Всего одну веру. Ап. Павел говорит: „один Господь, одна вера“... ( Еф.4:5 ). В самом деле, если Господь один, то мог ли Он давать о Себе несколько противоположных учений, которые содержатся в разных верах? Это немыслимо. Единый Господь даровал людям одну истинную религию или веру. Прежде такой верой было иудейство· ( Рим.9:4 ). С пришествием Христа, его заменило христианство ( Гал.3:24–26 ). И вот о христианской вере ап. Павел засвидетельствовал, что она – истинная одна на земле ( Еф.4:5 ). Значит, так называемые, многие христианские верования не принадлежат Христу, а выдуманы людьми, по заблуждениям или ради корысти. Сколько же истинных Церквей на земле? Церковь Христова истинная – тоже одна. Это с несомненностью следует из учения ап. Павла. Св. Павел уподобляет Церковь телу Христову. Как тело человеческое состоит из многих членов, а в соединении эти члены образуют одно тело, так и Церковь ( 1Кор.12:12,13 ) ... Сколько бы ни было в ней верующих христиан, к какому бы племени они ни принадлежали, Церковь Христова. вселенская – одна. Почему? Потому что „все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом“ ( 1Кор.12:13 ). Поэтому, если мы видим христиан, отпавших от вселенской Христовой Церкви и мечтающих о себе, что они тоже составляют Церковь , – это обман. Таким самообманывающимся людям мы должны сказать словами ап. Павла: не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны“ ( 1Кор.12:21 ). Жизнь нас учит, что если ногу или руку оторвать от тела и положить отдельно, то они сгниют. Погибнет и всякий христианин без тела Христова – Церкви. Об этом Господь сказал: „кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего“ ( Ин.15:5 ). Итак, без Христа, Который пребывает в Своей истинной Церкви, нет надежды на спасение... Анфим стоял в глубоком раздумье и соображал. Потом он с волнением в голосе спросил: – Что же, неужто все язычники погибнут за то, что они не христиане? Жестокое ваше учение!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грешник призывается Богом к тому, чтобы ему не соглашаться со своим грехом, восставать на него и бороться с ним. Тогда и внешне человек меняется, когда гниль греха покидает его. Один человек потерял неожиданно имущество, расхищенное неизвестными ворами. Сердце его ожесточилось, и он впал во многие страшные грехи. В несчастии многие люди впадают в греховное исступление. Но совесть обличала его, и он отправился в Лавру преподобного Сергия. Когда он шел по лесу – это событие происходило в 1907 году – и уже увидел золотые купола Лавры, в сердце его мелькнула мысль о самоубийстве. Диавол нашептывал ему: сверни с дороги в лес и там на дереве поясом удавись. Ему казалось, что в его беде никто не сможет, да и не захочет ему помочь. Он уже хотел наложить на себя руки, как вдруг увидел: ветви деревьев тихо раздвинулись, и показался дивный старец. Грозя указательным пальцем, он сказал: «Не дерзай погубить себя и сделаться слугою диавола. Покайся, и Господь поможет тебе в дальнейшей твоей жизни». Потом чудный старец исчез. Несчастный был так потрясен, что бросил пояс и поспешил с плачем в обитель преподобного Сергия. В Лавре он припал к мощам Преподобного и начал рыдать, там его и заметил иеродиакон Анфим, который необыкновенно любил богомольцев и называл их «гостями» преподобного Сергия. Он подошел к нему и спросил: «Что вы так рыдаете, так плачете?» Несчастный грешник, успокоившись, рассказал отцу Анфиму все, что с ним стряслось. Покаяние и молитва у раки Преподобного утешили его, он стал смотреть на мир совсем другими глазами, и его душа совершенно преобразилась. Он вышел из обители, как новорожденный младенец, изменился и внешний его вид – то, что называется зрак лица. Глубокое раскаяние осоляет душу и предохраняет ее от греховного распада и разложения. 2  См.:  Феофилакт , блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. 3  См.: Там же. 4  «И к Вседержителю Богу приходят не иначе, как чрез Христа. Так и народ всё, что только хочет, пусть делает известным епископу чрез диакона и таким образом исполняет его мнение. И в прежние времена ничто освященное не приносилось или не бывало в храме без священника.  Ибо уста священника , – говорит в одном месте пророк, –  должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа  (Мал. 2: 7)». – Апостольские постановления.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) 1084 межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы. Но 1085 они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. И отвращались и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог, и (гневно) воззрел 1086 , и уничижил сильно Израиля, И отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, И отдал в плен крепость их и красу их – в руки врагов 1087 . И предал 1088 мечу народ Свой и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были, Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы 1089 . Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина 1090 . И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. И отверг селение Иосифа, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. И построил, как (жилище) единорога 1091 , святилище Свое, на земле основал его 1092 на век. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От 1093 доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое. И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно 1094 руками своими путеводил их 1095 . 1052 Греч. οκ πιστθη μετ το Θεο – слав. не увери с Богом – букв., но неясно. У преосв. Порфирия не удостоверял Богом (духа своего) – тоже не лучше. «Не приобрели твердой веры в Бога и противились Его уставам» (ср. 22 и 37 стт.) (Афан. Вел. и Феодорит). 1055 Слав. представи соответствует παρστησε – букв. поставил сбоку, приставил к ним – минуск. (более 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] text. recept., Фильд и Тишендорф – στησεν. 1056 Не дал им разливаться и затоплять путь евреев, как бы собрав их в мех и поставив вокруг евреев. Так понимают свт. Афанасий, бл. Феодорит, патр. Анфим, Гоберг, Вульгата ([quasi] in utre [др. чтт. quasi in utrem или quasi utrem]), преосв. Порфирий, в слав. неясно: яко мех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Послание 51(239). К Стефану сыну Добрый и возлюбленный сын Стефан, пришел ко мне авва Анфим, и точно как бы тебя увидев, я спрашивал его, как ты поживаешь. Ибо обязанность настоятельства требует этого; так я поступил и с братом твоим Анфимом. И узнал я, что вы имеете любовь между собою, но не такую, какой требует истина между верными братиями о Господе. Что это значит, что не все у вас общее, но ты имеешь свои деньги, и он имеет свои деньги, чем и нарушается любовь? Ибо как может быть одна душа и одно сердце там, где употребляются слова: мое и твое? Отсюда подозрения, отсюда злословия. От этого не Христос среди вас, сказавший: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ), но враг душ наших, расторгающий члены Христовы. Ибо очевидно, что где своекорыстие и необщительность, там нет Христа. При апостолах, по Писанию, «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Не стыдно ли теперь, простите, вам двоим не иметь все общим, тогда как при апостолах у такого множества верующих была общность? Посему там был Христос, а между вами нет, хотя и тяжки эти слова; ибо иначе вы были бы единодушными, согласными, единомысленными, поддерживали бы друг друга, заботились бы друг о друге, были бы довольными, послушными, обходительными, веселыми, довольствовались бы тем, что есть, проводили бы жизнь приятную и при одном только хлебе и воде, какую проводили святые. А теперь происходит противное тому, как выше сказано. Отсюда у вас и беспокойство о том, чтобы прибавить еще одну серебряную или одну золотую монету к деньгам, уже собранным; это страсть сребролюбия и дело Иудино. Я спрашиваю, а вы отвечайте мне: есть ли у вас хлеб и вино, и немного масла с другими необходимыми припасами для пропитания тела на один месяц или на два? Если дадите утвердительный ответ, то благодарение Господу; а если нет, то купите на деньги, которые недавно я дал вам, и не будет никакого беспокойства, никакого смущения. Я знаю, что их достанет на нужды и в течение четырех месяцев. А когда будете нуждаться, то опять так или иначе прибавлю – и посредством ваших собственных трудов. Питающий все пропитает и вас. Вот превосходная жизнь; таким образом, вы будете иметь Христа между вами, то работая, то молясь, то отдыхая, то читая. И воссияет вам приятный свет, и взирающим на вас вы будете любезны, и Бог прославится в вас и взаимно прославит вас и ныне, и в будущем веке; и для нас, грешных, вы будете хвалою, и для всего братства славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

После того, как святой произнес сии слова, мучитель повелел бить его камнями по шее. Анфим же, с благодарностью принимая эти побои, как начало страданий за Христа и основание венцов мученических, желал еще больших страданий, желая наследовать высшее воздаяние и, то насмехаясь и поругаясь над мучителем, то приводя его в сильнейший гнев, чтобы повелел мучить его тягчайшими страданиями, повторял грозное пророческое слово: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11). Сии слова пронзили сердце мучителя яростью, и он повелел раскаленными острыми железными кольями насквозь просверлить ноги священномученика. Но и сие мучение было для святого радостью, ибо он, радуясь, прославлял Бога, сподобившего его терпеть за имя Господа Иисуса Христа таковые страдания. Потом Максимиан повелел положить по земле острые черепки, возложить на них страдальца нагим и в таком состоянии бить еще сильнее палками, чтобы сердце его пронзала сугубая боль: сверху от биения палками, снизу от острых черепков. Но святой и тогда не отчаялся в своей победе над мучителем, воспевая: «Благодарю Тя, Господи, Царю