Пуло Иван Елизарьев, дьяк, 1559 г. [см. Овечкин] Пуло, пул – медная монета небольшой ценности Пуляй, Пуляевы : Иван Васильевич Пуляй Свиязев [см. Свиязевы], 1498 г., Новгород; Осип Домашнего [см. Домашний] Пуляев. помещик, 1594 г., Новгород Пунин Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Пуня – небольшая летняя постройка, служившая как баня Пунко : кн. Иван Андреевич Телятевский [см. Телятевские], 1508 г. Пуной, пунко – мелкая пташка, сосновка или зимний подорожничек, стренатка (Даль) Пупок , крестьянин, XVI в., Новгород; Иван Семенович Пупок Колычев [см. Колыч], первая половина XVI в. Пупынин Ждан [см. Ждан], подьячий, 1600 г., Новгород Пупыш , несколько лиц в Новгороде, XVI в.; Пятый Пупышев, крестьянин, 1624 г., Соль Вычегодская Пурганов Кирман Евстафьев, крестьянин, 1615 г., Важская область Пургосов Воин Тимофеевич, помещик, 1587 г., Тула; Пургосовы, вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд Ср. в летописях Пургас – мордовский князь, 1228 г. 71 Пурдыло ( Пурдыш ) Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Пурнев Дема Родионович, помещик, 1495 г., Новгород Пурыш Иван Иванович Татищев [см. Татище] Пурыш – курыш, индюк Пустило ( Путило ), Пустиловы ( Путиловы ): Пустило Нечаев Мичурин [см. Нечай, Мичура], 1570 г., Бежецк; Иван Иванович Путило Козлов [см. Козел]; Путиловы, несколько родов, XV–XVI вв., Новгород и Ярославль [см. Коротень, Корчемка, Непогодье, Угрим, Чурыгин] Пустин Мурат [см. Мурат], крестьянин, 1611 г., Новгород Пустобояров : Пятый, царский сытник, 1573 г.; Дружина [см. Дружина], стряпчий Сытного дворца, 1620 г., Дмитров Пустой Жабин [см. Жабин], помещик, перед 1592 г., Арзамас Пусторосль, Пусторослевы : Пусторосль Алексеевич Буру нов Сорокоумов-Глебов [см. Бурун, Сорокоум], начало XVI в.; Федор Михайлович Пусторосль Бороздин [см. Борозда], начало XVI в.; от него – Пусторослевы Пустоселов Дмитрий, еретик, сожженный в 1505 г., Новгород Пустоха, Пустошка, Пустошкины : Василий Григорьевич Пустоха Аничков [см. Аничковы], конец XV в.; Пустохины и Пустошкины, помещики с конца XV в. и позже, Новгород [см. Пир, Чехол]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Социалист-революционер Пётр Рутенберг /Wikimedia Commons/СС BY 2.0 «С первого дня петербургской забастовки перед 9 января 1905 г. видно было, что дело не ограничится одним принятием назад на работу рассчитанных с Путиловского завода четырех рабочих. Я внимательно стал следить за стачкой и руководителем ее Гапоном. Незадолго до 9 января 1905 г. я ушел с Н-ского завода, где заведывал одной из мастерских. Отношения мои с рабочими были хорошие, и во время стачки они предложили мне посещать их собрания. 5 января они познакомили меня с Гапоном. Это было в тот вечер, когда, после бесплодных хождений и хлопот по разным власть имущим лицам, Гапон произнес свою знаменитую речь в Нарвском отделе " Союза русских фабрично-заводских рабочих " . — Товарищи. Мы ходили к Смирнову (Директор забастовавшего тогда Путиловского завода), ничего не добились. Ходили в правление, ничего не добились. К градоначальнику — тоже ничего. К министрам — тоже ничего. Так пойдем, товарищи, к самому царю, — говорил Гапон рабочим. — Пойдем, — отвечала многотысячная толпа, увлеченная простотой логики своего " заступника " " батюшки " . — И если надо будет, головы сложим, но своего добьемся... — продолжал Гапон. — Сложим... добьемся.... «Восьмого января войскам роздали боевые патроны. Они заняли все опасные для правительства пункты Петербурга. Отрезали окраины от центра города. Гапона я мог увидеть только 9-го утром. Я застал его среди нескольких рабочих, бледного, растерянного. — Есть у вас, батюшка, какой-нибудь практический план? — спросил я. Ничего не оказалось. — Войска ведь будут стрелять. — Нет, не думаю, — ответил Гапон надтреснутым, растерянным голосом. Я вынул бывший у меня в кармане план Петербурга с приготовленными заранее отметками. Предложил наиболее подходящий, по-моему, путь для процессии. Если бы войска стреляли, забаррикадировать улицы, взять из ближайших оружейных магазинов оружие и прорваться во что бы то ни стало к Зимнему дворцу. Это было принято. Пошли в ближайшую часовню и принесли хоругви и кресты. (Рутенберг лукавит: приход категорически воспротивился выдаче икон и хоругвей, и был ограблен дружинниками Гапона, Об этом есть отдельные воспоминания, - ВГ.) ...Во дворе «Собрания» собралось уже много народу. Ко мне стали обращаться за распоряжениями. Группа рабочих спросила, что хоругви-де имеются, так не взять ли и царские портреты. Я осторожно отсоветовал. Предстоявшая бойня казалась настолько бессмысленной, не соответствовавшей интересам правительства, что я опасался возможной патриотической манифестации. Не мне же ей содействовать.

