В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности прп. Зосимы Соловецкого: «Аки Зосима, риза испод вохра, брада аки у Богослова, в руце свиток»; об облике Н. сказано: «Брада доле Исаиной, уже, не толь струевата, риза поповская бакан, исподняя лазорь, в руце Евангелие, а другая благословляет» (РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об.). Преподобные упомянуты под 30 мая в подлинниках XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56), 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 167). Предположительно И. изображен молящимся вместе с прп. Антонием Сийским на прориси с фрагмента иконы XVII в. (СПбФИРИ РАН. Ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева). Оп. 2. 327/14. Л. 56; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 122-123). В 2008 г. в Антониевом Сийском монастыре в подклете алтаря Благовещенской ц. начали обустраивать храм во имя Сийских чудотворцев. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин выполнил прорись для иконы «Собор Сийских святых» (икона пока не написана). В центре - фронтальное изображение прп. Антония Сийского, над ним - образ Св. Троицы. По сторонам - 8 фигур преподобных, как правило вполоборота к центру. И. и Н. представлены справа в верхнем ряду (обращены друг к другу), в мантиях, куколи на плечах, у обоих густые, немного волнистые волосы и длинные, окладистые, более узкие на конце бороды. В 2010 г. для Сийского мон-ря Лапин написал «Собор Сийских святых» др. иконографии: в среднике - поясной образ прп. Антония Сийского, вокруг в 8 клеймах - полуфигуры др. местных преподобных. И. и Н. изображены почти прямолично в левом и среднем клеймах нижнего ряда - седовласые старцы с длинными окладистыми бородами, одеты в мантии и схимы, куколи на плечах. Ростовые изображения И. и Н., предстоящих в молении благословляющей деснице Спасителя в небесном сегменте, встречаются в совр. книжной иллюстрации (Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14). Н. представлен первым, в соответствии с описанием подлинника,- в священнической фелони, с Евангелием на покровенной левой руке, с большой окладистой бородой; И.- за ним, в схиме, с куколем на плечах, борода клиновидная, меньше по величине. В 2011 г. образы Ручьёвских преподобных написаны Лапиным на столбах Успенской ц. Архангельска.

http://pravenc.ru/text/674852.html

Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Царствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Государя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года. В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 году монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в ветхость. В 1970-1992 гг. в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению монастыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского. В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми.. Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона постепенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 года выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

http://sobory.ru/article/?object=08656

Обретение утраченных мощей святых — дело несомненной важности для  верующих людей, считает один из участников пресс-конференции, настоятель Антониево-Сийского монастыря и заместитель председателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский): «История почитания мощей уходит во времена основания Церкви, с первых веков Литургия совершалась на останках святых мучеников. Мощи оказывают несомненное религиозно-нравственное воздействие на душу верующего человека. Я насельник Сийской обители с 1993 года, знаю, какую помощь мы, монахи, получаем от главной святыни — места погребения основателя монастыря преподобного Антония Сийского». Отец Варлаам напомнил, что приближается празднование 500-летия монастыря, и к этому событию будет реконструирован главный Троицкий собор. «Было бы хорошо при содействии ученых поднять святыню, множество лет находившуюся в этом храме под спудом — мощи преподобного Антония, — рассказал настоятель Сийского монастыря. — Обретение мощей важно для того, чтобы они были доступны для почитания осязаемым образом. От пяти до семи тысяч человек в год прибегают к помощи святого, приезжая в наш монастырь. Многие паломники были бы рады поклониться обретенным мощам, это придает духовных сил». Модератор пресс-конференции, глава пресс-службы Архангельской епархии Михаил Насонов отметил, что обретение утраченных в советское время мощей святых играет важную роль и для развития туристического потенциала региона: «Как показывает опыт, количество паломников и туристов в монастыри и храмы, после перенесения туда святых мощей, увеличивается в десятки и сотни раз. В этом смысле совместная работа ученых, общественников, государства и Церкви очень полезна не только с духовной, но и социальной точки зрения». Напомним, что георадарные исследования и создание методической модели стали возможны благодаря проекту «Возвращение утраченных святынь. Создание механизма по поиску мощей святых Русской Православной Церкви на основе церковно-государственного и церковно-общественного партнерства», который победил в открытом конкурсе по предоставлению грантов. Он был проведен ООО «Союз пенсионеров России» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

