Как свидетельствует «Вопрошание Кирика…» , Нифонт был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии, исключающего требование буквального и строгого исполнения предписанных церковно-правовых норм. До этого, предположительно, Антоний признавался игуменом только братией монастыря (и, очевидно, делавшего погодные записи летописцем, причины чего будут рассмотрены ниже). Теперь игуменство Антония санкционировал епископ, для которого нормы Студийского устава были авторитетны и приоритетны потому, что были приняты в месте его пострижения – Печерском монастыре. В связи со всем вышесказанным находится неоднократно поднимаемый в историографии вопрос о происхождении Антония. Житие прп. Антония Римлянина , использующее несколько ранних известий источников, но в основном позднейшие легендарные сказания , было составлено во 2-й половине XVI в., наиболее вероятно, в конце столетия . Только с XVI в. Антоний именовался Римлянином (почитание святого, в отличие от Варлаама Хутынского, до XVI в. также не прослеживается по источникам ). Уже в XIX в. указание на «римское» происхождение преподобного воспринималось учеными, в том числе историками Церкви, как позднейшая легенда. Е. Е. Голубинский писал в свое время, что мнение об иностранном происхождении Антония возникло в конце XVI в. в игуменство Нифонта (который, по мнению историка, составил Житие святого), на том основании, что в монастыре хранилось несколько церковных вещей западного происхождения. Исследователь полагал, что преподобный был «природный богатый новгородец» . В то же время он считал, что «Никита, до поставления в епископы сам ревностный подвижник печерский, имел на Антония большее или меньшее влияние, если не направив на путь монашества, то утверждая его на нем». Упоминание в духовной Антония «бед о месте сем» Голубинский трактует таким образом, что «в Новгороде до Антония еще не было монашества, что он первый хотел завести его в нем и что его первая попытка была встречена новгородцами вовсе не с особенными желанием и усердием» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Антоний Римлянин: совсем не римский святой 5 мин., 15.08.2015 16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией. Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент.  Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода. А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением. Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины - в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

http://foma.ru/antoniy-rimlyanin-sovsem-...

Т.А. Бернштам приводит ещё один вариант происхождения следа от пяты Варлаама на камне у колодца: не только от стояния на камешке-плотике, но и «от восхождения к местной церкви по её каменным ступеням» (Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах. С. 248). 156 См., например, в Житии Симеона Столпника: «...и иде в пусто мсто (...) и созда ту камением мстце мало, и стоя на нем 4 лета...» (Минея на сентябрь. РНБ, Соловецкое собр., 500/519, XV в., л. 10). 159 Никодим, иером. Архангельский патерик: Исторические очерки о жизни и подвигах святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб. 1901. С. 135. 160 Усердов М. Святой праведный Георгий Шенкурский//Архангельские епархиальные ведомости. 1899. 8. Ч. неоф. С. 201−202. 161 Житие Антония Сийского. Историческая редакция (БАН, Архангельское собр., Д., 558 (XIX в., перв. треть), л. 47 об. 48). В этой редакции отразились и другие устные предания об Антонии Сийском. Более подробные замечания о форме Исторической редакции Жития Антония Сийского изложены в нашей монографии: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. С. 184−195. 163 Сборник сказаний о Прокопии и Иоанне Устюжских. Житие Прокопия Устюжского, раздел «О создании церкви святаго Прокофья на мст, юже на камени сидл». РГБ, Музейное собр., ф. 178, 1365 (XVII в.), л. 4 об. 166 Власов А Н. Устюжская литература XVI – XVII вв. С. 162. А.Н. Власов отмечает, что «...сюжетный мотив „сидения“ Прокопия на камне около реки, можно характеризовать как вариант известной мифологемы, которая встречается в новгородском Житии Антония Римлянина, в народных устных рассказах о Стефане Пермском, святом Николае, Зосиме и Савватии Соловецких и др. Семантика этой мифологемы весьма прозрачна и связана с образом мирового древа, в целом, с состоянием перехода в другой мир. Характерно, что Прокопий завещает похоронить своё тело под этим камнем» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей в 1986 году, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. ...