РНБ, O.I. 22, л. 2) и «многогрешным Иваном колена Августова от племени варяжского, родом Русина» (Житие Антония Сийского. РНБ, О. I. 22, л. 73). В.Н. Топоров указывает на несомненную «антиримскую» направленность Жития, рассматривая некоторые особенности композиции памятника: предысторию появления Антония Римлянина в Великом Новгороде, его пребывание в Риме, житийный сюжет, связанный с новгородским епископом Нифонтом, а также отмечая особую роль главы, рассказывающей об обретении в Новгороде дельвы (бочки) Антония Римлянина (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 27−28:40). Говорит о новгородской направленности легенды об Антонии и Е.Д. Захарова, приводя это соображение в качестве обоснования причины того, почему Житие не было написано во время составления ВМЧ (Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина. С. 146−147). Я.С. Лурье также видел причину невключения Жития Антония Римлянина в ВМЧ в том, что проновгородский дух Жития противоречил основной их идее, идее централизации Русского государства вокруг Москвы (см. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 246). Несмотря на отсутствие до конца XVI в. официальной канонизации Антония Римлянина, он упоминается в Похвальном слове русским святым, составленном царевичем Иоанном Иоанновичем около 1580 г. В Похвальном слове не сообщается о плавании Антония на камне, хотя и указывается, что он явился из Рима: «Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новград!» (РНБ, O.I. 22, л. 373. Текст Похвального слова в редакции царевича опубликован: Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича/Подгот. текста, пер. и коммент. Е.А. Рыжовой//БЛДР. Т. 13. С. 668−677, 832−835. Более подробно о царевиче Иоанне Иоанновиче – писателе см.: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. С. 49−96). Ещё В.О. Ключевский отмечал, что «ни в летописях, ни в других памятниках, составленных до половины XVI в.» имя Антония «не является с таким эпитетом» – Римлянин (Ключевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Римлянин, Новгородский, прп. - житие Преподобный Антоний Римлянин (Память 3 августа по старому стилю) Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Никиты (+1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения. Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Антоний Римлянин, Новгородский, прп. " .

http://pravicon.com/info-1793

лица: Амвросий Юшнекевич, архиепископ Новгородский, основатель Семинарии (17-го мая 1758 г.), Варлаам, Архиепископ Крутицкий (1588г.), епископ Иоиль, Викарий митрополита Иова (1714г.), Михаил Иванович Татищев (1609 г.), князь Василий (1612 г.) и Иван (1616 г.) Ивановичи Одоевские; стольник Иван Самуилович Салтыков (1700 г.), и многие другие из дворян новгородских. Память преп. Антония Римлянина совершается 3 августа, в день кончины его повсеместно, а в монастыре, сверх сего, 17-го января, в день памяти тезоименитого преподобному Великого Антония, и в первую пятницу после праздника св. Апост. Петра и Павла. В эту пятницу, с 1860 года, в который переложены св. мощи преп. Антония Римлянина в настоящую серебряную раку, каждогодно, по окончании литургии, совершается обнесение сих мощей вокруг главного храма монастыря, в сопровождении того, ведущего свое начало с самого явления или открытия мощей, крестного из Софийского собора хода, состоящего из духовенства всех соборов и церквей градских, который приходит к началу литургии. Обнесение мощей преп. Антония Римлянина в этот день Высочайше разрешено по ходатайству Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, Санктпетербургского и Финляндского. В этот день всегда бывает большое стечение народа. С 1740 года в Автониевском монастыре существует Духовная Семинария, основанная Амвросием, архиепископом Новгородским, который, как было уже упомянуто выше, покоится в соборной паперти Богородице-Рождественской церкви. Нельзя при этом не посетовать и не поскорбеть духом о том, что этому рассаднику духовного просвещения не долго, кажется, придется существовать под ближайшим кровом препод. Антония Римлянина, в мирной его обители, по случаю утверждения проекта об устройстве здания для Семинарии в самом Новгороде. См. прол. и чет.мин. 3 авг., опис. Ант. мон. 1860 г. Истор. разг. о древ. Новг. стр. 59, ист. Кар. П примеч. 210 и жит. Русс. святых за авг. месяц. Сентябрь 11-го числа Святого Иоанна (Илии) архиепископа Новгородского Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

