По обычному порядку доклад Нессельроде с царской резолюцией был переписан и направлен в Святейший Синод «для зависящего, в чём следует, исполнения». 26 июня Синод «признал полезным возложить исполнение означенного высочайше одобренного предположения на находящегося при миссии нашей в Вене архимандрита Порфирия Успенского ». Большой удачей надо признать, что для этой цели был избран архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) – не только «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», как представлял Синод, но и как человек особой духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник 14 . На первый раз он провёл в Иерусалиме около восьми месяцев – достаточно, чтобы разобраться в местных делах, войти в доверие к Святогробскому братству, в ведении которого находятся, как известно, не только Храм Гроба Господня, но и все епархии и монастыри Палестины. Подробный отчёт был представлен архимандритом 6 января 1845 г. по субординации константинопольскому послу – Порфирий был в двойном подчинении: МИДа и Синода. Главным в его отчёте был вывод о насущности создания в Иерусалиме духовной миссии как постоянного представительства Русской Церкви при патриархатах Востока. После ещё двух лет дипломатических формальностей и министерских проволочек доклад об учреждении миссии, представленный императору по-прежнему не Синодом, а всё тем же Нессельроде, был утверждён резолюцией Николая I от 11 (23) февраля 1847 г. Эту дату Церковь и отмечала в 1997 г. как день рождения миссии 15 . Граф H.A. Протасов, как и в прошлый раз, направил копию записки с царской резолюцией: «Быть по сему» членам Синода для исполнения. 31 июля 1847 г. последовал указ Святейшего Синода на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Рафальского), в ведении которого находились по положению зарубежные миссии и церкви. Данный указ впервые, кажется, называет основываемое учреждение «Российской духовной миссией в Иерусалиме» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

17 января. Кончина митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Серафима (Глаголевского). Назначение главой Санкт-Петербургской и Новгородской епархии митрополита Антония (Рафальского). В первом выпуске журнала «Москвитянин» опубликована проповедь 183 митрополита Филарета с предисловием редактора M. М. Погодина: «Русские журналы всегда украшались цветами духовного красноречия; издревле знаменитые в России имена Платона, Анастасия, Амвросия, Михаила, Филарета встречались часто в Вестнике Европы, Сыне Отечества и пр., во всеобщее назидание и услаждение. С некоторого только времени, к сожалению, вышло сие из обычая. Мы почитаем себя счастливыми, что можем украсить начало нашего издания в 1843 году произведением знаменитейшего русского и европейского духовного витии» (Барсуков. Т. VII. С. 73). 18 января. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Я думал, что с прекращением странствований моих из Москвы буду иметь здесь более свободнаго времени. Но до сих пор сего не встречаю. Дело и люди без остатка разбирают у меня часы дневные, а нощнаго времени не допускает много употреблять немощь. Пред сим неимение Викария умножило мои занятия» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 62). 19 января. Резолюция на донесении исполняющего должность благочинного о запрещенном диаконе, продолжающем вести себя нетрезво: «К прекращению соблазна запрещеннаго диакона удалить от сей церкви и до решения о нем дела определить на причетническое место в селе с отдачею под особый надзор благочиннаго и местнаго священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 101. 9795). 20 января. Резолюция на консисторском определении об отказе в пособии дьячку, которого, по мнению консистории, следует отослать в монастырь на две недели за ложное наименование себя уволенным: «Признавая мнение Консистории в главнейших онаго частях справедливым, полагаю однако, дьячка, за проступок ложнаго о себе показания, сделанный в то время, когда, по Высочайшему милосердию, виновным даруемо было прощение, в монастырь не посылать, а положить ему в Коломенском Успенском соборе пятьдесят поклонов, и подтвердить ему, чтобы всегда удерживался от несправедливых показаний, и особенно пред лицем Его Императорского Величества» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 102. 9796).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