http://foma.ru/gapon-i-gaponovshhina-kak...

1) открытие общины дозволить; 2) в общине сей быть тому числу сестер, какое она может содержать собственными средствами; 3) быть сей общине вне штата, для отвращения от казны издержек на ее содержание и 4) общине сей состоять в ведении Епархиального Начальства под наблюдением местного благочинного и поставить ее, согласно мнению гражданского начальства, на земле, пожертвованной г-жей Путиловой. Его Преосвященство, утвердив это постановление Консистории, рапортом от 14 мая 1845 года за 2579 ходатайствовал пред Св. Синодом об утверждении, по прошению Овсянниковой, женской общины. Святейший Правительствующий Синод по сему делу 19 июля 1847 года определил: 1) Бузулукскую женскую общину, приняв под покровительство духовного и гражданского начальства, оставить на настоящем месте ее поселения (в г. Бузулуке) и при тех же способах содержания, какие она имеет; 2) предоставить Обер-прокурору Св. Синода доложить о таковом определении Государю Императору и просить на оное Всемилостивейшего соизволения; 3) вместе с сим поручить ему же, г. Обер-прокурору, испросить Высочайшего разрешения на укрепление в собственность сей общины законными актами пожертвованных ей от граждан г. Бузулука, от Овсянниковой и Путиловой земель. ...По представлении Обер-прокурором сего постановления Св. Синода на Высочайшее утверждение, Государь Император во 2-й день августа 1847 года Высочайше утвердить его соизволил. Сообщая о сем радостном событии для Бузулукской женской общины, Св. Синод указом от 18 августа за 9050, на имя Его Преосвященства предписал: 1) Бузулукскую женскую общину принять в полное Епархиальное ведомство на таковом же основании, на каком заведываются все женские общины, и сделать по ней надлежащие в сем отношении распоряжения, сообщив в то же время положение о ней к сведению и Оренбургскому Губернатору; 2) озаботиться составлением, для управления сею общиною, приличных настоящему ее положению правил, сообразуясь в начертании оных с преподанными для бывшей Московской Богородицкой женской общины, – за исключением некоторых относящихся к местности оной, – правилами и, по составлении таковых, представить оные на утверждение Святейшему Синоду;

http://sobory.ru/article/?object=40323

В первом же абзаце говорится о «чувстве внутреннего неприятия, возникшем при просмотре», далее в тексте статьи говорится о том, что автору было «обидно и больно». Что может заставить историка, знакомого с принципами научной критики, с первых же строк своей критической заметки основной упор делать на описании своих негативных эмоций? Очевидно, фильм задел самые глубокие убеждения, мировоззренческие ориентиры автора. Как справедливо заметил преподаватель МДА Ю. В. Максимов, говоря о похожей по содержанию рецензии С. Иванова: «Это спор разных мировоззрений. Он был в Византии, он есть и сейчас. И то, что документальный фильм " Гибель империи " вызывает к жизни такие рецензии, лучше всего доказывает, что поднятые им темы актуальны по сей день, а значит, является лучшим ему оправданием и признанием его мировоззренческой состоятельности» . Аналогичными эмоциями в отношении фильма делятся и другие его критики. Так С. Путилов пишет, что от фильма его «просто тошнит» , В. Можегов признался: «...и во мне, пока я все это глядел, закипало нечто» , а В. Новодворская выразила свои эмоции по поводу фильма так: «Фигули им на рогуле» . Чувство «обиды и боли»,  о котором пишет критик, - это эмоции,  но должны же быть у историка научные аргументы? Идеи, высказанные В. В. Бурегой, удивительным образом повторили мысли и замечания, опубликованные ранее либеральными критиками фильма. В этом нетрудно убедиться, просмотрев подборку статей, тщательно собираемых порталом Кредо.ру . Неоригинально само название статьи В. В. Буреги. Критическая статья израильского комментатора портала Кредо.ру Е. Левина называлась  «Византия - невыученные уроки» , напомним, что у В. В. Буреги - «Невыученные уроки: Размышления о фильме отца Тихона (Шевкунова)». Практически идентично другому критику фильма С. Путилову В. В. Бурега построил и последнее предложение своей статьи. С. Путилов: «Урок Византии... архимандрит, к сожалению, все-таки не выучил» . В. В. Бурега: «К сожалению, этот урок мы, похоже, еще не выучили».

