Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых. Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием. Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония. Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима. «Жития русских святых»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 декабря, 2021

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Однако в Житии плывёт на камне святой Антоний Римлянин, а иконописный образ Богородицы находится у него не в руках, а в сердце: «...Преподобный же имея образ его в сердце своём присно – икону Божию преславну, не шаром образовану или на ином нечесом. Вписуя себе сокровено в сердце своём выну шаром иконным образ Небесного Владыки и зряще умными очами из облака Пречистую Богородицу, держащую пречистыми своими руками превечного младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 31 . Наличие этого мотива в произведении сюжетно обусловлено. На месте остановки камня в Новгороде затем был возведён деревянный храм в честь Рождества Богородицы («И отмериша под церковь и под монастырь земли, на вся страны по пятидесяти сажен). И повел епископ Никита возградити церковь деревяну малу и освяти ея, и едину келеицу поставити, мнихом на прибежище» 32 , а впоследствии, основан каменный монастырь («...и заложиша церковь каменну в славу Христа Бога нашего и Пречистой его Матери...») 33 . Далее в памятнике повествуется о том, как новгородский архиепископ Нифонт сделал Антония игуменом созданного им монастыря 34 . В этой обители после преставления святого 3 августа 1147 г. покоились его чудотворные мощи. Открытие мощей состоялось в 1597 г. 35 . В Житии, чудесное приплытие святого на камне, объясняется устами новгородского святителя Никиты, причём автор традиционно для агиографического текста, находит этому событию библейские аналогии. Он проводит параллель между данным событием и вознесением на небо в огненной колеснице Ильи Фесфитянина, а также уподобляет его чудесному перенесению апостолов на облаках на Успение Богородицы 36 . Сюжетный мотив плавания Антония на камне присутствует в списках Жития разного времени, а также в проложной редакции памятника, причём всякий раз указывается, что камень Антония остановился в том самом месте, где потом был основан монастырь (см., например, в проложной редакции Жития: «И ста камень, и деже ныне обитель») 37 . Упоминание о плавании Антония на камне, по-видимому, из Жития святого, попало в рукописные месяцесловы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита и Исаакии (XI-XII вв.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 4 мая в день перенесения мощей, 17 июня специальная служба, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Свв. братья Алфановы были новгородскими посадниками, строителями и ктиторами Сокольницкого монастыря, что был за валом. Жили они, согласно преданию, при архиепископе Иоанне Новгородском (память его 7 сент.). Скончались они ранее 1162 г. и были погребены в Сокольницком монастыре. 8 этом году святые мощи их трижды являлись. Тогда архиепископ Иоанн велел более не погребать их, а устроить для них раку. Гораздо позже они явились одному расслабленному боярину в Москве, исцелили его и приказали устроить над их ракой часовню, что он с благодарностью исполнил. Между тем исцеления и чудеса от мощей этих ведомых Единому Богу угодников начались в самом Новгороде. В 1775 г. Сокольницкий монастырь сгорел, и святые мощи их были перенесены в монастырь прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.) и погребены под спудом в приделе, посвященном св. апостолу Иоанну Богослову. • Согласно Новгородской летописи, в 1389 г. «на Сокольной горе поставиша церковь деревяну святого Николу и монастырь устроиша». В 1775 г. по случаю пожара мощи перенесены в Антониев монастырь, что на правом берегу Волхова, в 3 верстах от кремля (Новгородская епархия). В одном рукописном житии прп. Антония Римлянина есть упоминание о явлении прпп. братьев Алфановых, это сказание относит подвижничество братьев к XII в. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437147/