Надо ли объяснять, что когда мне довелось побывать в рабочем кабинете ключаря собора во имя Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Владимира Фоменко (+2009) и увидеть там живописный портрет митрополита Антония, я обратилась к батюшке с просьбой рассказать о его знакомстве с владыкой? - Отец Владимир, как долго вы знали митрополита Антония? - Мне довелось знать владыку Антония почти тридцать лет. Всю жизнь я сохраняю в душе образ этого светлого человека. Когда в 1957 году я поступал в Минскую Духовную семинарию, его прислали из Москвы возглавить это учебное заведение в качестве ректора. Помню, как он принимал у нас вступительные экзамены... Когда после поступления я вернулся домой и показал фотографию владыки Антония своему духовному отцу, то архиерей произвел на батюшку неизгладимое впечатление своим величественным обликом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

В том же году открыты мощи преподобного Антония Римлянина. Скажем несколько подробнее об их открытии. Одному иноку обители Антониевой, по имени Нифонту, после вечерней келейной молитвы было видение во сне. Нифонту казалось, что он находится в храме Рождества Богородицы, устроенном стараниями преподобного Антония, где и был погребён преподобный. Он увидел мощи Антония лежащими наверху у церковного помоста в раке подле святителя Никиты. Храм был исполнен света. Пробудившись после видения, Нифонт поведал о нём отцу своему духовному и некоторым из братии. Спустя несколько времени, благочестивому Нифонту захотелось поклониться мощам преподобного. По обычаю монастырскому он поднял деку раки, поставленной над гробом преподобного, и увидел мощи Антония нетленными, как бы живыми, от них исходило благоухание. Нифонт сердечно желал облобызать их, но от помоста церковного было далеко до мощей, так что даже рукой нельзя было осязать их; покров, которым одеты были мощи, оставался невредим. Благочестивый Нифонт сказал обо всём игумену Кириллу. Он с некоторыми из братий поспешил в церковь ко гробу преподобного и увидел тоже. Тогда игумен возвестил обо всём виденном митрополиту Новгородскому Александру. Митрополит хотел довести это до сведения царя и патриарха Иова, но вскоре скончался. Вскоре и игумен Кирилл переведён был в Троицкий Сергиев монастырь. При новом настоятеле и сам Нифонт, неизвестно по каким причинам, удалён был из монастыря. Он пришёл в Сергиеву обитель к своему прежнему игумену и просил походатайствовать у царя и патриарха об открытии мощей преподобного Антония. При личном свидании с царём и патриархом Кирилл возвестил им о чудесах, исходящих от гроба преподобного Антония и о том, что он сам видел их нетленными. По совету с царём, Иов послал грамоту к митрополиту Новгородскому Варлааму и повелел ему открыть мощи преподобного. Варлаам отправился в монастырь Антониев и, вместе с братией, исполнил наказ патриарший. В правление Иова причислены были церковью к лику святых: Иоанн юродивый Московский (1589), Игнатий Вологодский (1592) и Мартирий Зеленецкий (1603).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Но чаще на гробнице, а также, очевидно, непосредственно на мощах, находившихся в ней 1529 , имелись один или даже несколько покровов. Подобным образом были оформлены раки свт. Петра и Ионы в московском Успенском соборе 1530 , преп. Иосифа Волоцкого в приделе Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря 1531 , преп. Кирилла Белозерского в приделе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1532 , свт. Иоанна и Никиты в новгородском Софийском соборе 1533 , преп. Варлаама в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря 1534 , преп. Антония Римлянина в Рождественском соборе Новгородского Антониева монастыря 1535 , св. Михаила Клопского в приделе Троицкого собора Троицкого Клопского монастыря 1536 , преп. Антония в Троицком соборе Антониева Сийского монастыря 1537 , пред. Зосимы и Савватия в приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1538 , св. Саввы Крыпецкого в подклете придела Саввы Сербского собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря 1539 . Можно предположить, что на