Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они же, поемше 17;, ведоша в манастырь в пятницю»... Избранный монахами игумен был поставлен (постриженный, конечно, предварительно в монахи) митрополитом. Ипатская летопись 2 издание стр. 424 начало. В Новгородском Антониевом монастыре после смерти преподобного Антония в 1147г. «вдаша игуменство (т. е. монахи) Андрееви», в 1157г. после смерти Андрея «поставиша Ольксу (Алексея) в его место», в 1162г. после смерти Алексея «поставиша игуменом Мануила»,– Новгородская 1 летопись Замечательна в этом отношении духовная грамота преподобного Антония Римлянина. «Се поручаю,– пишет он,– (монастырь) Святей Богородице и крестьянам (т. е. всем благочестивым христианам), и даю в свободу и поручаю место се на игуменство (т. е. хочет сказать преподобный Антоний, оставляю мой монастырь свободным, не предоставляя моих ктиторских прав и в частности того права, чтобы избирать игумена, кому-нибудь другому, а оставляя их ему самому монастырю). Хто мое слово худое преступить, судит ему Бог и святая Богородица или Бог отведет. А (да будет в монастыре игуменом тот) кого изберут братья и от братии (т. е. самого монастыря) и иже кто в месте этом терпит. А который брат наш да начнет хотети игуменства места сего (помимо избрания всей братией) или мздой или насильем, да будет проклят; или от князя начнет по насилью деяти кому (радеть кому-нибудь другому?) или по мзде, да будет проклят; или епископ по мзде начнет кого ставити или ин станет творить (игумена) на месте этом, да будет проклят»..., Истории Иерархии ч. III стр. 124. Что монахи сами отставляли игуменов монастырей, это видно из примера Печерского монастыря, монахи которого отставили и прогнали от себя преемника Феодосиева Стефана). Сейчас приведённые слова преподобного Антония, а также показания Владимирского собора 1274г. указывают на существовавшую тёмную сторону в замещении у нас игуменских мест в свободных монастырях. Именно – что честолюбивые монахи, искавшие игуменства, старались приобретать посредством пронырства или подкупа расположение епископов и князей и что при помощи их влияния и навязывали себя монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К нему, как к светильнику, горящему во мраке только-только еще пробуждающейся от язычества страны, тянулись все: и жаждущие иноческих подвигов, и ищущие утешения, и ждущие помощи, и потерявшиеся на многотрудном жизненном пути – князья, бояре, воины, священнослужители, купцы, ремесленники, крестьяне, нищие, калеки, бродяги, бесноватые, разбойники. О всех он молился, всем помогал: обличал сильных, укорял слабых, укрощал строптивых, поддерживал падающих, ухаживал за больными – исцелял, назидал, раздавал милостыню; был гоним и обласкан, оклеветан и прославлен. Но даже выходя из своей земляной келейки, ни на мгновение не прерывал постоянной молитвенной беседы с Богом. И это придавало необыкновенные силы его ученикам и сподвижникам. Они хлопотали, добивались, строили, расширяли – устроили, наконец, великолепную лавру, сами преисполнялись благодатных даров, спасались и спасали других, чувствуя себя в крепкой ограде, возведенной теплыми молитвенными воздыханиями св. старца Антония. Образ св. Антония Печерского был одним из самых любимых среди русских. Он воплощал собой все качества, которые были любимы в народной массе, – добротолюбие, трудолюбие, нестяжательсто, милосердие. Июльский день памяти святого называли Антоний Рясочник, потому что в это время крестьяне собирали ряску – плавающие растения с поверхности воды на корм домашним птицам. Антоний Римлянин († 1147), святой, преподобный, основатель и первый игумен Рождества Богородицы Антония Римлянина монастыря в Новгороде. Родился в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Св. Церкви. После смерти родителей Антоний отдал свое имущество нищим и принял монашество, удалившись в пустынное место на берегу моря. Память прп. Антонию Римлянину празднуется 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых. Анучин Дмитрий Николаевич антрополог, этнограф, археолог, географ, академик (1896), почетный член (1898) Петербургской Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?  — До пострига я об этом удивительном святом даже не знала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4982784...

