Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон совершил в воскресенье, 17 февраля, Божественную литургию на петербургском подворье обители. Небольшой деревянных храм преподобного Антония Сийского на Гражданке (в квартале 41 на пересечении улиц Ольги Форш и Демьяна Бедного) был переполнен. Прихожане совершили крестный ход вокруг участка земли, где с 1998 года планировалось возвести комплекс с каменным храмом на несколько сотен молящихся и духовно-просветительским центром. Несмотря на метель, собралось множество верующих: молитвенное шествие растянулось на полкилометра.    Напомним, после недавнего решения главы администрации Калининского района Михаила Сафонова передать эту территорию под строительство спорткомплекса вопрос дальнейшего расширения подворья монастыря Архангельской и Холмогорской епархии в северной столице стал предметом острого конфликта. Об этом архимандрит Трифон говорил с прихожанами после освящения во дворе храма семи бронзовых колоколов для звонницы. Он отметил, что колокола, отлитые на Урале, отныне будут украшать богослужения - небольшая церковь на Гражданке " обретает голос " . Верующие тоже хотят быть услышанными в непростой для них ситуации. " Нам говорят, будто храм - не социально значимый " объект " и оздоровительный комплекс нужнее, но посмотрите, как здесь тесно, приходят помолиться жители со всей округи " , - сказал отец Трифон, добавив, что когда начинали строить храм, он был единственным во всем Калининском районе - самом крупном в городе (в нем полмиллиона жителей).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-18/5...

Известны 37 списков Жития прп. Антония XVI-XIX вв. в редакции И.: 13 списков XVI-XIX вв. с описанием 14 посмертных чудес (в основном вместе со службой прп. Антонию в редакции И.); 14 списков XVII-XIX вв. с 16 чудесами (с сер. XVII в. Житие переписывалось вместе со службой в редакции печатной Минеи); 5 списков XVI-XVII вв. с 19 чудесами (в комплексе со службой в редакции царевича Иоанна Иоанновича); 5 списков XVII-XVIII вв. с неопределенным количеством посмертных чудес (обзор списков Жития прп. Антония Сийского в редакции И. см.: Рыжова. 2001. С. 200-218). 11 списков XVI-XIX вв. Жития прп. Антония в редакции И. принадлежали Антониеву Сийскому мон-рю. Из них рукопись РНБ. ОСРК. Q.I. 110 (Л. 46-217) была написана по заказу Н. Г. Строганова и вложена им в 1597 г. в сольвычегодский храм Благовещения Пресв. Богородицы, затем подарена Антониеву Сийскому мон-рю. Два богато оформленных списка Жития в редакции И. созданы попечением игумена Антониева Сийского мон-ря Феодосия (1644-1652, 1662-1687), который способствовал распространению почитания основателя обители: ГИМ. Щук. 107/750. Л. 154-471, 1648 г.; РГАДА. Ф. 181. Собр. МГАМИД. Оп. XX. 283. Л. 36-429, 1682 г. Последней рукописью игум. Феодосий благословил гос. деятеля, дипломата, библиофила А. С. Матвеева и его сына двинского воеводу и окольничего А. А. Матвеева. Обе рукописи украшены миниатюрами, причем в отношении рукописи ГИМ. Щук. 107/750 предполагают, что иллюстрации в ней выполнены игум. Феодосием (миниатюры из данного списка неоднократно воспроизводились: Древнерусская миниатюра: Комплект открыток/Сост.: Т. Протасьева. М., 1973. Вып. 2. 12-16; Древнерусская миниатюра в ГИМ: Комплект открыток. Вып. 7: Житийная повесть об Антонии Сийском/Сост. Т. Дианова. М., 1983). В 1584 г. по заказу братии Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря И. написал Житие прп. Сергия Нуромского («Месяца октября в 7 день. Сказание мало отчасти о житии, и о прехождении на место сие, и о чюдесех, и о преставлении, и о явлении преподобнаго отца нашего Сергия, Обнорскаго, Вологодцкаго чюдотворца, иже на реце на Нурме, и собеседника преподобному Павлу чюдотворцу» - РНБ. Соф. 1470, 20-е гг. XVII в.). Материалом для Жития послужили записки игум. Обнорского монастыря Протасия, основанные на монастырском предании о преподобном, к-рое восходило к рассказам Алексия, постриженика и ученика прп. Сергия. Житие включает рассказ о многочисленных чудесах по молитвам к прп. Сергию (явление святого местным жителям, исцеления, в основном от беснования), в отдельных списках их более 100 (Там же; РГБ. Ф. 310. 369, нач. XVII в., и др.).

