К 1845 г. М. составил подробное описание жизни прп. Серафима, которое собирался передать в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь прп. Антонию (Путилову) ; с ним он познакомился в 1840 г. в Воронеже. 15 дек. 1845 г. М. наконец получил место почетного смотрителя Карсунского уездного уч-ща без жалованья. Одновременно состоял членом Нижегородско-Ардатовского тюремного комитета и членом-корреспондентом специальной Комиссии гос. коннозаводства. Проживая в Симбирской губ., М. не терял связи с Дивеевом. Когда в июне 1848 г. в общине решался вопрос о месте закладки собора, он приехал в Дивеево и вместе с Мантуровым содействовал выбору места, на которое указал прп. Серафим. М. предлагал построить для прихожан с. Дивеева новый храм, чтобы возведенная первоначальницей прп. Александрой Казанская ц. отошла к общине. Согласно «Докладной записке» 1861 г., в день праздника Покрова Пресв. Богородицы 1848 г. М. сподобился видения буд. дивеевского собора (Записки. 2005. С. 163-168). Известие о начале Крымской войны (1853-1856) застало М. в Москве, куда он приехал для устройства старших дочерей в Ин-т благородных девиц. Услышав, что коалиция европ. держав напала на Россию, М. вспомнил предсказания прп. Серафима и поспешил в С.-Петербург, чтобы получить аудиенцию у имп. Николая I. Он собирался лично рассказать царю о пророчествах прп. Серафима, однако не был принят. М. изложил предсказания в письменном виде, благодаря чему документ сохранился (ГАРФ. Ф. 109. Оп. 29. 3 отд. 1 эксп. 1854 г. Д. 93). В 1903 г., во время подготовки к прославлению прп. Серафима, о письменном сообщении М. стало известно имп. св. Николаю II Александровичу, что, по одной из версий, послужило поводом к возникновению предания о таинственном послании прп. Серафима, полученном последним императором в дни Саровских торжеств. Одновременно М. пожертвовал с Высочайшего согласия 2 копии иконы Божией Матери «Всех радостей радость» (для императора и передачи в действующую армию), изображения прп. Серафима на осколках от камня, на котором молился преподобный, всем членам имп. фамилии (28 изображений) и передал 15 жеребцов со своего конезавода для армии. За поднесение образов, изображений прп. Серафима на камне, а также 2 патриотических стихотворений М. удостоился 3 Высочайших благодарностей, внесенных в его послужной список, а за пожертвование жеребцов ему был пожалован бриллиантовый перстень с имп. вензелем (РГИА. Ф. 1349. Оп. 3. Д. 1495. Л. 92). Скоропостижная кончина имп. Николая I потрясла М., по этому поводу он написал стихотворение «Плач и молитва Святой земли Русской» (Там же. Ф. 472 Оп. 18 (107/944) 1854 г. Д. 42. Л. 42-43 об.).

