Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Епископи на о-ве Санторин, Греция. Ок. 1181 г. Широкое распространение М. в Иудейской пустыне началось в первые десятилетия V в. благодаря деятельности прп. Евфимия Великого (377-473), к-рый, как и прп. Харитон, был родом из Анатолии (г. Мелитина на Евфрате). Ок. 5 лет он подвизался в Фаранской лавре, затем жил как отшельник вместе со своим учеником прп. Феоктистом в пещере в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, между Иерусалимом и Иерихоном ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). Вскоре в 3 км от пещеры была устроена киновия (т. н. Нижний мон-рь), к-рой управлял прп. Феоктист. Сначала прп. Евфимий отправлял всех приходивших к нему монахов в киновию, однако в видении ему было повелено принимать нек-рых иноков в ученики. Вскоре рядом с его пещерой поселились 12 монахов, и в 428 г. прп. Евфимий основал на этом месте собственную лавру «по типу Фаранской», в к-рой действовал устав лавры прп. Харитона (Ibid . 26). Лавра прп. Евфимия поддерживала тесные связи с соседней киновией прп. Феоктиста, в которой жили новоначальные монахи и из к-рой они со временем должны были переходить в лавру с более строгим, отшельническим уставом. После смерти прп. Евфимия его лавра по завещанию была преобразована в киновию, т. к. местность, в к-рой она находилась, не была приспособлена для отшельнической жизни. Лавра прп. Саввы Освященного Лавра прп. Саввы Освященного Ок. 455 г. ученик прп. Евфимия Великого, прп. Герасим Иорданский, основал лавру в 1,5 км от Иордана. Согласно уставу прп. Герасима, новоначальные монахи первое время (до 10 лет) жили в общежитии, устроенном в самом центре лавры. Духовно опытные иноки жили обособленно в кельях. Каждый лавриот должен был пребывать в своей келье 5 дней из недели, вкушая только хлеб, воду и финики. В субботу и воскресенье все лавриоты и насельники киновии должны были приходить в церковь общежития, чтобы принять участие в богослужении, причаститься Св. Таин и присутствовать на общей трапезе. В отличие от устава прп. Харитона насельники лавры прп. Герасима в материальном отношении всецело зависели от киновии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

И это указывает на жизненность среди греков религиозного мотива, под влиянием коего весьма многие охотно оставляют мир с его прелестями и посвящают себя подвигам молитвы в труда. И здесь также пора отказаться от неосновательного обобщения частных случаев, пора перестать говорить только о запущенности и бедности греческих монастырей, о необразованности и корыстолюбии греческих монахов и т.п. Жизнь и действительность говорит иное. Следует, с другой стороны, отметить поразительно скудную и бедственную жизнь греческих монахов, их удивительные подвиги терпения, труда, молитвы и духовного делания, их любовь к просвещению, помощь народу во время бедствий, при устройстве школ, больниц, богаделен и т.д. Особенно почтенны в этом отношении заслуги афонских монастырей, которые как прежде, так и теперь оказывают греческому народу неоценимые услуги и в области религиозно-нравственной жизни, и в области просвещения и благотворения. Среди афонских иноков имеется немало лиц с выдающимся образованием, пользующихся почетною известностью и в ученом мире. Таковы, например, о.Александр Лавриот, известный многими учеными трудами из области византологии, прекрасный знаток рукописных сокровищ афонских книгохранилищ, из коих он оповестил ученому миру целое собрание весьма интересных и важных документов. Таковы же о. Евгений, библиотекарь Ватопедскаго монастыря, о. Матвей, библиотекарь Пантелеймонова монастыря, а в Константинополе – Иоаким Форопул, бывший начальник патриаршего архива (ныне – митрополит). Под руководством и воздействием духовенства и монахов, греческий народ и теперь, как и в течение всего XIX века, живет религиозной жизнью по преимуществу. Религия составляет существенное содержание и частной жизни греков, и общественного их строя, и политических отношений. Интересы веры, духовного просвещения и нравственного преуспеяния стоят на востоке на первом плане. Греки в чистоте блюдут св. православную веру, проводят ее в жизнь, ревностно стремятся осуществить на деле заповеди евангельского учения и достигнуть идеала христианского совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Старец сказал: – Мир для монаха, что продавец угля 175 . Другой старец, имея в виду расцвет монашества в наши дни, сказал: – Бог на земле готовит нечто великое... Мир переживает кризис. Люди жаждут... Один старец говорил новоначальным монахам: – Не будем приносить в монастырь мир с его обычаями, удобствами и роскошью. Старец сказал: – Начало духовной жизни для монаха есть удаление от всего видимого и невидимого, кроме одного Бога. Еще он сказал: – Когда я был в миру, все кричали: «Монах, монах». Тогда я сказал себе: если ты монах, то что еще медлишь, оставаясь в миру? Старец Михаил Лавриот, имевший послушание в больнице, был примером трудолюбия и услужливости. Он всегда