Подворье Важеозерского монастыря Петрозаводской епархии - храм Успения Пресвятой Богородицы. Участок для подворья пожертвовала Е. А. Ганлевич. Владелец соседнего участка, петербургский городской голова В. А. Ратьков-Рожнов пожертвовал дополнительно 400 сажен для постройки церкви. Сначала была устроена часовня. Потом построили каменное здание, дом трудолюбия, в котором неимущие получают пищу и временное жилье. 23 ноября 1895 г. о. Иоанн Кронштадтский совершал освящение подворья с деревянной церковью в северном стиле. Афонское подворье [ править править код ] На углу Дегтярного переулка и 5-й Рождественской улицы (ныне пока еще - Советской) стоит храм, который представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. Афонские монахи, привезшие в этом году в Петербург честную главу св.Пантелеимона, заинтересовались судьбой Афонского подворья и нашли время посетить и осмотреть его. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н.Муравьева обратили в Скит Св. Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. Подворье Антониево-Сийского Свято-Троицкого монастыря [ править править код ] Открытие подворья Антониево-Сийского монастыря в г. Санкт-Петербурге благословено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и зарегистрировано 14 сентября 2000 года. За 13 лет много сделано для его становления: построен деревянный храм во имя преподобного Антония Сийского, закладку которого 25 октября 2004 года совершил епископ Архангельскиий и Холмогорский Тихон, с 2005 года в храме регулярно проходят богослужения, действуют воскресная школа и библиотека. Подворье также духовно окормляет ряд дошкольных, школьных и медицинских учреждений. На сегодняшний день ведется подготовка к строительству каменного храма, при котором предполагается открытие православного духовно-просветительского центра.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

В поддержку строительства подворья Антониево-Сийского монастыря в Петербурге собрано около 10 тысяч подписей 7 марта 2008 г. 12:00 Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон заявил, что не видит рациональных причин в решении администрации Калининского района Санкт-Петербурга, отказавшей Антониево-Сийскому монастырю в строительстве подворья в городе. «Если мы согласимся с этим решением, то смысл существования подворья и его назначение утратятся. Пока на территории 41-го квартала Гражданки стоит временный деревянный храм это еще не подворье. Мы задумывали его как духовно-просветительский центр для всего Калининского района самого крупного в Санкт-Петербурге с населением в 450 тысяч человек. До сих пор в нем нет ни одного крупного храма. Мы хотим построить каменную церковь на несколько сотен молящихся, дом притча, воскресную школу», рассказал епископ Тихон. Владыка считает, что упреки главы администрации Калининского района Михаила Сафонова в медленном ходе изыскательных работ не обоснованы, а если истек срок документов, то им должны дать возможность их переоформить, ведь земля была дана на законных основаниях. «На спорном участке могут поместиться и наше подворье, и спортивный комплекс, который уже начали строить по решению районной администрации. Но на такой компромисс с предложением гармоничного сочетания «духа и тела» глава администрации не пошел. Я услышал лишь отказ без каких-либо объяснений, и решение не было найдено», сообщил епископ Тихон. Он добавил также, что со стороны районных землеотводчиков была сделана лишь маленькая уступка они разрешили построить рядом с уже стоящим храмом преподобного Антония Сийского деревянный домик на участке площадью в 70 кв. м. Предложение перенести возведение самого подворья в другой квартал у Пискаревского лесопарка кажется владыке неразумным. «Работы по строительству подворья, включая каменный храм, идут не без трудностей, как и всякое строительство, ведущееся на пожертвования. Подавляющее большинство жителей близлежащих кварталов высказалось за возведение храма и духовно-просветительского центра. В последнее время собрано около десяти тысяч подписей в поддержку строительства», подчеркнул епископ Тихон. Благословение на строительство подворья была дано северному монастырю около 10 лет назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и епископом Тихоном. На пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного возведен небольшой деревянный храм, который уже не вмещает всех желающих участвовать в богослужениях, регулярно совершающихся с 2005 года. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/374776.htm...

