Новоселов М. А. По поводу Послания Св. Синода. — Голос Москвы, 21.11.1913 269). 1666 Так называется статья Флоренского, написанная в 1922 году. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 252–287. 1667 Голос Москвы, 17.07.1913 164). Об авторстве Флоренского см. примечания игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 573–574. 1668 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 350. 1669 См. письмо Новоселова Флоренскому от 15 июня 1913 г. в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 115. 1670 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 299–333. 1671 Там же. С. 311. 1672 Там же. С. 297. 1673 Там же. 1674 Об этом свидетельствует письмо Булатовича Флоренскому от 19 августа 1914г.:«Ждал, ждал ожидаемых исправлений и, наконец, получил сообщение, что мое гусарское богословие забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано и должно выйти в свет, потому что, хотя и кой–где и пишу не пером, а рублю топором но все-таки вы не откажете этому труду в том, что в нем немало Истинных и светлых Лучей Истины». Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 133. 1675 Письмо Флоренского Булатовичу, написанное после 24 августа 1914г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 295. 1676 О взаимоотношениях между Флоренским и Храповицким см.: Шоломова С.«Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…«К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). Письма архиепископа Антония (Храповицкого). Письма священника Павла Флоренского. — ЖМП б, 1998. С. 67–80. 1677 Письмо священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповиц–кому) от 29 декабря 1915г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 351. 1678 Эти материалы будут рассмотрены нами в Главе XI. 1679

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

После отъезда С.Г. Рункевича на Украину, на следующий день, 19 сентября, в Учебный комитет от владыки Антония (Храповицкого) пришла телеграмма: «Покорно прошу поручить г[осподину] Рункевичу четыре духовных училища епархии. В ревизии насущная потребность» 460 . Отзываясь на просьбу Преосвященного, Учебный комитет 21 сентября поручил С.Г. Рункевичу ревизовать кроме семинарии еще и четыре училища: Житомирское, Кременецкое, Клеванское и Мелецкое 461 . Во время этой командировки с С.Г. Рункевичем случилось неприятное происшествие, едва не стоившее ему жизни. По приезду в Житомир ему была отведена комната в квартире епархиального миссионера архимандрита Митрофана, отсутствовавшего в то время по миссионерским делам. В одной из комнат той же квартиры временно проживал приехавший ранее некий Трифонов, бывший студент духовной академии. Этот молодой человек, в свое время окончив Якутскую духовную семинарию, был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию, из которой, однако, был вскоре отчислен за дурное поведение. В 1909 году он явился к Преосвященному Антонию в Житомир и, так же как и другие приезжавшие студенты, был радушно принят владыкой и помещен в квартире архимандрита Митрофана, находившейся недалеко от архиерейских покоев. С приездом С.Г. Рункевича Трифонов стал обнаруживать в своем поведении какую-то ненормальность. Как-то раз он предложил келейнику архимандрита Митрофана Якову «зарезать синодального чиновника с целью ограбления». Келейник не отнесся к этим словам серьезно, однако посчитал нужным предупредить столичного гостя. Через некоторое время Трифонов явился в квартиру с большим ножом и хотел было наброситься на Рункевича в то время, когда тот надевал пальто. Но к счастью, келейник Яков, подававший пальто Рункевичу, вовремя заметил нападавшего в зеркале и обезоружил его 462 . Трифонова арестовали, и было возбуждено уголовное дело о покушении на убийство. У владыки Антония в связи с происшедшим возникли большие неприятности из Синода за то, что он принимает у себя неизвестно каких людей. Любопытно, что в 1911 году в Петербурге этот же Трифонов совершил покушение и на самого владыку Антония (Храповицкого) , кинувшись на него с ножом, во время совершения владыкой богослужения в церкви Благовещенского синодального подворья. Владыку Антония спасло тогда чудо 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1665. Новоселов М. А. По поводу Послания Св. Синода. — Голос Москвы, 21.11.1913 269). 