Однако в Житии плывёт на камне святой Антоний Римлянин, а иконописный образ Богородицы находится у него не в руках, а в сердце: «...Преподобный же имея образ его в сердце своём присно – икону Божию преславну, не шаром образовану или на ином нечесом. Вписуя себе сокровено в сердце своём выну шаром иконным образ Небесного Владыки и зряще умными очами из облака Пречистую Богородицу, держащую пречистыми своими руками превечного младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 31 . Наличие этого мотива в произведении сюжетно обусловлено. На месте остановки камня в Новгороде затем был возведён деревянный храм в честь Рождества Богородицы («И отмериша под церковь и под монастырь земли, на вся страны по пятидесяти сажен). И повел епископ Никита возградити церковь деревяну малу и освяти ея, и едину келеицу поставити, мнихом на прибежище» 32 , а впоследствии, основан каменный монастырь («...и заложиша церковь каменну в славу Христа Бога нашего и Пречистой его Матери...») 33 . Далее в памятнике повествуется о том, как новгородский архиепископ Нифонт сделал Антония игуменом созданного им монастыря 34 . В этой обители после преставления святого 3 августа 1147 г. покоились его чудотворные мощи. Открытие мощей состоялось в 1597 г. 35 . В Житии, чудесное приплытие святого на камне, объясняется устами новгородского святителя Никиты, причём автор традиционно для агиографического текста, находит этому событию библейские аналогии. Он проводит параллель между данным событием и вознесением на небо в огненной колеснице Ильи Фесфитянина, а также уподобляет его чудесному перенесению апостолов на облаках на Успение Богородицы 36 . Сюжетный мотив плавания Антония на камне присутствует в списках Жития разного времени, а также в проложной редакции памятника, причём всякий раз указывается, что камень Антония остановился в том самом месте, где потом был основан монастырь (см., например, в проложной редакции Жития: «И ста камень, и деже ныне обитель») 37 . Упоминание о плавании Антония на камне, по-видимому, из Жития святого, попало в рукописные месяцесловы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

закордонних установ 21 березня 2018 р. 10:27 С 17 по 19 марта 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочая поездка руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Венского и Будапештского Антония на Кипр. 17 марта, по прибытии в международный аэропорт Ларнаки, архиепископа Антония встречал настоятель русского прихода святителя Николая Чудотворца в Лимассоле священник Георгий Видякин. Из аэропорта архиерей направился в храм святого Лазаря Четверодневного в Ларнаки, где поклонился мощам первого епископа Китийского. Затем архиепископ Антоний посетил Киккский монастырь, где побывал в главном храме обители и вознес молитву у чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы. В тот же день в местечке Трони владыка Антоний совершил литию у могилы приснопамятного Архиепископа Макария III, Предстоятеля Кипрской Православной Церкви и Президента Республики Кипр. 18 марта руководитель Управления по зарубежным учреждениям возглавил Литургию святителя Василия Великого в храме Христа Человеколюбца в Лимассоле, где совершаются богослужения для русскоязычного Николаевского прихода. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Савва Михалидис, иерей Георгий Видякин и диакон Сергий Калашников. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь на тему Евангельского чтения, после чего тепло приветствовал духовенство и прихожан, передав им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Иерарх вручил медаль святителя Иннокентия Московского В.А. Зыкову, администратору русского православного образовательного центра в Ларнаке. В ответном слове отец Георгий поблагодарил архиепископа Антония за визит и совместную молитву. На память о посещении прихода священник вручил архипастырю палицу с изображением его небесного покровителя — преподобного Антония Римлянина. В тот же день состоялась встреча архиепископа Антония с митрополитом Лимассольским Афанасием. В ходе беседы руководитель Управления по зарубежным учреждениям поблагодарил главу Лимассольской митрополии за гостеприимство и внимание, оказываемое русской православной общине со стороны местной епархии Кипрской Церкви. Участники встречи обсудили различные вопросы, касающиеся жизни русского прихода и строительства Николаевского храма в Лимассоле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5165703...

