Письмо 74 Ваше Преподобие! Боголюбивейший Отец Моисей! Приятнейшие ваши строки, при казенном пакете приложенные, и самое доставление онаго было для нас новым свидетельством той христианской любви и того искреннего и прямодушного благорасположения, под покровом которых мы жили в вашей Богоспасаемой обители. Не нужно в пространных словах изъяснять пред Вами нашу благодарность; ваше собственное сердце может вас уверить гораздо лучше всяких слов. При помощи ваших молитв окончили мы наше путешествие благополучно, больный с Троицкой Лавры стал ходить, а на место приехал почти здоровым. Просим покорнейше засвидетельствовать наше искреннейшее почтение о. Антонию и благодарность за его любовь. Сделайте одолжение, скажите наш усерднейший поклон скитским о. Леониду и о. Гавриилу,– также много пособлявшему нам с вашего благословения в келейных потребностях, о. Митрофану. И наконец,– препоручая себя вашим молитвам и желая вам всех благ, с сердечною преданностию и почтением, честь имеем пребыть Вашими покорнейшими слугами Дмитрий Брянчанинов и Михаил Чихачев Октября 26 дня 1829 г. Письмо 75 Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Моисей! Странствующий брат Демутье сказывал мне от Вас поклон. Весьма Вас благодарю и весьма рад, что как Вы, так и прочие старцы благополучны и здоровы. Вам известно, что живущий в Оптииском Ските рясофорный Монах Иоанн единственно ради меня у вас остался, что имел я к нему особенную любовь, равно и он ко мне. И потому прошу Вас убедительно отпустить чадо мое ко мне, отпустите его с миром! Я в совершенной уверенности, что если вы его, вкупе со старцем его, ко мне отпустите, то он, будучи питомец послушания, яко на крыльях ко мне полетит и прибытием своим крайне меня утешит. Может быть, я могу быть в чем-либо для Вас полезен, то за ваше одолжение постараюсь послужить со всяким усердием. О. Антонию, братцу Вашему, мой усердный поклон, и в знак памяти прошу принять по сей же почте посылаемую печать, равно как и я имею от него финифтяный образок. Пожелав вам всех благ и прося святых молитв, имею честь быть Ваш покорный слуга и Богомолец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава 13. Старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1897) Старец иеросхимонах Анатолий родился 24 марта 1824 г. в селе Боболи, Калужской губ. Он был сыном дьякона о. Моисея Копьева и его супруги Анны Сергеевны. Родители его были на редкость богобоязненными и желали видеть детей своих в иноческом звании. Они воспитывали своего единственнаго сына Алексея в известной строгости. С 5-летнего возраста отец обучал Алексея грамотности и хотел, чтобы его сын мог читать на клиросе. Но у мальчика был слишком слабый голос. В свое время Алексей был отдан в Боровское духовное училище, а когда окончил курс учения, был переведен в семинарию в Калугу. 14-ти лет он заболел горячкою и пропустил год учения. Здоровьем он не отличался. Стремление к монашеству в нем было развито рано и он чуть не ушел в Рославльские леса к пустынникам. Страшная гроза, которая захватила его в дороге, дала ему понять, что Господь препятствует его намерению. Окончив семинарию, Алексей Моисеевич Зерцалов, как его переименовали в семинарии, поступил на службу в казенную палату. Но вскоре чудо выздоровления от чахотки привело его навсегда в стены Оптиной Пустыни. Он пришел туда с матерью. «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь отпустила сына», – сказал ей там старец Макарий. Он стал обучать молодого послушника Иисусовой молитве и с любовью им руководить. Когда старец бывал занят, он благословил Алексия обращаться к о. Амвросию, объяснив свой выбор: «Он пошустрее». Кроме этого бр. Алексий обращался за духовным руководством и к о. Антонию Путилову с ведома и одобрения о. Макария. Он называл в шутку будущаго о. Анатолия «высочайшим» из-за его высокого роста, но также имея ввиду его духовное устроение. Несмотря на доброе расположение к нему его руководителей, жизнь бр. Алексия в монастыре была полна скорбей и трудностей. О. Макарий вел его тропой иноческого подвига. Сначала он работал на кухне, где приходилось ему мало спать, да еще спать на дровах. Затем его переводили из кельи в келью, не успеет он привести свое помещение в порядок, как его снова переводят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Письмо 92 Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен! Почтеннейшее письмо Ваше получено мною 24-го сего Января, и на оное имею честь Вас уведомить, что дело о завещанных Коллежским Советником Описка, нужно Ларионовым) в пользу Лаврентьевского