавсокаливит, старец Христодул Катунакиот, старец Модест из монастыря Костамонит; старец Дионисий Карцоней, старец Иоаким, старцы Варфоломей и Хрисанф из скита Святой Анны; старец Павел Лавриот, врач; папа- Ефрем Катунакский , отец Паисий из Панагуды, старец Герасим Гимнограф, отец Порфирий Кавсокаливит , папа-Анфим из Святой Анны. Также многоценные сведения нам предоставили ныне здравствующие честные отцы: игумен монастыря Филофей Ефрем, старец Иосиф Ватопедский , отец Феоклит Дионисиат, братья Данилеи, Фомады, Герасимеи, Карцонеи 12 , папа-Евдоким из монастыря Ватопед, папа-Симеон из Симонопетра, старец Ахиллий из Святой Анны, папа-Максим Иверит, старец Мелетий, старец Макарий из Нового Скита, папа-Макарий из Святой Анны и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой старец Герасим    В каливе Успения Пресвятой Богородицы в нижней части Нового Скита проживал старец Игнатий по прозвищу Лавриот, поскольку пришел сюда из Великой Лавры. А отец Герасим был его восприемником в великой схиме и, таким образом, считался старцем Игнатия. Он часто приходил, особенно в старости, в эту часть Скита в Кириакон на праздники и на литургии. Уже на закате жизни как-то раз в этой каливе его встретил молодой еще тогда Иоаким Специерис и попросил благословения пойти на какое-то послушание, которое должен был проходить в Кареях. Благословив его и пожелав помощи Божией, старец сказал: «Иди, вот тебе мое благословение, а я, прежде чем ты вернешься, умру. Через восемь дней меня не будет». Как пишет сам присноблаженный отец Иоаким в воспоминаниях: «Я не обратил внимания на его слова, потому что, с одной стороны, он выглядел весьма здоровым, а с другой — с большим удовольствием и проникновением пел на всенощном бдении. Но ровно восемь дней спустя, старец преставился. В тот день, о котором сообщил мне, что умрет, он пришел в каливу отца Игнатия и попросил, чтобы его пособоровали. Затем, причастившись Пречистых Тайн, прилег, причем при этом присутствовали и другие старцы. Он тихо повернулся к ним, попросил прощения, и, чуть приподняв голову, мирно предал дух свой Христу, на Которого от юности полагал всю свою надежду... Когда я вернулся из Кареев, — пишет отец Иоаким, — старца Герасима уже три дня как погребли... и я начал скорбеть и горько плакать». Однажды отец Иоаким пошел на его могилу и с верой попросил у него благословения и молитвенного предстательства перед Христом. Той же ночью во сне он увидел старца Герасима радостного и всего сияющего, облаченного в монашескую одежду; старец с улыбкой сказал ему: «Вот, ты видишь, где я нахожусь». И тогда отец Иоаким спросил, лучше ли ему сейчас, в той жизни. Блаженный старец радостно ответил: «О, нет никакого сравнения. Да не увижу более этот привременный мир». Потом отец Иоаким снова спросил, узнал ли он там кого из прежде усопших отцов Скита, и старец ответил: «Я никого не видел, кроме старца Анфима, у которого, как только прибыл туда, я облобызал ноги, как повелел сопровождавший меня Ангел». И снова спросил его отец Иоаким, в лучшем ли, чем он, месте находится старец Анфим, на что тот ответил: «Он находится в лучшем, чем я, месте, но и мне хорошо».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Внутреннее неустройство много препятствует ее благосостоянию; нет в ней ни общежития, ни прежних знаменитых старцев, к-рые до восстания греческого служили образцом для всей Горы и поддерживали прежнюю ее славу» ( Муравьёв. С. 319). Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Агиасма прп. Афанасия. Фотография. 