http://bogoslov.ru/article/290550

Поводом для этого стало увольнение в декабре 1904 года четырех рабочих Путиловского завода, членов " Собрания " . Когда заводская администрация отказалась удовлетворить ходатайство " Собрания " и Гапона (формально он не занимал в организации никаких постов), Нарвское отделение " Собрания " приняло решение начать забастовку в поддержку товарищей. Однако Гапон до самого последнего момента сохранял надежду, что шествие удастся предотвратить: он хорошо понимал, что революция лишит его и рабочих всего, что удалось добиться в 1904 году. 26 декабря даже произошел конфликт между ним и " штабными " , которые потребовали немедленной подачи петиции во время шествия рабочих. Гапон ответил решительным отказом. Но на следующий день, сломленный, он вынужден уступить. Тем временем движение набирает все большую силу, в забастовку включаются новые заводы (4 января бастовало 15 тысяч человек, 7 января - 105 тысяч). Видя размах происходящего, 4 января Гапон решает не просто примкнуть к " штабным " , но встать во главе всего движения: ведь настоящий лидер " Собрания " все-таки он, рабочие знают и слушают его. В своих мечтах он видит себя вождем народной революции, который приходит к царю, рассказывает ему всю правду, и начинается новая, счастливая жизнь Русской земли; облагодетельствованный народ возносит хвалу своему царю и его советнику, доброму народному заступнику, батюшке Георгию Гапону. Революционеры смотрят на Гапона более реалистично. Они ждали этого момента. Эсер П. Рутенберг, инженер Путиловского завода, уже давно и независимо от " штабных " приставленный своей партией к Гапону, откровенно говорит в эти дни: " Гапон - это пешка и весь вопрос, кто эту пешку двигает " . И " двинуть " решают против царя и его правительства. В целях личной безопасности и под давлением своего дяди Владимира Александровича, командующего Петербургским военным округом, который обещает сделать все для предотвращения беспорядков, государь покидает Петербург. Революционеры знают об этом, но все равно идут на Дворцовую площадь и ведут за собой народ. Чтобы разгорелось пламя революции, должна пролиться кровь трудящихся.

http://foma.ru/tragediya-svyashhennika-g...