1666. Так называется статья Флоренского, написанная в 1922 году. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 252–287. 1667. Голос Москвы, 17.07.1913 164). Об авторстве Флоренского см. примечания игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 573–574. 1668. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 350. 1669. См. письмо Новоселова Флоренскому от 15 июня 1913 г. в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 115. 1670. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 299–333. 1671. Там же. С. 311. 1672. Там же. С. 297. 1673. Там же. 1674. Об этом свидетельствует письмо Булатовича Флоренскому от 19 августа 1914г.:«Ждал, ждал ожидаемых исправлений и, наконец, получил сообщение, что мое гусарское богословие забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано и должно выйти в свет, потому что, хотя и кой–где и пишу не пером, а рублю топором но всетаки вы не откажете этому труду в том, что в нем немало Истинных и светлых Лучей Истины». Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 133. 1675. Письмо Флоренского Булатовичу, написанное после 24 августа 1914г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 295. 1676. О взаимоотношениях между Флоренским и Храповицким см.: Шоломова С.«Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…«К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). Письма архиепископа Антония (Храповицкого). Письма священника Павла Флоренского. — ЖМП б, 1998. С. 67–80. 1677. Письмо священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповиц–кому) от 29 декабря 1915г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 351. 1678. Эти материалы будут рассмотрены нами в Главе XI.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Проницательность Распутина поражала всех, кому доводилось с ним общаться. По рассказу дочери Григория Ефимовича Варвары, зафиксированному Н.А. Соколовым в 1919 году, однажды на квартиру Распутина пришла женщина. " Отец, подойдя к ней, сказал: " Ну, давай, что у тебя в правой руке. Я знаю, что у тебя там " . Дама вынула руку из муфты и подала ему револьвер " (7, с. 184). О том, что Распутин был прозорлив, и прозорливость его, данная ему от Бога, руководила его молитвенным подвигом, известно не только от духовно близких ему людей. Убийца Феликс Юсупов свидетельствовал в отчаяньи: " Я занимаюсь оккультизмом давно и могу вас уверить, что такие люди, как Распутин, с такой магнетической силой, являются раз в несколько столетий... Никто Распутина не может заменить, поэтому устранение Распутина будет иметь для революции хорошие последствия " (8, с.532). Возмечтавшие разрушить Трон через " раскачивание общества " враги Царя сосредоточились на очернении Распутина. Была даже созвана особая конференция в 1912 году в Базеле, на которой решено было бросить все силы на дискредитацию сибирского Старца. Воздыхая о тяготах клеветы, Григорий Ефимович пишет митрополиту Антонию (Вадковскому), прекратившему с ним общение: " Все зависит от того, что бываю там у них, Высоких - вот мое страдание " (9, с.268), пишет епископу Антонию (Храповицкому), поверившему в клеветы: " Не обижайтесь. Я вам зла не принесу, а ежели в ваших очах пал, то молитесь, молитесь о грешном Григории, а евреи пусть ругают " (9, с.267). Епископы и митрополиты, в чьих глазах " пал " оклеветанный старец, конечно, не верили, еврейским газетам, но как они могли не поверить епископу Феофану (Быстрову). К нему на исповедь пришла женщина, открывшая епископу " дурное поведение " сибирского старца. Епископ Феофан, и мысли не допускавший о лжи перед крестом и св. Евангелием, поверил исповеднице, и, взяв на себя грех нарушения тайны исповеди, открыл все Императрице и синодальным митрополитам. О. Феофан оказался в руках клеветников, чего прозорливо ожидал Григорий Ефимович: " Пошлют злых людей, а злой язык - хуже беса - не боится ни храма Божия, ни Святого Причащения и все святое нипочем " (9, с.484).