Не исключено, что в эти начинания внесли свою лепту и первонасельники Антониевой обители. Все эти специфические черты западнической религиозности в крупнейшем северорусском городе складывались в годы управления новгородской церковью «благожелателями» иерархически независимого от них Антония. Среди нетипичных для духовно-религиозной ситуации Руси явлений Антониева обитель занимает особое место. На примере архитектуры это уже было показано. Но не в меньшей мере можно судить о своеобразии монастырского уклада по идейной программе росписей церкви Рождества Богородицы. Не имеющее аналогов фресковое убранство храма манифестирует кредо его основателя и понимание им роли монастыря и церкви в христианском мире. Кроме того, центральные в идейно-установочном значении сюжеты росписей иллюстрируют и помогают понять смысл одного весьма важного и загадочного места из «Жития Антония Римлянина». Именно смысловые параллели текста «Жития» и соответствующих ему сюжетов фресок проясняют суть взаимоотношений обосновавшегося на берегах Волхова Антония с церковными властями Новгорода. Но сначала в общих чертах охарактеризуем те сюжеты в общей системе росписей, которым не только нет византийских аналогов, но и не находится прототипов вообще. Прежде всего это касается весьма оригинальной интерпретации образов монахов и святителей, а точнее их взаимоотношений в общем замысле программно-идейного поля храмовой живописи. Обычным фигурам святителей в алтарной части придана совершенно новая трактовка. Рядом с ними, и это абсолютно беспрецедентный случай для Древней Руси, в алтаре и дьяконнике помещаются изображения святых монахов. Они представлены погрудно на медальонах откосов алтарных арок, а также в рост на стенных плоскостях алтарных арок. К настоящему времени сохранились лишь незначительные остатки их изображений (фрагменты четырех ростовых фигур, погрудные изображения Герасима Иорданского, Харитона Исповедника и неизвестных преподобных). По остаткам фресок можно судить, что монашеский чин собора насчитывал до 30 фигур, которых по воле заказчика поместили в пяти регистрах рядом со святителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Следы новгородских преданий сильно сказались и на легенде о ростовском юродивом Исидоре Твердислове (XV век). Один из главных эпизодов ее – чудо с напитками на пиру – повторяет предание о Николе Кочанове, новгородском юродивом XIV века. Юродивый приходит на пир к князю, но слуги отгоняют его. Тогда напитки исчезают во всех сосудах, но появляются вновь через короткое время, при возвращении святого. За этот час Исидор успел побывать в Киеве. Мгновенные перенесения но воздуху из города в город (не в видении, а во плоти) вообще часты в легендах о юродивых. Василий Блаженный из царского дворца в Москве заливает пожар в Новгороде, а Михаил Клопский, исчезнув из церкви своего монастыря, оказывается в соборе Святой Софии. В основе этих легенд лежит, конечно, реалистическое истолкование прозорливости юродивых, побеждающей пространство. Тот же Михаил Клопский в своем посмертном чуде спасает на море во время бури, как Николай Чудотворец, новгородского купца. Чудо спасения на водах при жизни совершает и Исидор. Подробности ростовского чуда напоминают новгородскую былину о Садко: корабль, останавливающийся на волнах, жребий который мечут корабельщики, и купец, спускаемый в море на доске. Новгород, естественно, был родиной морских купеческих легенд. Особняком стоит новгородское житие св. Антония Римлянина, которое – может быть, по своему позднему происхождению – не успело повлиять на ростовский круг легенд. Но этому житию, Антоний родился " во граде велицем Риме " , когда Рим, " от папы Формоса " " отпаде от веры христианския " . Но родители Антония тайно научили его христианской вере и писаниям греческого языка. Схоронив родителей, он положил в бочку оставшееся " имение " , пустил ее в море, а сам пошел в дальнюю пустыню к монахам, которые спасались потаенно от еретиков. Обычаи этих монахов рисуются по житию Марии Египетской. Постригшись у них, Антоний начал молиться на камне у берега моря, когда внезапно буря оторвала камень от берега и понесла " по теплому морю " в реки Неву и Волхов. Через два дня Антоний был уже в Новгороде. Наглядно, даже художественно изображается удивление людей и объяснение с ними иностранца, не знающего русского языка. Лишь научившись по-русски, Антоний идет к епископу Никите и, после строгих увещаний владыки, открывает свое происхождение. Епископ дает ему землю для основания монастыря во имя Рождества Богородицы, а чудесно выловленная рыбаками бочка с драгоценностями Антония после судебного процесса присуждается ему и дает средства для построения каменных зданий монастыря. Антоний поставляется в нем игуменом и через шестнадцать лет умирает, оставив своим преемником Андрея, от имени которого ведется повествование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На первой странице изображен в раме череп, с синими глазными впадинами и таковыми же под ним костями. Наверху надпись: Кости зрак, Смерти знак. Се всяк Будеши так. А далее написано: «Зри человече и познавай сия глава по смерти твоей будет твоя такова. Глаголю сия зрящему на мя, аз убо бех яко же ты. Ты же будеши яко же аз. Сия глава сама о себе сказует и подобие свое нам показует». На следующем листе, по-видимому, было заглавие, но оно вырвано и заменено белой бумагой. Надпись: «Синодик или помянник» тоже наклеена. Очевидно, срезано именно то, что нас теперь и должно интересовать особенно, а именно: его принадлежность