Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Антоний Римлянин: совсем не римский святой 5 мин., 15.08.2015 16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией. Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент.  Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода. А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением. Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины - в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

http://foma.ru/antoniy-rimlyanin-sovsem-...

Как свидетельствует «Вопрошание Кирика…» , Нифонт был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии, исключающего требование буквального и строгого исполнения предписанных церковно-правовых норм. До этого, предположительно, Антоний признавался игуменом только братией монастыря (и, очевидно, делавшего погодные записи летописцем, причины чего будут рассмотрены ниже). Теперь игуменство Антония санкционировал епископ, для которого нормы Студийского устава были авторитетны и приоритетны потому, что были приняты в месте его пострижения – Печерском монастыре. В связи со всем вышесказанным находится неоднократно поднимаемый в историографии вопрос о происхождении Антония. Житие прп. Антония Римлянина , использующее несколько ранних известий источников, но в основном позднейшие легендарные сказания , было составлено во 2-й половине XVI в., наиболее вероятно, в конце столетия . Только с XVI в. Антоний именовался Римлянином (почитание святого, в отличие от Варлаама Хутынского, до XVI в. также не прослеживается по источникам ). Уже в XIX в. указание на «римское» происхождение преподобного воспринималось учеными, в том числе историками Церкви, как позднейшая легенда. Е. Е. Голубинский писал в свое время, что мнение об иностранном происхождении Антония возникло в конце XVI в. в игуменство Нифонта (который, по мнению историка, составил Житие святого), на том основании, что в монастыре хранилось несколько церковных вещей западного происхождения. Исследователь полагал, что преподобный был «природный богатый новгородец» . В то же время он считал, что «Никита, до поставления в епископы сам ревностный подвижник печерский, имел на Антония большее или меньшее влияние, если не направив на путь монашества, то утверждая его на нем». Упоминание в духовной Антония «бед о месте сем» Голубинский трактует таким образом, что «в Новгороде до Антония еще не было монашества, что он первый хотел завести его в нем и что его первая попытка была встречена новгородцами вовсе не с особенными желанием и усердием» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей в 1986 году, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. ...Надо ли объяснять, что когда мне довелось побывать в рабочем кабинете ключаря собора во имя Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Владимира Фоменко (+2009) и увидеть там живописный портрет митрополита Антония, я обратилась к батюшке с просьбой рассказать о его знакомстве с владыкой? - Отец Владимир, как долго вы знали митрополита Антония? - Мне довелось знать владыку Антония почти тридцать лет. Всю жизнь я сохраняю в душе образ этого светлого человека. Когда в 1957 году я поступал в Минскую Духовную семинарию, его прислали из Москвы возглавить это учебное заведение в качестве ректора. Помню, как он принимал у нас вступительные экзамены... Когда после поступления я вернулся домой и показал фотографию владыки Антония своему духовному отцу, то архиерей произвел на батюшку неизгладимое впечатление своим величественным обликом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф. Наскальное плавание «Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы. Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря. С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу. Реальный Римлянин Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода. Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

В том же году открыты мощи преподобного Антония Римлянина. Скажем несколько подробнее об их открытии. Одному иноку обители Антониевой, по имени Нифонту, после вечерней келейной молитвы было видение во сне. Нифонту казалось, что он находится в храме Рождества Богородицы, устроенном стараниями преподобного Антония, где и был погребён преподобный. Он увидел мощи Антония лежащими наверху у церковного помоста в раке подле святителя Никиты. Храм был исполнен света. Пробудившись после видения, Нифонт поведал о нём отцу своему духовному и некоторым из братии. Спустя несколько времени, благочестивому Нифонту захотелось поклониться мощам преподобного. По обычаю монастырскому он поднял деку раки, поставленной над гробом преподобного, и увидел мощи Антония нетленными, как бы живыми, от них исходило благоухание. Нифонт сердечно желал облобызать их, но от помоста церковного было далеко до мощей, так что даже рукой нельзя было осязать их; покров, которым одеты были мощи, оставался невредим. Благочестивый Нифонт сказал обо всём игумену Кириллу. Он с некоторыми из братий поспешил в церковь ко гробу преподобного и увидел тоже. Тогда игумен возвестил обо всём виденном митрополиту Новгородскому Александру. Митрополит хотел довести это до сведения царя и патриарха Иова, но вскоре скончался. Вскоре и игумен Кирилл переведён был в Троицкий Сергиев монастырь. При новом настоятеле и сам Нифонт, неизвестно по каким причинам, удалён был из монастыря. Он пришёл в Сергиеву обитель к своему прежнему игумену и просил походатайствовать у царя и патриарха об открытии мощей преподобного Антония. При личном свидании с царём и патриархом Кирилл возвестил им о чудесах, исходящих от гроба преподобного Антония и о том, что он сам видел их нетленными. По совету с царём, Иов послал грамоту к митрополиту Новгородскому Варлааму и повелел ему открыть мощи преподобного. Варлаам отправился в монастырь Антониев и, вместе с братией, исполнил наказ патриарший. В правление Иова причислены были церковью к лику святых: Иоанн юродивый Московский (1589), Игнатий Вологодский (1592) и Мартирий Зеленецкий (1603).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