70-е гг. XIX в. Постепенно стали возвращаться беженцы и начались восстановительные работы. В 1852-1854 гг. на средства архим. Вениамина был расписан нартекс и экзонартекс кафоликона. В 1874 г. в сев. корпусе мон-ря было построено помещение для новой б-ки. В 1887 г. был сооружен мраморный иконостас в кафоликоне, в 1892 г. возобновлена часовня Живоносного Источника над Агиасмой прп. Афанасия ( Σμυρνκης. Σ. 383, 390; Μαμαλκης. Σ. 518-519). С кон. XIX в. по 1930 г. в В. Л. действовала школа. В 1878 г. проигум. Хризостом Лавриот и Александр Лавриот (Ефморфопулос) приступили к обработке и упорядочиванию монастырского архива. На основании архивных материалов Александр Лавриот († 1905) написал ок. 117 работ и исследований, посвященных истории Св. Горы и В. Л. в частности. В авг. 1898 г. В. Л. посетил свт. Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский. В 1905 г. В. Л. пострадала от землетрясения, были разрушены мн. здания (параклисы, башня Архангелов, колокольня и др.). В 1905 г. построены здание синодикона и параклис св. Параскевы, в 1911 г. восстановлен параклис св. Михаила Синадского. После освобождения Сев. Греции от османского владычества (1912) у афонских мон-рей появилась возможность приступить к пересмотру своей внешней и внутренней жизни, в 1914 г. В. Л. на непродолжительное время перешла на общежительный устав ( Δωρθεος, μον. Τ. 1. Σ. 231). В 1-й пол. ХХ в. В. Л. была ведущим научным центром изучения истории Афона и святогорской традиции. С 1919 г. мон. Спиридон Лавриот (Кабанас) начал издавать научный афонский ж. «ρδβλθυοτεΑθως», первой публикацией к-рого стала «Диоптра» Филиппа Пустынника. В 1925 г. совместно с Софронием (Евстратиадисом), бывш. митр. Леонтопольским, он опубликовал каталог рукописей, хранящихся в б-ке В.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Л. Спиридон (Кабанас) является автором работ о свт. Григории Паламе и др. исследований. Среди работ мон. Евлогия Лавриота (Куриласа) наиболее значительны «История аскетизма» (1929) и Каталог рукописей Кавсокаливийского скита (1930). В 1937-1939 гг. Евлогий (Курилас) был митрополитом Корчинским (совр. Албания), в 1942-1949 гг.- преподавателем Афинского ун-та. Мон. Александр Лавриот (Лазаридис), продолживший систематизацию монастырского архива, опубликовал в 60-х гг. комплекс документов В. Л. периода тур. владычества, материалы, относящиеся к Греческому восстанию 1821-1832 гг., и документы за 1850-1855 гг. Впосл. эту работу продолжил старец Онуфрий Лавриот (1941-1942) и библиотекарь В. Л. старец Пантелеимон (Давос), опубликовавший в 1958 г. дополнительный каталог рукописей В. Л. ( Μαμαλκης. Σ. 559, 564, 567-568). Братия мон-ря. Фотография. 1990 г. Братия мон-ря. Фотография. 1990 г. Экономические трудности межвоенного периода (подворья афонских мон-рей были национализированы и заселены беженцами из М. Азии), второй мировой войны и последующих десятилетий вызвали упадок афонских обителей и сокращение числа монашествующих. В 1965 г. в мон-ре проживал 71 чел., а в скитах и келлиях - 180 ( Μαμαλκης. Σ. 550). Толчком к возрождению обители послужило празднование 1000-летия Св. Горы Афон и самого древнего ее мон-ря - В. Л. (июнь 1963). На торжествах присутствовали Патриарх К-польский Афинагор I, Патриарх Иерусалимский Венедикт, Патриарх Румынский Юстиниан, Патриарх Сербский Герман и Патриарх Болгарский Кирилл. 23 июня, в воскресенье, в В. Л. была отслужена Божественная литургия, к-рую возглавлял К-польский Патриарх, Символ веры читал греч. кор. Павел I. На следующий день в В. Л. проходило совещание, на к-ром был поднят вопрос о положении святогорского монашества; в нем участвовали представители большинства Поместных Церквей, причем РПЦ представлял архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) . Главным результатом совещания стало заявление К-польского Патриарха о гарантированном приеме в святогорские обители всех монахов, направленных на Афон Предстоятелями Поместных Церквей.