В 1418 г. пришедший в запустение Касос был заселен, как и о-в Астипалея, албанцами. В этот период остров стал независимым от Карпатоса в церковном отношении, получив статус патриаршей экзархии. Касос снова был оставлен жителями в 1577-1599 гг. и в 1622 г. опять заселен и объединен с Карпафской архиепископией. В 1622 г. архиеп. Иерофей описал К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису бедственное материальное положение епархии. В XVIII в. благодаря морской торговле начался экономический расцвет Касоса, к-рый получил от турок нек-рые привилегии и внутреннее самоуправление. Моряки Касоса участвовали в национально-освободительной борьбе, за что остров был разорен в мае 1824 г. В 1869 г. Карпафская архиепископия преобразована в К. и К. м. В 1912 г. Карпатос и Касос вместе с др. Додеканесскими о-вами отошли к Италии (в 1922-1924 генерал Амелио сослал митр. Германа на Кастелоризон), в 1943 г. были оккупированы немцами, в 1944 г. заняты британскими войсками, 31 марта 1947 г. освобождены греками, с 7 марта 1948 г. официально считаются частью гос-ва Греция. Управляющий епархией с 1983 г. митр. Амвросий (Лавриот, Панайотидис) ведет активную общественную и просветительскую деятельность, в т. ч. открыл 9 лекционных аудиторий в приходах, музей церковного искусства, собрал богатую церковную б-ку. В настоящее время строится духовно-просветительский центр «Святой Иоанн Карпафийский» в г. Карпатос. В епархии действуют приходские молодежные центры, касса помощи неимущим, школа изготовления ковров, 5 маслобоен. В наст. время в епархии насчитывается 20 приходских храмов, 318 парекклисионов, 25 экзоклиссионов, 17 кладбищенских храмов, 4 монастырских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 990). Действуют 5 муж. мон-рей: на Карпатосе - вмч. Георгия Победоносца в местности Васес (ставропигиальный и патриарший, основан в 1-й пол. XVII в., собор построен в 1857, обитель возрождена в 1985), Кира-Панагия (основан в XVII в.), исихастирий Пресв. Богородицы близ с. Миртонас (основан в 1978); на Касосе - вмч. Георгия Победоносца (основан в 1690, отремонтирован в 1902) и мч. Маманта (основан в нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681137.html

Об этом нам сообщил его добрый ученик, врач, монах Павел Лавриот. Почтенный старец Афанасий, библиотекарь скита Святой Анны, будучи оклеветан и обвинен в краже рукописи, в 1935 году был посажен в тюрьму, где провел три года. Невинный старец встретил это испытание в мирном духе, с терпением и непамятозлобием. Он не согласился подать в суд на своих наветчиков, оставляя это дело на праведный суд Божий. Настоящий же совершитель кражи, когда пришел час его смерти и душа разлучалась с телом, признался, что спрятал книгу в костнице скита. Питомец и отрасль монастыря Симонопетр монах Нил был главным секретарем Священного Кинота Святой Горы. Он был столь же ученым, сколь и смиренным. Патриарх Иоаким III писал своим друзьям, что «Патриархия десятки лет не получала таких писем от Священного Кинота». Были случаи, когда с ним говорили неподобающим образом. Однако он, будучи человеком мирным и кротким, отзывался об этом так: «Я смотрю на отцов Собрания, как на Ангелов Божиих, и в их почтенных лицах узнаю блаженных ктиторов наших святых обителей...». В среднем возрасте, едва достигнув сорока лет, отец Нил заболел туберкулезом и преселился в небесные скинии. Восхищен, чтобы злоба не изменила разума его ( Прем.4:11 )... Тружеником на ниве добродетели и монашеского подвига и служителем древнейшей Иерусалимской Церкви был архимандрит Иоаким (Специерис) (1860–1934) 298 . Отправной точкой для его подвигов послужил Новый Скит, в который он затем с великим желанием возвратился после того, как окончил учебу и послужил Церкви. Отличительными чертами его характера были неутомимое долготерпение и кротость. Когда ему кто-либо говорил: «Такие-то люди тебя, отче, злословят», он отвечал: – Прошу вас, друзья мои и братия, не клевещите, не говорите плохих слов о моих благодетелях!.. Кротчайшим среди подвизавшихся на стезе афонского монашеского жительства был игумен монастыря Святого Павла Софроний. Почил он в 1881 году на восьмидесятом году своей жизни. Отца Софрония часто осуждали за его великое снисхождение и непамятозлобие. Никогда и никто не видел его в гневе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желаем тебе, чтобы ты стал образцом для братии, зерцалом чистым и светлейшим, согласно слову Господню: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:16). Честный игумене, ты должен