митрополит Климент (Капалин) Аннотация. Через три года после окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) решением Святейшего Синода из Новгородской семинарии переводится преподавателем практического богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию и назначается помощником инспектора академии. Пребывание в Петербурге дало ему возможность углубить свои богословские и аскетические знания. Кроме того, он знакомится с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) , известными в то время богословами, духовными писателями и, главное, с издателем журнала «Маяк» Степаном Онисимовичем Бурачком. С Бурачком у него устанавливается дружба на многие годы. В течение трех лет пребывания в Петербурге он активно сотрудничает с издательством. В это время публикуются его первые богословские сочинения. Очередной перевод иеромонах Феофан получил осенью 1844 года – на этот раз в столицу, где без малого три года он продолжал преподавательскую деятельность в стенах духовной академии. В эти годы состоялось два выпуска – XVI и XVII курсов (в 1845 и 1847 году соответственно), на высшем отделении которых иеромонах Феофан преподавал нравственное (или практическое) богословие. Сначала будущий святитель был переведен на место своего однокурсника по Киевской духовной академии – иеромонаха Макария (Булгакова) , который с 1842 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. Намереваясь назначить его инспектором и профессором догматического богословия, академическое правление обратилось в Святейший Синод с предложением перевести иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии на освобождающуюся должность преподавателя академии. Об этом 10 октября 1844 года обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов сделал соответствующее предложение, приведя характеристику епархиального архиерея митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Антония (Рафальского) 1 на кандидата: «поведения очень доброго, исправен и благонадежен» В итоге согласно синодальному определению от 16 октября 1844 года иеромонах Феофан стал «бакалавром» (то есть преподавателем нравственного богословия в академии, оставаясь инспектором Новгородской семинарии 29]. В начале следующего года он был назначен помощником инспектора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

17 января. Кончина митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Серафима (Глаголевского). Назначение главой Санкт-Петербургской и Новгородской епархии митрополита Антония (Рафальского). В первом выпуске журнала «Москвитянин» опубликована проповедь 183 митрополита Филарета с предисловием редактора M. М. Погодина: «Русские журналы всегда украшались цветами духовного красноречия; издревле знаменитые в России имена Платона, Анастасия, Амвросия, Михаила, Филарета встречались часто в Вестнике Европы, Сыне Отечества и пр., во всеобщее назидание и услаждение. С некоторого только времени, к сожалению, вышло сие из обычая. Мы почитаем себя счастливыми, что можем украсить начало нашего издания в 1843 году произведением знаменитейшего русского и европейского духовного витии» (Барсуков. Т. VII. С. 73). 18 января. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Я думал, что с прекращением странствований моих из Москвы буду иметь здесь более свободнаго времени. Но до сих пор сего не встречаю. Дело и люди без остатка разбирают у меня часы дневные, а нощнаго времени не допускает много употреблять немощь. Пред сим неимение Викария умножило мои занятия» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 62). 19 января. Резолюция на донесении исполняющего должность благочинного о запрещенном диаконе, продолжающем вести себя нетрезво: «К прекращению соблазна запрещеннаго диакона удалить от сей церкви и до решения о нем дела определить на причетническое место в селе с отдачею под особый надзор благочиннаго и местнаго священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 101. 9795). 20 января. Резолюция на консисторском определении об отказе в пособии дьячку, которого, по мнению консистории, следует отослать в монастырь на две недели за ложное наименование себя уволенным: «Признавая мнение Консистории в главнейших онаго частях справедливым, полагаю однако, дьячка, за проступок ложнаго о себе показания, сделанный в то время, когда, по Высочайшему милосердию, виновным даруемо было прощение, в монастырь не посылать, а положить ему в Коломенском Успенском соборе пятьдесят поклонов, и подтвердить ему, чтобы всегда удерживался от несправедливых показаний, и особенно пред лицем Его Императорского Величества» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 102. 