Правильно: 1112 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 273–274), так как 1113 г. в Лаврентьевской летописи — ультрамартовский (Бережков Н. Г. Хронология. С. 45). Неясно, почему заложение в 1108 г. кн. Святополком Изяславичем Михайловской церкви владыка Макарий считает проявлением княжеской заботы о прежних монастырях. Тот храм св. Михаила, у которого в 1093 г. состоялся снем Святополка и Владимира Мономаха и который иногда считают предшественником Святополкова Златоверхого храма св. Михаила (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 135), мог ведь быть (и скорее всего был) выдубицким храмом св. Михаила, ктитореей отца Мономахова. У Н. М. Карамзина, на которого в данном случае ссылается митр. Макарий, речь идет именно о храме св. Михаила на Выдубичах. В известных нам источниках нет данных о перестройке кн. Мстиславом Владимировичем в 1113 г. киевского Николаевского монастыря. 1106 г. как дата прибытия прп. Антония Римлянина в Новгород — позднего происхождения; ее нет еще даже в житии прп. Антония XVI в. (впервые она появляется в летописи XVII в.). Ясно, однако, что прп. Антоний появился в Новгороде до января 1109 г., когда умер Новгородский святитель Никита, успевший благословить Антония, как о том сообщается в духовной грамоте самого преподобного (Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот. к печ. В. Г. Гейман и др. М.–Л., 1949. 103). Эта датировка жалованной грамоты Мстислава и Всеволода 1130 г., принятая и в современной науке (Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991. 62), не выглядит безусловной после недавней находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря граффито с упоминанием о пребывании здесь Мстислава Владимировича (Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI–XV вв. СПб., 1992. С. 59–62). Таким образом, издание грамоты необязательно связывать с поездкой в Киев новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1130 г. и датировка должна колебаться между 1128 (смерть юрьевского игумена Кириака и вступление на игуменство Исаии) и 1132 (смерть Мстислава) годами (Т. В. Рождественская склоняется к 1128 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня. В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного. Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

26 См.: Павлов А. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию//Православное обозрение. М., 1881. Январь. С. 347–348. См. также: Симонов Р.А. Указ. соч. С. 28. 27 Такие же острые проблемы затрагивал Кирик и в беседах с автокефальным митрополитом Климентом Смолятичем. В пункте 11 «Вопрошания» Кирик поднимает вопрос правомерности убоя скота по воскресеньям, а его сановитый собеседник санкционирует разрешение резать скот, хотя эти действия вызывали ассоциации с жертвенной обрядностью и были под запретом Кормчих книг. 29 См.: Турилов А.А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов «семитысячников»//Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 27–38. 31 За Антонием закрепилось т. наз. топонимическое прозвище, причем не в форме прилагательного, а в форме существительного. Прилагательное «римский» в древнерусской книжности являлось синонимом понятию «латинский», «католический». Под Римом в Древней Руси понимали не только город, но также Италийские земли в целом. Именно в таком значении, указывающем на страну происхождения, и употреблялось прижившееся в Новгороде прозвище Антония (Белоброва О.А. К изучению жития Антония Римлянина//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 95–96). Грамматическая избирательность в оформлении прозвища означала, что Антоний был чужестранцем, но не католиком. Высказывалось мнение, что римское происхождение Антония является плодом творчества позднейших агиографов (Сарабьянов В.