наставлять братию и побуждать их ко спасению душ и ко всему, что содействует внутреннему преображению: церковному последованию, послушанию, и прочему. Долгом твоим является посредством слова иногда наказывать бесчествующих и запрещать им, наставлять опасно ходящих и вразумлять грешных. Кроме того, возлюбленный брате, мы желаем тебе от всего сердца помощи Божией на том пути, который ты подъемлешь днесь со всей ответственностью, опытом, достоинством и честью. Мы надеемся, что сей тяжелейший крест, который ты приемлешь сегодня, весьма будет облегчен, когда ты помыслишь, что сие место было утверждено и возделано всеми здесь освятившимися отцами. Также по долгу напоминаю тебе, как представитель Священного Кинота, о духовных обязанностях верности и преданности Матери-Церкви, о непреложном повиновения Вселенскому Патриарху и архиепископу нашему господину господ Варфоломею, а также о точном соблюдении божественных законов, священных канонов Православной Церкви, законов нашего государства и Конституции Святой Горы Афонской, как о необходимой предпосылке гармоничного сотрудничества твоего Высокопреподобия с честнейшими членами Священного Кинота, со Вселенской Патриархией, а также с греческим государством. В заключение Священный Кинот и весь святогорский мир молитвенно желает тебе благопоспешения в сем служении, теплым предстательством и молитвами Госпожи нашей Славной Владычицы Богородицы, и святого великомученика и целителя Пантелеимона, и всех на Святом Афоне преподобных отцов наших " . В заключение своего слова иеромонах Никодим Лавриот вручил иеромонаху Евлогию Игуменский жезл со следующими словами: " Прими же брате сей жезл, имже утверждай братию и отцов святой сей обители, руководя их к пажити спасения, помня о том, что тебе подобает воздать о них слово нашему Богу и Владыке в День Судный " .

http://pravoslavie.ru/98068.html

Приснопамятный старец Павел Лавриот, врач, в письме к нам от 6 июля 1971 года писал: «В разговоре со старцем Геронтием Данилеем я упомянул о некоем духовнике папа-Леонтии из Муталаски Кесарийской, который был мне знаком. Я читал некоторые места из его сочинения «Проповедь Православия» на турецком языке. Этот важнейший для караманлидской литературы 223 труд находится в нашей библиотеке. Отец Геронтий мне ответил, что папа-Леонтий почил в Фессалониках и что его останки при их поднятии оказались благоухающими и источающими миро». Один христианин прочитал в житии преподобного Акакия Кавсокаливита, что преподобный, проходя мимо усыпальницы Святой Анны, ощутил неизреченное благоухание от мощей наших отцов. Сидя в усыпальнице, он вспомнил об этом случае и подумал: «А есть ли теперь такие мощи, которые были во время святого Акакия?». Едва он это помыслил, как внезапно ощутил дивное благоухание! Тогда он встал и, поискав, нашел главу, источающую неизреченное благоухание, на которой было написано: «Филимон иеромонах из каливы Успения Пресвятой Богородицы близ монастыря Вулевтирион святого Елевферия». Тогда этот христианин захотел позвать других, но как только подумал об этом, его охватила неестественная дрожь, из чего он уразумел, что нет воли святого отца, чтобы о благоухании, исходящем от его главы, было рассказано в скиту. Я не помню, в каком году это было точно, но примерно лет двадцать тому назад. В праздник Честного Предтечи и Крестителя Господня в монастыре Дионисиат я, проходя перед повечерием мимо боковой двери алтаря 224 , внезапно ощутил благоухание, несомненно святого Предтечи, исходившее от алтаря. В другой раз, идя по тропе от келлии Святого Нила Мироточивого к Великой Лавре, в месте под названием Хаири, я почувствовал в воздухе волны благоухания. Здесь многие отцы и паломники ощущали благоухание, не поддающееся никакому описанию. Предание гласит, что в этих местах подвизалось множество аскетов, погребенных тут же, которые жили в великом подвиге и достигли высоких состояний святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В скиту монастыря Кутлумуш стоит полуразрушенная ныне калива в честь Святого Иоанникия Великого. Когда-то здесь жило братство из шести отцов с очень строгим старцем. В распоряжении братства имелось только две комнаты и небольшая церковь . Никто из отцов не имел своей комнаты. Ночью все отдыхали для «ослабления трудов многотрудныя плоти» 135 , смыкая ненадолго глаза в стасидиях маленькой церкви! Какое суровое житие, какая победа над сном! Какой удивительный подвиг! Раньше отцы не употребляли вьючных животных для перевозки строительных материалов и вещей. Все переносили на своих