После пострига Н. С. продолжал заниматься иконописанием. В 1676 г. в Сийском мон-ре ему «на иконное письмо... куплено сурика 5 фунтов дано полтина, куплено белил 11 фунтов дано 22 алтына, куплено бобровых стружек на клей» (Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 39. Л. 53 об.; Кольцова. 2009. С. 66). Семь смертных грехов. Офорт. 2-я пол. XVII в. Худож. Симон Ушаков Семь смертных грехов. Офорт. 2-я пол. XVII в. Худож. Симон Ушаков В Летописце Сийского мон-ря есть запись о том, что в 1678 г. над св. воротами Н. С. и его учеником, келарем иеродиак. Иосифом, был написан «Деисус и с прочими святыми» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 92 об.; БАН. Собр. Арханг. семинарии. 186. Л. 207). Об иконописной деятельности Н. С. сообщается под 1680 г. во вкладной книге обители: «Дана вкладная того же Сийского монастыря постриженику черному попу Никодиму иконописцу, а родом онежанину, в 80 рублех, а за те деньги в дому чудотворца Антония тружался он, Никодим, вново иконы писал и старые поновливал многие годы безденежно» ( Изюмов. 1917. С. 74). Творческая биография Н. С. тесно связана с Москвой. Он входил в состав онежской иконописной артели Михаила Алексеева, к-рая работала по заказам и под контролем патриарха Никона (Кольцова. 2005). Н. С. длительное время жил в Москве, где познакомился с патриаршим казначеем Паисием. В расходной книге Патриаршего казенного приказа за 1684 г. указано: «По росписи за пометою казначея старца Паисия Сийскаго, Двинскаго уезда Сийскаго монастыря иеромонаху Никодиму, что он в нынешнем во 192-м году в июне месяце вычистил, починил и изолифил вновь церковных старых икон, которыя у церкви 12 апостолов, что на патриаршем дворе, на паперти и перед церковью в задних сенях,- образ Страшнаго Суда Господня, образ Распятие Господне, на котором писано Суд премудраго царя Иустиниана о убогой вдовице, образ Пречистый Богородицы Владимирский, образ Николая Чудотворца и иныя старыя ж церковныя и казенныя иконы починивал и олифил и чистил вновь; а от тех икон ему, иеромонаху Никодиму, за починку и от чищенья и за олифу по договору казначея старца Паисия Сийского 3 рубля» (МАМЮ. Кн. 111. Л. 119 об.- 120). В 1694 г. Н. С. ездил в Москву к патриарху Адриану, причем Сийский мон-рь купил у него «несколько икон впредь для подносу... патриарху Адриану» ( Мальцева. 1996).

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Лит.: Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в б-ке гр. Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 573; Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. C. 110-118; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989р. Кн. 3. Т. 9. Прим. 612. Стб. 136-137; Тупиков Н. М. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича. СПб., 1894; Кононов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец и церк.-ист. значение основанной им обители. СПб., 1895; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898; Ключевский. Древнерусские жития. С. 300-302, 336-337; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; Голубинский. Канонизация святых. C. 117; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 270-276; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 130; она же. Монастырские б-ки Русского Севера. Л., 1977. С. 25-32; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 247- 248; Рыжова Е. А. «Повесть о житии Антония Сийского» и севернорус. агиография 2-й пол. XVI в.: АКД. СПб., 1993. С. 8-9; она же. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 36, 44, 211; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 36-37; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 36-43; Т. 2. С. 57-58. О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/116108.html

Arhiva La Mânstirea Cuviosului Antonie de Sia s-au desfurat solemnitile cu prilejul aniversrii a 500 de ani de la fondarea aezmântului monahal 6 august 2020 11:52 5 августа 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре. В этот день обитель отметила 500-летие со дня своего основания преподобным Антонием. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Котласский и Вельский Василий , епископ Плесецкий и Каргопольский Александр , духовенство Архангельской митрополии . Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Архангельской епархии под управлением Татьяны Горшковой. По запричастном стихе было зачитано приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия участникам фестиваля «К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги», прибывшим в обитель для участия в юбилейных торжествах. Они передали в монастырь резную деревянную икону с изображением преподобных Сергия Радонежского, Александра Ошевенского, Антония Сийского, Кирилла Белозерского и Пахомия Кенского на фоне Антониево-Сийского монастыря. Образ был  изготовлен в Москве из красного дерева резчиком Максимом Петровым по инициативе Елены Кутуковой, заместителя губернатора Архангельской области — руководителя представительства региона при Правительстве Российской Федерации. По окончании Литургии митрополит Корнилий освятил главный колокол обители — двухтонный благовестник, приобретенный благодаря поддержке Владимира Крупчака. Верхняя часть колокола украшена традиционными узорами и надписью: «Благовествуй, земле, радость велию…» В центральной части колокола по четырем сторонам света отлиты четыре иконы: благоверного князя Александра Невского, великомученика Димитрия Солунского, мученицы Фотинии и равноапостольного Кирилла. Затем митрополит Корнилий обратился ко всем участникам торжеств: «По милости Божией мы отмечаем пятисотлетие со дня основания Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5673640...

