Это выяснил св. ап. Павел в 10 гл. Евр. Приносимые жертвы не очищали греховной совести у приносящего, но только напоминали ему, обновляли в совести сознание их. Если совесть приносящих не очищалась, а прощение грехов все же было, то спрашивается – какие же грехи прощались людям? Прощались грехи, как вина пред Богом, прощались не по силе покаяния грешника, ибо вина его пред Богом была безмерно больше покаяния, но по силе будущей Искупительной жертвы ( Рим.3:23–26 ), прообразом Который был пасхальный агнец, в который и входили все остальные жертвы с сердечными движениями, вмененными им после Голгофской жертвы в усвоительное действие Искупления ( Евр.10:1–20 ). Без надлежащего душевного настроения приносящего жертвы, при духовном содержании жизни вообще, когда жертвы делались одною формою, имели характер задабривания Бога, когда они, по своему существу, не могли входить в жертву Пасхального агнца, Господь отвергал их, гнушался ими. Об этом и говорится в 49 пс. ср. 1, 11–20. Не могу понять, что есть в 9 гл. Евр. подтверждающего взгляд Вашего Высокопреосвященства на существо жертвы, как на символ «угощения»? Именно, эта глава утверждает вышеприведенное мною понимание жертвы. 3) «Неповинность» умиравшего для жертвы животного, как действительный прообраз безгрешной Голгофской жертвы, не выдуман католиками и протестантами, а изображенный в 53 гл. Ис. 1–8 , именно, как таковой, изъяснен ап. Филиппом в беседе с кажеником ( Деян.8:32–35 ), и Церковью живописуется над агнцем на проскомидии. Наконец, 4) «Вы недоумеваете, пишете Вы мне; почему переход от порока к добродетели выражается в страданиях?» Кажется, нигде я не высказал этого недоумения. Наоборот, я считаю это неизбежным, но только полагаю, что они излишни со стороны людей для искупительного акта, в котором все совершено Христом, излишни в смысле какого-либо удовлетворения Правде Божией, даже в Вашем переносном понимании, а необходимы для свободного усвоения ими Искупления. Получил я Ваше и второе письмо от 17/30 Апреля, в котором Вы в дополнение к своему первому ответу на мое возражение говорите: «Ваше заявление о совершенной оригинальности моего толкования догматов в.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ведь Состраждущий Христос реально явился только в саду Гефсиманском. Если здесь произошло Искупление в состраждущей любви Христа к человеческим грехам, то ведь это сострадание совершилось только в душе Богочеловека, независимо от вхождения грешников в эту любовь для черпания из нее себе силы для борьбы со грехами, ибо этого вхождения еще не произошло. Значит, не было еще здесь и «жертвы за грех» в том смысле как Вы это понимаете. Последнее, думается, больше относится к усвоению Искупления, чем к самому факту Искупления. И если правосудие Божие устроило спасение человека, отделивши покаяние и возрождение от падения страданиями, которые только разделяет Состраждущий Христос, чрез что является «жертвою Божественному Правосудию», то ясно, что всякий человек в своих страданиях, чрез которые он входит в возрождение, от себя лично дает жертву Божиему Правосудию. А это уже будет сродно католическому учению о необходимости для каждого страданий, заменяющих добрые дела, если последние не были сделаны для покрытия своих грехов, чтобы получить Царство Небесное. А между тем «Христос Своею смертию вниде единою во святая, вечное Искупление обретый» ( Евр.9:11–12 ), «единым бо приношением совершил есть во веки освящаемых» ( Евр.10:12–14 ). Вы называете свое понимание Искупления вытекающим из св. Писания и святоотеческим, но не привели к тому ни одного ясного свидетельства, ни из Слова Божия, ни из творений Св. Отцов, кроме одного слова из молитвы Симеона Нового Богослова , и то 11 века. Но и этот св. Отец в приведенном Вами месте говорит не о сущности самого Искупления, а об одном из действий Спасителя в отношении людей для подготовления чрез таинство покаяния к усвоению ими спасительных плодов Искупления. А самое усвоение Искупления, состоящее в обожествлении, оживлении грешника совершается не в сострадательной любви Христа к нему, а в причащении Св. Таин, «ими же оживляется и обожается всяк ядый и пияй чистым сердцем» (чрез покаяние), что дальше он и выясняет. Но ведь Тело и Кровь Христовы – смерть Спасителя ( 1Кор.11:26 ), в которой произошло отпущение грехов. Посему, св. Отец и просит