Таким образом, оба сочинения Зиновия как бы восполняют одно другое и только взятые вместе дают полное понятие как о лжеучении Косого, так и об умственных качествах Зиновия. Остальная духовная литература настоящего периода представляет одни почти жития святых и подобные сочинения. Таковы: а) Слово о святых мучениках Черниговских князе Михаиле и боярине Феодоре черноризца Зиновия, о котором мы только что говорили, и б) сказание об обретении мощей святого Ионы, архиепископа Новгородского, усвояемое ему же, Зиновию , на основании того, что в сказании замечают и слог Зиновия, и прямые заимствования из его «Показания истины» . Таковы же: в) житие преподобного Александра Ошевенского, обширное и богатое по содержанию, составленное в 1567 г. иеромонахом того же монастыря Феодосием по устным преданиям и в особенности по рассказам родственников преподобного и глубоких старцев обители ; г) жития преподобных Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Пенежского, или Важского, написанные священноиноком Сийского монастыря Ионою , бывшим несколько времени игуменом в Глушицком монастыре; первое он написал в 1578 г. по просьбе сийского игумена Питирима, второе — в 1584 г. по просьбе братии Нуромской обители, третье — в 1589 г. по просьбе братии Важского монастыря ; д) другая редакция жития преподобного Антония Сийского, написанная в 1579 г. царевичем Иваном, сыном царя Грозного , по просьбе того же сийского игумена Питирима и Новгородского архиепископа Александра и по благословению митрополита Антония; царевич воспользовался трудом Ионы, одно в нем сократил, другое изложил более витиевато, а сам сочинил только новое предисловие к житию и потом еще особое похвальное Слово преподобному Антонию ; е) житие преподобного Герасима Болдинского, составленное по просьбе иноков-учеников преподобного игуменом Болдинской обители Антонием, который в 1586 г. возведен в сан Вологодского епископа, автор внес в житие автобиографию Герасима, продиктованную им пред смертию ученикам, и дополнил эту биографию рассказами самих учеников ; ж) житие преподобного Геннадия Костромского, написанное между 1584–1587 гг. учеником его и игуменом основанного им монастыря Алексеем , который также внес в житие преподобного духовное завещание его, продиктованное им пред смертию; з) житие преподобного Корнилия Комельского, написанное в 1589 г. постриженником и учеником его Нафанаилом, который некоторые рассказы передает со слов самого своего учителя; и) житие преподобного Александра Куштского , составленное, как можно догадываться, во дни царя Ивана Васильевича Грозного, хотя ни имя автора, ни год составления жития неизвестны .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Поромское. Часовня Антония Сийского. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Антония Сийского Год постройки:приблизительно 1850 - 1900. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, д. Поромское Координаты: 62.090436, 38.408534 Проезд:о. Поромский в восточной части Кенозера Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня поддерживается в действующем состоянии местными жителями. Обычно закрыта. Клетская постройка под двускатной кровлей с небольшой колокольней. Открытый ярус звона с четырехскатной кровлей. Была окрашена в белый цвет, покраска местами хорошо сохранилась. Расположена в низине, иногда заливается талыми водами, из-за чего внутри настелен временный пол поверх исторического. Сохранилось убранство, двухрядный иконостас конца XIX - нач. XX в., среди изображений - образы прп. Пахомия Кенского и Никодима Кожеозерского. Деревня находится на восточной стороне Поромского острова у истока реки Кены, в десяти километрах от деревни Вершинино. В первой половине XIX века, когда селение относилось к Кенозерскому приходу, в нём проживали двадцать два человека в трёх крестьянских дворах (1). Позже деревня и её жители были причислены к небольшому Кенскому приходу, возникшему на месте упразднённого в 1764 году Кенского монастыря, располагавшегося в девяти километрах от Поромского острова (2). Небольшая часовня Антония Сийского появилась на острове не раньше второй половины XIX века, так как в церковных перечнях Кенозерского прихода она не упоминается. Посвящение часовни не было случайным. В Кенском монастыре, которому до 1764 года принадлежал Поромский остров, преподобный Антоний жил и принял монашеский постриг. Часовня поставлена в низине среди деревни. Постройка относится к типу часовен-пятистенков, включающих молитвенное помещение и притвор под общей двухскатной крышей. К притвору примыкало ныне утраченное крыльцо с навесом. Утрачены и венцы низкого подклета. Крыша поверх дощатой кровли покрыта шифером. Прямоугольный в плане, рубленный «в обло» объём здания обшит профилированным тёсом снаружи и в интерьере. Звонница над притвором поставлена на низкий, квадратный в плане сруб. От неё сохранились только стойки ограждения и центральный столб, завершавшийся крестом. Крышу молитвенного помещения венчает глава с крестом. На главе и широкой шее под ней имеются остатки городчатого лемеха. Выпуски брёвен на фасадах (в углах и перерубе) обработаны лопатками, отражающими внутреннюю планировку здания. Лопатки декорированы филёнками, венчающий карниз – накладными «сухариками». Окна на северном и южном фасадах обрамлены простыми наличниками.