и Малоярославецкого Николаевского Монастырей 10 т. рублях находится в рассмотрении 7-го Департамента Сената, что в Москве, коему подчинена Калужская губерния; а поэтому и советую Вам немедленно принять меры о ходатайстве в упомянутом 7-м Департаменте Сената в Москве, а между тем я узнаю, какое последовало по оному делу мнение Г-на Обер-Прокурора Святейшего Синода, и Вас непременно вскоре уведомлю. С истинным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий Января 26-го дня 1840 года Троицко-Сергиева пустыня. Письмо 93 Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и вселюбезнейший Отец Игумен! Когда получил я приятнейшее письмо Ваше, тогда лежал на одре тяжкой болезни, – и хотя любовию, дышущею в письме вашем, до глубины сердца был тронут, однако никак не мог отвечать собственноручно. Не желая, впрочем, оставить Вас в недоумении относительно прописанного в письме Вашем деле, поспешил по скорейшей справке уведомить Вас,– что, вероятно, Вы и получили. Благоволите наблюсти за сим делом в Москве, и когда оно перешлется в Петербург к Министру юстиции, потрудитесь немедленно меня уведомить. Доложите его Преосвященству, что я почитаю себя одолженным особою Его Святительства; и потому исполнение по силе Его Архипастырского поручения для меня будет приятнейшим долгом и послушанием. Поздравляю Вас, почтеннейший отец Антоний, с приятием Игуменского сана, что случилось не без особенного Промысла и воли Божией. Да дарует Вам Господь благоденствие и обильный духовный плод. Прошу продолжения братской любви Вашей, прошу Святых молитв Ваших, в коих весьма нуждаюсь: ибо живу близ моря житейского, волнуемого и обуреваемого многоразличными ветрами. О. Иоанникий прибыл благополучно в Петербург, принят Преосвященным Митрополитом весьма благосклонно,– и у нас, грешных, в шумной обители Сергиевской погостил денька два, утешая и утешаясь взаимною любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии, мир и Божие благословение. Приятное письмо Ваше, посланное через брата А. С., имела удовольствие получить; и читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог . Вы, направя стопы Ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигши на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал Вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие, весьма сходно с принятым Вами намерением. И должна заметить, что на путь правый указует идущим не скитающимся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переходя из града в другой; но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и безмолвствуя языком в мире отверст устами в обители внутренней, затворивши уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, аще даде ему Господь. Сего старца, напутствующего Вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с Вами, сей провожающий на служение Богу, избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий Вас старец, от коего все мимоидущие, смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и с духи злобы. Вы же, видев совесть свою, как бы в зеркале, и приняв несение креста Спасителя нашего, обещая послушание нести его и далее, дóндеже укажется место и время сложить его, страшитесь сбросить его с себя, угождая побуждениям плоти, в коей часто бывает и враг владыкою. Но достигши спокойствия совести, и будучи наставляемы отцем Александром, не страшитесь мирного возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на небеси. Впрочем, хотя дядя, сестры и прочие родственники в неудовольствии по свойству плотскому, и мятутся, яко в мире ища наказаний, но вспомните родителей К. Д-ча незлобствующих о спасении ближнего. Может быть, Бог смирит сердца и Ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце Вашем, и не сделаете отступления, дав себя похитить волку из стада Христова и растерзать среди прелестьми ослепленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Содержание Предисловие Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782–1811 гг.) Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Молитва о пользе братии Глава 3. Пребывание в скиту при Оптиной пустыни (1821–1826 гг.) Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым II. Из писем Архимандрита Александра Арзамасского, бывшего в Москве, в Новоспасском монастыре наместником, к братиям Тимофею и Ионе Путиловым Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим Письмо 1 VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной VII. Письмо к О. Игумену Антонию VIII. Духовное завещание О. Архимандрита Моисея IX. Письмо игумена Антония к Архимандриту Геннадию X. Письмо О. Игумена Антония Бочкова XI. Надгробное Слово, произнесенное при погребении О. Архимандрита Моисея Ректором Калужской Семинарии Архимандритом Герасимом XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах     Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор, как скончался О. Архимандрит Моисей , преобразователь, и можно сказать основатель Оптиной Пустыни, в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его, был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году, 1 но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братий давно уже собирали понемногу материалы для жизнеописания О. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими, однако, дополнениями и исправлением неточностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

Он исправил и дополнил «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» архим. Леонида, которое вышло 3-м изданием (М., 1876). Одним из первых К. начал составлять жизнеописания оптинских старцев. В 70-х гг. XIX в. вышли его труды, посвященные преподобным Льву (Леониду) (Наголкину) и Антонию (Путилову) . Для подготовки жизнеописаний К. использовал наследие архим. Леонида, неоконченные записки игум. Антония (Бочкова), ранее пытавшегося составить биографию старца Льва, келейные записки прп. Антония, письма преподобных Льва и Антония и др. лиц, устные рассказы. К. старался передать индивидуальные черты подвижников, особенности их характеров. Особое внимание он уделил традиции старчества, «гонениям» на старца Льва, недоброжелателям среди архиереев и монахов. К. собирал материалы и о жизни прп. Моисея (Путилова) , к-рые были включены архим. Иувеналием (Половцевым) в «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (М., 1882). В том же издании вышла подготовленная К. ст. «О пустынножительстве в Рославльских лесах». Также он собирал материалы для свода житий «русских ревнителей последних веков». В 1873 г. А. П. Толстой, находясь в Женеве, тяжело заболел. Его жена А. Г. Толстая, а также жена И. В. Киреевского Н. П. Киреевская обратились к К. с просьбой приехать и духовно поддержать графа. По благословению игум. Исаакия и старца Амвросия 6 июля 1873 г. К. со своим келейником выехал из Оптиной пуст. В калужском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был рукоположен во иерея. В Москве получил заграничный паспорт и отправился через Варшаву, Вену и Мюнхен. В Женеву К. прибыл 18 июля; успел напутствовать умирающего Толстого, который ранее отказывался принимать причастие из рук др. священников. 23 июля К. участвовал в отпевании графа в рус. Крестовоздвиженской ц. в Женеве. К. вернулся в Москву 2 авг., а 5 авг. были совершены заупокойная литургия и панихида, за к-рыми он сослужил свт. Иннокентию (Вениаминову) , митр. Московскому.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

«Старец, высоко ставя творение св. Иоанна Лествичника в ряду писаний святых отцов-подвижников, изучал и сличал между собою все известные доныне печатные издания и рукописные переводы сего бессмертного творения, и потом, приняв в основание перевод старца Паисия, как мужа, исполненного духовного разума, прошедшего опытом духовные советы святого отца, непостигаемые одним книжным обучением, и будучи притом и сам достойным преемником иноческих добродетелей великого старца, – приложил особое усердие, дабы пояснить упомянутый перевод старца Паисия, чрез сличение оного с другими рукописными позднейшими переводами (каков, например, перевод бывшего алтайского миссионера архимандрита Макария), печатными изданиями и греческим текстом, с тою целью, чтобы сделать его доступным не для одного лишь чтения, но особенно для общего практического руководства заключавшимися в сей книге духовными наставлениями; из чего и составился перевод “Лествицы” на полуславянском наречии, коим прилежно занимался сам старец, при пособии ближнего ученика своего иеромонаха А я. К этому переводу по окончании его старец сам же составил алфавитный указатель предметам, содержащимся в творении св. Иоанна Лествичника, и собственноручно переписал оный, забывая и немощь тела, и недосуги, жертвуя для сего временем краткого отдыха» . В октябре 1851 года старец Макарий в Зосимовой женской пустыни встретился с наместником Троице-Сергиевой лавры о. Антонием (Медведевым) и указал на некоторые неточности в незадолго до того изданном академическом переводе «Лествицы» . Этот разговор стал известен митрополиту Филарету (Дроздову), который пожелал ознакомиться с недостатками перевода. Старец Макарий вместе с о. Амвросием и Иваном Андреевичем Половцевым сличил все доступные переводы. Старец Макарий вместе с о. Амвросием и Иваном Андреевичем Половцевым сличил все доступные переводы «Лествицы» О том, какие замечания были сделаны оптинскими иноками, можно судить по двум письмам старца Макария – от 22 декабря 1851 года к игумену Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря Антонию (Путилову) и от 26 января 1852 года к архимандриту Даниилу (Мусатову) , в которых старец просит проверить их правильность, сопоставив с имеющимися переводами. Второе письмо более подробно, поэтому приведем цитату из него:

http://pravoslavie.ru/159657.html

«Случалось, – пишет отец Ювеналий, – что некоторые из немощных братий, особенно в первое время настоятельства отца Моисея, питая к нему за что-либо неудовольствие, увлекались до того, что поносили его разными укоризнами и делали это в присутствии его, притворяясь, что его не замечают. В подобных случаях отец Моисей все выслушивал, улыбаясь, с веселым видом и с какою-то радостию принимал неприятные слова как драгоценный подарок и после ни словом, ни делом не воздавал за такое неразумие. А приходя в келию, молился пред образом Спасителя, о Котором всегда говорил: “Вот мое прибежище!”. Во все время его настоятельства никто от него не пострадал, никому он не повредил. У него все были хороши, и самые немощные – в надежде их исправления. Случалось, что между братиями возникало какое-либо неудовольствие и тот или другой приходил жаловаться к настоятелю. Внимательно выслушав жалобу, отец Моисей давал недовольному высказаться, прерывая изредка замечаниями в таком роде: “Как же он это мог сказать! Поди ты, одобрить этого нельзя”, – а в заключение, когда пришедший думал, что с виновного последует взыскание, отец Моисей обыкновенно говаривал: “Да, уж нужно кончить дело по-монашески. Пойди, как-нибудь там объяснись с ним”. То есть тот, кто приносил жалобу, должен был делать первый шаг к примирению или просить прощения у другого... Из наставлений, которые отец Моисей давал брату своему отцу Антонию еще в 1823 году, когда сам был только начальником скита и монастырским духовником, видно, как он был велик в этом отношении. “Немощи душевные, – говорил он отцу Антонию, исповедавшему ему свою скорбь на одного брата, – должно носить благодушно, без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом; то таким образом надо и в душевных недугах поступать”. В последние годы жизни, когда кто-нибудь с огорчением говорил ему о каких-либо беспорядках или бесчиниях, отец архимандрит кратко отвечал: “Да уж сам-то я хуже всех”, – и говорил это с таким искренним смирением, что разговор о немощах братских невольно прекращался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. Беседа свт. Филарета (Амфитеатрова) с монахами Оптиной пуст. и жертвователями обители. Картина. 1847 г. В Рославльских лесах М. и мон. Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием прп. Паисия (Величковского), рукописные переводы к-рого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили неск. сборников, в к-рых последовательно изложили правила христ. жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в 3 книгах (Там же. Опт-600, 601 и 645), «О покаянии и спасении души» в 3 книгах (Там же. Опт-589-591, 606, 607), «Уединенное поучение» в 2 книгах (Там же. Опт-592, 593; Опт-629), «Душевная пища вседневного употребления» (Там же. Опт-642). М. и прп. Антоний писали сборники четким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой М., а о. Антоний иногда помогал брату. Нередко М. просил его переписать назидательные отрывки, к-рые могли относиться и к самому мон. Антонию (Путилову). Напр., в 1-й книге сб. «О подвигах иноческих» о. Антонием написана только гл. «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих-Миней говорилось о прп. Астионе, к-рый пошел на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди прп. Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пуст. и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись прп. Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Там же. Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 2), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др. «Дневниковые записи», к-рые М. вел в Рославльских лесах, содержат свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 нояб. 1819 г. он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее.- Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его.- И говорить потом с воображением присутствия Божия» (Там же. К. 86. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010