рад был послужить ближнему и имел готовность к любой работе во всякое время. Лицо его, словно восковое, излучало некое аскетическое сияние. Старец-пустынник Дамаскин из скита Святого Василия рассказывал нам об одном послушнике, впавшем в нерадение, который жил много лет назад в Кавсокаливии. Он оставлял монашеское правило 176 и невнимательно относился к своим духовным обязанностям. Проведя жизнь в лености и нерадении, он заболел и в течение многих дней находился в предсмертных муках, но душа его никак не выходила. Это случилось в 1935 или 1936 году. Врач, который был монахом добродетельным и рассудительным, усмотрел, что препятствием служила его нерадивая жизнь. Тогда старец послушника, по имени Григорий, бывший его духовным отцом, с болью и сокрушением встал на колени перед всеми присутствующими и, побуждаемый любовью к своему страдающему послушнику, обещал перед Богом и людьми, что сам возьмется совершать его правило и восполнить его опущения. Как только он это сказал, больной предал свой дух Богу и упокоился. Старец сказал: – Чем больше трудишься, тем больше вкушаешь радости и благодати. – Бог мог бы наполнить наше сердце таким блаженством и такой Божественной любовью, что мы упали бы ниц, не вынося этого. Но тогда мы оставили бы монастыри и заключились в пещерах. Миряне оставили бы свои дела и заботы о своих семьях и детях. Поэтому Бог, Который есть Сама Любовь , не дает нам здесь такой любви и блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарха Кирилла торжественно встретили на Афоне      Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили протоэпистат Святой Горы старец Павел Лавриот, представители всех афонских монастырей, множество монахов и паломников. В соборном храме Протата Патриарх поклонился чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Достойно есть». После чего был отслужен краткий молебен.      В приветственном слове к Патриарху Кириллу старец Павел Лавриот сказал: «Священный Кинот Святой Горы с великой радостью приветствует Предстоятеля Русской Православной Церкви». Кроме того Протоэпистат подробно остановился на многовековой истории афонского монашества и его приношении Православной Церкви. В своем ответном слове Святейший Патриарх Кирилл совершил исторический экскурс в тысячелетнюю историю русского монашеского присутствия на Афоне. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «Святая Гора на протяжении многих столетий стала источником духовной поддержки для русского монашества, передавая ему сокровище своего духовного опыта. Со Святой Горы в Россию перешла традиция умного делания, исихастское богословие, общежительное монашеское устроение и особое почитание Святой Троицы. Достаточно вспомнить тот факт, что святитель Филофей, патриарх Константинопольский, некоторое время бывший игуменом афонской Великой Лавры, благословил преподобного Сергия Радонежского на введение общежития в основанной им обители».      Патриарх Кирилл подчеркнул, что празднование 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне способно «принести многим людям часть того света, который исходит от Святой Горы, сделать их сопричастными идеалам очищения и самоотвержения, являющимися источником вдохновения для афонских монахов». 27 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93711.html

В Греции освятят памятник преподобному Силуану Афонскому, подаренный Россией Афон, 23 сентября 2017 г.      24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского, монумент в его честь будет освящён и передан муниципалитету Гомати административного округа Халкидики (Греческая Республика). Памятник изготовлен в России на собранные средства. Автор монумента – скульптор Павел Журавлёв. В торжественной церемонии передачи памятника Гомати и в его освящении примут участие представители Элладской и Русской Православных Церквей и Святой горы Афон, в том числе архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий, насельник Великой Лавры схимонах Павел Лавриот. Также на мероприятии будут присутствовать официальные лица России и Греции, включая руководителя рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных зданий и сооружений А.Д. Беглова, представители греческой общественной организации «Русский дом». Преподобный Силуан Афонский (1866–1938) – русский святой, живший на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре и известный благодаря своим аскетическим подвигам и духовным поучениям. Прославлен Константинопольским Патриархатом в лике святых 26 ноября 1987 года. В 1992 году его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Память преподобного Силуана отмечается 24 сентября по новому стилю. 23 сентября 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/106577.html