Феодора привести в пристанище благотишнее! Прости Господа ради, что адрес к о. Пафнутию забыл приложить в письме к вам. Но теперь прилагаю, но многосложное и достопонятное; при верной оказии перешли оное к нам обратно. – А что вы упоминаете о о. Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Сие мы, яко человеки, по человечеству и рассуждаем, но Премилосердый Господь, яко истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попущая все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением. Вы ему, больному, от нас все сие изъявите и поклонитесь; и брату Борису не поленись поклониться. Сие просим и молим вашу любовь купно с возлюбленным братом о. Харитоном в находящих слабостях и болезнях мудрствовать и терпеть со благодарением. Сократя, пребываем с нашим обычным чувствованием ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии иеросхимонахи Антиох и расслабленный Леонид с прочими единомудренными братиями, униженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей. [Без даты.] Письмо 12 Христос воскресе! Ваше преподобие! Прелюбезнейший о Господе собрат о. И[оанникий]! Усердно желаем тебе здравствовати душевно и телесно и о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися! Приятное ваше писание, пущенное вами с о. Пафнутием, и при оном все означенные пожертвования благодетелей исправно получили. За ваше же благорасположительное старание и благоволение всеусерднейше благодарим, ибо наичувствительнейше успокаиваемся вами. Но мы, ничтожнии, благодарность нашу почитаем за ничто! Всемилостивый же и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию да вознаградит вам Своим человеколюбием и благодатию за все ваши братские любовию наполненные деяния. Касательно ... вашу любовь уведомляю, что наш собрат о. И[зраиль], по надобности настоятеля, отправился в Путилово с лодочником Бурчиным за надгробною плитою, дабы решить четырехлетнюю завязку с домом покойного А-на; при благосприятном же случае мы советовали ему побывать к вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Черты ликов отмечены темно-коричневой нитью, как и отдельные пряди в более светлых волосах Младенца. Белым шелком шиты белки. Одежды и нимбы шиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «городок», «ягодка с одним стежком»). На нимбе Марии, обрамленным снаружи и изнутри золотной рельефной полоской, – рельефный золотой узор в виде вьюнка. В нимбе Младенца – голубое стекло. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложены белые льняные нити, предназначавшиеся под жемчужное низание. По каймам черного бархата, обрамленным с двух сторон золотной «веревочкой» и таким же настилом под жемчуг, белыми же льняными нитями выложен узор в виде гирлянды расположенных в противоположные стороны цветов с отростками, напоминающих человеческие фигурки. В узор включены ромбовидные рельефные серебряные дробнички (всего двадцать восемь штук). Подкладка из малиновой тафты. На ней наверху справа песочного цвета шелком тамбурным швом вышита надпись в одну строку: венедихты путиловы. В верхнем углу пришита желтая хлопчатобумажная ткань с надписью черными чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18971 и пришиты две матерчатые петли. СОХРАННОСТЬ Утраты шелкового шитья в личном и всего жемчуга, что отмечено в акте приема 1931 г. На очелье и плече Богоматери и нимбе Христа остатки ниток, видимо, от утраченных камней. Дробнички помяты. Ткани секутся, на бархате утрачен ворс, имеются прорывы, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография изображения традиционная (см. кат. 11). АТРИБУЦИЯ В. Т. Георгиевский на основании технологических особенностей исполнения и трактовки личного относил пелену к XVI в., отмечая, что лицо и руки Богоматери «очень хорошего и топкого рисунка» 505 . Воздержавшись от более узкой датировки, он, к сожалению, не обратил внимания на подпись на подкладке пелены. Основанием для атрибуции пелены служат художественные и технологические особенности (незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитье, орнамент).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

233 Максима я ещё знал в Москве. Он часто бывал в Никольек. Ед. мон., где у него есть знакомый человек, к которому он обычно являлся в нетрезвом виде. Автор. 234 При этом мы видели, что об отцах Ариминского собора, подписавших Сирмийский символ, Иероним говорил, что они бессознательно оказались в числе еретиков (IV, 82) и приняты были потому, что было известно, что принимаемые не были еретики (IV, 81), Автор. 240 Многотрудное же миссионерское поприще, да ещё в настоящей его обстановке, и совсем не манит академистов... По несколько лет места „епархиальных миссионеров“ остаются в епархиях праздными... 241 „Епархиальные миссионеры“ и из лиц священного сана „освобождаются от обязанностей приходских священников и других служебных по епархиальному ведомству занятий“ (§ 4-й Синодальных „Правил об устр. миссии“... – определ. Св. Син. 25 мая 1888 г. 1116-й см., „Церк. Вед.“ 1888 г. 28. 244 Эта статья написана профессором Боннского университета Dr. König‘oм для журнала „Expository Times“. 247 Хотя в Римской церкви действительно много учений совершенно чуждых древнему христианству, но в этих словах нельзя не видеть крайнего и резкого суждения протестантов. Статья эта заимствована из Английского миссионерского журнала „The Mission World“. 249 23-го января, в воскресенье, высокопреосвященный митрополит Антоний совершил молебствие в церкви Путиловского завода. Перед молебном владыка сказал настоящую речь. 250 БОРИСОГЛБСК. 19 января рабочие борисоглебских железнодорожных мастерских были удивлены внезапным приказанием начальства бросить работы и идти слушать молебен. Сперва рабочие в простоте думали, что молебен служится по случаю какой-либо победы наших войск, но оказалось что-то совсем иное. – Священник Пётр Орлов (наблюдатель церковно-приходских школ в уезде), отслуживши молебен, выступил после него с довольно оригинальной речью, поразившей рабочих и, как кажется, заставившей их сильно призадуматься. – Поговоривши о затруднениях, испытываемых Россией на Дальнем Волоке, упомянув о „волках в овечьих шкурах“, причиняющих всякие неприятности внутри России, сказав несколько слов о петербургских событиях, одним словом вполне добросовестно выполнив всю программу, рекомендованную святейшим синодом, почтенный „пастырь“ Разразился следующей неожиданной тирадой с ещё более неожиданным практическим предложением: „Православные христиане! Мы сделаем подвиг, если будем предавать этих лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покровский приводил более позднее сообщение ген. Марушевского (10 ноября) Духонину: «из тех боевых действий, если их можно назвать боевыми, я вывожу заключение, что здесь на улицах дрались только матросы и вооруженные рабочие, солдаты запасных полков были апатичны и, видимо, кажется, берегли себя и не желали особенно активных выступлений». Солдаты – это крестьяне; матросы же в «классовом» смысле в представлении большевистского марксизма – пролетариат, правда, деклассированный. Но массового участия подлинных рабочих в операциях 25-го отметить нельзя, хотя органами восстания в теории должны были сделаться фабрично-заводские комитеты. Прежде всего утром в день восстания работа на фабриках и заводах не была остановлена. Работа шла, и только в партийных комитетах, – вспоминает рабочий Балтийского судостроительного завода Мартынов, – происходили совещания. В конце концов 235 рабочих с этого завода приняли то или иное участие в боевых действиях. С других заводов – еще меньше. Путиловский завод, имевший якобы 1.500 организованных красногвардейцев, мог фактически выставить лишь отряд в 80 человек, бравший во главе с Сурковым «лобовым ударом» Зимний Дворец. Куда рассеялись 10 тысяч красно гвардейцев, числившихся в одном только Выборгском районе, нам неизвестно. А всего организаторы восстания в своих партийных рапортичках записали 50 г. красногвардейцев. Если бы в распоряжения ВРК, действительно, были все те запасные полки Петербургского гарнизона, которые зачислены руководителями восстания себе в актив, и захват «лобной атакой» Правительства являлся центральным пунктом тщательного в деталях обдуманного плана, вероятно, никакие случайные обстоятельства не помешали бы взять слабо защищаемый Зимний Дворец в ночь на 25-ое или в ранние утренние часы, когда фактически началось выполнение «сложного» стратегического маневра окружения правительственного центра 123 . Н самом деле только в 4 ч. 80 м. дня началось это окружение – тогда именно, когда в Петербург прибыли уже испытанные в июльские дни «5.000» кронштадтцев и матросы Балтийского флота из Гельсингфорса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

