Из текста духовной грамоты следует, что при основании первых монастырей в Новгороде епископ играл определенную роль (требовалось получить его благословение), но регулируемых взаимоотношений между епископами и монастырями, по-видимому, еще не существовало. В то же время епископ, по всей видимости, мог вмешиваться каким-то образом в жизнь монастыря. В связи с этим встает вопрос, не был ли Антоний свидетелем подобного вторжения при Иоанне Попиане, что побудило его написать жесткое напутствие монахам, или в его памяти остались факты вмешательства римского папы во внутреннюю жизнь православных греческих монастырей на его родине. В своей духовной грамоте иноземец Антоний предстает человеком своего времени – периода особенно усилившихся после папской буллы 1080 г. гонений на православных христиан в Италии и начального этапа в истории новгородских монастырей, когда понадобилось его знание правил византийских киновий. Личность Антония в духовной грамоте проявляется настолько ощутимо, что фальсификация этого текста представляется невозможной. Антоний предстает человеком твердого характера, убежденного в правильности избранного им пути и, главное, не сомневающегося в истинной ценности православной христианской веры. Ради этого он и принял на себя огромный труд в далекой для него стране создать монастырь – идеальное место для христианского подвига. 2. Строительная деятельность Антония Римлянина в основанном им монастыре Основным деянием Антония Римлянина в основанном им монастыре явилось сооружение каменного собора в честь Рождества Богородицы, сохранившегося до настоящего времени. За многолетнюю жизнь храм претерпел множество изменений, исказивших его первоначальный архитектурный облик. Наиболее значительными явились перестройки XVII–XIX вв. В XVII в. храм XII в. окружили с трех сторон приделами: Иоанна Богослова (с севера), Антония Римлянина (с юга) и папертью (с запада). В XVIII в. были пристроены ризничная палата (с юго-востока) и кладовая палата (с северо-запада). Основной объем древнего храма был надстроен и получил четырехскатное завершение (XIX в.). Изменилась форма глав. Западная стена, отделявшая нартекс с башней от основного объема, была разобрана. В северной и южной стенах на месте древних порталов растесаны большие проемы с арочным завершением. Древние окна в XVIII–XIX вв. были частично заложены, частично растесаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В заключение о житии Антония Римлянина следует упомянуть о некоторых отдельных подробностях. Упоминается гривенный слиток серебра: «понеже в то время у Новгородских людей не быстъ денег, но лиаше слитки серебряныя, ово в гривну, ово в полтину, ово в рубль, и теми куплю деяху». (Июнь, стр. 310). О поставлении игумена по насилию или по мзде: «аще князь нашлет игумена, (то есть, в монастырь Антония Римлянина), или епископ по насилию или по мзде, или который брат наш от места сего, а начнет хотети игуменства кроме братского соборного изволения, егоже произволят братия на игуменство, то иже мздою или насилием от князя или от епископа поставлен будет, тех преподобный проклятию предаст». (Там же, стр. 321). О монастырском имении: «Также и о земли утверждаяй глаголет (то есть, сам Антоний): о, братия моя, егда седох на месте сем купил есмь село сие и землю, и на реце сей рыбную ловитву, на строение монастырю, ценою из пречистыя сосуди, сиречь из бочки (которая приплыла в Волхове сама собою из Рима), и аще кто начнет обидети вас, или наступати на сию землю, ино им судит Мати Божия». (Там же, стр. 321). Эти опасения в завещании Антония напоминают нам ростовское повествование о тяжбе Захарии за церковную землю. О воздушных мытарствах. Собираясь умирать, Антоний между прочим говорит братии: «да измут ангели милостивии душу мою, и да избегну сетей вражиих от воздушных мытарств вашими святыми молитвами, понеже грешен есмь ...показуя яко всем страшна чаша смертная, и многия же по воздухом истязателя имамы... да не покрыет мене темный тех воздух, ниже дым их помрачит душу мою, укрепи мя Господи мой, Господи, да преиду огненыя волны и глубины бездонныя». (Там же, стр. 318 и 322). Житие это в рукописях обыкновенно приписывается ученику Антония Римлянина, Андрею, который с 1147–1157 г. был игуменом Антониева монастыря. Судя по всему, сказанному вами выше, надобно предполагать, что многое в этом житии не принадлежит самому Андрею. IV. Теперь, по поводу изданного в Православном Собеседнике жития Авраамия Смоленского, переходим к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Он представляет собой серый валун, овальный в плане, длиной 126 и шириной 94 см. Высота камня 37 см, нижняя его поверхность плоская, верхняя – немного выпуклая...» 