http://pravenc.ru/text/Мотовилов.html

Упомянутые о. Макарием две церкви в Зосимовой пустыни – Троицкий храм и, видимо уже построенный, надвратный каменный, Одигитриевский 477 . Он был освящен (после окончательной отделки) несколько позже, 27 июля 1852 года. Строительству этого храма предшествовало несколько чудесных событий. Когда сестры обители узнали о чудотворной иконе Божией Матери в часовне ближнего селения Рыжкова (или Кузнецове), то «по благословению владыки, подняли святую чудотворную икону и крестным ходом принесли в свою обитель для молебствия. И как только Царица Небесная посетила свою обитель, в тот же год одна благодетельная госпожа, исцеленная от болезни Матерью Божиею в сонном видении, возусердствовала выстроить небольшой храм во имя Матери Божией в каком-либо женском монастыре, и узнав, что в Одигитриевской обители нет храма во имя Одигитрии, по благословению владыки, создала оный над святыми вратами стены пустынной обители. Престарелая мать исцеленной отдала в сию церковь древнюю чудотворную икону «Одигитрии» Смоленской» 478 . Имя жертвовательницы на храм – титулярная советница Елизавета Петровна Арсеньева (впоследствии Третьякова) 479 . Что-то о внутреннем распорядке в обители можно узнать из автобиографии, написанной одной из духовных дочерей игумена Антония – Анной Баниной, вступившей в Зосимову пустынь 2 января 1853 года (в монашестве Аполлинарией). Она оставила нам теплое воспоминание о первых днях своего пребывания в монастыре 480 . В 1853 году в пустынь пришла племянница матушки Веры, Мария 481 – в будущем третья настоятельница Зосимовой пустыни игумения Магдалина. Ее взаимоотношения с другими сестрами складывались очень сложно. Под руководством матушки игумений, проявив послушание и терпение, она выстояла и «облеклась в нового человека». Господь благословил ее особым образом, крестом начальницы обители: в 1881 году сестры обители выбрали рясофорную послушницу Магдалину своей настоятельницей единогласно. Письма о. Моисея (Путилова) открывают и планы расширения Троицкого храма в Зосимовой пустыни. 20 сентября 1849 года он писал игумену Антонию: «Третьего дня была у нас в обители г. Марья Ивановна Головина 482 из Тихоновой пустыни и между прочим просила меня осведомиться посредством тебя о предложении строения придела от ее усердия в Зосимовой пустыни, где строиться будет храм новый. Чего будет стоить один придел по смете, о каковой просит справиться и доставить ей посредством меня, а не прямо в Тихонову пустынь, дабы негласно было. Согласно ее требования, выправься и пришли мне уведомление» 483 . Как мы знаем, северный придел в новом Троицком храме посвятили Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

489 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10. Донесение митрополита Московского Филарета в Святейший Правительствующий Синод 25 декабря 1855 г. 490 В монастыре к тому времени служил «священник Кирилл Стефанов Успенский, вдов, 70 лет» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 957, л. 137–138. Ревизские сказки церковнослужителей и их семейств за 1857 год]. В январе 1858 года в монастыре был уже и свой диакон [Там же. Л. 254]. Отец Кирилл, несмотря на свою старость, служил в монастыре еще немало – его имя упоминается в сохранившихся письмах сестер 1863 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 438 (февраль), 269 (март), 184 (июнь), 247 (октябрь) 1863 года], он проводил в последний путь игумению Веру и участвовал, как духовник, в процедуре избрания сестрами новой настоятельницы, состоявшейся 29 декабря 1868 года [РГИА. Ф. 796, оп. 150 (1869 г.), д. 327, л. 2–3]. 491 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10, л. 10; то же: РГИА. Ф. 1341, оп. 97, д. 2194, л. 1. Указ Е.И.В. Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода от марта 22 дня 1856 года. Опубликовано: Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. М., 1883. Том 1. С. 735–736. Из указов Святейшего Правительствующего Синода. Сразу же по утверждении монастыря, 12 марта 1856 года, сыновья Семена Лонгиновича, почетные граждане Василий и Димитрий Семеновичи Лепешкины, сделали Зосимовой пустыни подарок, пожертвовав в обитель десять тысяч рублей [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 103–ЮЗоб. Главная опись Троице-Одигитриевского монастыря 1857 года]. 