п. Следовательно, правда и милость действуют каждая сама по себе, не сталкиваясь, не ограничиваясь взаимно, но в некоторой гармонии, уступая место действию, при известном условии, одна другой. Иначе, какой бы был смысл говорить в Откровении о правде и милости, если бы эти понятия были синонимичны, и правда переходила в милость? И Христос, говоря, что фарисеи оставили вящее закона – суд и милость, и веру, если под судом разуметь правду, имеет в виду не только защиту обиженных, но и наказание виновных, как это видно из Мф.5:21–22 ; а еще грандиознее это выражаете св. ап. Павел в Рим.1:18; 2:1–16 и др.; 1Кор.3:16–17 ; Ис.11:3–4 . Точно такое же соотношение мы видим и в псалме 84, откуда взяты: «милость и истина сретостася»... Вспоминая недавнюю историю плена и возвращения из него израильтян, псалмоп. говорит: «Господи, Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иаковль, простил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». Созерцая современное написанию псалма печальное состояние народа, псалмопевец просит Бога: «возстанови нас, Боже спасение нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?.. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам». В духовном восхищении он говорит: «послушаю, что скажет Господь Бог ? Он скажет мир народу Своему и избранным Своим». Однако, эта милость не безусловна, а обусловливается правдою, ожидающею покаяния, «да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава на земли нашей». И вот, только при таком сочетании покаяния и прощения с дальнейшими милостями, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». Значит, последние слова не вырываются схоластиками, а находятся в полном соответствии с контекстом всего псалма, являясь своего рода выводом из предшествующего. С этим гармонируют и последние слова: «истина возникнет из земли» – первое условие со стороны человеческой – покаяние, возвращение к Богу, на истинный путь, «и правда приникнет с небес» – второе условие – правда Божия снимает вину, и тогда уже будет действовать милость: «и Господь даст благо и земля наша даст плод свой». А все-таки «Правда пред Ним (милостию) пройдет и поставит на путь стопы своя». Посему, и прор. Исаия, засвидетельствовав о грядущем гневе Божием на Евреев, говорит: «тогда суд водворится в этой пустыне… и делом Правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность на веки ( Ис.32:16–17 ). «Когда суды Твои совершаются на земли; тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать на земле правых и не будет взирать на величие Господа» ( Ис.26:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

противопоставлял бы им Невидимого Христа, сидящего одесную Бога. У евреев в храме приносились ежедневные жертвы на неугасимом огне жертвенника, а в праздники – многочисленные целодневные, а ап. Павел стал бы пред ними хвалиться величием с внешней стороны таинственного вкушения под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовых? Неужели этим было бы убедительно доказываемо евреям превосходство с внешней стороны христианского богослужения пред ветхозаветным? Не наоборот ли? Вообще-то св. ап. Павел не говорил о внешнем величии христианской религии, какого тогда и не было, а всегда говорил о любви Божией, проявившейся в послании в мир Своего Сына, как Искупителя и о величии искупительного дела, совершенного Христом для спасения всего мира. И в послании к Евреям не отрицает значимости ветхозаветного жертвенного богослужения, но значимости только до Христа, как подготовительного к Нему богоугодного средства. Мне неловко было бы приводить в сем письме к Вашему Высокопреосвященству свидетельство самого св. ап. Павла по рассматриваемому здесь вопросу, если бы книга иером. Тарасия не была рассылаема под Вашим авторитетным именем, поставленным под предисловием в книге. Но в виду этого и решаюсь привести целиком, хотя в некоторой части его, ибо послание все говорит против иером. Тарасия. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих (с ними). Иначе перестали бы приносить (их), потому что, приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему, Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне исполнить волю Твою Боже» ( Пс.39:7–9 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Прощение Богом грехов человечества во Христе чрез смерть Его имеет такую таинственную связь с людьми, что в нем весь род человеческий отчасти уже имеет и получил истинное боговедение. ( Евр.8:8–12 ). Таинственное спасительное восприятие Христом в смерти Своей всего человечества и всего мира приходит и придет в действительность. «В иррациональной области?» Если Вы разумеете здесь область сверхчувственную, непостижимую для человеческого разума, сферу Божественного бытия, то я это именно и утверждаю, утверждаю на основании Слова Божия: «Вы (иудеи) от Святого и Праведного отреклись. Начальника жизни убили, Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Впрочем, я знаю, братие, что вы, как и начальники Ваши, сделали это по неведению. Бог же, как предопределил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян.3:13–18 ). «Проповедуем Премудрость Божию, тайную, сокровенную, Которую предназначил Бог прежде век к славе нашей, Которой никто из князей века сего не познал: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа Славы» ( 1Кор.2:4–8 ). Если по ап. Павлу, Христос приобрел (уже) Искупление всех Своею Кровлю, а мир, распявший Его, и не ведал того, то ясно, что Искупление совершилось независимо от людей (конечно, нельзя считать за положительное участие их в Искуплении бессознательное содействие тому распятием Христа) в области Божественной, хотя искупительный акт и состоялся на земле: смерть Христова была умилостивительною жертвою Богу за грехи людей, и Бог в ней простил людям грехи. Вновь открылся путь к вечной жизни. Я хорошо знаю, для кого и почему проповедь ап. Павла о распятом Христе представлялась юродством, даже буйством; но когда я Вам писал: «что кажется для человеческого разума юродством, то произошло в силу гармонического пребывания в Боге Правды и Любви, то имел в виду тех богословов, которым проявление в смерти Христа гармонического соединения Правды и Любви представляется юродством, неразумием. Вы сводите Искупление к Возрождению, а ап. Павел и другие апостолы смотрят, что Искупление, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Тут становятся понятными вышеприведенные слова Христа, как и: «один сеет, а другой жнет. Я посылаю Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а Вы вошли в труд их» ( Ин.4:27–28 ). Если японцы говорят, пишете Вы: «христиане проповедуют самого несправедливого и жестокого Бога, Который разгневался на глупого Адама за пустяк; потом через 5000 л. послал Своего неповинного Сына и успокоился», то это ничего, ибо они язычники, а сила креста постигается верою во Христа. Ведь известно, что и Цельс язычник – философ 2 в. издевался над этим догматом; а еще раньше его, современники св. ап. Павла, языческие мудрецы, искавшие в проповеди Апостола мудрости. «А мы проповедуем Христа распята», говорит ап., «для иудеев – соблазн, для эллинов безумие. Для самих призванных иудеев и эллинов Христа, Божию силу и Божию Премудрость, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – Сила Божия» ( 1Кор.1:18–24 ). А как понять, что христиане соблазняются крестом Христовым, об исключительной важности которого говорит ап.: «Я рассудил быть у вас ничего не знающим, кроме Иисуса Христа и притом распятого» ( 1Кор.2:3 )? «Первое мое размышление о спасительной силе Христовых страстей, пишете Вы, было помещено в Церковном Вестнике за 1888 г., и его более всех хвалил авторитетный проф. Болотов, а в 1908 г. – еп. Сильвестр, бывший ректор Киев. Ак., помнивший 20 л. ту статью. У него в пяти томах нет ни о сатисфакции, ни о заслугах». Я лично этой Вашей статьи не читал и теперь, за невозможностью достать ее, к сожалению, не могу ознакомиться с нею (между прочим: в 1887 г. Вы говорили в 4 нед. В. Поста в Казанск. Соборе проповедь , в которой вот что есть: «Христос принял на Себя естество человеческое, и затем, не сотворив Сам ни единого греха, благоволил взять на Себя вину всего человечества и страшными муками душевными и телесными, такими муками, в которые сложились все вины, все грехи всех людей, начиная с самых лютых грешников. Он удовлетворил правду Божию, искупил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, примирив его с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Усвоение Искупления, следовательно, возможно только в Распятом и Воскресшем Христе. Поэтому св. Ап. Павел, всегда полагавший в основу