«Препод. отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерского, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника ею бывша». «Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина. Новогородского чудотворца, многия св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина». «Препод. отцы иконописцы Греческие, самою Пресв. Богородицею наняты писати на Руси в Киевопечерском монастыре и посланы. И серебра дала в залог им чудно. Чти в книге Патерике Печерском о сем. В пещерах почивают нетленно, числом 12». «Препод. отец Геннадий Черниговский, иже во Ильинском монастыре живяше, и написа чудотворный образ Пресв. Богородицы, кой многое время плакал в лето 7160. Чти – есть книга Руно Орошенное». В заключение о русском элементе наших Подлинников замечу, что сюда же принадлежит статья о брадобритии, которая рассмотрена мною в особом исследовании. IX. Последнее важнейшее осложнение Подлинника касается уже его художественной стороны. «Много иконники пишут и недоведомых вещей – как сказано в беседе Николая Любченина 384 – чево в Подлинниках не написано, а надобно писати, да вопросу ответ дати». Вследствие того оказалась необходимость постоянно сверять описания Подлинника с изображениями на иконах. Результатом этой поверки было уже неминуемое осложнение Подлинника внесением в него, вместо одного изображения, – двух и даже трех одного и того же лица или события, потому что многие лица и события писались иконниками различно. Так, уже с первой страницы этого руководства для древнерусских живописцев открывается большая свобода, нежели вообще полагают, ссылаясь на строгость византийского стиля. Возьмем для примера 1-е сентября, то есть, самое начало Подлинника. По рукописи, принадлежащей мне, отличающейся – как было замечено – простейшей редакцией, сказано только следующее: «Спас стоит во святилище, чтет книгу Исайи пророка: Дух святый на мне, Его же ради помаза мя благовестити нищим, посла мя. Вверху Господь Саваоф и Дух Святый над Спасом; а кругом Жиды всяким подобием». По рукописи графа Уварова 495, Царск. 314) находим уже двоякое изображение или два перевода, а именно: « Церковь – празелень, а в ней Спас учит народ, в руках книга разогнутая, позади его также стоит Спас к ученикам лицом, согнув книгу, дает Петру Апостолу; Апостолов двенадцать, двое стоят лицом, а иных только верхи голов видно, а народ всякими образами и в разных ризах. Иной перевод: Господь в совершенном образе стоит посреди города Назарета, чтет книгу Исайи Пророка, а глаголет в ней: Дух Господень на мне, Его же ради помаза мя. Во облаке Господь Саваоф; из уст Дух Святой над главою. Пред ним и за ним Иудеи; а подпись: сниде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан и вниде по обычаю в сонмище».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

" Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает " . " Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре " . " Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его " . " Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается " . " Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу " . " Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона " . " Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша " . " Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Иоанна Предтечи. Ширина нижнего этажа 6 сажен и 2 аршина, длина 4 сажени. Вышиной колокольня сия и со шпицем 15 сажен; начата строением в 1806 году и в следующем окончена, на сумму, Высочайше пожалованную по ходатайству его Высокопреосвященства Амвросия, Митрополита Новгородского. Купол и шпиц обиты железом и выкрашены ярью, фонарь и глава обиты белой жестью, а крест вызолочен. На оной 10 колоколов, из которых большой весом 165 пудов, полиелейный в 95, вседневный в 50 пудов 10 фунтов. На большом колоколе следующая вылита надпись: «Лета зпа (7081/1573) месяца Апреля в кг, (23) день, повелением Благоверного и Богохранимого Царя и Государя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея России Самодержца, слит был колокол сей в Лавру Пресвятой Богородицы честного и славного её Рождества в Великом Новгороде в Антониев монастырь». На полиелейном: «сей колокол нд (1759) года вылит в монастырь Антония Римлянина при Преосвященном Димитрии, Архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук и при Архимандрите Парфении и Семинарии Ректоре с братией, весом 95 пудов, мастером Каргопольским Никитой Стефановым». На вседневном: «1754 года, месяца Сентября вылит сей колокол в Новгороде в монастырь преподобного Антония Римлянина, при благополучной державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыне Императрице ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ, и при Наследнике Её, внуке ПЕТРА Первого, Благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче, и Супруге Его, Благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексиевне, весом 50 пудов и 10 фунтов». Ещё на одном из меньших: «Лета зрза (7117/1609) перелит сей колокол меньший, при Благоверном Царе и Государе Великом Князе Василии Ивановиче всея Руссии, повелением раб Божиих и Антоновского посада мастерами на посаде к Ивану Предтечи». 