Д. Образ монашества в древнерусском искусстве XI – середины XII столетия//Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 168), что римлянином могли назвать богатого заморского купца (Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. I. 2-я пол. М., 1904. С. 594; Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «Житии»//Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 43–44). Однако признанный исследователями факт существования ранней версии «Жития Антония», присутствие в житии генетически связанных с Европой мотивов ирландской агиографии и романские черты в архитектуре и живописи главного храма Антониева монастыря–все это подтверждает версию иностранного происхождения святого. Нет оснований отказывать Антонию в том, что он был «чужеземным ревнителем православия», которого судьба забросила в Новгород (Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI–XVI вв.). М., 1986. С. 71–72). Не склонен категорически отрицать римское происхождение святого и В.Н. Топоров, лишь допустивший возможность агиографической трансформации русского в иностранца (см. указ. соч. автора. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

В описи Антониева мон-ря 1696 г. ( Димитрий. С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37). Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв.//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299. Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116106.html

Так, биограф ставил рядом под покровом одинакового авторитета документальные и легендарные черты. Можно заметить, что легенда о путешествии Антония из Италии имение» и вносит путаницу в житие: автор как будто не знал, как расположить, с какими известиями других источников связать части этой легенды, и расположил их неверно. Происхождение и элементы этой легенды лежат за пределами нашей задачи; но некоторые соображения о ходе ее развития необходимы для подтверждения вывода, что не перо XII века записало ее в том виде, как она изложена в житии. Житие рассказывает, что по смерти Антония, когда ученик его Андрей открыл епископу и всем людям города тайну прибытия святого в Новгород, «оттоле начат зватися Антоний Римлянин». Но ни в летописях, mi в других памятниках, составленных до половины XVI века, имя его не является с таким эпитетом. Само житие впадает здесь в любопытное противоречие: по его словам, до самой кончины Антония никто не знал «тайны о пришествии его», кроме Никиты и Андрея, а в рассказе о тяжбе с рыбаками за бочку Антоний торжественно на суде за 30 лет до смерти объявляет, что в Риме бросил эту бочку в море, скрыв в ней священные сосуды. Из приложенных к житию похвалы и статьи о чудесах видно, как с половины XVI века под влиянием воскресавшего предания об Антонии впервые выходили из забвения памятники, связанные с его именем: игумен Вениамин около 1550 года торжественно поднял лежавший дотоле в пренебрежении на берегу Волхова камень. на котором приплыл Антонии; около 1590-го игумен Кирилл открыл в ризнице морские трости, приплывшие с этим камнем, и реставрировал на нем образ Антония, стертый временем. Многолетняя тяжба за землю, купленную Антонием, не могла остаться без действия на обновление предания о нем в памяти местных жителей. Изложенные замечания, по-видимому, помогают объяснить происхождение жития. В сохранившихся списках оно обыкновенно начинается витиеватым предисловием и сопровождается похвальным словом, статьей о чудесах и минным послесловием, из которого узнаем, что чудеса описаны постриженником Антониева монастыря Нифонтом в 1598 году в Троицком Сергиевом монастыре, куда он переселился вслед за игуменом Кириллом, около 1594 года. Нифонт приписывает себе только повесть о чудесах, но при этом дает понять, что прибавил эту повесть к прежде сделанному собственноручному списку жития 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В житийном повествовании благословение на каменное строительство приписано Никите, которого к этому времени не было в живых. Логично считать, что на первые деревянные постройки действительно благословил Никита, как об этом говорится в «Житии». 