плечах по крутым тропам скитов. Однажды молитвами Пресвятой Богородицы старец А. с арсаны (небольшая пристань) скита Кавсокаливия перенес на спине в свой дом тонну винограда. Носил до самого утра. В другой раз он же перенес 500 килограммов песка для строительства. Сорок два раза этот старец поднимался на вершину Афона, чаще всего – чтобы помочь в строительстве тамошней церкви в честь Преображения Господня, а иной раз – и для участия во всенощном бдении, которое совершается там 6 августа. Часто на руки ему садились птички, которых он кормил в своем ухоженном саду, изобилующем дикими и культурными растениями всякого рода. В течение семидесяти лет ежедневно служил Литургию приснопамятный отец А.-лавриот. На коленях у него образовались мозоли от многих коленопреклонений. Он предсказал свою смерть, не чувствуя еще никаких признаков болезни. В последний раз благословив трапезу, он попрощался с отцами и братиями и отошел ко Господу... Незабываемый старец Святой Анны X. рассказывал нам: – Отцы наши носили ветхие одежды и лапти из свиной кожи на ногах. Некоторые из них, имевшие священный сан, служили босыми на священном мраморе кириакона. Можно было видеть мужей, высоких, как кипарисы, очи которых были полны слез, причем они, будучи вознесены духом горе, не чувствовали сильного холода! Когда бдение заканчивалось, в стасидиях оставались слезы наших отцов. Приснопамятный старец Варлаам из монастыря Ксенофонт, которому было за сто лет, никогда не зажигал печи в своей келье на протяжении всей зимы. Каждый день он по восемь часов простаивал на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из рассказов прежнего игумена и духовника Лавры его высокопреподобия папа-Василия. «В ночь с 26 на 27 октября запотела икона Пресвятой Богородицы в кафисме Пророка Исаии. На следующие сутки в полночь случилось великое землетрясение. Обрушилась часть горы вместе с кельями пещеры Святого Афанасия. Прежде землетрясения старец келлии папа-Харитон предузнал о бедствии и велел своим монахам идти в церковь пещеры и творить молитву по четкам. В это время началось землетрясение. Если бы они остались в кельях, то были бы раздавлены камнями, падающими с большой высоты». «В августе 1967 года вспыхнул пожар внизу северо-восточной стены Лавры, видимо, от старого камина. Все отцы были подняты по тревоге. Дул страшный ветер, не помню, сколько метров в секунду... Мы все куда-то бежали, кто за водой, кто на молебен к иконе Пресвятой Богородицы Кукузелисса» 253 . Скоро сильный ветер утих, и мы потушили огонь. Также в 1968 году пожар охватил горную гряду над монастырем Кутлумуш. Огонь быстро распространялся, а небо было чистым, без единого облачка. Отцы вынесли икону «Страшное предстательство» на крестный ход. Вскоре пошел проливной дождь, длившийся два часа, и огонь потух». «Геро-Феофил в Лавре потерял однажды большой ключ от экономского корпуса. Он был помощником эконома (ибо экономом в Лавре является Сама Пресвятая Богородица), то есть заведовал складами. Искал-искал – нигде нет. Тогда он стал творить молитву, один, два часа по четкам, молился горячо. И вот – о чудо! – ключ оказался прямо перед ним». Старец Артемий Лавриот, садовник, рассказывал мне: – В какой-то год я проявил невнимательность и вместо теплой воды бросил закваску в горячую воду, так что все грибки сварились. Подождал 3–4 часа, когда она вскиснет, – ничего. Тогда я расстроился, пошел и рассказал об этом папа-Василию. Он ушел, вернулся с крестом, имеющим частицу Честнаго Древа, перекрестил закваску, и она в течение 45 минут поднялась. В 1963 году проходили торжества тысячелетия Святой Горы. Поступило прошение, чтобы пришел океанский корабль с женщинами и остановился в открытом море напротив Лавры Святого Афанасия, чтобы им поклониться святым мощам монастыря и совершить водосвятие. Собрание разделилось, однако большинство отцов ответили положительно. Но старец Феофил (как рассказывал монах Артемий-садовник) воспротивился этой затее и, будучи не в силах ничего изменить, объявил молитвенную тревогу – всю предстоящую ночь молиться по четкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подробный рассказ о жизни монахов в обителях, связанных с традицией прп. Герасима, содержится в его Житии, написанном в VI в. предположительно одним из монахов его мон-ря. Этот источник, по-видимому, содержит правила, данные самим прп. Герасимом и сохранившиеся до VI в. благодаря устной традиции. Согласно Житию, прп. Герасим в центре Л. учредил общежитие, в котором должны были подвизаться новоначальные монахи, усваивая