Впоследствии, именно в 1757 году, ясский митрополит о руковозложении, совершенном Даниилом, так говорил агенту, посланному для расследований об Анфиме от киевского вице-губернатора: «а в прошлом 1756 году каковы прислал означенный лжеархиепископ (Анфим) к нему, ясскому митрополиту, два письма, оные, також и грамоту, по которой будто он, Анфим архиепископ, посвящен, показывал и о грамоте упоминал, то оная фальшивая, и ежели б она была подлинная, то должна б быть на греческом диалекте». Но грамота, о которой говорит здесь Иаков (она помещена ниже в примечании), дана была Анфиму впоследствии не на сан архиерея: эта грамота «избирательная» в «архиепископы всего православия», то есть в главные архиереи над всеми, бывшими тогда, старообрядческими архиереями. Не зная по-русски, Иаков, вероятно, принял эту грамоту за настольную на епископство, или за благословенную от Мисаила и Даниила. Но ведь Анфим писал же Иакову, что эту грамоту отнял у него католический епископ в Радомысле. Напротив, если бы грамота, которую представил Анфим Иакову, была написана по-гречески, она, бы должна была почесться за фальшивую, ибо старообрядческие архиереи ни в каком случае не написали бы ее по-гречески. Далее Иаков говорит русскому агенту: «А чтобы браиловский греческий митрополит объявленного лжеца в архиепископы посвятил, то неправда: оный митрополит Даниил человек ученый, постоянный и всякой чести достойный, которому по его благочинию знатная епархия поручена, и чтобы такого плута в такое знатное архиепископство посвятил, и подумать нельзя, да и без патриаршаго благословения никак митрополиту в архиепископы посвятить не можно». Однакоже Епифаний был посвящен ясским митрополитом без патриаршего благословения. От самого Даниила посланный из Киева узнать ничего не мог, ибо он в то время (1757) уже пропал без вести. Этому посланному так говорил митрополит Иаков. «А объявленный греческий митрополит Даниил в прошлом году, в ноябре месяце, был в турецком городе Белграде, и оттуда куда и зачем отъехал и где ныне находится, или от разбойников на дороге убит, — о том никакого об нем слуху в Яссах и поныне не имеется».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Церк. ист. VIII, 6; Lact. De mort., cap. 14–15. Кн. VIII, 6. Лактанций, впрочем, не называет по имени тех придворных христиан, кои подверглись казни от Диоклетиана в Никомидии; о них он говорит: potentissimi quandam eunuchi necati, per quos palatium et ipse ante constabat (Были убиты некогда влиятельные евнухи, благодаря которым и дворец, и сам (император) прежде твердо стояли). Сар. 15. Ср.: 14. Quum pars quaedam conflagrasset… ira infiammatus (Diocl.) excarnificari omnes suos protinus praecepit. Cap. 14. Cap. 15. VIII, 6. Что писатель сочинения De mortibus persecutorum был жителем Никомидии, это хорошо доказывает Hunziker. Op. cit. S. 121. VIII, 13. Этого Лукиана не следует смешивать с другим Лукианом, обер–камергером Диоклетиана, исповедовавшим христианство. ______________________ А так как сам Евсевий ясно дает знать, что Лукиан пострадал при соправителе Галерия Максимине в Никомидии, после личной беседы с этим государем, в 311 или 312 то отсюда следует, что Анфим пострадал тоже уже при Максимине, в одном году с Лукианом. Дальше, есть прямой факт, указывающий, что Анфим пострадал в указываемое нами время: Лукиан из темницы в Никомидии перед своей смертью писал к антиохийцам послание такого содержания: " Приветствует вас, весь сонм мучеников, возвещаю вам, что Анфим–епископ сподобился мученической кончины " Здесь Лукиан извещает о смерти Анфима как о новости, как факте, только что совершившемся на его глазах; нельзя думать, что Лукиан пишет здесь о смерти Анфима, совершившейся 8 лет тому назад, если принять с Евсевием, что Анфим скончался мученически в 303 Итак, Диоклетиан неповинен в смерти епископа никомидийского Анфима, который умер в 311 или 312 году. Вообще, нужно думать, что Евсевий в своей " Истории " перемешал что относилось к гонениям более позднего времени, то он приписал самому Диоклетиану; еще он утверждает, что вместе с Анфимом пострадал " целый сонм мучеников " , а так как нам теперь достоверно известно, что Анфим пострадал позднее, то с уверенностью можно полагать, что и этот сонм мучеников пострадал также позднее, и, значит, Диоклетиан невиновен в крови этих страдальцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