В устных преданиях, приводимых иеромонахом Никодимом в «Архангельском патерике», говорится о том, что Георгий любил сидеть и молиться на камне, который находился среди болота. Под этим камнем он завещал себя похоронить, а впоследствии, именно на этом месте возвели храм Николая Чудотворца 159 . В Житии Георгия Шенкурского, опубликованном священником Михаилом Усердовым в 1899 г., на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей», также рассказывается о привычке Георгия сидеть на высоком сухом холме среди болота. Однако ничего не сообщается о камне, на котором сидел святой, говорится только о большом спудовом камне, который был положен сверху на месте погребения Георгия на холме 160 . О молитвенном камне северно-русского святого Антония Сийского, основавшего в 1520 г. Свято-Троицкий монастырь на реке Сие в Двинском крае, повествуется в поздней Исторической редакции его Жития, составленной в первой трети XVIII в. Этот камень находился в пределах второй пустыни Антония на острове Падун, в местечке, называемом Пунанец: «[Антоний] в день же на брегу езера исходя и на единомъ всдая камени, удицею рыбу ловяше, во устх же непремолчную имяше молитву, главу же и плещи свои обнажаше на сндение шершнемъ и каморомъ, якоже выше речеся...» 161 . Предание о молитвенном камне Антония, попавшее в позднюю редакцию Жития святого, свидетельствует о длительной традиции почитания камня Антония Сийского, местными жителями. О молитвенном камне северно-русского святого Прокопия Устюжского, рассказывается в цикле памятников о Прокопий и Иоанне Устюжских. В этот цикл, в первоначальном виде, входило известие «о создании церкви святого Прокофия, на месте, юже на камени сидл» 162 . Церковь была основана на том месте, где лежал камень, на котором сидел и молился святой Прокопий Устюжский: «Бысть нкий муж уродивый Христа ради, именем Прокопей, живяше в паперти у церкви святыя Богородица честнаго Ея Успения. Святый же сдяше близ церкви тоя на камени, ни против никого же не въставаше, ни покланяяся» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудов (Алексиевский, Архангело-Михайловский) монастырь в Кремле был основан митрополитом Московским Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении жены хана Джанибека, Тайдулы, от слепоты и беснования. При нашествии Тохтамыша в 1382 г. монастырь был сожжен, затем в 1493 г. и в 1547 г. опустошен, но каждый раз восстанавливался. В XVI–XVII вв. он был известен под названием Великой лавры. Многие иноки монастыря занимались переводом книг Св. Писания на славянский язык, в XVII в. здесь производилась книжная справа. При патриархе Филарете в монастыре было учреждено греко-латинское училище. С 1744 г. в монастыре находилась кафедра московского архиерея, а в XIX в. часть зданий занимали Духовная консистория (до 1833 г.), Епархиальное попечительство и Цензурный комитет. Последний раз монастырь перестраивался в 1814 г., после ограбления и поругания наполеоновской армией в 1812 г. В монастыре было пять храмов: Чуда св. Архистратига Михаила (1358), свт. Алексия, митрополита Московского (1686), Благовещения Пресвятой Богородицы (1686), апостола Андрея Первозванного (1814), свт. Иоасафа Белгородского (1911). В начале XX в. братия монастыря составляла 49 монахов. В 1918 г. монастырь закрыли. С 1919 г. на территории монастыря действовали: кооператив «Коммунист», лудильная мастерская, библиотека. В декабре 1929 г. монастырь был разрушен. Алексия святителя церковь Алексия святителя храм, сооруженный в 1483 г. по благословению архимандрита Чудова монастыря Геннадия (впоследствии святителя Новгородского), перестраивался в 1680–1686 гг. по указу царя Феодора Алексеевича: в нем были устроены две церкви Алексеевская (для мужчин) и Благовещенская (для женщин), соединенные внутри арочным проемом, где находилась рака с мощами свт. Алексия. В 1906 г под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. Великого князя Сергея Александровича. В 1929 г. храм свт. Алексия был разрушен. Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Новгородский Рождество-Богородицкий Антония Римлянина особножительный мужской монастырь основал в 1106 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

19) Архимандрит Владимир. Как выше сказано, он был Ректором Севской Духовной Семинарии и Настоятелем Орловского Успенского монастыря; за упразднением коего, переведён во Мценский Петропавловский монастырь Настоятелем. Лично жил он в Севской Семинарии; впрочем при его Настоятельстве; распространены в сем монастыре Настоятельские келлии, с употреблением на это 2000 рублей ассигнациями, переведённых из Орловского Успенского монастыря. 10 Мая 1821 года Преосвященным Ионою, Епископом Орловским и Севским освящена оконченная каменная Знаменская монастырская церковь . В приделах Покровской церкви – Петропавловском и Александровском произведены внутри починки; а снаружи сии приделы покрыты железом, на что употреблено 4000 рублей ассигнациями, из Орловского же монастыря переведённых. 