Письмо 74 Ваше Преподобие! Боголюбивейший Отец Моисей! Приятнейшие ваши строки, при казенном пакете приложенные, и самое доставление онаго было для нас новым свидетельством той христианской любви и того искреннего и прямодушного благорасположения, под покровом которых мы жили в вашей Богоспасаемой обители. Не нужно в пространных словах изъяснять пред Вами нашу благодарность; ваше собственное сердце может вас уверить гораздо лучше всяких слов. При помощи ваших молитв окончили мы наше путешествие благополучно, больный с Троицкой Лавры стал ходить, а на место приехал почти здоровым. Просим покорнейше засвидетельствовать наше искреннейшее почтение о. Антонию и благодарность за его любовь. Сделайте одолжение, скажите наш усерднейший поклон скитским о. Леониду и о. Гавриилу,– также много пособлявшему нам с вашего благословения в келейных потребностях, о. Митрофану. И наконец,– препоручая себя вашим молитвам и желая вам всех благ, с сердечною преданностию и почтением, честь имеем пребыть Вашими покорнейшими слугами Дмитрий Брянчанинов и Михаил Чихачев Октября 26 дня 1829 г. Письмо 75 Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Моисей! Странствующий брат Демутье сказывал мне от Вас поклон. Весьма Вас благодарю и весьма рад, что как Вы, так и прочие старцы благополучны и здоровы. Вам известно, что живущий в Оптииском Ските рясофорный Монах Иоанн единственно ради меня у вас остался, что имел я к нему особенную любовь, равно и он ко мне. И потому прошу Вас убедительно отпустить чадо мое ко мне, отпустите его с миром! Я в совершенной уверенности, что если вы его, вкупе со старцем его, ко мне отпустите, то он, будучи питомец послушания, яко на крыльях ко мне полетит и прибытием своим крайне меня утешит. Может быть, я могу быть в чем-либо для Вас полезен, то за ваше одолжение постараюсь послужить со всяким усердием. О. Антонию, братцу Вашему, мой усердный поклон, и в знак памяти прошу принять по сей же почте посылаемую печать, равно как и я имею от него финифтяный образок. Пожелав вам всех благ и прося святых молитв, имею честь быть Ваш покорный слуга и Богомолец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Благодетель позаботился поставить ограду так, чтобы храм был посередине между северной и южной сторонами, а к западу – напротив святых врат, иначе не позволяло месторасположение. Особым крепостным актом земля и лес были отказаны «Одигитриевому Троицкому женскому общежитию, состоящему в Верейском уезде, в вечное и неотъемлемое его владение» 457 . Семен Лонгинович в пользу обители купил огороды недалеко от Москвы, которые ежегодно приносили пусть и небольшой, но необходимый для обители доход 458 . Земля эта, луговая и сенокосная, расположенная в пойме реки Москвы около деревни Печатники, всегда отличалась плодородием. В прошлом соседями по меже были огороды Спасо-Андрониковского и Спасо-Симонова монастырей, несколько южнее располагался Николо-Перервинский монастырь 459 . Интересен комплект писем, хранящийся в фонде Оптиной пустыни в отделе рукописей РГБ 460 в Москве, а также изданные письма игумена Антония (Путилова) 461 , адресаты которых из Зосимовой пустыни угадываются по некоторым чертам. Они открывают важные подробности из жизни сестер Зосимовой пустыни, пути их духовного преуспеяния и глубину покаянного чувства, а также события, происходившие в обители. Есть свидетельство о поездке начальницы Зосиминой пустыни (как назвал пустыньку игумен Антоний (Путилов)) матушки Веры в Малоярославецкий монастырь в декабре 1842 года 462 . А в мае 1844 года игумен Антоний послал в обитель свою первую ученицу, а затем и несколько других 463 . Как ясно видно из дошедших до нас писем, немало скорбей, искушений, болезней надо было претерпеть душе, вставшей на путь стяжания Божией благодати. И о. Антонию окормление женской обители доставляло множество искушений, ведь и в 44-м году о. Моисей продолжал отвечать на вопросы брата в прежнем духе: «Зосимину пустынь почитаю и всем обитательницам в оной искренне желаю спасения от Господа. Но в тех, хотя и благонамеренных