апостолов Петра и Павла. В записях монастырских значится до 40 чудес, совершившихся по предстательству пред Богом преподобного Антония Римлянина, сущность коих состоит в том, что расслабленным возвращались силы их и слепым – зрение, покрытые жестокими язвами, повидимому неисцельными, совершенно освобождались от сих тяжких недугов, как бы никогда не болевшие, беснуемые внезапно избавлялись от злых духов или бесов. И все это совершалось не только тогда, когда страждущие различными недугами приводимы или приносимы были к священной раке преподобного, но и когда мысленно издали призывали имя его. Св. мощи преп. Антония Римлянина почивают открыто – в богатой серебряной раке, стоящей в арке стены, отделяющей придельный во имя преподобного храм, от соборного Богородице-Рождественского храма в Антониевском монастыре. Антониев же или Антониевский 2-го класса мужской монастырь находится близ Новгорода, в 3-х верстах от кремля, на правом берегу реки Волхова. Он основан в начале 12 века почивающим в нем преп. Антонием Римлянином. В монастыре две церкви: 1) Соборная – Богородице-Рождественская с приделами: св. Антония Римлянина, св. Иоанна Богослова, Грузинской иконы Богоматери, что позади Богословского и Афонских преподобных Петра и Онурия, что вверху башни, возвышающейся у угла церкви с северо-западной стороны её; 2) Сретенская, двухэтажная, трапезная, церковь , окруженная братскими кельями. Обе церкви воздвигнуты преп. Антонием и сохраняются в древнем виде своём. К достопримечательностям сих церквей относится особенно утварь преподобного Антония Римлянина, которая есть следующая: 1) шесть мозаических (муссийных) икон; 2) каменный крест; 3) ветви морской травы – осоки, или морские трости; 4) камень, на котором приплыл преп. чудотворец; 5) небольшой колокол весом в 1 пуд 10 ф., почитаемый современным преп. Антонию; 6) два медные паникадила; 7) две древние Фелони. Кроме сего, много достойных внимания предметов находится в ризнице и немало замечательных рукописей в библиотеке. На паперти же соборной церкви погребены след.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Из текста духовной грамоты следует, что при основании первых монастырей в Новгороде епископ играл определенную роль (требовалось получить его благословение), но регулируемых взаимоотношений между епископами и монастырями, по-видимому, еще не существовало. В то же время епископ, по всей видимости, мог вмешиваться каким-то образом в жизнь монастыря. В связи с этим встает вопрос, не был ли Антоний свидетелем подобного вторжения при Иоанне Попиане, что побудило его написать жесткое напутствие монахам, или в его памяти остались факты вмешательства римского папы во внутреннюю жизнь православных греческих монастырей на его родине. В своей духовной грамоте иноземец Антоний предстает человеком своего времени – периода особенно усилившихся после папской буллы 1080 г. гонений на православных христиан в Италии и начального этапа в истории новгородских монастырей, когда понадобилось его знание правил византийских киновий. Личность Антония в духовной грамоте проявляется настолько ощутимо, что фальсификация этого текста представляется невозможной. Антоний предстает человеком твердого характера, убежденного в правильности избранного им пути и, главное, не сомневающегося в истинной ценности православной христианской веры. Ради этого он и принял на себя огромный труд в далекой для него стране создать монастырь – идеальное место для христианского подвига. 2. Строительная деятельность Антония Римлянина в основанном им монастыре Основным деянием Антония Римлянина в основанном им монастыре явилось сооружение каменного собора в честь Рождества Богородицы, сохранившегося до настоящего времени. За многолетнюю жизнь храм претерпел множество изменений, исказивших его первоначальный архитектурный облик. Наиболее значительными явились перестройки XVII–XIX вв. В XVII в. храм XII в. окружили с трех сторон приделами: Иоанна Богослова (с севера), Антония Римлянина (с юга) и папертью (с запада). В XVIII в. были пристроены ризничная палата (с юго-востока) и кладовая палата (с северо-запада). Основной объем древнего храма был надстроен и получил четырехскатное завершение (XIX в.). Изменилась форма глав. Западная стена, отделявшая нартекс с башней от основного объема, была разобрана. В северной и южной стенах на месте древних порталов растесаны большие проемы с арочным завершением. Древние окна в XVIII–XIX вв. были частично заложены, частично растесаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