http://sobory.ru/article/?object=28593

См. о термине «преподобный» в работах: Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии)//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 54. С. 499, примеч. 27; Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 72. Однако в древнерусском переводе заглавия византийского Жития Филарета Милостивого этот святой тоже назван «преподобным отцом», хотя монашеского пострига он не принимал (см., например, в рукописи XV в. из собрания Троице-Сергиевой лавры: РГБ, ф. 304.1, 748, л. 416). 479 Подробно о Житии Антония Сийского см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. Т.Р. Руди привлекала Житие Антония Сийского к своему исследованию топики житий преподобных (см.: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 431−500). Поскольку авторство Ионы в отношении Жития Сергия Нуромского остаётся недоказанным, я не привлекаю текст этого вполне канонического Жития (Т.Р. Руди рассматривает употребление ряда топосов в Житии Сергия Нуромского в упомянутой выше работе «О композиции и топике житий преподобных») к сопоставлению с текстом Жития Варлаама Важского. 480 См. Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства//Пиккио P. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М , 2003. С. 437. 481 См. публикацию текста памятника: Житие Варлаама Важского. Изд. с предисл. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой Лавры А. Григоровичем//Православное обозрение. 1887. Т. 2, июль. Прил. С. 1−47. Все дальнейшие цитаты из текста Жития Варлаама Важского и упоминания фрагментов текста сделаны на основании этой публикации, ссылки на страницы даются в тексте статьи с пометой ЖВВ. 483 Там же. С. 241. Все дальнейшие цитаты из Жития Антония Сийского и упоминания фрагментов текста сделаны на основании этой публикации, ссылки на страницы даются в тексте статьи с пометой ЖАС. 485 Т.Р. Руди приводит примеры употребления формулы об удивлении и похвале ангелов в предисловиях к житиям святых, не являвшихся монахами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шальский. Церковь Антония Сийского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Антония Сийского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Шальское сельское поселение, посёлок Шальский, 1-я Первомайская улица Координаты: 61.802704, 36.039846 Проезд:По автодороге А119 до г. Пудож, затем от поворота на Филимоновскую, Подпорожье – 36 км. От Петрозаводска курсируют рейсовые пассажирские суда. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Посёлок находится на восточном побережье Онежского озера в устье реки Водла, на левом берегу. Расположен в 32 км к западу от Пудожа по автодороге А119. Шальский погост впервые упоминается в Обводной книге Свято-Юрьева монастыря в 1391 г. В 1-ой половине XVI столетия” в устье Водлы существовал мужской Спасопреображенский монастырь, упоминаемый впервые как Шальский Спасский монастырь в 1505 г., затем в 1548 г. В описи 1582 г. в Шале упоминается «Спасский мужско-женский монастырь и церкви Преображенье Господне, да Успение Св. Богородицы деревянные на погосте». Писцовая книга 1628 г. говорит о том, что Шальский монастырь после литовского разорения обратился в приходскую церковь. В Ведомости о церквях и монастырях 1798 г. указано, что в Шальском погосте были церкви: Успения Богоматери и Преображения Господня. По Ведомости… за 1890 г. на погосте находилась одна церковь “во имя Преображения Господня”, построенная в 1850 г. с тремя престолами “во имя Преображения Господня”, “во имя Успения Божией Матери” и “во имя Святых Апостолов Петра и Павла”. Помимо церкви, “при устье реки Водлы в заливе Онежского озера, от церкви в 3-х верстах находилась деревянная часовня “во имя Нерукотворного Образа” с богослужением 16 августа. К 1992 г. церковь и часовня были утрачены. В наше время действует храм св. Антония Сийского (православный приход, престольный праздник  20 декабря по н.с.). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49806