своей проповеди эти два догмата, говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, Которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:10–16 ). Усвоение Искупления совершается Духом Святым, Который скрепляет свободно отдающегося Ему человека с Источником Искупления, Христом, чрез покаяние и крещение: в первом – свободным сознанием разрывается связь с грехами; во втором, чрез веру во Христа, Искупителя, приемлется прощение грехов и сила для изгнания всякой скверны, т. е. следствий грехов из существа человека. «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои», сказал Анания Савлу ( Деян.22:16 ). «Покайтеся и пусть крестится каждый из Вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получит дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). «Спасайтесь от рода сего развращенного» (40 ст.). Покаяние – это такой духовный процесс, которым, через ненависть ко грехам, изгоняется греховная скверна, уничтожается в христианине склонность ко грехам, – процесс, действующий в нем до тех пор, пока он, живя во Христе, силою Духа Святого не освободится совсем от следствий греха и не явится оправданным, т. е. восстановленным в первобытной праведности и, в миру ее, в святости. Здесь совершается в каждом христианине в соответствующей духовному росту мере два тех же акта, какие были и во Христе: умирание для греха в себе и в меру этого умирания воскресение во Христе. Усвоение Искупления здесь достигается постоянным подвигом борьбы с наклонностью ко грехам: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном, ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге... умертвите земные члены Ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение...» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Хотя вы и говорите, что привели в брошюре 101 место из Слова Божия, но ведь в таком смысле можно в несколько раз больше привести и все же ни в одном из них нельзя будет найти подтверждения Вашего личного мнения. Отвергнув церковное учение об Искуплении Кровью Христа, Вы потому в письмах своих не говорите ни о грехах человеческих, как актах нарушения воли Божией, ни о прощении их во Христе, данном Богом в смерти Его, о чем более всего говорится в Слове Божием. А между тем мы совершаем Евхаристию, ту же Голгофскую жертву, и приобщаемся Ее во оставление грехов, в Которой черпают силу, имея Ее источником, все таинства и вся жизнь христианская. Вы пишете, что моя основная ошибка во всех рассуждениях о богословии заключается в том, что я «apriori» решил себе, что Искупление есть действие, происшедшее однажды, и моментально, и притом вне душ спасаемых людей, да притом в области иррациональной». «Действие, происшедшее однажды»? Да это верно, но это не мое личное утверждение, а св. Ап. Павла, как я Вам и писал раньше. «Христос не с кровию козлов и тельцов, но с Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное Искупление» ( Евр.9:12 ). «Христос вошел... в самое небо, чтобы предстать за нас пред Лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как Первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровию: иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же, однажды, к концу веков явился для уничтожения греха Своею Кровию». «Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится (не для очищения) греха, а для ожидающих Его во спасение ( Евр.9:24–28 ). «Моментально»? Если понимать это слово в том смысле, что все Искупление совершилось одним моментом, не имевшим никакой органической связи с предыдущими, то я о таком Искуплении Вам не писал. Я Вам говорил, что подготовлявшееся Богом со времени грехопадения людей, оно началось воплощением Христа, продолжалось всею Его земною жизнью и завершилось смертью, которая имеет в искупительном деле такое полноценное значение, что, только входя в нее, все предшествовавшее акты получают свою искупительную цену, ибо только в смерти Христа Бог Отец простил грехи, для чего и явился Сын Божий на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что касается трех представленных мест из св. Писания – Ин.17:19–21, 14:20 ; Флп.3:12 , то в них нельзя найти никакого основания для Вашего понимания Искупления Христова как о состраждущей любви Его. Здесь говорится о плодах усвоения искупительного дела, о единения верующих во Христа с Богом, но не о