Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялась интронизация нового игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне иеромонаха Евлогия (Иванова) 25.10.2016 23 октября 2016 года в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялась интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия (Иванова) с возведением в сан архимандрита. По святогорскому уставу чин интронизации совершается антипросопом Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского. В память о том, что преподобный Афанасий стоял у истоков многих афонских монастырей, существующих поныне, представителю именно Великой Лавры предоставляется честь вручения игуменского посоха всем новоизбранным настоятелям афонских монастырей и наречения их в архимандриты. Перед началом воскресной Божественной литургии новоизбранный игумен Пантелеимонова монастыря иеромонах Евлогий в сопровождении старцев обители встретил у святых врат монастыря членов Эпитропии Священного Кинота, уполномоченных совершить интронизацию. Литургию возглавили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Астраханский и Камызякский Никон, епископ Кинешемский и Палехский Иларион и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. По совершении часов поставляемый иеромонах Евлогий был подведен к членам Кинотской Эпитропии. Архиграмматеос иеромонах Феофил зачитал Послание Священного Кинота новоизбранному игумену Русского монастыря со всей во Христе братией. После оглашения Послания к поставляемому обратился антипросоп монастыря Великая Лавра иеромонах Никодим. В заключение своего слова иеромонах Никодим Лавриот вручил иеромонаху Евлогию Игуменский жезл. Далее иеромонах Никодим совершил интронизацию и наречение иеромонаха Евлогия во игумена и архимандрита Пантелеимонова монастыря. По совершении чина интронизации новопоставленный игумен Пантелеимонова монастыря священноархимандрит Евлогий обратился к собравшимся с ответным словом. По окончании Литургии все иноки, высокие гости и паломники приняли участие в праздничной трапезе. Всего в этот день обитель посетило более 400 богомольцев. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.10.2016 17:05:13

http://drevo-info.ru/news/21440.html

На Афоне в правление вступил новый состав Священной Эпистасии Афон, 15 июня 2016 г.      14 (1) июня 2016 г. в административном центре Афона городе Карее, в соборном храме Протата, состоялась ежегодная церемония передачи чреды правления новому составуСвященной Эпистасии – главного исполнительного органа управления Афонской монашеской автономии, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Во время традиционной торжественной церемонии Протэпистат уходящего состава монах Павел Лавриот передал жезл – символ административной власти на Святой Горе – монаху Варнаве Ватопедскому, ставшему Протэпистатом вступившего в череду нового состава Эпистасии.      В этом году в состав новой Эпистасии вошли: о. Варнава Ватопедский, иеромонах Филофей Кутлумушский, монах Андрей Каракальский и иеромонах Филимон Ставроникитский.      Представители этих четырех святогорских обителей сменили прежний состав Священной Эпистасии, в который в 2015-2016 гг. входили о. Павел от Великой Лавры, о. Феоктист от монастыря Дохиар, о. Григорий от монастыря Ксенофонт и о. Гавриил от Эсфигменского братства, расположенного в Карее. На церемонии передачи власти новому составу Священной Эпистасии присутствовали заместитель министра иностранных дел Греции Янис Аманатидис и гражданский губернатор Афона Аристос Космироглу.      Священная Эпистасия (Ιερ Επιστασα - Священный Надзор) – орган, которому принадлежит исполнительная власть на Афоне. Ее состав меняется каждый год в начале июня. Расположена в Кариесе (Карее) — столице автономной монашеской республики. Состоит из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четверок (групп, куда входят по 4 монастыря), на которые поделены 20 монастырей Афона: 1. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен. 2. Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. 3. В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. 4. В четвёртую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. 5. В пятую: Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.