174 ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2074−61). Текст записан в Папуловском с/с, д. Басковская. См. также: ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2071−35, 2079−9, 2081−26, 208−311). 176 Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб. 1864. С. 310. По мнению С. А. Иванова , святой Аркадий Вяземский «заместил собою некое местное божество, почитавшееся в виде священного камня и повелевавшее хтоническими силами, в частности, змеями» (Иванов С.А. Блаженные похабы: культурная история юродства. М., 2005. С. 257). 178 Кочетов Д.Б., Романенко Е.В. Аркадиев Вяземский монастырь//Там же. С. 261; Романенко Е.В. Аркадий Вяземский. С. 270. 179 Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. С. 421. 182 Текст Риторической редакции Жития Никандра Псковского опубликован по рукописи 30–40 гг. XVIII в. из Псковского музея-заповедника (ф. Никандровой пустыни, 37, л. 75−142) в статье: Охотникова В.И. Поздние редакции Жития Никандра Псковского//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 56. С. 526−565. См. также: Охотникова В.И. Жития преподобных Ефросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского (исследования и тексты). СПб. 2007. Т. 2. С. 661−707. 185 Каган М.Д., Охотина Н.А. Житие Никандра Псковского//Словарь книжников. СПб. 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 374. 186 Сказание о Христофоровой пустыни. РНБ, Q. XVII. 142 (XVII в., кон.). Цит. по: Власов А.Н. О памятниках устюжской литературной традиции XVI–XVII вв.: (Создатели и составители некоторых литературных произведений Великого Устюга и Соли Вычегодской)//Книжные центры Древней Руси. XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб. 1991. С. 330. 188 «...и в часовни гробница, а под часовнею ход, и с гроба емлют тамо персть; а под часовнею против гробницы на земли лежит камень синей, от земли вверх до помосту часовни полтора аршина» (РНБ, F. I. 778, л. 1 об.). 190 По мнению Н.А. Макарова, судьба Антониева камня, попавшего на паперть собора Рождества Богородицы, объясняется связью камня со святым Антонием Римлянином (Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина. С. 210). Однако существовал и другой «камень Антония Римлянина», который показывали в низовьях Волхова, близ д. Пороги: «по местным преданиям, это тот самый камень, на котором приплыл преп. Антоний, продолжавший отсюда путь в Новгород берегом» (Панченко А.А. Исследования в области народного православия. С. 136). Помимо камня Антония, в Великом Новгороде почитался камень Николая Чудотворца. Он находился на паперти Знаменского собора, на торговой стороне, и на нём был «образ св. Николая Мирликийского (...) во весь рост». Этот камень почитался как чудотворный, а предание говорило о том, что он неизвестно откуда приплыл (см. Там же. С. 136, примеч. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В заключение о житии Антония Римлянина следует упомянуть о некоторых отдельных подробностях. Упоминается гривенный слиток серебра: «понеже в то время у Новгородских людей не быстъ денег, но лиаше слитки серебряныя, ово в гривну, ово в полтину, ово в рубль, и теми куплю деяху». (Июнь, стр. 310). О поставлении игумена по насилию или по мзде: «аще князь нашлет игумена, (то есть, в монастырь Антония Римлянина), или епископ по насилию или по мзде, или который брат наш от места сего, а начнет хотети игуменства кроме братского соборного изволения, егоже произволят братия на игуменство, то иже мздою или насилием от князя или от епископа поставлен будет, тех преподобный проклятию предаст». (Там же, стр. 321). О монастырском имении: «Также и о земли утверждаяй глаголет (то есть, сам Антоний): о, братия моя, егда седох на месте сем купил есмь село сие и землю, и на реце сей рыбную ловитву, на строение монастырю, ценою из пречистыя сосуди, сиречь из бочки (которая приплыла в Волхове сама собою из Рима), и аще кто начнет обидети вас, или наступати на сию землю, ино им судит Мати Божия». (Там же, стр. 321). Эти опасения в завещании Антония напоминают нам ростовское повествование о тяжбе Захарии за церковную землю. О воздушных мытарствах. Собираясь умирать, Антоний между прочим говорит братии: «да измут ангели милостивии душу мою, и да избегну сетей вражиих от воздушных мытарств вашими святыми молитвами, понеже грешен есмь ...