495 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 26–27. Письмо зосимовской инокини Марии (Поливановой) к игумену Антонию (Путилову). 497 Письма к разным лицам игумена Антония, бывшаго настоятеля Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, М., 1869, 194. С. 247–249. 498 Дата празднования утверждения монастыря точно неизвестна. Но – не позднее 30 ноября, т. к. в письме к монахиням Севского Троицкого монастыря от 30 ноября 1856 года иеромонах Макарий (Иванов) писал о том, что «приехала зосимовская мать Мария Поливанова в апостольнике уже по-монашески» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 72об.]. В книге «Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь», составленной кнж. Еленой Горчаковой (М., 1903), на с. 39 сказано, что «митрополит Московский Филарет сам совершал литургию в день этого духовного торжества и заменил черные платья и платочки сестер монашескими рясами и шапочками ». Это повторено А. А. Павловс ким в книге «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (Нижний Новгород, 1907. С. 402). Но присутствие митрополита на том празднике опровергается автобиографией м. Аполлинарии (Баниной), участницы тех событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Облечена в рясофор во время праздника утверждения монастыря осенью 1856 года с именем Аполлинария, пострижена в монашество 12 января 1863 года. Занималась в монастыре иконописью. Известно, что именно она разрисовывала заставки в рукописных книжках для духовного отца игумена Антония. В 1864 году перешла в Крестовоздвиженский монастырь в городе Белеве, чтобы быть ближе к духовнику. После смерти игумена Антония ее духовником стал Оптинский старец Амвросий (Гренков) . С 1875 по 1882 год мать Аполлинария снова подвизалась в Зосимовой пустыни и несла послушание благочинной. Впоследствии она была игуменией многих монастырей. В схиме носила имя Амвросия. Скончалась 7 марта 1906 года в Петровской пустыни, которая находилась в 12 верстах от Кашина и была приписана к Кашинскому Сретенскому монастырю, там ее и погребли. О почившей схиигумении написали книгу, переизданную в наше время, в 1998 году 395 . Сохранившиеся письма к о. Антонию (Путилову) от сестер Зосимовой пустыни свидетельствуют, что о. Антоний не отвергал прошений «о вразумлении», исходивших от других монахинь и послушниц. Среди них имена монахини Филареты (в миру Елизавета Ивановна Хлопонина, вдова, московская почетная гражданка; пострижена в 1859 году), инокини Филареты (Панютиной) 396 , послушницы Елизаветы Денибековой и других. 353 Архиепископ Филарет (Дроздов) был назначен на Московскую кафедру в 1821 году, а в августе 1826 года возведен в сан митрополита. И сразу же, с 20-х годов, начал споспешествовать устройству женских общежитий в своей епархии. 354 Покровский Хотьков монастырь получил статус общежительного уже после смерти митрополита Филарета [Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах. СПб., 1901]. О различии между общежительными и своекоштными монастырями можно прочитать в Дневнике игумении Евгении (Озеровой) [Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М., 1997. С. 289– 292]. 355 Слово на литургии 18 сентября 1873 года в Борисо-Глебском Аносине монастыре, по исполнении 50-ти лет со дня открытия монастыря, сказанное Леонидом, епископом Дмитровским//Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Вот! Попечение о Церкви Христовой облекает Настоятеля в должность сборщика, заставляет выслушивать разные укоризненные наставления и суждения! Сколько уроков смирения! А братия, мало это чувствуя (ибо, чтоб чувствовать, надо испытать), то тем, то другим недовольны и завидуют сану, не понимая бремени, соединенного с саном. О. Иосиф приносит Вам сердечное благодарение за Отеческое воспоминание Ваше о нем и поручает себя Вашей любви и Св. молитвам. Я помышляю о поездке в Киев, где я не бывал. И Пр Филарет приглашает, и любовь многих отцов и братии знаем ых притягивает, и самое плохое здоровье мое нуждается в отдохновении и путешествии. Впрочем, как Бог