За болезнью митрополита Тимофея, киевская консистория писала об этом в июле 1757 года к Иакову молдавскому, но был ли какой ответ от него, из дела не видно. Положение Анфима было самое неприятное; оно было несравненно хуже, чем положение Афиногена перед обращением его в католическую веру. С одной стороны, отыскивает его русское правительство, с другой — люди ясского митрополита ищут, чтоб обрить и отправить в соляные копи, с третьей — некрасовцы, самые сильные теперь враги его, стерегут Анфима и во все места, где живут казаки, пишут, что если где появится «еретик Анфим», тотчас же его «в куль да в воду». Находясь в таком положении, он не смел никуда выглянуть из Ветрянки, где еще были у него немногие приверженцы. Но и эти отстали, когда получено было послание от ветковских отцов, в котором они уверяли своих одноверцев, что Анфим сущий обманщик и никогда в архиереи законным образом посвящен не был, что он даже и в иеромонахи-то никогда посвящен не был и сказался священником ложно. Анфим, видя, что и в Ветрянке от него отступаются, бросился в Чобурчи, но здесь ожидала его подготовленная некрасовцами беда. Войт слободы Чобурчей, Назар Алексеев, получив от некрасовцев требование утопить Анфима за то, что он, будучи у них, «много пакости учинил», давно поджидал несчастного лжеепископа. Как только он появился в Чобурчах, Назар Алексеев собрал «круг» на мосту через реку Днестр и объявил вины Анфима и требование некрасовцев. «В куль да в воду!» — закричали слобожане. Молодые схватили Анфима, связали ему руки и ноги, к шее привязали чувал и бросили с мосту в Днестр. Так кончил жизнь свою Анфим, сначала пользовавшийся громадным авторитетом у старообрядцев, а потом ненавидимый ими и пустившийся в доносы к православным митрополитам и патриарху на своих одноверцев, которых считал своею паствой. Не сохранилось о нем доброй памяти ни в одной раскольнической общине. Остались верными ему только — игуменья Елизавета, дьякониссы с малолетними детьми, да два попа: Матвей и Иосиф Буркины.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Пять иерархов Элладской Церкви намерены выставить свою кандидатуру на выборах Архиепископа Афинского и всея Эллады 2 февраля 2008 г. 11:33 Пять иерархов Элладской Православной Церкви намерены выставить свою кандидатуру на выборах главы Синода — Архиепископа Афинского и всея Эллады — после кончины Архиепископа Христодула , сообщает в пятницу греческое государственное телевидение со ссылкой на церковные источники. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) скончался в минувший понедельник от рака на 70-м году жизни и был похоронен в четверг в Афинах. Избрание нового Архиепископа состоится 7 февраля. Среди кандидатов в Архиепископы — пять архиереев: митрополит Фессалоникийский Анфим, митрополит Спарты Евстафий, митрополит Фив Иероним, митрополит Димитриады Игнатий и митрополит острова Сирос Дорофей. В настоящее время местоблюстителем Архиепископского трона является митрополит Каристийский Серафим, но он не планирует выставлять свою кандидатуру при избрании нового Предстоятеля. Двое из нынешних кандидатов — митрополиты Иероним и Анфим — уже выставляли свою кандидатуру на предыдущих выборах в 1998 году, когда победу одержал ныне покойный Христодул. Митрополит Иероним, по данным местной прессы, обеспечил себе поддержку не менее 20 членов Синода, то же относится