большинстве или даже на всех перечисленных раках лежали покровы с шитым изображением святого, тем более что до нас дошел целый ряд лицевых надгробных покровов XVI в. как некоторых упомянутых, так и других русских святых 1540 . Действительно, если не всегда, то, по крайней мере, в праздничные дни лицевые покровы украшали раки свт. Петра и Ионы московских 1541 , Иосифа Волоцкого (в 1572 г.), Кирилла Белозерского, свт. Иоанна и Никиты новгородских, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина 1542 . Однако на гробницах Савватия, Зосимы (до 1582 г.) 1543 , Антония Сийского (до 1597 г.) 1544 , свт. Германа Казанского в 1614 г. 1545 лицевых покровов не было. Следовательно, лицевой покров, видимо, был желательным, но не обязательным элементом надгробного комплекса рассматриваемого времени. Документы свидетельствуют, что на одной раке лицевой покров мог сочетаться с одним или несколькими покровами, на которых присутствовало только изображение креста 1546 . Иногда гробница была просто покрыта дорогой тканью 1547 . Согласно Описи 1601 г., на лицевой части каменной гробницы Кирилла Белозерского имелась «пелена привесная бархат зелен гладкой, а на ней нашиты три кресты миткальные белы», которая сочеталась с покровами обоих типов 1548 . По-видимому, подобные пелены не были исключением в то время, о чем свидетельствует упоминание о трех пеленах при раке Никиты Новгородского в Софийском соборе 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 257. Фигура святителя Никиты, по мнению В.Н. Топорова, очень важна: «Он первый опознал великий дар Антония, которым он был сподоблен от Бога, а в чуде перенесения его в Новгород признал своего рода повторение чуда Ильи Фезвитянина или апостолов, „иже на успение Пречистей Богородици принесени Быша на облацех“. Чудесное прибытие Антония в Новгород Никита расценил как знак божественного внимания к городу, его отмеченность» (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 37). 37 Пролог на июнь, июль, август. М, 1643 (РНБ, II. 4.10/2). «В той же день память преподобного отца нашего Антония Римлянина, иже в Великом Новограде нового чудотворца» (л. 745 об.). 40 См. об этом Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прописи, переводы, иконописные подлинники). СПб. 1998. Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX вв.: Свод описаний. С. 56–57. 46 РНБ, собр. Погодина, 1931, л. 97 об. См. об этом: Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX вв.: Свод описаний. С. 56−57. 47 Описания икон XVI–XX вв. приводятся в издании: Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. СПб. 1996. 50, с. 57−58; 51, с. 58; 52, с. 58–59; 53, с. 59−60; 56, с. 60. Выражаю искреннюю благодарность О.А. Белобровой, познакомившей меня с данным изданием. 48 История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и материалы: (К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского). Сыктывкар, 1996. 26, с. 117. 51 Сотворение мира: мифология народа коми/Сост. П.Ф. Лимеров. Сыктывкар, 2005. 129. «Степан Пермский на каменном плоту», с. 166. Перевод преданий с коми языка на русский осуществлён составителем П.Ф. Лимеровым. 58 Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета (далее ФАСыктГУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

196 В Житии Антония Римлянина отдельная глава посвящена рассказу о чудотворных тростях святого Антония. В поздних списках памятника указывается и на тот факт, что «объявленные преподобного трости, хотя в чудесах его и объявлены, только в Житии преподобного, как из Рима в Новгород приплыл, не показано» (РНБ, собр. Лосева, 443 (XVIII в., сер.), л. 23). Многочисленные упоминания о почитании цельбоносных «тростей Антония» существуют ещё и в XIX в. На иконе первой половины XIX в. «Преподобный Антоний Римлянин у монастыря» святой изображён справа, в рост, в монашеской одежде, стоящим на камне у расположенного на берегу реки монастыря. Вверху в облаках благословляющий Христос с Евангелием в руке. В правой руке преподобного чётки, в левой – ветвь осоки, с которой он плыл по реке на камне (Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. 53, с. 59−60). В «Словаре историческом о святых» 1836 г. отмечается, что при раке Антония Римлянина «находится ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа оную в руке. Так он изображается и на иконах...» (Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. СПб. 1836. С. 32−33). М.