потребностях, которые отречены законами верховного правительства, к удовлетворению совета дать не смею» 464 . Письма, найденные в фонде Оптиной пустыни, содержат мало сведений о сестрах, не принадлежавших к числу духовных чад игумена Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Маврикия. Павла (отсек себе руку). Пустынника Иоанна, слепец. Строителя Коневского иеромонаха Адриана, в схиме Алексия 28/3 1812 г. Ординского игумена Серапиона и его сподвижников: иеромонахов Иринарха и Гавриила. Блаженного Феодора. Память их 30 декабря. Первоначальников Флорищевой пустыни. Пустынножителей Мефодия, Варлаама, Менандра, Иоанна и митрополита Илариона (Суздальский). Помер 14 дек. 1708 г. Священо-иерея Гавриила † 30/12 1855 г. Монахини Серафимы и блаженной монахини Херувимы † 5 октября 1884 г. Поговорка ее «Матушь а матушь» Каменского Успенского монастыря. Киево-Печерского схимонаха Михаила. † 23/12 1815 г. 96 1/2 лет от роду. Старцев: Паисия и Феодора. Протоиерея Матфия, Гомелевский, Рыбинский. Р.Б. Иоанна. (Путилов похоронен в г. Мологе за алтарем кладбищенской Всехсвятской церкви.) Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа. Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаев. Р.Б. Александра. Михайлович Крайнев, странник. † 10 декабря 1889 г. Из жизнеописания отечественных подвижников 18–19 веков, книга за декабрь месяц. Москва 1910 г. Издание Русского Пантелеймонова монастыря. Царствие им Небесное, и вечный покой и их святыми молитвами нас, Господи, помилуй. Иерея Никиту, иерея Георгия и рабу Божию Анастасию (дед и родители митрополита Киевского Филарета). Помяни, Господи, убиенных в 1609 г. иноков Толгского монастыря 15 монахов и 31 послушников. Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка. Монахиню Антонию. Схимонахиню Пелагию. Елену, Параскеву. Иосифа. У Пятницы на Бору. Монахиню Евстолию. Монахиню Сарру, она затушила подожженные фитили французами в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Ново-Девичьего монастыря, померла 18 марта 1840 года. Иеросхимонаха Анатолия. Благоговейный, жил в Глинской пустыни. Он говорил так: «Сластолюбивых Бог не слушает», помер 30 ноября 1860 года. Монаха Авеля, прозванный прорицателем. Вся жизнь его прошла в тюрьмах. Помер в арестантской камере Суздальского монастыря 29 ноября 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии, мир и Божие благословение. Приятное письмо Ваше, посланное через брата А. С., имела удовольствие получить; и читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог . Вы, направя стопы Ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигши на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал Вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие, весьма сходно с принятым Вами намерением. И должна заметить, что на путь правый указует идущим не скитающимся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переходя из града в другой; но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и безмолвствуя языком в мире отверст устами в обители внутренней, затворивши уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, аще даде ему Господь. Сего старца, напутствующего Вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с Вами, сей провожающий на служение Богу, избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий Вас старец, от коего все мимоидущие, смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и с духи злобы. Вы же, видев совесть свою, как бы в зеркале, и приняв несение креста Спасителя нашего, обещая послушание нести его и далее, дóндеже укажется место и время сложить его, страшитесь сбросить его с себя, угождая побуждениям плоти, в коей часто бывает и враг владыкою. Но достигши спокойствия совести, и будучи наставляемы отцем Александром, не страшитесь мирного возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на небеси. Впрочем, хотя дядя, сестры и прочие родственники в неудовольствии по свойству плотскому, и мятутся, яко в мире ища наказаний, но вспомните родителей К. Д-ча незлобствующих о спасении ближнего. Может быть, Бог смирит сердца и Ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце Вашем, и не сделаете отступления, дав себя похитить волку из стада Христова и растерзать среди прелестьми ослепленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Пещерная церковь во имя арх. Михаила и Небесных сил бесплотных. 