Собор прервал свои занятия с 9-го декабря по 20-е января, к какому времени уповаем собраться, если не воспоследует препятствий с какой-либо стороны. В последнем случае должен собраться новоизбранный Священный Синод и Высший Церковный Совет, как орган высшего церковного управления с Патриархом во главе. Весьма отрадно, что Собор почтил и Вас избранием в члены Совета. Мы уповаем, что к этому времени Господь изведет Вас из уз к нашей общей радости. Скажу словами апостола Павла: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерной вере, непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, желая видеть тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся (2Тит.1:3–15). Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и грядущим новолетием, с молитвенным пожеланием Вам и нашей страждущей родине всех милостей от Рождшагося Христа. Исстрадались мы и вопрошаем: «Страж, сколько ночи?» Но ночь еще длится. Призывая на Вас Божие благословение... 1917 г. Декабря 20-го 679 . ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Д. Л. 609. Копия. Машинопись. Представление митрополиту Новгородскому Арсению обители преподобного Антония Римлянина и Новгородской духовной семинарии о начале междоусобной брани в Новгороде 9 (22) января 1918 г. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Арсению Митрополиту Новгородскому и Старорусскому обители преп. Антония Римлянинаи Духовной Семинарии представление На улицах и площадях Великого Новгорода началась междоусобная брань. Гражданская война уже переходит на территорию обители преп. Антония Римлянина и Духовной Семинарии. Опасность угрожает имуществу монастыря и семинарии, здоровью и жизни насельников их и даже святыням обители, если только дойдет дело, действительно, до кровопролития. Припоминается, как в древние времена слово Владык Новгородских способно было успокоить или по крайней мере ослабить бурю людских страстей. Мы, насельники обители и семинарии, обращаемся к Архипастырю нашему с усердною просьбою употребить всю силу своего влияния на предотвращение братоубийственной бойни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1103 г. в княжеской резиденции на Городище (под Новгородом) была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 19, 203; Новоселов, Хрусталев. 2013). Степень причастности Н. к этому событию неизвестна. В духовной грамоте (сохр. в копии XVI в.) прп. Антония Римлянина († 1147) говорится, что Н. благословил его на создание на правом берегу Волхова, под Новгородом, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря : «...изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» (ГВНиП. 103. С. 160). Легенда о «римском» происхождении прп. Антония фиксируется не ранее XVI в.; по мнению ряда исследователей, скорее всего он был ранее киево-печерским монахом, как и Н. (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.]: Севернорус. мон-ри. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 94-98; Печников. 2016. С. 198-202). В дек. 1104 г. Н. мог участвовать в Киеве во встрече прибывшего на Русь нового митр. Никифора I , а в следующем году - в поставлении 3 епископов (или кого-либо из них) - святителей Амфилохия Владимирского (27 авг.), Лазаря Переяславского (12 нояб.) и Мины Полоцкого (13 дек.). Краткие записи об этих хиротониях имеются в новгородской летописи (НПЛ. С. 19, 203). Скончался Н. 30 (НПЛ. С. 19) или 31 (Там же. С. 203) янв. мартовского 6616 (1108/09) г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229; ср.: Щапов. 1989. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Н. 1108-й)) и был погребен в Софийском соборе в приделе во имя святых Иоакима и Анны («Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; НПЛ. С. 473). На средства Н. («стяжаниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203) уже после его кончины, весной 1109 г., начались работы по росписи кафедрального Софийского собора, задуманные, очевидно, еще при жизни епископа (до этого полвека кафедральный храм стоял нерасписанным; отдельные фрески в галереях созданы в посл.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф. Наскальное плавание «Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы. Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря. С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу. Реальный Римлянин Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода. Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

http://pravmir.ru/antoniev-monastyir-chu...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (+ 1147) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 3 авг. в день преставления, 11 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, омываемая морскими волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до Русских пределов, через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода — в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и дал ему общежительный устав. Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь. • Прп. Антоний родился в 1067 г. Где он принял иноческий постриг, точно не известно. Чудесное перемещение на камне по водам и прибытие его — в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы — в 1105 г. на берег Волхова в 3 верстах от Новгорода нашло отражение в летописях. • На этом месте им был основан монастырь, настоятелем которого он стал по просьбе братии в 1131 г. Житие преподобного написано его преемником в игуменстве, священноиноком Андреем. Прославлен преподобный в 1597 г. при Патриархе Иове (память его 19 июня). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437540/