Христа вместе с причащением дать ему «избавление его прегрешений». Конечно, сострадание Спасителя можно мыслить, как вошедший психический момент в искупительное дело вообще, но сущность его – в смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е. прощение «согрешений» (παργματα) в смерти, принесенной Христом в умилостивление, нужно для возрождения, как основа его; Ваше же рассуждение о том, что праведность Божия в Искуплении, в Вашем понимании, «сказалась в таком устроении Богом человеческой природы, что, однажды павши, она не могла сама собою возродиться без соединения с безгрешною волею и безгрешным естеством Сына Божия», в конечном выводе приводит к тому, что Вы стараетесь, вопреки Божественной Истине, отвергнуть, т. е. говоря Вашими словами, которых и не хочется повторять – «к казни Сына Божия Богом Отцом». Если смерть Спасителя не входила в домостроительное дело спасения, а была делом случайным, вернее делом только человеческих рук, то тогда над всею Библией и над всем христианством нужно поставить крест погашения. А если допустить, что смерть Христа, даже в неправильно представляемом Вами смысле, входила в домостроительное спасение, как необходимый его акт, то, выражаясь Вашим языком, Бог Отец для спасения «казнил Своего Сына». Вы этого вывода не избежите, а только грешите, отвергая христианское учение об Искуплении смертью. Если я, касаясь в предыдущем письме, как Вы говорите, Вашей автобиографии, обидел Вас, Ваше Высокопреосвященство, то искренно прошу прощения. Я не хотел касаться Вашей автобиографии, ибо я ее и не знаю, но только хотел себе уяснить тот путь, которым Вы пришли к глубокой догматической ошибке, которая опровергается не только какими либо двумя-тремя изречениями Слова Божия, но всем Его составом, из которого я Вам привел в предыдущих письмах множество свидетельств и, с этой стороны, мне представляются непонятным Ваши слова, «будто я не привел ни одного прямого опровержения». Употребив слово «натура», я не мог предположить, чтобы здесь было что-либо обидное. Я имел в виду только личность. Буду ожидать Ваших пояснений δι Рим. 5 и φ . Испрашивая Ваших свв. молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А. Елевферий. 1926 г. 28 Ноября/11 Декабря. Обещанного разъяснения я не дождался.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но дело непривычное, а усердие есть; и пусть тянут: ноты очевидно понятны для нас, а для них всё равно — верно или неверно. После службы обыкновенно и знакомлюсь с христианами и беседую с ними о вере, объясняю им и по поводу молитвенного собрания и по поводу Евангельского чтения, тому подобное. Христиане долго слушают, пока наконец увидят, что ведь, пожалуй, симпу-то не мешает и позакусить; и вот тут доставят тебе самое изысканное японское угощение, сначала озабоченно потихоньку спрашивая у катехизатора — кушает ли симпу японское кушанье? Непривычно, конечно, нам их кушанье, особенно рис, желудок не привык, да делать нечего, надо приучать его, иначе где-либо и голодом насидишься. Японский стол для меня очень вкусным кажется, особенно я люблю теплый рис, который тоже, что нам хлеб — необходимое питание, а остальное всё только приправы к нему; всё приготовлено замечательно опрятно и чисто, подается в маленьких лакированных чашечках, но не подумайте, что пахнет лаком как от нашей лакированной посуды: это своего сорта искусство, которым и славятся, между прочим, японцы; ни ложек, ни вилок, ни ножей не употребляют, а вместо этого две палочки, только что остроганные, ими со всем управляются, в другое же дело не употребляя их. Сначала это весьма было трудно, а теперь привык — японцы даже удивляются, как я научился действовать палочками. Обед кончился, при котором непременно кто-нибудь сидит и угощает: если не съесть всего, то сему будет неприятно это крайне. Потом обыкновенно отправляюсь по домам христиан, чтобы всех их видеть там и видеть, как они живут, всё ли у них по-христиански устроено и чего недостает; не нужно ли кому сказать особенное назидание или утешение, расспрашиваешь всякого по одиночке, чтобы видеть, что это за человек, иного одобришь, иного подбодришь, иного предостережешь, иного утешишь, иному дашь какое-нибудь прикровенное, но верное назидание, зная, что прямое научение не приносит пользы, иному прямой укор от Бога выскажешь и дашь совет и так далее, и тому подобное.