4 . Настоятельские КЕЛЬИ каменные с двумя балконами, в два этажа, на западной стороне монастыря, по берегу реки Волхова на том самом месте, где была церковь во имя св. Иоанна, Списателя Лествицы и больница, построены в 1808 году на Всемилостивейше пожалованную, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Амвросия, Митрополита Новгородского, одиннадцатитысячную сумму; здание сие длиной на 8½, а шириной на 9 и вышиной на 4 саженях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел». На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился. Трагедии в судьбе монастыря Антониев монастырь в Новгороде История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением. Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора. В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

http://pravoslavie.ru/96217.html

А.Г. Бобров считает эту точку зрения вполне правдоподобной, так как именно этим соображением может объясняться наличие «трапезницы» в Антониевом монастыре, что является характерной чертой общежительных монастырей и не типичной в то время для основной массы новгородских общежительных (келлиотских) монастырей. В качестве дополнительного аргумента исследователь называет поставление Антония в игумены лишь в 1131 г. владыкой Нифонтом, выходцем из Киево-Печерского монастыря (хотя основатель обители именуется игуменом уже в летописных известиях под 1117, 1125 гг., видимо, в этом, по мнению А.Г. Боброва, проявляется расхождение между именованием летописцем Антония «игуменом» и официальным статусом основателя монастыря). Таким образом, противопоставленность Антониева монастыря новгородским обителям до 1180 гг., кажется в данном контексте вполне закономерной (см. Бобров А.Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001, с. 11−13. 29 Житие цит. по: Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 252−253. Здесь и далее в тексте работы курсив мой. 30 Антоний считается основателем одной из самых древних обителей не только Новгорода, но и Русского государства. Об Антониевом монастыре Рождества Богородицы впервые говорится в Новгородской I летописи старшего извода под 1117 г. и под 1119 г.: «В то же лето игумен Антон заложил церковь камяну святую Богородицы монастырь», а в 1119 г. «совершена бысть черкы Антонова святая Богородица» (цит. по: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 20, 21. 34 Там же. С. 265−266. В позднем списке Жития середины XVIII в. (РНБ, собр. Лосева, 443) на л. 28 об. 29 об приведена «Краткая табель хронологическая о истории преподобного Антония Римлянина новгородского чудотворца», в которой находится перечень сооружённых в Новгороде при Антонии Римлянине церковных строений и примечания, разъясняющие историю римской («латинской») церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никон, во время патриаршества своего, обогащал эту обитель разными вкладами и снабдил ее многими преимуществами; а сверх того перевел сюда из Кутсенского Оршанского монастыря и типографию, в которой первая напечатанная книга была Часослов. В 1666 году типография переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-АНТОНИЕВ, муж, 2 класса, близ Новгорода, в 3 верстах от Кремля, на правой стороне реки Волхова; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Новгородской Семинарии. Он основан в 1106 г., при Новгородском князе Мстиславе Владимировиче, сыне Мономаховом, и при Епископе св. Никите, Преподобным Антонием Римлянином, который чудесно прибыв сюда из Рима, купил потребную для монастыря землю за 100 рублей. В исходе XII века, после кончины св. Антония, обитель эта пришла в упадок и даже была долго в совершенном запустении как от моровых поветрий, часто свирепствовавших в Новгороде, так и по причине разорений неприятелями, из коих пагубнейшее было в 1229 году, во время нашествия мордвы. После чего хотя она и возникла; но в 1396 пожар обратил ее в пепел. – Чудеса от мощей св. Антония, в XVI веке, и последовавшее за тем открытие их, в 1597 году, дали новую жизнь основанной им