1851 г. Литография. Кон. XIX в. Пещерная церковь во имя арх. Михаила и Небесных сил бесплотных. 1851 г. Литография. Кон. XIX в. 12 марта 1850 г. патриарх Иерусалимский Кирилл II передал свт. Филарету в благословение Г. с. грамоты, в к-рых скит был назван Новой Гефсиманией. Архим. Антоний при содействии саровского игум. Исаии (Путилова) ввел в Г. с. правила, частично заимствованные из Саровской пуст . Свт. Филарет называл устав Г. с. «умеренным». По правилу прп. Пахомия Великого в скиту было введено неусыпное чтение Псалтири по братии и благотворителям лавры, к-рое совершалось в ц. в честь Страстей Господних (Гефсиманского моления), освященной 8 июля 1845 г. в подклети Успенского храма. Свт. Филарет объяснял необычное посвящение престола этого храма тем, что Гефсиманское моление Спасителя «представляет благоприятнейшее мысленное место молитвы для сокрушенного грешника, для возмущаемого скорбию», для каждого инока. В окт. 1844 г. свт. Филарет составил особый Заупокойный помянник скита, читавшийся в Гефсиманской ц. С 17 ч. служилась вечерня, с 2 ч.- утреня, с 5 ч.- ранняя литургия. На трапезе в понедельник, среду и пятницу масло не употреблялось, в субботу и воскресенье дозволялась рыба и молоко. Первоначально женщины в скит допускались лишь на 3-й день после праздника Успения Богородицы, когда совершалось бдение в память Ее Вознесения на небо. 6 окт. 1844 г. свт. Филарет советовал архим. Антонию принимать мирян «с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолвствующим». Братия вырезали из дерева крестики, пасхальные яйца, чашки, ложки, подсвечники, изготовляли четки. В отличие от насельников лавры они не получали денежного жалованья. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. 1886–1897 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. 1886–1897 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Первыми насельниками Г. с. стали обратившиеся от старообрядчества молдав. иноки: Анатолий (впосл. схиигум. Алексий), Иоанн (впосл. иеросхим. Израиль), Алипий (впосл. иеросхим. Александр) и Гедеон, к-рый принял постриг в мантию с именем Макарий, 25 марта 1845 г. рукоположен во иеромонаха, назначен управляющим Г. с. в звании благочинного, в 1848 г. уволен от управления. В 1849 г. Г. с. возглавил бывш. казначей единоверческого мон-ря в Иргизе иером. (с 1874 игум.) Анатолий, трудами к-рого развернулась строительная и хозяйственная деятельность.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Дальнейшим шагом стало духовное устройство братии, и совершить его надлежало уже следующему настоятелю, преподобному Антонию (Путилову). И в житейских трудностях, и в годину общенациональных бедствий русские люди призывали на помощь святителя Николая - Николу Угодника. Сугубая его помощь воинам, сражающимся за правое дело, зафиксирована в различных устных и письменных преданиях. Не случайно и появление образа " Николы Ратного " (или " Николы Можайского " ). На этом образе святитель Николай изображён с мечом. В эпоху Отечественной войны 1812 года святитель Николай также нередко помогал русским воинам. Так, вскоре после сражения под Малоярославцем очевидцы рассказывали, что видели во время битвы какого-то " старика на коне с мечом в руках " . И меч его был будто огненный. Отчасти эти рассказы подтвердили и сами французы. При отступлении в одной из церквей наполеоновские солдаты, уцелевшие после Малоярославецкой битвы, увидели икону святителя Николая и в панике закричали: " Этот старик выгнал нас из-под Малоярославца! " Действительно, мог ли святитель Николай оставить без помощи тех, кто сражался под стенами монастыря, посвящённого ему, против разорителей церквей Божиих и осквернителей святынь? Рассказывали также о явлении в небе над полем битвы Калужского образа