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”. Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому. Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь. Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Обратимся к содержанию предисловия. В первой его части агиограф объясняет сущность святости, то есть собственно отвечает на вопрос, что вообще значит быть святым. Вторая часть посвящена разъяснению значения и пользы почитания святых, составления и чтения житий. В третьей части Иона утверждает, что и святой, о котором он теперь будет писать, достоин почитания и составления жития. Наконец, в четвёртой части автор сокрушается о своём недостоинстве писать житие святого и сообщает источники, из которых он черпал сведения о подвижнике 481 . Такая структура предисловия характерна для агиографического творчества Ионы. Приблизительно так же выстроено предисловие к Житию св. Антония Сийского, написанному Ионой в 1578 г. 482 . В опубликованном Е.А. Рыжовой тексте Жития Антония Сийского в редакции Ионы (список БАН, Архангельское собр., Д. 250) текст предисловия также разделён на абзацы, соответствующие смысловым частям. В первой части описаны «великихъ святых мужъ добродтели» 483 , а именно, сущность подвига святых иноков. Во второй части Иона утверждает, что Антоний был одним из таких подвижников. Здесь же составитель Жития говорит о своём убожестве и признаётся, что берётся за это дело только потому, что боится ослушаться «отцов», прося их молитв. В третьей части агиограф говорит об источниках сведений об Антонии и о пользе житий святых. Четвёртая часть отчасти повторяет вторую, агиограф опять сокрушается о своём недостоинстве и призывает в помощь молитвы св. Антония и отцов. При сопоставлении структуры предисловий к житиям Антония Сийского и Варлаама Важского заметно, что последнее выглядит стройнее. Оно лучше организовано, в нём нет повторения воздыханий автора о своей неспособности и просьб о молитве, в каждой части развивается одна тема, логично вытекающая из предыдущей. Вероятно, это можно объяснить большей зрелостью автора. Хотя возможно также, что более близкие отношения с «отцами» Сийского монастыря, насельником которого был Иона, побудили его к более пространным обращениям к ним в предисловии к Житию основателя монастыря. К тому же среди этих отцов были прямые ученики св. Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последним по времени создания гимнографическим произведением И. является одна из редакций службы св. царевичу Димитрию Иоанновичу, погибшему в Угличе 15 мая 1591 г. («Ин перевод: стихиры благоверному царевичю князю Дмитрею Углецкому, новому чюдотворцу»). Редакция И. известна в единственном списке XVII в. (РНБ. Солов. 1012/1121. Л. 1-13 об.), содержащем многочисленные исправления (см.: Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1885. Ч. 2. С. 285). При переносе останков царевича в Москву 3 июня 1606 г. совершилось много чудес, после чего было установлено богослужебное поминовение его памяти и написано Житие. Время создания службы в редакции И. неизвестно. Служба представляет собой всенощное бдение, часть ее песнопений совпадает с песнопениями службы на память св. царевича Димитрия из богослужебной Минеи (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 119-138). В службе, написанной И., читается канон, отличный от канонов св. царевичу в минейном варианте, в частности, в каноне, принадлежащем перу И., отсутствует акростих (нач.: «Многомилостивыя Твоея, Христе, помощи прошу страстотерпца Твоего Димитрия молитвами»; см.: Смирнова (Косицкая) А. Е. Азбучные каноны русским святым//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 209-210. Примеч. 105). Соч.: Житие прп. Варлаама Важского: Изд. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой лавры/Предисл.: А. Григорович//ПО. 1887. Июль. Прил. С. 1-47; То же: СПб., 1893; Никодим (Кононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901. С. 30-112 [Житие прп. Антония Сийского по ркп. из б-ки Антониева Сийского мон-ря]; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-328 [Житие прп. Антония Сийского по списку БАН. Арханг. 250], 328-340 [Похвальное слово прп. Антонию по тому же списку]; Прп. Димитрий, Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа. М., 2004. С. 37-50 [факс. воспроизв. службы Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого по ркп. ВОКМ. 1854].

