В 1648 году преподобный Феодосий переписал житие преподобного Антония Сийского, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками (ГИМ, Щук. 107/750, 4°, 471 лл.). Свое авторство преподобный игумен смиренно указал на последнем листе: «Попечением и прилежанием последнего чернца Феодосия». В 1652 году в Сийском монастыре проездом в Соловецкую обитель за мощами святителя Филиппа побывал митрополит Новгородский Никон, будущий Патриарх (1652–1658). Воспользовавшись отсутствием преподобного Феодосия, братия оклеветала его перед митрополитом Никоном. Преподобный Феодосий был сослан «в подначальство» в Кожеезерский монастырь. Но авторитет преподобного Феодосия был столь велик, что и там его вскоре поставили игуменом. В Кожеезерском монастыре преподобный Феодосий пробыл более 5 лет. В 1658 году в Сийском монастыре случился пожар, опустошивший библиотеку. Преподобный Феодосий вернулся в родной монастырь. Не помня причиненного ему зла, он передал в библиотеку 19 рукописных и 12 печатных своих келейных книг. По благословению митрополита Сарского и Подонского Питирима 2 марта 1663 года преподобный Феодосий вновь стал игуменом Сийского монастыря. В приписке к житию преподобного Антония Сийского и служб ему, переписанных преподобным Феодосием, он писал об этом так: «Написашеся сие писание многогрешным иноком Феодосием, постриженником тоя же обители, иже понужден бысть от некоих настоятелем быти в ней второе» (ИРЛИ. Мезенск. собр., Р IV, оп. 10, 3, л. 258 об.). До конца жизни преподобный Феодосий продолжал заниматься книгописанием. После его кончины в монастырскую казну поступило 25 рукописных и 28 печатных книг. Преподобный Феодосий преставился к Богу после болезни 29 октября 1687 года. Он прожил 75 лет и 6 месяцев. Почувствовав приближение кончины, преподобный Феодосий причастился Пречистых Христовых Таин, благословил перед обедом в пятницу всю братию, сослужебников и работников монастыря, а на рассвете в субботу мирно почил о Господе. Он был погребен около гроба преподобного Антония Сийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 11 февраля 2008, 19:43 Впереди – выборы президента России. На вопрос, должны ли православные ходить на выборы, и может ли священник в той или иной мере влиять на их выбор, «Воде живой» отвечает настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов. 11 февраля 2008, 19:33 6 февраля сотрудники Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии посетили тюремную больницу Федеральной службы исполнения наказаний имени доктора Ф. П. Гааза. 11 февраля 2008, 14:34 10 февраля, в день памяти святых новомучеников и исповедников российских, в Санкт-Петербургской епархии вспоминали всех погибших за православную веру. В храме-часовне во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Миргородской улице был престольный праздник. В тот же день сразу несколько приходов епархии совершили традиционное паломничество на Левашовскую пустошь. 11 февраля 2008, 12:44 8 февраля в храме преподобного Антония Сийского архимандритом Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Трифоном был отслужен молебен Божией Матери о заступничестве и покровительстве в деле строительства нового храма. 9 февраля 2008, 17:55 8 февраля по приглашению приходской общины храма прп. Антония Сийского, расположенного на пустыре между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного в Калининском районе, верующие петербуржцы собрались на молебен о разрешении непростой ситуации. Богослужение возглавил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), специально приехавший из Архангельской области.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=27&t...

Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря «Слава Богу за все» представлена в Санкт-Петербурге 5 февраля 2009 г. 14:27 Книга настоятеля Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии архимандрита Трифона (Плотникова) «Слава Богу за все» представлена 4 февраля в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург). Издание увидело свет по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и выпущено к 485-летию обители и 450-летию преставления преподобного Антония Сийского. Представление книги прошло в рамках проекта Центра чтения РНБ «Единое книжное пространство России». Авторы проекта продолжают программу презентации лучших книг, рожденных на пространствах России. Слова, ставшие названием книги, произнес более полутора тысяч лет назад византийский епископ и богослов Иоанн Златоуст. В них — воплощение христианского отношения к жизни и человеческой мудрости. Но это не богословская книга. Она обращена к широкому кругу читателей. История, сегодняшний день древнего монастыря и его братии представлены документально-художественными очерками, старинными изображениями северных святых и снимками нынешних насельников. Это игумены, иеромонахи и послушники, иконописцы, благотворители и трудники, паломники и помощники — известные, именитые и рядовые северяне. Разными путями приходили они в монастырь, но их объединил и запечатлел для истории автор — воссоздатель древней обители. Овладев искусством съемки, он из тысяч документальных и художественных снимков создал уникальную фотолетопись возрождения северной русской святыни. «Слава Богу за все» — это позиция автора, личность которого пронизывает страницы текста, художественные заставки, каждый фотоснимок и подпись к нему. Соавторами книги стали изображенные на снимках — они рассказывают о своем пути к Богу, вере, о дороге в монастырь. Организаторами презентации в РНБ стали Антониево-Сийский монастырь и Архангельская областная научная библиотека имени Николая Добролюбова. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551434.htm...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. На подворье Антониево-Сийского монастыря в Петербурге 2 марта состоялся первый воскресный концерт колокольных звонов, собравший более 500 слушателей - жителей окрестных домов. С этого дня по воскресеньям (за исключением периода Великого поста) после Божественной Литургии здесь будет звучать колокольная музыка.   В эти выходные в гости к петербуржцам приехал звонарь Успенского храма города Архангельска, действительный член Ассоциации колокольного искусства России Владимир Петровский. Он помог устроить звонницу из отлитых в Каменске-Уральском семи бронзовых благовестов (это 123-я звонница, появившаяся при его участии в храмах России и ближнего зарубежья), обучил древнему мастерству несколько прихожан церкви преподобного Антония Сийского.   Знаменитый архангелогородец фактически основал при подворье школу звонарей, число учеников которой будет пополняться. Желание освоить колокольное искусство выразили еще несколько человек. После концерта Владимира Петровского долго не отпускали, и музыкант дал еще один концерт из собственных произведений на хорах храма.      Напомним, что одним из " аргументов " администрации Калининского района в конфликте по поводу дальнейшего строительства подворья (с новым храмом и духовно-просветительским центром) на участке в " спальном " квартале Гражданки было то, что жильцы соседних домов по улицам Демьяна Бедного и Ольги Форш будут недовольны церковным звоном. Жизнь опровергает это утверждение. Участок, где должно было начаться возведение большого каменного храма во имя святого архангела Михаила, отданный недавно властями под строительство спорткомплекса, обнесен забором, на котором кто-то написал крупными буквами: " Отдайте храму землю! " . Несмотря на то, что там уже роют котлован, жители микрорайона шлют многочисленные протесты во властные структуры.    Подворье Антониево-Сийского монастыря (первое после Октябрьской революции в Санкт-Петербурге, находящееся в подчинении не местной епархии) строится по благословению Патриарха Алексия II, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. С 2005 года во временном храме регулярно совершаются службы.   " Вода живая " , 03.03.2008 

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-03/5...

Выписав, что нашел об Александре в сказании Паисия Ярославова, автор прибавил немного новых известий, не лишенных впрочем интереса. В изложении он старался подражать житию Дионисия Глушицкого, откуда почти дословно выписал предисловие. Монах Сийского монастыря Иона написал жития Антония Сийского, Сергия Муромского и Варлаама Важского. Сохранившиеся указания позволяют восстановить историю первого из этих житий 448 . Иона в послесловии пишет, что составил свой труд в 7086 (1577–78 г.). Вскоре написана была другая редакция жития царевичем Иваном, сыном Грозного. Из его подробного рассказа о происхождении этой редакции можно видеть, что побудило Сийского игумена Питирима с братией поручить Ионе составление жития: тотчас по окончании последнего игумен с учеником Антония Филофеем поехал в Москву просить царя и митрополита об