сущности Искупления. А может ли быть такое единение, если Искупление состоит только в сострадании Христа грешникам, а не в принятии Им на Себя их вины пред Богом. Конечно, нет, ибо, если бы даже при помощи сострадательной любви Христовой человек препобеждал в себе всякую греховность, что невозможно ( 1Ин.1:8 ), то все же оставалась бы еще непобежденною вина пред Богом, грех пред Ним, как факт, уже независимый от человека, который пред Правдою Божией, находящейся в совершеннейшей гармонии с Любовью Его, стал бы преградою к единению. Это единение сделалось возможным только после смерти в Воскресшем Христе. Посему-то Спаситель, молясь о будущем соединении с Собою и Отцом всех верующих, прежде говорит о принесении Себя в жертву («за них Аз свящу Себе») как необходимом для такого единения. На это-то стремление к единению с Богом во Христе, как на главнейшую цель своей жизни и указывает в приведенном Вами месте Св. Ап. Павел ( Флп.3:12 ). Но оно достигается, как он говорит несколько выше, познанием Христа, силы воскресения Его, участия в Его страданиях, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (вечной жизни) ( Флп.3:9–11 ). Я изложил по поводу Вашего понимания сущности Искупления пока почти отвлеченные соображения. А теперь разрешите представить здесь, хотя некоторые, но выразительные свидетельства Слова Божия о сущности Искупления в том смысле, который кажется Вам только школьным и неверным. Из Ветхого Завета сошлюсь только на 53 гл. Пр. Исаии, на которой и Вы хотите обосновать свое понимание Искупления, для какового я не вижу здесь никакой точки опоры. Правда, Христос здесь называется «мужем скорбей, изведавшим болезни» (3), но сущность вся в том, что Он изъявлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши; что Господь возложил на Него грехи всех нас (6), но Он добровольно их понес (7), что Он за преступления народа потерпел казнь (смерть), будучи Сам безгрешен (9–9). Смерть Христа с предшествовавшими ей страданиями здесь названа жертвою умилостивительною, только после которой Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (10), т. е. Бог чрез Него будет приводить людей к Себе для вечной жизни, ибо у Бога одна благая воля – спасти всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Я стал как человек без силы между мертвыми брошенный, как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь, и которые от руки Твоея отринуты... Разве над мертвыми ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут славить Тебя? Или во гробе будет возвещена милость Твоя на месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою?» ( Пс.87:5–13 ). Правда, Адам не тотчас по вкушении умирает, но не умирает потому, что грех его исходил не из существа его духа, а вошел в него со стороны, по искушению от диавола; поэтому, грех не извратил существа природы человека, он явился в ней только чужеродным началом, тираническою властью ( Рим.7:8–23 ), однако, не изгладившею в ней богоподобного стремления, вследствие чего она осталась еще способною, при известных условиях, воспринимать известного рода Божию благодать; поэтому, фактическое выявление клятвы за грех – смерть, на некоторое время отдалялась, но именно только отдалялась, ибо она была неизбежна по непреложности Правды Божией. Уже при жизни прародителей мы видим обнаружение двусторонности их греха. Нет оснований отрицать раскаяния прародителей во грехе, ненависти к нему. А Авеля Сам Христос называет праведником ( Мф.23:35 ). Если бы грех Адама ограничивался только личным греховным актом, внутреннею их скверною, склонностью ко греху, то подвергшись праведной клятве, т. е. смерти на земле, они, как праведники, искупившие и покаянною жизнью и смертью свою вину, должны были бы тотчас после своей смерти воскреснуть. Но они подвергаются совершенной клятве, т. е. тлению телесному и духовной смерти, сойдя в ад, в полную власть диавола, где уже прекращалось всякое благодатное воздействие со стороны Бога, и, обратно, человек совершенно обрывал связь с Источником благодатной жизни, Богом. «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада сшел еси ищай» (Вел. суб. ст.1, 25 ст.). Полный разрыв человека грешника с Богом, прекращение всякого благодатного общения первого с последним есть уже следствие первой стороны греха, беспредельной вины