за 1873 г. ч. 2, стр. 67–68. Срав. цит. статью нашу в Рус. Вестн. за 1883 г. 1, стр. 371 и примеч. 175 Срав. вышеприведенные выдержки из аргументации Шишкова в борьбе его с Библейским Обществом, на которое делается очевидный намек в настоящем отношении Серафима. 176 Это не столько учение древней православной церкви, сколько близкое к римско-католическому воззрение на Библию и ее употребление в народе. 180 Из предшествующего мы знаем однако же, что до встречи с Шишковым в 1824 году Серафим был убежден иначе. 182 Антоний Рафальский, из наместников Почаевской Лавры хиротонисан был в 1834 году в епископы Варшавские, в 1840 году возведен был в сан архиепископа, после чего через три года и сделан был митрополитом Новгородским, ни чем особенным не заслужив такой чести в сравнении со многими другими иерархами русскими, ему современными. 183 Он страдал от запоя. См. Лескова цитов. Выше статью в Историч. Вестн. за 1882 г. 11, стр. 400–401. 185 Никанор (в мире Николай) Клементьевский (1788–1856), уроженец Сергиева Посада, учился в Троицкой Лаврской семинарии в 1797–1809, когда был определен в той же семинарии учителем и в 1812 году пострижен в монашество. Определенный в 1818 году ректором Вифанской духовной семинарии и пробыв в этой должности до 1826 года, когда на место Григория Постникова хиротонисан был в епископы Ревельские, Никанор служил под начальством святителя Московского Филарета (с 1821 года; характеристику его за время его ректорства см. в «Воспоминаниях» Ф. Ф. Исмайлова в Правосл. Обозр. за 1870 г. Т. II, стр. 96). Переведенный из Петербурга в 1831 г. в Калугу, в 1834 г. архиепископом в Минск, 1840 г. на Волынскую епархию, он назначен был архиепископом Варшавским в 1843 году на место Антония Рафальского. См. о нем у С. К. Смирнова в Истории сл.-гр.-лат. академии, стр. 368–369, Москва, 1855; в Истории Троицк. Лавр. семинарии, стр. 517–518, Москва, 1867; и в Истории Моск. дух. академии, стр. 393, Москва, 1879. 186 Об Institutiones theologiae contemplativae и собрании проповедей (в 3 частях) его см. у Филарета Черниг. В Обзоре русск. дух. Литературы. Ч. II, стр. 276. Чернигов, 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Местный преосвященный, пребывавший тогда в городе Остроге, Стефан (Романовский) задумал направить его по пути монашества и взял его в 1823-м году к себе экономом Архиерейского Дома. Протоиерей Рафальский состоял и членом Консистории. Когда преосвященный Стефан был переведнн в Вологду и в Острог прибыл новый епархиальный владыка, епископ Амвросий (Морев), протоиерей Рафальский, пользовавшийся большим значением при прежнем владыке, был в 1828-м го-ду выжит из Острога и получил место при соборе в городе Кременце. В Кременце он был учителем в Лицее и присутствующим в Духовном Правлении. Здесь он также приобрел всеобщее уважение. Местные военные и гражданские Русские власти относились к нему с глубоким уважением, и военный губернатор Потемкин решился даже представить Государю о нем памятную записку. Он не успел этого сделать, но записка все же была представлена – его преемником, генерал-губернатором Левашевым, который однажды на обеде, в присутствии митрополита Киевского Евгения, сказал о протоиерее Рафальском: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Когда, после усмирения Польского мятежа в 1831-м году, решено был передать православным Почаевскую Лавру, принадлежавшую униатам, для приема Лавры, по настоянию гражданских властей и чинов, прибывших из Петербурга, в приемную Комиссию назначен был протоиерей Рафальский. В этом деле он выказал выдающейся такт и ему удалось Почаевских монахов – базилиан обратить в Православие. После этого Святейший Синод поручил епископу Амвросию склонить протоиерея Рафальского к монашеству. Но он отказался, «но смотря на двукратное предписание». Тогда Московский: митрополит Филарет написал ему собственноручное письмо о том, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской Лавры. «Воля Государя моего есть воля Божия и я свято повинуюсь ей», – ответил он на этот призыв и затем в ноябре 1832-го года представил новому Волынскому преосвященному Иннокентию (Сельнокринову) прошение о дозволении поступить в монашество. В 1833-м году, 8-го апреля, протоиерей Рафальский принял монашество с именем Антония, возведен в архимандрита и назначен наместником Лавры. Впрочем, был в этой должности не долго. В это время решено было учредить в Варшаве викарную архиерейскую кафедру, в составе Волынской епархии, и викарием в Варшаву избран был архимандрит Антоний. Хиротония его состоялась в Петербурге, в Казанском соборе, 8-го июля 1834-го года. Митрополит Серафим подарил ему свою митру и жезл. Государь, при представлении преосвященного Антония, сказал ему: «я слышал про вас много похвал и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и мои ожидания». В 1840-м году он был назначен архиепископом Варшавским.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