http://pravoslavie.ru/94308.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Сербский патриарх Ириней посетил Святую Гору Афон 24.10.2014 Предстоятель Сербской Православной Церкви, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский и Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней (Гаврилович) совершил в воскресенье 19 октября паломнический визит на Святую Гору Афон , – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». На центральной площади административного центра Афона предстоятеля Сербской Церкви встречали Протоэпистат Святой Горы монах Симеон Дионисиатский и члены Священного Кинота. В соборном храме Афона – Протате – Святейший поклонился Чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Достойно Есть», после чего был отслужен молебен. Как сообщает сайт Аgionoros.ru, приветствуя Патриарха о. Симеон Дионисиатский отметил многовековую неразрывную связь Афона и Сербии. Предстоятель Сербской Церкви был принят в здании Священного Кинота, где состоялась его встреча с представителями всех афонских монастырей. С словом к Патриарху обратился представитель первого по чести афонского монастыря (Великая Лавра) Никодим Лавриот. Священный Кинот подарил Патриарху Иринею список иконы «Достойно Есть» и фотоальбом с чудотворными иконами «Афона». В этот же день Патриарх посетил сербскую святогорскую обитель Хиландар, где поклонился ее святыням, ознакомися с жизнью монастыря и ходом восстановительных работ. Предстоятель возглавил в Хиландарской обители торжественное богослужение, а также пообщался с игуменом и братией, обсудил насущные вопросы обители. На следующий день, 20 октября, Патриарх Ириней отбыл в Белград. Глава Сербской Православной Церкви в Греции принимал официальное участие в мероприятиях, проходивших с 17 по 19 октября по случаю 100-летия начала Первой мировой войны. Здесь он почтил память более 7440 сербских воинов, павших на Салоникском фронте и захороненных на союзном кладбище Зейтенлик. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.10.2014 20:03:41

http://drevo-info.ru/news/17948.html

Словно закованные в кандалы, они не могли сойти с места Тогда вооруженные разбойники принялись кричать и просить помощи у немощных и больных стариков. Услышав крики, старики вскочили, перепуганные, ото сна, побежали туда, откуда они доносились, и что же видят? Разбойники, хоть и не связанные ничем, не могут сделать ни малейшего движения. Старцы спросили их: – Кто вы? Чего здесь ищете? Зачем пришли, как вы зашли в наш дом? Кто вам открыл ворота и впустил внутрь? Разбойники сначала ругались, грозили: – Мы перережем вас, как коз! Вы заколдовали нас, чтобы мы остолбенели тут! Развяжите нас, если хотите остаться в живых! Зачем связали нас? Мы хорошие люди, мы не пришли делать вам зла. Поняв, наконец, что у них меньше сил, чем у этих старичков, и они ничего не могут, разбойники зарыдали и стали умолять развязать их. Монахи тихим и спокойным голосом спросили их: – А как вы попали, братья, в наш дом? Кто впустил вас, и чего вы хотите от нас? Разбойники в слезах стали рассказывать им о том зле, которое свалилось на их голову: – Отцы, один юноша открыл нам ворота и сказал, чтобы мы сели здесь и ждали, пока вы придете. Старцы, поняв, что произошло чудо, побежали в церковь, взяли икону святого великомученика Георгия и показали ее разбойникам. Тогда те, увидев икону, испугались и в один голос закричали: – Да, это он открыл нам! И, тут же раскаявшись, повскакивали со своих мест, пали ниц и поклонились иконе святого Георгия, радостно восклицая: – Это он нам явился и теперь освободил нас от невидимых уз! Они принесли покаяние в своих злодействах, много даров сделали этой келлии, в том числе икону святого Георгия, которая с тех пор получила наименование «Святой Георгий Фанероменос», то есть «Явившийся». Разбойник этот после великого чуда, явленного над ним, как заверило нас и братство Данилеев, после покаяния бросил свое разбойничье ремесло и ушел в Карулию. Там он построил маленькую каливу с церквушкой, посвященной Святому Георгию, и стал монахом по имени Стамате. Говорят, он был первым, кто поселился в Карулии. В этой пустыне обрел мир и покой души и остаток жизни провел в искреннем покаянии и сокрушении сердца, каждый день исповедуя свои грехи. И так он преуспел в духовной жизни, что монах-лавриот, впоследствии митрополит Корицкий, профессор Афинского университета Евлогий (Курилас), как пишет старец Даниил Катунакиот, нашел в документах монастыря Великая Лавра, что «старец Стамате, бывший разбойник, был святым монахом и сподобился преподобной кончины».