установлении празднования святому. Игумен с другим Антониевым учеником, и новгородским архиепископом Александром, упросил царевича написать житие Антония с похвальным словом и службой. Царевич исполнил просьбу в 1579 г. Он называет «первым писателем» Антониева жития Филофея. Иона, по его словам напасал житие по рассказам учеников Антония, «памятухов житию его», к числе которых упоминает и Филофея. Но одно из посмертных чудес повествует об иноке, который первый начал писать о святом, но был остановлен порицанием прочей братии, которая кричала: «преже сего никтоже дерзну писати, а сей убо пишет и жития святых составляет». Это известие можно отнести к Филофею, но не к Ионе, писавшему по просьбе братии: очевидно, последний воспользовался и поконченными записками первого, которого царевич назвал начальным биографом Антония. Царевич прибавляет, что Питирим и Филофей принесли ему «списание о житии» святого, «зело убо суще в легкости написано». Это – труд Ионы, как видно из сличения обеих редакций. Царевич написал новое предисловие и сократил два первые рассказа в труде Ионы; далее он дословно повторил последнего и даже не опустил его послесловия, не назвав только автора по имени, но удержав черты, вовсе не идущие к царственному московскому писателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Канонизацией И. и Н. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 375). Имена преподобных вошли в Собор Сийских святых, празднование которому было установлено 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. Антониева Сийского монастыря освящен храм во имя Сийских преподобных, в мон-ре составлена молитва Сийским святым. Ист.: Описание о российских святых. С. 160; С Зимнего берега Мезенского у.//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 95-98; Белова Л. Б. Список повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» из б-ки Антониево-Сийского мон-ря//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 384-389. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Кириллов А. В., прот. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15. С. 397-403; 17. С. 465-474; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 63, 559-560; Голубинский. Канонизация святых. С. 326, 431; Леонтьев А. И. Зимняя сторона. Архангельск, 1999. С. 104-165, 425-464; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 23, 127, 180; Сказания о св. подвижниках Архангельской земли/Подгот.: мон. Евфимия (Пащенко). Архангельск, 2002. С. 177-182; Неделя 3-я по Пятидесятнице - день Сийских святых//Духовный сеятель. Архангельск, 2006. 6/7. С. 2; Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14-15, 40-41, 46-48. Е. А. Рыжова Иконография Изображения И. и Н. практически неизвестны, несмотря на то что святые наряду с преподобными Соловецкими, Пертоминскими, Яренгскими были почитаемы архангельскими поморами. В повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» есть 2 чуда, где косвенно указывается на облик И. или Н. («...старец, невеликий ростом, сутуловатый, с седою бородою»).

http://pravenc.ru/text/674852.html

И того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в ней же братия прощение творят ко гробу чудотворца Антония» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 113-114; запись воспроизведена в «Истории о преподобнем игумене Феодосии» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269-269 об.)). В наст. время место погребения П. неизвестно. В день кончины П. у его гробницы служили панихиды («Декабря 17. поминать Патриаршаго казначея монаха Пасия и род его. Вечер панихида петь большая с кафизмою, литургию служить собором. После литургии панихида малая над гробом его» (Синодик панихидный Антониева Сийского мон-ря, 1729 г.; см.: Кириллов. 1902. С. 26)). О благочестивой жизни П. сказано в «Истории о преподобнем игумене Феодосии», написанной Никодимом Сийским в 90-х гг. XVII в.: «И той толик бе доброго жития и смысла, яко повелением святейшаго Иоакима патриарха всему патриаршу дому иконом, си есть казначей, бысть учинен, и многая в чине том препроводи лета и обители премногая подаде дарования, церковными и братцкими потребами достизающа цены три тысящы рублев и вящше - все же се поспешествоваша святаго отца молитвы» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 261 об.; опубл.: Кукушкина. С. 165; Рыжова. 2000. С. 191-192). К 200-летнему юбилею преставления П. была издана кн. «Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря. Его труды» (СПб., 1895). В Антониевом Сийском мон-ре возрождается почитание первых Сийских святых, пришедших в обитель вместе с прп. Антонием Сийским, и их последователей. В 2009 г. там начали обустраивать храм во имя Сийских святых. 15 июля 2008 г. еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) благословил установить празднование Собору Сийских святых. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин впервые создал рисунок с поясным образом П. На прориси преподобный изображен прямолично, с густыми волнистыми волосами и окладистой бородой средней величины; одет в схиму и мантию, куколь лежит на плечах, правая рука раскрыта ладонью, в левой - ларец, к-рый указывает на его основное послушание - казначея патриарха (икона еще не написана; см.: Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2009. С. 24; То же: 20102. С. 36; Кириллов А. В., прот. Святые и подвижники благочестия Сийской обители: Сб. ст./Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. Б. м., 2010. С. 59). Арх.: Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. 1694-1695 гг. 82. Л. 59 об.; Грамота патриарха Адриана//АОКМ. Инн. КП. 3601; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255, 261 об., 269-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 92 об.; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 221 об., 231 об.- 232.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Отметим, что цитированный выше пассаж о происхождении и роде Варлаама Важского, не содержит каких-либо тем и топосов, характерных для иноческих житий. В нём нет упоминания о божественных знамениях, предшествующих рождению святого или сопровождающих его младенчество, которые возвещали бы его избранность, мотива, широко распространённого в агиографии. В Житии Антония Сийского этот мотив присутствует в молитве благочестивых родителей будущего святого о даровании чад – прошение было исполнено в рождении «блаженного отрока», с детства отличавшегося любовью к церкви (ЖАС, с. 246) 492 . Заметим, что родители Варлаама Важского охарактеризованы в Житии словом «славные» (ЖВВ, с. 12), а это не то же самое, что «благочестивые». Эпитет «славный» при упоминании происхождения обычно означал принадлежность к высшим слоям общества 493 . Вообще, тема родителей в Житии Варлаама Важского этим эпитетом и ограничивается, в то время как в Житии Антония Сийского она значительно развита. Напомним, в частности, упомянутые нами ранее различные черты праведников, которыми наделены в Житии родители Антония. Ещё более существенно отсутствие в начальной части Жития Варлаама Важского темы мечты о постриге, в то время как в типичных житиях преподобных это желание и попытки его осуществить обязательно присутствуют. Будущий святой обычно мечтает об иночестве с детства или ранней юности 494 . В Житии Антония Сийского эта тема появляется не в рассказе о детстве и отрочестве святого, а несколько позже. Антоний стал помышлять о монашестве после ранней кончины жены. Однако уже в детстве он, по словам агиографа, делал успехи в изучении «святых книг» и в «иконном писании», заметны были также «тщание его к церкви Божий» и небрежение к «земледательству» (ЖАС, с. 246−247). Когда же появляется тема мечты о постриге, она выражается традиционными фразами («возгореся духом», «в сокрушении сердца Богу моляшеся, да избавлен будет от любомятежия мира сего и сподобить и аггельскому чину» и др.), с использованием обычных в таких случаях цитат из Ветхого Завета и Евангелия, а также формул, взятых из библейских книг (ЖАС, с. 249) 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. Житие Всеволода-Гавриила в редакции Григория//Охотникова В.И. Псковская агиография XIV–XVII веков: Исслед. и тексты. СПб. 2007. Т. 1. С. 186, 195. 519 Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии). С. 530. 522 Житие Филарета Милостивого. С. 216. К сожалению, мне не удалось познакомиться с исследованием: Ludwig С. Sonderformen byzantinischer Hagiographie und ihr literarisches Vorbild: Untersuchungen zu den Viten des Äsop, des Philaretos, des Symeon Salos und des Andreas Salos. Frankfurt/M. et al, 1997. S. 79−88. (Berliner byzantinistische Studien; Bd. 3), которое упоминает Т.Р. Руди (Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 95, примеч. 182). 523 Кстати, заметим, что в Житии Антония Сийского Иона тоже говорит о нищелюбии Антония в домонашеский период и косвенно, при упоминании повеления, данного Антонием-игуменом братии, кормить нищих и подавать им милостыню (ЖАС, с. 280), однако не уподобляет его Иову, что, вероятно, объясняется незначительностью темы нищелюбия в контексте жития. 531 О формуле «принятия ангельского образа» как одного из топосов подражания ангелам, присущего житиям преподобных, см. там же. С. 434−435. 532 Мотив борьбы с невидимым врагом, по словам Т.Р. Руди, широко распространён в житиях разных типов, а в житиях преподобных является обязательным (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 483−485). 534 О теме аскетических подвигов и наиболее устойчивых способах её реализации см. Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 477−479. 535 Некоторые святые за несколько лет до смерти готовили себе гроб и плакали о своих грехах, как, например, Зосима Соловецкий (Житие Зосимы и Савватия Соловецких//БЛДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 94−95) и Мартирий Зеленецкий (Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь/Изд. подгот. Е.В. Крушельницкой. СПб. 1998. С. 104−105). Нередко, чувствуя приближение смерти, подвижник, если мог, усиливал пост и молитву, как тот же Мартирий Зеленецкий, а также Антоний Сийский (Житие Антония Сийского в редакции Ионы//Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. С. 297) и Дионисий Глушицкий (Житие Дионисия Глушицкого Основной редакции. С. 118:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010