Божией Матери. По свидетельству очевидцев, Богородица указала французам рукой на север, предрекая их армии гибель зимой 1812 года. Наконец, зримым доказательством Божьего присутствия явились ворота Никольского монастыря - израненные картечью и пулями, они представляли собой жалкое зрелище. Но ни одна из пуль не коснулась образа Спасителя, начертанного над воротами. Вот как раскказывал об этом архимандрит Леонид (Кавелин): " Никольский монастырь также потерпел значительно: церковь ограблена, деревянное строение выжжено; особенно же пострадали каменные въездные ворота, на фронтоне которых незадолго до неприятельского нашествия был изображён по извести лик Спасителя (Нерукотворенный образ). Все вокруг него изъязвлено картечными и ружейными пулями, но ни одна из них не коснулась Божественного изображения, как бы в знамение того, что Спаситель рода человеческого обратил лице Свое в день брани к нам, уповающим на милость Его, и сокрушил мышцы на ся уповающих... " Интересно, что образ Спасителя над воротами монастыря был написан незадолго до Малоярославецкого сражения, когда французы уже вступили в пределы России. Мастеру, работавшему над ликом Христа, говорили: " Не пишите; враг надругается над святым образом " . На это изограф отвечал: " Нет, скорее Он поругается врагу " . Так и сбылось.

http://sobory.ru/article/?object=00101

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

«Старец, высоко ставя творение св. Иоанна Лествичника в ряду писаний святых отцов-подвижников, изучал и сличал между собою все известные доныне печатные издания и рукописные переводы сего бессмертного творения, и потом, приняв в основание перевод старца Паисия, как мужа, исполненного духовного разума, прошедшего опытом духовные советы святого отца, непостигаемые одним книжным обучением, и будучи притом и сам достойным преемником иноческих добродетелей великого старца, – приложил особое усердие, дабы пояснить упомянутый перевод старца Паисия, чрез сличение оного с другими рукописными позднейшими переводами (каков, например, перевод бывшего алтайского миссионера архимандрита Макария), печатными изданиями и греческим текстом, с тою целью, чтобы сделать его доступным не для одного лишь чтения, но особенно для общего практического руководства заключавшимися в сей книге духовными наставлениями; из чего и составился перевод “Лествицы” на полуславянском наречии, коим прилежно занимался сам старец, при пособии ближнего ученика своего иеромонаха А я. К этому переводу по окончании его старец сам же составил алфавитный указатель предметам, содержащимся в творении св. Иоанна Лествичника, и собственноручно переписал оный, забывая и немощь тела, и недосуги, жертвуя для сего временем краткого отдыха» . В октябре 1851 года старец Макарий в Зосимовой женской пустыни встретился с наместником Троице-Сергиевой лавры о. Антонием (Медведевым) и указал на некоторые неточности в незадолго до того изданном академическом переводе «Лествицы» . Этот разговор стал известен митрополиту Филарету (Дроздову), который пожелал ознакомиться с недостатками перевода. Старец Макарий вместе с о. Амвросием и Иваном Андреевичем Половцевым сличил все доступные переводы. Старец Макарий вместе с о. Амвросием и Иваном Андреевичем Половцевым сличил все доступные переводы «Лествицы» О том, какие замечания были сделаны оптинскими иноками, можно судить по двум письмам старца Макария – от 22 декабря 1851 года к игумену Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря Антонию (Путилову) и от 26 января 1852 года к архимандриту Даниилу (Мусатову) , в которых старец просит проверить их правильность, сопоставив с имеющимися переводами. Второе письмо более подробно, поэтому приведем цитату из него:

http://pravoslavie.ru/159657.html