202 . На этом камне при некотором воображении можно увидеть выемку, напоминающую след человеческой ноги 203 . Таким образом, почитание в Новгороде камня-следовика, связанного с Антониевым монастырём, и устные предания, рассказывающие о чудесном плавании святых, вот основа сюжетной схемы в Житии Антония Римлянина. Типичные мотивы миссионерских преданий о плавании святого (в данном случае, на камне), и основание сакральных объектов на месте остановки камня в XVI в., получили в Житии Антония Римлянина новое осмысление и наполнились новгородскими реалиями. Римский христианин Антоний, чудесно путешествуя на камне по воде, приплывает в Великий Новгород, и затем становится основателем одной из самых ранних в Новгородской земле обителей. 1 Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 137−148. Изучив 34 списка произведения, исследовательница пришла к выводу о том, что их можно разделить на две редакции – А и Б. Выделяемые ею разночтения касаются следующих сюжетных эпизодов произведения: обращение братии к Антонию с просьбой избрать игумена, избрание игуменом инока Андрея и др. (Там же. С. 140, 142−144). См. также: Белоброва О.А.К. изучению Жития Антония Римлянина//Монастырская культура: Восток и Запад/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб. 1999. С. 93−101; Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н.В. Рамазановой. СПб. 2005. В данном издании опубликовано Житие Антония Римлянина и Похвальное слово святому в редакции Б по списку конца XVI в. (РНБ, Соловецкое собр., 834/944), а также Служба святому по списку конца 1580 гг. (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 586/843) и списку, созданному до 1611 г. (РНБ, собр. Погодина, 577). Кроме того, Житие Антония Римлянина издано по списку XVII в. (ИРЛИ, колл. Ф.А. Каликина, 35) в серии «Библиотека литературы Древней Руси» (подгот. текста, пер. и коммент. О.А. Белобровой): БДДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 8−35. 4 Там же. С. 307−309. В настоящее время существуют разногласия относительно вопроса о подлинности грамот Антония. С.Н. Валк считал, что оба документа появились около 1573 г. в связи с тяжбой за земли Антониева монастыря между монастырём и новгородскими посадскими людьми (Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.Л. 1937. С. 295−303). Напротив, В.Л. Янин пришёл к выводу о том, что духовная – список с подлинного документа XII в., принадлежавшего перу Антония. Духовную В.Л. Янин датирует 1131 г., а купчую, более поздним временем: 1354−1357 гг. (Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вестник ЛГУ. 1966. Сер. 9: История. 3. С. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начальная история древнерусского частного акта. Μ., Л., 1937. С.295–300; Тихомиров М.Н. О частных актах в древней Руси//ИЗ. 1945. Т.17. С.233–241; Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вест. МГУ. История. 1966. 3. С. 69–80 [(перепеч.: он же. Очерки комплексного источниковедения. Μ., 1977. С.40–59); см. также: Янин В.Л. Новгородские акты XII–XV вв.: Хронологический комментарии. Μ., 1991. У 122. С.206–207. – Прим. изд. (А.Н.)]. (Андреев Н.Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С.93–96 (и по указат.).) 678 (Аноним). Жизнь преп. Антония Римлянина, новгородского чудотворца, с приложением краткой истории Антониева монастыря... Новгород, 1862; Ключевский В.О. (прим. 272). С.58, 306–311; Барсуков Н. (прим. 474). С.48–51; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С.89, 95; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.589–595; Буслаев Ф.И. Памятники (прим. 651). С. 109– 113; Leib В. (прим. 140). Р.91–93; Benz Е. Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1953. S. 445, 448 f.; Onasch K. Zur Vita Antonijs “des Römers”//Orbis scriptus (прим. 222). S. 581–585 [см. также: Фет E.A. Житие Антония Римлянина//СлККДР. Вып.2. 4.1. С. 245–247. – Прим. изд. (А.Н.)]. 682 Барсуков Н. (прим. 474). С. 467–471; см. также введения к изданиям [см. еще: Соколова Л. В. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу//СлККДР. Вып. 1. С.374–376. – Прим. изд. (А.Н.)]. Только ввиду смоленского же происхождения упомянем здесь и предание XV/XVI в. о мученике Меркурии Смоленском (пострадал в 1238 г.): Белецкий Л.