http://pravenc.ru/text/578316.html

Вообще, рассказ о выборе места для монастыря в Житии Варлаама Важского, исключительно пространен. Как правило, в житиях основателей монастырей такие сюжеты содержат определённые топосы. По схеме Т.Р. Руди, это «мотив божественных знамений (церковный звон и/или пение, огненный столп или лучи, горящие свечи и т. п.) на месте будущего монастыря», и «мотив постановки креста на месте будущего монастырского храма» 510 . В Житии Антония Сийского, например, присутствуют оба упомянутых топоса. Кроме того, обычно имеет место молитва основателя о будущей обители. В Житии Варлаама Важского присутствует мотив божественных знамений и молитвы. Нередко житийный рассказ о выборе места дополняется повествованием о каких-либо особенных сопутствовавших этому событию обстоятельствах. Как правило, это дополнительные указания на промыслительность именно такого выбора места. Например, в Житии Антония Сийского это встреча преподобного с крестьянином Самуилом, который по внушению свыше пришёл к молящимся в лесу инокам и по просьбе Антония показал им подходящее место для устроения монастыря (ЖАС, с. 259), а в Житии Арсения Коневского это сильный ветер, прибивавший лодку Арсения к Коневскому острову 511 . Почти в каждом житии найдутся какие-либо дополнительные обстоятельства, свойственные именно этому памятнику. В Житии Варлаама Важского таким сюжетом является бросание жребия и пророчество, которые объясняют, почему было избрано именно место над рекой, где нередко происходили обрушения берега, а не более надёжное место к востоку от реки. По-видимому, причиной появления этого сюжета в Житии было недовольство многих насельников монастыря выбранным местом. Трудности, которые переживал монастырь в связи со своим местоположением, бросали тень и на личность основателя. Через введение в Житие сюжета о бросании жребия и пророчества, о чём, возможно, рассказывали местные предания, агиограф снимает ответственность за выбор места с основателя монастыря, подчёркивая промыслительность такого решения. Таким образом, сюжет о бросании жребия и пророчестве о месте будущего монастыря являются дополнением, а не обязательными топосами схемы житий основателей монастырей. Тем не менее, они вполне допустимы в житии, поскольку сами идеи бросания жребия и пророчества находятся в русле традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В глубокой старости преставился преподобный († ок. 1073–1077), оставив благодатный след Христовой веры на Ростовской земле. Святые мощи его были обретены во второй половине XII века. По молитвам преподобного Авраамия изгонялись бесы, получали исцеление различных недугов больные. Преподобнаго Феодосия Сийскаго Тропарь, глас 8: Подвигом добрым подвизався от юности твоея, преподобне Феодосие,/мирскую суету отвергл еси,/девство же и целомудрие возлюбил еси Царствия ради Небеснаго,/вина и упояющаго пития до кончины не вкусивый,/Единаго Бога взыскуя,/пустыню пречуднаго отца Антония достигл еси/и в ней во смиренномудрии и слезах все житие препроводил еси,/оного житию подобяся/и во всем быв образ добродетелей твоим учеником./И ныне в Горния обители преселився,/Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чад твоих, Пресвятей Троице моляся,//от всяких бед и скорбей избавити и спасти души наша. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: От юности твоея, преподобне, Господеви возложив вся,/плотская мудрования воздержанием увядил еси,/в постех, молитвах образ быв твоим учеником,/добродетели богомудраго Антония наследовав,/и того обитель измлада достигл еси,/и в ней трудолюбне свою жизнь препроводил еси в терпении мнозе,/и ныне со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/поминай нас, чтущих всечестную память твою,/да вси велегласно вопием ти://радуйся, досточудне Феодосие, наставниче духовный. Преподобный Феодосий Сийский (в миру наречен Феодором в честь святого великомученика Феодора Тирона) родился около 1612 года в Холмогорах. Его отец, Игнатий Лебедев, был ремесленником-среброковачем, мать звали Феодосией. С 12 лет мальчика отдали в обучение грамоте, надеясь, что он продолжит дело отца. Вскоре прилежный Феодор научился грамоте и стал усердно проводить время за чтением. За это ему пришлось терпеть побои отца и насмешки сверстников. В 18 лет Феодор против воли родителей ушел в Антониев-Сийский монастырь и 2 августа 1632 года был пострижен игуменом Ионой (1597–1634) и отдан в послушание монаху Давиду. В июле 1635 года преподобный Феодосий был посвящен во иеродиакона, а 12 января 1644 года Новгородский митрополит святитель Аффоний рукоположил его в священный сан и поставил игуменом Сийского монастыря. Много трудов приложил преподобный Феодосий, чтобы укрепить монастырское общежитие. Никто не видел его праздным. Но по-прежнему все свое свободное время он отдавал книгам: переписывал, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. Преподобный Феодосий был также иконописцем. Известно, что он написал сам иконы Святой Софии – Премудрости Божией и основателя монастыря преподобного Антония Сийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1595 РНБ, собр. ОЛДП, F. 21, л. 84 об. Использованная в приведённом фрагменте параллель «инок-пустыня – младенец-мать» известна и по другим текстам. См., например, покаянный стих «Приими мя, пустыня, яко мати чадо своё», известный в рукописной традиции с середины XVI в. (см.: Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков/Сост. Л.А. Петрова и Н.С. Серегина; Под ред. А.А. Амосова и Г.М. Прохорова. Л., 1988. С. 166170, 303−304). 1597 Житие Александра Свирского : Текст и словоуказатель/Сост.: И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2002. С. 50. (Памятники рус. агиогр. литературы). По мнению Н.В. Пак, этот фрагмент Жития Александра Свирского может являться литературным заимствованием (см.: Пак Н.В. К проблеме источников Жития Александра Свирского : переводные жития//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. Ред. тома С.А. Семячко. СПб., 2001. С. 151). 1598 Цит. по: Охотникова В.И. Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития. С. 498. 1599 «Ядь же бысть его трава вахта, и сосновая кора, и губы всякия» (Житие Кирилла Новоезерского. Подгот. текста, пер. и коммент. Т.Б. Карбасовой. БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 368). 1602 ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, Вологодское собр., 18, л. 2, 5. Благодарю О.В. Панченко, указавшего мне эту рукопись. 1603 См. о нём: Романова А.А. Житие Варнавы Ветлужского//Словарь книжников. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 372−374. 1607 Это вполне объяснимо – агиограф прямо называет тех византийских отцов-пустынников, подвигам которых «ревновал» Никодим Кожеозерский: «...ревноваше же преподобный попремногу житию великихъ святыхъ и преподобных отецъ: Антонию Великому , и Онуфрию, и Павлу Фивейскому» (Там же, л. 39 об.). 1608 См., например, в Житии Антония Сийского: «Сну же толико повиновашеся, елико безсониемъ ума не погршити» (цит. по: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Русского Севера). Сыктывкар, 2000. С. 284).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Ефремцев Г., Кузнецов Д. Коломна. М., 1977. С. 37. См. также Вагнер Г. К.,Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980 (Дороги к прекрасному). С. 23–25; Архимандрит Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 458. 11 Масленицын С. И. Муром. М., 1971. С. 9–11; Беспалов Н. Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С. 12–13. 