http://pravoslavie.ru/2904.html

Теперь особенно после китайско-японской войны всем японцам весьма трудно жить, так как всё непомерно вздоражало: например, квартира стоила восемь, теперь 24 иены, и тому подобное. Особенно трудно, конечно, нашим бедным христианам, поневоле приходится из сил выбиваться, чтобы достать пропитание семейству. Однако теперь-то именно христиане помаленьку начинают задумываться и о том, чтобы сделать свои приходы самостоятельными, то есть, чтобы мало-помалу содержат на свой счет священника и катехизатора, а равно и церковные дома. Собирают деньги, но весьма трудно. Впрочем, это дело условное: придет время, всё само собой появится, когда непременно нужно будет изыскивать средства для церкви. Да ведь и всех-то их по местам мало, так они разбросаны; например, в Оосака человек 200 только, а это громадный торговый город. Конечно, и трудно изыскивать средства для сложного дела. Постепенно и вновь крестятся: вот при мне уже здесь несколько человек крестились; и теперь есть несколько слушателей: вероятно, немного спустя будут окрещены тоже. Это о христианах в Оосака. Но с настоящего Собора меня Владыка определил благочинным над тремя священниками, приходы которых раскинуты почти на весь юго-запад Японии. Теперь я и начал объезд этих приходов и один уже окончил. В нем кроме Оосака еще в шести городах будет христиан до 200 человек; там только катехизаторы, заправляющие и проповедью для христиан и язычников, и богослужением. С величайшим удовольствием посетил я все эти места. Христиане принимают с таким радушием и любовью, как будто я им самый родной человек. А внимания сколько к каждому слову моего еще совершенно косного и Бог знает насколько похожего на японский язык языка. Приезд к ним вообще священника редкий случай и праздник, а, тем более, мой приезд совершенно исключительное дело; поэтому они и в будни побросали всё и сколько только возможно собрались все в церковный дом; и это в каждом из посещенных городов. Вечером мы обыкновенно, совершали вечерню и утреню, а утром обедню или обедницу, на которой христиане и причащались, если не все, то многие. Поют сами христиане, хотя иногда и так, что хоть замолчать бы, так недурно. Однако охота большая, хотя уменья и нет, да ведь и вообще японцам наше европейское пение непривычное дело: у них есть какое-то только завывание на одной ноте, с дрожью в голосе как будто над кем поющий плачет — так тоскливо это их завывание, зовомое песнию. Напевы, конечно, все наши русские, самые простые церковные, переложенные на ноты; иногда, смотря на ноты, они такие новые ноты выдумывают, что Боже упаси; и, однако, все как заучили на спевках, так согласно и тянут до конца, не сбивая друг друга; конечно, с непривычки и тянут очень медленно. А в некоторых местах ради приезда симпу (батюшки) разойдутся да еще партесно примутся петь, теперь и этакие ноты стараются приобрести в Миссии; ну уж тогда бывает и еще интереснее.

http://pravoslavie.ru/2904.html

Синод поручил архиеп. Антонию (Храповицкому) дать отзыв о диссертации Д. Г. Коновалова. В отзыве рецензент отметил, что диссертация не отвечает минимальным требованиям, предъявляемым к научной работе, поскольку описанные Коноваловым «физические явления в картине сектантского экстаза»: нервное возбуждение, спазмы, плач, смех, вскрикивания, подергивание плечами, топание, прыгание, испускание пены изо рта, обмороки, обнажение и свальный грех , не представляют собою никакой научной новизны, так как всем известны. Не соответствовала эта диссертация и требованиям, предъявляемым к богословской работе. «Труд же богословский, – указывал рецензент, – должен поставить исследуемый предмет в связь с принятой... системой учения о Боге и со свидетельствами... Божественного Откровения; труд по богословию православному должен, разумеется, установить соотношение приведенных фактов и достигнутых выводов с учением Св. Библии и св. Церкви и показать внутреннюю правду этого учения в области исследуемого предмета, будь он исторического характера или философского». 637 Критики диссертации Коновалова были согласны в том, что у нее отсутствовал «всякий богословский характер», так как она представляла собою «бесполезный агломерат выписок из разных рапортов о сектантах». 638 Поскольку отзывы о диссертации Д. Г. Коновалова ректора МДА и архиеп. Антония (Храповицкого) были отрицательными, то Синод не утвердил его в должности преподавателя сектоведения в МДА, и кафедра так и не была открыта, а Д. Г. Коновалов, согласно решению Синода от 14. 08. 1909 г., был уволен из МДА «за неправославный образ мыслей» в магистерской диссертации. 