показуя яко всем страшна чаша смертная, и многия же по воздухом истязателя имамы... да не покрыет мене темный тех воздух, ниже дым их помрачит душу мою, укрепи мя Господи мой, Господи, да преиду огненыя волны и глубины бездонныя». (Там же, стр. 318 и 322). Житие это в рукописях обыкновенно приписывается ученику Антония Римлянина, Андрею, который с 1147–1157 г. был игуменом Антониева монастыря. Судя по всему, сказанному вами выше, надобно предполагать, что многое в этом житии не принадлежит самому Андрею. IV. Теперь, по поводу изданного в Православном Собеседнике жития Авраамия Смоленского, переходим к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

«Терские ведомости» (1891) сообщали следующие толки: появлению антихриста будут предшествовать знамений: земля не даст урожая, города и селения уменьшатся, и перед концом мира останется всего 77 городов во всем мире. В последние дни останутся только 77 мальчиков, и они будут так слабы, что лишь сообща смогут зарезать одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света подымется Китай, и никому несдобровать от этой великой и могучей силы. Предводительствовать ею будет антихрист, он и теперь уже тайно служит у важного китайского сановника. Ист.: Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь. СПб., 1993. Лит.: Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. Антон Вихревей Народное название дня св. прп. Антония Римлянина (1147), 3/16 авг. Предание о жизни этого русского святого, по национальности итальянца родом из Рима, было хорошо известно русским людям. Душу крестьян трогала история гонения святого из Рима в Новгород. Приплыв туда на камне, Антоний возрадовался, что Бог принес его к православным. Узнав об этом чуде, еп. Никита построил церковь и келью для Антония на месте его прибытия. Через год рыбаки выловили бочку с золотом и серебром, которую когда-то, уходя из дому, Антоний бросил в море. На возвращенное ему Богом золото и серебро он построил монастырь и прожил в нем 30 лет. В дни памяти Антония Римлянина наблюдались сильные вихри. Они служили признаком снежной зимы. За эти вихри Антония и называли Вихревым, а в некоторых местах России этот день был еще известен под названием Вихревей, Вихревеи, Вихровей. А т. к. в этот день было принято собирать лесную малину, то добавлялось и еще одно название – Малинник. Антон Перезимник Народное название дня свв. прпп. Антония Великого (356), Антония Дымского (1224), Антония Черноезерского (XVI в.), Антония Краснохолмского, 17/30 янв. Соединенное в этот день празднование одноименных святых, трое из которых были русскими, придавало этому в глазах русских людей особый смысл. В этот день совершался обряд отваживания нечистой силы от дома. По древнему обряду полагалось встать рано и выйти из дома, пятясь назад, чтобы обмануть нечистого. А чтобы злые силы забыли путь к дому, следовало на снегу начертить крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он представляет собой серый валун, овальный в плане, длиной 126 и шириной 94 см. Высота камня 37 см, нижняя его поверхность плоская, верхняя – немного выпуклая...» 202 . На этом камне при некотором воображении можно увидеть выемку, напоминающую след человеческой ноги 203 . Таким образом, почитание в Новгороде камня-следовика, связанного с Антониевым монастырём, и устные предания, рассказывающие о чудесном плавании святых, вот основа сюжетной схемы в Житии Антония Римлянина. Типичные мотивы миссионерских преданий о плавании святого (в данном случае, на камне), и основание сакральных объектов на месте остановки камня в XVI в., получили в Житии Антония Римлянина новое осмысление и наполнились новгородскими реалиями. Римский христианин Антоний, чудесно путешествуя на камне по воде, приплывает в Великий Новгород, и затем становится основателем одной из самых ранних в Новгородской земле обителей. 1 Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 137−148. Изучив 34 списка произведения, исследовательница пришла к выводу о том, что их можно разделить на две редакции – А и Б. Выделяемые ею разночтения касаются следующих сюжетных эпизодов произведения: обращение братии к Антонию с просьбой избрать игумена, избрание игуменом инока Андрея и др. (Там же. С. 140, 142−144). См. также: Белоброва О.А.