32 См.: Памятники старинной русской литературы/изд. Г. Кушелевым- Безбородко. М, 1860. Вып. 1. С. 263–270. Существующее в двух редакциях «Житие Антония» было составлено в XVI в. Оно включает в себя Духовную Антония, которая вместе со сведениями близкой к годам жизни Антония житийной повести, составленной, возможно, еще учеником Антония – Андреем, который после смерти основателя монастыря стал Антониевским игуменом Андреем и игуменствовал до 1157 г. Как ближайший современник он обладал сведениями, связанными с местным почитанием основателя монастыря, поэтому древнейшее ядро житийной легенды отражает реальные биографические факты, обросшие более поздними агиографическими вымыслами (Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 41–44, 57; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе... С. 24; Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «Житии»//Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 18–20; Белоброва О.В. Указ. соч. С. 94). 34 Сторонники православно-греческой принадлежности иммигрантов предполагали, что прибывшие в Новгород переселенцы могли быть выходцами из итальянской Калабрии, где имелось греческое население (Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 8). Калабрия, а так же Апулия с VII по XI в. в церковном отношении подчинялась Константинопольскому патриархату, поэтому здесь встречалось население греческого исповедания (Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. Т. 1. С. 265). 35 Духовная Антония Римлянина//Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. Л. ; М., 1935. С. 48–49. Упомянутый в этом контексте мотив плавающего бочонка является стереотипно житийным, характерным для европейской агиографической традиции, и находится в контексте других мотивов укрощения святым водной стихии. Но за ним имеется зерно правдоподобия–реальные церковные ценности, попавшие с переселенцами в Новгород. Следы связанных с Антониевым монастырем европейских реликвий до недавнего времени прослеживались, а некоторые обнаруживаются в музеях (Белоброва О.В. Указ. соч. С. 99–100). Мотив чудесной бочки воспроизводит древнее, сохранявшееся в монастыре предание. Он отражает идею преемственности римского наследия в Новгороде и не отвечает общей антилатинской тенденции позднего «Жития» (Топоров В.Н. Указ. соч. С. 3940; ср. С. 23–28). На этом основании данный мотив можно отнести к изначальному и древнему кругу житийных сведений, агиографически трансформировавших реальные события.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Из Нова Города Антоньева монастыря. Выписано из отписных книг 144 года. 1927–1929. Три Служебника, харатейных чудотворца Антония Римлянина, в полдесть два, а третий в четверть. 1930. В трех книгах, четыре Евангелисты, толковых, письменных, в десть. 1931. Апостол толковый, письменный, в десть. 1932. Книга Василия Великого , письменная в десть. 1933. Соборник Постный, в десть. 1934. Златоуст недельный, в полдесть. 1935. Патерик Скитский, в десть. 1936. Книга Исака Сирина письменная в полдесть. 1937–1939. Три Пролога, письменные, в десть, а в них по четыре месяца. 1940. Книга Соборник, письменный, в полдесть, а в ней сначала Ивана Златоустого 20 глав. 1941–1942. Две книги Соборника, в десть, письменные, обе новы, в одной сначала канон толковый, а в другой в начале житие преподобного Варлаама Хутынского чудотворца. 1943. Книга Соборник, в полдесть, а в нем в начале слово Святого Епифания о воспитании Пресвятой Богородицы. 1944. Книга Соборник, житие преподобных Отец, да в ней же Петр Дамаскин. 1945. Книга Соборник, житие Святых, в полдесть, в начале житие преподобного Отца нашего Симеона Столпника. 1946. Книга преподобных Отца Варлаама и Иоасафа Царевича. 1947. Книга Саввы Сербского . 1948. Книга Хронограф, в десть, а в ней двести восемь глав. 1949. Книга Правила святых Отец письменная, в десть. 1950. Книга Криница, письменная в десть, в ней сто десять глав. 1951. Патерик Иерусалимский, в полдесть. 1952. Торжественник, на Господские праздники. Сентября с 1–го числа, в десть. 1953. Тетради житие Преподобных Саввы и Антония Великого , в десть. 1954–1956. Три тетради житие Антония Римлянина, в полдесть. 1957. Соборник, в начале: слово Василия Великого . 1958–2000. Да харатейных сорок три книги. Все ветхи, из переплета вышли. Из Переславля Залесского Горицкого МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 156 года. 2001. Евангелие толковое повседневное Ивана Богослова, письменное, на бумаге, в десть. 2002. Евангелие толковое, повседневное, Лука евангелист, письменное, на бумаге, в десть, переплетено в затылок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

– Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите. Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором – у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней – ни золота, никакой другой ценности. Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач, Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого – монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал... А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма. У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, – заметил батюшка. – А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми. Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим... Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их – оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни». Часто вспоминал батюшка и другого новгородского архимандрита – Сергия, что жил в монастыре Антония Римлянина. Память приплывшего «на камени» из Рима на берег Волхова преподобного Антония о. Павел очень чтил и однажды даже сделал приписку под акафистом Антонию Римлянину: «Память преподобному празднуется 3-го августа. День моего рождения 1911 года». (Это день рождения о. Павла по паспорту), «Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году, приплыл же в Великий Новгород 1106 года с 7 на 8 сентября, – пишет о. Павел в своих тетрадях. – Помер 3-го августа 1147 г. на 81 году жизни. Первый его преемник – игумен Андрей». С обителью Антония Римлянина были связаны у о. Павла очень важные в его жизни события. «Жил я в Новгороде и часто ходил на исповедь к архимандриту Сергию, – рассказал батюшка прихожанам в одной из своих проповедей незадолго до отъезда из Верхне-Никульского. – И вот однажды позвал он меня к себе и говорит: «Чадо мое сопливое! Хочу подарить тебе свою фотографию». А на оборотной стороне фотографии написано: «Юноша Павел! Бог был, есть и будет. Храни в себе веру православную! Архимандрит Сергий " "

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

При Соборной церкви в приделе во имя Преподобного Антония Римлянина, почивают Св. его мощи, обретенные в 1597 г. июля 3 дня, в кипарисной раке: а в приделе во имя Св. Иоанна Богослова, почивают мощи под спудом Преподобных пяти братий Сокольницких Чудотворцев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, преставившихся в 1115 году, а обретенные в 1162 году мая 4 дня, в которое число с 1806 году и память им совершается в сей обители. – Сии Святой мощи перенесены в оный монастырь в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого девичьего монастыря. В монастырь сей бывает ежегодно крестный ход из Новгорода в первую пятницу после Петрова дня, учрежденный в 1597 году в память обретения в сем году мощей Преподобного Антония Римлянина. Здесь находится Семинария, учрежденная в 1720 г. и снабденная библиотекой Преосвящ. Феофаном Прокоповичем , Архиепископом Новгородским. Архимандрит монастыря сего носит мантию с багряновидными скрижалями, священнослужение отправляет на коврах, с рипидами и осеняльными свещами, притом с следующей отличностию: входит в церковь пред литургией с звоном, и когда прикладывается к Св. иконам, поют: достойно есть; в алтарь входит и исходит в царские врата без епитрахили; по первом выходе с Евангелием поют среди церкви: Приидите поклонимся; на великой выход не исходит, а принимает Святой дары в царских вратах. Антониев Сийский Троицкий мужеский 2-го класса степенью 34, Архангельской Епархии от города Холмогор в 92 верстах; основан Преподобным Антонием в 1520 году на небольшом острове озера, называемого Михайлово, из коего мимо монастыря протекает в Двину река Сия. В монастыре сем находятся ныне следующие здания: 1) Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы; в ней на правой стороне стоит рака, над мощами Преподобного Антония, почивающими под спудом, на левой же стороне придел во имя сего Преподобного; 2) церковь теплая во имя Благовещения Пресв. Богородицы; 3) церковь над вратами во имя Препод. Сергия; 4) церковь деревянная во имя Св. Николая; 5) колокольня с боевыми часами; 6) кельи для приезда Архиерев и знатных посетителей, настоятельские и братские.