веков, «ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня» (Пс.17:40-41). Тогда мучитель изобрел иную муку: раскалив медные сапоги, надели их на ноги Анфима. Но Божественная благодать свыше осенила страдальца, укрепляя его в страданиях, и он слышал голос, обещавший ему вскоре венец небесный, и сей голос исполнил сердце его блаженством. От сего Божественного утешения святой начал явно пред всеми не обращать внимания на мучения, и лицо его озарилось небесною радостью, как будто он не претерпевал никакого страдания. При виде этого, мучитель изумлялся и говорил про святого Анфима, что он — волхв и посредством какого-то волшебства превозмогает огненную силу жжения. Стали спрашивать его: почему он, находясь в таких мучениях, радуется? — Потому я так радуюсь, — отвечал святой, — что настоящие страдания служат мне твердым упованием обещанных благ, в скором же времени я препобежду твою надменную гордыню и докажу, что твои боги много беспомощнее сил человеческих, и ты будешь каяться о злобе своей во веки, но без пользы, — и не прежде отойдешь из сей жизни, чем будешь осужден на вечную погибель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потом, взглянув на множество дорогих вещей, которыми они торговали, воскликнул: «Отрекаемся от вас и от всего тленного и идем за Христом!» Затем все вышли вон. Двери дома были заперты и опечатаны, а трех святых братьев солдаты, связав вместе, повели к императору Максимиану. Увидев их, император улыбнулся и сказал: — Кто приказывал связывать этих юношей? я уверен, что они — друзья наших богов. И он велел сейчас же развязать их и спросил их: — Прежде всего скажите, каждый, как ваши имена и из какого вы рода? — Самое дорогое и славное для нас имя — христиане, — отвечал за всех Евстафий, — как старший; а при рождении — я назван Евстафием, брат мой, что — направо, — Феспесием, а налево — Анатолием; мы — братья по плоти, родились здесь от одних отца и матери, а отец наш, родом из Галатии, был пресвитером христианским. — Кто поставил, — спросил Максимиан, — вашего отца пресвитером? — Тот, — отвечал Евстафий, — кого ты недавно незаслуженно подверг смертной казни: святой Анфим, епископ нашего города; он и меня поставил в диаконы, чтобы я служил иереям Божиим, при совершении ими пресвятых и пречистых Таин Христовых. Тогда царь сказал: — Перестань говорить нелепости; поклонись лучше вместе с братьями нашим богам, и я вам дам почетное и славное положение при моем дворе. Если же нет, то я осужу вас на смерть от меча. Святые в один голос отвечали: — Делай, что хочешь: мы — христиане и поклоняемся одному только Богу, сотворившему небо и землю, Его Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Животворящему Духу; а вашим скверным и гнусным идолам не поклонимся никогда. Разгневанный этим ответом, Максимиан велел повалить их на землю и бить палками. После долгих истязаний святые, как бы одними устами, воскликнули к Богу: «Слава тебе, Господи, что сподобились мы принять мучения за Твое святое имя». А святой Евстафий прибавил еще: «Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои (Пс 128, 2—3), — помоги нам, Боже, Спаситель наш».

http://pravicon.com/info-1751

Преп. Никон Оптинский учил: «Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид». В Писании сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис. 3:9 ). Грешник своим видом, как бы он ни стремился скрыть свою порочность от других людей, свидетельствует о себе более, чем тысяча обвинителей. Порочный человек везде видит знаки и приметы своей порочности, он узнаваем во грехе. Как бы он ни старался скрыться, имитируя благочестие, его грех как каинова печать лежит на его челе. Грешник призывается Богом к тому, чтобы ему не соглашаться со своим грехом, восставать на него и бороться с ним. Тогда и внешне человек меняется, когда гниль греха покидает его. Один человек потерял неожиданно имущество, расхищенное неизвестными ворами. Сердце его ожесточилось, и он впал во многие страшные грехи. В несчастии многие люди впадают в греховное исступление. Но совесть обличала его, и он отправился в Лавру преп. Сергия. Когда он шел по лесу, – это событие происходило в 1907-м году, – и уже увидел золотые купола Лавры, в сердце его мелькнула мысль о самоубийстве. Дьявол нашептывал ему: сверни с дороги в лес и там на дереве поясом удавись. Ему казалось, что в его беде никто не сможет, да и не захочет, ему помочь. Он уже хотел наложить на себя руки, как вдруг увидел: ветви деревьев тихо раздвинулись и показался дивный старец. Грозя указательным пальцем, он сказал: «Не дерзай погубить себя и сделаться слугою дьявола. Покайся, и Господь поможет тебе в дальнейшей твоей жизни». Потом чудный старец исчез. Несчастный был так потрясен, что бросил пояс и поспешил с плачем в обитель преп. Сергия. В Лавре он припал к мощам Преподобного и начал рыдать, там его и заметил иеродиакон Анфим, который необыкновенно любил богомольцев и называл их «гостями» преп. Сергия. Он подошел к нему и спросил: «Что вы так рыдаете, так плачете?» Несчастный грешник, успокоившись, рассказал отцу Анфиму все, что с ним стряслось. Покаяние и молитва у раки Преподобного утешили его, он стал смотреть на мир совсем другими глазами, и его душа совершенно преобразилась. Он вышел из обители, как новорожденный младенец, изменился и внешний его вид – то, что называется зрак лица. Глубокое раскаяние осоляет душу и предохраняет ее от греховного распада и разложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Псалом 82 1. Песнь – псалом 1135 . Асафа. Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток 1136 , Боже! Ибо вот враги Твои возшумели и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили охотно 1137 коварный умысел и совещались на святых Твоих. Сказали: «Придите и истребим их из (среды) народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля». Ибо совещались единодушно вместе, против Тебя заключили союз: Селения идумейские и измаильтяне, Моав и агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалик, иноплеменники 1138 вместе с жителями Тира, И Ассур пристал к ним: они стали заступлением для сынов Лота 1139 . Поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне 1140 , Которые были истреблены в Аендоре, сделались, как навоз на земле. Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана 1141 , всех князей их, Которые сказали: «Возьмем себе во владение святилище Божие». Боже мой! Положи их, как колесо, как солому пред ветром 1142 . Как огонь сожигает дубравы, как пламя опаляет горы, Так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи 1143 их в смятение 1144 . Покрой лица их бесчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, что имя Тебе – Господь: Ты един Вышний над всею землею 1145 . 1137 Слав. волею по-греч. соответствует γνμ – 21, 144, 170, 172, 208, 210, 226, 276, 277, 289; а ват., [син.,] алекс., Феодорит, text. recept., Анфим – вин. пад. γνμην. 1139 «Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев» (Феодорит). 1143 Буд. вр. переводим, по контексту (в соответствии с 12.14.17 стт.), повелительным накл. Так и в синод. пер., и у Зигабена. 1144 Сделай «чистыми» от них поля и земли иудейские, как «очищает» огонь леса и дубравы, и приведи их в смятение, как пламя «кружит и клубится» в сожигаемых горах и дубравах. 1145 Все псалмы Асафа (72–82), кажется, проникнуты одною мыслию: утешить народ в современной скорби и страданиях (м. б., эпохи плена) верою в Господне всемогущество, Его правосудие, наказывающее за грехи, Его любовь к евреям и мессианские обетования. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Γεδεν. Σ. 560. 514 Ibid. Σ. 582. 515 Муравьев А. И. Указ. соч. Ч. И. С. 191, 316. 516 Там же. С. 291. 517 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ τν λωσιν. Σ. 365-366; Βενδτς. Σ. 87; Μακραος. Σ. 208 518 Κομνηνο Υψηλντος. Σ. 367-369. 519 По другому известию (Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 520 Κομνηνο Υψηλντον. Σ. 369-370; Μακραος. Σ. 210. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 522 Βενδτς. Σ. 88. 523 Μακραος. Σ. 223. 524 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 786 (греч. подлинник - Σ. 142- 143). 525 Ricaut. Historia de l " eglise Grecque. Р. 111-112. 526 Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий. 3-е изд. СПб., 1900. С. 709. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485-486; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник - Σ. 140-141). 528 Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 648 (греч. подлинник - Σ. 132). 529 Λοσιθου. Σ. 1175; Γεδεν. Σ. 577. 530 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774-1780); Гавриил IV (1780-1785); Прокопий (1785-1789); Неофит VII (1789-1794); Герасим III (1794-1797); Григорий V (1797-1798); Неофит VII, вторично (1798-1801); Каллиник V (1801-1806); Григорий V, вторично (1806-1808); Каллиник V, вторично (1808-1809); Иеремия IV (1809-1813); Кирилл VI (1813-1818); Григорий V, в третий раз (1818-1821); Евгений II (1821-1822); Анфим III (1822-1824); Хрисанф (1824-1826); Агафангел (1826-1830); Константий I (1830-1834); Константин II (1834-1835); Григорий VI (1834-1840); Анфим IV (1840-1841); Анфим V (1841-1842); Герман IV (1842-1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845-1848); Анфим V, вторично (1848-1852); Герман IV, вторично (1852-1853); Анфим VI, вторично (1853-1855); Кирилл VII (1855-1860); Иоаким II (1860-1863); Софроний III (1863-1866); Григорий VI, вторично (1867-1871); Анфим VI, в третий раз (1871-1873); Иоаким II, вторично (1873-1878); Иоаким III (1878-1884); Иоаким IV (1884-1886); Дионисий V (1887-1891); Неофит VIII (1891-1894); Анфим VII (1895-1897); Константин V (1897-1901). Теперь патриаршую кафедру занимает Иоаким III, во второй раз. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов. 532

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010