64 Это подтверждается и Духовной. Расширение обители и возведение в ней нетипичных для Новгорода каменных построек происходит уже с одобрения Иоанна Попьяна, фигуру которого под пером автора «Жития» заслонил Никита. Умолчание об Иоанне Попьяне в «Житии», видимо, не было случайным. Иоанн Попьян (1110–1130) возглавил епископию в год рождения Кирика, а за шесть лет до появления знаменитого «Учения» имя владыки исчезает со страниц источников и на исторической арене появляется Нифонт – главный персонаж Кирикова «Вопрошания». Летописи глухо сообщают о самовольном оставлении Попьяном стола с рекомендацией исключить его имя из поминовений. 65 В.Л. Янин на основе исследования личной печати Иоанна Попьяна пришел к выводу о неканоническом характере ее оформления, которое, по его заключению, подчеркивало автокефальность владыки как по отношению к Киевской митрополии, так и Константинопольской патриархии. 66 Рекомендация не поминать владыку Иоанна объясняет отсутствие этого имени в «Житии Антония Римлянина», где деяния Иоанна приписаны Никите. Ведь именно на годы управления епархией Иоанном Попьяном приходится всплеск строительства Антониева монастыря и его художественное убранство. И вряд ли в данном случае правильно причину умолчания связывать с отторжением правоверного Антония от уклонившегося в ересь владыки. «Житие» ведь выражает точку зрения автора, а не Антония, религиозный статус которого, как показано в архаическом пласте «Жития», был далек от тогдашней древнерусской церковной нормы. Недавно высказанное мнение о том, что епископ Иоанн был отлучен от должности как еретик, подверглось критике. Были приведены соображения, что исключение владыки из списков новгородских святителей было вызвано применением к Иоанну канонических санкций, предусматривающих низвержение из сана за самовольное оставление епископского стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Происхождение и элементы этой легенды лежат за пределами нашей задачи; но некоторые соображения о ходе ее развития необходимы для подтверждения вывода, что не перо XII в. записало ее в том виде, как она изложена в житии. Житие рассказывает, что по смерти Антония, когда ученик его Андрей открыл епископу и всем людям города тайну прибытия святого в Новгород, «оттоле начат зватися Антоний Римлянин». Но ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в., имя его не является с таким эпитетом. Само житие впадает здесь в любопытное противоречие: по его словам, до самой кончины Антония никто не знал «тайны о пришествии его», кроме Никиты и Андрея, а в рассказе о тяжбе с рыбаками за бочку Антоний торжественно на суде за 30 лет до смерти объявляет, что в Риме бросил эту бочку в море, скрыв в ней священные сосуды. Из приложенных к житию похвалы и статьи о чудесах видно, как с половины XVI в. под влиянием воскресавшего предания об Антонии впервые выходили из забвения памятники, связанные с его именем: игумен Вениамин около 1550 г. торжественно поднял лежавший дотоле в пренебрежении на берегу Волхова камень, на котором приплыл Антоний; около 1590 игумен Кирилл открыл в ризнице морские трости, приплывшие с этим камнем, и реставрировал на нем образ Антония, стертый временем. Многолетняя тяжба за землю, купленную Антонием, не могла остаться без действия на обновление предания о нем в памяти местных жителей. Изложенные замечания, по-видимому, помогают объяснить происхождение жития. В сохранившихся списках оно обыкновенно начинается витиеватым предисловием и сопровождается похвальным словом, статьей о чудесах и длинным послесловием, из которого узнаем, что чудеса описаны постриженником Антониева монастыря Нифонтом в 1598 г. в Троицком Сергиевом монастыре, куда он переселился вслед за игуменом Кириллом, около 1594 г. Нифонт приписывает себе только повесть о чудесах, но при этом дает понять, что прибавил эту повесть к прежде сделанному собственноручному списку жития 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?  — Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики.

http://patriarchia.ru/db/text/4982782.ht...