После того как в 1800 г. деревянная соборная церковь Кенского мон-ря сгорела, на этом месте построили каменный Преображенский собор, и в 1867 г. в нем устроили придел П. и прп. Антония Сийского: у «южной стены, между главным иконостасом и алтарем - преподобного Пахомия, приютилась его рака, стоящая над самой его могилой. На раке икона преподобного покрыта апликовой ризой, с рамой, за стеклом, над ракой балдахин» ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 515-516). Во 2-й пол. XIX в. недалеко от Кенского прихода на берегу р. Кены стояла небольшая часовня на месте чудесного видения прп. Антонию Сийскому на пути его в Кенский монастырь. В ней был образ П. и прп. Антония Сийского «как виновников существования здесь этого молитвенного храма» (Там же. С. 516). В XVIII-XIX вв. образ П. включали в состав икон с избранными святыми, почитавшимися в Каргопольском у. В период закрытия мон-ря (1764) святого чтили наряду с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Никодимом Кожеозерским. На иконах этого времени П. изображали, как правило, в предстоянии (молении). Из окрестностей Кенозерья происходит небольшая икона преподобного 2-й трети XIX в. (АМИИ), возможно связанная со старообрядческой средой; в основе композиции - образец из Сийского иконописного подлинника. Святой представлен в рост, в молении Иисусу Христу (слева на облаках), облачен в темную рясу, схиму, коричневую мантию, голова покрыта куколем; надпись на верхнем поле: «Пр(д)бны пахом[ïй] кнски карго(п) чю(д)». Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский» XVIII в., под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в., находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, обращены к Спасителю; П.- слева, вместе с прп. Александром Ошевенским, одет в мантию и схиму с покрывающим голову куколем, его правая рука в молитвенном жесте, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом («Не скорбите убо братие»). В одном из клейм живописной рамы с изображением Коронования Богоматери, фигурами архангелов и избранных святых кон. XVIII в. (иконописная артель И. И. Богданова-Карбатовского; Каргопольский гос. ист.-архит. и худож. музей; на раме изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие) П. представлен в паре с прп. Кириллом Челмогорским в рост, в молении, вполоборота влево; он в охристой рясе, схиме и мантии, куколь лежит на плечах, борода округлая, слегка раздвоенная; надпись: «п(д) пахомïй кен(с)кïи» (названы с прп. Кириллом каргопольскими чудотворцами).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Убедительно просим оказать содействие, помощь в решении вопроса о землеотводе для строительства храмового комплекса Православного центра культуры Севера при Подворье Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря " . 25 января 2008 года представитель Комитета по физической культуре и спорту Андрей Геннадьевич Медков пришел в храм прп. Антония Сийского на пр. Просвещения и сообщил общине, что земля, на которой предполагается строительство храма Архангела Михаила, отдается под спортивно-оздоровительный комплекс и на днях будет установлен забор. На этом, по словам представителя, категорически настаивает Администрация Калининского района, возглавляемая Михаилом Михайловичем Сафоновым. Сам Комитет готов расположить свой комплекс в любом указанном ему месте, благо сквер, о котором идет речь, имеет размер 50 гектар, и им не хотелось бы пересекаться с намерениями верующих людей построить здесь храм. Два года назад на это место претендовала организация " Открытый Петербург " , представители которой тоже говорили, что землю им предложила Администрация Калининского района. Благодаря многотысячным подписям жителей близлежащих домов в защиту храма, землю отстояли. До этого была строительная организация " ЛЭК-эстейт " , отступившая после многочисленных телефонных звонков с протестами против строительства на этом участке. В результате вместо того, чтобы заниматься созидательной деятельностью, Подворье вынуждено находиться в постоянной борьбе за участок под храм. " Малая земля " – так уже называют это место местные жители. В течение нескольких лет раз в неделю по границам будущего строительства проходит Крестный ход, в храме читается Псалтирь, прихожане коленопреклоненно возносят молитвы ко Господу, чтобы Он помог благополучно разрешить эту ситуацию. По домам, в определенное время, сотнями верующих читается молитва по соглашению. Пожилые люди, блокадники, инвалиды, женщины с малыми детьми – вот наше войско, которое верит, надеется и ждет, когда Михаил Михайлович поставит подпись под согласованием о передаче земельного участка под храм Михаила Архангела? По закону Любви к ближнему, они молятся о его здравии и благополучии семьи, в которой трое детей.