К. изучению Жития Антония Римлянина//Монастырская культура: Восток и Запад/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб. 1999. С. 93−101; Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н.В. Рамазановой. СПб. 2005. В данном издании опубликовано Житие Антония Римлянина и Похвальное слово святому в редакции Б по списку конца XVI в. (РНБ, Соловецкое собр., 834/944), а также Служба святому по списку конца 1580 гг. (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 586/843) и списку, созданному до 1611 г. (РНБ, собр. Погодина, 577). Кроме того, Житие Антония Римлянина издано по списку XVII в. (ИРЛИ, колл. Ф.А. Каликина, 35) в серии «Библиотека литературы Древней Руси» (подгот. текста, пер. и коммент. О.А. Белобровой): БДДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 8−35. 4 Там же. С. 307−309. В настоящее время существуют разногласия относительно вопроса о подлинности грамот Антония. С.Н. Валк считал, что оба документа появились около 1573 г. в связи с тяжбой за земли Антониева монастыря между монастырём и новгородскими посадскими людьми (Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.Л. 1937. С. 295−303). Напротив, В.Л. Янин пришёл к выводу о том, что духовная – список с подлинного документа XII в., принадлежавшего перу Антония. Духовную В.Л. Янин датирует 1131 г., а купчую, более поздним временем: 1354−1357 гг. (Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вестник ЛГУ. 1966. Сер. 9: История. 3. С. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие написано по просьбе монахов-учеников Герасима и, как видно по выражениям автора, в Болдинском монастыре; следовательно, не позже 1586 года, когда автор стал вологодским епископом. Биография отличается обстоятельностью рассказа. Уцелел письменный источник ее, любопытный по происхождению. Перед смертью Герасим призвал к себе болдинских иноков и игуменов других основанных им монастырей и в присутствии их продиктовал известия о своей жизни и последние наставления братии. Эту предсмертную автобиографию или «изустную память» Герасима, переписанную «с подлинного слово в слово» в 1576 году по приказу соборных старцев и игумена Антония, последний целиком внес в свое творение, дополнив ее рассказами учеников основателя 455 . По труду Антония была потом составлена другая редакция жития, несколько короче и проще изложенная 456 . Житие Антония Римлянина в сохранившихся списках XVI-XVII веков приписывается Андрею, ушнику и преемнику Антониеву по управлению монастырем. В самом житии Андрей не раз называет себя по имени; но его словам, он, священноинок Андрей, принял пострижение в обители Антония, был его послушником и учеником; умирая, Антоний призвал ею к себе, сделал его своим духовным отцом и сообщил ему сведения о своей жизни, завещав ему описать ее по смерти. Из другого достоверного источника известно, что Андрей был поставлен игуменом в 1147 и умер в 1157-м В конце жития читаем, что поручение написать его было повторено Андрею тогдашним епископом Нифонтом († 1156). Но встречаем в житии черты, которые могла занести только позднейшая рука Было уже замечено другими, что новгородец первой половины XII века, говоря о гривенном слитке серебра, на который Антоний нанял рыболовов, не мог написать в пояснение, что в то время у новгородцев не было денег, а лили они серебряные слитки и их употребляли в торговле. Но точно так же преемник Антония, описывавший жизнь его по поручению епископа Нифонта, не имел нужды прибавлять к имени последнего заметку: «Бе бо в то время ему святительский престол держащу». Далее, житие говорит вначале, что Антоний прибыл в Новгород в 1105, а в конце читаем: «Поживе с пришествия своего до игуменства лет 14»; ученик Антония не мог не знать, что последний поставлен игуменом в 1131 году 458 . Поверяя житие современной Андрею летописью, находим в нем другие несообр;иности, невозможные со стороны современника описываемых событий. Разбирая житие, замечают, что известие его о построении Антонием каменной церкви в монастыре при епископе Никите есть анахронизм, внесенный позднейшим редактором. Но в житии почти все события из жизни Антония на Руси отнесены ко времени Никиты; только постановление в игумены и кончина Антония обозначены временем епископа Нифонта; житие как будто и не подозревает, что между этими епископами был Иоанн (1108–1130), ко времени которого относится все, что рассказывает житие с основания обители Антонием до его игуменства 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010