тому или другому монастырю или собору, о чем и остается догадываться по разным данным, которых в первой части нет почти никаких, ибо все здесь носит общий характер, начиная с предисловия и оканчивая 40 листом, где находится помянник патриархов, оканчивая Адрианом. С оборотной страницы 40 листа начинается вторая часть, но не в изначальном виде. Здесь, после рода статского советника Григория Александровича Кудрицкого, помещается род Чебоксарской Покровской церкви Священника Алексея Петрова Орловского, купившего эту книгу, и прежде других внесшего свой род. На следующей странице, в прекрасных колоннах и среди чудных цветов, написаны роды Чебоксарского купца Афанасия Колокольникова и купца Алексея Тим. Казанцева. Но все это, как и многое последуюшее – интерполяции. Только, кажется, через 10 листов начинается старый помянник. Здесь поминаются: Великий князь Владимир, Борис и Глеб, Ярослав, Всеволод, Владимир Мономах , Иоанн Калита, Димитрий Донской, Царевич Димитрий и т.под. Далее поминаются Московские Митрополиты: Петр, Феогност, Корнилий, Алексий и т.под., оканчивая Вениамином, причем Дионисий, Феопемт и Антоний приписаны. Потом идут имена Архиепископов и Епископов, начиная с Серапиона и оканчивая Варлаамом. Далее род (?) Соловецкого монастыря Архимандритов, оканчивая Фирсом Ионою. Потом идет род создателя Валаамского монастыря, род Зосимы Соловецкого, роды: Филиппа Митрополита Московского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского , Антония Сийского, Антония Римлянина, Иоанна Новгородского, Саввы Освященного, Гурия Казанского, Варсонофия Тверского, Германа Свияжского Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

617. АнтониевРимлянина – Рождество – Богородицы, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, вниз по течению р. Волхова, на прав. берегу его. В Новгород. летоп. о начале монастыря значится: «В лето 6614 (1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний; жил 40 лет, и преставися в лето 6655, августа в 3 день». Далее говорится: «В лето 6624 (1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне». Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. Преподобный преставился в 1147 г., память его совершается 3 августа. С 1708 по 1723 г. монастырь был кафедральным, викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем учреждена семинария. Здесь 2 церкви: древний собор Рожд. Богородицы с приделами преп. Антония, св. Иоанна Богослова и в честь Грузинской Бож. Матери; в арке, отделяющей Ан- тониевский придел от собора Рожд. Богород., покоятся открыто мощи пр. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебр. раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал преп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи св. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого мон. в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим преп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл пр. Антоний, игум. Вениамин при ц. Иоанне Васильевиче, водрузил его в зап. стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью. “Жизнь Антония Римлянина, Новгор. чудотв., с прилож. кратк. ист. свед. Новгор. Антониев м-ре», Спб., 1860 г.; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий . В 1627–1632 гг. ведется работа по составлению грандиозного агиографического сборника. Иеромонах Герман Тулупов († 1637) был редактором этого обширного труда. За основу он взял Минеи митрополита Макария, которые восполнил житиями, не включенными в макариевские Минеи, некоторые жития он поместил в своем сборнике в нескольких редакциях. Поскольку Герман переписывал жития в полном виде, без всякого сокращения, его сборник имеет определенную научную ценность . В связи с прославлением митрополита Филиппа монах Герасим Фирсов из Соловецкого монастыря написал в 1652 г. три сочинения: житие святого, похвальное слово ему и канон . Завершают агиографическую литературу XVI–XVII вв. Четии Минеи св. Димитрия Ростовского († 1709), первый том которых был напечатан в 1689 г. Эти Минеи, которые с самого начала получили очень широкое распространение и полюбились русскому народу, составлены в повествовательной форме, при этом потребовалась довольно большая предварительная научная работа над материалом. Их популярность у русского народа ни с чем не сравнима, а имя прославленного составителя этих Миней хорошо знают в самых глухих уголках России.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

Хотя подробный перечень всех сочинений, написанных за это столетие, и их авторов будет включать в себя много имен, принадлежавших представителям монашества, но эти писатели не имели особенно большого значения для русской церковной литературы  . Мы назовем здесь лишь самые важные и оригинальные с нашей точки зрения сочинения. Агиографическая литература, расцвет которой приходится на эпоху митрополита Макария, после него приходит в упадок. Начиная с XI в. до Макария, то есть до 1528 г., когда он еще в Новгороде привлек к агиографическому творчеству образованных монахов и других лиц, в Древней Руси составлено было всего 33 жития; в эпоху Макария написано было 49 житий или других сочинений агиографического содержания, из них 28 составлены были монахами  . Из житий, написанных во 2–й половине XVI в. и в 1–й четверти XVII в., упоминания заслуживают следующие. Монах Мисаил из Соловецкого монастыря составил очень полюбившееся народу житие Василия Блаженного и канон святому. В новгородском Антониевом монастыре было переработано житие прп. Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010