20 . Внутри самого монастыря находились ещё пять деревянных житниц перед тогдашними кладовыми палатами, а нынешними братскими кельями, и к западу от них – конская деревянная мельница, да в северо-восточном углу деревянная же ветряная мельница, построенная в 1717 году. В настоящее время в Антоньевом монастыре строения находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная с двумя наугольными к западу башенками с крестами, строенная преподобным Антонием и, по свидетельству Софийского Летописца, в 6630/1122 году совершённая; длина оной внутри от горнего места до западных дверей 12, а ширина 5, вышина же 10 сажен. Прибавление из VI тома В 1125 году Соборная церковь была расписана; в 1611 году, по возобновлению после Шведского нашествия, освящена 3 Августа и крест водружён; в 1783 году алтарь раскрашен. В 1810 году окна разделаны симметрично. В 1811 году устроен придел в паперти в северной стороне во имя Божьей Матери Грузинская, иждивением Госпожи Чоглоковой, и 8 Июля освящён Иоасафом, Епископом Старорусским. В 1813 году поновлён и вызолочен в Соборной церкви иконостас. Придел Преп. Антония Римлянина освящён в 7179/1670 году, в месяце Ноябре в 17 год Настоятельства Архимандрита Макария; возобновлён, и устроен тёплым в 1810 году. Придел Иоанна Богослова освящён, и крест водружён в 7188/1680 году, Мая 14. Церковь сия до 1378 года крыта была свинцом, но в сем году во время бывшего в Новгороде пожара сгорела; а когда возобновлена, известий в монастыре и Летописцах не находится. В 1781 году глава большая, построенная в виде купола, покрыта листовым лужёным железом, а два купола угловых башенок чёрным железом. В 1808 году сии два купола выкрашены ярью зелёной; главы на соборной церкви и башенках, также и кресты все три вызолочены червонным золотом. При сей Соборной церкви ТРИ ПРИДЕЛА и ПАПЕРТЬ. Первый придел на южной стороне, во имя преподобного Антония Римлянина, построен в 1672 года и украшен стенным писанием вместе с соборной церковью в том же году. Длина придела сего внутри, от горнего места до западных дверей 12, ширина 3 сажени. Второй на северной стороне, во имя Иоанна Богослова, построен в 1630 году. Длина оного внутри, от горнего места до западной стены 3, а ширина 3 сажени. Третий придел, в верху северо-западной башенки, во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, круглый, длина в диаметре 2 сажени; паперть же с западной стороны построена в 1699 году. Длина оной, от северной стороны до южной 13½, ширина 3 сажени. По правую сторону алтаря соборной церкви к востоку построена ризничная палата, длиной 3½, а шириной в 3 сажени; а в северо-западном углу паперти кладовая длиной в 2, шириной в сажень. Придел преподобного Антония, ризница, паперть и кладовая с наружной стороны вышиной в 2 сажени; а придел, во имя св. Иоанна Богослова, 4 аршина. Кровля на соборной церкви, приделах, ризнице и паперти крыша листовым железом и выкрашена мумией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Андрей стал игуменом после смерти Антония, последовавшей в 1147 г. 114 Впоследствии редакция Жития, составленная Нифонтом, дополнилась рассказами о чудесах, случившихся от мощей святого Антония в XVII в. Кроме этих основных трех частей отдельные списки включают Слово похвальное святому Антонию, Службу преподобного Антония на малой вечерне, тексты купчей и духовной. 115 Для изучения начального периода в истории монастыря важна первая часть Жития, посвященная земной жизни святого Антония, которая приписывается игумену Андрею. Некоторые исследователи ( Е.Е. Голубинский , П.М. Строев) сомневались в существовании первоначальной редакции и полагали, что автором и этого текста мог быть сам Нифонт, составивший Житие в конце XVI в. П.М. Строев называет Андрея «мнимым сочинителем». 116 Митрополит Макарий (Булгаков) и В.О. Ключевский не подвергали сомнению тот факт, что автором первой редакции являлся Андрей. По словам митрополита Макария, Житие, «еще сохранившее следы своего первоначального происхождения, в конце XVI в. подверглось новой редакции». 117 Мы присоединяемся к этому мнению. Нифонт, без сомнения, использовал хранившиеся в архиве монастыря рукописные материалы, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте, приписываемом Андрею, исторические факты, а также конкретные реалии, которые не могли быть придуманы в конце XVI в. Во всех списках Житие Антония в своей первой части начинается с предисловия, которое отличается пространностью изложения. В нем утверждается авторство Андрея: «Сеи же Андреи поведа архиепископу Нифонту и князем града того, всем людем, еже слыша от преподобнаго о чюдесах сих. Архиепископ же и вси людие, велми подивишеся и раздаша хвалу Богу и Пречистей Богородици и великому чюдотворцу Антонию. И от толе начат зватися Антоний Римлянин. И повеле архиепископ Нифонт сие житие преподобнаго изложити и написати и церкви Божии предати на утвержение вере християнстеи и на спасение нашим христианам, еже отступиша от православный греческия веры и преложишася в латыньскую веру на посрамление». 118 В тексте особо подчеркнута назидательная роль Жития в борьбе с отступниками от православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