http://pravoslavie.ru/126229.html

Приветствовать новопоставленного игумена Пантелеимонова монастыря прибыли также гражданский губернатор Афона Аристос Казмироглу, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов, представители полиции и береговой охраны. Для участия в богослужении прибыли певчие монастыря Григориат, скита Белозерка, протопсалт Протатского храма монах Иаков и другие. Литургию возглавили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Астраханский и Камызякский Никон , епископ Кинешемский и Палехский Иларион и епископ Ахтубинский иЕнотаевский Антоний . По совершении часов поставляемый иеромонах Евлогий был подведен к членам Кинотской Эпитропии. Архиграмматеос иеромонах Феофил зачитал Послание Священного Кинота новоизбранному игумену Русского монастыря со всей во Христе братией. После оглашения Послания к поставляемому обратился антипросоп монастыря Великая Лавра иеромонах Никодим. В заключение своего слова иеромонах Никодим Лавриот вручил иеромонаху Евлогию Игуменский жезл. Далее иеромонах Никодим совершил интронизацию и наречение иеромонаха Евлогия во игумена и архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря. По совершении чина интронизации новопоставленный игумен Пантелеимонова монастыря священноархимандрит Евлогий  обратился к собравшимся с ответным словом . По окончании Литургии все иноки, высокие гости и паломники приняли участие в праздничной трапезе. Всего в этот день обитель посетило более 400 богомольцев. Под конец трапезы гражданский губернатор Афона Аристос Казмироглу поздравил новопоставленного игумена. Генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов выразил благопожелания архимандриту Евлогию и зачитал поздравительные послания  Президента России В.В Путина ,  премьер-министра Д.А. Медведева  и посольства РФ в Греческой республике. Также было зачитано поздравление от имени Государственной Думы РФ. У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію у Храмі Христа Спасителя Інші відеоматеріали Аудіоматеріали 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4647465...

Мы здесь не будем разбирать грубейшие исторические ошибки, допущенные о. Иаковом. Речь о другом: на Афоне издание «Духовных упражнений» было воспринято по-разному. Критическое отношение к Святогорцу отец Иаков унаследовал от своего учителя и родного дяди — иеромонаха Феодорита Лавриота, антиколливада и современника святого Никодима . Феодорит Лавриот был известен своим крайне негативным отношением как к движению колливадов вообще, так и к личности преподобного Никодима в частности. В подготовленную последним к изданию «Кормчую» (в оригинале — Πηδλιον), которую ему нужно было просто доставить в типографию, Феодорит внес от себя несогласованные изменения. Это событие, вскрывшееся после выхода книги в свет, вызвало боль и недоумение Святогорца: «Лучше бы Феодорит ударил меня ножом в сердце, нежели что-либо добавил или отнял у моей книги». Так передает слова преподобного его биограф монах Евфимий . Современная ситуация Острая богословская полемика вокруг творческого наследия преподобного Никодима разразилась в девяностых годах XX века. Теперь центром споров по большей части стала другая книга Святогорца — «Руководство к исповеди» (ξομολογητριον, Venetiis, 1794) . Известный греческий богослов и философ Христос Яннарас в 1992 году издал свою книгу «Православие и Запад в Новейшей Греции» , которая вызвала бурю негодования некоторых богословов и клириков, в особенности монашествующих. Публикация этой книги буквально произвела эффект разорвавшейся бомбы. Некоторые моменты, подмеченные Яннарасом в трудах преподобного Никодима, были восприняты как хула на память святого. На святого, который в греко-православном мире обладает высочайшим авторитетом, была брошена тень. Реакция на публикацию книги была незамедлительной. В ответ было написано множество статей и несколько книг, где уже сам Яннарас признавался еретиком. Рассмотрим наиболее значительные критические замечания, прозвучавшие в адрес преподобного из уст Х. Яннараса в упоминавшейся выше книге. Он пишет: «Никодим Святогорец содействует решающим образом этому мощному искажению церковного благочестия изданием двух своих “номоканонических” книг. Первая хронологически — “Руководство к исповеди” (ξομολογητριον)… Пастырский подход “Руководства” базируется, без всякой осмотрительности, на римо-католическом извращении определения церковного благовестия спасения… Основание спасения для Никодима — “метафизический торг” человека с Богом — именно так, как его определили Августин и Ансельм, а Тридентский собор возвел его в официальную доктрину Римо-католицизма» .

