Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАГЕОРГИЕВИЧИ (Караджорджевичи) [серб. серб. княжеская (1808-1859) и королевская (1903-1945, фактически до 1941) династия. Основана лидером первого сербского восстания против турецкого владычества (1804-1813) Карагеоргием; правила с 1808 г. с длительными перерывами по 1918 г. в Сербии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929) и Королевстве Югославия (1929-1945). Карагеоргий Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) (Караджордже) (наст. имя Джордже Петрович; 14.11.1768, с. Вишевац, близ Крагуеваца, - 25.07.1817, с. Радоване близ Смедерева), основатель династии, род. в бедной крестьянской семье на территории Османской империи. Прозвище Караджордже (Чёрный Георгий) получил из-за смуглой кожи, черных волос и глаз, жестокого и вспыльчивого характера. В 1785 г. женился на Елене Йованович (1767-1771 - 9.02.1849, Белград) и вскоре уехал с семьей в Австрию. Согласно легендам, К. убил отца (или отчима), к-рый уговаривал его не покидать родину и смириться с властью турок (эта история стала сюжетом «Песни о Георгии Чёрном» из цикла «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. в чине унтер-офицера командовал серб. отрядом, воевавшим на стороне Австрии. После войны вернулся в Сербию. Принял активное участие в стихийном протесте сербов против произвола мятежных янычар, захвативших в 1802 г. Белградский пашалык и игнорировавших указания султана. В февр. 1804 г., после истребления янычарами серб. старейшин (т. н. сечи кнезовой), собравшиеся в местечке Орашац сербы избрали Карагеоргия вождем и приняли решение о начале вооруженной борьбы против произвола янычар. Согласно легендам, в авг. 1805 г. еп. Ужичко-Шабацкий Анфим (Зепович) помазал вождя восстания св. миром ( Bpyja С. Еп. Антим и први српски устанак//ЗбМСИ. 1977. Бр. 15. С. 152). Благодаря Карагеоргию целями борьбы вскоре стали серб. политическая автономия и создание Сербского княжества. Под его командованием повстанцы одержали ряд побед и освободили Белград (12 дек. 1806), который стал центром княжества Сербия. В 1808 г. Правительствующий совет восставших провозгласил его наследственным «верховным сербским предводителем». Благодаря его поддержке были восстановлены многие правосл. храмы и возведены новые, в мон-ре Жича были построены братские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей (Зепович), еп. Ужичско-Шабацкий [серб. Антим] (Зепович; ок. 1762, о. Миконос, Греция - † неизв.), еп. Ужичско-Шабацкий К-польского Патриархата (1802-1814). До 1802 г. протосинкелл Ираклийской митрополии К-польского Патриархата. После перевода митр. Ужичско-Валевского Даниила в Трново К-польский Патриархат поставил на освободившуюся кафедру А., к-рый перенес кафедру из Валево в Шабац. Во время Первого серб. восстания (1804-1813) А. поддерживал многие начинания повстанцев. Вместе с митр. Леонтием (Ламбровичем) участвовал в сходе повстанческих старейшин, направивших австр. правительству и митр. Стефану (Стратимировичу) прошение о помощи серб. народу в борьбе против тур. владычества. В авг. 1805 г. принял участие в собрании в Боговачавском мон-ре , на к-ром вождем серб. народа был провозглашен Георгий Петрович (Карагеоргий) и А. был призван его миропомазать. Положение А. и его участие в освободительной борьбе сербов осложнялись тем фактом, что он находился в юрисдикции К-польского Патриархата. А. был тесно связан со своей серб. паствой и пользовался полным доверием и поддержкой митр. Карловацкого Стефана, чья хиротония не была признана К-польским Патриархатом. А. был вынужден бежать в Австро-Венгрию, и митр. Стефан обеспечил ему безопасное проживание в империи. После того как власти настояли на том, чтобы он покинул г. Сремска-Митровица, А. удалился в Бешеновский мон-рь (Сербия), где братия радушно приняла его как друга и сподвижника митр. Стефана. В 1807 г. возвратился в епархию и вновь занял свою кафедру. Намерение Карагеоргия поставить А. в сан митрополита Белградского (1812) не осуществилось. В серб. историографии признана важная и позитивная роль А. в событиях Первого серб. восстания. Сохранились 2 портрета А. 1811 г.- в Бешеновском мон-ре и в митрополичьей резиденции в Сремски-Карловци. Лит.: Р. О шабачком владици Антиму (1802-1806). Београд, 1941; Bpyja С. Епископ Антим и први српски устанак//Зборник за ucmopujy Матице српске. Нови Сад. 1977. 15. С. 150-168; Л. Портрет епископа Антима Српске православне цркве. Београд, 1981. С. 248-260; Српски jepapcu. С. 18. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/114124.html