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Я дерзнул сказать ему: – Старче, один укол облегчил бы ваши боли. – Укол? – переспросил он и строго поднял на меня глаза. Он никогда не пользовался лекарствами. Предал себя совершенно в руки возлюбленного им Бога и ожидал в жестоком испытании болезнью встречи с Ним... – Я с часу на час ожидаю смерти... – Доброе терпение да подаст тебе Пресвятая Богородица, старче, – пожелал я ему напоследок. С волнением я взял у него благословение и по дороге молил Бога о героическом подвижнике старце Гаврииле... Добродетельный монах старец Никандр из монастыря Костамонит никогда не соглашался стать начальствующим, смиряя себя и избегая власти. Когда будущий старец пришел на Святую Гору, он имел с собой много денег, которые были для него истинным искушением. Успокоился он только тогда, как все их раздал и стал свободным. Отец Никандр сильно понуждал себя на добро. Будучи уже в возрасте, он прислуживал в больнице и на кухне, поражая всех своим рвением и работоспособностью. В кафисме Святого Антония, больной и очень старый, он читал вечерню, лежа под толстым одеялом. По ночам он ощущал, как его Ангел Хранитель трогал его за пояс, укреплял и подвигал на молитву, говоря: «Твори свое правило». Один современный пустынник с Капсалы, старец Мелетий, бывший учеником приснопамятного великого подвижника папа-Тихона 161 , рассказывал: – Старец не давал нам выбрасывать кости от трески и селедки. Варил их повторно и делал супы. Старец Хрисанф ранее был женатым. Подвизался он в Новом Скиту и дожил до 96 лет. Отличался большим воздержанием. Только вечером он пил апельсиновый сок с сухарем. Редко в полуденное время вкушал горячий отвар из мяты. Старец Феофил Лавриот ел один раз в день. В субботу же и воскресенье на протяжении всего года он всегда вкушал пищу с маслом. Старец Павел Лавриот, врач, из аскетических соображений пил воду с ложечки (!). Преподобный Иерофей Новый 162 , подвизавшийся в Иверском монастыре, зная, что пост является основанием всех добродетелей, поскольку и Сам Господь хвалил его, говоря: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь ( Лк.6:21 ), хлеб свой насущный вкушал один раз в два-три дня, а иногда и в четыре. При этом хлеб он готовил без соли, из гречки или отрубей. Иногда вместо хлеба святой отец ел дурно пахнущую старую чечевицу, которую лишь с самопонуждением мог проглатывать. Когда же однажды его верный ученик Мелетий упрекнул его в том, что он стал как самоубийца, старец ответил: «Нет, самоубийца тот, кто не ест ничего и умирает от голода, но я даю своему чреву нечто, не спрашивая, нравится ему это или нет». Поэтому и в Великую Четыредесятницу подвиг его был суровым: ел он один раз в неделю, готовый превзойти даже древних подвижников, которых, впрочем, и превзошел во многом, постясь непрерывно до пятнадцати дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Прийдя в скит, Феофан остановился в келлии Филарета, причем ощущал в себе такое смущение и злобу, как никогда. К счастию его, в этот вечер один из братии благой беседой своей рассеял несколько злобные и мрачные чувства Феофана, но когда тот удалился и Феофан остался один, то злоба снова закипела в его сердце. Положив (на стол) св. мощи, Феофан лег, но уснуть не мог, так как голова его была полна воспоминаниями о тех обидах и оскорблениях, которые когда-либо перенес Феофан; сердце его пылало злобой и желанием отомстить. Наконец, перед самой утреней он заснул, и ему явился преподобный Нил в следующем видении. Представилось Феофану, что он идет из лавры в