http://pravenc.ru/text/578316.html

В 1889 году церковь была освящена. В 1892 году в церкви был поставлен новый иконостас. Для обучения детей в 1892 году открыта церковно – приходская школа, помещающаяся в наёмной квартире. В ней обучалось 46 мальчиков и 18 девочек. Жителей в приходе в 1893 году было 1127 душ, из них почти все жили при приходских церквях. И только до 50 человек в двух выселках. В Зимнезолотицком приходе имелось три часовни. Первая – во имя мученика Мины – построена крестьянами Инецкого выселка и стояла от приходской церкви в 35 километрах. Вторая – во имя святителя Николая Чудотворца – стояла на Вепревском мысу при море от приходской церкви в 20 километрах. Третья, в 26 километрах, во имя Антония Сийского. Все три часовни построены на средства прихожан, которые, находясь на промыслах, заходили в них помолиться Богу. В 1894 году был образован Нижнезолотицкий приход через отделение от Зимнезолотицкого. В Нижнезолотицкой деревне, в 10 километрах от Верхней Золотицы, находились две церкви. Первая – во имя преподобного Антония Сийского. Сначала иконы нижнего постава в церкви стояли на скамейках. В 1892 году жители поставили их в иконостас, обновили иконы двух верхних поставов и позолотили несколько киотов, на что употребили из своих средств до 600 рублей. Вторая церковь, во имя Сретения Господня, построенная в 1855 – 1859 гг., находилась в одном километре от Нижней Золотицы вверх по берегу моря на пригорке морском. На месте этой церкви в дальнее время стояла церковь во имя преподобного Антония Сийского, возможно построенная на средства Сийского монастыря, имевшего здесь в прежние времена разные оброчные участки. Современное состояние [ править править код ] В 2015 году состоялась первая Божественная литургия, которая объединила жителей деревни Верхней Золотицы. Это была первая служба почти за сто лет. Молодые люди из Москвы, пребывающие в Верхней Золотице, за семь дней экспедиции начали работы по консервации разрушающейся части храма, составили план реставрации, а также очистили церковь и храмовый двор от мусора вместе с деревенскими жителями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. СПб., 1996. Ч. 3. С. 66-70. (Программа «Храм». Сб. мат-лов; 11); Белоброва О. А. Никодим//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 391-392; Мишина Е. А. Святцы Антониева-Сийского монастыря и их предполагаемый автор//Филёвские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 89-90; она же. Архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодим и его рекомендации по реставрации икон//Грабарёвские чт. М., 2003. Вып. 5. С. 104-114; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 39-53; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII в. М., 2009. С. 64-73; Мальцев Н. В., Мальцева О. Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Сев. России XVI-XVIII вв. СПб., 1998. Вып. 1. С. 70-72; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 46; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 14, 40, 59, 60, 128, 132, 135, 139, 146, 157, 173, 180, 182, 183, 189-194, 197, 198, 237; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское соч. XVII в.: (К вопросу о форме сев.-рус. агиографии)//200 лет первому изд. «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чт. по истории и культуре Др. и новой России, 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 236-264; она же. Виршевые редакции севернорус. житий//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 195-206; Исчисление рус. иконописцев всех школ/Сост.: И. А. Кочетков. М., 2003. С. 449-451; Хромов О. Р. Новые мат-лы о Сийском иконописном подлиннике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в. Ростов, 2006. С. 280-287; Евсеева Л. М. Иконописный подлинник//ПЭ. 2009. Т. 22. С. 58-60; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 449-451. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник

http://pravenc.ru/text/2565604.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 февраля в храме преподобного Антония Сийского архимандритом Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Трифоном был отслужен молебен Божией Матери о заступничестве и покровительстве в деле строительства нового храма.  Напомним, что в Петербурге на улице Ольги Форш планируется строительство храма во имя Михаила Архангела и подворья Антониево-Сийского монастыря. В Комитет по инвестициям подан пакет согласованных документов, получено задание Комитета по градостроительству и архитектуре. В то же время, глава администрации Калиниского района Михаил Сафонов не даёт согласия на начало стройки, а чиновники районной администрации высказывают намерение использовать отведённую общине землю для сооружения других объектов. Однако верующие не намерены сдаваться. Каждую неделю по границам будущего строительства совершается крестный ход, в храме читается Псалтирь, возносится коленопреклоненная молитва о благополучном разрешении конфликта.  «Посмотрите, сколько людей пришли молитвенно поддержать строительство подворья, - говорит архимандрит Трифон. – В будний день, когда не все наши прихожане смогли придти из-за работы, собралось столько молящихся, что все они не вместились во временном храме и стоят на улице. Ясно же, что новый храм нам просто необходим». О планах по обустройству подворья Антониево-Сийского монастыря в Петербурге «Воде живой» рассказал управляющий подворьем Анатолий Першин. «Мы мыслим подворье, как центр православной культуры Севера. Будет открыта специальная школа для детей, где они смогут обучаться традиционным ремеслам. В храмовом комплексе запланировано размещение выставочных и конференц-залов, где будут проходить тематические выставки и конференции, посвященные культуре русского Севера».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-11/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010