В. Толстой , описывая шесть мозаичных икон, по преданию, принесённых Антонием из Рима и хранящихся при раке святого, указывает, что «на трёх из них изображён Господь Вседержитель, а на трёх других Распятие Господне и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород...» (Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями гр. М.В. Толстой . М., 1887 (обл.: 1888). С. 39). 197 В Житии Антония Римлянина мы обнаружили единственное чудо исцеления после перенесения мощей, совершившееся не только от чудотворных мощей святого, но и от камня. Это избавление от исступления ума Иоанна, сына торгового человека Василия Филиппова Проезжалова, случившееся 14 июля 1675 г. См. Житие Антония Римлянина. РНБ, собр. Михайловского, Q. 358 (XVIII в.), л. 91 об – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 . Внутри самого монастыря находились ещё пять деревянных житниц перед тогдашними кладовыми палатами, а нынешними братскими кельями, и к западу от них – конская деревянная мельница, да в северо-восточном углу деревянная же ветряная мельница, построенная в 1717 году. В настоящее время в Антоньевом монастыре строения находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная с двумя наугольными к западу башенками с крестами, строенная преподобным Антонием и, по свидетельству Софийского Летописца, в 6630/1122 году совершённая; длина оной внутри от горнего места до западных дверей 12, а ширина 5, вышина же 10 сажен. Прибавление из VI тома В 1125 году Соборная церковь была расписана; в 1611 году, по возобновлению после Шведского нашествия, освящена 3 Августа и крест водружён; в 1783 году алтарь раскрашен. В 1810 году окна разделаны симметрично. В 1811 году устроен придел в паперти в северной стороне во имя Божьей Матери Грузинская, иждивением Госпожи Чоглоковой, и 8 Июля освящён Иоасафом, Епископом Старорусским. В 1813 году поновлён и вызолочен в Соборной церкви иконостас. Придел Преп. Антония Римлянина освящён в 7179/1670 году, в месяце Ноябре в 17 год Настоятельства Архимандрита Макария; возобновлён, и устроен тёплым в 1810 году. Придел Иоанна Богослова освящён, и крест водружён в 7188/1680 году, Мая 14. Церковь сия до 1378 года крыта была свинцом, но в сем году во время бывшего в Новгороде пожара сгорела; а когда возобновлена, известий в монастыре и Летописцах не находится. В 1781 году глава большая, построенная в виде купола, покрыта листовым лужёным железом, а два купола угловых башенок чёрным железом. В 1808 году сии два купола выкрашены ярью зелёной; главы на соборной церкви и башенках, также и кресты все три вызолочены червонным золотом. При сей Соборной церкви ТРИ ПРИДЕЛА и ПАПЕРТЬ. Первый придел на южной стороне, во имя преподобного Антония Римлянина, построен в 1672 года и украшен стенным писанием вместе с соборной церковью в том же году. Длина придела сего внутри, от горнего места до западных дверей 12, ширина 3 сажени. Второй на северной стороне, во имя Иоанна Богослова, построен в 1630 году. Длина оного внутри, от горнего места до западной стены 3, а ширина 3 сажени. Третий придел, в верху северо-западной башенки, во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, круглый, длина в диаметре 2 сажени; паперть же с западной стороны построена в 1699 году. Длина оной, от северной стороны до южной 13½, ширина 3 сажени. По правую сторону алтаря соборной церкви к востоку построена ризничная палата, длиной 3½, а шириной в 3 сажени; а в северо-западном углу паперти кладовая длиной в 2, шириной в сажень. Придел преподобного Антония, ризница, паперть и кладовая с наружной стороны вышиной в 2 сажени; а придел, во имя св. Иоанна Богослова, 4 аршина. Кровля на соборной церкви, приделах, ризнице и паперти крыша листовым железом и выкрашена мумией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку... Дело жизни Кусок камня, на котором приплыл преподобный Антоний ...Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний. Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения. Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского. А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил». Чудеса Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

http://pravoslavie.ru/96217.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010