http://bogoslov.ru/article/6175258

Святогорец прямо заимствовал это различие, носящее чисто схоластический характер. «Συντριβ» соответствует латинскому «contritio» или итальянскому «contrizione», а «πιτριβ» — латинскому «attritio» и итальянскому «attrizione». Паоло Сеньери в своих книгах передаёт всю ту же доктрину Тридентского Собора об исповеди, в которой различие между совершенным и несовершенным сокрушением играет заметную роль . Учение о «генеральной исповеди» (γενικ ξομολγησις), то есть полной исповеди за всю прошедшую жизнь, в «Слове душеполезном» Святогорец заимствует из текста Пинамонти. Последний для подтверждения действенности этого метода приводит опыт миланского архиепископа Карло Борромео, который «генеральной исповедью» приводил себя в совершенное сокрушение. Таким образом, «генеральная исповедь» выступает как один из самых действенных методов достижения сердечного сокрушения, которое, по выражению Святогорца, является «необходимой и составной частью таинства Покаяния» (συστατικν το μυστηρου τς μετανοας) . 3. Какова реакция греческих и русских богословов на проблемы, поднятые современными исследователями в отношении творчества прп. Никодима? Дискуссии, развернувшиеся вокруг издания «Духовных упражнений», стали наиболее острыми в начале XIX в. С критическими замечаниями о творчестве Святогорца выступали не только антиколливады (Феодорит Лавриот и Иаков Неаскитиот), но и колливады, например, друг и во многом единомышленник прп. Никодима прп. Афанасий Парийский. Мы проанализировали отношение к произведениям автора «Руководства» некоторых современных греческих богословов. Поводом к спорам об оценках его наследия послужила книга известного греческого философа и богослова Х. Яннараса «Православие и Запад в Новейшей Греции», где автор выступил с жёсткой критикой схоластических концепций, которые встречаются в ряде книг преподобного. В защиту Святогорца выступило множество богословов, а также монахи Святой Горы Афон. Последние даже выпустили «Заявление» Кинота. Единомышленники и защитники афонского святого провели два международных симпозиума, которые были собраны в Гумениссе в 1999 и 2009 г.

http://bogoslov.ru/article/6174814

159 Архимандрит Матфей Карпадакис, (f 1950) – один из главных деятелей старостильного движения внутри Элладской церкви, приведшего к выделению из нее в конце 1920-х «Истинно православной церкви Эллады», в которой он был поставлен епископом Вресфенским. – Перев. 160 Старец вспоминает чудесные знамения, которыми Господь укрепил в вере двух монахов, воздав им сторицей за многолетние труды. – Изд. 161 Иоанн (Иован) Углеша (f 1371) – правитель (деспот) Сербии, первым из светских владык пожертвовавший средства на строительство Симонопетры и впоследствии принявший там постриг. – Перев. 162 Отец преподобного Павла Ксиропотамского (f820), император Михаил I Куропалат, по прозвищу Рангаве, царствовал с 811 по 823 г., после чего отрекся от престола в пользу соперника и принял монашество. – Перев. 164 Ока и драми – старинные греческие меры веса, составляющие 1280 и 55 граммов соответственно. – Перев. 167 Катамонас, или Катемонас – лесистая местность близ Иерусалима, где находится обитель Симеона Богоприимца, устроенная, по преданию, на месте его дома и гробницы. 168 После Малоазийской катастрофы огромное количество беженцев было размещено в пятидесяти восьми привилегированных метохах Святой Горы. Площадь этих метохов составляла 1 млн. стремм стремма – 1 000 м 2 ], из которых 800 тыс. приходилось на земельные угодья и 200 тыс. на лесные. Кроме того, Священный Кинот реквизировал часть строений Пантелеимонова монастыря для нужд греческой армии (в том числе для госпиталя на тысячу раненых). Сбор денежных средств, произведенный по соглашению монастырей, принес 54 тыс. лир. 170 Скальцунис, Иоаннис (f 1905) – видный греческий богослов апологетического направления. – Перев. 172 Имеется в виду настоятель Эсфигмена Феодорит Лавриот. Будучи мужем многоученым и трудолюбивым, обладал беспокойным нравом. В период колливадских споров противостоял колливадам. Надзирая за печатанием книги Никодима Святогорца «Пидалион», внес в нее собственные замечания, чем глубоко опечалил составителя. 173 Настоятель Эсфигмена в 1905–1908 гг. Его книга «Святая Гора» вышла в Афинах в 1903 г. Переиздана там же в 1998 г. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имп. Никифор II Фока подарил новоустроенной обители главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского, имп. Василий II Болгаробойца и Константин VIII - главы прп. Михаила, еп. Синадского, и мч. Евстратия, левую руку свт. Иоанна Златоуста, имп. Константин IX Мономах - главы мц. Минодоры и прп. Феодора Освященного вместе с частью главы вмч. Феодора Стратилата. В XIX в. архим. Вениамин Лавриот, занимавший должность эконома подворья В. Л. в Молдавии, выкупил у местного тур. паши главу сщмч. Григория, просветителя Вел. Армении. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. В В. Л. также хранятся часть главы св. Иоанна Предтечи, часть руки свт. Нектария Эгинского, частицы мощей вмч. Меркурия, вмч. Прокопия, вмч. Артемия, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, первомч. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Антипы, мч. Кирика, вмч. Никиты, сщмч. Елевферия, прав. Иоанна Русского, сщмч. Фоки, вмч. Пантелеимона, равноап. Константина и Елены, прп. Андроника, прп. Сампсона Странноприимца, сщмч. Харлампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Евстафия, мч. Акиндина, вмч. Мины, сщмч. Ермолая, мч. Иакинфа, прмч. Стефана Нового, свт. Андрея, архиеп. Критского, прп. Даниила Столпника, первомц. Феклы, мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы, Фотинии, Анастасии и др. Из мощей афонских подвижников в В. Л. находятся мощи прп. Иоанна Кукузеля (целиком), прп. Акакия Нового Кавсокаливита (за исключением главы), главы преподобных Григория Доместика, Нила Мироточивого, Никодима Святогорца и др. В параклисе прп. Афанасия хранятся железные посох и наперсный крест святого, к-рый подвешивался на шею при помощи железного обруча. Внутри креста мощи мн. святых и воскомастика. В «Сказании о Св. Афонской Горе» (1560), в числе составителей к-рого был Феофан, экклисиарх В. Л., упоминаются честные власы Господа Иисуса Христа, Его пелены, млеко Пресв. Богородицы, кровь Иоанна Предтечи и др. (Сказание игум. Иоакима. С. 9). В монастырских записях упоминаются мощи, подаренные впосл. в благодарность за милостыню, нек-рые из них, возможно, были возвращены мон-рю: часть руки ап. Луки, частицы мощей прп. Луки Элладского, мц. Иулитты, 40 Севастийских мучеников, власы Пресв. Богородицы, части от даров волхвов, миро от мощей вмч. Димитрия ( Григорович-Барский. Второе посещение. С. 9-36).