велит; можно ли будет оторваться: мое положение и трудное и мудреное. Прошу Ваших святых молитв и продолжения Вашей отеческой и братской любви! С искреннейшею преданностию и сердечным почтением, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником и сомолитвенником Арх Игнатий 1842 8-го майя. Письмо 98 Ваше Высокопреподобие! Всепречестнейший и Достопочтенный Батюшка Отец Архимандрит, благословите! Во-первых, честь имею поздравить Вас с Божиею и Монаршиею милостию; при чем усерднеише желаю, дабы милость Царя Небесного и благоволение Монаршее и впредь обильно изливались на Вас! Во-вторых, приношу Вашему Высокопреподобию всечувствительнейшую благодарность мою за памятование обо мне, грешном, за приписанный поклон и за присланную Печать, каковых знаков благоволения Вашего я не ожидал, считая себя более заслуживающим презрение: но Вы как Праведник, по слову Св. Давида, наказали меня милостию! А по сему я за сию богатую милость приношу Вам с коленопреклонением сердечную благодарность мою. Причем осмеливаюсь донесть Вам и о себе, что я по милости Божией жив еще, точию от многих моих грехов, очень нередко немоществует тело – немоществует и душа моя! почему, припадая к стопам Вашим, испрашиваю Ваших Богоугодных о мне молитв; коим поручая себя, остаюсь ко Особе Вашего Высокопреподобия с Сердечным уважением моим и с усерднейшим желанием – Милости Божией и Душеспасительного при многолетнем здравии жития Нижайший Слуга и Богомолец ваш

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письмо 92 Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен! Почтеннейшее письмо Ваше получено мною 24-го сего Января, и на оное имею честь Вас уведомить, что дело о завещанных Коллежским Советником Описка, нужно Ларионовым) в пользу Лаврентьевского и Малоярославецкого Николаевского Монастырей 10 т. рублях находится в рассмотрении 7-го Департамента Сената, что в Москве, коему подчинена Калужская губерния; а поэтому и советую Вам немедленно принять меры о ходатайстве в упомянутом 7-м Департаменте Сената в Москве, а между тем я узнаю, какое последовало по оному делу мнение Г-на Обер-Прокурора Святейшего Синода, и Вас непременно вскоре уведомлю. С истинным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий Января 26-го дня 1840 года Троицко-Сергиева пустыня. Письмо 93 Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и вселюбезнейший Отец Игумен! Когда получил я приятнейшее письмо Ваше, тогда лежал на одре тяжкой болезни, – и хотя любовию, дышущею в письме вашем, до глубины сердца был тронут, однако никак не мог отвечать собственноручно. Не желая, впрочем, оставить Вас в недоумении относительно прописанного в письме Вашем деле, поспешил по скорейшей справке уведомить Вас,– что, вероятно, Вы и получили. Благоволите наблюсти за сим делом в Москве, и когда оно перешлется в Петербург к Министру юстиции, потрудитесь немедленно меня уведомить. Доложите его Преосвященству, что я почитаю себя одолженным особою Его Святительства; и потому исполнение по силе Его Архипастырского поручения для меня будет приятнейшим долгом и послушанием. Поздравляю Вас, почтеннейший отец Антоний, с приятием Игуменского сана, что случилось не без особенного Промысла и воли Божией. Да дарует Вам Господь благоденствие и обильный духовный плод. Прошу продолжения братской любви Вашей, прошу Святых молитв Ваших, в коих весьма нуждаюсь: ибо живу близ моря житейского, волнуемого и обуреваемого многоразличными ветрами. О. Иоанникий прибыл благополучно в Петербург, принят Преосвященным Митрополитом весьма благосклонно,– и у нас, грешных, в шумной обители Сергиевской погостил денька два, утешая и утешаясь взаимною любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава 13. Старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1897) Старец иеросхимонах Анатолий родился 24 марта 1824 г. в селе Боболи, Калужской губ. Он был сыном дьякона о. Моисея Копьева и его супруги Анны Сергеевны. Родители его были на редкость богобоязненными и желали видеть детей своих в иноческом звании. Они воспитывали своего единственнаго сына Алексея в известной строгости. С 5-летнего возраста отец обучал Алексея грамотности и хотел, чтобы его сын мог читать на клиросе. Но у мальчика был слишком слабый голос. В свое время Алексей был отдан в Боровское духовное училище, а когда окончил курс учения, был переведен в семинарию в Калугу. 