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2) ЧАСОВНЯ, в которой почивают под спудом мощи преподобного Антония (память его совершается Января 17); 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА; 5) несколько КЕЛИЙ, в которых ныне живут священник с причётниками, довольствуются же они доходами, получаемыми с пахотной и сенокосной земли, которой за пустыней сей считается да 130 десятин. Антониева Мужская пустынь Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Духовных Штатов 1764 года. Находилась в Вологодском уезде, на северо-западном конце Кубенского озера, при береге, расстоянием от Губернского города Вологды в 75 вёрстах к северо-западу, по Кирилло-Белоезерской дороге. Она была вся деревянного здания, а когда и кем построена, не известно. Ныне там две деревянные ЦЕРКВИ, тёплая Введенская с приделом, и холодная Спасская. При них белый священник с двумя причётниками, имеющие в приходе 12 окрестных деревень, и владеющие прежними монастырскими землями. Антониев Бежецкий Николаевский монастырь См. Бежецкий Николаевский. Прибавление из VI тома Антониев Городецкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в местечке Городце; упоминается в конце XVII столетия. Антониевский на Ваге (реке) монастырь Мужской. То же что Антониева пустынь Вологодской Епархии. Антониевский Покровский монастырь Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Покрове, и существовал в 7192/1684 году (см. Географический Словарь Российского Государства, изданный Щекатовым, т. IV, стр. 1202). Антониев Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Антониев Краснохолмский Николаевский монастырь См. Краснохолмский Антониев Николаевский. Антониев Любецкий монастырь См. Любецкий Антониев. Антониев, Антониевский монастырь Или Антония Римлянина Новгородский , 2 класса мужской монастырь, находящийся в Великом Новгороде от Кремля в трёх вёрстах, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, построен преподобным Антонием Римлянином, прибывшим в Новгород в 6614/1106 году, при Новгородском Князе Мстиславе Владимировиче и при Епископе св. Никите; по имени сего основателя своего и называется этот монастырь Антониевым, Антониевским или Антония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

л. 167. Мес. тогоже в 11 день, житие и бытие препод. отца нашего Феодосиа архимарита всея пустыня, яже под Святым Христа Бога нашего градом. Списано от препод. Феодора епископа Петрьска, бывшу того ученику. Нач. Тресобное и неразлучное Отца и Сына и Св. Духа. Тут же (л. 194 об.): Послание еже к царю Анастасию, писано от Феодосия архимандрита и прочих пустынных Отец. л. 196 об. Послание вписано от Анастасия царя к блаженному отцу Феодосию архимандриту. л. 219. Мес. того же в 11 день, прихожение препод. Михаила уродиваго Христа ради ко святей Живоначалней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопско, повесть от житиа его, и како пророчествова в лета бывшая. Нач. Многим сущим преподобным и достойным Богови, хвалящим честно пречистаго Владыку. Напеч. г. Некрасовым во 2-м приложении к «Зарождению национ. лит. в Север. Руси», ч. 1. л. 248. Мес. тогоже в 17 день и августа в 3 день, житие и подвизи препод. и богон. отца нашего Антония римлянина, игумена бывшаго в Великом Новеграде, и создавшаго монастырь и храм во имя честнаго и славнаго Рожества пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария. Списано тояже обители учеником его священноиноком Андреем, иже бысть отец его духовный, и по нем тояже обители игуменом. Нач. Понеже всяк без мысли начиная вещь, якоже во тме шествует. С л. 268 Слово похвалное на пречестную память препод. и богон. отца нашего Антония римлянина. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г., но без предисловия и похв. Слова. л. 278 об. Мес. тогоже в 18 день, иже во святых отца нашего блаженнаго Афанасия, архиеп. александрийскаго, прение со Арием. Нач. Призрением Бога, с драземи братии моей пошед, путь к рабом Божиим, мне возлюбленным, имех. л. 315. Житие и подвизи препод. отца нашего аввы Генадия костромскаго и любимоградскаго, еже бе на Сурьском езере. Списано бысть житие Святаго и отчасти чюдес его, учеником его, игуменом Алексеем тояже обители. Нач. В Троицы единосущней Отца и Сына и Св. Духа истиньствую и исповедую. Впереди: Сказание игумена Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображениа Господа нашего Ис. Христа и препод. аввы Генадия костромскаго и любимоградскаго чюдотворца. В конце 13 чудес; составлено при царе Феодоре Иоанновиче и митр. Дионисии (1584–1587 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Как отмечает Ю.