На малом входе Блаженнейший митрополит Онуфрий возвел в сан архимандрита преподавателя КДАиС иеромонаха Пантелеимона (Мельника) и совершил диаконскую хиротонию студента 4 класса семинарии чтеца Вадима Билитюка. Проповедь перед причастием произнес преподаватель иеромонах Митрофан (Божко). По окончании богослужения в актовом зале состоялся годичный акт Киевской духовной академии и семинарии. В президиум вошли Блаженнейший митрополит Онуфрий, заслуженный профессор митрополит Бориспольский Антоний, ректор профессор епископ Белогородский Сильвестр. Открылось мероприятие приветственным словом владыки ректора и наставлением Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Участники заслушали сообщение о деятельности Киевских духовных школ в течение 2020-2021 годов, с которым выступил проректор по учебно-методической работе архимандрит Филарет (Волошин), а также доклад митрополита Бориспольского и Броварского Антония на тему «Служение митрополита Антония (Храповицкого) в украинских епархиях в дореволюционный период (1902-1918 гг.)». Проректор по научно-богословской работе профессор В.В. Бурега представил новые издания Киевских духовных школ и очередной диск оцифрованного журнала «Руководство для сельских пастырей». Блаженнейший владыка удостоил преподавателей КДАиС ученых званий: доценту А.В. Левко было присвоено ученое звание профессора, преподавателям протоиерею Андрею Ухтомскому и Е.М. Черноморец — ученое звание доцента. За заслуги перед Украинской Православной Церковью, плодотворный труд на ниве духовного образования и по случаю личных юбилеев преподавателям КДАиС были вручены церковные награды: профессору В.В. Буреге по случаю 50-летия — орден апостола Иоанна Богослова степени, протоиерею Павлу Рафальскому по случаю 40-летия — орден святителя Феодосия Черниговского, С.В. Ковачу по случаю 30-летия — орден святителя Петра. За отличное обучение и образцовое поведение именную стипендию Предстоятеля Украинской Православной Церкви получили студент курса магистратуры КДА Никита Миронов, студент 3 класса КДС Василий Думитрович, студенты Почаевской, Сумской и Харьковской духовных семинарий. За высокую успеваемость в обучении Синодальные стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) получили студент II курса КДА Александр Нартюк и студент 2 класса КДС Александр Островка.

http://patriarchia.ru/db/text/5860435.ht...

«1. Ко­миссии путем личного расследования и опроса экскурсо­водов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского). митрополита Исидора (Никольс­кого) и Палладия (Раева) - перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепис­копа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анас­тасия (Александрова). Могилы перехороненных на клад­бище епископов: Бориса (Плотникова). Гермогена (Доб­ронравова) и др. иерархов найти не удалось... 2. О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Пе­тербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого). Се­рафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами уста­новлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Ду­ховской церкви, а именно: а) Митрополит Михаил (Десницкий) - погребен на месте, где стоял жертвенник церкви. Доска с барелье­фом Владыки, находившаяся на наружной стене алтаря, хранится в Музее городской скульптуры в б. риз­нице Благовещенской лаврской церкви. б) Митрополит Серафим (Глаголевский) - был погре­бен пред местною иконою «Сошествия Св. Духа». Доска с надписью находится в Музее-усыпальнице Суворова. в) Митрополит Антоний (Рафальский) - погребен пе­ред иконою Божией Матери в церкви Св. Духа. Доска с надписью находится в Музее - усыпальнице Суворова. г) Митрополит Никанор (Клементьевский) - погребен в царских вратах Свято-Духовской церкви. Доска мемо­риальная хранится в Музее городской скульптуры; вторая доска с надгробным словом Епископа Макария Булгако­ва хранится в Музее городской скульптуры. д) Митрополит Григорий (Постников) - погребен (по указанию Рункевича в «Истории Александро-Невской Лавры» стр. 904), в алтаре Свято-Духовской церкви, а по данным «Историко-статистических сведений о СПб Епархии» выпуск 8, стр. 74, СПб. 1884 г. - в Лаврской Благовещенской церкви. Мемориальная доска и доска со словом ректора Семинарии Архимандрита Платона - не сохранились.