12 Баниге B. C., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове//Краткие сообщения Института археологии. Т. 139: Славяно-русская археология. М., 1974. С. 118. См. также Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987. С. 130–131; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 11–17. 13 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. 3: Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897. С. 190. 2146. 20 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2: Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. С. 99–100. 726. 24 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 1: Преобразования старых и учреждение новых монастырей. СПб., 1890. С. 286–287. 576. 26 Там же. Т. 2. С. 331. 1170. Сведения о других рязанских монастырях см.:Там же. Т. 2. С. 274. 1063; Т. 3. С. 72. 1642. 32 Зверинский В. В. Указ. соч. T. 1. С. 198–199. 344; Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустыня//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. С. 1–16. 33 Зверинский В. В. Указ. соч. T. 1. С. 144–145. 193; Барсов Е. В. Исторический очерк Важеозерской пустыни//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868–1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65–80. 35 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Казань, 1859. Май. С. 89–120. 37 Житие Антония Сийского. Текст и словоуказатель/Под редакцией А. С. Герда. Изд. СПбГУ, 2003. См. также Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского. Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. 39 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 187–188. 884; Коноплев Н. Святые Вологодского края… С. 85–101.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Однако смерть родителей была естественна и закономерна, преждевременная же и, как принято было говорить в Древней Руси, напрасная гибель супруги была неожиданным потрясением человека, которого вполне можно было считать баловнем судьбы. «Во всем быв образ» Святцы Антониево-Сийского монастыря. Гравюра с изображением Антония Сийского Впрочем, едва ли можно упрекать родителей преподобного в их нежной, исключительной любви к своему первенцу: Антоний везде и со всеми – и на службе новгородскому боярину, где, несомненно, встречался с кознями завистников; и в монастыре пострига, где его беспрецедентная приближенность к настоятелю также могла бы вызвать ненависть и озлобление в части братии, однако в житии нет и намека на что-то подобное; и в своем собственном монастыре – своим легким характером и смиренным нравом умел расположить к себе сердца людей, он избегал конфликтов и умел их гасить, он был тем самым светочем, при сиянии которого отогревались измученные охладелые души. Так отогрелась в сиянии его святости душа унылого инока, который в своем унынии помышлял уже о том, чтобы оставить монастырь, уйти «на страну далече» в буквальном смысле этих слов – туда, где никто не будет знать о его иноческом прошлом и тем самым обличать его совесть, – а после «супругу пояти и мирская жителствовати» и так, погубляя свою душу, дожить конец своей жизни в семейственном довольстве. Однако по внушению Божиему монах, прежде чем покинуть монастырь, идет к настоятелю за благословением… И тот, «еще далече ему сущу», угадывает все – его продолжительные муки, внушенную диаволом мысленную брань – и в долгой сочувственной беседе укрепляет малодушного, наставляя его на истинный путь. Антоний на неделю оставляет инока у себя, и так несчастный преображается, укрепленный и ободренный отцом, избавляется от мысленной брани и, замечает агиограф, по молитве Антония «и поныне пребывает во обители преподобнаго». «Имяше обычай болных посещати» Помимо особого места, которое занимал в обители преподобного физический труд, Сийский монастырь выделялся среди прочих и своим отношением к болящей братии.