В поддержку строительства подворья Антониево-Сийского монастыря в Петербурге собрано около 10 тысяч подписей Санкт-Петербург, 7 марта 2008 г. Епископ Тихон Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон заявил, что не видит рациональных причин в решении администрации Калининского района Санкт-Петербурга, отказавшей Антониево-Сийскому монастырю в  строительстве подворья в Северной столице. " Если мы согласимся с этим решением, то смысл существования подворья и его назначение утратятся. Пока на территории 41-го квартала Гражданки стоит временный деревянный храм - это еще не подворье. Мы задумывали его как духовно-просветительский центр для всего Калининского района - самого крупного в Санкт-Петербурге с населением в 450 тысяч человек. До сих пор в нем нет ни одного крупного храма. Мы хотим построить каменную церковь на несколько сотен молящихся, дом притча, воскресную школу " , - рассказал епископ Тихон.    По словам владыки, на встрече с главой администрации Калининского района Михаилом Сафоновым он увидел " принципиальную упертость " и поневоле вспомнил о временах непримиримых коммунистических гонений на Церковь.  Владыка считает, что упреки Сафонова в медленном ходе изыскательных работ не обоснованы. " Как можно отбирать землю у Церкви, которая была дана ей на законных основаниях? Разве мы не имеем полное право переоформить документы, если истек их срок? Наш комплекс давно спроектирован и предназначен именно для этого участка, почему мы должны с него уходить? " , - задается вопросами владыка.     " На спорном участке могут поместиться и наше подворье, и спортивный комплекс, который уже начали строить по решению районной администрации. Но на такой компромисс - с предложением гармоничного сочетания " духа и тела " - глава администрации не пошел. Я услышал лишь отказ без каких либо объяснений, и решение не было найдено " , - сообщил епископ Тихон.   Он добавил также, что со стороны районных землеотводчиков была сделана лишь маленькая уступка - они разрешили построить рядом с уже стоящим храмом преподобного Антония Сийского деревянный домик на участке площадью в 70 кв.м. Предложение перенести возведение самого подворья в другой квартал - у Пискаревского лесопарка - кажется владыке неразумным. Решение, по его мнению, надо искать в одном месте, что вполне возможно.