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Прийдя в скит, Феофан остановился в келлии Филарета, причем ощущал в себе такое смущение и злобу, как никогда. К счастию его, в этот вечер один из братии благой беседой своей рассеял несколько злобные и мрачные чувства Феофана, но когда тот удалился и Феофан остался один, то злоба снова закипела в его сердце. Положив (на стол) св. мощи, Феофан лег, но уснуть не мог, так как голова его была полна воспоминаниями о тех обидах и оскорблениях, которые когда-либо перенес Феофан; сердце его пылало злобой и желанием отомстить. Наконец, перед самой утреней он заснул, и ему явился преподобный Нил в следующем видении. Представилось Феофану, что он идет из лавры в скит, а навстречу ему идет старец Анания, лавриот, в лавру, который был, как потом мы увидим, святой Нил. Поравнявшись с Феофаном, святой, на приветствие последнего, укоризненно покачал несколько раз головой и промолвил: «Так-то воздал ты мне за оказанное мною тебе благодеяние, неблагодарный человече?» Феофан: «А что я тебе сделал худого?» Святой: «А что еще хуже мог ты мне сделать? Ты, может быть, думаешь, что так и следовало разобрать меня на куски, чтобы они почивали завернутыми в грязном мирском белье?» (Последнее святой сказал потому, что, когда открылись его мощи, то бывшие при сем мастера-миряне взяли себе части мощей и, за неимением места для хранения их, поклали в сумки свои, завернув в белье.) Феофан: «Ты не предупреждал меня, чтобы я не сотворил сего» (т. е. не отрывал бы твоих мощей). Святой: «Из-за твоей неблагодарности разобрали и растащили меня. Это ты растаскал меня, неблагодарный». Затем святой повел речь о Феофане. «Доколе злобиться будешь? Доколе огорчаться, доколе оскорбляться будешь? Разве мало повторял я тебе, чтобы ты, когда найдет на тебя огорченье и гнев, побеждал их терпением? Не говорил ли я тебе, как поступать впредь и столь подробно, как действовать в том и в другом случае? Не обещался ли ты мне никогда не ступать больше на порог монастыря? Не предупреждал ли я тебя (что в противном случае беда будет)? Теперь же ты еще меня винишь во всем и в твоей гневливости!» (По-видимому, Феофан, страдая ту ночь от воспламенения в нем злобы и огорчения, роптал и винил святого).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010