639 Качественно новый этап в развитии сектоведения начался после реформы академического образования в 1908–1912 гг. Эти события послужили импульсом к обсуждению целей, задач, методологии изучения и опровержения сектантства путем анализа ранее наколенного опыта полемики и борьбы с сектами. В наиболее полном виде вся эта проблематика была затронута в двух статьях: киевского священника Н.Фетисова «Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения» и доцента Казанской Духовной академии иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Ряд докладов были посвящены деятельности владыки Антония на Волынской кафедре, где он проявил себя как ревнитель народного и духовного просвещения, храмостроитель, борец за права угнетенных православных Карпатской и Холмской Руси. Не обошли участники конференции и полемические вопросы, до сих пор вызывающие дискуссию вокруг образа владыки Антония. Ряд докладов были посвящены отношению владыки к еврейскому вопросу, движению имяславцев, отношению с митрополитом Сергием (Страгородским), его пониманию догмата Искупления. В докладах было подчеркнуто, что наряду со славянофильством, глубокой любовью к исконно русскому Православию, симпатиям к старообрядческому богослужению, глубокому знанию русской народной жизни, православие митрополита Антония не носило узко националистического характера, оно было поистине вселенским. Будучи иерархом в России, а впоследствии и встав во главе Русской Зарубежной Церкви, владыка имел самое широкое общение с православными иерархами востока, пользовался у них безграничным уважением и большим авторитетом. Кроме того, были представлены новые данные об участии митрополита Антония в переговорах с Англиканской церковью и о его роли в организации движения протеста против преследования духовенства и верующих в Советской России. Ряд сообщений затронули непростую тему позиций Святейшего Патриарха Тихона и митрополита Антония в трагический период гражданской войны и первых лет эмиграции. Несколько сообщений были посвящены церковной и политической деятельности митрополита Антония в 20-е и 30-е годы, как главы Временного Высшего Церковного Управления, а затем и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В частности, были затронуты такие моменты, как отношение митрополита Антония к указу патриарха Тихона о закрытии ВВЦУ и деятельность владыки в связи с заграничным церковным расколом, а также попыткой созыва Всезарубежного Собора в 1923 году. В заключении с участниками и гостями конференции поделился своими воспоминаниями о владыке Антонии протоиерей Феодор Шевцов. Еще будучи мальчиком, отец Феодор жил с родителями в Сремских Карловцах и прислуживал митрополиту Антонию в алтаре. Воспоминания об этом отец Феодор сохранил на всю жизнь и тепло и с воодушевлением рассказал об этом слушателям.

http://patriarchia.ru/db/text/150551.htm...

«Только в начале 1990-х гг. началось обращение к колоссальным, не доступным ранее пластам документов российских архивов, а также зарубежным архивам Русской Православной Церкви, которые пока еще недостаточно введены в научный оборот», – отмечает М.В. Шкаровский. 561 В советское время, вплоть до начала перестройки, документальные издания по избранной теме выходили только за рубежом, и зачастую в небольшом количестве. Ценным источником стали Деяния Первого и Второго Всезарубежных Соборов РПЦЗ. 562 Десять томов труда епископа Никона (Рклицкого) , посвященного Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Антонию (Храповицкому) , были опубликованы в 19571963 гг. в Нью-Йорке, а в настоящее время переиздаются в дополненном виде в Нижнем Новгороде. 563 В 1988 г. Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле был издан сборник «Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) ». 564 Малоизученной группой источников до сих пор остаются выходившие после окончания Второй мировой войны истории приходов и храмов Зарубежной Русской Церкви, опубликованные в сборниках документов и статей, посвященных юбилею того или иного прихода. «В них, – пишет историк, – как правило, имеются сведения о дате закладки и освящении храма, архитекторе, перестройках храма, фотографии, чертежи, а также материалы о повседневной жизни прихожан и рядовых священников той или иной церкви». 565 За последние 20 лет стал доступен огромный комплекс документов российских государственных и зарубежных церковных архивов. С 1991 г. в журналах, исторических альманахах начали публиковаться подготовленные российскими историками подборки архивных документов по истории религиозной политики советского государства, в том числе по отношению к русскому церковному зарубежью. Несколько таких публикаций подготовил историк М.И. Одинцов, в том числе серию, посвященную деятельности Патриархов Русской Церкви в советский период. Особенно большое значение имели публикации М.