При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Вскоре среди старообрядцев появился новый мнимый епископ Анфим, монах Кременского монастыря, утверждавший, что он будто бы поставлен был в иеромонаха воронежским епископом Иоакимом. За свое уклонение в раскол из прав церкви Анфим осужден был, по тогдашним законам, на ссылку в Сибирь. Анфим успел было убежать, но был пойман и привезен в Москву. Здесь он познакомился со старообрядцами. С помощью денег Анфиму удалось бежать из Москвы на Ветку. В 4 верстах от Ветки, в местечке Боровицы, Анфим, на средства одной московской богатой старообрядки, устроил два монастыря – мужской и женский, построил церковь и начал отправлять в ней священнические службы. Монастыри скоро наполнились; относительно священства Анфима сомнений никто не высказывал. Но на беду Анфиму захотелось быть архиереем. Как раз в это время (в 1752 г.) неподалеку находился и мнимый епископ Лука. К нему-то Анфим и обратился за рукоположением во епископа. Но самозванец не удостоил Анфима епископского сана, а поставил только в архимандрита. Получив это звание, Анфим однако стал действовать по-архиерейски и многих поставил „в причет церковный“. Поставленных попов он рассылал по разным местам; одного послал между прочим в Гуслицы. Когда же гуслицкие поповцы узнали, что Анфим вовсе не епископ, то воротили попа обратно и велели сказать Анфиму: „почто ты, отец архимандрит Анфим, попов поставляешь“? Этот укор и побудил Анфима во чтобы то ни стало добиться архиерейского сана. Но епископ Лука был в то время уже за границею Польши. Анфим тогда придумал просить Луку о заочной хиротонии. „Служи, писал он Луке, божественную литургию в предстоящий великий четверг в своей церкви, и в положенное время читай молитвы св. хиротонии, аз же смиренный в тот самый час буду возлагать на себя одежды архиерейские“. Так как к письму приложены были деньги, то самозванный епископ охотно согласился на предложение Анфима и уведомил, чтобы он к назначенному времени готовился принять хиротонию. 11-го апреля 1753 года в великий четверг Анфим служил литургию и после малого входа возложил на себя архиерейские облачения, при пении клира „аксиос“, в полной уверенности, что в это время епископ Лука также служит литургию и читает молитвы хиротонии; тогда же Анфим поставил попа и диакона. Когда потом Анфим продолжал ставить попов и диаконов, вдруг разнеслась весть, что в то время, как он надевал на себя архиерейские облачения, епископ Лука не только не служил литургию, но уже и сан епископа оставил и в „католицкий“ раскол перешел и ходил даже в военном мундире. Соблазн произошел в старообрядчестве никогда еще небывалый. Вскоре потом казаки-некрасовцы поймали Анфима и бросили в реку Днестр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolni...

Наступил этот день Анфим начал в Боровицкой церкви служить литургию соборне с своими попами, как архимандрит. После малого входа с евангелием, вошел он в алтарь и стал на колена пред престолом, наклонив голову. В церкви было молчание. Знали, что в эти минуты там, далеко, за Днестром, в ином государстве, епископ Афиноген, положив руку на разогнутое евангелие возглашал молитву хиротонии… Анфим встал, священники подали ему омофор, егколпий, митру, и он надевал их, при пении клироса: «аксиос». Затем взял в руки свечи троеплетенную и двуплетенную, вышел на амвон и осенил предстоящих при громогласном пении «исполла эти деспота». Народ пал ниц пред епископом. Кончая литургию, как архиерей, Анфим тогда же посвятил попа и дьякона. Это было сделано гласно, открыто, торжественно, отнюдь не тайком. Никто не сомневался в правильности обряда, ибо наперед было объявлено, что совершается такой обряд нужды ради, гонительного ради належания от еретик, по примеру Федима епископа, посвятившего некогда подобным образом св. Григория во епископы Новой Кесарии. Анфим достиг цели — был архиереем, был владыкою старообрядцев; ненасытное его самолюбие вполне было удовлетворено. Успокоив совесть примером св. Григория, он искренно верил в несомненную правильность принятого им сана, посвящал много попов и дьяконов и рассылал их по старообрядческим слободам. Михаила Буркина и Иосифа он «дополнил чином», то есть вновь рукоположил, уже как епископ. Уверенных в правильности его архиерейства было много даже в самой Ветке, где так не возлюбили было вначале Анфима; начались толки о том, не следует ли сего «страдальца за древлее благочестие» призвать православным епископом… И вдруг… каково это было узнать Анфиму? Приходит весть, что 11 апреля, когда Анфим в Боровицкой церкви надевал архиерейское облачение, Афиноген не только не служил обедни, но уже был католиком и, обритый, щеголял по улицам Каменца-Подольского в ловко сшитом кунтуше польского жолнера! «И остался Анфим в скорби и печали о неполучении нарекования