196 В Житии Антония Римлянина отдельная глава посвящена рассказу о чудотворных тростях святого Антония. В поздних списках памятника указывается и на тот факт, что «объявленные преподобного трости, хотя в чудесах его и объявлены, только в Житии преподобного, как из Рима в Новгород приплыл, не показано» (РНБ, собр. Лосева, 443 (XVIII в., сер.), л. 23). Многочисленные упоминания о почитании цельбоносных «тростей Антония» существуют ещё и в XIX в. На иконе первой половины XIX в. «Преподобный Антоний Римлянин у монастыря» святой изображён справа, в рост, в монашеской одежде, стоящим на камне у расположенного на берегу реки монастыря. Вверху в облаках благословляющий Христос с Евангелием в руке. В правой руке преподобного чётки, в левой – ветвь осоки, с которой он плыл по реке на камне (Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. 53, с. 59−60). В «Словаре историческом о святых» 1836 г. отмечается, что при раке Антония Римлянина «находится ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа оную в руке. Так он изображается и на иконах...» (Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. СПб. 1836. С. 32−33). М.В. Толстой , описывая шесть мозаичных икон, по преданию, принесённых Антонием из Рима и хранящихся при раке святого, указывает, что «на трёх из них изображён Господь Вседержитель, а на трёх других Распятие Господне и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород...» (Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями гр. М.В. Толстой . М., 1887 (обл.: 1888). С. 39). 197 В Житии Антония Римлянина мы обнаружили единственное чудо исцеления после перенесения мощей, совершившееся не только от чудотворных мощей святого, но и от камня. Это избавление от исступления ума Иоанна, сына торгового человека Василия Филиппова Проезжалова, случившееся 14 июля 1675 г. См. Житие Антония Римлянина. РНБ, собр. Михайловского, Q. 358 (XVIII в.), л. 91 об – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феномен Кирика Новгородца, интеллектуала средневековой Руси, говорит нам о высоком уровне развития культуры и науки в Новгороде XII в. Пытливый взгляд этого священника-исследователя остановился на острых для его времени проблемах, суть которых была отражена в текстах мыслителя, оставившего нам ценные свидетельства о той эпохе. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы в Новгороде – место формирования личности выдающегося ученого-математика и богослова Кирика Новгородца Л. А. Секретарь (Великий Новгород) 1. Житие и духовная грамота Антония Римлянина Круг документальных источников для изучения раннего периода истории новгородского Антониева монастыря ограничен летописными текстами, Житием основателя монастыря Антония и его духовной грамотой. К ним можно прибавить «Учение им же ведати человеку числа всех лет», автором которого является иеродиакон, доместик Антониева монастыря Кирик, и приписываемое ему же «Вопрошание». 112 Архитектурный облик монастырского ансамбля, сформировавшийся при основателе монастыря, хотя и не в полной мере, позволяют представить исследования новгородских реставраторов главного монастырского храма в честь Рождества Богородицы, сохранившегося с начала XII в., а также археологические раскопки на территории монастыря. Житие Антония сохранилось в многочисленных списках, датированных не ранее конца XVI в. Они различаются между собой сюжетами, полнотой изложения, языковыми особенностями. Как и другие средневековые произведения агиографического жанра, Житие Антония складывалось постепенно, по мере формирования редактировалось и распространялось во многих списках, над которыми трудились разные переписчики. Они также вносили некоторые изменения в переписываемый ими текст. Главный автор Жития – монах Антониева монастыря Нифонт, назвавший свое имя и рассказавший об истории создания Жития, – сочинил его в 1597/98 гг. (в некоторых списках названа дата 1607 г.). Причиной написания Жития явилась официальная канонизация Антония Русской православной церковью. Нифонт описал важное событие, которое предшествовало канонизации, – обретение мощей святого – и рассказал о чудесах, происходивших перед обретением мощей, в момент их обретения и вскоре после обретения. Свидетелем обретения мощей в 1597 г. и некоторых чудес он был сам, о некоторых же чудесах поведал ему игумен Трифон. Как сообщает Нифонт, он включил в Житие древний первоначальный текст, написанный игуменом Андреем со слов самого Антония. 113