скит, а навстречу ему идет старец Анания, лавриот, в лавру, который был, как потом мы увидим, святой Нил. Поравнявшись с Феофаном, святой, на приветствие последнего, укоризненно покачал несколько раз головой и промолвил: «Так-то воздал ты мне за оказанное мною тебе благодеяние, неблагодарный человече?» Феофан: «А что я тебе сделал худого?» Святой: «А что еще хуже мог ты мне сделать? Ты, может быть, думаешь, что так и следовало разобрать меня на куски, чтобы они почивали завернутыми в грязном мирском белье?» (Последнее святой сказал потому, что, когда открылись его мощи, то бывшие при сем мастера-миряне взяли себе части мощей и, за неимением места для хранения их, поклали в сумки свои, завернув в белье.) Феофан: «Ты не предупреждал меня, чтобы я не сотворил сего» (т. е. не отрывал бы твоих мощей). Святой: «Из-за твоей неблагодарности разобрали и растащили меня. Это ты растаскал меня, неблагодарный». Затем святой повел речь о Феофане. «Доколе злобиться будешь? Доколе огорчаться, доколе оскорбляться будешь? Разве мало повторял я тебе, чтобы ты, когда найдет на тебя огорченье и гнев, побеждал их терпением? Не говорил ли я тебе, как поступать впредь и столь подробно, как действовать в том и в другом случае? Не обещался ли ты мне никогда не ступать больше на порог монастыря? Не предупреждал ли я тебя (что в противном случае беда будет)? Теперь же ты еще меня винишь во всем и в твоей гневливости!» (По-видимому, Феофан, страдая ту ночь от воспламенения в нем злобы и огорчения, роптал и винил святого).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Болезнующее сердце, духовный плач, согласно святителю Григорию, совершенно очищает человека от страстей, делает его непреклонным ко злу, а грехи соделывает как не бывшими:  «Плач не только здесь приносит утешение, но и добродетель крепко твердою делает, делая душу непреклонною на худшее… Некто из отцов говорил: " Плач делает и хранит " . И не этот только плод от плача, что от него человек делается почти неподвижным на худое и неудобровозвратным к прежним грехам, но и то, что грехи сии становятся как бы не бывшими (ς μ γεγοντα διατθησιν). Ибо так как человек из-за них в начале плачет, то Бог почитает их как бы невольными в нем; что же невольно, то не вменяется в вину (τ δ κοσια οχ πεθυνα) ;  так в Бога согрешающий, если, раскаявшись, в плаче о грехах проводит дни свои, то праведно грехи его вменяются в непроизвольные (ς οχ κοσια δικαως ατ λογισθσεται τ μαρτματα) .   6. Заключение Итак, подводя итог, можно выстроить следующую последовательность возникновения «Слова душеполезного», которое мы встречаем в качестве заключительной части книги св. Никодима «Руководство к исповеди»: 1. текст Пинамонти, 2. перевод Романитиса, 3. переложение св. Никодима Святогорца в «Духовных упражнениях», 4. переложение св. Никодима Святогорца в «Руководстве к исповеди» с добавлением святоотеческих цитат. Необходимо заметить, что критики творчества святого Никодима — Феодорит Лавриот и Иаков из Нового Скита — были правы, указывая на то, что Преподобный перерабатывал и издавал католические пособия. Их ошибка заключалась в том, что с творениями именно Лойолы Святогорец не соприкасался. Отношение последнего к этим обвинениям было нейтральным. Он считал, что полезное из творений «врагов» (т.е. католиков) нужно брать, а худое — отвергать. Однако вместе с полезным святой Никодим включил в свои книги чуждые православному Востоку концепции, такие как «сокрушение» (συντριβ, contrizione), понимаемое как физическая боль сердца ( πνος τς καρδας, il dolore di cuore); генеральная исповедь (γενικ ξομολγησις, la confessione generale); материя таинства на примерах таинств крещения и покаяния.