основы монашеского образа жизни. Более опытным подвижникам разрешалось жить в отдельных кельях по заведенному распорядку: каждый лавриот пребывал в своей келье 5 дней в неделю, вкушая только хлеб, воду и финики; в субботу и воскресенье лавриоты собирались в церковь киновии на общее богослужение, причащались Св. Таин и участвовали в общей трапезе; в воскресенье вечером монахи вновь удалялись в кельи. При жизни прп. Герасима в Л. подвизалось до 70 отшельников. Им было запрещено зажигать в келье лампу или готовить пищу на огне. Они пребывали в абсолютной бедности, не заботились о своем теле, занимались молитвой и рукоделием (плели веревки или корзины). Плоды своего труда лавриоты приносили в киновию и во 2-й половине воскресного дня получали от эконома недельный запас хлеба, воды и фиников. Насельники Л. в материальном отношении всецело зависели от киновии, никто из них не имел личного имущества, кроме одежды, тростниковой циновки, одеяла и глиняной миски ( Cyr. Scyth. Vita Gerasimi [Spuria]. 2-3). Лавриотам было запрещено пить евкратион (εκρτιον - теплый напиток, приготовленный с использованием перца, тмина и аниса), т. к. прп. Герасим считал его допустимым только в общежитии (Ibid. 4). Согласно Уставу прп. Герасима, монашеские кельи отшельников всегда должны были оставаться открытыми, и любой брат в отсутствие хозяина кельи при необходимости мог взять там нужную вещь. Прп. Герасим, вероятно, был первым, кто ввел институт общежития в Иорданской пустыне. Послушники пребывали в киновии 10 и более лет. После смерти прп. Герасима († 475) его мон-рь, состоявший из Л. и киновии, в течение 6 лет управлялся 2 монахами, братьями Василием и Стефаном (Ibid. 10; Idem. Vita Cyriac. 5), после чего была вновь восстановлена должность игумена. На начальном этапе развития лавриотского монашества подобный симбиоз киновии и Л. возникал, как правило, тогда, когда они имели общего основателя. Если основатели были разными, то киновия и Л. обычно сохраняли независимость. Так, в кон. VI в. монахи Л. Марда, созданной прп. Евфимием, проживали в отдельных кельях-пещерах на склонах одноименной горы, подчинялись архимандриту, которого назначал Иерусалимский патриарх, при этом они были независимы от киновии Кастеллион, расположенной на вершине той же горы и основанной в 492 г. прп. Саввой ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 158).

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Болезнующее сердце, духовный плач, согласно святителю Григорию, совершенно очищает человека от страстей, делает его непреклонным ко злу, а грехи соделывает как не бывшими:  «Плач не только здесь приносит утешение, но и добродетель крепко твердою делает, делая душу непреклонною на худшее… Некто из отцов говорил: " Плач делает и хранит " . И не этот только плод от плача, что от него человек делается почти неподвижным на худое и неудобровозвратным к прежним грехам, но и то, что грехи сии становятся как бы не бывшими (ς μ γεγοντα διατθησιν). Ибо так как человек из-за них в начале плачет, то Бог почитает их как бы невольными в нем; что же невольно, то не вменяется в вину (τ δ κοσια οχ πεθυνα) ;  так в Бога согрешающий, если, раскаявшись, в плаче о грехах проводит дни свои, то праведно грехи его вменяются в непроизвольные (ς οχ κοσια δικαως ατ λογισθσεται τ μαρτματα) .   6. Заключение Итак, подводя итог, можно выстроить следующую последовательность возникновения «Слова душеполезного», которое мы встречаем в качестве заключительной части книги св. Никодима «Руководство к исповеди»: 1. текст Пинамонти, 2. перевод Романитиса, 3. переложение св. Никодима Святогорца в «Духовных упражнениях», 4. переложение св. Никодима Святогорца в «Руководстве к исповеди» с добавлением святоотеческих цитат. Необходимо заметить, что критики творчества святого Никодима — Феодорит Лавриот и Иаков из Нового Скита — были правы, указывая на то, что Преподобный перерабатывал и издавал католические пособия. Их ошибка заключалась в том, что с творениями именно Лойолы Святогорец не соприкасался. Отношение последнего к этим обвинениям было нейтральным. Он считал, что полезное из творений «врагов» (т.е. католиков) нужно брать, а худое — отвергать. Однако вместе с полезным святой Никодим включил в свои книги чуждые православному Востоку концепции, такие как «сокрушение» (συντριβ, contrizione), понимаемое как физическая боль сердца ( πνος τς καρδας, il dolore di cuore); генеральная исповедь (γενικ ξομολγησις, la confessione generale); материя таинства на примерах таинств крещения и покаяния.