обители: она, в начале XVII века, возобновлена; однако ж состояла большею частью из деревянных строений. – Древнее игуменское управление монастырем заменено, 1651, архимандрией, которая и продолжается с тех пор неизменно. Здесь 4 церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, с тремя приделами; она построена, вместе с монастырем, св. Антонием, сперва деревянная в 1106, потом каменная 1117–1119; в 1125 году она была украшена стенным письмом, но 1378 сгорела и впоследствии перестроена вновь. В ней почивают мощи основателя и первого игумена, препод. Антония Римлянина, положенные 1731 года, в новую кипарисную раку, окопанную серебром. В одном из приделов этого храма, посвященном Иоанну Богослову, находятся под спудом обретенные в 1162 г. мощи пяти братий, посадников новгородских, Исаакия, Никиты, Кирилла, Никифора, и Климента Алфановых, которые перенесены сюда в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого женского монастыря. Сверх того здесь же погребен препод. Анания, иконописец XV века. 2) Теплая Сретения Господня, с трапезою, построенная в 1130 году св. Антонием. 3) Рождества Богородицы, над вратами, существующая также с 1130. 4) Св. Антония Великого , под колокольнею, построенная преподобным же Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Исследования. Материалы. Публикации. Т. 2. СПб., 2011. С. 3–36. Назаренко А. В. Антоний Римлянин С. 676. Антоний называется Римлянином раньше всего, если верны наши наблюдения, в летописном памятнике конца 30-х гг. XVI в. – Большаковской летописи ( Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI в. из собр. Т. Ф. Большакова//Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. Вып. 10(20). С. 378), дошедшей, впрочем, в единственной рукописи 30-х гг. XVII в. Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1. 2-я пол. С. 591–592. Там же.С. 594. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. М., 1998. С. 30, 44. Подвигина Н. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М., 1976. С. 83. Мурьянов М. Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе: Сборник статей, посвященный Л. В. Черепнину. М., 1972. С. 219–220. Мильков В. В., Симонов Р. А. Указ. соч. С. 30–77; Герасимова И. А., Мильков В. В. Антониев монастырь и древнерусские лечебно-целительные практики//Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 3. Великий Новгород, 2014. С. 122–126. См., например: Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья: Германские земли II/III – сер. XI в. СПб., 2001. С. 100–189; Королев А. А. «Словно лучистое, сияющее видение»: Еще раз к вопросу об ирландской миссии в Великой Моравии//Именослов. Вып. 2. М., 2012. С. 293–330 (там же обстоятельный обзор литературы по проблеме). Если не считать уподобление камня прп. Антония, на котором он, согласно житийной легенде, приплыл в Новгород, характерному для ирландской агиографии сюжету плавания святого на куске скалы. Излишне говорить, что одинаково не имеют отношения к исторической реальности ни чудесное плавание на камне, ни влияние ирландских текстов на русского автора Жития конца XVI в. Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 240; см. также: она же. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы в Новгороде – места формирования личности выдающегося ученого-математика и богослова Кирика Новгородца//Кирик Новгородец и древнерусская культура.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

36 Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 50; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе... С. 24; Амосов М.В. Становление государственности древнего Новгорода и монументальное зодчество. М., 2007. С. 83. 37 Согласно «Житию» каменные постройки благословляет, а затем освящает Никита, в чем можно видеть влияние Духовной, где упоминается Никита, благословивший создание монастыря. Можно также допустить, что приписывание действий Иоанна Попьяна Никите является следствием исключения первого из Синодиков (см. ниже). 39 Антоний в течение четверти века исполнял игуменские обязанности, не будучи игуменом. Именно по этой причине позднейшие источники задним числом (т. е. еще до состоявшегося в 1131 г. утверждения его Нифонтом) именуют главу общины игуменом в летописном сообщении 1127 г. о строительстве каменной трапезной у Рождественской церкви С. 21). Игуменом именуется Антоний и в Духовной, датирующейся временем, близким к 1131 г. (Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 50). 41 Эти житийные сведения из источника, объединяющего подлинные свидетельства и позднейшие домыслы, считаются правдоподобными и отражающими память о реальных событиях (Топоров В.