и к влиятельному митрополиту Спарты Евстафию. Следом за ними идет митрополит Димитриады Игнатий, занимающий ту самую кафедру, которую до него четверть века занимал Архиепископ Христодул. Наконец, существенную поддержку имеет и митрополит Дорофей, который занимал высокие должности в Синоде на протяжении последних лет. Один из кандидатов, митрополит Анфим, старый соратник покойного архиепископа, уже успел попасть под огонь критики. Влиятельная Коммунистическая партия Греции назвала «провокацией» то обстоятельство, что в надгробной речи на похоронах Архиепископа митрополит Анфим упомянул в числе присутствовавших руководителей страны и бывшего короля Греции Константина, который утратил свои полномочия тридцать лет назад в результате референдума. Сам митрополит Анфим в ответ на обвинения коммунистов ответил, что «в Греции не принято бояться " бывших " ». Все пятеро кандидатов избегают публичных заявлений и оглашения программных положений, рассчитывая на поддержку иерархов, выраженную путем внутрицерковных процедур. На заседании Синода 7 февраля 77 митрополитов Элладской Церкви проголосуют за кандидатуру нового Архиепископа Афинского. Голосование пройдет в два тура. Чтобы победить в первом туре, кандидату потребуется набрать половину голосов плюс один голос. Во втором туре победит тот, кто наберет простое большинство голосов. Если же во втором туре два кандидата получат одинаковое количество голосов, тогда, после молитвы о правильном выборе, члены Синода прибегнут к жребию. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359134.htm...

44 . Анфим Чалыков, из болгар, урожденец из Кирк-клиссе, адрианопольской епархии. Родился в 1816 г. В 1836 г. отправился на Афонскую гору, где в одном из монастырей принял пострижение. В 1843 году поступил учиться в халкинское богословское училище и через четыре года окончил там курс первым учеником. После сего он был учителем в училище на своей родине. Отсюда через три года отправился в Смирну, где в евангельской школе определен на должность законоучителя и иерокирикса. Между тем, желая получить высшее духовное образование в России, он просил у св. Синода разрешения поступить в одну из духовных Академий. Получив дозволение, Анфим сперва поступил в херсонскую Семинарию для ознакомления с русским языком, и отсюда отправился в Троицкую Сергиеву лавру, где поступил в студенты Академии и окончил курс со степенью магистра в 1854 году. По окончании крымской войны, он проживал в одном из московских монастырей и в 1857 году уехал в Константинополь, и назначен учителем церковно-славянского и русского языков и церковной истории в халкинском училище. В 1858 году Анфим возведен в сан архимандрита и вскоре после того рукоположен был во архиерея и получил титул митрополита преславского (в Болгарии). В 1863 году он назначен ректором халкинской Семинарии. В 1867 г. переименован виддинским митрополитом; в 1872 г. был избран экзархом болгарским. По поводу тягучего болгарского вопроса, Анфим во время святительского служения терпел множество неприятностей, и великих трудов стоило ему выдержать себя пред лицем озлобленной на болгар патриархии. В начале русско-турецкой войны, в 1877 г. Анфим был низложен Портою и сослан в Ангору (Анкиру). По заключении мира в 1878 г. возвращен из заключения; по болезни, постигшей его вследствие множества беспокойств и огорчений, некоторое время отдыхал на родине, а потом вступил в управление виддинской митрополией, которой управлял до избрания в экзарха. Двадцатого курса (1856) 45 . Хрисанв Ретивцев, магистр. По окончании курса определен профессором костромской Семинарии по классу чтения св. Писания. В монашество пострижен в 1857 г. В сентябре 1858 года переведен в казанскую Академию на должность бакалавра основного и полемического богословия. В 1865 году перемещен в петербургскую Академию на кафедру нравственного богословия; в 1866 