http://religare.ru/2_50232.html

Над Петербургом вознесся еще один православный крест 5 декабря 2005 г. 16:55 3 декабря на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе над входом строящегося храма прп. Антония Сийского (временной церкви подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии) был установлен малый купол с крестом. Чин освящения возглавил настоятель монастыря архимандрит Трифон (Плотников). Это необычное для новостроек событие привлекло не только верующих, но и жителей соседних домов, а также съемочные группы трех телеканалов. После богослужения архимандрит Тихон обратился к собравшимся: «Сегодня мы являемся участниками знаменательного события. Это дело строительства подворья совершается не просто, потому что люди не так быстро обращаются к Богу. С одной стороны, в последние годы мы наблюдаем и у нас в обители в Архангельском крае, и здесь, в Петербурге, что люди тянутся к храму. Разными путями обращается человек к Богу, кого-то несчастье приводит в храм, кого-то — благодарность, кто-то ищет Бога сердцем, ищет правды и — приходит в церковь. Но с другой стороны, не быстро и не просто это происходит, вот и подворье наше строится непросто. Но не будем искать виноватых. Необходимо сказать, что святые Отцы учат нас искать причины того или иного нестроения прежде всего в себе . К сожалению, возникли некоторые технические трудности, сегодня пока не удалось установить большой купол, сделаем это попозже. Тем не менее, слава Богу за все. Будем благодарить Бога, не будем роптать, будем трудиться по мере сил. И Господь даст, все будет, с нашей помощью с помощью добрых людей . Мы видим, что в этой местности острая потребность в большом храме. Очевидно, что пришедшие сегодня богомольцы не вместились бы в нашей церковке. Здесь нужен храм. До революции в Санкт-Петербурге было десять подворий северных монастырей. Эту традицию мы и возрождаем. Будем молиться, и Господь поможет нам». Напомним читателям, что по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира подворье Антониево-Сийского мужского монастыря в Санкт-Петербурге было зарегистрировано в сентябре 2000 года. Но жители микрорайона, в котором монастырю выделили участок под строительство, стали протестовать против строительства храма. За несколько лет конфликт удалось уладить, церковь строится, но теперь новая беда: на участок, переданный во временное пользование подворью, претендуют московские инвесторы... Поэтому вновь у церкви прп. Антония собираются подписи верующих в поддержку строительства храма Архангела Михаила.

http://patriarchia.ru/db/text/66318.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 8 февраля по приглашению приходской общины храма прп. Антония Сийского, расположенного на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе, верующие петербуржцы собрались на молебен о разрешении непростой ситуации. Дело в том, что рядом с небольшим деревянным храмом преподобного Антония община намерена построить комплекс подворья Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии – каменный храм и приходской дом с пристройками. Строительство благословили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. По сути, это – возрождение дореволюционной традиции: до 1917 года в столице располагалось десять подворий северных русских обителей.  Однако неожиданного противника эта идея встретила в лице главы администрации Калининского района Михаила Сафонова. Вот уже несколько лет приход не может добиться у него согласования вопроса о землеотводе. Михаил Сафонов, в свою очередь, регулярно предлагает этот земельный участок под строительство различным организациям. Отчаявшись получить ответ от Сафонова, верующие направили протестные письма к Президенту России Владимиру Путину, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Богослужение 8 февраля возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), специально приехавший из Архангельской области.   " Мы уповаем на Господа и надеемся на благополучное разрешение вопроса с землеотводом, - сообщил отец Трифон журналистам, - Мы ни в коем случае не против строительства спортивного комплекса, здоровье людей необходимо укреплять. Все здесь поместится: и спортивный комплекс, и подворье. Одно время, помнится, тут планировали бассейн построить. Так мы только рады были: ведь детишки, которые в бассейн будут ходить, к нам и в воскресную школу придут. И с этим спортивным комплексом, думаю, обязательно будем сотрудничать».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-09/4...

В молельном помещении и в притворе потолки из плах, положенных поперёк продольной оси здания. Вместо сгнивших полов устроен настил из нестроганных досок. Небольшое молитвенное помещение размером 3,7 3,7 м освещается двумя трёхкосящатыми окнами с откосами. Восточная стена закрыта каркасным иконостасом. Дощатые, скреплённые шпонками входные двери обрамлены простыми наличниками. В притворе часовни на западной стене сохранились штрабы от ступеней лестницы, ведущей на колокольню. Реставрационные работы на памятнике не проводились. Иконостас в часовне преподобного Антония Сийского деревни Поромское.Время создания: конец XIX в. – начало XX в. В часовне деревни Поромское сохранился двухъярусный каркасный иконостас кон. XIX в. – нач. XX в., без заворотов, с прямоугольными обрамлениями для икон. Рама иконостаса окрашена в два цвета: синий и желтый. Деревянные подзоры не орнаментированы. Киоты первого яруса были разделены круглыми синими колоннами на базах, второго –полуколоннами (фрагментарно сохранились отдельно от иконостаса). Иконостас занимает всю восточную стену. Поскольку в период паводка часовню заливает вода, поверх старого пола настлан временный. Он частично перекрывает основание иконостаса, зрительно уменьшая его высоту. В центре местного ряда – икона «Воскресение Христово», посвященная главному христианскому празднику. По сторонам – две иконы, к которым традиционно обращались за помощью в скорбях и болезнях: «Великомученик Пантелеимон» и «Богоматерь Троеручница». В составе местного ряда – образы преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского, прославленных подвижников благочестия, основателей северных обителей. Деревня Поромское расположена вблизи древнего Кенского монастыря, основанного преподобным Пахомием. Преподобный Антоний, основатель знаменитой Сийской Свято-Троицкой обители, некоторое время жил в Кенской пустыни. Здесь же в 1508 году он был пострижен в монахи, поэтому считал святого Пахомия своим духовным учителем. Часовня в Поромском посвящена Антонию Сийскому, что является редкостью даже для Русского Севера.