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Митр. Антоний считал, что под выражением «чаша сия» (Мф. 26: 39, 42, 44; Мк 14: 36, 39; Лк 22: 42) следует понимать не крестную смерть Спасителя, а Его состояние скорби за грехи человечества, которое и было, согласно владыке Антонию, побудительной причиной гефсиманского моления: «Мы уверены, что тяжкие муки Спасителя в Гефсимании происходили от созерцания греховной жизни и греховной настроенности всех человеческих поколений, начиная с Его тогдашних врагов и предателей, и что слова Господни: " да мимоидет от Меня чаша сия " относятся не к предстоящему Ему распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его, настроению глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род» . Изменение содержания гефсиманского моления Спасителя открывает митр. Антонию возможность перенести «центр тяжести» догмата искупления с Голгофы в Гефсиманию: «Но вот пришла ночь искупления, Господь начал плакать и тужить и изнемогать (Мф. 26, 37) о всех грехах мира» . Для митр. Антония не смерть Христа, но именно Его гефсиманские «страдания сострадающей любви и являются нашим искуплением» . «Сострадающая любовь» – это специальный термин, с помощью которого митр. Антоний пытается устранить все неясности вопросов сотериологии и в первую очередь дать ответ на вопрос: «Почему для нас спасительны Христовы страдания?» Понятие искупления митр. Антоний трактует двояко. В психологическом аспекте искупление – это переживание, это, как процитировано выше, «страдания сострадающей любви» Христа, которые Он пережил в Гефсимании. Другой же аспект искупления носит энергийный характер. Искупление становится действием, возрождающей силой: «Итак, мы устанавливаем ту истину, раскрытую в Божественном откровении и подтверждаемую наблюдениями и опытом, что нравственно возрождающее начало или сила – есть сила сострадающей любви» , и в этом аспекте «искупление есть не иное что, как дарование нам благодатной способности совершать свое спасение» . Божественная сострадающая любовь как возрождающая сила теперь не только воспринимается людьми, но и совершает через них свое спасительное действие, делая их соучастниками этой любви при условии ее свободного принятия: «Спасение, принесенное человечеству Христом, заключается не только в сознательном усвоении первых Христовых истин и Его любви, но и в том, что Своею состраждущею любовию Христос рассекает установленную грехом преграду между людьми и восстановляет первобытное единство естества, получает доступ непосредственно в духовные недра человеческой природы, так что подчинившийся Его воздействию человек не только в своих мыслях, но и в самом характере своем обретает уже новые, не им самим созданные, но полученные от соединившегося с ним Христа расположения, чувства, стремления, а теперь от его свободной воли зависит или вызвать их к жизни, или злобно отвергнуть» .

http://bogoslov.ru/article/3546585

В этих обстоятельствах, начало масштабной серьезной работы по пересмотру русского перевода Библии становилось вполне закономерным; официальным лицом, взявшим на себя инициативу, стал не кто иной, как обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев . В 1892 году в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» он опубликовал пространное программное объявление под названием «Об исправлении русского перевода книг Священного Писания» 710 . В нем он приглашал всех желающих, у кого «есть заметки и поправки к русскому переводу книг Священного Писания», доставить этот свой труд на имя обер-прокурора. Кроме того, он указывает, что сам также «обратился в духовные академии и к некоторым лицам с просьбою – послужить сему делу своею опытностью и знаниями». Отметив неуместность ни спешки, ни затягивания, он предлагает «к своду всех ожидаемых замечаний... приступить не позднее, как чрез два года». Неясно, почему Победоносцев не организовал профессиональную переводческую комиссию, как это делалось прежде; возможно, он не хотел выпускать из рук управление столь важным проектом, допускать в нем демократию. Его запрос ректору МДА архимандриту Антонию (Храповицкому) 711 не содержал предложений об участии в работе над переводом и заключался лишь в просьбе найти и предоставить записи митрополита Филарета, касающиеся работы над синодальным переводом, что и было сделано: самые разнообразные материалы были опубликованы в 1893 году единым изданием под заголовком «Труды митрополита Московского и Коломенского Филарета по переложению Нового Завета на русский язык». Напротив, обращаясь к ректору СПбДА епископу Антонию (Вадковскому) 712 , Победоносцев предложил ему или «образовать... для пересмотра перевода священных книг небольшую комиссию из желающих послужить сему важному делу», или же поручить это «одному из лиц известных» ректору и «к сему делу прилежных». Еп. Антоний выбрал второй вариант, поручив это задание молодому 28-летнему доценту кафедры Священного Писания Нового Завета Н.