епископом», — говорит Иона Курносый. Скинуть омофор, торжественно надетый, было несообразно с своенравным характером Анфима; оставаться в литовско-белорусских краях, где все знали, как и в какой именно день посвящен Анфим, было также невозможно. В этих местах никто не поверил бы правильности его архиерейства. При таких обстоятельствах решился он кинуть только что устроенную им Боровицу и ехать подальше от мест, где он возложил на себя архиерейское облачение. Анфим решился ехать туда, где в последнее время находился Афиноген, чтобы вернее узнать, в какой именно день бежал он в Каменец и совершал ли он заочную хиротонию. В случае же неблагоприятных для себя по сему случаю известий он намеревался искать новой хиротонии или утверждения в архиерейском сане от ясского митрополита Иакова.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

2224 Мелетия III, 430. Маты I, 634. (Русский перевод не точен. См. греческий подлинник, 295). Кстати сказать, по достоверным сведениям оказалось, что перевод Маты сделан не профессором И. Е. Троицким как мы наклонны были думать, и как мы замечали об этом раньше (стр. 189), а кандидатом петербургской Академии Сахаровым, некоторое время служившим при афинской миссии. 2225 Гедеона, 32–34. Слич. проф. Е. Е. Голубинского : История русской церкви I, 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII века. Μακραος (Sathas Bibl. Gr. III), 309. 2226 Мелетия, III, 429–430. Мата, I, 633 почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 2228 Попадопуло-Керамевса: «Феофан патриарх константинопольский» (Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1894. Май, стр. 9). 2232 Досифея. История патриархов иерусалимских, 1170. Мелетия III, 418. Маты I, 640–641 (Греческий подлинник, 126–127). 2243 λληνικς φιλολογικς σλλογος (в статье Параники: «По вопросу о перекрещивании, возникшем в 18 веке)», τμος X, σελ. 33. 35. Константинополь, 1877. 2253 Вот хронологический перечень этих патриархов: Софроний II, 1774–80 г.; Гавриил IV, 1780–85; Прокопий, 1785–89; Неофит VII, 1789–94; Герасим III, 1794–97; Григорий V, 1797–98; Неофит VII, во 2 раз: 1798–1801; Каллиник V, 1801–7; Григорий V, во 2 раз: 1806–8; Каллиник V, во 2 раз: 1808–9. Иеремия IV, 1809–13; Кирилл VI, 1813–18; Григорий V, в 3 раз: 1818–21; Евгений II, 1821–22; Анфим III, 1822–24; Хрисанф, 1824–26; Агафангел, 1826–30; Константий I, 1830–34: Константий II, 1834–35; Григорий VI, 1834–40; Анфим IV, 1840–41; Анфим V, 1841–41; Герман IV, 1842–45; Анфим V, 1842–45; Мелетий III, в 1845 г.; Анфим VI, 1845–48; Анфим IV, во 2 раз: 1848–52; Герман IV, во 2 раз: 1852–53; Анфим VI, во второй раз: 1853–55; Кирилл VII, 1855–60; Иоаким II, 1860–63; Софроний III, 1863–66; Григорий VI, во 2 раз: 1867–71; Анфим VI, в 3 раз: 1871–73; Иоаким II, во 2 раз: 1873–78: Иоаким III, 1878–84; Иоаким IV, 1884–86; Дионисий V, 1887–91 и Неофит VIII, 1891–1894 г. Теперь патриархом стал (1895 г.) Анфим VII. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третий день Поучение 1-е. Св. священномученик Анфим (О необходимости для христиан во всех состояниях жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего звания) I. Cb. священномученик Анфим, память коего совершается ныне, был избран в епископы своего отечественного города Никомидии в тяжелое время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклетианом и Максимианом. Главным образом преследовали пастырей Церкви, и потому были приняты меры для розыскания и епископа Анфима, который, по особенному внушению Божию, пребывал в это время в одном окрестном селении и отсюда рассылал письменные увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы. Узнав однако же об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никомидию. Когда воины дошли до того селения, где был Анфим, то, встретив случайно его самого, спросили у него: где тут скрывается христианский учитель Анфим? – Войдите ко мне в дом и отдохните, – отвечал им епископ, уразумев, что час его подвига наступил, я вам укажу, где скрывается тот, кого вы ищете… И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил, а потом сказал им: «Я – тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас». Тронуты были воины незлобием почтенного старца, и смутились, и не решились взять его… – «Постарайся скрыться, – предложили они ему, – мы же скажем, что нигде не могли тебя найти». «Нет, – отвечал им святитель, – великий грех перед Богом – поступить против правды; преступно – обмануть кого бы то ни было, и тем более царя своего, или допустить обман при исполнении долга. Вы же исполните честно то, что вам поручено: вы ведь не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас». И Анфим отправился с воинами. Дорогою он беседовал с ними и так подействовал на их простые сердца, что они во время самого пути, подойдя к одной реке, пожелали немедленно принять Крещение. Анфим же, представ пред гонителями, твердо исповедывал свою веру и с такою же непоколебимой верой перенес все истязания и наконец был усекнут мечом (в 303 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(Впрочем, во втором издании «Исторического каталога» Маты (1884) ошибка эта исправлена, но исправление заключается лишь в том, что рассказ о событии выпущен при описании правления Каллиника.) 