Н. Антоний Римлянин–новгородский святой в «Житии»//Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 19). 42 С. 22; Памятники старинной русской литературы... С. 268. В «Житии» имеется интересная подробность об имевшем месте общем собрании иноков, на котором братия выбирает Антония игуменом и просит его принять священнический чин. И это при том, что Антоний с самого начала являлся реальным лидером, улаживал дела с местными властями, финансировал и организовывал масштабное строительство в основанной им обители. 43 Житийная хронология определяла время пребывания Антония на посту главы монастыря до игуменства в 14 лет, срок игуменства в 16 лет, а весь период проживания в Новгороде–в 30 лет. Расчеты явно вторичные, ориентированные на первое упоминание в летописях Антония Римлянина в связи с заложением им Рождественского собора в 1117 г. Это явная вставка в «Житие», которую позднейший автор даже не согласовал с житийной же датой появления Антония в Новгороде. Именно этот разнобой позволяет считать, что 1106 г. был обозначен в древней версии «Жития», и полагать ее за исходную точку всех хронологических отсчетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский. Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французов-святогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как прп. Иоанн Кассиан Римлянин в IV в.: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии. Первым, в мае 1978 года, был устроен монастырь в честь Преображения Господня. Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле, в 1990 г. обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство. Монастырь прп. Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон. Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия. Обители было непросто: возникли сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он все же был построен в 1988–90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации прп. Силуана». Монахи обители святого Антония активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов. Монастырь св. Антония Великого (подворье афонского монастыря Симонопетра) расположен в природном заповеднике Раньше на этом месте была водяная мельница – в непосредственной близости от нынешнего келейного корпуса бежит горный ручей

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Антонием церкви была тесно соединена с судьбою монастыря. А о монастыре Антониевом по летописям известно, что он терпел опустошение от огня в 1378 1116 , 1386 1117 и 1396 1118 годах. О первом пожаре в Новг. III летописи сказано: «в лето 6886 погоре Антониев монастырь весь, и церковь пресвятой Богородицы погоре; тогда была свинцом побита» 1119 . В XVI веке, в 1528 году, преосвященным архиепископом Макарием введено в монастыре общежитие 1120 ; а в 1570 году, при царе Иоанне Васильевиче Грозном, обитель пр. Антония пострадала от гнева царского. Иноки, не исключая и самого настоятеля (Геласия), пали под мечем опричины. Двои драгоценные богослужебные сосуды – одни из цельного оникса, оправленные в золото и украшенные драгоценными камнями, другие ониксовые, с четырьмя золотыми переймами и из серебренной втулки и поддона, кресты, евангелия, иконы и прочее церковное имущество увезены в Москву. Некоторые из сих вещей в последствии были возвращены; но сосуды доселе хранятся в ризнице большого Успенского собора 1121 . Что было с обителью Антониевскою и с соборным храмом ее во время шведского разорения (1611), неизвестно. Но при всех этих бедствиях, монастырь Антониев с собором оставался в целости и был покровительствуем после кончины преп. Антония (1147) великими князьями, боярами, царями, императорами, духовными и светскими сановниками, чтущими память основателя монастыря 1122 . Были ли приделы в Богородице-Рождественской церкви, при первоначальном ее построении, неизвестно. Но, по оставшимся сведениям, должно полагать, что она устроена преп. Антонием без приделов. Потому что сведения о приделах не восходят ранее XII века. Именно, придел Антония Римлянина устроен в 1671 году, придел Иоанна Богослова в 1680 году, придел Онуфрия Великого и Петра Афонского упоминается в 1692 году существовавшим, паперть в 1699 году вместо прежней, а придел Грузинской Божией Матери в начале текущего столетия. Последнее возобновление собора было в 1837 году. Не смотря на все изменения и пристройки, бывшие в продолжение 745-летнего существования, Богородице-Рождественская соборная церковь доселе сохранила следы древней архитектуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010