14-ти лет он заболел горячкою и пропустил год учения. Здоровьем он не отличался. Стремление к монашеству в нем было развито рано и он чуть не ушел в Рославльские леса к пустынникам. Страшная гроза, которая захватила его в дороге, дала ему понять, что Господь препятствует его намерению. Окончив семинарию, Алексей Моисеевич Зерцалов, как его переименовали в семинарии, поступил на службу в казенную палату. Но вскоре чудо выздоровления от чахотки привело его навсегда в стены Оптиной Пустыни. Он пришел туда с матерью. «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь отпустила сына», – сказал ей там старец Макарий. Он стал обучать молодого послушника Иисусовой молитве и с любовью им руководить. Когда старец бывал занят, он благословил Алексия обращаться к о. Амвросию, объяснив свой выбор: «Он пошустрее». Кроме этого бр. Алексий обращался за духовным руководством и к о. Антонию Путилову с ведома и одобрения о. Макария. Он называл в шутку будущаго о. Анатолия «высочайшим» из-за его высокого роста, но также имея ввиду его духовное устроение. Несмотря на доброе расположение к нему его руководителей, жизнь бр. Алексия в монастыре была полна скорбей и трудностей. О. Макарий вел его тропой иноческого подвига. Сначала он работал на кухне, где приходилось ему мало спать, да еще спать на дровах. Затем его переводили из кельи в келью, не успеет он привести свое помещение в порядок, как его снова переводят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга и сомолитвенник   недостойный Игумен Моисей 2 Генваря 1840 Оптина Пустынь. Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит!   Нося в душе чувство Благодарности к Вам за полученное мною приятнейшее писание, каковым изволили почтить меня, недостойного; и Братия наши о. Иоанникий и о. Иларион, возвратись Благополучно из С. Петербурга, в обители изъяснили мне о оказании к ним Вашего Отеческого Благоволения и успокоения в Вашей Святой обители. Приемля сии милости Ваши учиненными для всей нашей обители, купно и для меня, долгом считаю принести Вам мою всепокорнейшую благодарность. А при том, имея в виду приближающийся радостный день Ангела Вашего и всерадостный Праздник Рождества Христа Спасителя нашего, приношу Вам усерднейшее поздравление со оными. И от всего сердца желание, да Благословит Господь Бог дни жизни Вашей миром, здравием и ниспосланием БОГАТЫХ СВОИХ ДАРОВ. Осмеливаюсь поручить себя и вверенной мне обители Братию Вашим святым молитвам и с нижайшим моим высокопочитанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия покорный слуга и сомолитвенник   недостойный Игумен Моисей 17 декабря 1840 Оптина Пустынь. Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит!   Отеческое Ваше писание от 18-го сего Генваря я имел счастие получить и, согласно Вашего предложения на увольнение Иеромонаха Иосифа, изъявляю согласие с душевным моим удовольствием, имея сей приятный случай, к услуге Вашей отпускаю Его с радостию. Поручая себя и вверенное мне о Христе Братство Вашим св. молитвам и Отеческому Благорасположению, с истинным моим высокопочитанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия покорный слуга и Богомолец   недостойный Игумен Моисей 29 Генваря 1842 Калуга. Письма святителя Игнатия к преподобному Антонию (Путилову) [ 2086 ] Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен!   Почтеннейшее письмо Ваше получено мною 24-го сего Января, и на оное имею честь Вас уведомить, что дело о завещанных Коллежским Советником Григорьевым [ ] в пользу Лаврентьевского и Малоярославецкого Николаевского Монастырей 10 т. рублях находится в рассмотрении 7-го Департамента Сената, что в Москве, коему подчинена Калужская губерния; а поэтому и советую Вам немедленно принять меры о ходатайстве в упомянутом 7-м Департаменте Сената в Москве, а между тем я узнаю, какое последовало по оному делу мнение Г-на Обер-Прокурора Святейшего Синода, и Вас непременно вскоре уведомлю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С натуры писалъ Алексей