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит Моисей ! Приношу Вам мое усерднейшее поздравление с великим Праздником Праздников, желая Вам всех истинных благ и приветствуя Вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! По предварительному моему объяснению с Начальством, я надеюсь быть уволенным весною на побывку в Оптину Пустыню, куда полагаю прибыть в конце майя. Не откажите в милостивом приеме страннику! Позвольте просить Вас отвести мне келейку в Скиту или монастыре, если на гостинице не имеется отдельной келейки; ибо мне не хотелось бы остановиться в общем коридоре с светскими людьми. Последние две недели поста и настоящую пасхальную неделю рассчитываюсь с сильною простудною болезнию, по причине которой не мог быть даже и в первый день Пасхи у церковного Богослужения. Поручая себя Вашим Святым Молитвам с чувством отличного уважения н совершенной преданности, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником Архимандрит Игнатий 1856-го года 20 апреля Сергиева пустыня. P. S. Примите на себя труд передать о. Игумену Антонию мой усерднейший поклон и поздравление с Праздником. Письмо 79 Христос Воскресе! Ваше Высокопреподобие Высокопреподобнейший Отец Архимандрит! Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим Праздником Праздников и вместе искреннейшую признательность за поздравление Ваше меня, грешного, крайне нуждающегося воскреснуть от сна душевного и присноовладсвающего мною уныния. Весьма радуюсь о даровании штата Скиту. Это дарование штата, видно, есть и утверждение Скита: ибо доселе он существовал как архиерейская церковь . Обстоятельство, весьма важное для обители и скита! Очень основательно Вы говорите, что одно Ваше представление и представление Вашего Епархиального начальства были бы недостаточными без особого ходатайства, устроившегося как бы мановением Божиим, для доставления штата Скиту. По мановению Божию, за услуги Обители Вашей всему Христианскому Обществу, Московский Митрополит, Санкт-Петербургский Митрополит, Обер-Прокурор Св. Синода, добрейший Граф Толстой, как бы заодно, согласились дать Скиту штат. Бумаги – темное дело; живое ходатайство имеет огромную и благодетельную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Через несколько месяцев предсказание святого старца исполнилось. На фоне общего расцвета старчества в России XIX века особенно ярко выделяется старчество Козельской Введенской Оптиной пустыни (основана в середине XV в.). Многие благодатные дарования старцев – дары прозорливости, пророчества, исцелений и – что не менее важно непрерывная преемственная связь между оптинскими подвижниками создали всероссийскую славу Оптиной пустыни. На протяжении почти целого столетия сюда стекались жаждущие исцеления духовного и телесного, требующие помощи и совета, и «никтоже тощь и неутешен отыде». С Оптиной пустынью связаны многие славные имена религиозных деятелей, философов, писателей. Здесь бывали H. В. Гоголь (1809–1852), Ф. М. Достоевский (1821–1881), Владимир Соловьев (1853–1909); последний порыв умирающего Л. Н. Толстого (1828–1910) был глубоко символичен – в Оптину, а для него это значило – в Церковь Христову. Вот что писал известный русский мыслитель и публицист И. В. Киреевский (1806–1856): «Существеннее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты бы мог сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов». Такое исключительное счастье сам И. В. Киреевский имел в лице оптинского старца Макария. Оптина пустынь – один из древнейших русских монастырей. Однако тем расцветом и славою, которых она достигла в XIX столетии, она обязана двум братьям: архимандриту Моисею († 1862) и игумену Антонию († 1865; Путиловым). Архимандрит Моисей, прошедший школу подвижничества в Рославльских лесах, получавший духовные наставления от преподобного Серафима и достигший через «умное делание» высоких духовных дарований, тем не менее всегда по смирению своему старался отказываться от учительства и иерархических степеней. Архимандрит Моисей посвятил себя заботам хозяйственным: расширению и благоустройству монастыря и, главное, строительству знаменитого скита, ставшего в будущем местопребыванием святых оптинских старцев. Скитоначальником был поставлен игумен Антоний, человек удивительно кроткий, любвеобильный и обладавший редким даром сочувствия и утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010