Т. Литературная история “Повести о Меркурии Смоленском”//СбОРЯС. 1922. Т.99. С. 1–95 [Бахтина О.Н. Повесть о Меркурии Смоленском//СлККДР. Вып.2. 4.2. С.248–252 (здесь издания и литература). – Прим. изд. (А.Н.)]. [См. также: Плюханова Μ. (прим. 660). С.63–104. – Прим. изд. (К.А.)]. 683 (Аноним). Исторические сведения о жизни преп. Евфросинии, княжны полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский В.О. (прим. 272). С.262; Димитрий (Самбикин) (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, наука не может подтвердить или опровергнуть эти факты, но специалисты также склоняются к мысли о том, что Антоний не был коренным новгородцем, а пришел в город как минимум из Киева. Впрочем, прозвище «Римлянин» могло быть связано не только с конкретным городом, но и со Священной Римской Империей, граничившей тогда с новгородскими землями. О житии святого нам рассказывает текст, составленный через несколько столетий после его кончины.Текст этот скорее всего является пересказом более раннего документа, написанного современниками святого Антония Римлянина, но первоисточник до наших дней, увы, не сохранился. В 16 веке новгородцы уже широко почитали преподобного в первую очередь из-за чудес, происходивших на его могиле. Так, исцеление у нее получил новый настоятель Антониева монастыря, присланный в него самим Иваном Грозным, игумен Кирилл, который по некоторым сведениям незадолго до этого был отравлен недоброжелателями. Память о праведной жизни преподобного Антония и чудеса, совершавшиеся после обращенных к нему молитв, привели к тому, что монахи основанной им обители начали ходатайствовать о причислении преподобного АнтонияРимлянина к лику святых. И в самом конце 16 века он был официально канонизирован Православной Церковью. День памяти преподобного Антония Римлянина: 3 (16) августа и 17 (30) января Тропарь преподобного Антония глас 4 Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/на камень, яко на легкий корабль, возшелеси/и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/промышлениемБожественнаго разума направляемь,/ВеликагоНоваградадостиглеси/и, обитель в нем сотворив,/тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./Тем молим тя, отче Антоние://моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин кондак преподобного Антония Римлянина глас 2 Яко звезда, возсиялеси от Рима,/и, дошедБогоспасаемагоВеликагоНоваграда,/ту в нем обитель сотворил еси,/и, церковь поставив,/созва инок множество./С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне отче Антоние.

http://foma.ru/antoniy-rimlyanin-sovsem-...

Он опубликован в «Православном собеседнике» за 1858 г. (Ч. II. С. 157–171, 310–324). В ОПИ НГМ хранится семь списков Жития. Два из них датируются XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187, 30056–275//Кр. 97), дba–XVIII в. (КП 30056–35//Кр. 188; 33158–2//Кр. 335) и три XIX в. (КП 30056212//Кр. 247, 30056–38//Кр. 191, 30056–33//Кр. 186). Из них три текста Жития (КП 30056–38//Кр. 191, 30056–35//Кр. 188, 30056–33//Кр. 186) являются отдельными произведеними, а другие находятся в сборниках. Один сборник XVII в. (КП 30056–34//Кр. 187) содержит списки Жития двух новгородских святых: Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, второй (КП 30056–275//Кр. 97)–смешанного содержания. В нем собраны выписки из различных сочинений: книги Константина Острожского «О расколе римлян со греки», труда Иосифа Волоколамского о ереси новгородских еретиков и других источников. Здесь же помещена Повесть о белом клобуке. В Житии Антония (Л. 250–306) особо подчеркивается его вера православная и обвиняется «латинство» (Л. 284 об.). Содержание всего сборника имеет явную антиеретическую направленность и поэтому включение Жития Антония–поборника православия–вполне логично. В этом списке содержится только приписываемый Андрею текст о жизни Антония, его подвигах и прижизненных чудесах. В другом сборнике XVII в. (КП 35006–34//Кр. 188) данный текст дополнен Службой преподобного Антония на малой вечерне и Словом похвальным святому Антонию. Этот сборник-конволют составлен из двух рукописей с отдельной пагинацией у каждой. 115 Слово похвальное исследователи датируют по-разному: Н.А. Макаров относит это произведение к 1558 г. и его вероятным автором считает игумена Хутынского монастыря Маркела, переселившегося в Антониев монастырь для написания Жития епископа Никиты (см.: Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина//НИС. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 203). А. Фет датирует Слово пасхальное 1591 г. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси (вторая половина XIV–XvI вв.) Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 245). 116 Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Но чаще на гробнице, а также, очевидно, непосредственно на мощах, находившихся в ней 1529 , имелись один или даже несколько покровов. Подобным образом были оформлены раки свт. Петра и Ионы в московском Успенском соборе 1530 , преп. Иосифа Волоцкого в приделе Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря 1531 , преп. Кирилла Белозерского в приделе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1532 , свт. Иоанна и Никиты в новгородском Софийском соборе 1533 , преп. Варлаама в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря 1534 , преп. Антония Римлянина в Рождественском соборе Новгородского Антониева монастыря 1535 , св. Михаила Клопского в приделе Троицкого собора Троицкого Клопского монастыря 1536 , преп. Антония в Троицком соборе Антониева Сийского монастыря 1537 , пред. Зосимы и Савватия в приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1538 , св. Саввы Крыпецкого в подклете придела Саввы Сербского собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря 1539 . Можно предположить, что на большинстве или даже на всех перечисленных раках лежали покровы с шитым изображением святого, тем более что до нас дошел целый ряд лицевых надгробных покровов XVI в. как некоторых упомянутых, так и других русских святых 1540 . Действительно, если не всегда, то, по крайней мере, в праздничные дни лицевые покровы украшали раки свт. Петра и Ионы московских 1541 , Иосифа Волоцкого (в 1572 г.), Кирилла Белозерского, свт. Иоанна и Никиты новгородских, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина 1542 . Однако на гробницах Савватия, Зосимы (до 1582 г.) 1543 , Антония Сийского (до 1597 г.) 1544 , свт. Германа Казанского в 1614 г. 1545 лицевых покровов не было. Следовательно, лицевой покров, видимо, был желательным, но не обязательным элементом надгробного комплекса рассматриваемого времени. Документы свидетельствуют, что на одной раке лицевой покров мог сочетаться с одним или несколькими покровами, на которых присутствовало только изображение креста 1546 . Иногда гробница была просто покрыта дорогой тканью 1547 . Согласно Описи 1601 г., на лицевой части каменной гробницы Кирилла Белозерского имелась «пелена привесная бархат зелен гладкой, а на ней нашиты три кресты миткальные белы», которая сочеталась с покровами обоих типов 1548 . По-видимому, подобные пелены не были исключением в то время, о чем свидетельствует упоминание о трех пеленах при раке Никиты Новгородского в Софийском соборе 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Вяжицком монастыре, медное паникадило в трапезе при Богословской церкви, с вырезанной надписью вокруг ствола: «лта 7192 (1684) году въ 5 день далъ паникадило вкладомъ во обитель Николаевского Вяжицкого монастыря, при архимандрит Боголп, рабъ Трифонъ Козминъ сынъ мдникъ». Из числа паникадил без подписей первое место занимают два медных паникадила, оставшиеся, по преданию, от преп. Антония Римлянина. Одно из них о четырёх ручках и шандалах и стольких же гранях, с четырьмя над ними литыми птичками. Оно висит в паперти соборной церкви, на медной складной и сквозной цепочке в виде пластинки, составленной из трёх частей, соединённых между собой шарнирами; между нижней и средней – кружок, в средине которого сделано распятие с предстоящими – Божьей Матерью и Иоанном Богословом; над распятием надпись: IC. ХС., над Божьей Материю МР., над Иоанном Богословом: Iωh.; между средней и верхнею частями цепочки другой кружок, в котором находится изображение льва; величина паникадила 6 вершков в вышину и почти столько же в ширину, длина цепочки 1 арш. 1½ вершка. Другое паникадило двухъярусное, о десяти ручках и подсвечниках, имеющее вид цилиндра, оканчивающееся с обоих концов украшениями литыми медными же. Сверх того, на верхнем конце литое медное изображение голубя. Висит в приделе во имя преподобного Антония Римлянина на цепочке сквозной, в виде пластинки, представляющей собой довольно большой крест. Внизу у паникадила головка львиная с продетым в неё кольцом. Надписи, как и на предыдущем, никакой нет 438 . В Никитинской церкви древнее литое медное паникадило с изображениями Херувимов и многих святых угодников, а кроме того и центавров. Паникадило сие, по преданию, перенесено из Антониева монастыря и принадлежало к числу утвари преподобного Антония Римлянина. В Зверине женском монастыре большое медное паникадило, остающееся без употребления. Вокруг ободка чеканные изображения: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи – повторяются до трёх раз, ещё Апостол Пётр, Архангелы Михаил и Гавриил. Внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