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Андрей стал игуменом после смерти Антония, последовавшей в 1147 г. 114 Впоследствии редакция Жития, составленная Нифонтом, дополнилась рассказами о чудесах, случившихся от мощей святого Антония в XVII в. Кроме этих основных трех частей отдельные списки включают Слово похвальное святому Антонию, Службу преподобного Антония на малой вечерне, тексты купчей и духовной. 115 Для изучения начального периода в истории монастыря важна первая часть Жития, посвященная земной жизни святого Антония, которая приписывается игумену Андрею. Некоторые исследователи ( Е.Е. Голубинский , П.М. Строев) сомневались в существовании первоначальной редакции и полагали, что автором и этого текста мог быть сам Нифонт, составивший Житие в конце XVI в. П.М. Строев называет Андрея «мнимым сочинителем». 116 Митрополит Макарий (Булгаков) и В.О. Ключевский не подвергали сомнению тот факт, что автором первой редакции являлся Андрей. По словам митрополита Макария, Житие, «еще сохранившее следы своего первоначального происхождения, в конце XVI в. подверглось новой редакции». 117 Мы присоединяемся к этому мнению. Нифонт, без сомнения, использовал хранившиеся в архиве монастыря рукописные материалы, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте, приписываемом Андрею, исторические факты, а также конкретные реалии, которые не могли быть придуманы в конце XVI в. Во всех списках Житие Антония в своей первой части начинается с предисловия, которое отличается пространностью изложения. В нем утверждается авторство Андрея: «Сеи же Андреи поведа архиепископу Нифонту и князем града того, всем людем, еже слыша от преподобнаго о чюдесах сих. Архиепископ же и вси людие, велми подивишеся и раздаша хвалу Богу и Пречистей Богородици и великому чюдотворцу Антонию. И от толе начат зватися Антоний Римлянин. И повеле архиепископ Нифонт сие житие преподобнаго изложити и написати и церкви Божии предати на утвержение вере християнстеи и на спасение нашим христианам, еже отступиша от православный греческия веры и преложишася в латыньскую веру на посрамление». 118 В тексте особо подчеркнута назидательная роль Жития в борьбе с отступниками от православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

4 октября 1595 г. были обретены мощи Казанских чудотворцев — Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Этот день и был закреплен как праздник в честь двух святителей. Царь и Патриарх повелели построить особую церковь при той, где нашли гробы с нетленными мощами, с южной стороны алтаря, и там поставить мощи святых для всенародного чествования. Патриарх Иов благословил митрополита Гермогена составить Житие святителей, что и было исполнено . В том же году были обретены нетленными мощи Угличского князя Романа Владимировича, жившего в XIII в. Освидетельствование останков, по указу Патриарха Иова, было произведено митрополитом Казанским Гермогеном, после чего святые мощи перенесены в новую соборную церковь города Углича. По благословению Святителя Иова было постановлено праздновать день памяти благоверного князя 3 февраля. Воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили Житие благоверного князя Романа Угличского и канон ему. В 1597 г. были открыты мощи преподобного Антония Римлянина (XII в.). Кратко о том, как это произошло. Одному иноку Антониевой обители в Новгороде после келейной вечерней молитвы было во сне откровение. Нифонту, так звали инока, казалось, что он находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где был погребен преподобный Антоний. Он увидел мощи Антония, лежавшие наверху церковного помоста в гробнице около святителя Никиты. Сам же храм был весь наполнен светом. Проснувшись, Нифонт рассказал о видении своему духовнику и некоторым из братии монастыря. Спустя некоторое время Нифонт решил поклониться мощам преподобного Антония. По монастырскому обычаю, он поднял доску гробницы преподобного и обнаружил нетленные мощи Антония «как бы живые». От них исходило благоухание. Нифонт поспешил известить о произошедшем игумена Кирилла, который через некоторое время, при личной встрече с Патриархом Иовом, поведал ему о чудесах, происходивших у гроба преподобного Антония, и о том, что он сам видел их нетленными. Патриарх Иов послал грамоту митрополиту Новгородскому Варлааму с повелением открыть мощи преподобного. Митрополит Варлаам отправился в Антониев монастырь и вместе с братией исполнил патриаршее указание .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Отношение русского духовенства к культу камней было двойственным 109 . В грамоте 1534 г. новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину предписывалось уничтожать языческие капища: «...