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку... Дело жизни Кусок камня, на котором приплыл преподобный Антоний ...Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний. Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения. Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского. А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил». Чудеса Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

http://pravoslavie.ru/96217.html

Собор прервал свои занятия с 9-го декабря по 20-е января, к какому времени уповаем собраться, если не воспоследует препятствий с какой-либо стороны. В последнем случае должен собраться новоизбранный Священный Синод и Высший Церковный Совет, как орган высшего церковного управления с Патриархом во главе. Весьма отрадно, что Собор почтил и Вас избранием в члены Совета. Мы уповаем, что к этому времени Господь изведет Вас из уз к нашей общей радости. Скажу словами апостола Павла: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерной вере, непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, желая видеть тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся (2Тит.1:3–15). Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и грядущим новолетием, с молитвенным пожеланием Вам и нашей страждущей родине всех милостей от Рождшагося Христа. Исстрадались мы и вопрошаем: «Страж, сколько ночи?» Но ночь еще длится. Призывая на Вас Божие благословение... 1917 г. Декабря 20-го 679 . ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Д. Л. 609. Копия. Машинопись. Представление митрополиту Новгородскому Арсению обители преподобного Антония Римлянина и Новгородской духовной семинарии о начале междоусобной брани в Новгороде 9 (22) января 1918 г. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Арсению Митрополиту Новгородскому и Старорусскому обители преп. Антония Римлянинаи Духовной Семинарии представление На улицах и площадях Великого Новгорода началась междоусобная брань. Гражданская война уже переходит на территорию обители преп. Антония Римлянина и Духовной Семинарии. Опасность угрожает имуществу монастыря и семинарии, здоровью и жизни насельников их и даже святыням обители, если только дойдет дело, действительно, до кровопролития. Припоминается, как в древние времена слово Владык Новгородских способно было успокоить или по крайней мере ослабить бурю людских страстей. Мы, насельники обители и семинарии, обращаемся к Архипастырю нашему с усердною просьбою употребить всю силу своего влияния на предотвращение братоубийственной бойни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1103 г. в княжеской резиденции на Городище (под Новгородом) была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 19, 203; Новоселов, Хрусталев. 2013). Степень причастности Н. к этому событию неизвестна. В духовной грамоте (сохр. в копии XVI в.) прп. Антония Римлянина († 1147) говорится, что Н. благословил его на создание на правом берегу Волхова, под Новгородом, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря : «...изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» (ГВНиП. 103. С. 160). Легенда о «римском» происхождении прп. Антония фиксируется не ранее XVI в.; по мнению ряда исследователей, скорее всего он был ранее киево-печерским монахом, как и Н. (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.]: Севернорус. мон-ри. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 94-98; Печников. 2016. С. 198-202). В дек. 1104 г. Н. мог участвовать в Киеве во встрече прибывшего на Русь нового митр. Никифора I , а в следующем году - в поставлении 3 епископов (или кого-либо из них) - святителей Амфилохия Владимирского (27 авг.), Лазаря Переяславского (12 нояб.) и Мины Полоцкого (13 дек.). Краткие записи об этих хиротониях имеются в новгородской летописи (НПЛ. С. 19, 203). Скончался Н. 30 (НПЛ. С. 19) или 31 (Там же. С. 203) янв. мартовского 6616 (1108/09) г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229; ср.: Щапов. 1989. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Н. 1108-й)) и был погребен в Софийском соборе в приделе во имя святых Иоакима и Анны («Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; НПЛ. С. 473). На средства Н. («стяжаниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203) уже после его кончины, весной 1109 г., начались работы по росписи кафедрального Софийского собора, задуманные, очевидно, еще при жизни епископа (до этого полвека кафедральный храм стоял нерасписанным; отдельные фрески в галереях созданы в посл.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010