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С. 309). Г.П. Федотов также отмечает, что Антоний «ранее XVI века Римлянином не называется» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 228). Сомнения в италийском происхождении Антония, зародившиеся у исследователей XIX в., в настоящее время обретают новую почву. Е.А. Фет полагает, что Антоний, реальный основатель монастыря, был, скорее всего, богатым новгородцем (Фет Е.А. Житие Антония Римлянина. С. 245). В.Н. Топоров также склоняется к мысли о том, что Антоний был новгородским купцом, возможно посетившим Рим: «Побывавший в Риме или у „римлян-латинян“ в широком смысле, и вернувшийся к себе на родину, он вполне мог быть назван „Римлянином“ как определение при имени собственном...» (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 44). В Антониевом монастыре хранилось несколько церковных предметов западного происхождения. Однако, согласно Описи Новгорода 1617 г., так называемые реликвии Антония (лиможские эмали и колокольчик) указываются как находящиеся не в Антониевом, а в Благовещенском монастыре в качестве его исконной собственности. Следовательно, «формирование комплекса „реликвий“ происходило в XVII в., уже после возвращения Новгорода в состав Русского государства» (Опись Новгорода 1617 года/Под ред. В.Л. Янина; Подгот. публикации и вступ. ст. В.Л. Янина, М.Е. Бычковой. М., 1984. Ч. 1. С. 14). До недавнего времени считалось, что росписи в Антониевом монастыре 1125 г. выполнены в стиле романского искусства (см. наиболее подобную аргументацию этой точки зрения: Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Ст. и материалы. М., 1973. С. 262−264), однако эта точка зрения подвергнута в настоящее время пересмотру. В.Д. Сарабьянов считает, что Антониевы фрески «принадлежат истории византийской живописи и одновременно являются неотъемлемой частью новгородской культуры» (Сарабьянов В.Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря//Древнерусское искусство: Исслед. и атрибуция. СПб. 1997. С. 56−82). По мнению В.Д. Сарабьянова, Антоний мог прийти в Новгород из общежительного Киево-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексея митрополита в Алексеевской церкви Московского Чудова монастыря 1477 , св. Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 1478 , св. Саввы в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря 1479 , св. Никиты в Никитском соборе Никитского монастыря в Переславле-Залесском 1480 , св. Пафнутия в соборе Рождества Богородицы Боровского монастыря 1481 , свв. Леонтия 1482 и Исаии 1483 в ростовском Успенском соборе, св. Авраамия в посвященном ему приделе Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря 1484 , св. Исидора в посвященном ему приделе Вознесенской приходской церкви в Ростове 1485 , св. Макария в Троицком соборе Троице-Калязина монастыря 1486 , св. Антония Римлянина в соборе Рождества Богородицы Новгородского Антониева монастыря 1487 , св. Антония в Троицком соборе Антониева-Сийского монастыря 1488 , свв. Зосимы и Савватия в посвященном им приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1489 . Данный список можно было бы продолжить, но его достаточно, чтобы признать факт не только количественного преобладания, но и широчайшей распространенности указанного варианта размещения гробницы святого в рассматриваемый период. Существенно и то, что большинство из этих гробниц располагалось не вообще у южной стены, а вблизи ее восточной части. Наиболее же характерным таким местом являлось неширокое пространство между южным входом в церковь и иконостасом. В документах встречаются следующие обозначения места расположения раки в интерьере храма: «на правой стороне» 1490 , «на десной стороне» 1491 , «от юга» 1492 . Действительно, в ориентированной алтарем на восток церкви правая, или десная, сторона и есть южная. К юго-востоку относительно центра главного храма располагалось и большинство вышеупомянутых приделов, содержавших раки святых. Чем же был обусловлен данный выбор места для раки или придела? Казалось бы, он определялся хоть и не всеобщей, но все-таки довольно устойчивой традицией, восходящей к домонгольскому времени. Вот несколько характерных примеров, знаменующих эту традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это поддерживало высокий уровень гуманитарных знаний преподавателей и учащихся Новгородской семинарии. Об этом сохранилось свидетельство и самого иеромонаха Феофана, который в частной переписке замечал, что «здесь [в Киеве – прим. М.