Н. Глубоковскому . Тот взялся за порученное дело очень ревностно и усердно, о чем свидетельствуют и его дневниковые записи 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

В Сербии откроют памятную доску первому главе Русской Зарубежной Церкви 13 ноября, 2014. Новостная служба Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. 13 ноября. ПРАВМИР. В субботу 15 ноября состоится освящение памятной доски митрополиту Антонию (Храповицкому), установленной на здании Патриаршего дворца в Сремских Карловцах (Сербия). В церемонии, которую проведут иерархи Русской и Сербской православных церквей, примут участие сербские и российские общественные, государственные, религиозные деятели, — сообщает Интерфакс-Религия Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Доска изготовлена из бронзы и представляет собой прямоугольник, в верхней части которого находится портретный барельеф митрополита Антония, а в нижней — надпись на русском и сербском языках: «Первоиерарху Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17 (29) марта 1863 — 28 июня (10 августа) 1936». «О митрополите Антонии (Храповицком) в России, кроме узкого круга специалистов, знают очень немногие. Установка памятной доски может стать поводом для привлечения общественного внимания как в России, так и в Сербии к его личности», — заявили в пресс-службе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 17 октября, 2020 14 мая, 2020 25 декабря, 2019 2 июля, 2019 29 апреля, 2019 19 октября, 2018 16 октября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-serbii-otkroyut-pamy...

Вопрос отношений с Константинопольской Патриархией обсуждался также на втором (22 ноября) и третьем (29 ноября) заседаниях ВВЦУ, где помимо четырех указанных архиереев присутствовал включенный 22 ноября в состав Управления архиепископ Анастасий (Грибановский). В результате митрополиту Антонию (Храповицкому) и епископу Вениамину (Федченкову) было поручено выяснить вопрос о каноническом взаимоотношении с Константинопольской Патриархией и передать Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Прусскому (Пруссийскому) Дорофею письмо главнокомандующего Русской армией по этому вопросу [liii]. Русские иерархи обратились к Местоблюстителю Вселенского Патриархата митрополиту Досифею с просьбой позволить им окормлять русских воинов на землях, находившихся под его попечительством. 2 декабря при личной встрече Владыка Досифей сообщил митрополиту Антонию,что Патриархия, хорошо зная его как ревнителя святых канонов, дает согласие, чтобы русские архиереи окормляли свой народ, оставивший Родину, на канонической территории Вселенского Патриархата. 9084 от 2 декабря (по другим данным от 22 декабря) 1920 г. Константинопольский Синод предоставил русским архиереям определенные полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции (судебные прерогативы при разводах Константинопольская Патриархия сохраняла за собой): «Вы будете озабочены посылкою им иереев, антиминсов, проповедников и всего необходимого, будете посещать их лично, рассеивая увещаниями возникающие сомнения, прекращая распри, будете делать вообще все потребное, что вменяется Церковью и религией в целях утешения и ободрения упомянутых православных русских христиан» . Митрополит Антоний и четыре других архиерея получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания упомянутого населения временную церковную комиссию («Эпитропию») под высшим управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, а также для русских воинов и беженцев, которые живут отдельно от остальных православных по городам и селам, лагерям и особым зданиям» [liv].