http://pravoslavie.ru/109401.html

В общем скудный интересующими нас сейчас сведениями ряд житий Макарьевского периода заканчивается важным сообщением жития святого Иосифа Волоколамского. Здесь определенно указывается, в каком порядке шло учение “Божествен­ным книгам”. Отданный на учение грамоте, Иосиф “учашеся разумно и всех сверстников превзыде; единем годом изучи псалмы Давидовы, на другий год вся божественная Писания навыче; и в святой церкви чтец бысть и певец” 91 . Таким образом, в школе времени автора жития Иосифова сначала учили грамоте или искусству читать по Псалтири. Искусство это давалось не скоро: по крайней мере, даже для людей с выдающимися талантами требовался год времени, для остальных такая быстрота была недостижима. Научившийся читать по Псалтири приучался к чтению других книг “божественных”. Счастливое сочетание термина “извыче вся божественная Писания” с указанием времени, которое требовалось для этой цели, раскрывает самый смысл этого термина. Школьник, только что первый год научившийся бойко читать по Псалтири, конечно, ничего большего не мог достигнуть в такой короткий промежуток времени, как год, никак иначе не мог “извыкнуть вся божественная Писания”, как в смысле бойкого чтения всякой книги. Во второй половине XVI в. монах Сийского монастыря Иона, характеризуя школьное образование Антония Сийского словами: “по времени же вдан бывает в научение книгам, яко же обычай имать детем, и благодатию Христовою навыче скоро и превзыде всех сверстник своих” 92 , в другом своем житии — Варлаама Вожеского совершенно уклоняется от каких-либо сообщений в указанном роде 93 . В рукописях XVI–XVII вв. сохранилось житие святого Антония Римлянина. Так как автор жития не был очевидцем или даже пусть современником святого, то заметка об образовании святого, которое тот будто бы получил в Италии, может выражать лишь взгляд самого автора на образование. Здесь к тому же мы читаем о школьном образовании все ту же стереотипную фразу: “преподобный навыче грамоте” 94 . На грани XVI и XVII столетий в житии митрополита Филиппа автор ничего иного не может сказать о его школьном образовании, кроме витиеватого замечания: “по времени же родители его своим изрядным предстательством повелевают его вручити художной хитрости, еже божественному Писанию, в том же он со всякою своею сердечною правостию повседневно в благом том училищи ясно вразумляется книжному учению” 95 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

- Вы стали священником недавно, уже в зрелом возрасте, расскажите, пожалуйста, как это произошло? После постройки в Петербурге храма прп. Антония Сийского возникла необходимость в священнике. Я написал прошение епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону. 20 декабря 2008 года, в день памяти преподобного, в Антониево-Сийском монастыре владыка Тихон рукоположил меня во иерея. Но путь к этому моменту моей жизни был тернист и труден. Вот уж воистину точна народная поговорка - «Человек предполагает, а Господь располагает». Я родился в поселке Выползово, что неподалеку от города Бологое Тверской области. С детства сочинял стихи и песни, мечтал выступать. После школы закончил Тверское музыкальное училище по классу гитары. В середине 80-х приехал в Петербург в надежде развить свои творческие способности. Создал музыкальный ансамбль и вступил в Ленинг радский рок-клуб, где была возможность со сцены прямо говорить о том, что на душе. Всем хотелось перемен. Все понимали, что дальше так жить невозможно. Хоть я и был, и остаюсь по своему складу лириком, но тогда, честно скажу, поддался общему настроению. Стремительно двигался я по лестнице успеха, был подписан контракт на гастроли в Америке... Но случилась беда. После множественных ножевых ранений я оказался в реанимации, впал в состояние комы, где Господь показал мне ад. Ад - это то место, куда попадает гордая душа после неправедной жизни. Я выжил благодаря Ангелу-хранителю, который буквально вытащил меня из этого состояния. Видимо, над моею жизнью был Промысел, но тогда я этого еще не знал. После больницы состояние мое ухудшилось и я попросил своего друга Юрия Шевчука оказать мне помощь. Он, не долго думая, отправил меня в Антониево-Сийский монастырь под Архангельск, в Холмогорский район. Уезжая думал, что уже не вернусь обратно. Но в монастыре свершилось чудо. Во время чтения акафиста прп. Антонию, в Троицком храме, впервые за 500 лет, заблагоухали мощи. Я почувствовал, что исцелился. Вернувшись в Петербург, стал помогать монастырю. По благословению Святящего патриарха Алексия было открыто подворье и, на пр. Просвещения, построен храм в честь прп. Антония Сийского.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010