Копье[в]». Преподобный изображен по пояс, вполоборота вправо, в черной монашеской мантии и клобуке; в правой, почти скрытой под мантией руке держит книгу, в левой - четки. Два креста на груди, по-видимому, дописаны позднее: наперсный золотой получен М. в 1854 г., наградной - в 1857 г. в память Крымской войны. Художник создал образ строгого, самоуглубленного подвижника; у М. крупные черты лица с морщинами на переносице, относительно небольшая борода со значительной проседью. Фон резко высветляется справа по контуру фигуры. Аналогичный по иконографии и колориту небольшой портрет старца сер. XIX в., где он изображен без крестов, находится в ЦИМ СДМ ( Зеленина. 2002. Вкл. Ил. 3). В собрании Оптиной пуст. сохранились 2 близких по исполнению живописных портрета М. кисти оптинского иером. Гавриила (Спасского), которые немного отличаются оттенками колорита (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 4, 5). Одно из изображений, 1854 г., имеет на обороте автограф живописца: «Сей Портретъ Почтеннйшаго Старца Iepoмohaxa Makapiя, писанный 1854го года Ноября 28го дня Усердствую я Многогршный Iepoм. Гabpiuлъ на память Достопочтеннйшему Батюшк - Отцу Игумену Ahmohiю» (т. е. портрет был подарен прп. Антонию (Путилову)). Работы иером. Гавриила схожи с портретом худож. А. Копьева по композиции, иконографии и приемам исполнения (написание жеста руки с четками, лика и бороды, фона с падающей тенью), но на старце только один, недавно полученный золотой наперсный крест; правая рука не показана, взор обращен к зрителю. К др. иконографическому типу принадлежит камерный портрет М. 3-й четв. XIX в. из оптинского собрания (Там же. Ед. хр. 7). Поясное изображение, исполненное маслом на картоне-паспарту, заключено в овал с золоченой рамкой из тисненой фольги. Святой представлен вполоборота влево на темном фоне, на груди - 2 креста, правая рука лежит на рукояти посоха, в левой - четки. В отличие от описанных портретов у него более худощавое лицо с полностью седой раздвоенной бородой, вьющиеся пряди волос спускаются на плечи (в сделанной карандашом подписи М.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Он исправил и дополнил «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» архим. Леонида, которое вышло 3-м изданием (М., 1876). Одним из первых К. начал составлять жизнеописания оптинских старцев. В 70-х гг. XIX в. вышли его труды, посвященные преподобным Льву (Леониду) (Наголкину) и Антонию (Путилову) . Для подготовки жизнеописаний К. использовал наследие архим. Леонида, неоконченные записки игум. Антония (Бочкова), ранее пытавшегося составить биографию старца Льва, келейные записки прп. Антония, письма преподобных Льва и Антония и др. лиц, устные рассказы. К. старался передать индивидуальные черты подвижников, особенности их характеров. Особое внимание он уделил традиции старчества, «гонениям» на старца Льва, недоброжелателям среди архиереев и монахов. К. собирал материалы и о жизни прп. Моисея (Путилова) , к-рые были включены архим. Иувеналием (Половцевым) в «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (М., 1882). В том же издании вышла подготовленная К. ст. «О пустынножительстве в Рославльских лесах». Также он собирал материалы для свода житий «русских ревнителей последних веков». В 1873 г. А. П. Толстой, находясь в Женеве, тяжело заболел. Его жена А. Г. Толстая, а также жена И. В. Киреевского Н. П. Киреевская обратились к К. с просьбой приехать и духовно поддержать графа. По благословению игум. Исаакия и старца Амвросия 6 июля 1873 г. К. со своим келейником выехал из Оптиной пуст. В калужском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был рукоположен во иерея. В Москве получил заграничный паспорт и отправился через Варшаву, Вену и Мюнхен. В Женеву К. прибыл 18 июля; успел напутствовать умирающего Толстого, который ранее отказывался принимать причастие из рук др. священников. 23 июля К. участвовал в отпевании графа в рус. Крестовоздвиженской ц. в Женеве. К. вернулся в Москву 2 авг., а 5 авг. были совершены заупокойная литургия и панихида, за к-рыми он сослужил свт. Иннокентию (Вениаминову) , митр. Московскому.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010