У подлинной грамоты Патриарх Антиохийский подписал по-Гречески; а Сербский и Болгарский Патриарх подписал так: Гавриил Божией милостью Архиепископ Печский и Патриарх Сербский и Болгарский. Грамота XI «Божией милостью Великого Господина Святейшего Макария, Патриарха Святого Божьего Града Великой Антиохии и всего востока, и Великого Господина Святейшего Гавриила, Патриарха Сербского и Болгарского, Нашим смирением о благодати даре же и власти Всесвятого и Животворящего Духа данных нам от Спаса нашего Иисуса Христа: в нынешнем рд (164/1655) году Сентября а (1) день благословили есми Великого Новгорода в обители Пречистой Богородицы Честного и Славного Её Рождества и Великого Чудотворца Антония Римлянина, для чудотворного места и почести той великой Обители, повелели той же Архимандриту Макарию служить Божественную Литургию с рипидами и со свечами на ковре, и впредь ему, Архимандриту Макарию, и кто по нём иной Архимандриты в той Святой Обители будут, также им по Нашему благословению служить Божественную Литургию с рипидами и со свечами на ковре, и сия Наша благословенная грамота дана ему, Архимандриту Макарию, и кто по нём иные Архимандриты будут, на утверждение в Великом Новгороде лета зрд (7164/1655) Сентября в г (3) день». У той подлинной грамоты Патриарх Антиохийский подписал по-Гречески. Примечание: Здесь надлежало поместить грамоту Святейшего Патриарха Иоасафа, данную Архимандриту Макарию в 7178/1670 году, Января 27, о позволении ему, Архимандриту Макарию, и будущим по нём служить Божественную службу на ковре с рипидами и со свечами и с каждением, за которую грамоту, как значится в расходной того года монастырской книге, заплачено пошлины в Судном Приказе 25 алтын с челобитья; да в Казённом Приказе печатных пошлин десять алтын: но ни подлинной грамоты, ни списка с оной в монастыре сем отыскать было не можно. Грамота XII Божией милостью Великий Господин Преосвященный Питирим, Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук по благодати Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, данной смирению Нашему от Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа, и по грамоте Великого Господина Отца Нашего Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея Руссии, пожаловали благословили Великого Новгорода Антоньева монастыря Римлянина Новгородского Чудотворца Архимандрита Макария или кто впредь по нём иные Архимандриты будут, велели Божественную службу служить на ковре с рипидами и с осеняльными свечами и с каждением, против иных Архимандритов. И сего убо ради дана ему сия Наша грамота на утверждение его в Великом Новгороде в доме Премудрости Божией и Великих Чудотворцев Никиты и Нифонта Епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона Архиепископов Новгородских лета зро (7179/1671), Мая в (10) день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сергиев Посад. 1894. С. 86–176; Строев П.М. Словарь библиографический и черновые материалы словаря//Сб. ОРЯ и С. Имп. АН. Спб, 1882. Т. 29. С. 16. 121 Христианство: энциклопед. словарь. М., 1995. Т. 2. С. 431; Религиоведение: энциклопед. словарь. М., 2006. С. 781–783. 126 Орлов С.Н. Археологические исследования на территории бывшего Антониева монастыря в Новгороде//Новгородский край. Л., 1984. С. 152–156. 128 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке православного Востока. Киев. 1895. Т. 1, ч. 1. С. XXX. О Федоре Студите и Студийском Уставе более подробно будет рассмотрено при изложении строительной деятельности Антония. 132 Впервые эту версию высказал В.Д. Сарабьянов в книге «Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде» (М., 2002. С. 8–10), но в дальнейшем он откорректировал данную версию, предположив, «что Антоний был одним из первых монахов-миссионеров, посланных в Новгород из Киева и продолжавших исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции киевского митрополита». При этом исследователь не исключает чужеземного, скорее всего, греческого происхождения Антония (см.: Сарабьянов В.Д. Монашеская тема во фресках собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде//Византийский мир : искусство Константинополя и национальные традиции: к 200-летию христианства. М., 2005. С. 338–341). 133 Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония римлянина новгородского чудотворца//НЕВ. 1897. 12. С. 771–773. Текст Жития напечатан по хранившемуся в Антониевом монастыре списку. В списке Жития XVII в. из Чудовского собрания (ГИМ) речь свт. Никиты, обращенная к посадничьим детям, передается так: «.чада мае, послушайте мене, есть бо в отечествии вашем селцо близ во отечествии града рекомое Волховской, Бог изволи и Пресвятая богородица воздвигнути на месте том храму Пречистыя богородици честнаго и славнаго ея Рождества, и устроити обители странным сим преподобным Антонием, и возлется молитва к господу о сретении душ ваших и воспомяновение будет родителям вашим.».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010