г. получил сан архимандрита и определен инспектором Академии. В 1869 г. переведен в петербургскую Семинарию на должность ректора; 29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа астраханского; в декабре 1877 г. переведен на нижегородскую епархию. Напечатанные сочинения его:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Местные миряне знали, что духовный человек не смотрит на деньги и не требует посчитать сумму. Он давал пятак, потому что на Афоне все стоило очень дешево, и ему в мешочек клали товары. Когда он приносил покупки в скит, послушники, видя, что он потратил все скитские деньги, а принес мало, говорили с искренней болью: –  Эх, старец, опять у тебя выманили все деньги. А он их утешал, объясняя, что никогда не оставит их ни Пресвятая Богородица, ни праведная Анна. –  Ведь мы иноки, – говорил он, – и наши заступники – Матерь Божия и богородительница Анна. Куда бы мы ни пошли, нас будет опережать их чудесное заступление и мы ничего не лишимся. Монахи, оставшись совсем без денег, печалились, но по-прежнему верили в заступление Царицы Небесной. Они усиливали свой труд и покупали то, в чем нуждались. И бедность помогла им соединиться с Богом. Здесь, в скиту, очень многие безмерно чтили своего старца, приходили к нему и исповедовались. Среди них был и схимонах Анфим. Когда он был в миру, то трудился в турецких областях и местные ходжи трижды его обрезали! Отец Мина сначала недоумевал, какую епитимию ему за это наложить. Но потом сказал ему: «Совершай подвиг терпения здесь, и праведная Анна поможет тебе спастись». Отец Анфим благоговейно послушался слов старца, однако диавол столь позавидовал его спасению, что воздвиг в нем страшное плотское борение, напоминая о наслаждениях мира. Отец Анфим с рыданием упрашивал всякий раз отца Мину помолиться святой Анне, чтобы та освободила его от плотского борения. Наконец, отец Анфим придумал себе епитимию: таскать бочки по сто окадов из гавани в скит. По дороге он ни разу не присаживался, разве что давал себе передышку минуты две, не больше, плача и рыдая, и упрашивая Бога освободить его от жгучих стрел лукавого, а после продолжал свой путь. Старец видел, чем тяготится его ученик, и старался помочь своими отеческими советами в его духовной брани. Всеблагой Бог, видя труды отца Анфима, его искреннее покаяние перед Церковью и чистое исповедание православной веры, сподобил его достичь меры истинного покаяния. Весьма скоро схимонах Анфим почил блаженной кончиной, будучи полностью готов к смерти, и отправился в Царствие Небесное. Когда позднее отец Мина вспоминал своего ученика, то говорил: «Слава Тебе, Боже, за то, что брат завершил путь своей жизни в покаянии и православном исповедании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На пост Предстоятеля Элладской Православной Церкви претендуют 5 митрополитов 04.02.2008 Пять иерархов Элладской Православной Церкви намерены выставить свою кандидатуру на выборах главы Синода - Архиепископа Афинского и всея Греции после смерти предыдущего Архиепископа — владыки Христодула, сообщает греческое государственное телевидение со ссылкой на церковные источники. Архиепископ Элладский Христодул (Параскеваидис) скончался в понедельник 28 января от рака на 70-м году жизни и был похоронен 31 января в Афинах. Избрание нового Архиепископа состоится 7 февраля. Среди кандидатов в архиепископы - пять архиереев: митрополит Фессалоникский Анфим, митрополит Спарты Евстафий, митрополит Фив Иероним, митрополит Димитриады Игнатий и митрополит острова Сирос Дорофей. В настоящее время местоблюстителем Архиепископского престола является митрополит Серафим Каристийский, но он не планирует выставлять свою кандидатуру при избрании нового Предстоятеля Элладской Церкви. Двое из нынешних кандидатов - митрополиты Иероним и Анфим - уже выставляли свою кандидатуру на предыдущих выборах в 1998 году, но проиграли