23 Января 1822 года Архимандрит Владимир переведён Настоятелем во второклассный Новгородской Епархии Антония Римлянина монастырь и Ректором тамошней Семинарии: но в том же месяце скоропостижно скончался в Севске, и там погребён. 20) Архимандрит Амвросий из Настоятелей Новгородского Антония Римлянина монастыря и Ректоров тамошней Семинарии переведён Настоятелем во Мценский Петропавловский монастырь и Ректором Севской Духовной Семинарии 23 Января 1822 года. 13 Ноября того же года он вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия; а 5 Июня 1823 года назначен к производству в Сан Епископа Оренбургского. Скончался 15 Октября 1854 года в Пензе, на семьдесят третьем году жизни. 21) Архимандрит Иероним. Он посвящён в сей сан, с производством во Мценский Петропавловский монастырь Настоятелем и Ректором Севской Духовной Семинарии, из Иеромонахов, Инспекторов Московской Вифанской Семинарии 26 Августа 1823 в Московском Сретенском монастыре. При нём Знаменская церковь покрыта железом в 1825 году; а в 1827 году разрешено ему покрыть железом и алтарь Покровской монастырской церкви. 22) Архимандрит Гавриил определён Настоятелем Мценского Петропавловского монастыря и Ректором Орловской Духовной Семинарии, a 11 Октября 1827 года и благочинным над монастырями. Того же года Ноября 30 перемещён Настоятелем в Могилево- Братский Богоявленский заштатный монастырь и Ректором Могилевской Духовной Семинарии. Ныне он Настоятелем же посольского Спасопреображенского третьеклассного монастыря Иркутской Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Позади придела Иоанна Богослова есть еще небольшой придел в честь Грузинской Божией Матери с тремя окнами. Он устроен в начале нынешнего столетия на месте кладовой, служащей продолжением Богословского придела. В длину он 4, а в ширину 2 сажени. К западной стороне всего церковного здания примыкает паперть, устроенная в 1699 году. Длиною она 3½ саж., а шириною 3 саж. 1 арш. Северный конец ее занят частию приделом Грузинской Божией Матери, а частию кладовою. В паперть два входа с западной и южной сторон. Как главная церковь , так и приделы с папертью росписаны. Но иконопись сия не древняя, и в недавнее время возобновлена. Со вне Богородице-Рождественская церковь со стенами и пристройками в длину 12 саж. ¼ арш., а в ширину 15 сажен. Со времени основания своего Богородице-Рождественская церковь видела в стенах своих многих знаменитых лиц; но летопись не сохранила нам известия об них. Неизвестно даже и о всех тех лицах, кои в продолжении семи с половиною веков погребены были под сводами ее. Укажем по крайней мере на то, что известно. 1. Из гробниц первое место занимает кипарисная рака преп. Антония Римлянина, преставльшегося 3-го августа 1147 года. Мощи его обретены 1 июля 1597 года по 450-летнем пребывании в земле. Он погребен был у юго-западного столба на 1½ аршина от северо-западной стены; но по обретении мощи его поставлены были в северо-западном углу Антониевского придела, потом на месте погребения и наконец перенесены на нынешнее место под арку, отделяющую главную церковь от Антониевского придела. Настоящая рака устроена в 1731 году с надписями, вырезанными на семи кругах 1125 . Из прежних, современных открытию св. мощей, кругов один остался с след. надписью: «Благоизволением Божиим и милостию пречистой Богородицы ко пречестные и великие обители пречистой Богородицы честного и славного ее Рожества вздвигнуты быша честные и чудотворные мощи преподобного отца нашего и чудотворца Антония Римлянина. Лета 7105 (1597) июля в 1 день на память святых бессребренник и чудотворец Козмы и Дамиана, по четыресте по пятидесяте лете по преставлении его, повелением благочестивого и боголюбивого и христолюбивого великого государя царя и В. Князя Феодора Ивановича всея Русии Самодержца и его благочестивой царицы и великой княгини Ирине и по благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России, боголюбивым преосвященным Варлаамом Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Великих Лук в шестое лето святительства его и тоя пречестные обители при игумене Трифоне; и подай же нам молитвами его оставление грехов и получити милость и жизнь вечную, амин». Память пр. Антонию совершается церковию 3 августа: местно чтится он еще в 1-ю пятницу после Петрова поста, так как в это время было обретение его мощей, когда бывает из Софийского собора крестный ход; а в обители празднуется ему еще и 17 генваря вместе с Антонием Великим , коего он имел своим Ангелом покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Никандра Псковского – к 25 марта – дню его памяти). Журнал «Русский паломник». 1910. с.183–186. 48 . Василий Полежаев. Наследие преподобного Антония Римлянина. К 400-летию обретения мощей преподобного Антония Римлянина. Газета «Новгородские епархиальные ведомости». 1997, 8, с 3. 49 . Сборник «Где святая София, там и Новгород». Редакторы-составители Кульпинова Т. Н., Жервэ Н. Н., Страхова Я. А. СПб., 1997. 50 . Журнал «София». (Ранее – газета «София»). Издание Новгородской епархии. Выходит ежеквартально. С 1996 г. 51 . Сборник икон «Новгородские святые. XI – XVI вв.» Новгород, 1994. 52 . Столова Г. Р. Новгородское чудо. Духовно-просветительский журнал Товарищества русских художников «Златоуст», 1993, 2, с. 218–233. 