502 Μελετου. Т. III. Σ. 430; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 634 (рус. пер. не точен; см. греч. подлинник – Σ. 295). 503 Γεδεν. Σ. 32–34. Ср.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. С. 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII в. См.: Μακραοζ. (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 309. 504 Μελετου. Τ. III. Σ. 429–430; Мата («Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 633) почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 510 Δοσιθου. Σ. 1170; Μελετου. Τ. III. Σ. 448; Мата " Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 640–641 (греч. подлинник – Σ. 126–127). 519 По другому известию ( Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485–486; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник – Σ. 140–141). 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774–1780); Гавриил IV (1780–1785); Прокопий (1785–1789); Неофит VII (1789–1794); Герасим III (1794–1797); Григорий V (1797–1798); Неофит VII, вторично (1798–1801); Каллиник V (1801–1806); Григорий V, вторично (1806–1808); Каллиник V, вторично (1808–1809); Иеремия IV (1809–1813); Кирилл VI (1813–1818); Григорий V, в третий раз (1818–1821); Евгений II (1821–1822); Анфим III (1822–1824); Хрисанф (1824–1826); Агафангел (1826–1830); Константий I (1830–1834); Константин II (1834–1835); Григорий VI (1834–1840); Анфим IV (1840–1841); Анфим V (1841–1842); Герман IV (1842–1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845–1848); Анфим V, вторично (1848–1852); Герман IV, вторично (1852–1853); Анфим VI, вторично (1853–1855); Кирилл VII (1855–1860); Иоаким II (1860–1863); Софроний III (1863–1866); Григорий VI, вторично (1867–1871); Анфим VI, в третий раз (1871–1873); Иоаким II, вторично (1873–1878); Иоаким III (1878–1884); Иоаким IV (1884–1886); Дионисий V (1887–1891); Неофит VIII (1891–1894); Анфим VII (1895–1897); Константин V (1897–1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приговоренный к ссылке в Сибирь, он успел бежать, но был пойман и привезен в Москву. Здесь, сидя в заключении, он чествовался старообрядцами, яко «доблий страдалец за веру», и успел приобрести влияние на какую-то богатую и старую женщину – вдову и на двух, живших у неё, девиц. С помощью денег Анфим бежал вместе с ними за границу, на Ветку, склонив к тому же и караульного сержанта. Но на Ветке он встретил холодный прием. Тогда в 4-х верстах от Ветки, в местечке Боровицы, на деньги московской богачки, он устроил два монастыря: мужской и женский, построил и освятил церковь и отправлял в ней священническия службы. Монастыри Анфимовы скоро наполнились, и относительно его священства сомнений не высказывалось. Но Анфиму хотелось быть более чем священником; он захотел архиереем сделаться и стал искать епископского омофора. В это время (1752 г.) неподалеку находился и был в чести у старообрядцев мнимый епископ Лука. К нему Анфим и обратился за хиротониею. Но самозванный епископ на этот раз не удостоил его епископской хиротонии, а только поставил во архимандрита. Получив это звание Анфим начал действовать по-архиерейски и «многих в причет церковный поставил». Поставленных попов он рассылал по разным местам, и одного послал в Гуслицы. Когда гуслицкие поповцы узнали, что Анфим, приславший им попа, вовсе не епископ, то воротили попа обратно и велели сказать Анфиму: «почто ты, отец архимандрит Анфим, попов поставляешь?» Этот справедливый укор побудил Анфима во что бы то ни стало добиться архиерейского сана. Но епископ Лука был тогда уже далеко, за границею Польши, и переходил с места на место, – так как слухи о его самозванстве стали уже распространяться, хотя самого Анфима они еще не достигли. При таком затруднении личного свидания с еп Лукою, Анфим придумал просить его о заочной хиротонии, пример которой он отыскал в истории древней церкви. «Благодать Св. Духа, писал Анфим мнимому епископу, не стесняется пределами земными, но везде и присно действует. Служи божественную литургию в предстоящий великий четверток в своей церкви и в положенное время читай молитвы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010