К.] мало ученых. Там, в Новгороде, может быть найдется что» 1], выражая намерение подыскать племяннику подходящую книгу по логике и психологии для учебы в семинарии. Цитируемые строки были написаны святителем 11 января 1843 года. Из содержания данного письма следует, что в это время он еще пребывал в Киеве, собираясь выехать к месту своего нового служения. Иеромонаха Феофана не пугала дальняя дорога на север страны: «далеко, да лучше, – писал он о предстоящем ему переезде. – …Повижу свет и буду бывалый» 1]. В Новгороде иеромонах Феофан был окружен близкой ему по духу монастырской обстановкой. Семинария располагалась на территории монастыря преподобного Антония Римлянина в пригороде Новгорода, и ее ректор одновременно был архимандритом этого монастыря. Как правило, он совершал постриги в монашество учащихся, выпускников и преподавателей семинарии, а также духовно окормлял семинарских пострижеников. Монастырские богослужения и святыни древней обители объединяли и освящали жизнь семинарии, ее воспитанников и наставников. Один из ее известных выпускников – архимандрит Фотий (Спасский) , настоятель Юрьева монастыря, вспоминал свои семинарские годы: «древний храм преподобного Антония имел на меня великое влияние в течение всего курса моего учения семинарского и жития в семинарии внутри монастыря. Когда я приходил по обычаю с прочими в притвор церковный на молитву, то всегда мне приходилось стоять противу того камню, на коем святой Антоний приплыл из Рима в два дня и две нощи по водам. На нем образ написан св. Антония, плывущего на камне по водам с травиною в руке, здесь же и прочие вещи, приплывшие за ним по Божию смотрению, были» 85–87]. Недостаток непосредственного общения со своими Киевскими духовниками будущий святитель восполнял чтением святоотеческих творений из библиотеки семинарии, а также из своей личной библиотеки, которую регулярно пополнял, к чему советовал приучать и своего племянника в письме к его отцу и своему зятю священнику Владимиру Макринову: «Братец! приучайте его к собственности книжной. Пусть он каждую треть приобретает себе хоть какую-нибудь книжонку; отсюда он перейдет к собственности выписной, а дальше – умовой, и дело его будет очень исправно» 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Освящение храма Иоанна Богослова близ Великие церкви. Храм этот создал Иустиниан (527–565). В нем праздновались памяти: муч. Трифона 1 февраля, Евстратия и дружины 13 декабря, св. муч. Антипа 11 апреля, Иоанна воина 30 июля (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 стр. 203). 3-е число Препп. Исаакия, Далмата и Фавста. Преп. Космы скопца-отшельника. Пр. Антония Римлянина. (Преп. Иоанна исповедника, игумена Паталареи. Саломии мироносицы. Св. Раждена перса). Препп. Исаакия, Далмата и Фавста О преп. Исаакии смотри 30 мая. Далмат был воин во 2 гвардейском полку (они тогда назывались схолариями); отправив свою жену с дочерьми на восток, по убеждению св. Исаакия, поселился с своим сыном Фавстом в обители его (между 381–383 годами). Будучи пострижен преп. Исаакием в иноческий чин, он отличался великим воздержанием, так что однажды в великий пост сорок дней пробыл без пищи и за тем, по принятии пищи, 43 дня – до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении (экстазе), при чем удостоился божественных видений, и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. По кончине св. Исаакия в 383 году, он, по избранию братии, поставлен был в настоятели обители патриархом Нектарием (381–397 г.). Св. Далмат оказал важную услугу православию. Когда ему угрожало насилие на Ефесском вселенском соборе, он, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к царскому дворцу и дерзновенно говорил перед императором за истину, тогда как до этого 48 лет не выходил из своего монастыря, не смотря на просьбы самого царя, желавшего во время землетрясений, чтобы он участвовал в общих молитвах. Время кончины его с точностью неизвестно; известно только, что он жил еще при св. патриархе Прокле (434–446 г.). Св. Прокл еще при жизни Далмата весьма хвалит его в письме к Иоанну антиохийскому, которое патриарх писал, как полагают, в 437 году. Сын Далмата, Фавст, также славен иноческими добродетелями, хотя подробности его жизни неизвестны. (Четьи-Минеи. Мес. Вост. А. Сергия, т. 2 замет. стр. 230–231). Пр. Антония Римлянина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010