человека пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Здесь, в Сремских Карловцах, нашли отголосок трагические события, произошедшие почти сто лет назад в России и приведшие к братоубийственной междоусобной войне и к разделению в Русской Православной Церкви. Сейчас эти события стали достоянием истории. Мы не перестаем благодарить Бога за Его милость, явленную в восстановлении в 2007 году канонического единства внутри нашей Церкви. И мы никогда не забудем подвига деятельной христианской любви и теплого гостеприимства со стороны Сербской Православной Церкви, которая и в наши дни была среди тех, кто горячо приветствовал и поддерживал процесс воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, способствуя успеху этого исторического начинания. Открываемая ныне мемориальная доска, изготовленная заботами российского Фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного, является не только данью памяти митрополиту Антонию, но и памятником братской любви, на протяжении многих веков объединяющей Русскую и Сербскую Православные Церкви. Вечная и благая память богомудрым Архиепископам Печским, Митрополитам Белградо-Карловацким и Святейшим Патриархам Сербским Димитрию и Варнаве! Вечная и благая память Высокопреосвященнейшему митрополиту Антонию! Низкий поклон Преосвященному епископу Сремскому Василию, жителям Сремских Карловцев и всем чадам Святейшей Сербской Православной Церкви за явленную ими искреннюю любовь к братьям из России!» Инициатором установки в Сремских Карловцах мемориальной доски в честь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого) выступил Фонд святого апостола Андрея Первозванного.  Мемориальная доска изготовлена по проекту известного белградского скульптора Златко Кузмановича, который выполнил барельефное изображение митрополита Антония (Храповицкого) с портрета, принадлежащего кисти русского художника-эмигранта Г.И. Гринкевича-Судника. Надпись на мемориальной доске гласит: «Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17(29) марта 1863 — 28 июля (10 августа) 1936».

http://patriarchia.ru/db/text/3841757.ht...

Февраль-июнь . «Блокада» имяславцев на Афоне: лишение почты, подвоза продовольствия, денежных переводов, посылок. Изгнанный игумен Иероним поселился на Корее и «озаботился, прежде всего, о том, чтобы обширная корреспонденция скита не перешла в руки мятежников, насильственно завладевших властью, и просил Высшее русское правительство приостановить доставку на Афон в св. Андреевский скит писем, пакетов и посылок всякого рода, временно» 1749 . Длилась «блокада» 5 месяцев. Была установлена русским посольством в Константинополе и консульствами. Жалобы на Высочайшее имя не шли далее посольства 1750 . 11 февраля – письмо на Афон архиеп. Антония (Храповицкого) к о. Денасию: «Конечно, зело скорбел об усилии ереси, точнее, шайки сумасшедших, предводимых честолюбивым гусаром, желающим подражать Илиодору и наследующим в скором будущем его участь» 1751 . 7 марта – письмо на Афон архиеп. Антония (Храповицкого) к о. Иерониму: «Булатовича запрещено пускать в Петербург. Булатович без паспорта, где-то скрывается, как говорят, по Петербургу у своих знакомых и прячется. О. Мисаил раскаивается в своём безволии, выразившемся в подписании нелепой бумаги озорников» 1752 . Обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер сообщил иеромонаху Антонию, настоятелю Афонского подворья в СПб., чтобы ему доложили о появлении о. Антония (Булатовича). О. Антоний (Булатович) пришёл на подворье через два дня. Настоятель сообщил ему: « Тебя ищут, чтобы арестовать " 1753 . О. Антонию (Булатовичу) сочувствовали: Великая княгиня Ольга Александровна, кн. Васильчиков (близок Государю, крестный о. Антония), кн. Г.Н. Трубецкой (второй зам. министра Ин. дел, С.Д. Сазонова) 1754 . 7 марта – сенатор, действительный статский советник П.Б. Мансуров прибыл в Андреевский скит. Его встретили как «царского посланца» колокольным звоном. Мансуров держался нейтрально, не осуждая имяславцев и не льстя им. Братия говорила: «Вот бы кому быть судьёй в нашем споре». Жалобы братии на блокаду. Мансуров отвечал, что он приехал по делу об установлении над русскими монастырями на Афоне управления из России, однако пообещал поговорить с послом Бирсом 1755 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010