И. Одинцовым документов периода Великой Отечественной войны. Он использовал, как правило, материалы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории и Архива Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С целью повышения эффективности противостояния сектам, в частности, баптизму, в системе духовного образования наряду с реорганизацией учебного процесса (расширением программ семинарского преподавания некоторых богословских предметов, введением в семинариях кафедр (предметов) истории и обличения раскола и сектантства), обращалось внимание на «усиление нравственно-воспитательной стороны в духовных школах», 38 поскольку сектанты часто указывали на нравственные недостатки в жизни духовенства, что соблазняло маловерующих и было одной из причин отпадения от Православия. В условиях роста сектантской активности в 1905 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) на средства своей епархии решил открыть в МДА самостоятельную кафедру по истории и обличению русского сектантства. 39 Проект программы разработал Д. Г. Коновалов, преподаватель греческого языка, интересовавшийся вопросами сектоведения и написавший диссертацию о русском мистическом сектантстве, материал для которой он собирал, занимаясь на медицинском факультете МГУ в нервной и психиатрической клиниках. 40 Диссертация, защищенная в Совете МДА 24 октября 1908 г., не была утверждена ректором и опротестована московским митрополитом в Синоде. Синод поручил архи- еп. Антонию (Храповицкому) дать отзыв о диссертации Коновалова. Поскольку рецензия была отрицательной, то Св. Синод не утвердил Коновалова Д. Г. в должности преподавателя сектоведения в МДА, и кафедра так и не была открыта, а Д. Г. Коновалов, согласно решению Синода от 14.08.1909 г., был уволен из МДА «за неправославный образ мыслей» в магистерской диссертации. 41 В начале XX в. в семинариях сектоведение продолжало преподаваться в курсе истории и обличения старообрядчества и сектантства. Предмет «История и обличение старообрядчества и сектантства», равно как и «Обличительное богословие», согласно Уставу духовных семинарий вел один преподаватель, и на их изучение отводилось 7 уроков. 42 В 1908 г. по указанию Святейшего Синода была проведена ревизия духовных академий, и после отчетов ревизоров Синод принял решение переработать Уставы и пересмотреть штаты академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

В мае 1922 г. Н. Н. и А. В. Глубоковские покинули Финляндию. О своих дальнейших планах Николай Никанорович писал митрополиту Антонию (Храповицкому) в Сремски Карловци: «Мало у меня надежды устроиться в Белграде, ибо 1) мне желательно взять новый завет и 2) найти помещение с пансионом (без чего мы сами не справимся и погибнем), а не видно, чтобы все это оказалось. Но есть путь и в Прагу: не знаете ли об условиях жизни и работы там? Буду благодарен за сведения». Глубоковские направились сначала в Берлин в надежде на помощь знакомых и расположенных к Николаю Никаноровичу иностранцев – профессоров А. фон Гарнака и Н. Бонвеча. Однако, по свидетельству самого Глубоковского, после революции те лишились своего «прежнего административного влияния, чтобы доставить беженцу некоторое занятие и обеспечение» 2902 . Из Берлина (где Глубоковские провели около трех недель) 22 мая Николай Никанорович сообщал в Киев епископу Василию (Богдашевскому) : «...пробираюсь пока в Прагу, имея намерение водвориться в Белграде. Судит ли Бог, – не знаю. Молитесь! Тяжело нам двум беспомощным и больным. Писал я многократно Вам из Финляндии, но видимо письма не доходили. Остановились у о. Тихона, много беседуем и со слезами читаем Ваши послания» 2903 . Бывший инспектор КДА архимандрит Тихон (Лященко) покинул Россию еще в 1919 г., некоторое время служил настоятелем посольской церкви в Софии, а весной 1921 г. по приглашению монархистов перебрался в Берлин также настоятелем бывшей посольской церкви на Unter den Linden, 7 (квартира о. Лященко находилась в соседнем доме) 2904 . К 15 июня 1922 г. Глубоковские добрались до Праги. Еще во время пребывания в Финляндии Глубоковский был избран (27/14 октября 1921 г. при участии профессоров Η. Φ. Ястребова и И. И. Лаппо) членом «Учебной коллегии по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике» 2905 . В Праге Глубоковский переписал свою речь о Б. А. Тураеве (прочитанную в 40-й день по его кончине, 31/18 августа 1920 г.), указав в примечании: «Просим иметь в виду и помнить, что это – голос «с того света», где и говорят совсем по-иному» 2906 . Оказавшись в Праге «без всякого регулярного и обязательного дела» 2907 , Глубоковский не задержался надолго в чехословацкой столице и, «увлекшись проклятым славянофильством» 2908 (по собственному признанию), направился в Сербию, куда супруги прибыли 3 августа 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010