многие христиане молятца по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю, по всем тем чудцким и ижерским местом, в селах, и в деревнях, и в лесах те скверные мольбища, камение и древеса везде разоряти и истребляти в конец, и огнем жещи...» 110 . Борьба с культом камней отражена в одном из эпизодов Жития Иринарха Ростовского. Как рассказывается в памятнике, неподалёку от Борисоглебского монастыря в «бояраке», в камне жил демон, заставляя жителей окрестных весей приходить к нему в день Петра и Павла и воздавать камню почести. Дьякон монастыря повелел камень «вринути в яму, чтобы род христианский тако не творили, и к каменю не приходили» 111 . Идолопоклонные камни церковным следователям предписывалось «как возможно, без упущения времени, искоренить неотложно» 112 . Зачастую камни сложно было уничтожить, «за великостью их и за неимением инструментов», кроме того, «ежели де оное каменье разжигать, то б не учинилось деревьям пожарного случая». Чтобы скрыть каменные великаны от взоров окружающих, повелевалось, «подкопав под те каменья ямы, глубиной как возможно, опустить в землю и засыпать, чтоб никакова им виду не было...» 113 . Следует отметить, вместе с тем, что не подвергалась сомнению допустимость почитания константинопольских и палестинских камней-реликвий, о которых хорошо было известно на Руси 114 . О почитании камней, связанных с Богородицей, Иисусом Христом и библейскими пророками, подробно рассказывается в популярном в древнерусской книжной традиции «Хождении игумена Даниила» 115 . Известна также традиция возведения храмов и обителей на Руси на месте языческих капищ. Отголосок преданий, об основании монастырей и храмов на месте языческих поселений и капищ, некоторые исследователи видят в сюжете об основания монастыря Рождества Богородицы в Житии Антония Римлянина. В нём рассказывается о том, что камень святого Антония пристал в Великом Новгороде в местечке Волховском («И приста камень, на нём же преподобный стоя и моляшеся, при брезе великиа реки, нарицаемой Волхова, в селцы, еже именуемо Волховском» 116 . Ф.И. Буслаев комментирует этот факт следующим образом: «Самое название сельца Волховска может указывать на дохристианские предания о мифическом существе, Волхове, чародее, которого чтили как бога, и который был сближаем с Перуном местечка Перыня или Перынь» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феномен Кирика Новгородца, интеллектуала средневековой Руси, говорит нам о высоком уровне развития культуры и науки в Новгороде XII в. Пытливый взгляд этого священника-исследователя остановился на острых для его времени проблемах, суть которых была отражена в текстах мыслителя, оставившего нам ценные свидетельства о той эпохе. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы в Новгороде – место формирования личности выдающегося ученого-математика и богослова Кирика Новгородца Л. А. Секретарь (Великий Новгород) 1. Житие и духовная грамота Антония Римлянина Круг документальных источников для изучения раннего периода истории новгородского Антониева монастыря ограничен летописными текстами, Житием основателя монастыря Антония и его духовной грамотой. К ним можно прибавить «Учение им же ведати человеку числа всех лет», автором которого является иеродиакон, доместик Антониева монастыря Кирик, и приписываемое ему же «Вопрошание». 112 Архитектурный облик монастырского ансамбля, сформировавшийся при основателе монастыря, хотя и не в полной мере, позволяют представить исследования новгородских реставраторов главного монастырского храма в честь Рождества Богородицы, сохранившегося с начала XII в., а также археологические раскопки на территории монастыря. Житие Антония сохранилось в многочисленных списках, датированных не ранее конца XVI в. Они различаются между собой сюжетами, полнотой изложения, языковыми особенностями. Как и другие средневековые произведения агиографического жанра, Житие Антония складывалось постепенно, по мере формирования редактировалось и распространялось во многих списках, над которыми трудились разные переписчики. Они также вносили некоторые изменения в переписываемый ими текст. Главный автор Жития – монах Антониева монастыря Нифонт, назвавший свое имя и рассказавший об истории создания Жития, – сочинил его в 1597/98 гг. (в некоторых списках названа дата 1607 г.). Причиной написания Жития явилась официальная канонизация Антония Русской православной церковью. Нифонт описал важное событие, которое предшествовало канонизации, – обретение мощей святого – и рассказал о чудесах, происходивших перед обретением мощей, в момент их обретения и вскоре после обретения. Свидетелем обретения мощей в 1597 г. и некоторых чудес он был сам, о некоторых же чудесах поведал ему игумен Трифон. Как сообщает Нифонт, он включил в Житие древний первоначальный текст, написанный игуменом Андреем со слов самого Антония. 113

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году 16 августа. ПРАВМИР. Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом. Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января — в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово — пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-prepodob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010