http://bogoslov.ru/article/5646910

Мы здесь не будем разбирать грубейшие исторические ошибки, допущенные о. Иаковом. Речь о другом: на Афоне издание «Духовных упражнений» было воспринято по-разному. Критическое отношение к Святогорцу отец Иаков унаследовал от своего учителя и родного дяди — иеромонаха Феодорита Лавриота, антиколливада и современника святого Никодима . Феодорит Лавриот был известен своим крайне негативным отношением как к движению колливадов вообще, так и к личности преподобного Никодима в частности. В подготовленную последним к изданию «Кормчую» (в оригинале — Πηδλιον), которую ему нужно было просто доставить в типографию, Феодорит внес от себя несогласованные изменения. Это событие, вскрывшееся после выхода книги в свет, вызвало боль и недоумение Святогорца: «Лучше бы Феодорит ударил меня ножом в сердце, нежели что-либо добавил или отнял у моей книги». Так передает слова преподобного его биограф монах Евфимий . Современная ситуация Острая богословская полемика вокруг творческого наследия преподобного Никодима разразилась в девяностых годах XX века. Теперь центром споров по большей части стала другая книга Святогорца — «Руководство к исповеди» (ξομολογητριον, Venetiis, 1794) . Известный греческий богослов и философ Христос Яннарас в 1992 году издал свою книгу «Православие и Запад в Новейшей Греции» , которая вызвала бурю негодования некоторых богословов и клириков, в особенности монашествующих. Публикация этой книги буквально произвела эффект разорвавшейся бомбы. Некоторые моменты, подмеченные Яннарасом в трудах преподобного Никодима, были восприняты как хула на память святого. На святого, который в греко-православном мире обладает высочайшим авторитетом, была брошена тень. Реакция на публикацию книги была незамедлительной. В ответ было написано множество статей и несколько книг, где уже сам Яннарас признавался еретиком. Рассмотрим наиболее значительные критические замечания, прозвучавшие в адрес преподобного из уст Х. Яннараса в упоминавшейся выше книге. Он пишет: «Никодим Святогорец содействует решающим образом этому мощному искажению церковного благочестия изданием двух своих “номоканонических” книг. Первая хронологически — “Руководство к исповеди” (ξομολογητριον)… Пастырский подход “Руководства” базируется, без всякой осмотрительности, на римо-католическом извращении определения церковного благовестия спасения… Основание спасения для Никодима — “метафизический торг” человека с Богом — именно так, как его определили Августин и Ансельм, а Тридентский собор возвел его в официальную доктрину Римо-католицизма» .

http://bogoslov.ru/article/6175258

В скиту монастыря Кутлумуш стоит полуразрушенная ныне калива в честь Святого Иоанникия Великого. Когда-то здесь жило братство из шести отцов с очень строгим старцем. В распоряжении братства имелось только две комнаты и небольшая церковь . Никто из отцов не имел своей комнаты. Ночью все отдыхали для «ослабления трудов многотрудныя плоти» 135 , смыкая ненадолго глаза в стасидиях маленькой церкви! Какое суровое житие, какая победа над сном! Какой удивительный подвиг! Раньше отцы не употребляли вьючных животных для перевозки строительных материалов и вещей. Все переносили на своих плечах по крутым тропам скитов. Однажды молитвами Пресвятой Богородицы старец А. с арсаны (небольшая пристань) скита Кавсокаливия перенес на спине в свой дом тонну винограда. Носил до самого утра. В другой раз он же перенес 500 килограммов песка для строительства. Сорок два раза этот старец поднимался на вершину Афона, чаще всего – чтобы помочь в строительстве тамошней церкви в честь Преображения Господня, а иной раз – и для участия во всенощном бдении, которое совершается там 6 августа. Часто на руки ему садились птички, которых он кормил в своем ухоженном саду, изобилующем дикими и культурными растениями всякого рода. В течение семидесяти лет ежедневно служил Литургию приснопамятный отец А.-лавриот. На коленях у него образовались мозоли от многих коленопреклонений. Он предсказал свою смерть, не чувствуя еще никаких признаков болезни. В последний раз благословив трапезу, он попрощался с отцами и братиями и отошел ко Господу... Незабываемый старец Святой Анны X. рассказывал нам: – Отцы наши носили ветхие одежды и лапти из свиной кожи на ногах. Некоторые из них, имевшие священный сан, служили босыми на священном мраморе кириакона. Можно было видеть мужей, высоких, как кипарисы, очи которых были полны слез, причем они, будучи вознесены духом горе, не чувствовали сильного холода! Когда бдение заканчивалось, в стасидиях оставались слезы наших отцов. Приснопамятный старец Варлаам из монастыря Ксенофонт, которому было за сто лет, никогда не зажигал печи в своей келье на протяжении всей зимы. Каждый день он по восемь часов простаивал на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010