4 октября 1595 г. были обретены мощи Казанских чудотворцев — Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Этот день и был закреплен как праздник в честь двух святителей. Царь и Патриарх повелели построить особую церковь при той, где нашли гробы с нетленными мощами, с южной стороны алтаря, и там поставить мощи святых для всенародного чествования. Патриарх Иов благословил митрополита Гермогена составить Житие святителей, что и было исполнено . В том же году были обретены нетленными мощи Угличского князя Романа Владимировича, жившего в XIII в. Освидетельствование останков, по указу Патриарха Иова, было произведено митрополитом Казанским Гермогеном, после чего святые мощи перенесены в новую соборную церковь города Углича. По благословению Святителя Иова было постановлено праздновать день памяти благоверного князя 3 февраля. Воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили Житие благоверного князя Романа Угличского и канон ему. В 1597 г. были открыты мощи преподобного Антония Римлянина (XII в.). Кратко о том, как это произошло. Одному иноку Антониевой обители в Новгороде после келейной вечерней молитвы было во сне откровение. Нифонту, так звали инока, казалось, что он находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где был погребен преподобный Антоний. Он увидел мощи Антония, лежавшие наверху церковного помоста в гробнице около святителя Никиты. Сам же храм был весь наполнен светом. Проснувшись, Нифонт рассказал о видении своему духовнику и некоторым из братии монастыря. Спустя некоторое время Нифонт решил поклониться мощам преподобного Антония. По монастырскому обычаю, он поднял доску гробницы преподобного и обнаружил нетленные мощи Антония «как бы живые». От них исходило благоухание. Нифонт поспешил известить о произошедшем игумена Кирилла, который через некоторое время, при личной встрече с Патриархом Иовом, поведал ему о чудесах, происходивших у гроба преподобного Антония, и о том, что он сам видел их нетленными. Патриарх Иов послал грамоту митрополиту Новгородскому Варлааму с повелением открыть мощи преподобного. Митрополит Варлаам отправился в Антониев монастырь и вместе с братией исполнил патриаршее указание .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Отношение русского духовенства к культу камней было двойственным 109 . В грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину предписывалось уничтожать языческие капища: «...многие христиане молятца по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю, по всем тем чудцким и ижерским местом, в селах, и в деревнях, и в лесах те скверные мольбища, камение и древеса везде разоряти и истребляти в конец, и огнем жещи...» 110 . Борьба с культом камней отражена в одном из эпизодов Жития Иринарха Ростовского. Как рассказывается в памятнике, неподалёку от Борисоглебского монастыря в «бояраке», в камне жил демон, заставляя жителей окрестных весей приходить к нему в день Петра и Павла и воздавать камню почести. Дьякон монастыря повелел камень «вринути в яму, чтобы род христианский тако не творили, и к каменю не приходили» 111 . Идолопоклонные камни церковным следователям предписывалось «как возможно, без упущения времени, искоренить неотложно» 112 . Зачастую камни сложно было уничтожить, «за великостью их и за неимением инструментов», кроме того, «ежели де оное каменье разжигать, то б не учинилось деревьям пожарного случая». Чтобы скрыть каменные великаны от взоров окружающих, повелевалось, «подкопав под те каменья ямы, глубиной как возможно, опустить в землю и засыпать, чтоб никакова им виду не было...» 113 . Следует отметить, вместе с тем, что не подвергалась сомнению допустимость почитания константинопольских и палестинских камней-реликвий, о которых хорошо было известно на Руси 114 . О почитании камней, связанных с Богородицей, Иисусом Христом и библейскими пророками, подробно рассказывается в популярном в древнерусской книжной традиции «Хождении игумена Даниила» 115 . Известна также традиция возведения храмов и обителей на Руси на месте языческих капищ. Отголосок преданий, об основании монастырей и храмов на месте языческих поселений и капищ, некоторые исследователи видят в сюжете об основания монастыря Рождества Богородицы в Житии Антония Римлянина. В нём рассказывается о том, что камень святого Антония пристал в Великом Новгороде в местечке Волховском («И приста камень, на нём же преподобный стоя и моляшеся, при брезе великиа реки, нарицаемой Волхова, в селцы, еже именуемо Волховском» 116 . Ф.И. Буслаев комментирует этот факт следующим образом: «Самое название сельца Волховска может указывать на дохристианские предания о мифическом существе, Волхове, чародее, которого чтили как бога, и который был сближаем с Перуном местечка Перыня или Перынь» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году 16 августа. ПРАВМИР. Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом. Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января — в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово — пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-prepodob...