191 Согласно точке зрения Н.А. Макарова, Похвальное слово Антонию Римлянину создано в 1558 г., а его вероятным автором является игумен Хутынского монастыря Маркел (см. Макаров Я.А. Камень Антония Римлянина. С. 203−204, примеч. 2). Е.Д. Захарова предлагает другую датировку памятника. Она отмечает, что «во многих рукописях этот текст следует за Житием Антония Римлянина. Оказалось, что похвальное слово, как и Житие, имеет 2 редакции, причём за текстом Жития в редакции А следует один текст похвального слова, за редакцией Б – другой. При этом характер разночтений похвального слова сходен с характером разночтений редакций собственно Жития. (...) В обеих редакциях похвального слова содержится молитва за здравие царя Фёдора Ивановича. Следовательно, Слово было написано не ранее 1584 г., года воцарения Фёдора Ивановича, и, очевидно, не позже 1597 г., года обретения и перенесения мощей Антония (так как об этом важном событии в слове не упоминается)» (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 144−146). Н.В. Рамазанова считает, что Похвальное слово было создано раньше Жития Антония Римлянина, и датирует его приблизительно 1558 г., так как автор акцентирует внимание на обретении мощей Никиты Новгородского, отметив, что событие произошло «ныне», «во дни наша»; использует в молитвенном разделе слово «царевичи» во множественном числе, что может относиться к тому времени, когда были живы, по меньшей мере, два царских сына (либо 1557−1581 гг., либо октябрь 1583, март 1584 г.); не приводит дату – 3 августа, которая есть в Житии, а затем закрепляется и в церковном календаре (день памяти Антония Римлянина первоначально праздновался 17 января, в день памяти тезоименитого святого Антония Великого ). См. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 282−283. 195 «Игуменство Кирилла продолжалось с 1580 по 1594 г. В этот период произошли два первых исцеления. Остальные исцеления у камня происходили в 1597−1598 гг. (после открытия мощей, но до завершения работы над рассказом „О преложении тела“)» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ († 1570, Новгород), прмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), игум. Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Новгороде. Поставлен игуменом не позднее 1560 г.- в одной из монастырских описей упоминается потир, изготовленный в 1560 г. повелением Г. и «тщанием» старца Феодосия (ОПИ НГОМЗ. Д. 11820. Л. 44). Вероятно, уже в игуменство Г., в 1559/60 г., шла тяжба мон-ря с Новгородским посадом за земли в окрестностях обители, после «обыска» решенная в пользу горожан (ИРИ. Ч. 3. С. 156, 162, 167-168; Анкудинов И. Ю. О землевладении Антониева монастыря в XVI в.: (Мат-лы и коммент. к «купчей» Антония Римлянина)//НИС. СПб., 1999. Вып. 7 (17). С. 102, 109-110). В 1566 г. Г. участвовал в Земском соборе в Москве, обсуждавшем вопрос о продолжении войны с Литвой и Польшей (СГГД. 1813. Ч. 1. 192). В янв. 1570 г. Г. погиб вместе с 20 иноками своей обители при разгроме Новгорода опричниками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Потребовав от новгородского черного духовенства выплаты денежной контрибуции (архимандриты должны были выплатить в опричную казну по 2 тыс. золотых, настоятели - по 1 тыс., соборные старцы - по 300-500 золотых - см.: Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934. С. 29-30), царь приказал настоятелей мон-рей и соборных старцев «бити… приставом из утра и до вечера на правежи до искупа безщадно» (НовгорЛет. С. 337). Г., очевидно, не выдержал ударов кнутом и мученически скончался. Место его погребения неизвестно. Об авторитете Г. в Новгороде свидетельствует тот факт, что он особо упомянут летописцем среди мн. не названных по имени погибших игуменов и монахов. В 1570 г., после гибели Г., из Антониева мон-ря в Москву были вывезены драгоценные богослужебные сосуды, к-рые предание связывает с именем прп. Антония Римлянина , кресты, Евангелия, иконы и проч. ( Макарий (Миролюбов). С. 459-460).

http://pravenc.ru/text/161934.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010