9796).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Митрополит Филарет, имея «доброе мнение о действовании Евсевия и о состоянии академии» Московской при нем, 25 видимо благоволил Евсевию, 26 – и ему скоро открылось более широкое поприще, когда освободилась С.-Петербургская академическая ректура 27 за переводом 13 января 1847 г. епископа Винницкого Афанасия (Дроздова) на Саратовскую кафедру. Из трех кандидатов Евсевий, рекомендованный митр. Филаретом, стоял первым перед ректорами Семинарий С.-Петербургской Феогностом (Лебедевым) и Владимирской – Поликарпом (Сосниным, † 18 января 1868 г.) и был высочайше утвержден 17 января 1847 г. епископом Винницким с настоятельством в Шаргородском Спасском Николаевском первоклассном монастыре Подольской епархии, а по ходатайству С.-Петербургского митрополита Антония (Рафальского, † 16 ноября 1848 г.) Духовно-учебным Управлением определен 21 января в ректоры С.-Петербургской Академии. 28 Расстался он с Alma Mater, напутствуемый от митр. Филарета «благословением и пожеланием преуспеяния служению его везде, куда призовет Божие Провидиние и священная власть», 29 а прибыл в С.-Петербург 24 февраля в 6 часов вечера и вступил в академическую должность 25 числа, 30 подписавшись тогда под «клятвенным обещанием», как «Новоопределенный Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архимандрит Евсевий». 9 марта 1847 г. последовала его хиротония в Казанском соборе митр. Антонием с присутствовавшими (1843 – 1848 гг.) в Синоде преосвященными Венедиктом (Григоровичем) Олонецким († 7 декабря 1850 г.), Илиодором (Чистяковым) Курским († 2 февраля 1861 г.) и Гедеоном (Вишневским) Полтавским († 11 октября 1849 г.) и с викарием С.-Петербургским, епископом Ревельским Наоанаилом (Савченко, † 4 марта 1875 г. в Чернигове). Вместе с сим преосвящ. Евсевием должен был заменить своего предшественника по председательству в комитете для рассмотрения конспектов о преподавании учебных предметов в Семинариях (с 7 апреля 1847 г. согласно предложению графа Н.А. Пратасова), 31 где немало хлопотал, 32 и по главному наблюдению за преподаванием Закона Божия в светских учебных и воспитательных заведениях столицы и её окрестностей (с 15-го марта). 33 Приходилось ему и покидать С.-Петербург, напр., летом 1849 г., когда Евсевий был отправлен для обозрения Семинарии Псковской, Могилевской и Смоленской, но сам потом просил продолжить командировку – частью для поправления здоровья, особенно же для осмотра в родном селе отстроенной им вчерне церкви 34 и для посещения не менее родной Академии Московской; 35 вернулся он обратно 9 августа и представил обстоятельные отчеты о всех ревизованных им Семинариях. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Таким образом, отношения двух выдающихся современников были и взаимовыгодными. Именно по инициативе архиепископа Иннокентия в 1847 г. архимандрит Макарий был удостоен докторской степени. Дело в том, что в этом году отец Макарий опубликовал «Введение в православное богословие». Данное сочинение было предложено преподнести Николаю I. По поручению Св. Синода архиепископ Иннокентий должен был просмотреть сочинение отца Макария и дать ответ, можно ли эту книгу преподнести императору. В своем отзыве владыка Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе государства. Одновременно с этим владыка высказал мнение, что будет вполне справедливо отца Макария, «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие, – особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени 11 . Данное ходатайство владыки Иннокентия, как, впрочем, и митрополита Санкт-Петербургского Антония (Рафальского), было удовлетворено, и 31 октября 1847г. архимандрит Макарий был удостоен степени доктора богословия. Что же касается цензорской деятельности архимандрита Макария, то дореволюционный исследователь духовной цензуры А. Н. Котович обратил внимание на любопытную деталь, а именно на то, что цензорской благожелательностью отца Макария имели возможность пользоваться лишь лица, близкие к нему по Киевской духовной академии. Другими словами, отец Макарий «давал отзывы об отдельных сочинениях лишь в виде исключения – ради „земляков“» 12 . Как уже было упомянуто, в число обращавшихся входили владыка Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров. Кроме того, отец Макарий способствовал выходу в свет исследований профессора Киевской духовной академии протоиерея Иоанна Скворцова «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной» (четвертое изд.) и «Краткое начертание истории церкви новозаветной» (третье изд.). Также именно отец Макарий дал разрешение на публикацию «Воскресных бесед» (С.