53 . Изборник. Составление и общая редакция тома Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. (Сборник произведений литературы Древней Руси) М., Художественная литература 1969. 54 . Грамоты Великого Новгорода и Пскова Под редакцией Валка С. Н. М.; Л., 1949. 55 . Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». М., 2000 г. 56 . Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Протоиерей Г. Дьяченко . М., Издательский отдел Московского патриархата, 1993. (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.) 57 . Полный православный богословский энциклопедический словарь Т. II. (Репринт М., Возрождение. 1992) 58 . Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И. Молоткова. Составили Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров. М., Советская энциклопедия, 1968. 59 . Заволоко И. Н. Странник, идущий в гору. Рига. ELPA-2 при участи старообрядческого общества Заволоко, 2004. 60 . Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, Русь, 1997. 61 . Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Составил из достоверных источников Павел Строев, ординарный академик императорской С-Петербургской академии наук, член археографической комиссии и разных других ученых обществ. Издание археографической комиссии. СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

37379, 37380, 37381, 37382) и 2 бруса резных тябел (НГМ. Инв. 33971, 33972) XVI в. О существовании древних предалтарных образов свидетельствуют обнаруженные В. М. Ковалёвой и Г. М. Штендером на предалтарных столпах следы тябловых креплений XII в. Согласно монастырской описи 1696 г., деисусный чин состоял из 13 икон (было еще 2 «узких» образа по бокам), праздничный - из 12, пророческий - из 19, праотеческий - из 19 икон. Стилистические и материальные признаки икон свидетельствуют, что «Спас на престоле в Силах», «Ап. Павел» и «Ап. Петр» из деисусного чина и местный образ «О Тебе радуется» - наиболее ранние, возможно, в иконостас были включены позднее. К 60-70-м гг. XVI в. относятся праздничный и пророческий ряды. Остальные иконы деисусного чина, кроме указанных 3, написаны на др. досках и вошли в чин, дополнив или заменив ранние иконы, уже в кон. XVI в. Праотеческий чин добавлен в сер. XVII в. Страстной ряд из 6 икон написан по гравюрным образцам Библии Пискатора в 1716 г., когда по инициативе новгородского митр. Иова и игум. мон-ря Иоакима для иконостаса была создана резная барочная рама, в проемах к-рой не могли поместиться все иконы. Деисусный чин был сокращен на 3, праздничный ряд - на 1, пророческий и праотеческий - на 7 икон. Наиболее ранней из дошедших до наст. времени икон местного ряда является «О Тебе радуется», написанная, возможно, в ознаменование венчания на царство в 1548 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, изображенного среди рус. вел. князей. К сер. XVI в. относится житийный образ свт. Николая. Иконы «София, Премудрость Божия», «Рождество Богородицы с житием» и «Апостолы Петр и Павел» стилистически связаны с произведениями мастерской царя Бориса Феодоровича Годунова и, по-видимому, наряду с патрональной иконой его семьи (не сохранилась) были царскими вкладами. В кон. XVI в., вероятно после обретения мощей прп. Антония Римлянина в 1597 г., иконы иконостаса Рождественского собора были украшены серебряными окладами. Ист.: НПЛ (по указ.); Новгородские летописи.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита и Исаакии (XI-XII вв.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 4 мая в день перенесения мощей, 17 июня специальная служба, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Свв. братья Алфановы были новгородскими посадниками, строителями и ктиторами Сокольницкого монастыря, что был за валом. Жили они, согласно преданию, при архиепископе Иоанне Новгородском (память его 7 сент.). Скончались они ранее 1162 г. и были погребены в Сокольницком монастыре. 8 этом году святые мощи их трижды являлись. Тогда архиепископ Иоанн велел более не погребать их, а устроить для них раку. Гораздо позже они явились одному расслабленному боярину в Москве, исцелили его и приказали устроить над их ракой часовню, что он с благодарностью исполнил. Между тем исцеления и чудеса от мощей этих ведомых Единому Богу угодников начались в самом Новгороде. В 1775 г. Сокольницкий монастырь сгорел, и святые мощи их были перенесены в монастырь прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.) и погребены под спудом в приделе, посвященном св. апостолу Иоанну Богослову. • Согласно Новгородской летописи, в 1389 г. «на Сокольной горе поставиша церковь деревяну святого Николу и монастырь устроиша». В 1775 г. по случаю пожара мощи перенесены в Антониев монастырь, что на правом берегу Волхова, в 3 верстах от кремля (Новгородская епархия). В одном рукописном житии прп. Антония Римлянина есть упоминание о явлении прпп. братьев Алфановых, это сказание относит подвижничество братьев к XII в. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437147/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010