«Вологодский вёл самолично на Дальнем Востоке переговоры с Хорватом; генерал же Хорват, партизан, облечённый единоличной властью с 1918 г., в согласии с крупным металлопромышленником Путиловым, покровительствовал кандидатуре адмирала Колчака: и вот мы узнаём, что последний прибыл в Омск и назначен там военным министром». «Разумеется, у нас в это время не было ключа к этой тайне: но если подумать о том, что адмирал тотчас после переворота взял в председатели Совета министров этого самого Вологодского, то тогда уже легко воспроизвести соглашения, заключённые на Дальнем Востоке, и понять причину обструкции, оказанной Директории. Роль Вологодского, одновременно члена Директории, председателя Омского правительства, кандидата в председатели совета у адмирала Колчака, свидетельствует об особом старании de miser sur tous les tableaux (ставка на все номера) и о тонкости, которую некоторые сочтут чрезмерной» [«М. S1.», 1925, II, р. 251] 602 . Итак, один из неоспоримо честных людей – «нечто среднее между методистским священником и плимутским монахом» (Уорд) – был чуть ли не творцом ночного захвата членов Директории! Русские источники более, конечно, осторожны и менее категоричны, чем эти безответственные суждения. Они, в сущности, повторяют версию, данную Авксентьевым в интервью токийскому корреспонденту «New-York-Herold» – Герм. Бернштейну 603 . В интервью, характер которого, вероятно, следует объяснить естественной тогда нервозностью Авксентьева 604 , было сказано: «Всё дело сделано с ведома Вологодского, Старынкевича, Михайлова, Гинса 605 , Тельберга и, конечно, Колчака, который спокойно вернулся с фронта в день (?) нашего ареста». «Переворот был разыгран дружно, как по нотам, – повторяет уже Святицкий, – и несомненно, что Вологодский, Колчак, И. Михайлов, Ключников и др. столпы реакции знали о готовящемся coup d’etat и сами готовились к нему» [с. 95] 606 . Тот же перепев с некоторыми модуляциями даёт и бар. Будберг, впрочем оговаривающийся, что у него «не было времени для того, чтобы заняться подробным исследованием причин, вызвавших ноябрьский переворот». «По-видимому, – заносит он в свой дневник после оставления поста военного министра, – главной причиной было желание известной группы лиц попасть к власти, свернув голову Директории; представителями этой группы и явилась затем михайловская пятёрка, выдвинувшая адмирала на пост Верх. правителя и составившая затем его Верховный Совет, форменную олигархию, узурпировавшую de facto всю власть. Громкое и чистое от грязи имя адмирала было нужно для прикрытия всей этой специфически омской махинации; несомненно, что, выдвигая адмирала, пятёрка знала, что в его лице она получит очень мягкое и послушное орудие для осуществления своих планов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010