32 См.: Памятники старинной русской литературы/изд. Г. Кушелевым- Безбородко. М, 1860. Вып. 1. С. 263–270. Существующее в двух редакциях «Житие Антония» было составлено в XVI в. Оно включает в себя Духовную Антония, которая вместе со сведениями близкой к годам жизни Антония житийной повести, составленной, возможно, еще учеником Антония – Андреем, который после смерти основателя монастыря стал Антониевским игуменом Андреем и игуменствовал до 1157 г. Как ближайший современник он обладал сведениями, связанными с местным почитанием основателя монастыря, поэтому древнейшее ядро житийной легенды отражает реальные биографические факты, обросшие более поздними агиографическими вымыслами (Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 41–44, 57; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе... С. 24; Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «Житии»//Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 18–20; Белоброва О.В. Указ. соч. С. 94). 34 Сторонники православно-греческой принадлежности иммигрантов предполагали, что прибывшие в Новгород переселенцы могли быть выходцами из итальянской Калабрии, где имелось греческое население (Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 8). Калабрия, а так же Апулия с VII по XI в. в церковном отношении подчинялась Константинопольскому патриархату, поэтому здесь встречалось население греческого исповедания (Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1. С. 265). 35 Духовная Антония Римлянина//Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. Л. ; М., 1935. С. 48–49. Упомянутый в этом контексте мотив плавающего бочонка является стереотипно житийным, характерным для европейской агиографической традиции, и находится в контексте других мотивов укрощения святым водной стихии. Но за ним имеется зерно правдоподобия–реальные церковные ценности, попавшие с переселенцами в Новгород. Следы связанных с Антониевым монастырем европейских реликвий до недавнего времени прослеживались, а некоторые обнаруживаются в музеях (Белоброва О.В. Указ. соч. С. 99–100). Мотив чудесной бочки воспроизводит древнее, сохранявшееся в монастыре предание. Он отражает идею преемственности римского наследия в Новгороде и не отвечает общей антилатинской тенденции позднего «Жития» (Топоров В.Н. Указ. соч. С. 3940; ср. С. 23–28). На этом основании данный мотив можно отнести к изначальному и древнему кругу житийных сведений, агиографически трансформировавших реальные события.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Новый монастырь достраивали преемники Феодосия: Стефан, Никон и Иоанн. Старый монастырь не уничтожен, а продолжал существовать с небольшим числом отделенной в него братии: пещера, при которой находился старый монастырь, стала служить для монастыря усыпальницей. Каменная церковь была окончена кладкой в 1078 г., а каменная трапезница окончена строением в 1108 г. В последней четверти XII в. монастырь был обнесен каменной стеной. В 1240 г. в нашествие татар монастырь был разрушен. В нынешнем монастыре остаются от домонгольского только нижняя часть «великой», или главной, церкви; все остальное есть позднейшее и новейшее: теперешние каменные стены монастыря построены Мазепой в 1698 г. Монастырь Новгородский Атония Римлянина Среди Новгородских монастырей отметим: монастырь Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Оба монастыря находились в Новгороде. Пр. Антоний строил в Новгороде первый настоящий монастырь, каменный, с каменною церковью. Подлинные сведения о пр. Антонии, сообщаемые Новгородской летописью весьма кратки: в 1117 г. «игумен Онтон заложи церковь камяну, святая Богородиця монастырь»; в 1127 г. «обложи (заложил) трапезницу камяну Антон игумен»; в 1147 г. «умре Онтон игумен (и) в то же лето вдоша игуменьство Андрееви по Онтоне». Т.о., из этих известий узнаем, что преп. Антоний приступил к построению монастыря в 1117 г. и скончался через 30 лет от начала строения монастыря, в 1147 г. Антоний строил свой первый монастырь в Новгороде совсем при иных условиях, чем Антоний и Феодосий первый такой монастырь в Киеве. Там, в Киеве, всеобщее усердие, выражавшееся в приношениях имениями (деньгами), и в приношениях селами; здесь же Антонию пришлось получить много огорчений из-за земли монастыря, ибо окрестные жители посягали на пользование купленной для монастыря землей. Отсюда попытка устроения монастыря Новгородцами была встречена не с особенным желанием и ревностью. Антоньев монастырь несомненно был в Новгороде в период домонгольский первым монастырем по великолепию. Новгородский Хутынский Варлаамов Монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