д) В отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш ( Лeb. XXIV, 22 ). е) В отношении к рабам: господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах ( Koлoc. IV, 1 ). ж) В отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. XIII, 7). Бог требует правды: о человек! сказано тебе что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Mux. VI, 8 ). любит правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. Х, 7 ). – Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Npumч. XXI, 8 ). дает мудрость для совершения правды: Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю ( Npumч. II, 6, 9 ). Благословения, обещанные тем, которые терпят за правду: блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное ( Mamф. V, 10 ). б) Замечательный пример любви к правде. Св. Анфим, епископ никонидийский жил в царствование Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Когда в это время гонители старались прежде всего отыскивать и предавать казни настоятелей церкви, чтобы тем лишить христиан руководителей, тогда св. Анфим, по особенному внушению Божию, на время удалился из города и скрылся в одном окрестном селении. Оттуда он посылал увещания и письма к преданным на суд и заключенным в темницах христианам, ободряя их к предстоящему подвигу мученичества. Это сделалось известно царю, и он послал воинов отыскать св. Анфима. Долго воины искали и, утомленные, остановились в том селении, где он был, его самого здесь встретили и спрашивали: «где скрывается Анфим, учитель христианский»? – Уразумев, что настал час его мученического подвига, св. Анфим сказал воинам: «войдите ко мне в дом и отдохните, я вам скажу, где скрывается тот, кого вы ищете». Приняв в дом воинов, святитель угостил их со всею любовию и радушием. После угощения, встав пред воинами, св. Анфим сказал; «я сам епископ. Анфим, за которым вы посланы, – возьмите меня и ведите к пославшим вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда он скрывался в вышеупомянутом селении Семане и тайно сеял слово Божие и умножал веру во Христа, Максимиан проведал о нем и немедленно послал двадцать воинов, чтобы схватить его. Достигнув этого селения, они встретили здесь святого Анфима и его же самого спрашивали: — Где находится Анфим, учитель христианский? Встретив воинов, Анфим повел их в свою хижину и сказал: — Я сообщу вам об Анфиме и предам его в ваши руки, но только отдохните немного от пути. Затем он предложил им вкусить пищи и устроил им посильную трапезу, радушно угощая их. После сего святой открылся пред ними, что он — Анфим. — Я, — сказал он, — тот, которого вы ищете; возьмите же меня и ведите к пославшему вас. Услыхав это, воины изумились и стыдились поднять взоры на почтенные седины Анфима, потому что видели его сердечный прием и приветливое угощение. И вот они стали рассуждать между собою о том, что они должны повести сего невинного и доброго человека не для благополучия его в сей жизни, а к мучителю, на крайнюю скорбь и имеющую последовать после лютых мучений очевидную смерть. Им стало жаль Анфима, и стыдно пред ним, и сказали они святому: — Не возьмем мы тебя с собою, но советуем тебе скрыться; а мы скажем пред Максимианом, что везде, в окрестностях Никомидии, мы искали Анфима и нигде его не нашли. Но Анфим ревностно сохранял заповеди Господни и посему убеждал их говорить правду, так как не желал, чтобы ради его говорили ложь, и притом стремился пострадать и умереть за Христа; посему он пошел вместе с ними. По пути он проповедовал им слово Божие, уча их вере в Господа нашего Иисуса Христа. Не без следа падало это сеянное Анфимом себя слова Божия, но попало на добрую землю: оно вкоренилось в сердца воинов, процвело там и возросло к усовершению их в вере. Когда они достигли реки, Анфим сотворил о них молитву и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Потом они опять отправились в путь, ведя душеполезную беседу, пока не достигли Никомидии. Когда Анфим вошел в город, о нем было возвещено Максимиану, — и тот повелел связанным представить его к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но восстал Финеес и умилостивил (Его), и прекратилась язва. И (это) вменено ему в праведность, в род и род до века 1409 . И прогневали Его при воде пререкания, и потерпел Моисей из-за них: Ибо огорчили они дух его, и он погрешил 1410 устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь. И смешались с язычниками и научились делам их. И служили истуканам их, и было им (это) 1411 в соблазн: И приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам 1412 . И проливали кровь невинную, кровь сыновей своих в дочерей своих, которых они приносили в жертву истуканам Ханаанским, и убита 1413 была земля их 1414 кровию 1415 И осквернена была делами их. И блудодействовали они поступками своими. И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим. И предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их. И теснили их враги их, и смирились они под руками их. Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством 1416 своим и были унижаемы за беззакония свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их, И вспомнил завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей. И преклонял к ним милость 1417 всех пленивших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедаться имени Твоему святому, хвалиться славою Твоею 1418 . Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет 1419 . 1397 Слав. мн. ч. ненавидящих соответствует μισοντων – ват., [син. до испр.,] text. recept., Вульг. odientium; а син. [после испр.], алекс., 13, 21, 43, 66 и др. (до 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим – ед. ч. μισοντος. 1398 Слав. мн. ч. врагов соответствует χθρν – син. [после испр.], 65, 69, 81, 106 и др. (до 80), компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Вульг. inimicorum; а ват., [син. до испр.,] алекс., Феодорит – ед. ч. χθρο соответствует масор. т.]. 1399 Слав. ед. ч. словеси соответствует τ λγ [ср. 24 ст.] – син. [после испр.], 13, 21, 43, 55 и др. (до 120), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфим; а ват., [син. до испр.,] алекс., text. recept. – мн. ч. τος λγοις.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда епарх повелел бить его палками и бросить в общую темницу. Ночью к Конкордию пришел блаженный Евтихий со святым епископом Анфимом. Анфим был другом Торквата и упросил его отпустить к нему узника на короткое время. И вот Конкордий ночью был выпущен из темницы и прожил вместе с Анфимом не мало времени. При этом Анфим посвятил Конкордия во иереи, и они, живя вместе, упражнялись в посте и молитвах. По прошествии некоторого времени, Торкват послал за Конкордием и спросил его: — Что ты придумал относительно своей жизни? — Моя Жизнь — Христос, Которому я ежедневно приношу жертву хваления, а ты будешь гореть в геенне, — сказал епарху Конкордий. Тогда Торкват повелел привязать святого к позорному столбу. Но святой с радостью говорил: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе! — Принеси жертву великому Зевсу — настаивал епарх. — Я не стану приносить жертву глухому и немому камню, — отвечал блаженный Конкордий, — так как со мною Господь мой Иисус Христос, Которому служит душа моя! После этого епарх, разгневавшись, отправил Конкордия на заключение в тесную темницу, а на руки и на шею его повелел наложить железо и запретил кому-либо входить к нему, ибо желал уморить святого голодом. Но блаженный Конкордий, заключенный в темнице, не пал духом, но с веселием начал приносить благодарность всесильному Богу: — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение», — воспевал он. В полночь явился ему Ангел Господень и сказал: — Не бойся, но мужественно стой в вере, потому что я с тобою. По прошествии трех дней, епарх послал к нему ночью двух оруженосцев своих и повелел им: — Пойдите и сообщите узнику, дабы он принёс жертву нашим богам, или же, в противном случае, — ему будет отсечена голова. Оруженосцы пришли к Конкордию с идолом бога Зевса и спросили его: — Слышал ли ты, что приказал епарх? — Я не знаю этого, — отвечал святой. — Принеси жертву богу Зевсу, — продолжали оруженосцы, — в противном же случае будешь обезглавлен! Тогда блаженный Конкордий, благодаря Бога, сказал: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Написано, что тот, кто примет смерть за девственность и чистоту в борьбе с грехом, тот равен мученикам за веру во Христа Спасителя. Он – праведник, ибо он сохранил целомудрие и чистоту души своей, общаясь с людьми, всегда исповедуя только истину. Он – проповедник потому, что проповедовал людям о покаянии – самом необходимом для спасения. Сегодня в Евангелии вы слышали, как Господь сказал: самая большая и первая заповедь – это: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37), а вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Казалось бы, для нас должно быть естественным любить Бога, как ребенку – своих родителей и еще больше, но почему мы не любим Бога? Ответ на это дает нам Святое Евангелие – по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь(Мф. 24, 12). Да, братия и сестры, это наши грехи иссушают в нас любовь к Богу. Из источника, который завален камнями и мусором, уже не текут струи воды. Так и мы, не очистив сердце свое, не можем испытать настоящей духовной радости и близости к Богу, ибо единственный путь к любви – это покаяние. Святые Отцы говорят: «Христос – это олицетворенная любовь. Иоанн – это образ покаяния». Вся церковная служба – во все праздники, даже во Святую Пасху, проникнута вместе с торжеством и радостью покаянием. И как Иоанн Креститель указывает нам на Христа как на Спасителя мира, так и покаяние ведет нас к любви! Аминь. Это событие воспоминается Церковью 29 авг./11 сент. – Ред. О грехе лжи и лицемерия Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, сегодня Церковь празднует память святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского [ 1 ]. Во время одного из гонений на христиан епископ Анфим по просьбе своей паствы удалился из города и жил, никому не известный, в селе, как простой поселянин. Епископа разыскивала римская власть, чтобы предать суду и казни. Отряд воинов зашел в селение, где скрывался Анфим, и, встретив его, воины спросили не знает ли он, где скрывается Никомидийский епископ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010