-Пб., 1847) архиепископа Курского Илиодора (Чистякова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Оно так, сказал генерал, но я знаю ваш верный взгляд на вещи». И, когда Рафальский сделал свои замечания, – генерал вполне согласился с ним и благодарил его за них. В 1830 г. военный губернатор Потемкин, присланный в Житомир во время польского восстания, увидевшись с Рафальским, так был очарован его светлым умом и всестороннею образованностью, что приказал жандармскому полковнику Фон-Дребушу составить о нем докладную к Государю записку, каковой, впрочем, не успел представить, скончавшись от холеры. Преемник Потемкина, генерал-губернатор Левашов, на обеде у фельдмаршала Сакела, в присутствии митрополита Евгения, сказал: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Вскоре после этого он отправил к Государю записку Потемкина и свою, с отличною похвалою о Рафальском, заслуживающем особенного внимания. Через это о. Григорий сделался известным Императору. По укрощении польского мятежа, униатам приказано было Почаевскую лавру, издревле принадлежавшую православным, передать православному духовенству. Присланные для этого из Петербурга чиновники просили епископа Амвросия назначить протоиерея Рафальского членом комиссии для принятия и устроения лавры. Хотя Амвросий усиленно отклонял их от их намерения, но они настояли на своем. О. Григорий действовал с великим благоразумием и тактом и ему удалось всех, живших в лавре униатов, обратить к православию. Синод предписал Амвросию склонить Рафальского к монашеству, но он отказался, несмотря на двукратное предписание. Тогда московский митрополит Филарет написал ему собственноручно письмо, в котором, стараясь подействовать на него, говорил, между прочим, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской лавры. Сильное слово Филарета подействовало. «Воля Государя моего, воскликнул тронутый письмом протоиерей, – есть воля Божия, и я свято повинуюсь ей». В 1833 году он был пострижен в монашество с именем Антония и возведен в сан архимандрита с званием наместника лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Киевский Филарет (Амфитеатров) в сослужении еп. Чигиринского Иеремии (Соловьёва) и пребывавшего на покое еп. Иосифа (Величковского) . В авг. 1841 г. И. прибыл на кафедру, поселился в шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . 27 июля 1842 г. И. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, вскоре, 14 нояб. 1842 г., стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, помощником престарелого митр. Серафима (Глаголевского) . В янв. 1843 г. по поручению Синода И. руководил подготовкой к похоронам столичного митрополита, заслужил благосклонное отношение обер-прокурора Н. А. Протасова . В 1843-1844 гг. по предписанию С.-Петербургского митр. Антония (Рафальского) И. трижды инспектировал приходы епархии. 22 окт. 1843 г. в Царском Селе при участии И. было открыто первое в России уч-ще для девиц духовного звания. 28 янв. 1845 г. И. освятил главный придел в отремонтированном храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Горки Лужского у. За усердные и ревностные труды И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (24 марта 1844). Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) 11 авг. 1845 г. И. возглавил Костромскую и Галичскую епархию, 21 сент. прибыл в Кострому, поселился в Ипатиевском во имя Св. Троицы мон-ре . По пути из столицы в Кострому И. посетил Троице-Сергиеву лавру, общался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . В письме от 13 сент. 1845 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) спрашивал прп. Антония об И. Ответ лаврского архимандрита неизвестен, однако 21 сент. того же года свт. Филарет писал ему об И. с добродушной иронией: «Высокости взгляда преосвященного Костромского, который не нашел в Сергиевой лавре примечательного после Киева, не будем завидовать. А что не пришло ему на мысль выслушать молебное пение, это не от Невской ли лавры? Там не часто служат молебны святому Александру.