ныне покойному Архиепископу Христодулу. Митрополит Иероним, по данным местной прессы, обеспечил себе поддержку не менее 20 членов Синода, то же относится и к влиятельному митрополиту Спарты Евстафию. Следом за ними идет митрополит Димитриады Игнатий, занимающий ту самую кафедру, которую до него четверть века занимал Архиепископ Христодул. Наконец, существенную поддержку имеет и митрополит Дорофей, который занимал высокие должности в Синоде на протяжении последних лет. Один из кандидатов, митрополит Анфим, старый соратник покойного Архиепископа, уже успел попасть под огонь критики. Влиятельная Коммунистическая партия Греции назвала " провокацией " то обстоятельство, что в надгробной речи на похоронах Архиепископа владыка Анфим упомянул в числе присутствовавших руководителей страны и бывшего короля Греции Константина, который утратил свои полномочия 35 лет назад в результате референдума. Сам митрополит Анфим в ответ на обвинения коммунистов ответил, что " в Греции не принято бояться " бывших " . Все пятеро кандидатов избегают публичных заявлений и оглашения программных положений, рассчитывая на поддержку коллег-митрополитов, выраженную путем внутрицерковных процедур. На заседании синода 7 февраля 77 митрополитов Элладской Церкви проголосуют за кандидатуру нового Архиепископа Афинского. Голосование пройдет в два тура. Чтобы победить в первом туре, кандидату потребуется набрать половину голосов плюс один голос. Во втором туре победит тот, кто наберет простое большинство голосов. Если же во втором туре два кандидата получат одинаковое количество голосов, тогда, после молитвы о правильном выборе, члены Синода прибегнут к жребию. РИА «Новости»/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.02.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4400.html

В 1752 году Анфим получил от лжеепископа Афиногена сан архимандрита, в каковом действовал по-архиерейски, поставляя попов и диаконов и рассылая их по разным местам. Когда подобные незаконные и святотатственные действия встретили сильное противодействие со стороны некоторых поповцев, то Анфим, снедаемый желанием быть епископом у поповцев, просил Афиногена, не имевшего тогда возможности пребывать на одном месте, о заочной хиротонии. В великий четверток, 11-го апреля 1753 года, Афиноген обещал служить литургию, каковую в то же время должен был служить и Анфим, который в определенное церковным уставом время должен возложить на себя архиерейские облачения в полной уверенности в том, что в это время Афиноген служит литургию и читает молитвы хиротонии; между тем, когда Анфим возлагал на себя архиерейские облачения, тогда Афиноген, вынужденный оставить мнимое епископство, ходил в мундире полского жолнера. В дань такого странного, не слыханного еще в истории своего посвящения в епископский сан, Анфим поставил попа и диакона. После этого он успел поставить еще несколько попов и диаконов. Скоро поповцы узнали способ посвящения Анфима в сан епископа и стали относиться к нему подозрительно и даже враждебно. Это обстоятельство заставило Анфима переходить с места на место; во время странствования поймали его Некрасовцы, которые связали ему руки и ноги, посадили в куль и бросили с моста в Днестр. Так трагически кончил свою жизнь третий самозванный старообрядческий архиерей. Кроме указанных трех самозванных архиереев были у поповцев еще три архиерея: Феодосий, Анатолий Мелес и Рафаил. Феодосий поставлен для Некрасовцев Херсонским епископом Гедеоном, по приказанию турецкого султана, но за привязанность к православию Феодосий недолго служил Некрасовцам, пригласившим вместо него в 1755 г. известного нам лжеепископа Анфима к себе. Анатолий Мелес, поставленный во епископа Константинопольским патриархом Кириллом и действовавший некоторое время у раскольников, в 1760-м году сослан в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sostojan...