http://bogoslov.ru/article/5646910

Евфимия Нового, написанное св. Василием, архиепископом солунским. Житие это богато и хронологическими данными, что так редко встречается в византийской агиографии. Любопытно, что Василий прибегает зараз к четвероякому определению того или другого события из жизни святого: к году мироздания, к году царствования императора, к индикту и наконец, что было уже необыкновенно оригинально, к году от Рождества Христова. Но любопытно при этом, что тогда как две первые даты согласно определяют время события, третье и четвертое обозначения совершенно расходятся – и оба вместе, и каждое в отдельности. Год от Рождества Христова настолько необычен в византийской литературе, что о. Луи Пти готов заподозрить его, говоря, что это вероятно позднейшая вставка, и один раз он внес эту дату в текст жития (однако в скобках), а в другом месте вынес её в примечание под текстом. Ученый ассомпсионист без сомнения правильно предпочел согласную дату первых двух обозначений третьему и четвертому, то есть пожертвовал индиктом году мироздания. А было время, и очень недавнее, когда ученые, встречая несогласное определение события посредством года миротворения и индикта, отдавали предпочтение второму, говоря, что последний был в постоянном обиходе у византийцев, которые знали его тверже, нежели мировой год. Свидетельство жития св. Евфимия должно теперь послужить основанием к критическому отношению к прежним исследователям. Житие Евфимия сохранилось в четырех списках: московском синодальном XI в., афоно-лаврском XIII в., афоно-ватопедском 1422 г. и пантелеймоновском XIX века. Но пока были отысканы эти списки, ученые долго бродили впотьмах в поисках таинственного святого Евфимия Нового. Впервые правильные сведения о нем были сообщены в «Афонском Патерике». Некоторыми сведениями жития воспользовались: Софроний Каллига, архим. Порфирий Успенский в своей «Истории Афона», о. Александр Лавриот, А. И. Пападопуло-Керамевс ; изучали житие по рукописям И. В. Помяловский и датский археолог K. F. Kinch. Но только ассомпсионисту о.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

– Всем двадцати обителям Афонским принадлежат два монастыря, в Молдавии Трехсвятительский, и в Валахии Успенских «прозываемый» Котручàни, и ежегодно дают триста-четыреста тысяч пиастров. Но эти деньги не равно разделяются между монастырями. Из них Лавра получает 25,000 пиастров. – Для содержания полицейской стражи на Афоне и для удовлетворения всем общим потребностям святогорских монастырей нужна бы общая денежная касса. Составить её желают Лавра и Ивер: а Ватопед и некоторые другие монастыри не соглашаются на это, боясь растраты такой кассы. – В Константинополь ежегодно посылаются с Афона два избранные Епитропа, как ходатаи по делам святогорским. – А в Солуне, каждый монастырь Афонский имеет свой конàк, т.е. подворье. И в этот город посылается один избранный старец-ходатай по делам монашеским с жалованием по 6,000 пиастров в год. – Афониты опасаются политического и вооружённого нашествия Греков на их святую безмятежную гору. Об этом нашествии предуведомил их лавриот Дионисий, посланный в Афины ходатайствовать о возвращении всех имений Афонским монастырям, отнятых греческим правительством. А афонское монашеское управление (Протат) известило о сем Порту и просило её усилить стражу на Афоне. – Турецкие солдаты, во время своего постоя в афонских монастырях с 1821 года по 1830-й, сожгли лес на Афоне, начиная от скита св. Анны до монастыря Филофеевского. Поведав мне всё это, Проэстос ушёл от меня. Но в моей келье осталось свободное время; и я воспользовался им и переписал для себя завещание св. Афанасия Афонского , хорошо владея скорописным пером, и твёрдо зная греческое правописание. Это завещание, как видно из содержания его, написано было основателем Лавры афонской после 976 года, когда ещё живы были современники его, греческий царь Василий порфирородный, строитель Афоно-Иверского монастыря, Иоанн Ивир и сын его по плоти и духу Евфимий. Передаю сущность сего памятника десятого века. «Я смиренный монах Афанасий, наставник вашей лавры, называемой Меланà, ежедневно и ежечасно помышляю о неизвестном часе смертном, и потому оставляю лавре настоящее письменное завещание мое:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010