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

Через некоторое время Владыка едет к себе на Камчатку. Попадает в самый разгар гражданской войны. По своему деятельному характеру Владыка не может оставаться не у дел. И вот он в правительстве Колчака. Занимает пост начальника информации. Организует из духовных лиц «Полки Иисуса». Приезжает первый в занятый Белой армией город Нижний Тагил. Первым подходит к телу убиенной Великой княгини Елизаветы Федоровны. Потом везет ее тело через всю Сибирь, через Дальний Восток, через Японию в Святую Землю, в Иерусалим. Затем возвращается в Россию — в Крым, занятый войсками Врангеля. Здесь встречается со своей старой знакомой, Императрицей Марией Федоровной. В последние дни белых в Крыму, во время совершения литургии, его торопят: «Поспешите, Владыко, сейчас эвакуация, а Императрица без вас не едет». Он был эвакуирован из Крыма одним из последних вместе с Императрицей Марией Федоровной. В эмиграции столь же бурная деятельность. Он близкий человек Митрополиту Антонию Храповицкому . Он член зарубежного Синода (в Карловцах Сраматских), он ездит по всему миру: он побывал и в Европе, и в Азии, и в Африке, он проникает в самые отдаленные уголки, всюду и везде выступает с докладами, собирает средства на церковное дело. Но главное его место: Маньчжурия. Он имеет пребывание в Харбине. Во время войны он остается со своей паствой. Там застает его советская армия. На первых порах все было хорошо. Патриарх Алексий вступает с ним в общение. Возводит его в сан Митрополита и назначает Дальневосточным экзархом. Он получает аудиенцию у маршала Малиновского. Наконец в 1948 году его вызывают на совещание по случаю празднования автокефалии Русской православной церкви. Однако в Москве на вокзале его встречают отнюдь не духовные лица и везут его также отнюдь не в духовное учреждение — на Лубянку. Ему объявляют, что он арестован. Он в камере. Следствие. Суд Особого совещания. Десять лет лагерей. Его отправляют в Потьму. В места, где была Саровская Пустынь. Здесь он встречается с архиепископом Мануилом; на ежедневной лагерной проверке они стоят рядом.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Но горе нашей Церкви было в том, что в последние 40 лет о необходимости того и другого у нас как будто совсем забыли. Более того, – у нас в это время создалось особое направление, устремившееся всеми способами и средствами расширять институт «ученого» монашества. Началось пострижение, как говорится, направо и налево, без толку и разбору. Часто постригали, совершенно не обращая внимания на подготовленность постригаемого, на чистоту его намерений, не считаясь с его нравственными качествами. Стремились только к тому, чтобы постричь, и не задумывались над тем, что из этого пострига выйдет. Результат такой системы не мог быть иным, как только плачевным. Численно разросшийся институт «ученого» монашества переполнился всевозможными честолюбцами. Кто хоть немного следил за нашей церковной жизнью, тот знает, что своим печальным расцветом такое направление обязано знаменитому во многих и положительных, и отрицательных отношениях Антонию (Храповицкому) , бывшему митрополиту Киевскому. Обогативший нашу богословскую литературу многими ценными исследованиями, в то же время высказавший немало положений, с которыми не могут согласиться ни здравая богословская мысль, ни верующее сердце, митрополит Антоний давным давно усвоил положение, что «самый худший чернец лучше самого лучшего бельца», и что «пострижение в монашество – таинство, творящее сверхчудеса, самое немощное – врачующее и оскудевающее сверх всякой меры – восполняющее». Сделавшись в 1890 г. ректором Академии, когда ему было всего 27 лет, и скорбя об оскудении ученого монашества, он принялся стричь направо и налево, не считаясь ни с возрастом, ни с дарованиями, ни с настроением, ни с прошлым, ни с настоящим студента. Скороспелость пострижении часто давала о себе знать. Постриженники Антония, студенты Казанской духовной академии: монах Пахомий, увлекшись подвигом умерщвления плоти, выжег себе на свечке глаза; талантливый иеромонах Тарасий, отчаявшись, покончил самоубийством; некоторые сняли сан и монашество; другие, не снимая того и другого, распоясались вовсю, оправдывая свои похождения разными софизмами, вроде: это не блуд, а удовлетворение плоти; монаху нельзя любить, ибо это было бы изменой Богу; удовлетворять же плоть – это естественная потребность и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010