М. Шеваренкова, «этиологические легенды о серафимовых камнях возникли на стыке житийных историй о столпничестве преподобного Серафима и его общении в лесу с медведем, а также фольклорных рассказов о растущих камнях и камнях „следовиках“, обладающих чудесными свойствами» 181 . В монастыре Никандра Псковского почитался камень, по преданию служивший «возглавием» святому. Об этом рассказывается в одном из чудес поздней, начала XVIII в., Риторической редакции Жития Никандра Псковского («Чюдо о возглавнице святаго») 182 . В монастыре установилась традиция крестного хода с камнем святого Никандра вокруг храма Благовещения, в котором покоились мощи преподобного («...обыкоша камень той около церкви носити христолюбивии людие, яко в честь и похвалу Никандру») 183 . Усомнившийся в благочестии такого действия монастырский «свещепродавец» («...безумнии людие сий камень бездушен на плешах своих носят, коея мзды от него требуют, яко беса тешат») был наказан болезнью, и получил исцеление у гроба святого Никандра 184 . Однако в XVIII в. Феофан Прокопович «воспротивился почитанию камня, а обычаи, связанные с ним, в 1735 г. были объявлены суеверием. Камень был доставлен в Петербург, в Синод, и следствие постановило бросить его в Неву (...). Однако камень – большой брус, разбитый на две части, связанные железом, остался храниться в одной из витрин Архива Синода» 185 . Камень Антония Римлянина, в течение долгого времени официально почитался в качестве церковной реликвии 190 . Ранние письменные известия о его почитании, относятся к середине XVI в. Об этом рассказывается ещё в одном из текстов, связанном со святым Антонием Римлянином: в Похвальном слове святому. В этом памятнике, составленном во второй половине XVI в. 191 , повествуется о переносе камня в Рождественский собор игуменом Вениамином, поскольку камень лежал на берегу Волхова под монастырём, «многа лта видим всми, но небрегом»: «И взят той же лежащий съ брега камень с великою честью, не бездушну каменю честь воздая, но стоявшему на нём преподобному Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Волок. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся. Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния. С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. ( Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в. В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Преподобный Пафнутий 1 Публикуется по: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . 3-е собеседование аввы Пафнутия: О трех отречениях от мира//Писания. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993 (репринт издания: М., 1892). C. 203–206. (Преподобный Иоанн, по прозванию Кассиан, Римлянин, родился в знатной семье, вероятно, в Галлии; еще в молодости отправился с духовными целями в Палестину. Он поступил в Вифлеемскую киновию, стал монахом. Прожив там два года, около 390 года он вместе с другом Германом решает посетить египетские монастыри. Так, в течение семи лет они побывали во всех известных монастырях Нижнего и Верхнего Египта, наблюдая жизнь аскетов и назидаясь беседами с ними. Затем предприняли еще такое же паломничество. Преподобный Иоанн был посвящен святителем Иоанном Златоустым в диаконы, затем вернулся в Марсель, где его рукоположили в пресвитера. Он устроил здесь два монастыря по уставам египетских отцов, написал 12 книг, посвященных устроению монашеской жизни, а также изложил свои собеседования с египетскими подвижниками – учениками Антония Великого . Скончался в 435 году. Память его 29 февраля/13 марта.) Преподобный Пафнутий – ученик Антония Великого , еще в юности поступивший в один из его монастырей. Утвердившись в иночестве, удалился в уединение в пустыню. Будучи нестяжателен, он никогда не имел более двух одежд. Два раза в месяц приходил к старцам на открытие помыслов, хотя жил от них за двенадцать тысяч шагов. Антоний Великий говорил о Пафнутии как о подвижнике, исполненном христианской любви и способном врачевать немощи других и спасать души. Преподобный Пафнутий стал пресвитером Скита. Вместе с преподобными Макариями и Серапионом он составлял устав иноческой жизни. Подвергался гонениям как ревнитель Православия, был приговорен к работе в шахтах и ослеплен на правый глаз. Император Константин Великий весьма почитал его. Вместе с Афанасием Великим святой Пафнутий противостоял арианам. Руфин после посещения монастыря аввы Пафнутия писал, что «это был славнейший в тех местах отшельник и самый дальний житель пустыни в области Гераклеополя, знаменитого города Фиваиды» (гл. 16). За то, что авва Пафнутий всегда во всем укорял себя и никого не осуждал, ему явился Ангел с мечом и сказал, что он вписан в книгу жизни (см.: Древний патерик. С. 148). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010