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В июле 1953 г. владыка митрополит осматривал Благовещенскую церковь , Тихвинское и Лазаревское кладбища: «2 июля 1953 г. Четверг. Вчера днем осматривали Суворовскую усы-пальницу и всю б. Благовещенскую церковь и кладбища – Лазаревское и Тихвинское (некрополь). В Благовещенской церкви покоятся Митрополиты Серафим и Антоний I. Хранится и надпись над могилой м. Михаила (а сам он лежал в Дух. церкви). Там лежат архиеп. Евгений Булгар и Иннокентий П(неразб.). Там же родственника Петра I: сын Петр, сестра Наталья, Царица Параскевия, жена Иоанна V, дочь ее Екатерина Ив. и Принцесса Анна Леоп. (мать Иоанна VI Антоновича)… Дочь Павла I, дочь Александра I. Много интересных могил в Лазаревской церкви и на Лаз. Кладбище […]. 25 июля. Суббота. Вчера у Г.Г. Карпова. По вопросу о перехоронении Карпов обещал заняться этим вопросом (о соборе Лавры), но сказал, что на это, вероятно, трудно надеяться» 26 , – писал митрополит в дневнике. Согласно резолюции владыки от 11 июля 1953 г., была создана Комиссия по выяснению вопроса о перехоронении иерархов в бывшей Александро-Невской Лавре, в которую вошли протоиереи А. Медведский, С. Румянцев и церковный староста Б.И. Бычков. В отчетной докладной записке Комиссии от 31 июля 1953 г. говорилось: «1. Комиссии путем личного расследования и опроса экскурсоводов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского) . митрополита Исидора (Никольского) и Палладия (Раева) – перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепископа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анастасия (Александрова) . Могилы перехороненных на кладбище епископов: Бориса (Плотникова) . Гермогена (Добронравова) и др. иерархов найти не удалось… 2 . О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Петербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого) . Серафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами установлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Духовской церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Киевский Филарет (Амфитеатров) в сослужении еп. Чигиринского Иеремии (Соловьёва) и пребывавшего на покое еп. Иосифа (Величковского) . В авг. 1841 г. И. прибыл на кафедру, поселился в шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . 27 июля 1842 г. И. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, вскоре, 14 нояб. 1842 г., стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, помощником престарелого митр. Серафима (Глаголевского) . В янв. 1843 г. по поручению Синода И. руководил подготовкой к похоронам столичного митрополита, заслужил благосклонное отношение обер-прокурора Н. А. Протасова . В 1843-1844 гг. по предписанию С.-Петербургского митр. Антония (Рафальского) И. трижды инспектировал приходы епархии. 22 окт. 1843 г. в Царском Селе при участии И. было открыто первое в России уч-ще для девиц духовного звания. 28 янв. 1845 г. И. освятил главный придел в отремонтированном храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Горки Лужского у. За усердные и ревностные труды И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (24 марта 1844). Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) 11 авг. 1845 г. И. возглавил Костромскую и Галичскую епархию, 21 сент. прибыл в Кострому, поселился в Ипатиевском во имя Св. Троицы мон-ре . По пути из столицы в Кострому И. посетил Троице-Сергиеву лавру, общался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . В письме от 13 сент. 1845 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) спрашивал прп. Антония об И. Ответ лаврского архимандрита неизвестен, однако 21 сент. того же года свт. Филарет писал ему об И. с добродушной иронией: «Высокости взгляда преосвященного Костромского, который не нашел в Сергиевой лавре примечательного после Киева, не будем завидовать. А что не пришло ему на мысль выслушать молебное пение, это не от Невской ли лавры? Там не часто служат молебны святому Александру.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010