http://pravoslavie.ru/26016.html

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница. Содержание История [ править править код ] Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя Свято-Троицкий монастырь. Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»). В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке). Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси. В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В устных преданиях, приводимых иеромонахом Никодимом в «Архангельском патерике», говорится о том, что Георгий любил сидеть и молиться на камне, который находился среди болота. Под этим камнем он завещал себя похоронить, а впоследствии, именно на этом месте возвели храм Николая Чудотворца 159 . В Житии Георгия Шенкурского, опубликованном священником Михаилом Усердовым в 1899 г., на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей», также рассказывается о привычке Георгия сидеть на высоком сухом холме среди болота. Однако ничего не сообщается о камне, на котором сидел святой, говорится только о большом спудовом камне, который был положен сверху на месте погребения Георгия на холме 160 . О молитвенном камне северно-русского святого Антония Сийского, основавшего в 1520 г. Свято-Троицкий монастырь на реке Сие в Двинском крае, повествуется в поздней Исторической редакции его Жития, составленной в первой трети XVIII в. Этот камень находился в пределах второй пустыни Антония на острове Падун, в местечке, называемом Пунанец: «[Антоний] в день же на брегу езера исходя и на единомъ всдая камени, удицею рыбу ловяше, во устх же непремолчную имяше молитву, главу же и плещи свои обнажаше на сндение шершнемъ и каморомъ, якоже выше речеся...» 161 . Предание о молитвенном камне Антония, попавшее в позднюю редакцию Жития святого, свидетельствует о длительной традиции почитания камня Антония Сийского, местными жителями. О молитвенном камне северно-русского святого Прокопия Устюжского, рассказывается в цикле памятников о Прокопий и Иоанне Устюжских. В этот цикл, в первоначальном виде, входило известие «о создании церкви святого Прокофия, на месте, юже на камени сидл» 162 . Церковь была основана на том месте, где лежал камень, на котором сидел и молился святой Прокопий Устюжский: «Бысть нкий муж уродивый Христа ради, именем Прокопей, живяше в паперти у церкви святыя Богородица честнаго Ея Успения. Святый же сдяше близ церкви тоя на камени, ни против никого же не въставаше, ни покланяяся» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но чаще на гробнице, а также, очевидно, непосредственно на мощах, находившихся в ней 1529 , имелись один или даже несколько покровов. Подобным образом были оформлены раки свт. Петра и Ионы в московском Успенском соборе 1530 , преп. Иосифа Волоцкого в приделе Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря 1531 , преп. Кирилла Белозерского в приделе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1532 , свт. Иоанна и Никиты в новгородском Софийском соборе 1533 , преп. Варлаама в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря 1534 , преп. Антония Римлянина в Рождественском соборе Новгородского Антониева монастыря 1535 , св. Михаила Клопского в приделе Троицкого собора Троицкого Клопского монастыря 1536 , преп. Антония в Троицком соборе Антониева Сийского монастыря 1537 , пред. Зосимы и Савватия в приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1538 , св. Саввы Крыпецкого в подклете придела Саввы Сербского собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря 1539 . Можно предположить, что на большинстве или даже на всех перечисленных раках лежали покровы с шитым изображением святого, тем более что до нас дошел целый ряд лицевых надгробных покровов XVI в. как некоторых упомянутых, так и других русских святых 1540 . Действительно, если не всегда, то, по крайней мере, в праздничные дни лицевые покровы украшали раки свт. Петра и Ионы московских 1541 , Иосифа Волоцкого (в 1572 г.), Кирилла Белозерского, свт. Иоанна и Никиты новгородских, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина 1542 . Однако на гробницах Савватия, Зосимы (до 1582 г.) 1543 , Антония Сийского (до 1597 г.) 1544 , свт. Германа Казанского в 1614 г. 1545 лицевых покровов не было. Следовательно, лицевой покров, видимо, был желательным, но не обязательным элементом надгробного комплекса рассматриваемого времени. Документы свидетельствуют, что на одной раке лицевой покров мог сочетаться с одним или несколькими покровами, на которых присутствовало только изображение креста 1546 . Иногда гробница была просто покрыта дорогой тканью 1547 . Согласно Описи 1601 г., на лицевой части каменной гробницы Кирилла Белозерского имелась «пелена привесная бархат зелен гладкой, а на ней нашиты три кресты миткальные белы», которая сочеталась с покровами обоих типов 1548 . По-видимому, подобные пелены не были исключением в то время, о чем свидетельствует упоминание о трех пеленах при раке Никиты Новгородского в Софийском соборе 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В композиции «Андрей (прп. Антоний Сийский) приходит в Кенскую обитель к игумену Пахомию» П. изображен старцем с окладистой седой бородой, в черном клобуке (Там же. Л. 189 об.). В 1663 г. сольвычегодский иконописец В. О. Кондаков написал в Сийском мон-ре икону прп. Антония Сийского «в пояс с чудесами» (Памятники древности в Сийском мон-ре//Архангельские ЕВ. 1907. 18. С. 618; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 348). Сохранились 2 житийные иконы прп. Антония, к-рые близки по стилистике и связаны происхождением с Русским Севером. Одна относится к 60-м гг. XVII в. и происходит из Троицкой ц. с. Нёнокса (АМИИ; см.: Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 140-143. Кат. 57). В состав клейм иконы включены сюжеты: чудесное видение Андрею (прп. Антонию) на пути в Кенский мон-рь; Андрей приходит в Кенский мон-рь к П.; П. посылает Андрея в поварню «ядь» варить, воду носить, дрова сечь, в больнице «ходити»; поставление прп. Антония во священники и его уход из Кенского мон-ря. Др. житийная икона прп. Антония Сийского 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) также содержит композиции с изображением П.: Андрей (прп. Антоний) приходит к П. в Кенский мон-рь; монашеский постриг (рукоположение?) прп. Антония; прп. Антоний получает у П. благословение на основание новой обители. На обеих иконах П. предстает монахом среднего возраста, без схимы, с покрытой куколем (с воскрилиями) головой или в священнических ризах, на иконе из с. Нёнокса - с нимбом. Судя по описям сев. храмов, образы П. встречались редко. Наибольшее число икон XVII-XIX вв. происходит из Каргопольского у., где святого особенно почитали из-за близости Кенской обители. В описи Кенского мон-ря 1755 г. сообщается, что в составе местного ряда иконостаса монастырской ц. Рождества Богородицы был образ П. «у Преображения в церкви» (уточнение свидетельствует о том, что на иконе был написан соборный храм Кенской обители). Под собором Преображения в притворе находилась гробница, к-рая была «покрыта бархатом черным, другой покров камки рудожелтой, опушен луданом красным: на нем крест позументу сребренного; на нем же копие, трость и подписи - слова сребренные ж». В том притворе «образ Пахомия чудотворца, писан был краски с твореным золотом, токмо от верхной течи срединою и с ысподи весьма изветшал; у него венец сребренной, гладкой, позлащенной»; перечислены мн. привесы к этому образу и медная ложчатая лампада перед ним ( Докучаев-Басков. 1887. 9/10. С. 488, 492; Никодим (Кононов), архим. 1903. С. 472).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010