Помимо этого, Анфим прославился как заботливый и деятельный пастырь, как блестящий и «острый» проповедник и писатель, а также как неутомимый зиждитель храмов и монастырей (он не только руководил строительством; на стенах и воротах обители Всех Святых в Бухаресте - и, вероятно, не только там - узоры были резаны рукой самого Анфима, в то время уже бывшего митрополитом Валахии). В качестве писателя, издателя и иерарха Анфим сыграл выдающуюся роль в развитии литературного и богослужебного румынского языка. И это притом, что поначалу, по прибытии в Валахию, местный язык не очень давался ему! Как все неординарные люди, Ивериянин имел не только друзей и союзников. В 1716 году, спустя два годапосле мученической кончины своего друга и покровителя - святого Константина Бранкована, казненного турками, Анфим по их же наущению был низвергнут с митрополичьей кафедры, осужден на изгнание и по пути к месту ссылки жестоко убит. Его канонизация в мученическом чине Румынской Поместной Церковью состоялась в 1992 году; память священномученика Анфима празднуется в Румынии 27 (14) сентября, а в Грузии - 26 (13) июня. В те дни, когда святитель Анфим совершал свое служение, геральдика восточнохристианского мира едва начала пробуждаться от забытья, в которое она - и без того запоздалая - была ввергнута оттоманским завоеванием XV века. На Западе гербовые обычаи процветали - как среди мирян, так и в церковных кругах. Народы, привычные к Православию и византийскому наследию, постепенно осваивали геральдические премудрости, и в их геральдических опытах поневоле бывало много поверхностного и подражательного. В этом контексте особенно интересен герб Анфима Ивериянина. Нет сомнений, что владыка Анфим сам сочинил его, проявив одновременно строгое чувство композиции, деликатный грузинский юмор (как здесь не вспомнить работы Резо Габриадзе!), приверженность общеевропейской моде на аллегории, гомилетический талант (улитка, тянущаяся ко звезде - это очевидная «проповедь в образах») и пастырскую скромность (герб в известной мере оказывается полным самоиронии символическим автопортретом иерарха). Предполагать, что Ивериянин мог воспользоваться родовым гербом своего семейства, не приходится: в грузинских царствах и княжествах того времени, даже среди высшей знати, основы геральдики были почти совершенно неведомы - хотя, заметим, между прочим, впоследствии Грузия подарила себе и миру череду настоящих геральдических шедевров.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  5.0 из  5) VI. Анфим Смиренный епископ, преобразившийся в ловкого капитана, целомудренный постник, женившийся на польской красавице, произвел громадный скандал во всем русском и зарубежном старообрядстве. Все и повсюду признали его обманщиком и самозванцем, кроме попов, им рукоположенных, которым не хотелось расстаться с полученным священством, доставлявшим хорошие средства к жизни. Но и им плохо приходилось: их никто не принимал в домы с требами, над ними смеялись, называя в шутку «капитанами» и «жолнерами». Но Афиноген был не последним лжеепископом. Вслед за ним явился новый, называвший себя архиепископом кубанским и Хотинские Раи. Звали его Анфим. Как Афиноген отличался своею красивою, привлекательною наружностью, так преемник его неблагообразием. Лет пятидесяти от роду, среднего роста, плечистый, лицо полное, красное, обезображенное оспой и покрытое угрями, глаза кровавые, небольшая черная борода, длинные черные волосы и рваные палачом ноздри — вот наружность новоявленного у зарубежных старообрядцев епископа. Родом был он с Дону, но неизвестно, из казаков или из поповичей. Был человек начитанный, сведущий в писании и церковных уставах — качества, весьма ценимые старообрядцами и во всякое время доставлявшие в среде их большой авторитет тому, кто обладал ими. Но в то же время Анфим, по выражению современника его, Ивана Алексеева, был «муж забеглаго ума, своенравен и бессовестен». Великую известность, великое уважение получил он сначала между старообрядцами, ибо много пострадал за старый обряд и «древлее благочестие», что доставило ему и славу «страдальца». Сделался он столпом старообрядчества, и вдруг гордость и любоначалие до того обуяли его, что натворил он дел необычайных, каких «ведущие его отнюдь и в мысли имяху». Предмет всеобщего благоговейного уважения сделался предметом смеха. «Велию, — говорит Иван Алексеев, — тот Анфим науку собою показа внимающим, что деет любоначальство и коим концом любящие мирския чести овенчевают».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010