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Из комплекса официальных документов, относящихся к данному периоду биографии святителя Феофана, следует, что решение кадровых вопросов преподавателей академии помимо Правления академии и Святейшего Синода, выносившего определения, проходило через синодальное Духовно-учебное управление, и процесс определения на ту или иную должность мог затягиваться до нескольких месяцев. Так, вопрос о назначении иеромонаха Феофана помощником инспектора, судя по документам из фонда Духовно-учебного комитета при Святейшем Синоде РГИА решался с 24 января по 6 апреля 1845 года. Первая дата указана на представлении о назначении нового помощника инспектора академии вместо увольнявшегося преподавателя В.И. Долоцкого 2 . Обер-прокурору были предложены две кандидатуры, в их числе – иеромонаха Феофана На следующий день, 25 января, он был определен на должность инспектора Затем, 31 января 1845 года обер-прокурор направил соответствующее предложение Святейшему Синоду В послужных списках и других документах МИД датой назначения указано 14 февраля 1845 года, когда было принято определение Святейшего Синода 50; 14]. Последней датой – 6 апреля 1845 года отмечен подписанный обер-прокурором Синода графом Н.А. Протасовым и директором Духовно-учебного управления А.И. Карасевским документ – предложение Правлению Санкт-Петербургской духовной академии в котором речь идет «о назначении на должность помощника инспектора С.-Петербургской духовной академии инспектора Новгородской семинарии иеромонаха Феофана» c. 245]. Включение иеромонаха Феофана в состав Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях длилось с апреля по июль 1845 года 29;50]. Документы о зачислении его в штат кафедрального собора Александро-Невской Лавры датированы 5 сентября 1845 года 28 сентября – 17 октября того же 1845 года и 25 мая следующего 1846 года 50]. В это время иеромонах Феофан завершал уже второй год преподавания в академии. По итогам ее ревизии, которую в 1845 году проводил архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никандр (Клементьевский) 3 , и с одобрения митрополита Антония (Рафальского) будущий святитель был во второй раз за всю свою преподавательскую деятельность удостоен благословения Святейшего Синода 22 апреля 1846 года 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На малом входе Блаженнейший митрополит Онуфрий возвел в сан архимандрита преподавателя КДАиС иеромонаха Пантелеимона (Мельника) и совершил диаконскую хиротонию студента 4 класса семинарии чтеца Вадима Билитюка. Проповедь перед причастием произнес преподаватель иеромонах Митрофан (Божко). По окончании богослужения в актовом зале состоялся годичный акт Киевской духовной академии и семинарии. В президиум вошли Блаженнейший митрополит Онуфрий, заслуженный профессор митрополит Бориспольский Антоний, ректор профессор епископ Белогородский Сильвестр. Открылось мероприятие приветственным словом владыки ректора и наставлением Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Участники заслушали сообщение о деятельности Киевских духовных школ в течение 2020-2021 годов, с которым выступил проректор по учебно-методической работе архимандрит Филарет (Волошин), а также доклад митрополита Бориспольского и Броварского Антония на тему «Служение митрополита Антония (Храповицкого) в украинских епархиях в дореволюционный период (1902-1918 гг.)». Проректор по научно-богословской работе профессор В.В. Бурега представил новые издания Киевских духовных школ и очередной диск оцифрованного журнала «Руководство для сельских пастырей». Блаженнейший владыка удостоил преподавателей КДАиС ученых званий: доценту А.В. Левко было присвоено ученое звание профессора, преподавателям протоиерею Андрею Ухтомскому и Е.М. Черноморец — ученое звание доцента. За заслуги перед Украинской Православной Церковью, плодотворный труд на ниве духовного образования и по случаю личных юбилеев преподавателям КДАиС были вручены церковные награды: профессору В.В. Буреге по случаю 50-летия — орден апостола Иоанна Богослова степени, протоиерею Павлу Рафальскому по случаю 40-летия — орден святителя Феодосия Черниговского, С.В. Ковачу по случаю 30-летия — орден святителя Петра. За отличное обучение и образцовое поведение именную стипендию Предстоятеля Украинской Православной Церкви получили студент курса магистратуры КДА Никита Миронов, студент 3 класса КДС Василий Думитрович, студенты Почаевской, Сумской и Харьковской духовных семинарий. За высокую успеваемость в обучении Синодальные стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) получили студент II курса КДА Александр Нартюк и студент 2 класса КДС Александр Островка.

http://patriarchia.ru/db/text/5860435.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010