http://sobory.ru/article/?object=28593

Кириллу преп. Антоний мирно почил на 79 г. жизни своей, 7 декабря 1556 года. Память преп. Антония установлено праздновать в 1579 году. Мощи его, прославленные многими чудотворениями, почивают под спудом в соборном храме основанного им Троицкого Сийского монастыря, в 92 верстах от г. Холмогор. Житие преп. Антония сохранилось в двух редакциях. Первая принадлежит монаху Сийского монастыря Ионе (1577–78), который написал по желанию своего игумена Питирима (Библ. Тр. Серг. Лавры 694, л. 2–87). Вскоре написана была редакция жития царевичем Иваном, сыном Грозного. Игумен Питирим с учеником преп. Антония Филофеем поехал в Москву просить царя и митрополита об установлении празднования святому и вместе с Новгородским архиепископом Александром упросил царевича написать житие Антония с похвальным словом и службой. Царевич исполнил просьбу в 1579 г. Он называет «первым писателем» Антониева жития Филофея и прибавляет, что Питирим и Филофей принесли ему «списание о житии» святого, «зело убо суще в легкости написано». СТрогий отзыв царевича о своем источнике несправедлив: сам он не прибавил ни одной новой черты к рассказу Ионы, далеко не воспроизвел его обильного любопытными подробностями содержания и превзошел его разве реторикой, не везде удачной ( В.О. Ключевский , стр. 301–302). Списки редакции царевича в рукоп. Унд. XVI в. 285 и гр. А.С. Уварова XVII в. 385. Царевич называет себя «многогрешным Иваном, во второе по первом писатели, колена Августа, от племени Варяжскаго, родом Русина, близ восточныя страны, меж предел Словеньских и Варяжских и Агаряньских, иже нарицается Русь по реке Русе». Он упоминает еще, что преп. Антоний приходил в Москву к родителям его и весьма любил его мать, царицу Анастасию. Эта-то любовь угодника Божия и заставила царевича описать жизнь его. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, плешив, лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония Печерскаго, поуже, ризы преподобническия. Сей святый иконописец преизряден» (Филимонов, стр. 208). 311. Святый праведный отрок Артемий иже бысть в Верколе Веркольский чудотворец, преставися в лето 7040 месяца июня в 23 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Через полгода И. И., не удовлетворенный безыскусностью повествования Ионы, составил свою редакцию Жития прп. Антония («Списано бысть сие многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова, кесаря Римскаго, в лето 7087»), затем Похвальное слово прп. Антонию и рус. святым, начиная с равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича («Восписание и сказание предписанное о похвале святаго; и зде мало нечто имат к похвале святому, и о преподобьных и богоносных отец наших, иже в Росийстем острове просиавше. Списано же бысть сие мною же, многогрешным Иоанном, русина родом» - БЛДР. С. 668; единственный список памятника - РНБ. ОСРК. Q.1.22. Л. 369-385 об., сер. 80-х гг. XVI в.). Похвальное слово изобилует цитатами из Свящ. Писания и творений отцов Церкви, риторическими фигурами, центральная часть имеет акафистную форму. В отличие от отца, в своих произведениях часто нарушавшего принятые на Руси лит. нормы, И. И. им следует с особой старательностью. Важное место в творчестве И. И. занимает появляющееся в Житии прп. Антония и присутствующее в Похвальном слове осмысление Руси - правосл. земли в окружении мусульм. стран - как «острова святых». Е. А. Рыжова Изд.: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 668-677; Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. Ист.: ПСРЛ. Т. 13; Т. 14 (по указ.); Лихачёв Н. П. Дело о приезде в Москву Антония Поссевина. СПб., 1903; Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции/Подгот. текста, коммент.: А. А. Зимин. М., 1978 (по указ.). Лит.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 301-302; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-54; Строев. Словарь. С. 137; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Т. 1. С. 163-164; Тупиков Н. М. Лит. деятельность царевича Ивана Ивановича//ЖМНП. 1894. Ч. 296. Дек. С. 358-374; Дмитриев Л. А. Иван Иванович//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 384-386 [Библиогр.]; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 371-375; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Кн. центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Зимин А. А. Опричнина. М., 20012 (по указ.); Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206-221. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны

http://pravenc.ru/text/471251.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010