СПб., 1879. С. 5, 33, 37, 56, 85, 89, 125, 126, 127, 188, 189, 236, 242, 272, 324, 337; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2935. 1837. Л. 1-7; Ф. 481. Оп. 1. Д. 748; Ф. 511; РГИА. Ф. 797. Оп. 4. Д. 15806.1836. Л. 1-5 об. Лит.: Описание Антониева Новгородского монастыря. М., 1810; Димитрий [Сперовский], еп. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева мон-ря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда. М., 1914. Т. 1. С. 252-281; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; Археология Новгорода: Указ. лит-ры, 1917-1980 гг./Сост. П. Г. Гайдуков. М., 1983, 1992. 126, 127; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-95; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. Х - нач. XII в. М., 1987. С. 309-314; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. 1987. Вып. 2(12). С. 203-210; Иконостас Рождественского собора Новгородского Антониева монастыря (XVI-XVIII вв.): Выставка, июнь-август 1988. Новгород, 1988. (Новые реставрационные открытия); Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 206-207, 354-357; Амосов Л. В. Строительство Антониева монастыря в XII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1993. С. 119-121; Каштанов С. М. Из истории рус. средневекового источника: Акты X-XVII вв. М., 1996. С. 83-87; Ершевская Н. Б. Архитектура Новгорода XVI в. в иконописи: (Изображение Антониева мон-ря на иконе «Видение пономаря Тарасия» из собрания НГОМЗ)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1997. С. 90-93; Сарабьянов В. Д. Стилистические основы фресок Антониева мон-ря//ДРИ. [Т.:] Исслед. и атрибуции. 1997. С. 56-82; Мильчик М., Секретарь Л. Антониев мон-рь на иконах XVI-XVIII вв.//София. 1998. 4. С. 33-35; Анкудинов И. Ю. О землевладении Антониева мон-ря в XVI в.//НИС. 1999. Вып. 7 (17). С. 100-112; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2000. Э. А. Гордиенко, В. Д. Сарабьянов, Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Целиком и полностью к области сказочных преданий относится Повесть об Антонии Римлянине, основателе и первом настоятеле новгородского Антониева монастыря, который скончался в 1147 г. в возрасте восьмидесяти лет. Это “житие”, долгое время приписывавшееся Андрею, преемнику Антония, возникло, по всей вероятности, лишь в XVI в. и вышло из-под пера монаха Антониева монастыря Нифонта. Дело в том, что антиримская полемика и некоторые другие детали не вписываются в эпоху Антония, известного по Новгородской первой летописи как первый игумен одноименного монастыря 677 . По имеющимся сведениям, обретение мощей Антония должно приходиться на 1597 г., но о канонизации данных нет. В настоящее время не существует ни критического издания текста, сильно различающегося в разных списках, ни подробного исследования памятника 678 . Издания: а. (пространная ред.): [Аноним]. Житие преп. Антония Римлянина//ПрСоб. 1858. С. 157–171, 310–324 (см. также: ПЛ. 1860. Вып.1. С.263–270); б. (краткая ред.): Буслаев Ф. Русская хрестоматия. 9-е изд. Μ., 1904. С. 139–148 (перепеч.: The Hague, Paris, 1969); нем. перев.: Benz Е. (прим. 678). S.449–458 (по изд.: Четии Минеи. Μ., 1805); Onasch К. Altrussische Heiligenleben. Wien, 1978. S. 148–157 (по изд. Ф.И. Буслаева [Μ., 1881]). Краткое проложное Житие князя Мстислава Владимировича (1075–1132) снова возвращает нас на исторически надежную почву. Мстислав был сыном Владимира Мономаха , основателем церкви Благовещения Богородицы в Новгороде 679 и киевского монастыря Св. Феодора 680 . Начало его почитания следует искать в местной традиции 681 . Издания: Серебрянский Н. (прим. 533). С.48. Аналогично обстоят дела и с краткой Похвалой князю Ростиславу Мстиславичу (около 1125–1159 гг. в Смоленске, в 1159–1167 гг. в Киеве), внуку Владимира Мономаха . В последнее время этот памятник вновь признан произведением XII в. В нем повествуется об учреждении в Смоленске епископской кафедры и возведении здесь Успенского собора 682 . Издания: Сумникова Т.А. “Повесть о вел. кн. Ростиславе Мстиславиче смоленском и о церкви” в кругу других смоленских источников XII в.//Восточнославянские языки: Источники для их изучения. Μ., 1973. С. 128 146, особ. 131; Шанов Я.Н. Похвала кн. Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска XII в.//ТОДРЛ. 1974. Т.28. С.47–59, особ. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010